Как сказал один критик «Зимовье в конце девяностых и сейчас заполнило ту нишу, которую в конце восьмидесятых занимал «Аквариум». Арбенин гений – а гений тем и отличается от простого таланта, что у него нет плохих произведений. Потому можно начинать практически с любого альбома.
Но – каждый альбом – совершенно особенный. Первый альбом – «Города которых не стало», это пробы пера. Уже виден мастер, но в альбоме ещё нет целостной композиции, как это у них в последних альбомах. Отдельные вещи – «беспределица», потрясают.
Арбенин – мастер такого особого юмора который я определяю как «второй юмор», то есть сначала – смешно – а когда до конца поймешь – страшно. «Когда ты станешь маленьким» вроде презабавнейшая песенка, почти детская, а коли задумаешься – так это же о смерти Ии реинкарнации, «Романс» народ ухохатывался – а приглядишься, - поётся то она от лица уже умершего – предположительно покончившего с собой. Вот этот самый «второй юмор» печальную сторону которого может понять далеко не каждый, в литературе очень силён у Довлатова – в поэзии до Арбенина практически не был представлен.
Альбом «Число человека» - на мой взгляд уже сильней – ведь там есть его великолепная «Зимняя муха» - первый гимн во славу Лилит. Это именно о ней, от первой до последней строки. Опять же в стиле «второго юмора» сделана песня «поросёнок» - вроде смешно, а не совсем.
«Плечи», «свидетели» и «оба неба», самые личные альбомы Константина – видимо в этот период, у него были прекрасные минуты в жизни и любви. Сама песня «свидетели» - после башлачёвской «влажный блеск наших глаз», лучшая что было в нашем роке в плане изящных эротических аллюзий. Священный эротизм – моя любимая тема, и пожалуй,, за то, как великолепно эту тему представил Константин я его так ценю.
«Вещи со своими именами», и «Возвращение именных вещей» даже трудно определить – эта дилогия ближе к бардовской песни, чем к року. Для меня – это песни предчуствия угасания. В особом ряду стоит песня «от рождества до рождества» анализу которой я посвятил отдельную статью и которая является во многом пророческой песней. Возможно за созвучие настроений – очень люблю его «тёплую войну» в паре с «контрабандистом».
«Родословная» - самый сложный, самый философский и мистичный альбом Константина. Тут уже есть совершенство композиции компановки альбома – одна песня как бы продолжает другую, название – уже не случайно (хотя скорей всего оно уже не случайно выбирается где то с «плечей»). Тут – моя любимая песня – «Дети Лилит», которая на мой взгляд есть шедевр возможно лучший за последние десять лет русскоязычной поэзии. Оккультные и мистические мотивы становятся ярко выражены.
«Конец цитаты», самый глубокий, самый мрачный и самый философский, я бы даже сказал самый экзистенциальный альбом. На мой взгляд, это их лучший альбом – но начинать знакомство с зимовьем с него я бы не советовал – другие будет воспринять сложней. Здесь Константин дошел до своей вершины, пика.
«Антиутопия» - если не считать «Отечество Ионы» - Альбом откровенно слабый, возможно создав такой альбом как «конец цитаты», Константин решил немного отдохнуть. Непонятно зачем, он перепевает старые песни чуть по новому.
Однако чертовски хорош последний альбом – «на третьем римском». Помню свой восторг по прослушиванию, но увы сказать о нём ничего не могу – в мп3 его нет, а мой мафон вот уже как год сломан. Потому – не помню. В общем выбирай.