Если архетип героя, является динамичным мужским началом, то динамичным женским мы можем назвать архетип Лилит.
Однако архетип героя,в торичен по отношению к Лилит. Лилит – это пожалуй уникальный женский персонаж мировой мифологии которая сочетала в себе волю к свободе и сексуальность.
Давайте разберём миф о Лилит поподробнее. Несомненно Яхве – бог патриарх тождественен Сатурну, архетип которого был тщательно проанализирован выше. Тождественность Яхве и Сатурна подтверждает то, что Суббота – традиционно была отдана Сатурну, в Риме была священным днём Яхве. Конфликт сатурнического яхве и Лилит, несомненно представляет собой мифологему первостепенной психологической важности. Лилит вступила в конфликт с Адамом по вопросам власти, и когда Адам призвал на помощь Яхве, не покорившись, улетела «на края моря».
В этой мифологеме важно то, что даже противники Лилит не скрывают тот факт, что в своей борьбе она требовала не власти над Адамом, но РАВЕНСТВА с ним. Согласитесь подобный мотив уникален в мировой мифологии, - боги бунтари как правило стремились не к равенству, но к низвержению того против чего восстали. Тот же Люцифер, при всём романтическом ореоле окружающем его бунт против бога стремился занять его место, Тогда как Лилит ничего этого было не надо – она просто хотела естественного равенства в котором ей было отказано.
Интересно проследить семантические параллели с другими женскими богами имеющими протослог «Ли». Так например в индуизме, присутствует Лила, представляющая божественную игру, и весь динамизм меняющегося бытия. Её, как и Лилит, часто пытаются выдать за демоницу, но в изначально она является супругой высшего божества и представляет его динамический страстный аспект.
Своя параллель Лилит есть и в русском язычестве – Леля – богиня чувственной любви. В виду отсталости славянских племён, этот образ не был как следует разработан, но изначальная двоица – опять же прослеживается.
Традиционно в литературе Лилит является персонификацией страсти, однако эта страсть губительна только для слабаков, которые управляемы Фетидой. Для сильной же личности те дары Лилит, есть лучшее что может быть. Не случайно в «Книге Лжей» Алистера Кроули, появляется Лейла (созвучие очевидно) которая в данной работе представляет архетип Лилит.
Лилит, объединяет в себе волю к свободе и сексуальность, а потому является высочайшим женским архетипом. Женщина преодолевшая давление патриархальных установок в себе и власть архетипа Фетиды и есть суть Лилит. Одним из совершеннейших женских образов когда либо созданных во всей мировой литературе является образ Сабины, из уже не раз цитированного мной романа Милана Кундеры «Невыносимая лёгкость бытия». Одним из ключевых девизов Телемы Алистера Кроули является девиз «Любовь есть закон; любовь управляемая волей», который совершенно передаёт суть архетипа Лилит.
Чтобы прочувствовать силу этого архетипа рекомендуется к прослушиванию песни Константина Арбенина «Зимняя муха» и «дети Лилит» - без сомнения Константин Арбенин является одним из самых чистых проводников её воли. Так же этому архетипу соответствует творчество Бориса Гребенщикова, а в особенности песня «Сила на её стороне», которая, на мой взгляд является одним из высших творений последнего десятилетия. Лилит – суть та сила, что движет жизнь к более высшей точки.