Швейцарский армейский нож. Биография бренда. |
По виду не столько оружие, сколько «приспособа» для открывания консервов, бутылок, стрижки и полирования ногтей ногтей и других надобностей в походных условиях. Наверное, так и должно быть в Швейцарии, стране «вечного нейтралитета». Но название у этой части экипировки швейцарских солдат гордое и боевое - швейцарский армейский нож. Очевидно, как воспоминание о славных традициях знаменитой швейцарской пехоты, в составе почти всех европейских армий наводившей ужас на противников.
Отец-прародитель, Карл Элзенер назвал свое детище ещё брутальнее - Солдатский нож. Очевидно, ему было "за державу обидно": карманные ножи в швейцарскую армию поставляла Германия. Как владелец компании по производству хирургических инструментов Элзенер знал толк в колюще - резущих предметах. Карманные или перочинные ножи с убирающимися лезвиями тогда были в ходу.Элзенер пошел навстречу пожеланиям заказчиков и снабдил нож не только лезвием, но ещё отверткой - развинчивать для прочистки винтовку и консервным ножом - открывать только что появившиеся банки с новым походным продуктом.
Нож понравился и был куплен для армии. Но Элзенер придумал и в 1897 году запатентовал нечто новое: лезвия, расположенные с двух сторон удерживала в "положения покоя" одна пружина. Это давала возможность спрятать в нож больше предметов. Например, штопор, отвертку, шило.
Появился нож-органайзер, постепенно завоевавщий популярность у мужчин во всем мире. Особенно от него "тащились" американцы. До сих пор швейцарцы делают ножи для себя и немного на экспорт и почти все уходит в Северную Америку. Предусмотрительный Элзенер, чтобы не забыли "ху из ху" - на деревянной рукоятке поместил изображение герба Швейцарии.
Первый нож был черным. Торжественный красный цвет "швейцарец" получил позже. Долгое время Элзенер был монополистом. Очевидно, время от времени он смотрелся в блестящее миниатюрное лезвие и спрашивал: "Свет мой, лезвие скажи, да всю правду покажи, я ль на свете единственный поставщик карманных ножей в швейцарскую армию?" И лезвие исправно отвечало: "Да." Такая лафа продолжалась до 1908 года, когда правительство Швейцарии в целях создания здоровой крнкуренции разделило госзаказ между фирмой Victorinox Элзенера и фирмой Wenger Теодора Венгера. Венгер купил и назвал своим именем компанию созданную в 1893 году.
Конкуренты не стали вести междуусобные войны, а по-братски поделили заказ, решив сохранить при этом лицо каждой фирмы. По взаимному соглашению, продукция Wenger рекламировалась как Подлинный швейцарский армейский нож, а Victorinox использовала слоган Оригинальный швейцарский армейский нож. Можно было их отличить и по логотипу - Крест Victorinox окружен щитом с двусторонней симметрией, тогда как крест Wenger окружен немного скругленным квадратом с четырехсторонней симметрией. Популярностью пользовалась продукция и одной и другой фирмы, поэтому когда в 2005 году Victorinox приобрела Wenger и снова стала единственным поставщиком ножей швейцарской армиии, руководство фирмы заявило потребителям, что обещает сохранить оба бренда нетронутыми.
Конечно, швейцарский нож не оставался неизменным, неизменным оставалось его качество, начинка менялась. И для армии и особенно для шатских поклонников "швейцарца": для альпинистов выпускают ножи с альтиметрами кроме всего прочего, для рыболовов с приборами, помогающими извлекать крючки изо рта пойманной рыбы, можно заказать ножи с картой флеш-памяти с интерфейсом USB, с электронными жидкокристаллическими часами, светодиодом, лазерной указкой, цифровым MPЗ- плеером и тд., и пр... В Книгу рекордов Гиннеса попал швейцарский нож с 314 лезвиями и приспособлениями.
Для производства лезвий ножей используются специальные нержавещие легированные стали, обеспечивающие после процесса закаливания заявленную твердость. Цена в зависимости от комплектации колеблется в переводе на отечественную валюту примерно от 700 до 7000 рублей и выше. Но в данном случае можно за ценой и не постоять ибо покупается даже не бренд, а элемент, кусочек истории вещей, чьи собратья летают с американскими астронавтами на космических орбитах, хранятся в Музее современного искусства в Нью-Йорке, Музее прикладного искусства в Мюнхене, в коллекциях американских президентов и, наконец, в кармане каждого настоящего швейцарца.
А это любимая швейцарская шутка: два бренда в одном - швейцарский шоколад в виде швейцарского ножа.
Использованы материалы Википедии и других сайтов Сети.
Рубрики: | Дальние страны История Военное дело |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |