Галерея мифологических животных: Сирин и Алконост |
В. Васнецов. Песни радости и печали. Сирин и Алконост.
Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный,
Блаженств нездешних полный взгляд.
И, затаив в груди дыханье,
Перистый стан лучам открыв,
Вдыхает всё благоуханье,
Весны неведомой прилив...
И нега мощного усилья
Слезой туманит блеск очей...
Вот, вот, сейчас распустит крылья
И улетит в снопах лучей!
Другая - вся печалью мощной
Истощена, изнурена...
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна...
Напев звучит глубоким стоном,
В груди рыданье залегло,
И над ее ветвистым троном
Нависло черное крыло...
Вдали - багровые зарницы,
Небес померкла бирюза...
И с окровавленной ресницы
Катится тяжкая слеза...
А. Блок
И В. Васнецов и А. Блок объединяют этих птицедев в один художественный образ. Это не случайно, это в традициях славянской мифологии. Но Сирин и Алконост вполне уверенно существуют и в качестве самостоятельных мифологических "единиц".
Изображение на сундуке. 1710 г.
Сирин ведет свою "родословную" от древнегреческих мифологических сирен. Греческое "сейрен" — очарование, обаяние.
Спутницы Прозерпины превращаются в сирен.
Первым о них упомянул Гомер в 12 песне "Одиссеи" К сожалению, он не дал описания их внешности. Из "Одиссеи" стало известно лишь, что они были связаны с морем - жили на острове неподалеку от Сциллы и Харибды, обладали божественными голосами и совершенно дьявольскими характерами: любили сладкозвучным пением заманить моряков к своему острову и убить . Пытались они свой обычный фокус проделать и с хитроумным Одиссеем, но не тут-то было.
Г. Дрейпер. Сирены и Одиссей
Цирцея предупредила его:
Прежде всего ты увидишь сирен; неизбежною чарой
Ловят они подходящих к ним близко людей мореходных.
Кто по незнанию к тем двум чародейкам приближась их сладкий
Голос услышит, тому ни жены, ни детей малолетних
В доме своем никогда не утешить желанным возвратом:
Пением сладким сирены его очаруют, на светлом
Сидя лугу; а на этом лугу человечьих белеет
Много костей, и разбросаны тлеющих кож там лохмотья.
Улисс прислушался к совету Цирцеи, заклеил своим спутникам уши воском, а себя велел привязать в мачте. И хотя сирены обещали рассказать о том что его ждет дома, Одиссей не поддался и благополучно миновал их остров. От бессильной ярости они бросились в море и обратились в скалы. Только вот сидетельств о внешнем виде сирен он не оставил. Народ терялся в догадках. Одни считали, что это - полуженщины - полуптицы, другие - полуженщины - полурыбы. То есть по - нашему, по-славянски, - русалки.
Правда, нам, воспитанным на поговорке "нем как рыба", трудно представить, что женщины -полурыбы могут петь. Хотя находятся люди, которые решаются опровергнуть это устоявшееся представление о русалках. Вот что пишет известный дайвер Андрей Макаревич в своей книге "Сам овца": «Как-то мы с друзьями поехали в деревню. Там было лесное озеро. Лес начинался прямо от берега, примерно в километре от деревни. Я решил искупаться. Быстро разделся на каменистом берегу, отмахиваясь от кровососов, вошел в темную воду и нырнул головой вниз. Глубина начиналась от берега сразу, вода была теплой только на поверхности, а внизу - ледяная. У меня зазвенело в ушах, и вдруг я услышал, как поют русалки - без слов. Это была песня про всех утонувших в этом озере за тысячи лет. Голоса под водой звучали так неожиданно и страшно, что я пулей вылетел на поверхность. Над водой никто не пел, лес глядел на меня мрачно и неприветливо. Я оделся, стараясь не смотреть по сторонам, и заспешил в сторону дома».
C. Boutibonne. Сирены.
Кстати, существуют целых два семейства млекопитающих отряда Sirena. Это высокоспециализированное водное животное, их передние конечности преобразованы в настоящие плавники без пальцев. Животное может опираться на передние конечности и совершать ими сложные движения — например, заталкивать в рот пищу. Задняя часть тела вытянута и образует хвост с плоским горизонтальным плавником на конце. По образу жизни сирены промежуточны между китами и тюленями: они никогда не выходят на сушу, но избегают открытого моря, предпочитают зону тропических побережий. Это единственные растительноядные морские млекопитающие на Земле. Каждое животное съедает в день до 40 кг морской травы и водорослей.
Ламантины - милашки из семейства Sirena.
И тем не менее, все-таки гораздо проще было представить сирен в виде полуженщин - полуптиц. Особенно на на зеленом лугу, где белеют кости.
Д.Уотерхаус. Сирены и Одиссей.
Именно этот образ сирен был близок и Овидию.В 5 книге своих "Метаморфоз" он рассказывает, как сирены, дочери Ахелоя, могущественного речного Бога и музы Мельпомены, обрели свой необычный облик.
Но у вас, Ахелоевы дочери, перья и ноги зачем?
Ведь раньше вы девами были!
Иль оттого, что, когда собирала цветы Прозерпина
Вешние, были вы с ней, сирены ученые, вместе?
После по миру всему её вы напрасно искали,
И чтобы даже моря про вашу узнали заботу,
Вскоре над зыбью морской на крыльях-веслах держаться
Вы пожелали, и к вам божества благосклонность явили:
Руки и ноги у вас вдруг желтыми стали от перьев!
Но чтобы пение их на усладу рожденное слуху,
Чтобы подобная речь в даровитых устах не пропала
Девичьи лица у них, человечий по-прежнему голос.
Неизвестный художник. Спутницы Прозерпины превращаются в сирен.
С Овидием согласен и предполагаемый автор «Мифологической библиотеки», греческий ученый Аполлодор (ок. 180— 119 гг. до н. э.) - сирены появились от брака одного из потомков Океана Ахелоя и музы Мельпомены («Эпитома» VII 18).
Одиссей и сирены.
А по утверждению же грамматика и поэта III в. до н. э. Аполлония Родосского («Аргонавтика» IV 891— 903), сирены дочери того же Ахелоя и музы Терпсихоры.
A.Bocklin. Сирены.
Если в трактовке Аполлония Родосского эти птицедевы - «голосистые сирены», «очаровывающие сладостными песнями», то в пересказе Аполлодора они не только поют, но и аккомпанируют себе: «Одна из сирен играла на кифаре, другая пела, а третья играла на авлосе».
Сирены и Одиссей. Краснофигурная керамика.
У Овидия сирены - это птицы с желтым опереньем и лицами юных дев; у Аполлония Родосского они вверх от пояса женщины, а нижняя часть туловища у них, как у морских птиц;
В древнегреческой мифологии сирены связаны с Аидом, царством мертвых. Софокл в "Застольных беседах" утверждает, что именно сирены открыли ему законы Аида. В некоторых случаях сирены представлялись как музы погребального плача, часто изображавшиеся на аттических надгробиях. Именно в таком смысле упоминаются сирены в трагедии Еврипида «Елена»
Сирин
"Исполнение желаний" А. Ремизов.
"Один дровосек во время сильной бури спас дитя птицедевы Сирин. В награду Сирин предложила исполнить любое его желание.
- Хочу видеть то, что ярче солнца и чего не видел никто на земле, - пожелал дровосек
- Остерегайся впредь подобных желаний, - сказала Сирин. - Не все дозволено увидеть человеку, а на смерть, как на солнце, во все глаза не взглянешь. Но что обещано, будет исполнено.
Не успев моргнуть, дровосек увидел себя в огромной пещере, где горело множество свечей. Время от времени кто-то невидимый гасил ту или другую свечу.
- Что это? - спросил дровосек.
- Это жизни. Горит свеча - жив человек. Ну а погаснет...
- Хочу видеть гасящего! - потребовал дровосек.
- Подумай, человече, прежде чем просить неведомо что, - сказала Сирин. - Я могу тебя озолотить, могу показать красоты всего света. В моей власти сделать тебя владыкою над людьми. Трижды подумай!
Но дровосек был упрям и потому повторил свое желание:
- Хочу видеть гасящего!
Через миг он очутился в непроглядной темноте и наконец понял, что ослеп. Так сбылось страшное пророчество птицы Сирин: «На смерть, как на солнце, во все глаза не глянешь!»
Долго горевал дровосек, став слепым. Но нет худа без добра: довольно скоро он обрел себе и пропитание, и уважение односельчан тем, что начал врачевать наложением рук, а также предсказывать будущее. Случалось, он отвращал людей от дурных деяний, которые те замышляли, или говорил охотнику и рыболову:
- Оставайся завтра дома. Все равно добыча от тебя уйдет, а вот на чужой самострел нарвешься, либо лодка твоя на крутой волне перевернется.
Сначала люди ему не верили, но потом убедились в правоте его пророчеств. Однако более всего трепетали те, кого он призывал к себе негаданно-нежданно и предупреждал:
- Приуготовьтесь к похоронам. Послезавтра ваш Агафон отойдет к праотцам. Предупреждения эти сбывались неукоснительно. А если кто-то отваживался спросить слепого дровосека, от кого он узнает о скором бедствии, тот ответствовал загадочно:
- Я вижу гасящего"
В десятой книге "Республики" Платона восемь сирен управляют движением восьми концентрических небесных сфер.
Вот таких неоднозначных предков имеет Сирин. В славянской мифологии Сирин тоже темная птица, посланница подземного мира, хотя и принадлежит к "отряду" райских птиц. Она услаждает слух людей пением, спускаясь из Рая.
Птица райская Сирин,
глас её в пении весьма силен;
на востоке в раю пребывает,
непрестанно песни воспевает,
православным будущую радость возвещает,
которую Бог святым своим обещает.
Временами вылетает и на землю к нам,
сладкогласо поёт, яко же и там;
всяк человек во плоти живя,
не может слышат пения ея:
как услышит, так себя забывает
и, слушая пение, умирает.
К нам Сирин прибыла из Византии после Крещения Руси вместе с мастерами-ремесленниками. Изображения существ с женской головой и птичьим телом встречаются на предметах прикладного искусства Киевсой Руси 11-12 вв. Из Киевской Руси Сирины попали в Новгородскую и Владимирскую земли. Изображениями этих мифологических существ украшались соборы, их часто использовали в книжной графике.В русских духовных стихах Сирин, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. В славянской мифологии - чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям.
Сравниться в сладкозвучии пения с Сирин может только Алконост. В русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева, приносящая счастье. По сказанию XVII века Алконост пребывает близь рая и когда поет, то сама себя не ощущает.
Алконост близ рая пребывает,
Иногда и на Евфрате реке бывает.
Когда в пении глас испущает,
Тогда и самое себя не ощущает.
А кто вблизи тогда будет,
Тот всё в мире забудет:
Тогда ум от него отходит
И душа из тела выходит.
Эти песни святых утешают
И будущую им радость возвещают.
Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.
Корни "генеалогического" древа Алконост тоже уходят корнями в глубокую античную древность.
Кеик. Алкиона.
Алкиона, дочь Эола хранителя ветров и Кеик, сын утренней звезды, своей любовью разгневали Богов, вызвали ревность, и Зевс обрушил на корабль, на котором плыл Кеик молнию. Напрасно ждала Алкиона своего мужа, бродя у моря.
Halcyone 1915. Кеик и Алкиона.
Однажды ей приснился страшный сон. Она увидела Кеика с посиневшим лицом и водорослями в бороде. В тот же день волны прибили к берегу его бездыханное тело. Алкиона не захотела жить без любимого и бросилась в кипящие морские волны.
Алкиона превращается в зимородка.
Но Боги пожалели её и обратили в красивую яркую птичку - зимородка.
Обыкновенный зимородок
Зимородок - alcedo - приносящий потомство в воде. В зимородка обратился и её воскресший муж.
С тех пор они пользуются покровительством Богов: согласно легенде, они не высиживают птенцов, а откладывают яйца прямо в море. Это происходит зимой - поэтому зимородок - зимой родящий. И когда выводят птенцов,на море стоит прекрасная тихая погода - Алкионовы дни. Две недели - семь дней до зимнего солнцестояния и семь после. Эол не разрешает ветрам волновать море.
Никакой реальной "орнитологической" подоплеки эта легенда не имеет. Просто зимородок - птица перелетная. К осени откочевывает на юг. К зиме на морских побережьях Греции их становится так много, что кажется, будто они начинают размножаться на глазах.
Постепенно Алкиона превратилась в Алконоста, что более привычно для славянского уха.
Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом.
Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью.
И. Билибин. Алконост.
Характерные изображения Алконоста в Московском государстве появляются только в 17 веке вместе с развитием искусства лубочных картинок.
Птицедев изображали либо отдельно, либо вместе. Отличить одну от другой было просто: у Алконоста кроме крыльев, была еще пара рук, у птицы Сирин - только крылья. Художник В. Васнецов, безусловно, знал традиционные приемы изображения птицедев, но нарушил их и пошел своим путем. И Алконост, и Сирин на его, написанной в 1896 году картине без рук, только с крыльями. Кроме того, именно В. Васнецов первый закрепил за птицей Сирин радость, за Алконостом - печаль. Его идея поддержали в своих стихах А. Блок и В. Высоцкий.
Как засмотрится мне нынче, как задышится?
Воздух крут перед грозой, крут да вязок.
Что споется мне сегодня, что услышится?
Птицы вещие поют - да все из сказок.
Птица Сирин мне радостно скалится -
Веселит, зазывает из гнезд,
А напротив - тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.
В. Высоцкий
Использованы материалы Википедии и сайтов:
http://ej.ucoz.ru/forum/17-1055-1
http://www.greekroman.ru/gallery/ant_ceramics01.htm
http://seagirls.narod.ru/index313dugong.htm
http://weblog.rc-mir.com/blog.kommentar.19828265.html
Рубрики: | Религия Литература Сказки и мифы. Детская |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |