-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ASTRAHANKA

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 08.05.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 2218


1812 год в карикатурах.

ѕ€тница, 02 »юл€ 2010 г. 11:31 + в цитатник

                                 

 (500x304, 90Kb)

                                                              –исунок ». »ванова

ѕри штабе ћихаила »лларионовича  утузова уже в первые мес€цы ќтечественной войны 1812 года была создана специальна€ типографи€, призванна€ вести пропагандистскую де€тельность среди населени€ и армии. Ѕыли найдены новые дл€ –оссии формы художественного воздействи€ на общество: сатирические карикатуры на Ѕонапарта и его армию. ¬сего было создано около 200 произведений, больша€ часть из них не подписана.

¬ ≈вропе к началу XIX века искусство карикатуры стало своего рода интернациональным €зыком. јнглийские карикатуристы ƒ. √илрей, “. –оулендсон и другие создали не менее тыс€чи сатирических рисунков, высмеивающих Ќаполеона и его политику. »менно англичанам принадлежит авторство карикатурного типа Ѕонапарта. Ќевзрачна€ фигура с длинными руками, на тонких ногах, в огромных сапогах, увенчанна€ большим носом, стала узнаваемой. ¬первые английские мастера предложили зрителю образ Ќаполеона в виде корсиканской лисицы или корсиканского м€сника. “ворени€ «английского бульдога», терзающего «корсиканскую ищейку», были настолько попул€рны в ≈вропе, что вполне естественным было желание мастеров других европейских государств приобщитьс€ к этому успеху. Ќесколько видных мастеров работали в √ермании. ’от€ многие произведени€ немецких сатирических графиков были анонимны, до нас дошли имена ƒ. ’одовецкого, ». ‘ольца и других. Ќо немецкие карикатуры на Ќаполеона и его походы по€вились только в 1813 году.

       ≈сли обратитьс€ к хронологии издани€ российских «летучих листов», то говорить о конкретной дате выпуска той или иной карикатуры не приходитс€. ƒо 1812 года в –оссии не было карикатур на Ќаполеона, в св€зи с внешней политикой јлександра I. —уществует даже предположение, что российский император запретил сатирические выпады в сторону Ѕонапарта. »менно с этой политикой св€зывают запрет на дальнейшее издание сатирического «∆урнала карикатур на 1808 год в лицах», первый номер которого был издан ј.√. ¬енециановым в 1807 году. ќчень немногие карикатуры — всего четыре — были изданы в ћоскве до момента ее оставлени€ русскими. Ёти листы можно отнести скорее к разр€ду иллюстрированных прокламаций, чем к карикатурам.

ѕервый сатирический листок 1812 года, работы неизвестного автора, «–уской ратник »ван √воздила и руской милицейской мужик ƒолбила» (орфографи€ оригинала), в виде двух самосто€тельных картинок, был напечатан 1 июл€ 1812 года по распор€жению графа ‘.¬. –остопчина. Ќадпись имела несомненное сходство с его шумливыми пропагандистскими призывами, «дружескими послани€ми к жител€м ћосквы», известными как «ростопчинские афиши», которыми московский генерал-губернатор старалс€ подн€ть волну патриотизма в народе: «” бусурмана ношки тоненки душа коротенка…». ќбраз ополченца ƒолбилы неизвестный автор позаимствовал из карикатур времен ≈катерины ¬еликой.

                           –исунок ». »ванова

 (500x373, 107Kb)

ћосква находилась в эпицентре военных действий и была не в состо€нии на тот момент дать иные художественные решени€. „то не смогла древн€€ столица, блест€ще выполнил ѕетербург. »менно здесь возник своего рода триумвират единомышленников, св€занных личной дружбой, которые стали авторами самых знаменитых карикатур на тему войны 1812 года.

–ечь идет об јлексее √авриловиче ¬енецианове, »ване »вановиче “еребеневе и »ване јлексеевиче »ванове. »менно они создали большую часть известных ныне карикатур и жанровых картинок на тему борьбы с французскими захватчиками.

¬енецианов, родоначальник кресть€нской темы в русской живописи, не подписывал свои карикатуры. ≈го авторство было впервые установлено в печати известным коллекционером и знатоком графики, сенатором и государственным де€телем ƒ.ј. –овинским. ¬ своем фундаментальном труде «ѕодробный словарь русских граверов XVI–XIX веков» –овинский относил к авторству ¬енецианова 20 карикатур. ѕервые семь венециановских сатирических листов 1812 года, талантливых и высокотехничных по исполнению, перекликались с «ћысл€ми не вслух на  расном крыльце» графа –остопчина: галломани€, преклонение перед французскими гувернерами, парикмахерами и им подобными разлагающе вли€ет на русское общество. Ёти карикатуры отразили состо€ние русского общества, когда, по замечанию ј.—. ѕушкина, «гонители французского €зыка и  узнецкого моста вз€ли в обществах решительный перевес, и гостиные наполнились патриотами».

                     –исунок ј. ¬енецианова

 (500x388, 123Kb)

 

¬ остальных своих карикатурах ¬енецианов отобразил в сатирическом виде различные эпизоды военной кампании: «Ќаполеон после сражени€ под ћало€рославцем», «‘ранцузы, голодные крысы, в команде у старостихи ¬асилисы». јвтор избегал подробных по€снительных надписей, поэтому художественна€ сторона его работ превалирует над текстовой. Ёто отличало его гравюры от работ знаменитого скульптора и рисовальщика ».». “еребенева.

 арикатуры “еребенева конкурировали с работами его друга ¬енецианова, а по литературной части были более содержательными и остроумными.   Ѕольшинство работ было направлено на осме€ние Ќаполеона, его сподвижников, «доблестной» армии. „еткий рисунок, стройность композиции, художественный характер каждой детали, живописность, великолепные тексты — характерные черты работ “еребенева.

»звестный художник ».ј. »ванов часто работал совместно с “еребеневым. ќн подписывал свои работы инициалами (». ».), всего известно 6 листов. Ќо прин€то считать, что автор оставил значительно большее количество работ. ¬ них гораздо меньше юмора, нет острой политической окраски, но зато они отличаютс€ более сложной композицией. —реди попул€рных работ »ванова можно назвать «Ќаполеон формирует новую армию из роты уродов и калек», «Ѕегство Ќаполеона».

»звестны имена и других «карикатурщиков» (по определению ¬. ƒал€), которые также принимали участие в создании с сатирических листов: ј.ќ. ќрловский,  .ј. «еленцов, ј.≈. ≈горов, ј.Ћ. ¬итберг.

 арикатуры предназначались не дл€ широких народных масс, хот€ многим из них старались придать вид именно народных картинок. «ачастую они имели сложные стихотворные подписи, порой на иностранных €зыках. —тоили сатирические листы весьма дорого. ÷ена листа назначалась в размере от одного до трех рублей, в зависимости от качества раскраски гравюры. “еребеневские карикатуры, изданные в виде альбома, стоили от 24 до 35 рублей ассигнаци€ми. Ќарод мог разгл€дывать их только на стенах, где они развешивались дл€ всеобщего обозрени€.

 

 (699x452, 151Kb)

 

 (699x452, 152Kb)

 

 (699x452, 164Kb)

 (700x455, 143Kb)

 

 (699x445, 156Kb)

 (699x450, 145Kb)

 

 (699x441, 146Kb)

 (699x449, 141Kb)

 

 (700x447, 134Kb)

 

 (540x379, 89Kb)

 

 ¬ конце 1814 года вышла знаменита€ " “еребневска€ азбука" или «ѕодарок дет€м в пам€ть о событи€х 1812 года».   арикатуры ». “ербенева, ј. ¬енецианова, ». »вановаи других авторов были награвированы офортом в 1/16 долю листа и раскрашены акварелью от руки.

ћаленькие карточки «јзбуки» должны были раскрыть перед глазами ребЄнка картину только что миновавшей войны.

»з картинок «јзбуки» дети узнавали о многочисленных примерах героизма и самоотверженности: о старике, притворившемс€ глухим, чтобы не выдать французам, где скрываютс€ его односельчане, укрывшиес€ от врага в лесу (буква «ј»), о старостихе ¬асилисе, котора€, команду€ своим кресть€нским войском, вооружЄнна€ лишь косой, брала в плен французов (буква «»-I»).  Ёпизод, запечатленный на листе с буквой «ќ» напоминает о том, что и в жестоких испытани€х войны русские люди не забывали о доброте и человечности. ¬озле палатки, у котла с пищей двое русских солдат корм€т трЄх французов. ќдин из них уже ест, другой т€нетс€ за куском, третий благодарно целует в плечо русского солдата. ѕод листом полна€ достоинства надпись: «ќдин лишь –осс в врагах чтит кристианску кровь. —коль месть его страшна, столь искренна любовь».

 

 (640x450, 138Kb)

 (640x456, 99Kb)

 (640x461, 131Kb)

 (640x455, 130Kb)

 (640x458, 135Kb)

 (640x468, 116Kb)

 (640x451, 118Kb)

 (640x464, 118Kb)

 (640x465, 150Kb)

 (640x462, 128Kb)

 (640x463, 115Kb)

 (640x464, 135Kb)

 (640x456, 127Kb)

н (640x456, 127 Kb)

 (640x455, 128Kb)

 (640x459, 123Kb)

 (640x457, 122Kb)

 (640x467, 138Kb)

 (640x458, 114Kb)

 (640x460, 142Kb)

 (640x449, 127Kb)

 (640x456, 119Kb)

 (640x458, 141Kb)

 (640x457, 117Kb)

 (640x461, 138Kb)

 (640x466, 136Kb)

 (640x465, 130Kb)

 (640x464, 120Kb)

 (640x461, 147Kb)

 (640x468, 107Kb)

 (640x462, 148Kb)

 

»спользованы материалы с сайтов:

                                      www.museum.ru.1812 /Posn card/all.html

                                      www.biografija.ru

                                       AntikClab.ru/load/29-1-0-192

 

 

–убрики:  ∆ивописное
»стори€
1812
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку