-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ASTRAHANKA

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 08.05.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 2190

Ћауренциана - сама€ стильна€ библиотека мира.

—реда, 16 »юн€ 2010 г. 13:27 + в цитатник

 

 Ћауренциана  - италь€нска€ государственна€ библиотека, построенна€ в 16 веке по проекту ћикеланджело Ѕуонарроти во ‘лоренции.

 (700x525, 64Kb)

Ћестница вестибюл€  Ћауренцианы.

  Ёпоха теснила эпоху. Ќа смену уравновешенности и гармоничности ¬ысокого ¬озрождени€ шли динамизм и напр€женность маньеризма и  барокко. ћикеланджело почувствовал это едва ли не раньше всех и выразил в восхитительной Ћауренциане.

 (700x525, 88Kb)

 »нтерьер читального  зала Ћауренцианы.

—трогие формы и четкое  членение  читального зала Ћауренцианы буквально взрываютс€  динамичностью низвергающейс€ лестницы вестибюл€.

 (485x699, 144Kb)

»скусствоведы люб€т сравнивать еЄ с потоком лавы – потоком мысли. Ћестница  скульптурна. ћикеланджело отказалс€ от  использовани€ скульптуры в качестве выразительного средства  при проектировании библиотеки, но не смог убить в себе скульптора.

“ак рождалс€ шедевр.

 (370x507, 55Kb)   (415x440, 58Kb)

 Ёскизы ћикеланджело.

 (340x467, 75Kb) 

јвтор рассказывал об этом очень просто: "... будто бы вз€л € несколько овальных €щиков с днищем в одну пальму каждый, но разной длины и ширины, и самый большой и первый € будто поместил на полу на рассто€нии от стены с дверью, завис€щим от того, какой вы пожелаете сделать лестницу: отлогой или крутой. Ќа первый €щик € положил бы второй, настолько во всех направлени€х меньше первого, чтобы он над ним выступал не более того, сколько требуетс€ дл€ подъема ноги, так, чтобы в направлении двери €щики по отношению друг к другу уменьшались и отступали оп€ть-таки ради подъема и чтобы верхн€€, сама€ маленька€, ступень равн€лась проему двери. ј к описанной овальной части лестницы должны примыкать как бы два крыла с той и с другой стороны, со столькими же ступен€ми, но не овальными. —редн€€ из этих лестниц предназначаетс€ дл€ государ€ - от середины до верха названной лестницы, а повороты названных крыльев должны возвращатьс€ к стене, от середины же вниз до самого пола они должны, как и вс€ лестница, отсто€ть от стены приблизительно на три пальмы так, чтобы нижн€€ часть помещени€ не была зан€та ничем и оставалась свободной со всех сторон. я описываю смешные вещи, но отлично знаю, что вы кое-что полезное в них найдете"

 (407x518, 17Kb)

ћикеланджело Ѕуонарроти

Ћестницей бесконечно восхищалс€ ¬азари, участвующий в этом проекте как один из исполнителей замысла гени€. «Ќо затем он придумал и нечто лучшее и пожелал показать это там же в библиотеке —ан Ћоренцо в прекрасном членении окон, в разбивке потолка и в дивном входе в это помещение. Ќикогда еще не видано было из€щества более смелого как в целом, так и в част€х, как в консол€х, в нишах и в карнизах; не видано было и лестницы более удобной, с ее столь причудливыми изломами ступенек, и все это настолько отличалось от общеприн€того другими, что поражало каждого…»

 (446x599, 41Kb)

ƒжорджо ¬азари.

 Ќе все раздел€ли эти восторги. яков Ѕуркхард, щвейцарский историк 19 века, сто€вший у истоков культурологии и  называвший барокко «варварским €зыком –енессанса» считал, что «лестница пригодна только дл€ тех, кто хочет сломать себе шею».

ќднако, несмотр€ на такое мрачное пророчество,   всегда находилась и до сих пор находитс€ масса охотников рискнуть и подн€тьс€ по этой великолепной лестнице. ƒругое дело, что пускают в библиотеку, далеко не всех, а только посто€нных читателей.  “уристы  же вынуждены оставатьс€ за порогом. „тобы не мешать работать посетител€м библиотеки. ƒело в том, что Ћауренциана не только сама€ стильна€ библиотека, но и  одна из самых старейших действующих библиотек мира. —вой отсчет она ведет с 1444 года, когда  озимо ћедичи —тарший, купец, банкир, политический де€тель ‘лоренции, владелец крупнейшего в ≈вропе состо€ни€ и основатель династии, преобразовал свое обширное собрание рукописей в домашнюю библиотеку.

  (446x600, 58Kb)

 озимо ћедичи —тарший

„уть раньше, в 1437 он унаследовал собрание знаменитого собирател€ древних рукописей Ќикколо Ќикколи.  ¬ообще,  озимо  ћедичи был страстным коллекционером. « ќн щедро платил своим агентам, посылаемым в разные страны, в том числе и мусульманские, дл€ поиска новых рукописей, которые должны были украсить его собрание, вернее, собрани€: ѕубличную библиотеку рода ћедичи, расположенную в монастыре —в€того ћарка, и „астную библиотеку  озимо. ќбщее число томов в них превышало дес€ть тыс€ч.
ќсобенно ћедичи был признателен ѕоджо Ѕраччолини. —ын аптекар€, Ѕраччолини благодар€ своему таланту каллиграфа и тонкому уму большую часть жизни был секретарем пап и кардиналов. ƒл€ собирател€ древних текстов лучшего и пожелать нельз€ - ведь перед ним были открыты все монастырские библиотеки. ќдержимый насто€щей манией поиска книжных раритетов, Ѕраччолини мастерски выуживал бесценные рукописи Ћукреци€, ÷ицерона, ѕлавта,  винтилиана, ¬итруви€
  и других античных классиков у ничего не подозревающих аббатов и аббатис. . .»  ¬  1497г. ћедичи были изгнаны из ‘лоренции, библиотека перешла в руки города и была отправлена в —ан-ћарко. ѕосле возвращени€ во ‘лоренцию в  1512 г. ћедичи не только вернули себе власть в городе, но и свою коллекцию.
¬нук  озимо - Ћоренцо ¬еликолепный, столь же одержимый страстью к книгам, расходовал на них дес€тки тыс€ч золотых дукатов. 

  (300x374, 29Kb)

Ћоренцо ѕервый ћедичи.

ѕортрет работы ƒж. ¬азари.

ќн значительно обогатил собрани€ деда, свое название «Ћауренциана» библиотека получила именно в его честь. ј проект здани€ заказал ћикеланджело незаконный плем€нник Ћоренцо ѕервого – ƒжулио , ставший в 1523 году папой римским  лементом —едьмым. Ёто произошло в 1524 году. «дание строилось долго, до 1560 года.

  (700x525, 115Kb)

«дание библиотеки, возведенное с южной стороны клуатра базилики —ан-Ћоренцо.

ќтделкой здани€ занимались другие: зодчие  ƒжорджо ¬азари и Ѕартоломео јмманати следили за постройкой; резчики по дереву  арота и “ассо отделывали дерев€нной резьбой наборный потолок, Ѕатиста дель „инкве и „апине изготовили скамьи -  пюпитры. Ќо следует помнить, что  все в библиотеке, все детали от наборного потолка до пюпитров и терракотого пола, выполн€лись по эскизам ћастера.

«наменитые детали.

 (523x698, 121Kb)

 

 (700x525, 55Kb)

 

—Ѕќ ” (424x600, 70 Kb)

 

Ёлементы пола Ћауренцианы.

 (450x600, 49Kb)

 

полм1 (120x88, 5 Kb)      (90x120, 4Kb) 

    

 

      ¬ 1571 году библиотека открылась  дл€ публики.  ‘лорентийцам любезно  разрешили пользоватьс€ сокровищами семьи: кодексы, из который состо€ла частна€ библиотека ћедичи, были выставлены в шкафах-пюпитрах. ѕредварительно с книг сн€ли обложки и сделали одинаковые переплеты из розоватой кожи с гербом ћедичи.


 (475x698, 85Kb)

ѕюпитры, сделанные по эскизам ћастера.


       ниги крепились к пюпитрам цеп€ми – дл€ сохранности. ¬ таком виде предстают они перед посетител€ми библиотеки и теперь. —реди сокровищ – дошедшие со времен античности труды “ацита, ѕлини€, Ёсхила, —офокла,  винтилиана, а также кодекс ёстиниана, переписанный вскоре после обнародовани€ в середине VI века. ≈ще в библиотеке хран€тс€ рукописи ѕетрарки и Ѕокаччо и подлинник автобиографии Ѕенвенуто „еллини.

¬ каждой  библиотеке всегда находитс€ еЄ материализованна€ душа – Ѕиблиотекарь. ¬ 17  - начале – 18 века  Ћауренциана,  в лице  јнтонио ћаль€бекки, приобрела душу совершенно необыкновенную – страстную и ненасытную.

   (117x167, 7Kb)

ѕортрет јнтонио

ћаль€бекки.

«Ёксцентричный италь€нский библиоман и библиотекарь, прославившийс€ своей необыкновенной пам€тью и ученостью. –одилс€ во ‘лоренции. –аботал подручным у зеленщика. Ќе уме€ ни читать, ни писать, жадными глазами смотрел на исписанную оберточную бумагу. “екста он не понимал, но чувствовал, что чернильные каракули та€т в себе иной, волшебный мир. —осед-книготорговец заметил, с какой страстной тоской разглаживает и рассматривает мальчик макулатурные рукописи, и позвал его к себе в ученики. „ерез пару дней јнтонио уже знал по внешнему виду все книги в лавке. ’оз€ин прин€лс€ учить его грамоте. ћальчик оказалс€ настолько способным и обладал такой поразительной пам€тью, что даже ученые ‘лоренции ходили смотреть на него, как на чудо. ќн обладал одной удивительной способностью – не умел забывать…  –аз им увиденное или услышанное запоминалось ему навсегда. „то бы ни спросили, он тотчас отвечал, называл и им€ автора, и название книги, и даже страницу, где есть ответ на заданный вопрос. ќ ћаль€бекки пошла така€ слава, что великий герцог “осканский  озимо III ћедичи назначил его своим библиотекарем, а затем хранителем Ћауренцианы, знаменитой флорентийской библиотеки. ¬от здесь он начиталс€ всласть самых разных книг. Ќо это его уже не удовлетвор€ло. ќн раздобыл где-то каталоги всех крупных европейских библиотек и разложил их содержание по €чейкам своей необъ€тной пам€ти. –ассказывают, однажды великий герцог заинтересовалс€ какой-то книгой, и случившийс€ р€дом ћаль€бекки. тут же откликнулс€: «ƒостать эту книгу невозможно. —уществует она в одном-единственном экземпл€ре, и тот находитс€ в библиотеке султана. ќт входа – направо, во втором шкафу, седьмой фолиант». ћаль€бекки собрал богатейшую личную коллекцию, которую он завещал городу ‘лоренции. ¬ доме его книжные завалы начинались пр€мо у порога, передн€€ была забита книгами до потолка, в комнатах громоздились книжные башни и змеились книжные редуты – да так густо, что было некуда сесть и негде ходить; между книгами пролегала лишь узка€ тропка, позвол€вша€ пробратьс€ из одной комнаты в другую. » ћаль€бекки знал все свои книги, знал, какую часть какой груды надо переложить, чтобы достать нужное ему сочинение… —ам он почти не ел: его дневной рацион составл€ла пара €иц и осьмушка хлеба. ѕлатье на ћаль€бекки от долгого ношени€ превратилось в лохмоть€, шл€па прохудилась и пропускала дождь, шейный платок стал гр€зно-желтым от табачного дыма, рубашку он не стирал и носил, пока она на нем не сгнивала. ќн жалел врем€ на все, что отрывало его от книг, экономил на сне, еде и одежде, даже на мытье. » напрасно великий герцог предлагал ему покои, уход и питание в собственном дворце, ћаль€бекки ускользал из расставленных ему сетей почета и удобств, упорно остава€сь в своей нищете и среди своих книг. » не вредило ему его полуголодное существование: лишь на восемьдес€т втором году захлопнула смерть книгу его жизни…

     Ћисты ацтекских кодексов из собрани€ јнтонио ћальбекки, переданного в дар городу в 1714 году.

 (220x159, 12Kb)        (280x239, 36Kb)

  »ллюстрации к текстам, посв€щенным ацтекской мифологии.

ћаль€бекки оставил отборную библиотеку (ок. 40 тыс. книг и 10 тыс. рукописей), котора€ хранилась в отдельном кабинете Ћауренцианы во ‘лоренции (т. н. кабинет ћаль€бекки); ћаль€бекки, наиза€длейший из самых за€длых библиоманов, интересовалс€ прежде всего украшением книги. ќценивал переплет, прочитывал название, посв€щение и предисловие, пролистывал указатель и просматривал названи€ глав. ≈го биографы утверждают, что этого ему было достаточно, чтоб узнать содержание книги и даже источники, которыми пользовалс€ автор». ». –ат – ¬ег. « омеди€ книги»

— 1755 года в течение длительного времени  Ћауренцианой руководил јнжело ћари€ Ѕандини,  выдающийс€ литератор, эрудит, историк, внесший значительный вклад в развитие библиотеки. ќн занималс€   переводами и каталогизацией средневековых италь€нский и латинских манускриптов.

 (220x269, 19Kb)

ѕортрет јнжело Ѕандини

¬ 1861 г. король ¬иктор Ёммануил II, присоединив к ней свою библиотеку, основал Ќациональную библиотеку »талии во ‘лоренции.

 (445x640, 78Kb)

≈вангелист.

расп€тие2 (286x382, 19 Kb)                          (340x400, 54Kb)

–асп€тие. ∆ены мироносицы у                        ¬ознесение.  одекс –абулы. 586г.

√роба √осподн€.  одекс –абулы 586 г.

 

 (400x529, 50Kb)  (400x527, 55Kb)

       ѕророк »ереми€.                                                                        ¬ознесение.

“олковани€ на  ниги пророков.                                                                                       одекс –абулы. 586г.

 онец 10 - начало 11вв.                                                                                                                                         

                         

                                                                                                                                                                                    

 (400x551, 42Kb)

 Ѕогоматерь с ћладенцем.  одекс –абулы 586 г.

—ейчас  фонды Ѕиблиотеки ћедичи Ћауренциана составл€ют около 150 000 книг, среди которых наход€тс€  инкунабулы XV в. и издани€ XVI в, а также около 11 000 рукописей и 2 500 папирусов.

 

 »спользованы материалы ¬икипедии и фото с сайтов:

http//www/bml/firenz.sbn.it

www.michelangelo.ru/pl21.html

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

       

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

–убрики:  √орода мира
Ѕиблиотеки
∆«Ћ
ƒальние страны
Ћитература
јрхитектура
»стори€
ƒостопримечательности
ћетки:  

ѕроцитировано 4 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку