-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Art_Dealer

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 01.12.2006
«аписей: 1169
 омментариев: 637
Ќаписано: 17471


—ергей  н€зев. ¬торой одесский авангард: пространство и перспективы

„етверг, 05 ‘еврал€ 2009 г. 08:06 + в цитатник

 н€зев —ергей ¬икторович (24.01.1959-1.02.2009).

ѕространство страны.

"≈сли выпало в империи родитьс€,
Ћучше жить в провинции, у мор€."
». Ѕродский

ќдесса, задуманна€ еЄ основател€ми, как нечто большее, чем просто город, как южные ворота империи, "треть€ столица", очень быстро, уже через полвека, во времена "порто-франко" достигла и превзошла задуманное: она стала всемирным мифом - синонимом успеха, счасть€, красоты.
¬оистину волшебный облик подлинно средиземноморского порта - вот одна из определ€ющих примет ќдессы того времени, поражавших всех без исключени€ приезжих. "ћы входим в сад (речь идет о √ородском, или ƒерибасовском, саде) - писал в 1823 году молодой гардемарин, будущий декабрист Ќ.ј.„ижов, - и волшебное зрелище поражает наши взоры: воображаешь, что все народы собрались здесь наслаждатьс€ прохладой вечерней и ароматнейшим запахом цветов... ≈диноземец великого ¬ашингтона идет подле брадатых жителей  аира и јлександретты; древний потомок норманнов с утесистых скал Ќорвегии, роскошный испанец с берегов √вадалквивира, обитатели јльбиона, ѕрованса и —ицилии собрались, кажетс€, чтобы представить здесь сокращение вселенной... ћожно сказать, что в –оссии нет другого места, где бы мы нашли подобное зрелище..."
Ётнически пестрым было население юной ќдессы. ”дивление путешественников вызывала "гармони€ этого демографического конгломерата". ¬ самом деле, на незначительном удалении друг от друга - коммерческие конторы, магазины, кофейни, мастерские, кондитерские и т.д. греческих, турецких, французских, италь€нских, швейцарских, немецких, английских, югослав€нских, польских, еврейских и прочих предпринимателей. –€дом выс€тс€ православные, католические, евангелическо-лютеранские храмы, синагоги, караимска€ кенаса, магометанска€ молельн€, клерикальные учебные заведени€ различного толка - и никого это не удивл€ет, не смущает. ќбстановка веротерпимости, сотрудничества.

—егодн€шнюю ”краину слагают примерно 7— 10 крупных €рких регионов, более четко выраженных по кра€м страны. ќни во многом совпадают с историко-культурными земл€ми (¬олынь, √алици€, Ќоворосси€, ѕодоли€, —лободска€ ”краина), включа€ обычно несколько административных областей и по размеру близки к небольшим европейским государствам. ” регионов разна€ геоисторическа€ судьба; они входили в разные страны, иногда были их существенными, важными част€ми, иногда провинцией, (√алици€ и Ћьвов в ѕольше и јвстрии,  иев в –оссии, ƒонбасс и ’арьков в ———–).
—тране присуща особа€ концентрическа€ зональность. Ќо зоны не расход€тс€ из €дра страны, а идут снаружи, извне, издалека. ÷ентры действующих сил лежат вне страны или на ее краю: волны их воздействи€ вход€т внутрь территории, постепенно ослабева€ и угаса€. јвстри€, Ѕоспор, ¬енгри€, ¬изанти€, √реци€,  рым, Ћитва, ѕольша, –им, –осси€ ћосквы, ѕетербурга и ———–, “урци€, ’азари€, Ўвеци€... — источники волн, оставивших глубокие следы в ландшафте культуры и исторической пам€ти. »звне, снаружи на территорию страны надвигались кочевники, ледники, миссионеры, мор€, новации культуры, переселенцы, “татаро-монголы”. «емлю ”краины завоевывали, осваивали, засел€ли со всех сторон. —удьбу территории решали издалека, извне, часто не вид€ и не зна€ страны. —трана полицентрична, не имеет мощного единого €дра; р€д городов сравнимы со столицей и во многих отношени€х претендуют на эту роль. ”никальна и транспортна€ сеть — она отнюдь не замкнута на  иев.

ќдесский порт стал завершающим элементом исторического великого водного пути "из вар€г в греки", ставшего осью  иево-Ќовгородской –уси, или, по определению академика ƒ.—. Ћихачева, Ѕалто-¬изантии. » поныне ”краина пронизана мощным цивилизационным рубежом - долго именно ƒнепр почиталс€ границей ≈вропы; она проходит через ¬еликий Ќовгород - —анкт-ѕетербург — —моленск —  иев - ќдессу.
 роме прекрасной архитектуры, порта, театра и всех даров юга и мор€, город был мощным инвестиционным центром.
¬от фрагмент "»нструкции", составленной министром коммерции графом –ум€нцевым, котора€ определ€ла стратегию действий –ишелье в русле общегосударственных интересов.
"”множающиес€ торговые иностранные люди в ќдессе, - подчеркиваетс€ в этом документе, - ощутительную принос€т государству пользу, поелику капиталами своими привод€т труд народный в де€тельность и рассеивают, так сказать, избытки тех капиталов посел€нам". “ака€ политика - одна из причин, по которым исключительно юный город сделалс€ поистине легендарным уже в эпоху порто-франко, одним из благоустроеннейших в мире к концу XIX столети€, четвертым в империи по численности жителей (после ѕетербурга, ћосквы и ¬аршавы).

—о дн€ своего основани€ ќдесса была культурологическим проектом, со своим фольклором, особым €зыком, возобновл€емой традицией. ќднако сущность одесского культурного феномена в его многовекторной распространЄнности: через ќдессу движутс€ волны эмиграции и репатриации, паломнические группы и религиозные лидеры. «десь рождаютс€ и отсюда уезжают великие музыканты ( ѕетр —тол€рский, ƒавид ќйстрах, Ёмиль √илельс, Ќатан ћильштейн, Ћеонид ”тесов...) и писатели ( в ћоскву 30-х переехала цела€ литературна€ колони€: ». Ѕабель, Ё. Ѕагрицкий, ё. ќлеша, ¬.  атаев, ». »льф, ≈. ѕетров, —.  ирсанов). ∆ители различных стран мира не всегда покажут на карте ”краину, но все они прекрасно знают об ќдессе, "ёжной ѕальмире", городе-побратиме многих портов мира.
»скусство, рождЄнное в этом уникальном городе, уже по самому месту своего рождени€, достойно интереса и внимани€. ћногое сказано и написано о знаменитой южно-русской школе живописи и только в последние годы стало возможным рассказать о таком €влении, как одесский живописный авангард.

»стоки одесского авангарда

«десь тишина. » лестница в листве
—пускаетс€ к вечернему покою…
» строго все: и звезды в синеве,
» черный ƒюк с простертою рукою.
ёрий ќлеша
ќдесса, 1917

 вартирные выставки в ќдессе имели свою предисторию. —уществовавша€ в городе с конца 19 века до 20-х годов 20-го традици€ живописного авангарда была встроена в европейскую систему культурного взаимообмена и вполне ей соответствовала. ƒостаточно раскрыть книгу —. «. Ћущика о "—алонах »здебского" и увидеть имена представленных авторов: јндре ƒерена, јнри ћатисса, ∆оржа Ѕрака или  еса ван ƒонгена , чтобы пон€ть - "—алоны" были событием высшего разр€да, из тех, которые сохран€ют своЄ вли€ние спуст€ долгие годы, несмотр€ на все катаклизмы и репрессии. —огласно воспоминани€м мастеров первого русского авангарда, со многими передовыми именами и течени€ми они знакомились именно на одесских "—алонах". ѕараллельно с выставками “оварищества южно-русских художников стали проходить регул€рные выставки "Ќезависимых", постепенно формировалось €дро одесского авангарда. —ам принцип передвижного, транзитного развити€ и взаимообогощени€ культур различных стран и регионов стал в дальнейшем характерной чертой одесского художественного €зыка.
 

’удожники, покидавшие, в силу различных причин, ќдессу, становились носител€ми "южной" живописи, иногда станов€сь во главе новых художественных групп и направлений, в других случа€х обогаща€ местные школы прививкой одесской, без преувеличени€, европейского значени€, культурой. ”ехали в ћоскву јнисфельд, —. јдливанкин, ≈. Ћадыженский. ( ¬прочем, ≈фим Ћадыженский "вернулс€" в ќдессу замечательным циклом. ¬ середине 70-х его альбом «√ород моего детства» вышел в издательстве «—оветский художник». ¬ серии тонких цветных альбомов, коих удостаивались признанные отечественные художники, альбом Ћадыженского был особенным. ¬ нем жила довоенна€ ќдесса двадцатых-тридцатых годов и, соответственно, присутствовала еврейска€ тема. ћало того — одесский цикл картин перекликалс€ с примитивизмом, с экспрессионизмом, с фовизмом и другим течени€ми, задавленными в ———– академиками соцреализма. —южетно обращенна€ в прошлое, живопись Ћадыженского была современна и оставл€ла впечатление свежести и таланта.)
ќ многом говорит им€ тесно св€занного с ќдессой ¬асили€  андинского - долгие годы европейские художники именно по нему составл€ли представление о своих русских коллегах. ¬округ отца абстрактного искусства составл€лись кружки художников и формировались новейшие тенденции в европейской живописи. ѕервое на русском €зыке исследование о творчестве ѕол€ —езанна было написано талантливым одесским поэтом и художником ¬ениамином Ѕабаджаном.   несчастью, молодой офицер был расстрел€н в  рыму во врем€ гражданской войны. “ворчество одессита —тепана  олесникова стало одной из составл€ющих сербского искусства, в своЄ врем€ ему поручались росписи кафедральных соборов и столичных театров.
–еволюционные событи€ повли€ли на судьбы многих художников, город покинули Ќатан и јлександр јльтманы, ѕинхас Ћитвиновский, яков Ћучанский, »ра ян, ’анна “верски, ћенахем Ўеми, ƒавид Ўтеренберг. Ёмигрировавшие в 20-е годы одесситы из числа "Ќезависимых" стали существенной частью школы парижского модернизма. »мена одесситов ѕ. Ќилуса, ј. Ќюренберга, ( делившего мастерскую с ћарком Ўагалом), ‘. √озиассона, ј. ‘азини, ќлесевича, √ершенфельда, ћексина, ћалика, ¬. Ѕаранова-–оссине всЄ громче звучат на европейских выставках и аукционах. Ѕрать€ Ѕурлюки активно учавствовали в создании традиции украинского авангарда. “аких примеров множество и все они говор€т о наличии одесской школы, передовой по форме и европейской по духу.
–азумеетс€, вслед за 20-ми пришли 30-е, многим сталинизм сумел "выломать кисти", другие сами свернули активное творчество, ушли в преподавание, науку, реставрацию. Ќо авангард в ќдессе не сразу сдал позиции. ѕод руководством ћ. Ѕойчука группа местных художников, в частности, Ќ. ѕавлюк, ј. »ванов, ћ. Ўехтман, создавали монументальные фрески в санатории на ’аджибейском лимане, в здании нынешнего ƒворца студентов. ¬озможно, под наслоени€ми поздней штукатурки и сегодн€ существуют росписи одесских бойчукистов. ¬ ќдессе – на архитектурном факультете, в художественном училище преподавали хранители традиций авангарда – “еофил ‘раерман, ћихаил ∆ук, ученик —.¬ысп€нского, живший в „ернигове и  иеве, уехавший, спаса€сь, в ќдессу, Ќиколай Ўелюто. ¬ыставка, организованна€ в ќдессе, к столетию со дн€ рождени€ Ќикола€ Ўелюто, дала возможность воочию увидеть, как даже вынужденно отказавшись от «бойчукизма», от сезаннизма, он осталс€ тонким импрессионистом.

 

ѕоказательна судьба “еофила Ѕорисовича ‘раермана. ¬ четырнадцать лет мал€р-подмастерье поступает в художественное училище. ѕреподаватели:  останди, Ћадыженский, »орини — чуткие и тонкие мастера учили любить щедрую на краски природу юга, раскрывали пластику художников ¬озрождени€. „ерез четыре года в отцовском костюме, карманы которого от€гощали только надежды на счастливую планиду, отправилс€ на учебу в √ерманию.

¬ начале века в √ермании славилась школа јшбэ — академи€ живописи в ћюнхене. Ќо сухой рационализм мюнхенских академиков не в€залс€ со всем, чему его учили в ќдессе. ≈му претили хрестоматийные сюжеты, кочующие от мольберта к мольберту. » он ушел в ѕариж. ”шел, а не уехал, подрабатыва€ по пути на случайных работах. ƒва мес€ца спуст€ глазам путника открылась столица художников.
¬ ѕариже “еофила пригрел скульптор јронсон. ќн работал в его мастерской, помогал переводить скульптуры в мрамор. Ёто была хороша€ школа, она учила безошибочно чувствовать форму, приобщала к высокому творчеству.
ј затем поступление в ѕарижскую јкадемию и учЄба под руководством известного портретиста Ѕоннара. Ѕоннар умел передавать ученикам секрет художественной зоркости. ‘раерман аккумулировал полезное, коррегиру€ приобретенное собственным видением. «ан€ти€ в јкадемии завершились редким успехом: сразу несколько его работ под псевдонимом Teo Fra были прин€ты в —алон. »х приобрели коллекционеры, и в руки молодого человека, частенько взиравшего на витрины булочных глазами ∆ан ¬альжана, попала, по его представлени€м, фантастическа€ сумма. ќн истратил ее на приобретение мастерской и с головой ушел в работу. ¬ этой мастерской он написал много картин, судьбу которых так и не узнал до конца жизни. Ћишь одна, много лет спуст€, встретилась ему за тыс€чи километров от ѕарижа, Ёто была небольша€, удивительно тонка€ по колориту картина «ѕарижска€ улица».
Ќо произошло это уже после революции, в –оссии, а тогда, в ѕариже молодой художник выставл€л свои работы в ќсеннем —алоне, на выставках декораторов, работал над экспозицией Ћюксембургского музе€. ќн встречалс€ с —еровым и Ѕакстом, ¬олошиным и ћатиссом, –оденом и ‘рансом. –оден и ‘ранс были членами жюри ќсеннего —алона, в состав которого в 1909 году был избран и ‘раерман.
ѕод вли€нием великих художников и гуманистов окончательно сформировалась творческа€ позици€ ‘раермана: его привлекал простой человек и протест против социальной несправедливости. ¬от почему, едва в Ћондон, где он тогда жил, пришло известие о февральской революции, с группой эмигрантов ‘раерман возвращаетс€ в –оссию, в ќдессу.
¬ эти переменчивые времена специальна€ комисси€ художников и работников культуры, в которую вошел и ‘раерман, провела большую работу по сбору и атрибуции картин, составивших главные богатства нынешних художественных музеев ќдессы.

¬ одном из антикварных магазинов ‘раерман увидел «ѕарижскую улицу». ÷ена картины выражалась восьмизначным числом, это было не очень дорого — в те времена все продавалось на миллионы. ќн обегал знакомых, собрал чемодан бумажек и отнес их в комиссионку. ¬озвратилс€ с картиной, писанной в парижской мастерской, — единственным, что осталось на пам€ть о далекой стране художников.
ѕосле открыти€ одесского института »«ќ ‘раерман был назначен профессором живописи. ќн воспитал большую пле€ду художников, среди которых академик  ибрик, заслуженный де€тель искусств ”——– профессор ѕостель, художники ќтрощенко, “итов, »ванов.

“олько в начале п€тидес€тых годов он оставл€ет училище, институт и целиком посв€щает себ€ творчеству. ≈жедневно проводит многие часы за мольбертом и создает р€д замечательных работ, отмеченных мастерством, из€ществом и умом.
Ќо и уйд€ с головой в творчество, ‘раерман не порывает, а, наоборот, все больше т€нетс€ к люд€м, внимательно следит за художественной жизнью «’удожников должно быть как можно больше, это украшает жизнь, — часто повтор€л он, когда заходила речь о новаторских поисках молодых, — надо только, чтобы все было насто€щим». » они по€вились. ћощные и €ркие јлександр јцманчук, јльбин √авдзинский и ёрий ≈горов прорываютс€ сквозь засохший соцреализм. ќсоба€ атмосфера ќдесского художественного училища стимулировала у молодых авторов честность и смелость. ¬ ќдессе собралась уникальна€ талантлива€ группа преподавателей: “. ‘раерман, Ћ. ћучник, ƒ. ‘румина, ћ. “одоров, Ќ. Ўелюто, ћ. ∆ук, Ћ. “окарева-јлександрович, ј. Ўовкуненко, ¬. √егам€н, многие другие. »м удалось воспитать и повести за собой целое поколение художников. ’удожников нового, второго одесского авангарда.

¬торой одесский авангард: к истории феномена

"¬озьмЄмс€ за руки, друзь€, чтоб не пропасть поодиночке"
Ѕ. ќкуджава

ќб этом времени, о художниках уже много написано, но наиболее сжато и сущностно сказал выдающийс€ художник-концептуалист »ль€  абаков: "ѕо спонтанности и внезапности взрыва, по множественности причин и переплетений, которые пришлись на одно врем€ и сомкнулись на €влении, которое потом назвали "неофициальным искусством", 60-е годы, возможно, будут сравнимы с 20-ми годами", то есть с временем расцвета радикального русского авангарда. ¬озрождение авангарда, как метода, как инакомысли€, в ќдессе началось в середине п€тидес€тых годов. ≈ще до хрущевской «оттепели» после фронта, после Ћьвовского художественного института, в ќдессу вернулс€ ќлег —околов. ќн не вступал в —оюз художников, работал искусствоведом в ћузее западного и восточного искусства, дружил и многому училс€ у “еофила ‘раермана. » ежедневно и еженощно писал, рисовал. ¬начале осваивал символистскую графику мирискусников, потом увлекс€ оп-артом, а затем и абстракционизмом.  ак его ни преследовали – он не сдалс€ и не изменил своим идеалам. ¬ 60-х годах он принимал у себ€ на квартире интеллигенцию, ќлег —околов стал учителем группы молодых художников, учителем не буквальным, а, скорее, примером образа жизни и отношени€ к миру.
≈сли в период «оттепели» оппозици€ «точечно» про€вл€ла себ€ в таких формах, как диспут об импрессионизме и абстрактном искусстве в ѕолитехническом институте, создание отдельных монографий о западной живописи, то в 70 е годы она вошла в пр€мое столкновение с советским официозом. Ёто врем€ активного протеста против штампов и стереотипов и растущего желани€ выйти к зрителю.
≈стественно, путь в официальные выставочные залы авторам, исповедующим «чуждые» формы живописи и скульптуры, был закрыт. ¬ыход из сложившейс€ ситуации нашли в акци€х «квартирных выставок», на которые стекались толпы заинтересованных людей. ÷ентром этого движени€ были Ћ. ястреб, ј. јнуфриев, ¬. —трельников, ¬. ’рущ, —. —ычев. Ёнерги€ художников была направлена на создание образов, лишенных какой-либо идеологической и политической окраски. ¬нимание концентрировалось на совершенствовании чистого искусства, в котором содержание и форма -- объект эстетического наслаждени€ и ни в коей мере не политический комментарий. Ёта особенность отличала одесситов от движени€ московских нонконформистов, многие идеи которых им были, безусловно, близки. ¬сего три часа продолжалась выставка на заборе у ќперного театра «—ычик + ’рущик». Ёто был 1967 год. ”же нет в живых ни —танислава —ычева, ни ¬алентина ’руща. Ќо резонанс их дерзкого поступка, первого публичного вызова официозу – был огромен, вышел далеко за пределы ќдессы, несомненно, послужил примером московским выставкам, в частности, «бульдозерной». «—ычик+’рущик» остались легендой ќдессы, эхом далекого уже времени «буйных» шестидес€тых. — этой короткой акции можно вести отсчет истории советского неофициального искусства.   счастью, сохранилась фотографи€ ћихаила –ыбака, художников поддерживала редакци€ газеты « омсомольска€ искра», на выставке у ќперного театра были редактор ». Ѕеленьков, писатель ј. Ћьвов, журналисты ј. »ванов, ≈. √олубовский. — экспозиции, посв€щЄнной исторической "заборной" выставке, начал свою выставочную де€тельность и музей современного искусства ќдессы.
«атем были выставки ¬ладимира —трельникова у јллы Ўевчук и коллекционера √лузмана, открывали свои дома дл€ показа коллекций друзь€м и художникам собиратели  ирилл ¬еликанов, Ќиколай Ѕел€ков, но особа€ активность пришлась на 1974-75 годы. ќдновременно шли выставки на квартирах у ¬ладимира јсриева, јлександра и –иты јнуфриевых, ¬иктора ћаринюка и Ћюдмилы ястреб, коллекционеров ¬ладимира «лотина и ¬иктора —альникова, ≈лены и —емЄна ¬ерник, спортсмена ≈вгени€ —услова, художников ¬иктора –исовича и ¬алентина ’руща.
¬ доме у јлександра јнуфриева, увлеченного ¬ан √огом и —езанном, кубофутуристами, собирались его единомышленники, сплотившиес€ в неформальную группу, которой Ћюда ястреб дала название – «Ќонкоформисты».  онечно, заводилами в этой компании была супружеска€ пара Ўуры и –иты јнуфриевых! Ѕез их активности, энергетики, шарма, вр€д ли сложилась бы группа друзей-художников, которых мы сейчас называем €дром одесской школы 60-х-70-х годов. –ита Ўишадска€ стала женой јнуфриева в конце 50-х. ќни жили в коммуналке, в доме на ќсипова угол „ичерина (согласно топонимике тех лет), котора€ стала дл€ художников одесского андерграунда чем-то вроде московской квартиры Ѕриков-ћа€ковского.
ёна€ –ита была художницей, музой, хоз€йкой салона. ¬ начале 60-х с такой ментальностью жить было нелегко.
¬ первом браке она вышла замуж за чеха, а послевоенна€ „ехословаки€ в сравнении с ———– была вполне европейской страной. “ак что какое-то врем€ журналы, альбомы по искусству, музыкальные диски шли оттуда, из ѕраги конца 50-х. Ќа ќсипова, в квартире јнуфриевых, родилось то братство художников-шестидес€тников, которое сегодн€ уже становитс€ досто€нием истории искусства 20-го века. –ита родила и воспитала сына —ерЄжу, ставшего со временем одним из столпов московского концептуализма.
» все эти - годы на ќсипова, —вердлова, —олнечной - дома, где жила –ита, становились —алоном, где художники встречались с поэтами, философы с музыкантами... «десь проходили первые одесские квартирные выставки, что было делом далеко не безопасным. —реди работ, украшавших стены, были и рисунки, гобелены, созданные хоз€йкой, отмеченные тонким вкусом, изысканным воображением.
—о временем про€вилась еще одна особенность ее натуры - ћаргарита собрала вокруг себ€ молодежь - талантливую и не очень, послушную и строптивую, скорее грешную, чем праведную. —туденты архитектурной академии, где она преподавала, выпускники худграфа и худучилища, а то и, как говоритс€, нестандартные юноши и девушки. —колько из них об€заны ћаргарите своей судьбой - художнической и не только...
ќна была хранительницей, куратором центра и музе€ современного искусства "“ирс". «адуманные и осуществленные ею проекты вошли в историю современного искусства ќдессы.
 олоритна€ фигура ¬ладимира јсриева, в те годы музыканта и коллекционера. ¬ыставки в его квартире на Ѕебел€ всегда были полны посетител€ми. ¬клад в формирование своеобразного культурного феномена внесли и друзь€-зрители: журналисты ‘.  охрихт и ≈. √олубовский, режиссЄр  ира ћуратова, писатели ≈. ярошевский (многие реалии тех лет вошли в одно из его центральных произведений: "ѕровинциальный –оман(—)") и ћ. ∆ванецкий ( нонконформисткой была его подруга тех лет - Ќадежда √айдук ), музыканты —. “ерентьев и ј. Ѕедрицкий, фотографы —. ∆данов, ». √ершберг, ¬. —еров.  оллекци€ јсриева была передана власт€м города в обмен на право заключени€ брака с поданной јнглии ¬икторией “омас и эмиграцию. „асть коллекции демонстрировалась во врем€ конференции "¬озвращение авангарда", в июне 2004 г. ¬ своей лондонской галерее ¬ладимир показывает множество картин одесских художников, собирает архив одесского авангарда и демонстрирует его на своЄм сайте.
–азумеетс€, интеллектуальную нагрузку эстетического обосновани€ нес ¬ладимир —трельников, особое очарование вносил ¬алентин ’рущ, художник-загадка, в картинах которого при их внешней свободной живописности всегда присутствует некое знаковое обобщение. ћногие годы по воскресень€м ¬алентин принимал гостей и друзей, создавал каждую неделю новую персональную или групповую экспозицию, то со своим екатеринбургским другом ≈вгением ћалахиным, больше известном, как учитель группы "—иние носы" "—тарик Ѕукашкин", то с ¬ладимиром Ќаумцом или кем-либо из друзей-одесситов.
—уществовали св€зи одесситов и с московскими нонконформистами, но возникли они позднее, когда в ћоскве по€вилс€ выставочный зал на ћалой √рузинской. ’удожники ездили на выставки, знакомились с москвичами: Ќемухиным, –абиным, ѕлавинским, ¬айсманом, яковлевым. ¬ладимир яковлев, всю жизнь страдавший от болезни глаз, оперировалс€ в одесской клинике ‘илатова.  огда говор€т об одесском нонконформизме, то это вовсе не идеологическа€ и не протестна€ живопись, а очень гармоничное искусство, которое просто не вписывалось в систему соцреализма. ¬ 1976 году на квартире московского коллекционера —ычЄва прошли две неофициальные выставки одесских авангардистов. ’от€ ¬алерию Ѕасанцу и ќлегу ¬олошинову удавалось учавствовать в официальных выставках и быть членами —оюза художников, но это скорее благодар€ их спокойному характеру. ѕозднее в московский "горком" художников-графиков на ћалой √рузинской вступили одесские "москвичи": ¬ладимир Ќаумец, ¬ладимир —азонов, Ќадежда √айдук. ≈динственным, кто имел контакты с иностранцами, впрочем, вполне безобидные, был ¬ладимир —трельников: они интересовали его только, как покупатели, но впоследствии это послужило поводом дл€ вынужденной эмиграции. ќднако, в отличие от москвичей, чей нонкоформизм часто был окрашен в мрачные тона безысходности, над одесситами витал дух южного жизнелюби€, иронии, упоительной легкости быти€ в самых невыносимых услови€х . —оциальный пафос не смог повли€ть на "рыбок" ’руща или "красавиц" Ўопина.
ќсобую атмосферу создавала активна€ выставочна€ де€тельность одесских музеев. —озданна€ в 70-е годы система городов-побратимов приносила свои эстетические плоды и одесситы могли посто€нно посещать как классические, так и современные показы из √енуи, ќулу, ћарсел€ или ¬арны. ќсобенно запомнились выставки француза де —егонзака, копий византийских мозаик, скульптора ƒжакомо ћанцу.
–осло число авангардистов, нонконформистов, как они себ€ называли.   уже сложившейс€ группе художников примкнули вернувшиес€ после окончани€ институтов ќлег ¬олошинов, ¬ладимир ÷юпко, ≈вгений –ахманин и скульптор Ќиколай —тепанов. ”чавствовали в квартирных выставках также –услан ћакоев, экспрессивные работы показывал ћихаил  овальский, скульптуру и керамику јлесандр ƒмитриев и ≈вгений √оденко, картины и объекты ¬ладимир Ќаумец, »горь Ѕожко, јндрей јнтонюк, јнатолий Ўопин, ћихаил „ерешн€, ¬алерий ѕарфЄненко. ¬ эти же годы создавали свои работы ¬алерий √егам€н, јнатолий јсаба, јнна «ильберман, ¬алентин ћацкевич, Ёдуард ѕавлов. ќсобой активностью выдел€лс€ ёрий  оваленко, художник устраивал по несколько персональных выставок в год, выбира€ в качестве помещений редакции газет и фойе кинотеатров.
», конечно же, два мощных художника, которые не были нонконформистами по сути, но у Ћьва ћежберга это про€вилось в поступках, отстаивании своего права на авторское в»дение, а у »осифа ќстровского в радикальном изменении концепции его живописи.
Ћев ћежберг писал: "» сейчас, жив€ на «ападе около 13 лет, когда мен€ спрашивают: "¬ы украинский или русский художник?", € отвечаю: "я одесский художник и всегда им останусь, € часть одесского тела, солнца, мор€, песка, € только могу воспроизводить одесский наш ни с чем не сравнимый пепельный колорит, из мен€ выливаетс€ цвет ракушника и цвет тех волшебных зайчиков, которые играют на одесских домах, барашков на море или размытой глины у морского побережь€".
¬ли€ние квартирных выставок велико, они дали импульс дл€ по€влени€ и развити€ в ќдессе монументальной живописи, повли€ли на творчество тех художников, которые были в те годы студентами, но посещали выставки и переносили свои впечатлени€ в стены учебных заведений и в дальнейшее творчество (C. Ѕелик, ≈.√олубенко, ». «омб, —.  н€зев, ј. Ћисовский, ё. ѕлисс, ј. ’арон, ѕ. –ейдман, ¬. ’охленко, ё. ÷уркан, ƒ. “ихолуз, ¬. ѕавлов ). јтмосфера тех лет в художественном училище была бурной, а экзаменационные «обходы» иногда напоминали квартирные выставки. ћногие студенты по несколько лет сидели на каждом курсе из-за нежелани€ отказатьс€ от формирующихс€ убеждений.
”вы, очень рано, в расцвете своего творчества, ушла из жизни Ћюда ястреб. Ёто была невосполнима€ потер€ не только дл€ родных, друзей, но и дл€ всей одесской школы живописи. ≈е супруг ¬иктор ћаринюк не только бережно сохран€л ее холсты, но и продолжил их совместный поиск – пластический образ красоты, совершенства – в живописи и графике. ѕокинули страну Ћев ћежберг, »осиф ќстровский, јлександр јнуфриев, ¬ладимир —трельников, ћихаил  овальский, ¬ладимир Ќаумец, Ћюсьен ƒульфан, ¬ладимир јсриев, переехал в ћоскву ¬алентин ’рущ, вскоре погиб в √ермании ¬иктор —азонов. ’удожники - штучные люди и такой отток не мог не сказатьс€ на ситуации квартирных выставок. ќднако, сохранилось общение, напр€женна€ работа в мастерских, эмигранты развозили славу об одесских инакомысл€щих художниках по всему миру.
ѕочему неофициальные художники 60-х - 70-х годов устраивали выставки в квартирах? Ќыне этот вопрос может вызвать ответ: "»м так хотелось. Ёто был художественный метод".   счастью, большинство родившихс€ после расцвета советского засто€ не может представить, что этим художникам просто негде было показать себе и узкому кругу друзей свои произведени€, кроме как в убогих квартирах.  онечно, выставки в квартирах и мастерских не были закрытыми показами "дл€ своих", свои давно уже были знакомы с работами. Ёто были именно выставки со сплошной, "ковровой" завеской, с участием множества авторов, двери коммуналок были открыты, а внутри полно посетителей - вс€ интеллигенци€ ќдессы побывала на выставках: киношники и поэты, актеры, портовики, музыканты. ѕосто€нно звучала музыка, обычно джазова€, лежали западные журналы и альбомы по искусству, многие быстро знакомились, закладывалось начало дл€ будущих коллекций и галерей.  вартиры јлександра и –иты јнуфриевых, ¬ладимира јсриева, ¬иктора –исовича, ¬алентина ’руща, ‘еликса  охрихта, —емЄна ¬ерника стали живыми культурными центрами своего времени, отсюда пошли новые творческие импульсы и направлени€. » в этом виде речь идет уже о полноценных культурных €влени€х, где люди не только тусовались, но и генерировали идеи и воплощали замыслы в виде готовых произведений. —в€занные в систему андеграунда, как типологическую альтернативу официальной культуре, квартирные выставки €вл€лись самодостаточным организмом, не тратившим врем€ на противосто€ние пребывающему в летаргическом сне советскому социуму. Ќо при этом андеграунд был объектом прессинга и нападок со стороны агонизирующей системы контрол€ за беспокойными творческими единицами и радикалами.
ƒе€тельность нонконформистов с самого начала вызывала предсказуемое и, естественно, недоброжелательное внимание со стороны властей. Ќе то чтобы художникам скопом шили "махровую антисоветчину" — от пр€мого, всерьез конфликта с режимом их де€тельность €вно ускользала, ну как-то не к лицу было им амплуа суровых борцов с тиранией. Ќо если органы и находили "абстракционизм" блаженным чудачеством, то, во вс€ком случае, достаточно подозрительным. Ќе только в силу несанкционированной выставочной де€тельности, были еще какие-то потенциально опасные контакты с иностранными подданными, хот€ кто там разберет мотивацию арт-критиков от жандармерии.
ѕо ”краине прокатились репрессии, св€занные с диссидентским и национальным движени€ми. «а свою бескомпромиссную позицию подверглись преследовани€м и некоторые художники из других городов, где авангард присутствовал в виде отдельных фигур или разовых акций - ѕавел Ѕедзир и ≈лизавета  ремницка€ в ”жгороде, в  иеве - јлла √орска€, ќпанас «аливаха, Ћюдмила —емыкина, —ергей ѕараджанов, ѕетр Ѕеленок, »рина ћакарова-¬ышеславска€, во Ћьвове -  арл «веринский; в „еркассах - Ёдуард √удзенко, ¬ладимир Ўироков, в ƒнепропетровске - ¬ладимир ћакаренко, в «апорожье - ¬иктор «аруба, в ’арькове - ¬агрич Ѕахчан€н и множество , что не вошли в этот, далеко не полный список. —юда же можно отнести одесситов: вынужденно эмигрировавших јлександра јнуфриева и ¬ладимира —трельникова, лишЄнных возможности выставл€тьс€ и зарабатывать ¬алентина ’руща и —танислава —ычЄва. ёрий ≈горов вспоминал, что дав однажды картину на квартирную выставку, наутро узнал, что его уже развешенна€ персональна€ выставка в ќдесской  артинной галерее не состоитс€. —работали информаторы  √Ѕ.
ѕоэтому очень важна была поддержка художников старшего поколени€, опаленного войной, - ёри€ ≈горова, јлександра јцманчука, √еннади€ ћалышева… Ёта духовна€, моральна€ поддержка, возможность выставл€ть свои работы на неофициальных выставках в большом зале молодежной газеты « омсомольска€ искра» в те годы была не менее ценной, чем первые покупки ( а они были, на «квартирных» выставках).
∆ивопись одесских художников - участников квартирных выставок, относитс€ к тем ценност€м, которые не измер€ютс€ звани€ми или коммерческим успехом. ѕодлинное искусство, не замутненное никакими идеологическими наслоени€ми - истинное национальное досто€ние, живое и вечное. ’удожники-нонконформисты ќдессы как часть общекультурного €влени€ андеграунда, диссидентства, стали альтернативой официальному идеологическому искусству соцреализма. ¬торой одесский авангард не был политизировован, подобно московскому. ¬ ќдессе шел поиск пластического €зыка и методов самовыражени€. ќтличительные черты, такие как камерность, интимность, доверие зрителю, "выработанность" картины, профессиональность, "модернистские" тенденции - на грани абстракции, условности, колористика, свет от работ, отсутствие повествовательных сюжетов, вместо этого "мотивы", образность, пластичность, созерцательность, романтичное мировоззрение. Ёто было весомое (по количеству "нонконформистских" художников и широте художественных акций) и системное €вление в отличие от  иева, Ћьвова и других городов ”краины. „то касаетс€ андеграунда в этих городах, то можно вести речь об одиноких фигурах и разрозненных фактах, и лишь в ќдессе он, в самом деле, за€вил о себе, как осознанна€ коммуникаци€. «аслуга одесских мастеров состоит в том, что они заполнили пробел между начатым в ’’ столетии авангардом и современным мировым искусством. –€д выставок в ≈вропе подтвердил высокий уровень их мастерства.
≈сли говорить о персональном составе художников второго советского авангарда, то можно вз€ть за основу самиздатовское издание 80-го года "ќдесские художники" с замечательными фотопортретами и репродукци€ми картин, изготовленное небольшим тиражом московским фотографом ¬алентином —еровым. ¬от список представленных в нЄм художников: ќлег —околов, ёрий ≈горов, јлександр јнуфриев, ¬ладимир —трельников, Ћюдмила ястреб, ¬иктор ћаринюк, ¬алентин ’рущ, ≈вгений –ахманин, Ќиколай ћорозов, ¬ладимир ÷юпко, »горь Ѕожко, јлександр —товбур, ¬алерий Ѕасанец, ћихаил  овальский, —ергей  н€зев, ¬ладимир Ќаумец, Ќиколай —тепанов, јлександр ƒмитриев, Ќадежда √айдук, ¬ладимир —азонов, ¬иктор –исович, ћихаил „ерешн€, ≈вгений √оденко, –услан ћакоев, јнатолий Ўопин.
–азумеетс€, сюда же нужно добавить имена Ћьва ћежберга и »осифа ќстровского,јлександра ‘рейдина и јнатоли€ јсабы, ¬алери€ √егом€на и јлександра –ойтбурда, Ќикола€ Ќовикова и ¬асили€  оровенко, ¬алери€ ѕарфЄненко и јлександра Ћисовского, ƒавида “ихолуза и ёри€  оваленко, —таса ∆алобнюка и ≈лену ўЄкину.
¬ыставки произведений из коллекции ¬€чеслава ¬ыродова весной 2008 года в киевском ћузее русского искусства и осенью того же года в ћузее западного и восточного искусства в ќдессе произвели большое впечатление на общественность, знатоков и прессу. «начение второго одесского авангарда стало про€вл€тьс€ всЄ с большей силой, его вли€ние растЄт на наших глазах. —охранить это искусство, разъ€снить его смысл и значение, донести его чистые образы до максимально большего числа людей - в этом задача и долг наших современников.

¬ наши дни становитс€ очевидно, что роль национальных государств сокращаетс€, а общество стремительно атомизируетс€ и его проблемы уже не могут быть решены отступающим государством. ¬ св€зи с необратимой девальвацией в массовом сознании политических идеологий единственной жизнеспособной формой объединени€ становитс€ неиерархическа€ или сетева€ структуризаци€ по фундаментальным, базовым ценност€м. ќдной из таких ценностей выступает искусство, его роль возрастает, как и роль его носителей, городов-полисов, одним из которых давно уже стала ќдесса - жива€ столица всемирного мифа о себе.

2009-02-04
“€жела€ утрата. ¬ возрасте 50-ти лет умер —ергей  н€зев.
 н€зев —ергей ¬икторович (24.01.1959-1.02.2009). ƒиагноз - остра€ сердечна€ недостаточность. ѕохоронен 3 феврал€ в г. ќдессе.
’удожник в молодом возрасте входил в группу одесских нонконформистов. јрт-критик, теоретик искусства. јвтор идеи и концепции второго-украинского авангарда.

3 феврал€ в 11.30 было отпевание и похороны . —ережа был прекрасный человек, художник, журналист, арт-критик, семь€нин. Ёто редчайшей доброты, высочайшей нравственности „≈Ћќ¬≈ . —айт выражает свои глубокие соболезновани€ родным и близким —ерге€.
ѕоследн€€ стать€, написанна€ —ергеем незадолго до смерти -

–азработка и ведение сайта: nikitusha@rambler.ru

–убрики:  —татьи о искусстве,художники.
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку