-Метки

1812 watercolor Куинджи айвазовский акварель алексей боголюбов большое золотое кольцо виды златоуста виды самары виталий шаповалов военная аналитика воскресный вечерок воскресный лекторий воскресный лекторий бгхм воскресный лекторий в музее нестерова воскресный лекторий в уфе воскресный лекторий музея нестерова выставки в музее нестерова гиперборея городской пейзаж достопримечательности златоуста древние цивилизации египет жан-поль тюийе златоуст из истории московских улиц ирландия история московских улиц история улиц москвы италия йеллоустоун картины жуковского китай концерты в музее нестерова куда пойти в выходные в уфе куда пойти в уфе в воскресенье куда пойти в уфе в выходные лекторий в музее нестерова лекторий музея нестерова лекции в музее нестерова лекции об искусстве в музее нестерова лекции об искусстве в уфе лекции по искусству в музее нестерова лекции по искусству в нестеровском музее мегалитика михаил нестеров москва москвоведение московские прогулки московские прогулки с музеем нестерова московские улицы музей нестерова музей нестерова в уфе наби набиды нато натюрморт наука и техника древних цивилизаций нестеров нло новые выставки в музее нестерова обама оружие пирамиды египта прогулки по златоусту прогулки по златоусту с музеем нестерова прогулки с музеем нестерова просто картинки путин пушкин рифеи романовы в живописи россия россия и турция русские художники в италии русский портрет 19 века рыцарь самара самарские прогулки сирия станислав жуковский стоунхендж сша таганай тоскана тур по златоусту турнир турция урал флоренция фото природы художник алексей боголюбов щедрин в италии эрдоган этрурия этруски юбилей айвазовского юмор юмор в картинках юмор от воскресного вечерочка

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Каталог блогов Каталог блоговКаталог блогов позволяет упорядочить блоги людей и сообществ по категориям, позволяя быстрее находить нужные и интересные блоги среди огромного количества блогов на сайте li.ru
  • Перейти к приложению Photoshop online Photoshop onlineДля того чтоб отредактировать картинку совсем не обязательно иметь фотошоп на комьпьютере. Это можно сделать с помощью приложения online photoshop =)

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии геленджик-4
геленджик-4
16:37 13.08.2016
Фотографий: 20
Посмотреть все фотографии серии виды городов, современность
виды городов, современность
16:33 13.08.2016
Фотографий: 113
Посмотреть все фотографии серии геленджик  солнце-3
геленджик солнце-3
16:31 13.08.2016
Фотографий: 9

 -Я - фотограф

средневековые манускрипты-2

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в aramill_stells

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 7104


Первый профессиональный башкирский художник

Суббота, 25 Октября 2014 г. 21:40 + в цитатник

Основоположником башкирского изобразительного искусства, первым профессиональным живописцем был Касим Салиаскарович Девлеткильдеев. Постановлением Совета Министров Башкирской АССР от 1 апреля 1984 года его имя дано бульвару в Уфе. Бульвар Девлеткильдеева - это новый проезд от улицы Российской на восток до лесного массива.

В Башкирском государственном художественном музее имени М.В.Нестерова сохранилась автобиография художника. 

Первый профессиональный художник-башкир, он через весь свой жизненный и творческий путь пронес свет ясной, богато одаренной благородной души, отданной родному народу, краю. «Он был чистым, как хрусталь, интеллигентным, скромным и в то же время бескомпромиссным», – вспоминала о нем заслуженный художник России Тамара Павловна Нечаева.
 
"Родился 11 апреля 1887 года (23 апреля по новому стилю) в Уфимской губернии (сельцо Кугуль, ныне Марьино,  Благоварский район) в бедной дворянской семье, - пишет Касим Салиаскарович. - Рано лишился близких и родителей (когда умер отец, мне было всего семь лет). Отец по национальности был татарин, мать - башкирка. Смутно помню свои бесцветно проведенные детские годы, большая часть которых прошла в Уфе, куда переехали потом оставшиеся члены семьи, обремененные нуждой и заботами..." С ранних лет у мальчика появился интерес к рисованию. Он вырос в обстановке ярких красок национального убранства - одежды, замысловатых украшений женских головных уборов, занавесок-шаршау, всевозможных ковров и ковриков, расписных домотканых и вышитых полотенец, резной посуды.

Он вспоминал: Несмотря на отсутствие поощрения со стороны остальных окружающих, в детстве я рисовал много без всякой системы, все, что попадалось: с модных журналов, женские головки в профиль, балерин, наездниц, акробатов, клоунов, цветы и т.п. (почему-то цирк производил на меня всегда чарующее и сказочное впечатление). Помню, как однажды в нашем доме я расписал печь акварельными красками (панно из цветов), это имело успех даже у равнодушных к моим работам членов семьи. 

Касим Девлеткильдиев - первый профессиональный художник - башкир Искусство

Но для мусульманина мечта стать художником была большой смелостью: Коран запрещал изображение всего живого, чтобы души изображенных не разгневались.

После смерти отца до 15-16 лет Касим живет в Уфе «на иждивении одного из братьев, служившего тогда народным учителем, он тоже не поощрял моих увлечений рисованием», – вспоминает Девлеткильдеев. Первое общее образование Касим получил у брата, а затем в Уфимской гимназии, где учился шесть лет. Графические искусства и черчение в гимназии преподавал Александр Андреевич Соколов. Он предложил Касиму заниматься живописью дополнительно, учил его рисовать и убеждал его не бросать рисование.

 

         По настоянию семьи и против собственного желания по окончании гимназии Касим держит экзамен в Казанской учительской школе на звание народного учителя. Нужно было поддерживать семью, где кроме матери было еще две сестры – Котлазаман и Бахрамхаят. Касим начинает давать частные уроки. «Мысль о специальном, художественном образовании волновала и пугала, но не покидала меня», – вспоминал он.За один год Девлеткильдеев сдал программу 4-х отделений.  В 1907 году он приезжает в
Санкт-Петербург, где поступает сначала в рисовальную школу при Центральном училище технического рисования барона Штиглица. Открытое на средства барона Александра Людвиговича Штиглица, оно было крупным художественным центром России по подготовке рисовальщиков, живописцев и скульпторов для художественной промышленности, а также готовило учителей рисования и черчения для средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Выдержавшим вступительный экзамен предстояло учиться 5 лет. 
Преподавание здесь велось в старом духе. Учителями были: академик исторической живописи А.Н.Новоскольцев, академик пейзажной живописи К.Я.Крыжицкий, профессор Н.А.Кошелев, график и живописец Г.М.Манизер, профессор В.Е.Савинский, граверный класс вел В.В.Матэ. 
Много внимания уделялось разным упражнениям в виде штрихования тростниковыми перьями для развития гибкости и твердости руки, работали также карандашом, пером, кистью. Объекты изображения усложнялись от орнамента до натурщика. 

 

В училище были прекрасно оборудованные светлые классы, отличный музей, одна из лучших по богатству специального материала библиотека. Пятнадцать тысяч произведений декоративно-прикладного искусства: ткани, керамика, фаянс, фарфор, цветное стекло, предметы ювелирного искусства, мебель, шпалеры, гобелены всех времен и народов были собраны в музее училища, который являлся необходимым звеном в процессе изучения учениками истории развития прикладного искусства. Основные дисциплины расходились по специальностям: мебельно-обстановочная, декоративная, майоликовая, чеканка, граверная и кожетиснение. Девлеткильдеева влечет декоративный класс с его чрезвычайным многообразием, и особенно фарфор. В музее училища он имел возможность изучать великолепные образцы голландского, персидского, мавританского и испанского фаянса, итальянской майолики, изделия из стекла, расписанные так называемой венецианской нитью, прекрасные образцы сервского фарфора и изделия Дж.Веджвуда. Именно здесь, в стенах музея, зародилась страсть Девлеткильдеева к изучению и коллекционированию фарфора, его работа «Декоративный сервиз» пленяет изяществом формы предметов и декоративностью росписи. Тонкостью акварельной техники отмечена работа «Бокалы венецианского стекла», выполненная на голубой бумаге. Акварель «Синяя ваза» воплощает эстетический идеал Востока, где роспись, вплетаясь в форму самой вазы, создает ощущение пышного букета, символизирующего обильное цветение природы. Темой его дипломной работы стал эскиз росписи для фарфора.
Работы Девлеткильдеева учебного периода 1909—1910 гг. отражают специфику учебной программы – это зарисовки элементов орнамента, декора гобеленов, образцы деревянной резьбы, книжные виньетки. Первые его работы в училище - зарисовки элементов орнамента, декора гобеленов, образцы деревянной резьбы, книжные виньетки. Умение четко и уверенно нанести линию, передающую существо предмета, без изменений и исправлений отразилось в его работах. «Гипсовые цветы», «Греческие вазы».

Материально поддерживало Уфимское студенческое землячество, в дальнейшем он получал стипендию. В 1914 году он окончил училище с педагогическим и декоративным уклоном по классу стенной живописи, затем работал преподавателем графических искусств в Серпуховском коммерческом училище, в Санкт-Петербурге преподавал в фабричной школе при резиновой мануфактуре «Треугольник», брал уроки в частных художественных мастерских.

 В 1916 году наступает долгожданный момент, когда по конкурсному испытанию его зачисляют вольнослушателем в Академию художеств. Учеба Девлеткильдеева в Академии художеств оказалась недолгой, уже через полгода Касим Салиаскарович был вынужден покинуть Петербург. Как он пишет, «слабое здоровье и семейные обстоятельства» заставили его вернуться.

В 1917 году Касим Девлеткильдеев вернулся в Уфу. В Уфе в 1917 году Девлеткильдеев вступил в Уфимский художественный кружок, членами которого были художники Ю.Ю. Блюменталь, П.М.Лебедев, Б.А.Васильев, А.Э.Тюлькин, М.Н.Елгаштина, Д.Д.Бурлюк. Вокруг кружка в Уфе сплотились художники, ставшие основоположниками изобразительного искусства Башкортостана.В 1919—1921 гг. в Уфе был организуется целый ряд художественных студий. В здании бывшего коммерческого училища (ныне здание Авиационного техникума) был открыт рабочий клуб им. В.И.Ленина с художественной студией, создателем и педагогом которой был Девлеткильдеев. Одновременно он преподавал графические искусства на первых мусульманских постоянных педагогических курсах.

В одной из ранних дошедших до нас самостоятельных работ «На молитве» (до 1919 года) он заявляет о себе как о приверженце национальной темы, которая трактуется им с большим пониманием и эстетизмом. Гармонично ложатся тонкие линии и акварельные краски, рисующие фигуру коленопреклоненной молящейся женщины на фоне интерьера башкирской избы. Автор изображает эту сцену, не нарушая таинства момента. Он строит пластику листа на обобщенных и несколько геометризированных формах, стремясь придать ему монументальное звучание. По своеобразной стилистике и некоторой условности эта работа стоит особняком в творчестве Девлеткильдеева. В Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова хранятся также произведения мастера, исполненные пастелью. Помещенные в альбом, подаренный башкирскими художниками в день 5-летнего юбилея художественному музею, они никогда не выставлялись. Работы, к сожалению, не датированы, лишь год юбилея музея - 1925 - позволяет отнести их к концу 1910-х - началу 1920-х годов. Эти небольшие по размеру листы также воспроизводят сцены народного быта. В одном из них изображена башкирка в национальной одежде за приготовлением кумыса на фоне деревенского пейзажа с лошадьми, плетнем и нанизанными на нем кон¬скими черепами. В другом - сельская пасека в яркий летний день, на первом плане - фигура башкирского бортника с деревянным сосудом в руках. Некоторая эскизность листов не умаляет их образной, декоративной выразительности.

В 1921 году, как сотрудник Наробраза по делам музеев и охране памятников искусства и старины. он принимает участие в экспедиции по Туркестану. Основная цель поездки — собрать экспонаты для создания музея Народов Востока.

В 1921 году, как сотрудник Наркомата наробраза по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, выезжал вместе с художником А.Э. Тюлькиным в экспедицию в Среднюю Азию. Она была организована музеем Народов Востока для сбора произведений народного искусства. Сохранившийся тщательный, как всегда у Девлеткильдеева, карандашный рисунок «Развалины мечети Биби-Ханум в Самарканде» — память об этой поездке. На нем дата: «12 июня 1921 г.».

Цепкий глаз художника не только запечатлевает старинный уклад башкирской деревни, но и чутко откликается на новые веяния времени. В 1922 году в Москве по инициативе группы художников возникает Ассоциация художников революционной России (АХРР). Они выдвигают лозунги «героического реализма». Свой долг видят в необходимости «запечатлеть величайший момент истории» в его революционном порыве и изображать день сегодняшний. В конце 1925 года филиал АХРРа открывается в Башкортостане. Девлеткильдеев становится одним из его учредителей. Первый пятилетний план народного хозяйства Советской России предусматривал развитие индустриализации страны. Перед художниками встала задача отразить это в своих произведениях.

С победой революции черты нового уклада жизни не сразу стали очевидными. Программные тезисы зачастую опережали течение повседневности. Отсюда шло широкое распространение в изобразительном искусстве описательной фактографии, когда появлялись произведения узко документальные, воспринимаемые как зеркало повседневности или натурный портрет эпохи. Художественная критика 1920-30-х гг. этот период в художественной культуре страны отмечает как период созерцательного отношения художников к гигантам социалистической индустрии, как период становления индустриального пейзажа.
Девлеткильдеев в своих работах лишь подходит к освоению новых мотивов в пейзаже. Его работы скорее созерцательные, чем отражающие динамику развития нового мира, к тому же романтической натуре Касима Салиаскаровича, тонко чувствующей природу, ближе лирические пейзажи. Его работа «Мотив Инзерского завода» продолжает традиции реалистического пейзажа, раскидистое дерево, за которым видна из-под горы крыша избушки, венец строящегося дома, в дали опушка леса. Художник одухотворяет ничем не примечательный конкретный вид в пейзаж-настроение.

В 1924 году Наркомпрос Башкирии утвердил положение об организации художественно-технической студии коллектива художников: К.С. Девлеткильдеева, А.П.Лежнева, И.Н. Самарина, А.Э.Тюлькина, Г.П.Черкашенинова. В дальнейшем эта студия переросла в художественное отделение Башкирского техникума искусств. В этом учебном заведении Девлеткильдеев преподавал долгие годы (с 1936 года "Театрально-художественное училище" (УУИ)). Девлеткильдеев воспитал целую плеяду художников, которые долгие годы определяли высокий уровень изобразительного искусства Башкортостана. Его учениками были Г.Имашева, Г.Мустафин, Р.Ишбулатов, Р.Гумеров, Р.Усманов, В.Андреев.

 

Девлеткильдеев работал также в Пролетарском художественном музее, который был основан в Уфе в 1919 году. Здесь Девлеткильдеев читал лекции, был экскурсоводом, организовал раздел башкирского декоративно-прикладного искусства. Для сбора экспонатов музея с другими художниками он предпринимает экспедиции по районам Башкирии – Белорецкий, Аргаяшский, где по крупицам собирали предметы быта башкир. Эти экспедиции вдохновили его на создание ряда картин, которые стали классикой башкирской художественной школы, таких как «Деревня Ново-Усманово» (б., гуашь, акв.):

Касим Девлеткильдеев. Деревня Ново-Усманово. 1933. Бумага. Акварель. 26,8 Х 38.

«Тубинский рудник» (б., акв.), «Общий вид Баймакского завода» (б., акв.).

Уфимский период творчества художника продолжался тридцать лет. Касим Салиаскарович был первым национальным преподавателем в Уфимском техникуме искусств. Он положил начало портретной живописи в Башкирии.

Девушка башкирка в голубом " Онлайн

С большим мастерством и силой художественного обобщения народный тип воссоздан Девлеткильдеевым в графическом портрете, нарисованном углем, - «Башкир-Ибрагим» 1928 г. В этой натурной работе с ее убедительным портретным сходством - яркий психологический образ. Это биография, характер, судьба целого народа, стойкого к жизненным невзгодам, благородного, мудрого.

После открытия Уфимского художественного пролетарского музея работал научным сотрудником, участвовал в экспедициях. Во время поездки в 1928 году художник увидел в деревне Усман-Гали девочку-подростка. Он попросил ее позировать. Так родилась его работа "Девочка-башкирка в голубом", которая стала классикой башкирского изобразительного искусства. Она волнует своей неподдельной искренностью и одухотворенностью, правдивостью в передаче народного характера и быта, тонким мастерством акварельной живописи.

Описание картины девушка башкирка в голубом касим давлеткильдеева
Интересную историю рассказала искусствовед Валентина Сорокина: долгие годы героиня этой картины была собирательным образом юной башкирки. Но однажды сотрудники музея имени М.В.Нестерова, проходя по следам экспедиции Девлеткильдеева, познакомились с ней. Это Марьям Юмагуловна Мустафина из Белорецкого района, на момент экспедиции - мать пятерых детей. Она рассказала о встрече с художником: - Тогда мы жили в деревне Усман-Гали. Родители - на работе, я была в доме одна, когда к нам вошли двое мужчин. Один высокий, худощавый, другой - пониже. Они говорили по-башкирски, а тот, что повыше (это был К.С.Девлеткильдеев), все время шутил. Когда они сказали, что хотят рисовать меня, я очень испугалась, в то время это было необычно, но согласилась посидеть. Сидела на хике в своем нарядном платье, а рядом горкой было сложено приданое снохи - паласы, сыргытыши, стоял деревянный челяк.Так это и изображено в акварели, написанной в день, которым автор датировал ее, - "2.9.28 г."
Работы Девлеткильдеева экспонировались на ряде московских выставок, на выставке художников России в США.
Художник очень любил цветы. Удачны его натюрморты "Цветы разные", "Ирисы", "Сирень", "Кактусы".

Девлеткильдеев Касим Живопись Картины
В течение всей жизни у художника сохранялся интерес к портрету.

Художник Касим Девлеткельдиев. Часть 2

В соседнем поселке Манышты встретил тогда же Касим Салиаскарович другого своего героя, о котором подробно рассказал в надписи на обороте акварельного портрета «Башкир-охотник»: «Бигарслан Султанов, охотник, 30 лет, убивший около 20 медведей, 16 волков, партийный, инвалид, получил инвалидность на охоте, собака Бурзик». Как трогательно внимание художника к биографии героя! Как же автор передает зрителю эту информацию через художественный образ? Перед зрителем предстает сидящий мужчина совсем не богатырского сложения. Он невысок и даже худощав. Художник так строит композицию листа, что создается впечатление значительности его фигуры в замкнутом пространстве листа. В его позе, лице подчеркнуты готовность к действию, решимость и бесстрашие. Портрет является еще одной яркой иллюстрацией умения Касим Девлеткильдеева, отталкиваясь от конкретного впечатления, создать образ обобщающего звучания, отражающий его представление о нравственной силе, красоте народа.

В конце тридцатых годов он написал два портрета - писателя Мажита Гафури и актера Гималетдина Мингажева. Не только образы деятелей искусства влекли К.С.Девлеткильдеева. В годы Великой Отечественной войны в уфимском госпитале он делает зарисовки с бойцов Башкирской кавалерийской дивизии. Среди набросков - "Боец-отличник", "Муратов" и другие. Емкую характеристику художнику дает искусствовед Г.Кушнеровская:
"Касим Девлеткильдеев жил так же, как писал. Искусство его автобиографично - ни одной фальшивой ноты. Говорили - он был высок, худ. Тонкое лицо, туго обтянутые скулы, нервные длинные пальцы. Интеллигент до мозга костей. Душевное состояние - напряженность. Весь будто "на грани острия". Был бесстрашен. Был одинок. Тяжело, трудно жил. Бережно относился к сестре, находил в ней поддержку, понимание. Был замкнут. Раним. Дружил с немногими художниками - А.Лежневым, А.Тюлькиным. Ходил с ними на этюды. Любил цветы и в последние годы писал их чаще всего...

Творчество и жизнь Девлеткильдеева - завет художникам Башкортостана. Оно учит верности долгу и верности себе, нерасторжимости связей личности и творчества, мужеству и благородству. Оно учит вопрошать жизнь и давать свой ответ на извечные вопросы, нести людям мысль и высокий идеал красоты. Оно учит отваге и стойкости".
 

картинки с надписями про башкирок

В цикле пейзажных произведений К. С. Девлеткильдеева также есть работа, исполненная во время экспедиции 1928 года - «Мотив Инзерского завода». В нем - удивительное сочетание проникновенного лирического чувства и ощущения величавого простора уральской природы.

Касим Салиаскарович был чуток и внимателен ко всему прекрасному. Влюбленный в простую жизнь башкирской деревни, он видит поэзию в самых незатейливых мотивах, гармонию цвета в обыденных вещах и предметах. Поэтичностью и тонким лиризмом веет от его работы «Крыльцо башкирской избы». Легкий ветерок покачивает на веревке расписные полотенца, неподвижно висят коврики и одеяльца, блестит на солнце металлическая посуда. В воздухе разлита неподвижность жаркого дня. Простой сельский вид, но сколько любви и тепла внес художник в работу. Творческая воля мастера преображает обыденность жизни в поэтический образ, овеянный любовью к родному краю.

Касим Девлеткельдиев. Часть 2 - Художники Башкортостана Баймак.

Во время второй экспедиции, совершенной в 1933 году в Баймакский район, он создал серию акварельных листов - «Баймак», «Тубинск». В них звучат иные ноты - ноты внутреннего напряжения, мощи. Он изображает массивы заводских корпусов, дымящиеся трубы. Колорит в них строится на контрастах плотных коричневых, зеленых, синих тонов.

В 1937 году исполнилось 100 лет со дня смерти А.С.Пушкина, юбилей широко отмечался по всей стране, этой дате многие писатели, поэты, художники посвятили свои произведения. Девлеткильдеев, обратившись к образу поэта, начинает работать над полотном «Пушкин среди башкир», решая его в виде жанровой сценки. Центр картины слегка смещен вправо, Пушкин за столом, в окружении группы башкир, ведет оживленную беседу. Удачно скомпонованы группы фигур, выразительны позы и жесты персонажей, намечена мимика. Задний фон, вероятно, художник предполагал решить в виде юрты. К сожалению, Девлеткильдеев не успел завершить полотно, которое обещало стать одним из удачных произведений художника. Среди рисунков Девлеткильдеева имеется работа, напоминающая по сюжету иллюстрацию к произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Известно, что в 1937 году в Башкирском книжном издательстве была издана эта книга, возможно, Девлеткильдеев работал над иллюстрациями.
В эти годы Девлеткильдеева все более привлекает сюжетная картина с ее сложностью композиционного построения и широтой творческих возможностей. На выставке, посвященной IX Всебашкирскому съезду Советов в 1936 г., Девлеткильдеев выставляет одну из своих последних работ — историческое полотно «Переход войск Салавата к Пугачеву». Об этой работе Барютин писал: «Она блещет не столько исторической точностью, сколько художественным живописным романтизмом». К сожалению, неизвестно, где сейчас находится эта работа, сохранился лишь этюд к ней с изображением Пугачева и Салавата, хранящийся в Национальном музее Башкортостана.
В предвоенные годы Девлеткильдеев создает такие полотна, как «Женское собрание в колхозе» (1936), «Танец среди бойцов» (1940). Пишет ряд пейзажей с характерными видами Урала, проникнутыми покоем и величием царственной природы, запечатлевая мысли и чувства языком линий и красок. Его пейзажам свойственен яркий, насыщенный колорит. В работах «Южный Урал», «Приуралье» художник показывает зрителю все многообразие сложности цветовых оттенков зеленых масс деревьев, трав, кустарников, решая для себя определенные колористические задачи. В пейзаже «Горная река» автор стремится подняться до эпического изложения темы. Интересна его работа под названием «Кабаре». Художник, как бы из-за кулис, показывает часть сцены, свет люстры освещает актрису с бубном и мужчину в котелке. Яркая, контрастная по колориту работа, выпадающая из общего творчества художника и по тематике, и по манере исполнения.

  В военном госпитале он писал портреты бойцов Башкирской кавалерийской дивизии. В это время ему жилось очень тяжело. Пришлось даже продать свою коллекцию фарфора, которую он собирал долгие годы. В Уфе Касим Салиаскарович Девлеткильдеев жил в тридцатых годах в доме N 7 по улице Ленина, а в конце жизни - в доме N 32 по улице Карла Маркса. После войны он продолжал рисовать. Касим Салиаскарович Девлеткильдеев прожил трудную жизнь. Судьба не баловала этого человека; отдав себя на службу искусству, он так и не женился. Был одинок. Всю теплоту своей души отдал сестре Котлазаман, в которой нашел дружескую поддержку и понимание.  Он был очень скромен. Нуждался - коллеги видели его на рынке, продающим фарфор из своей коллекции.  Тяжелые годы войны подорвали его слабое здоровье. Именно у Девлеткильдеева получил первые уроки мастерства в будущем заслуженный художник РСФСР А.В.Пантелеев. Он вспоминал, что в комнате, где замерзала вода в стакане, полусидя на кровати, художник закоченевшими пальцами водил по бумаге карандашом, создавая рисунок за рисунком.

23 января 1947 года старейшая башкирская художница Мария Николаевна Елгаштина сообщала своей знакомой в письме, хранящемся в архиве музея: «Скончался Касим Аскарович, вчера мы хоронили его. Ушел из мира еще один хороший человек тонкой души и глубоких чувств... Касим Аскарович в белых пеленах был необычайно красив со строгим покоем на лице... Опустили в могилу уже в сумерках, зимнее небо золотилось на западе, снег глубокий, нетронутый казался синим...» Таким был последний земной путь Девлеткильдеева. На его могиле на татарском кладбище в Уфе установлен памятник, выполненный скульптором Г.И. Мухаметшиным. Подлинный талант, преданность искусству, нравственная чистота К.С. Девлеткильдеева оказали большое влияние на духовное, профессиональное формирование не одного поколения башкирских художников.

Валентина Сорокина, искусствовед.

Рубрики:  ИСТОРИЯ ИСКУССТВ/Искусство и БАШКИРИЯ
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку