-Метки

1812 watercolor Куинджи айвазовский акварель алексей боголюбов большое золотое кольцо виды златоуста виды самары виталий шаповалов военная аналитика воскресный вечерок воскресный лекторий воскресный лекторий бгхм воскресный лекторий в музее нестерова воскресный лекторий в уфе воскресный лекторий музея нестерова выставки в музее нестерова гиперборея городской пейзаж достопримечательности златоуста древние цивилизации египет жан-поль тюийе златоуст из истории московских улиц ирландия история московских улиц история улиц москвы италия йеллоустоун картины жуковского китай концерты в музее нестерова куда пойти в выходные в уфе куда пойти в уфе в воскресенье куда пойти в уфе в выходные лекторий в музее нестерова лекторий музея нестерова лекции в музее нестерова лекции об искусстве в музее нестерова лекции об искусстве в уфе лекции по искусству в музее нестерова лекции по искусству в нестеровском музее мегалитика михаил нестеров москва москвоведение московские прогулки московские прогулки с музеем нестерова московские улицы музей нестерова музей нестерова в уфе наби набиды нато натюрморт наука и техника древних цивилизаций нестеров нло новые выставки в музее нестерова обама оружие пирамиды египта прогулки по златоусту прогулки по златоусту с музеем нестерова прогулки с музеем нестерова просто картинки путин пушкин рифеи романовы в живописи россия россия и турция русские художники в италии русский портрет 19 века рыцарь самара самарские прогулки сирия станислав жуковский стоунхендж сша таганай тоскана тур по златоусту турнир турция урал флоренция фото природы художник алексей боголюбов щедрин в италии эрдоган этрурия этруски юбилей айвазовского юмор юмор в картинках юмор от воскресного вечерочка

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Каталог блогов Каталог блоговКаталог блогов позволяет упорядочить блоги людей и сообществ по категориям, позволяя быстрее находить нужные и интересные блоги среди огромного количества блогов на сайте li.ru
  • Перейти к приложению Photoshop online Photoshop onlineДля того чтоб отредактировать картинку совсем не обязательно иметь фотошоп на комьпьютере. Это можно сделать с помощью приложения online photoshop =)

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии геленджик-4
геленджик-4
16:37 13.08.2016
Фотографий: 20
Посмотреть все фотографии серии виды городов, современность
виды городов, современность
16:33 13.08.2016
Фотографий: 113
Посмотреть все фотографии серии геленджик  солнце-3
геленджик солнце-3
16:31 13.08.2016
Фотографий: 9

 -Я - фотограф

средневековые манускрипты-2

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в aramill_stells

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 7104


Уфа губернская эпохи Аксакова и Нестерова (перепост)

Суббота, 25 Октября 2014 г. 17:28 + в цитатник

Новость года: На месте строительства уже скандально известного офисного центра во дворе дома на улице Коммунистической, 49, где на месте дореволюционных конюшен при особняке купца Хакимова (архитектурный памятник 1896 года), строится деловое здание с фитнес-центром, археологи и краеведы из движения «Архзащита» обнаружили подобие подземного хода. Вход в подземелье предваряет арочная камера из красного кирпича. По словам местных жителей, о существовании кирпичной камеры в подвале конюшни они знали и раньше, однако о том, что там может быть какой-то ход, никто не догадывался.

 

В конце XVIII века Уфа располагалась по берегам реки Сутолоки, у ее впадения в реку Белую и состояла из девяти улиц, переулков и слобод. Как и все русские города, Уфа строилась по лучевому принципу — улицы исходили от главной площади. Центром города вплоть до конца XVIII века был район современного Монумента дружбы, именуемый Нижнеторговой площадью, там находились Троицкая церковь (Смоленский собор), дом воеводы, провинциальная канцелярия, архив. Но уже во второй половине XVIII века начинает застраиваться соседняя — Верхнеторговая площадь. Город, таким образом, расширялся в западном направлении.
К началу XIX века Уфа занимала небольшую часть территории нынешнего Кировского района. Границами застройки были: на юге — река Белая, на западе — четная сторона улицы Цюрупы, на северо-востоке — четная сторона улицы Коммунистической (на нечетной стороне располагалось кладбище, считавшееся загородным), на востоке — улица Кавказская. 
До 1782 года Уфа управлялась воеводами и зависела от Казанского дворцового приказа. С образованием Уфимского наместничества, Уфа из уездного городка превратилась в центр края. С изменением статуса города менялся и его облик, например, начали возводить новые присутственные места (административные здания) на западной окраине города. Стояли они на месте нынешнего Дома правительства, но были разрушены в 1827 году. 
В 20-х годах XIX века на Верхнеторговой площади было начато строительство Торговых рядов по проекту, разработанному петербургским профессором архитектуры А.И. Мельниковым. Строительство торговых рядов продолжалось около 40 лет, они постоянно меняли форму, развивались. После реконструкции 1864 года здание торговых рядов было увеличено и приняло форму слегка вытянутого с юга на север прямоугольника. 
В 1802 году Уфа получила статус губернского города, здесь находился гражданский губернатор края, в Оренбурге размещался генерал-губернатор. В 1865 году образовалась отдельная Уфимская губерния, и Уфа стала полноценным губернским центром, что, несомненно, отразилось как на внутренней структуре города, так и на внешнем облике его.
До XIX века Уфа застраивалась стихийно, без плана. Это было характерно для большинства российских городов. Поэтому на рубеже веков уфимские власти принимаются за перепланировку города. Город решено было строить по классическому типу, то есть с прямыми улицами и площадями. Первый проект перепланировки Уфы разрабатывался еще в XVIII веке. Симбирский архитектор И. Тоскани руководствовался идеей о строительстве города на свободной от застройки территории, при этом сохранив старые улицы и площади. Согласно этому плану, центр города должен был переместиться в район нынешних улиц Кирова и Карла Маркса, там же располагался и естественный холм, старые дороги превращались в главные улицы. Но этот план не был претворен в жизнь. Следующий план был утвержден в 1803 году, по нему предполагалось перенести Уфу на сравнительно ровную и сухую местность. Центр города перемещался южнее от пересечения Карла Маркса и Кирова. К естественным холмам сдвигались площади с приходскими церквями. При этом архитекторы стремились сохранить старые застройки, из-за этого несколько кварталов получили разный масштаб. Но строительству по этому плану помешали крупные пожары — из-за несостоятельности большинства горожан намерение это осталось нереализованным. В 1819 году генеральный план города Уфы, доработанный губернатором Г.С. Волконским и архитектором В. Гесте, был окончательно утвержден Александром I. В разработке этого плана участвовали также и другие специалисты в области градостроительства. В. Гесте специально приезжал в Уфу и вместе с городским землемером Сметаниным изучал местность. В плане 1819 года речь шла уже не о переносе центра города, а о его расширении. В. Гесте сохранил часть сетки улиц и размещение общественных зданий, уменьшил размеры городского центра, выпрямил большее число улиц старой части города. По этому плану предусматривалось расширение города от улицы Телеграфной (ныне ул. Цюрупы) до улицы Никольской (ныне ул. Мажита Гафури) и от реки Белой до улицы Богородской (ныне ул. Революционная).
Общий контур плана 1819 года представлял собой неправильный многогранник. Город, согласно ему, состоял из двух частей: упорядоченные (веерные) и новые (прямоугольные) кварталы. В новой части (ул. Цюрупы, Революционная, Гафури) почти все кварталы были одинаковой величины, в старой (территория за рекой Сутолокой, ул. Мингажева) — неправильной формы. Каждая часть имела свой центр. В старой части центром оставалась Староторговая площадь с Троицкой церковью, в новой части города — центр растянулся на две площади — Верхнеторговую и Соборную. Следуя плану Гесте, с 1803 по 1854 гг. город был застроен 15 улицами. В перспективе город должен был развиваться в северном и восточном направлении, так как с юга и запада расширению городской территории препятствовали кручи и низкий затопляемый берег реки Белой. К 1886 г. в Уфе уже было 59 улиц и переулков, двенадцать площадей, парк, бульвар и два сада. Улицы старого города были узкими, извилистыми, жилые строения то наступали на улицу с двух сторон, то расходились в стороны, образуя пустыри. В новой части все было наоборот, они были прямыми и широкими. Строительство согласно этому плану велось до конца XIX века, в 1883 и 1897 гг. в дополнение к плану В. Гесте были разработаны новые градостроительные проекты.

Рис. 34. План города 1880 - 1881 гг.a
План города 1880-1881 гг

Центральной улицей Уфы долгие десятилетия считалась Большая Казанская, ныне улица Октябрьской Революции, соединявшая старую часть города с ее новым центром.

Рис. 35. Улица Большая Казанская-a
Улица Большая Казанская

Происхождение названия улицы имеет две версии: первая — улица Казанская названа в честь собора Казанской Божией матери, вторая — по названию одних из шести ворот Уфимской крепости, откуда шла дорога на Москву через Казань.
Но в конце века значение стали приобретать новые протяженные улицы, по которым шло оживленное движение гужевого транспорта. Такими стали Почтовая улица (ныне ул. Пушкина) и пересекавшиеся с ней Александровская (ныне ул. К. Маркса), Каретная (ныне ул. Аксакова) и Никольская (ныне ул. Гафури). Самой длинной городской улицей стала Лазаретная, переименованная затем в Центральную (ныне ул. Ленина) — от Ушаковского парка (парк имени Матросова) до улицы Большой Успенской (ныне ул. Коммунистическая).


Рис. 54. Улица Александровская и электростанция Коншина (спр-a
ул. Александровская и электростанция Коншина

Рис. 36. Ушаковский парк-a
Ушаковский парк

Эта улица имела и второе название, она называлась именем Базилевского, богатого и щедрого благотворителя города. Его именем названы были также первый зимний театр, на строительство которого он дал большую сумму денег. И.Ф. Базилевский также спонсировал строительство водопровода, а в праздичные дни раздавал пособия беднякам. Далее до Сафроновской пристани и железнодорожного вокзала шла опять улица Лазаретная. Улицы на окраине были немощеные, заросшие травой, в конце их виднелись поля.

Рис. 47. Уфимский вокзал-a
Уфимский вокзал

Рис. 37. Сафроновская пристань-a
Сафроновская пристань

Название улицы в XIX веке Современное название
Телеграфная - Цюрупы
Никольская - Гафури
Богородская - Революционная
Большая Казанская - Октябрьской революции
Малая Казанская - Свердлова
Большая Успенская - Коммунистическая
Кузнецкая - Чернышевского
Тюремная - Достоевского
Бекетовская - Мустая Карима
Почтовая и Голубиная (две улицы) - Пушкина
Александровская (Семинарская) - Карла Маркса
Лазаретная (Центральная) - Ленина
Ханыковская - Гоголя
Каретная - Аксакова
Ильинская - Фрунзе
Фроловская - Тукаева
Усольская - Сочинская
Большая Сибирская - Мингажева
Сергиевская - Менделеева
Жандармская - Крупской
Губернаторская - Советская
Казарменная - Красина
Приютская - Кирова
Блохинская - Кавказская

Особенно быстро город начал расти с 20-х годов XIX века. К 1860 году в новом городе насчитывалось 139 кварталов, а в старом — 41. Распространенным типом строений в Уфе были деревянные дома усадебного типа. Город представлял собой группы жилых домов, окруженных просторными дворами, пустырями, длинными огородами, садами, оврагами, полянами и рощицами.
В пореформенное время жилой фонд города продолжает расти. Если в 1800 году было 1129 частных домов, то в 1861 году — 1991. Почти все они были деревянными. В 1824 году в Уфе насчитывалось всего лишь 5 частных каменных домов, в 1857 году — 59. В 60-е годы в Уфе всего было 2489 построек, из них только 83 были каменными, 46 — смешанных. В это время в центре Уфы формируются районы из особняков богатых купцов и промышленников. До этого в городе практически не было элитных кварталов. Верхушка уфимского общества строила добротные многокомнатные деревянные особняки на каменном фундаменте с антресолями и мезонином. Уфимские мезонины имели разнообразные формы: иногда их треугольный фронтон был обращен к улице, иногда во двор, бывали мезонины с окошками, а бывали с балконами. Порой встречались мезонины с встроенными арочками и колоннами, украшенными орнаментом. На выступах мезонина устраивали открытые террасы. Распространение мезонинов и антресолей имело экономические причины — при исчислении налогов на имущество их не включали в счет этажей. 
Развитие в Уфе промышленности и торговли способствовало расширению территории и росту населения. В 1879 году границы городской застройки проходили на юге уже по правому берегу Белой, на склонах которого выделялись слободы Золотуха, Труниловка, Архиерейка; на западе — по улице Никольской, отделенной от слободы Нижегородка незаселенным пространством, на севере — по улице Богородской, на востоке — по Большой Сибирской (ныне ул. Мингажева) улице. К востоку от Сутолоки граница шла севернее улицы Копейкина (ныне ул. Сунь-Ятсена) до кладбища и от него на юг до слободы Золотуха.
После проведения железной дороги, вместе с резким ростом населения растет и жилой фонд города. За короткий срок было застроено свободное пространство между Никольской улицей и железнодорожной линией от мусульманского кладбища до товарной станции. Преобладали, как и раньше, индивидуальные застройки. К северу от Богородской улицы появились Лазаретная и Сафроновская слободы, Малая Бекетовская улица (ныне ул. Белякова), на восточной окраине возникла Малая Сибирская (ныне ул. Ветошникова), в старой Уфе — Блохинская улица (ныне ул. Кавказская) и другие. За сорок лет, с 1864 по 1904 годы, заселенная площадь города выросла с 4,3 до 7,4 кв. версты, то есть в 1,7 раза.
В самом конце XIX века богатые купцы и промышленники начали строить в Уфе «доходные дома» — двух и трехэтажные здания с квартирами, специально предназначенные для сдачи внаем. Современники отмечали, что Уфа застроена теснее других городов, в ней большой спрос на жилые помещения. Однако в санитарном отношении теснота построек, при их значительной величине и высоте, представляла малоотрадную картину.
В XIX веке в архитектурном облике города выделяются два направления: классицизм и эклектика. В постройках начала века прослеживается влияние классицизма, например, дом купца Попова (северо-восточный угол перекрестка улиц Коммунистической и М. Карима). Постройки возводились по образцовым проектам, которые присылались из столицы. Уфимцы старались выбирать самые экономичные варианты присланных проектов.
Традиционные формы классицизма можно увидеть в здании, известном под названием Дом губернатора (ныне ул. Тукаева, 23). Здание построено в начале 50-х годов XIX века по проекту академика Академии художеств А.Д. Захарова. В классическом стиле выполнен его центральный портик — колоннами ионического ордера. Такие усадебные дома на Урале строились редко. Губернский архитектор А.А. Гопиус сумел привязать проект к довольно сложному рельефу местности. Дом губернатора явился последним зданием, завершившим формирование Соборной площади, которая представляла образец развитого городского ансамбля позднего классицизма. По плану В. Гесте на площади разместился весь административный центр города, состоящий из здания Присутственных мест (ныне ул. Фрунзе, 45), Мужской гимназии (ныне ул. Фрунзе, 47), Духовной семинарии (ныне ул. К. Маркса, 3). Объединяющим центром ансамбля стал Воскресенский кафедральный собор, построенный в 1840-х годах в романо-византийском стиле, и долгие годы оставался самым крупным и высоким зданием Уфы, площадью около 2400 кв.м; вмещал во время службы до 3000 человек. Собор имел в основании форму креста и был увенчан светлым куполом. Входы украшали 24 колонны с тумбами и капителями из литого чугуна. На верхнем ярусе звонницы висели 12 колоколов, в среднем ярусе находился самый большой из уфимских колоколов весом в 21 пуд (336 килограммов). К сожалению, в начале 1930-х годов, когда страна переживала пик антирелигиозной кампании, здание собора было разрушено. В настоящее время на этом месте находится Башкирский Академический театр Драмы имени Мажита Гафури. 
Крупных зданий было мало. На фоне деревянных особняков выделялись своими размерами и архитектурным оформлением казенные и общественные здания: здание Магометанского духовного управления (ул. Тукаева, 50), Духовной семинарии (К. Маркса, 3), здание городского Полицейского Управления и городской пожарной охраны (Октябрьской революции, 14), губернского Дворянского собрания (Ленина, 14), Железнодорожный вокзал и Почтамт.

Рис. 51. Железная дорога-a
Железная дорога

Рис. 52. Железнодорожный мост-a
Железнодорожный мост

Рис. 38. Духовная семинария-a
Духовная семинария

Рис. 39. Дворянское собрание-a
Дворянское собрание

Рис. 41. Городская Управа. Городской банк-a
Городская управа. Городской банк

Рис. 43. Соборная мечеть-a
Соборная мечеть

Рис. 56. Мариинская женская гимназия-a
Мариинская женская гимназия (ныне школа № 3)

Рис. 44. Пожарная часть-a
Пожарная часть

Рис. 46. Губернская земская управа-a
Губернская земская управа

Рис. 53. Крестьянский поземельный банк-a
Крестьянский поземельный банк

Рис. 55. Первая Уфимская гимназия-a
Первая Уфимская гимназия

Во второй половине века в архитектуре города становится предпочтительнее стиль эклектики. Например, фасады дома купца Ф.В. Чижова на улице Большой Казанской (ранее здание Землемерного училища, ныне — один из корпусов библиотеки имени З. Валиди по ул. Октябрьской революции), дома дворянина Ф.И. Базилевского (ныне Институт глазных болезней по ул. Пушкина). К сожалению, не сохранился выстроенный купцом Паршиным дом на улице Бекетовской. Там размещалось Уфимское общество взаимного вспоможения частному служебному труду. Двухэтажное здание являлось типичным образцом деревянного зодчества конца XIX века и было очень эклектичным: в нем соединились элементы западной готики, древнерусского зодчества, черты классицизма.

Рис. 57. Землемерное училище-a
Землемерное училище

Уфимский модерн представлен Домом Е.А. Поносовой-Молло на Александровской улице архитектора П.А. Гуськова (ныне Институт этнологических исследований УНЦ РАН с Музеем археологии и этнографии). Сочетание мотивов барокко и ренессанса сделали этот особняк одним из самых примечательных зданий в городе. 
В год празднования трехсотлетия города (1886 г.) в центре Верхнеторговой площади по Большой Казанской улице в честь основания города и как памятник царю Александру II была заложена Александровская часовня (ныне на этом месте расположен фонтан Гостиного двора).

Рис. 48. Уфимский гостиный двор-a
Уфимский гостиный двор

Рис. 40. Александровская часовня-a
Александровская часовня

Для строительства часовни средства собирали все сословия города. Здание стало украшением площади и ее главным архитектурно-композиционным центром. Позднее здание было разрушено.
В конце ХIХ в. инженер Приффер произвел первую планировку Северной и Восточной слобод. К концу ХIХ в. общий ансамбль города сохранял старые и новые черты. Северное направление в развитии территории города стало основным.

Рубрики:  ИСТОРИЯ ИСКУССТВ/Искусство и БАШКИРИЯ
Метки:  



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку