Хрущевская оттепель или время великих возможностей |
Настоящее, не имеющее утопии,
быстро катится к прошлому.
Пауль Тиллих
Принято считать, что история не имеет сослагательного наклонения. С позиции человека, управляемого текущими процессами (объекта исторического процесса), это утверждение безусловно верно, но с точки зрения объективного наблюдателя этот подход нельзя назвать исчерпывающим. Он превращает исследователя в сухого регистратора исторических фактов, который констатирует те или иные события, не размышляя о том, как могла бы измениться история, сложись обстоятельства иначе. Такие размышления о многовариантности хода истории - отнюдь не беспочвенные мечтания и утопическая блажь, они показывают возможности, которые таят в себе определенные эпохи, альтернативные пути, которые История предоставляет людям… Будь они более мудры, дальновидны и человечны… насколько иным был бы сегодняшний мир. Но уж если история пошла не по лучшему пути, то не стоит повторять ошибки прошлого, не стоит оставаться безучастными летописцами истории, отводя себе роль безмолвных статистов на исторической сцене. К сожалению, такие возможности не столь часты, как хотелось бы. Лишь небольшие участки исторического пути содержат потенциальные возможности трансформации статистов в действующих персонажей. Такими периодами были 50-60-ые, а затем 90-ые годы прошлого столетия. Девяностые годы еще свежи в нашей памяти. А вот пятидесятые незаслуженно забыты.
Предтечей процессов, которые позднее привели к перестройке, была Хрущевская оттепель. При всей противоречивости того периода она содержала многое позитивное, что отчасти реализовалось, а отчасти ждет условий, для осуществления. Несмотря на явный идеализм многих начинаний, на бесчисленное количество идей, выдвинутых Никитой Сергеевичем, многие из них могли бы быть реализованы, останься он у руля государства еще лет на двадцать. Неистощимая энергия, искренняя вера в реальность осуществления задуманного позволили Никите Сергеевичу сделать почти невозможное. Переход от авторитарной системы был осуществлен путем восстановления энергии страны, а не ценой новых расколов и жертв. Успехи окрыляли Хрущёва, хотя многие из его идей, не находя материальной поддержки, остались на бумаге.
Это было время новых замыслов и начинаний. В этой статье мы коснулись на наш взгляд самых перспективных.
Утопия или реальность?
- В 1959 г. XXI съезд КПСС сделал вывод, о полной и окончательной победе социализма в СССР, согласно документам съезда, страна вступила в период развернутого строительства коммунизма. В 1961 г. XXII съезд КПСС принял новую, третью программу партии - программу строительства коммунизма. Ставилась задача создания к 1980 году материально-технической базы коммунизма, намечалось резкое повышение благосостояния населения, широкая демократизация общества. Достаточно смелая политика, несмотря на её кажущийся утопизм, вызывала у людей веру в реалистичность планов, в "светлые идеалы", рождала общественную активность. Началось движение за коммунистическое отношение к труду. Энтузиазм людей, как и во все периоды советской истории, стимулировал развитие экономики, отчасти компенсируя пороки административной системы управления.
- Главной заслугой Н.С. Хрущёва было то, что разрушив прежнюю тоталитарную систему, сложившуюся в СССР за тридцатилетнее правление Сталина он начал демократизацию общества, привлекая к управлению страной широкие слои населения. Именно при нём начался и неустанно осуществлялся поиск оптимальной модели хозяйственного механизма.
- В СССР складывались новые отношения между людьми. Хрущёв ставил задачу убедить сограждан жить в соответствии с принципами Морального Кодекса строителя коммунизма. Впервые советское общество осуществляло политический плюрализм. Интенсивно развивалась культура. Появились новые блистательные писатели, поэты, скульпторы, музыканты.
- Характерной чертой советского общества 50-х годов являлся социальный оптимизм, вера народа в то, что трудности временны, а их преодоление гарантирует счастливое будущее.
Ставились следующие задачи:
- развернуть в больших масштабах жилищное строительство с целью обеспечить каждому работнику благоустроенную отдельную комнату, а каждой семье — отдельную квартиру (В результате принятых мер с 1956 по 1963 годы в СССР было построено больше жилья, чем за предшествующие 40 лет. )
- перейти к бесплатным коммунальным услугам.
- предоставить каждому гражданину в пользование легковой автомобильный транспорт. (Вместо владения автомашинами и бытовыми приборами признавалось целесообразным распространять и внедрять систему их проката).
- бесплатное снабжение население продуктами питания (хлебом, мясом и др.)
- бесплатное обслуживание столовыми, прачечными и другими культурно-бытовыми учреждениями.
- Предлагалось на практике приступить к соединению производственной работы с участием в управлении государственными делами, с переходом на поочередное выполнение всеми трудящимися функций управления. Высказывалась также идея о введении прямого народного законодательства, для чего считалось обязательным:
а) проводить всенародное голосование и принятие решений по большинству важнейших вопросов государственной жизни как общеполитического, хозяйственного порядка, так и по вопросам быта и культурного строительства;
б) широко развернуть законодательную инициативу снизу путем предоставления общественным организациям права вносить в Верховный Совет СССР предложения о новых законопроектах;
в) утвердить право граждан, общественных организаций непосредственно вносить запросы в Верховный Совет по важнейшим вопросам международной и внутренней политики.
- Предполагалось изменить функционирование ряда госорганов в сторону все большего превращения их в учреждения, занимающиеся учетом и контролем общенародного хозяйства.
- Представлялось важным максимальное развитие самодеятельных добровольных организаций.
- Обращалось внимание на усиление значимости общественного мнения в коммунистическом изменении сознания людей, воспитания на основе социалистической демократии в широких народных массах начала социалистической гражданственности, трудового героизма, красноармейской доблести, возвышение всего народа до уровня знатных людей советской страны.
- С точки зрения традиционных структур, самой важной реформой, которая была осуществлена, стало упразднение многочисленных министерств и резкое ограничение власти Госплана в пользу объединений территориального типа.
- Главной целью было выдвижение на первый план задачи построения коммунизма, нацеливание на пропаганду этой идеи всего идеологического аппарата.
Наука
- В феврале 1957 года в докладе Главного ученого секретаря президиума АН СССР академика А. В. Топчиева на годичном собрании Академии наук был поставлен вопрос о необходимости союза философов и естествоиспытателей. В нем содержалось предложение о созыве научного собрания по философским проблемам естествознания. В октябре 1959 года в Москве состоялось первое Всесоюзное совещание по философским вопросам естествознания, сыгравшее важную роль в определении перспектив работы по совершенствованию научно-технического поиска в условиях НТР. Около 100 ученых — участников совещания — открыто отвергли авторитарные оценки, касавшиеся современных направлений и проблем биологии, физики, кибернетики, выработали основные позиции, по которым должна развиваться борьба идей в области естествознания.
- Первые шаги, направленные на углубление содержания, приближение научных задач к требованиям жизни, делала экономическая отрасль обществознания. Появились работы по методологии планирования, проблемам расширенного воспроизводства, ценообразования, оценкам эффективности капиталовложений, организации и оплате труда в сельском хозяйстве, методике расчета себестоимости колхозной продукции. В мае 1958 года ЦК КПСС принял решение о создании популярного учебника политической экономии.
- Тема человека многими обществоведами стала осознаваться по-новому. Они фактически заново осваивали творческое пространство на философском поле исследований. Человек уже не воспринимался безликой «статистической единицей» в составе народа, «винтиком» как это было при правления Сталина
В новом ракурсе научной разработки вырисовывалась проблема соотношения понятий и реалий «коллектив и личность», «микросреда и человек», упор делался на интересы личности. Все увереннее пробивало дорогу представление о том, что чем больше коллектив проявляет заботу о различных сторонах жизни человека, чем больше коллектив держит в поле своего внимания материальные и духовные запросы каждого своего члена, тем в большей степени вырабатывается дух коллективизма, тем меньше почва для рецидивов индивидуализма…
Постепенно преодолевался взгляд на человека как на одушевленное орудие производства, обладавшее суммой необходимых профессионально-технологических навыков для выполнения тех или иных операций. В таком контексте не мог не подвергнуться сомнению тезис о творческом характере всякого труда в процессе коммунистического строительства. Подлинная возможность творить виделась теперь в сочетании, по меньшей мере, двух стимулирующих предпосылок: роста культурно-технического уровня людей и главное — улучшения условий их труда, быта и отдыха.
Поворот к проблемам человека наметился, в свою очередь, в политической экономии, о чем свидетельствовала попытка критически оценить понятийный аппарат данной отрасли знания, обновить его ключевые категории. В частности, основной экономический закон социализма был сформулирован следующим образом: «непрерывное расширение и совершенствование производства на базе передовой техники в целях наиболее полного удовлетворения растущих потребностей общества, систематического повышения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества»[1]. По сравнению со сталинским постулированием известного закона (см. «Экономические проблемы социализма в СССР») в данной редакции был сделан акцент на интересах и нуждах человека, а сам человек выступал уже не средством, а смыслом и предназначением общественного прогресса. Во всем этом проявлялась тенденция гуманизации экономической сферы обществознания.
- Особое внимание стало обращаться на значение понятия «прибыль», обсуждалась возможность «в общей сумме прибылей серьезно повысить ту ее долю, которая остается в распоряжении предприятия и используется им на расширение и совершенствование своего производства, премирование, социально-культурные нужды коллектива.
В 1957 – 1958 годах Хрущёвым было проведено 3 реформы.
Промышленность. Хрущёв стремился к децентрализации управления промышленностью, так как становилось всё труднее управлять предприятиями, находящимися на периферии. Было решено, что промышленные предприятия должны управляться не министерствами, а местными органами – совнархозами. Н.С. Хрущёв надеялся таким образом рационально использовать сырьевые ресурсы, устранить изолированность и ведомственные барьеры.
Преобразования в сельском хозяйстве. Н.С. Хрущёв, вопреки сопротивлению, изменил критерии планирования в сельском хозяйстве. Теперь колхоз получал только обязательные задания по заготовкам вместо жёсткой регламентации деятельности. Он впервые мог решать сам, как использовать собственные ресурсы и организовать производство. Произошло сокращение числа колхозов и рост числа совхозов. Характерной чертой было укрупнение хозяйств за счёт не перспективных деревень.
- В 1961г. было реорганизовано Министерство сельского хозяйства СССР, превращённое в консультативный орган. Хрущёв сам объезжал десятки областей, давая личные указания, как вести сельское хозяйство.
Система образования. В основе реформы лежали два мероприятия. Хрущёв ликвидировал систему «трудовых резервов», т.е. сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счёт. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступать после 7-го класса. Средняя школа получила «политехнический» профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем, чтобы учащийся получил представление об одной или нескольких профессиях. Однако недостаток средств не позволил оборудовать школы современным оборудованием, а предприятия не могли полноценно нести педагогическую нагрузку.
- Впечатляющими для советских людей, для всего мира стали введение в эксплуатацию первого атомного ледокола «Ленин», открытие Института ядерных исследований
- Предлагалось введение в практику общесоюзных, республиканских и местных референдумов. Ставился вопрос о ликвидации паспортной системы, о введении суда присяжных заседателей.
Превращение диктатуры пролетариата в общенародное государство.
- Одним из главных постулатов марксистского учения о государстве являлось положение о его отмирании по мере приближения к высшей фазе общественного развития. Основополагающей здесь признавалась широко известная мысль Ф. Энгельса, изложенная им в «Анти-Дюринге»: «Когда не будет общественных классов, которые нужно держать в подчинении, когда не будет господства одного класса над другим и борьбы за существование, коренящейся в современной анархии производства, когда будут устранены вытекающие отсюда столкновения и насилие, тогда уже некого будет подавлять и сдерживать, тогда исчезнет надобность в государственной власти, исполняющей ныне эту функцию. Первый акт, в котором государство выступит действительным представителем всего общества — обращение средств производства в общественную собственность, — будет его последним самостоятельным действием в качестве государства. Вмешательство государственной власти в общественные отношения станет мало-помалу излишним и прекратится само собой… Государство не "отменяется", оно отмирает».
- Сталин постоянно поддерживал теорию усиления классовой борьбы по мере продвижения к социализму, идейно оберегая главный инструмент этой борьбы — диктатуру пролетариата. Такие взгляды расходились с теоретическими воззрениями классиков марксизма-ленинизма, которые обосновывали как раз обратное, прогнозируя процесс постепенного отмирания государства, передачу его функций различным общественным силам. Во главу угла ставилось ленинское высказывание: «Государство отмирает, поскольку капиталистов уже нет, классов уже нет, подавлять поэтому какой бы то ни было класс нельзя».
- Речь шла о развитии государства на основе неуклонного расширения его общественной базы, включения в управление государственными делами все большей части, а затем и всего общества. В этом состояло превращение диктатуры пролетариата в общенародное государство.
- Одним из главных направлений этого поиска стало выдвижение и обоснование идеи общенародного государства,
- Участие широких слоев трудящихся в управлении государственными делами планировалось реализовать посредством постепенной передачи функций государства обществу в лице общественных организаций. С трибуны XIII съезда комсомола в апреле 1958 года Хрущев заявлял: «Мы говорим, что при коммунизме государство отомрет. Какие же органы сохранятся? Общественные! Будут ли они называться комсомолом, профсоюзами или как-то по-другому, но это будут общественные организации, через которые общество будет регулировать свои отношения. Надо сейчас расчищать пути к этому, приучать людей, чтобы у них вырабатывались навыки таких действий».
- Придавая реализм этому процессу, Хрущев называл конкретные сферы, где, по его мнению, возможна передача функций государственных органов общественным организациям. Это вопросы культурного обслуживания населения, курортного отдыха и частично здравоохранения, управления массовым физкультурным движением, создание системы добровольных спортивных обществ, обеспечения общественного порядка и правил социалистического общежития
- По его замыслу, профсоюзам планировалось передать целый ряд государственных функций, таких как управление страхованием, контроль в области охраны труда, всего социального обеспечения рабочих и служащих и т. д.
- В редакционной статье газеты «Женьминь жибао» и журнала «Хунци» в июне 1964 года говорилось: «На XXII съезде КПСС хрущевская ревизионистская клика не только возвела в систему свою антиреволюционную теорию так называемого мирного сосуществования, мирного соревнования и мирного перехода, но и объявила, что в Советском Союзе диктатура пролетариата перестала быть необходимой, выдвинула вздорную версию о так называемых общенародном государстве и партии всего народа. Таким образом, окончательно сформировалась ее ревизионистская система». В этой официальной статье говорилось: «Хрущев агитирует за буржуазную идеологию, рекламирует буржуазную свободу, равенство, братство и человечность, обрабатывает советский народ в духе реакционной идеологии буржуазного идеализма и метафизики, а также буржуазного индивидуализма и национализма, подрывает социалистическую мораль».
- Принятая в 1961 году XXII съездом партии Программа впервые провозгласила, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме уже к началу 80-х годов.
- Хрущев в своем докладе определял пять путей, по которым должно обеспечиваться вовлечение масс в управление государственными делами:
1) создание все лучших материальных и культурных условий жизни народа;
2) совершенствование форм народного представительства и демократических принципов избирательной системы;
3) расширение практики всенародного обсуждения крупных вопросов коммунистического строительства;
4) всемерное развитие форм народного контроля за деятельностью органов государства;
5) систематическое обновление состава руководящих органов в государственном аппарате и общественных организациях.
- Широкое рекламирование демократических принципов, задач вовлечения граждан в управление государственными делами не представлялось возможным при господстве однопартийной системы, безальтернативности выборов. В этом заключалась противоречивость той эпохи, когда зачастую искренние стремления лидеров КПСС, пропущенные через существующие политические механизмы, давали совершенно иные практические результаты.
- Помещенная в сеть идеологических координат социальная политика лишалась своих экономических корней.
- В мобилизации субъективного фактора виделся залог успеха в построении нового общества, поэтому именно сюда были направлены основные идеологические усилия.
Всплеск эйфории, связанный с головокружительными планами коммунистического строительства, реальность выполнения которых постоянно подчеркивалась на всех уровнях, был удачно дополнен знаменательной победой, одержанной в сфере покорения космического пространства. Первый полет человека в космос стал поистине фактором всемирного значения и дал возможность оценить советские достижения с новых и весьма оптимистических позиций. Это, безусловно, создавало дополнительный позитивный фон.
- Именно эта полоса советской истории стала колыбелью зарождающегося демократизма, многих реформаторских начинаний, именно здесь начала формироваться плеяда "шестидесятников" - предтеч перестройки, здесь не только заявил о себе А. Солженицын, но и стали создаваться условия для утверждения разномыслия; советские граждане приучались без страха и не шепотом обсуждать политику и критиковать своих политических лидеров, а политика мирного сосуществования переставала быть лозунгом, фразой становилась реальностью, осмысленной системой мер.
Общественная жизнь
- После ХХ съезда КПСС появилось большое количество новых литературных журналов. Во второй половине 50-х годов впервые или после длительного перерыва стали выходить 28 журналов, 7 альманахов, 4 газеты литературно-художественного профиля.
- Достижения и противоречия периода "оттепели" наиболее ярко проявились в духовной сфере. После XX съезда впервые стали выходить книги репрессированных авторов: М. Кольцова, И. Бабеля, А. Веселого и др. II съезд писателей (1954 г.) показал наличие двух тенденций в литературе - охранительной и обновленческой. Соответственно и интеллигенция раскололась на два лагеря: консерваторов во главе с В. Кочетовым, сгруппировавшихся вокруг журналов "Октябрь" и "Нева"; либералов во главе с признанным лидером А. Твардовским, издающих "Новый мир" и "Юность".
- Неспособность противостоять давлению власти переросла в чувство глубокой вины и стала началом нравственного возрождения в виде движения диссидентов.
- С одной стороны, наблюдалось раскрепощение духовной жизни, призывы к демократизации, требования вовлекать трудящихся в управление государством, с другой — эти инициативы были помещены в жесткие рамки системы, скованной идеологией броска в коммунизм. Более того, задача формирования нового человека, гражданина будущего общества привела к усилению борьбы за влияние на духовную жизнь людей. На эту сферу распространялось монопольное господство КПСС, исключавшее любую «конкуренцию».
- Характерной чертой советского общества 50-х годов являлся социальный оптимизм, вера народа в то, что трудности временны, а их преодоление гарантирует счастливое будущее.
- Труженики одного из алтайских колхозов, уверовав в коммунизм, приняли решение бесплатно доставлять из колхозного магазина все необходимые продукты, товары старейшей супружеской паре колхозников, не имеющей из-за преклонного возраста шансов дожить до этих светлых дней, с тем, чтобы они хотя бы таким образом уже сейчас, при жизни, смогли вкусить плоды будущего коммунистического устройства[1].
- Вера в возможность найти правду — одна из самых устойчивых черт массового сознания советских людей в 50-е годы.
Молодежные движения
- 1956 год с полным правом можно назвать отправной точкой расцвета молодежных инициатив. Возбужденная переменами и воодушевленная представившейся возможностью более свободно выражать свое «Я», молодежь начала активно, без оглядки, воплощать в жизнь свои задумки и реализовывать потребность в неформальном общении, создавая кружки самообразования и разного рода семинары. В большей или меньшей степени все они оказывались политизированными. Таков был дух эпохи. Новым в настроениях учащейся молодежи было и то, что она уже не сносила покорно гонения и репрессии за смелость иметь собственные суждения. С юношеским энтузиазмом молодые «революционеры» одинаково жадно осваивали как большевизм, так меньшевизм и троцкизм. В качестве элемента политического конструктора, из которого молодежь надеялась сложить справедливое общество, присутствовал также «титоизм». Рядом организаций он рассматривался в качестве наиболее правильного воплощения на практике идеи социализма.
- В ходе переосмысления пройденного исторического пути и переоценки нормативных ценностей молодежью, обладавшей способностью к теоретическому мышлению, были созданы оригинальные концепции и программные разработки. Так, студент Уральского педагогического института Г. Е. Федосеев написал труд под названием «Классовый социализм», в котором выдвинул тезис о том, что советская интеллигенция является не прослойкой общества, а господствующим классом.
- В конце 50-х годов на новый виток развития выходит поэтическое движение. Поэзия становиться знаменем эпохи. Происходит повышение эстетической «компетентности» молодежи. В конце 50 — начале 60-х она открывает для себя множество новых имен русских поэтов начала XX века. В то же время нарастает волна самодеятельного стихосочинительства.
Увлечение стихами породило массовые собрания молодежи на площади Маяковского в Москве. Официальное открытие памятника поэту 29 июня 1958 года, закончившееся незапланированным чтением стихов желающими из собравшейся публики, настолько понравилось молодежи, что решено было превратить 14 число каждого месяца в дату регулярных встреч. Вскоре на площади образовалось некое подобие клуба под открытым небом. Движение «маяковцев» первоначально носило характер культурной инновации. Собиравшаяся на площади молодежь читала Есенина, Евтушенко, Ахматову, Пастернака, стихи собственного сочинения, спорила. Политики почти не касались. По свидетельству В. Осипова, «никто не ставил под сомнение "Октябрь" и необходимость коммунизма. Встречались лишь новоявленные сен-симоны, сватавшие социализм за свободу»[1].
В обстановке стихийного общения на площади сложилось несколько молодежных групп, по сути, компаний по интересам. Никто из них никому не мешал и ни одна группа не претендовала на лидерство. Площадь принадлежала всем. Популярность «Маяка» быстро перешагнула столичные рамки, вызвав интерес у молодежи других городов и республик, специально приезжавшей в Москву для того, чтобы окунуться в атмосферу неформальных собраний. Была даже сделана попытка организовать, на манер площади Маяковского, публичные чтения в Тамбове[1].
- Поэтические вечера явились яркой страницей в культурной жизни столицы и страны, они в значительной мере способствовали формированию новых норм общения, стали неотъемлемым атрибутом духовной жизни страны, символом нравственного и эстетического выбора, формой консолидации молодежи, наконец, дали начало вызреванию элементов демократического движения в СССР.
- Стихия поэтического слова буквально захлестывала молодежь. В Ленинграде, поэтические вечера неизменно собирали многочисленную аудиторию. На одном из первых подобных мероприятии в ноябре 1954 года, прошедшем в Политехническом институте, свыше тысячи студентов в течение трех часов с неослабевающим вниманием слушали выступающих. Эпицентрами любительской молодежной поэзии стали литературные объединений при институтах и университетах.
- Рост культурной самодеятельной активности молодежи, дискуссии о духовных, нравственных проблемах советского общества, интерес к нестандартным мировоззренческим элементам привели к возникновению неформальных культуротворческих молодежных объединений. Наибольшее распространение получили клубы и кружки по интересам.
- В 50-е годы возникает феномен самодеятельной песни. Еще в 1955 году геолог из Ленинграда А. Городецкий занялся «поющей поэзией», развившейся впоследствии в массовое бардовское движение, воплотившее в себе искания и идеалы молодежи 50—60-х годов.
- Широкий размах получило движение студенческого театра. Не скованные грузом стандартов актеры-любители сумели найти новаторские средства выражения, значительно опередив в этом отягощенное условностями профессиональное театральное искусство. М. Захаров, вспоминая эпоху 50-х, говорил: «Мы начинали работать в СТ в революционный момент в истории театра, когда шел слом старых, довоенных традиций и новое время стучалось во все двери. Эти новые веяния требовали своего отражения, исследования. Студенческая среда, как молодая, развитая часть общества всегда лидировала в ситуациях культурного слома»[1]. Молодежные театры были явлением в равной степени эстетическим и общественным. Они занимали активную гражданскую позицию, смело поднимали острые вопросы современности, вели полемику с прошлым.
- Молодежь стояла у истоков русского национального движения, частью которого было движение за охрану памятников старины. Первым в 1964 году при Московском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры возник студенческий клуб «Родина». В следующем году создается добровольное объединение «Россия», выступавшее за бережное отношение к наследию материальной и духовной культуры.
Около 350 тыс. юношей и девушек выехали на освоение целинных и залежных земель, 300 тыс. отправились на крупнейшие стройки.
Международный аспект
- Международное Совещание коммунистических и рабочих партий, состоявшееся в Москве. Поводом для него стало празднование 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. На совещание прибыли делегации всех 64 коммунистических и рабочих партий. На нем был принят Манифест мира. Главная роль на совещании принадлежала советским и китайским представителям.
- СССР выдвинул много предложений о разоружении. Так Н. С. Хрущев в сентябре 1959 года выступил на Ассамблее ООН с программой "всеобщего и полного разоружения" всех стран.. Поэтому в марте 1958 года СССР по собственной инициативе приостановил испытания ядерного оружия. С 1958 года СССР уменьшил численность своей армии, которая за годы "холодной войны" выросла до 5,8 млн. человек. Численность армии была доведена до 3,6 млн. человек. Два года спустя Никита Сергеевич добился разрешения сократить Вооруженные Силы до 2,4 млн. военнослужащих
- Прямая или косвенная советская помощь позволяла различным странам ускорить более радикальные решения по своему освобождению от колониального ига.
Расширились международные контакты молодежи: в 1956 г. проведен VI всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, ставший беспрецедентным событием для закрытой страны.
Съемки со знаменитых чтений в «Политехе» вошли в один из главных «шестидесятнических» фильмов — «Застава Ильича» Марлена Хуциева, а перечисленные поэты на несколько лет стали невероятно популярны.
Позже любовь публики перешла на поэтов нового жанра, порожденного культурой «шестидесятников»: авторской песней. Его отцом стал Булат Окуджава, начавший в конце 50-х исполнять под гитару свои песни — сперва на вечеринках или просто на бульваре. Его песни резко отличались от передававшихся по радио — прежде всего личным, даже частным настроем. Вообще, песни Окуджавы — пожалуй, самое адекватное выражение мироощущения «шестидесятников». Вскоре появились другие авторы — Александр Галич, Юлий Ким, Новелла Матвеева, Юрий Визбор, ставшие классиками жанра. Появился аудио самиздат, разнесший голоса бардов по всей стране, — радио, телевидение и грамзапись были тогда для них закрыты.
«Шестидесятники» состояли из двух взаимосвязанных, но разных субкультур, шутливо называвшихся «физиками» и «лириками» — представителей научно-технической и гуманитарной интеллигенции. В частности, А. Эйнштейн и Л. Ландау были культовыми фигурами, чьи фото украшали квартиры людей далёких от физики. Естественно, «физики» меньше проявляли себя в искусстве, однако мировоззренческая система, возникшая в их среде, была не менее (а, может, и более) важна в советской культуре 60-х- и 70-х годов. Присущая культуре «физиков» романтизация научного познания и научно-технического прогресса оказала огромное влияние на развитие науки и весь советский быт. В искусстве взгляды «физиков» проявлялись не часто — ярчайшим примером является проза братьев Стругацких.
«Физики» (хотя их личные взгляды могли быть вполне независимыми) были гораздо более любимы государством, чем «лирики», — поскольку в них нуждалась оборонная промышленность. Это отражено в известной строчке Слуцкого: «Что-то физики в почёте, что-то лирики в загоне». Видимо, отчасти, с этим связано то, что к 70-м эстетика «физиков» была воспринята советским официозом — «научно-фантастический» стиль стал архитектурно-дизайнерской нормой позднего СССР.
В конце 60-х, когда общественная жизнь в стране была придушена, в среде «физиков» возникла новая субкультура — туристов-походников. В её основе лежала романтизация таежного (северного, высокогорного) быта геологов и прочих полевиков. Простота, грубость и свобода их жизни были антитезой скучной бессмыслице «правильного» существования городского интеллигента. Кроме того, образ Сибири вызывал ассоциации с культурой зеков, блатной свободой, в общем изнанкой официальной жизни. Выражением этих настроений стал фильм Киры Муратовой «Короткие встречи» (1967 г.) с Владимиром Высоцким в главной роли. Миллионы интеллигентов стали проводить свои отпуска в дальних турпоходах, штормовка стала обыденной интеллигентской одеждой, центральной практикой этой субкультуры было коллективное пение у костра под гитару — в результате чего авторская песня превратилась в массовый жанр. Олицетворением и любимейшим автором этой субкультуры был бард Юрий Визбор. Впрочем, расцвет её пришёлся не на «шестидесятников», а на следующее поколение.
В годы застоя главным кумиром, почти иконой «шестидесятников» стал академик Андрей Сахаров, отказавшийся от комфортной жизни обласканного властью учёного ради борьбы за свободу совести. Сахаров с его сочетанием чистоты, наивности, интеллекта и моральной силы действительно воплощал все идеалы поколения — а кроме того, был и «физиком», и «лириком».
- И всё-таки несмотря на ошибки и просчёты Хрущёв вошёл в историю как видный реформатор, сделавший для страны необычайно много добрых дел, отмеченных эпохальными событиями современности. Никита Сергеевич спешил – хотел много увидеть при своей жизни. Спешил и ошибался, терпел поражения и снова поднимался.
Заключение
На примере Хрущевской оттепели мы можем убедиться сколько самых разнообразных и неожиданных идей, начинаний, реформ можно было реализовать, какие исключительные возможности История давала обществу в тот период. Разумеется, было много издержек, которые в итоге не позволили довести до конца все начатое в те годы. Но в этом мире ничего не бывает в чистом виде. Издержки – это неизменный спутник любых процессов. И если они превышают критический порог – крушение неизбежно.
Очень хотелось бы, чтобы в этом материале читатель увидел не только возможность альтернативного исторического развития, но и ощутил некую мудрость, заключенную в самом движении истории. Эта мудрость скрывается за определенными событиями, эпохами, людьми, которые несут нечто новое (революционное), что может двинуть общество на следующую ступень его развития, что требует мощнейшего энтузиазма и веры. Только великая цель, только задача на грани невозможного может дать такую веру и такой энтузиазм. История для такой цели выбирает неординарных личностей. Они не всегда знают об этом. Но они всегда ведут себя в соответствии с этим выбором, реализуя порученную задачу доступными им средствами. Никита Сергеевич при всей своей неоднозначности был несомненным пассионарием своего времени. Он выполнял поручение данное ему Историей. Выполнял как мог, как умел, преломляя через свое сознание, через свой характер желание обновления страны, желание сделать человека лучше, желание покончить с прошлым.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |