«Очень плохим началом пятого срока» назвал экономист Ярослав Романчук декрет президента № 7 от 11 ноября «О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)».
«Только на прошлой неделе Лукашенко говорил о важности максимально стабильной налоговой системы, — отметил эксперт. — Любые налоги — это сокращение частного потребления и инвестиций. Потребление людьми замещается потреблением государства».
По прогнозу Романчука, в связи с новыми условиями до банков «не дойдет» примерно 15% нынешних депозитов.
«Народ переориентируется на «чулки», особенно если будет девальвация, а такая опасность есть», — считает экономист. Кроме того, полагает он, декрет может вернуть к жизни старые «страшилки» о принудительном переводе инвалютных вкладов в рублевые.
Романчуку, по его словам, непонятно, почему государство занимается деноминацией и вкладами, когда главные проблемы экономики совершенно в другом. «Основная проблема — почему-то люди, а не субъекты хозяйствования с многомиллиардными долгами», — сказал он.
Причуды власти чтим мы строго
и очень скоро, видит Бог,
начнем платить налог с налога,
что взят с налогов на налог.
Дмитрий Растаев

Комментарий Нацбанка относительно изменения классификации банковских вкладов (депозитов) в Беларуси с 12 ноября 2015 года
С 12 ноября 2015 г. в Республике Беларусь изменяется классификация банковских вкладов (депозитов). Это предусмотрено декретом от 11 ноября 2015 г. № 7 "О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)". Документ вступил в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие только на вновь заключаемые договоры банковского вклада (депозита).
В соответствии с действующей в настоящее время классификацией, банковские вклады в Республике Беларусь подразделяются на несколько видов:
– срочные вклады (возврат вклада осуществляется по истечении срока, определенного договором, процентная ставка зависит от суммы и срока размещения вклада – чем больше сумма вклада и срок его размещения, тем выше процентный доход);
– условные вклады (возврат вклада осуществляется при наступлении определенного условия (события), зафиксированного в договоре);
– вклады до востребования (деньги с такого вклада можно снимать в любое время без потери процентов, но процентная ставка по ним обычно ниже по сравнению с другими видами вкладов).
В соответствии с Декретом № 7, начиная с 12 ноября 2015 г. договоры срочного и условного банковского вклада будут подразделяться на безотзывные и отзывные.
Главной отличительной особенностью этих двух видов договоров станут условия досрочного возврата вклада.
При заключении отзывного договора будет предусматриваться возможность досрочного возврата вклада по инициативе вкладчика. При этом конкретные сроки и условия возврата вклада будут прописываться в договоре между банком и вкладчиком.
Безотзывным договором досрочный возврат вклада по инициативе вкладчика не предусматривается. Вернуть вклад до истечения срока действия договора можно будет только с согласия банка.
Договоры банковских вкладов (депозитов), заключенные до 12 ноября 2015 г., будут исполняться на прежних условиях в течение всего срока действия. При продлении договора на новый срок его положения должны быть приведены в соответствие с требованиями Декрета № 7.
При этом государство по-прежнему гарантирует полную сохранность денежных средств физических лиц в белорусских рублях и иностранной валюте, размещенных на счетах и (или) во вклады в банках, и возмещение 100 процентов суммы этих средств в валюте счета либо вклада с выплатой процентов.
Следует отметить, что подходы к классификации банковских вкладов, предусмотренные Декретом № 7, полностью соответствуют международной практике. Во многих странах мира распространена категория банковских вкладов, отличных от вкладов до востребования. Общим принципом является необходимость согласования возможностей и условий досрочного возврата вкладов между банком и вкладчиком. Как правило, вкладчик может забрать деньги до истечения срока вклада, но закон не обязывает банк возвращать вклад досрочно. Так, в Италии, Финляндии, Франции, Германии возможность досрочного возврата срочных вкладов определяется банком и вкладчиком самостоятельно в договоре. В Австрии досрочный возврат срочного банковского вклада рассматривается как кредит, за который уплачиваются проценты от досрочно возвращенной суммы за каждый полный месяц, недостающий до наступления срока возврата вклада. В Великобритании понятие "срочный банковский вклад" не используется, однако законодательство не препятствует договаривающимся сторонам согласовывать любые сроки и условия банковских вкладов, включая штрафы и т. д. Таким образом, все условия и правила должны быть определены и согласованы в каждом отдельном договоре между банком и вкладчиком.
Наряду с изменением классификации банковских вкладов в Республике Беларусь Декретом № 7 также предусмотрено изменение подходов к льготному налогообложению доходов, полученных физическими лицами в виде процентов по банковским счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях.
Так, с 1 апреля 2016 г. освобождению от подоходного налога с физических лиц не будут подлежать процентные доходы, полученные при фактическом размещении денежных средств на текущих (расчетных) банковских счетах и во вкладах (депозитах) на срок менее 1 года – в белорусских рублях, и менее 2 лет – в иностранной валюте. При этом подоходный налог будет взиматься только с процентных доходов, а не со всей суммы вклада, и только в том случае, если процентная ставка, по которой получен этот доход, превышает размер действующей в банке процентной ставки по вкладу до востребования.
В случае необходимости уплаты подоходного налога с полученных процентных доходов никаких дополнительных действий со стороны вкладчика не потребуется: банк сам рассчитает сумму налога и перечислит ее в государственный бюджет.
При заключении договора банки обязаны подробно информировать вкладчиков обо всех условиях привлечения вклада, а в случае необходимости взимания подоходного налога с полученных вкладчиком процентных доходов – о сумме перечисленных в бюджет средств.
Принятие декрета № 7 направлено на формирование банками Республики Беларусь долгосрочной ресурсной базы и более эффективное ее использование, в том числе за счет повышения доступности кредитов для субъектов хозяйствования и населения. При этом Национальным банком Республики Беларусь будет продолжена политика по поддержанию процентных ставок по вкладам на уровне, превышающем размер инфляции и обеспечивающем сохранность сбережений граждан. |
|