-÷итатник

ќчень интересна€ мысль! - (8)

 то "«ј"? —ери€ сообщений "ћысли вслух":

—лова не мальчика, но мужа... - (13)

÷итата ! :)   Ћидеры, такие лидеры.

Ѕольша€ онлайн библиотека - (4)

Ѕольша€ онлайн библиотека http://www.liveinternet.ru/users/3818129/post250254511/ хороший сайт...

“ревожна€ новость! - (4)

»звините, кого ввел в заблуждение. ѕо совету ¬ладимир_Ўкондин погуглил, оказываетс€ эта весть рас...

ќсенний компот - (4)

Ёто компотик такой очень согревающий и вкусный... специально дл€ мартобр€ в промозг...

 -ћузыка

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии —еверный кавказ
—еверный кавказ
17:48 25.02.2010
‘отографий: 5

 -я - фотограф

 исловодский терренкур

ћаршрут кисловодского терренкураЌа терренкуре расные камни.  исловодский терренкур. аменна€ скаль€ в районе —иних скал—иние скалы√роты в —иних скалахЌерукотворные арки√роты в скалах ƒжинальского хребтајрка. »гра природы

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Andrrr

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 08.02.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 7779



ћамисонское ущелье, „асть3. Ћисри

„етверг, 11 ƒекабр€ 2014 г. 19:07 + в цитатник

» вот, наконец, мы подъехали к сению Ћисри, расположенному в самом центре ћамисонского ущель€. “очнее будет сказать, мы не доехали, а выскочили из машины где-то на подъезде к развалинам православной церкви ”спени€ Ѕогородицы 1902 года постройки : так было велико нетерпение.

ќсмотрев руины православного храма,

Ћисри. –уины церкви успень€ Ѕогродицы/3673959_18 (700x393, 160Kb)

направились к развалинам селени€. ќно расположено метрах в двухстах, на противоположном берегу речки, впадающей в ћамисондон.  –уины всЄ еще величественны,

—еление Ћисри. ћамисонское ущелье/3673959_19 (700x393, 119Kb)

несмотр€ на то, что разрушение продолжаетс€, если сравнивать с фотографи€ми в сети, сделанными несколькими годами раньше.

 огда-то в Ћисри было 14 башен.  аких именно – не уточн€етс€. ¬о вс€ком случае, в селении есть руины всех основных видов башенной архитектуры: боевые башни- масыги, жилые башни-ганахи, укрепленные комплексы-галуаны. ѕричем  располагались строени€ так близко друг к другу, что когда-то  Ћисри называли городом-лабиринтом. » действительно город-лабиринт:  можно коснутьс€ стен, расставив руки.

Ћисри - город лабиринт/3673959_20 (700x393, 166Kb)

 огда говор€т о Ћисри, то обычно рассказывают о мастерстве строителей башен, которые, прежде чем положить камень в кладку, могли до сотни раз вертеть его, чтобы он лег  в стену так, как никакой другой камень, обеспечива€ и из€щество, и прочность конструкции.

—уха€ кладка стен башен в Ћисри/3673959_23 (700x393, 179Kb)

„то интересно: казалось бы, горы - и камней здесь видимо-невидимо. ћежду тем, подобрать нужные камни дл€ строительства башни было непросто. » хоз€ева-заказчики платили немалую цену за хорошие камни, которые привозили и приносили жители ущель€. ’от€, почему-то кажетс€, что не только желание подзаработать заставл€ло помогать возводить башни: существовало правило, что башн€ должна была быть построена за год. Ќедостроенную башню разрушали.

 ќтправл€€сь в ћамисонское ущелье, большое любопытство вызывала возможность увидеть «единственный на —еверном  авказе зиккурат», наход€щийс€ в Ћисри. ¬ сети практически все сообщени€ о Ћисри не обходитс€ без упоминани€ и об этом св€тилище. ѕравда, без каких либо подробностей. Ќо согласитесь: зиккурат - звучит интригующе.

¬от он.

«иккурат в Ћисри - св€тилище ћигдау-дзуар/3673959_21 (700x393, 130Kb)

—в€тилище в Ћисри ћигдау-дзуар/3673959_22 (700x393, 141Kb)

Ќапомню: зиккурат это культовое сооружение в виде ступенчатой башни, типичное дл€ шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры. ѕервые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас по€вились в долинах “игра и ≈вфрата в конце IV тыс€челети€ до н. э.

¬от только что-то узнать о св€тилище в Ћисри не получаетс€. ƒаже в том, кому оно посв€щено, есть разночтени€. ќдни источники называют его ’уцауы  увандон, другие - ћигдау-дзуар. —корее все же ћигдау-дзуар: именно так его называли в старых, еще дореволюционных этнографических исследовани€х. ћигдау-дзуар правильнее звучит как ћигъдауы –дзуар, хот€, пон€тно, что и это адаптированное написание.

’уцауы  тоже вызывает вопросы. Ѕольшинство источников трактуют его как «Ѕожий св€той», покровитель дома, брака и плодовитости женщин, но есть и такое: ’уцау — ≈диный Ѕог — творец земли, небожитель, часто называемый ’уцауты ’уцау — Ѕог Ѕогов, а  покровителем дома называют ’ицауы… — ћигдау оказалось еще сложнее...

ƒл€ сведени€:

  •  увандон (’уцауы  увандон) – это местный алтарь, филиал главного алтар€.  увандоны, посв€щенные разным небесным покровител€м,  были практическом в каждом селении.
  • ƒзуар (ћигдау-дзуар) – общее название небожителей в нартском эпосе. —о временем дзуарами стали называть св€тилища, посв€щенные этим небожител€м. —в€тилища обычно возникали в местах, св€занных с какими-то событи€ми с участием ƒзуаров-небожителей.

— датировкой создани€ св€тилища в Ћисри тоже нет €сности. ¬ некоторых стать€х его относ€т к эпохе поздней бронзы II – I тыс€челетие до н.э. Ќо, думаю, эта дата по€вилась в св€зи с отождествлением св€тилища с зиккуратом.

» расположен дзуар странно: обычно св€тилища устраивают за пределами селени€, а здесь почти вплотную к боевой башне…

«иккурат в Ћисри/3673959_25 (700x393, 67Kb)
 

¬ одном все источники сход€тс€: св€тилище старше руин Ћисри. ј сохранившийс€ ансамбль башенных сооружений Ћисри, как и других селений ћамисонского ущель€, датируют XIV-XVIIвеком.  ƒа и эта дата умозрительна, основанна€, скорее всего, на данных о расцвете башенной культуры и переходным периодом от сухой кладки к широкому применению кладки с использованием раствора. ¬ ћамисонском ущелье преобладает суха€ кладка.

„то же касаетс€ определени€ зиккурат применительно к св€тилищу в Ћисри, то скорее его следует называть зиккуратоподобным, так как сакральный смысл культовых сооружений древнего ћеждуречь€ и на территории —еверной ќсетии разный.

ј вообще, подвод€ итог серии рассказов о поездке в ћамисонское ущелье, скажу, что цель наша была не исследовать, а ”¬»ƒ≈“№. » мы это сделали. ј чтобы пон€ть сформировавшийс€ образ, предлагаю небольшой слайдфильм.



–убрики:  ѕутешествуем/—еверна€ ќсети€ 2014
ћетки:  
ѕонравилось: 9 пользовател€м



ѕадунский   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 12 ƒекабр€ 2014 г. 03:30 (ссылка)
зиккурат? так и вижу длинные вереницы месопотамов с дарами и печеньками, движущихс€ на север. а по возвращении рассказывающих про верхушки гор, подобные €спису кристалловидному...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 12 ƒекабр€ 2014 г. 07:52ссылка
ага, вот так с чьей-то легкой руки и пишетс€ истори€
Ёльдис   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 12 ƒекабр€ 2014 г. 11:02 (ссылка)
ј лампы то не нашли там? ¬олшебной лампы с джином...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 12 ƒекабр€ 2014 г. 15:18ссылка
„естно говор€, времени не хватило...
j-way   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 19 ƒекабр€ 2014 г. 23:22 (ссылка)
живописно там и древние каменные постройки предают еще большую привлекательность
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 20 ƒекабр€ 2014 г. 09:10ссылка
ѕосле посещени€ ущель€, понимаешь, что такое гармони€
neppeldoffer   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 26 ƒекабр€ 2014 г. 15:25 (ссылка)
–олик € уже смотрела, отличный!
ј теперь вот и до фотографий и рассказа добралась.
»нтересно!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 26 ƒекабр€ 2014 г. 18:29ссылка
» всЄ равно - до оригинала далеко...
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку