История появления праздника
В ранней церкви вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления, 6 января. Около 200 года Климент Александрийский упоминает о такой практике. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века.
Большинство Церквей празднует Рождество Христово в ночь с 24 на 25 декабря.
Римско-католическая Церковь и большинство протестантских церквей — отмечают Рождество по григорианскому календарю.
Большинство православных церквей — включая Константинопольскую (кроме Афона), Антиохийскую, Александрийскую, Кипрскую, Болгарскую, Румынскую и Греческую — отмечают Рождество по новоюлианскому календарю, который до 2800 года будет совпадать с григорианским.
Русская православная церковь, Иерусалимская православная церковь и Сербская православная церковь, а также древневосточные и восточно-католические церкви отмечают Рождество 25 декабря по юлианскому календарю, что в XX и XXI веках соответствует 7 января по григорианскому календарю.
В Армянской Церкви Рождество, как в древней Церкви, празднуется в один день с Крещением Господним — 6 января.
C 1991 года в России, на Украине и в Белоруссии 7 января — официальный государственный праздник. Так же в этот день выходной в Киргизии и в Казахстане.
Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество, (по иудейскому вероучению рождение человека — «начало скорбей и болей», хотя, например, иудейский царь Ирод отмечал день своего рождения). Поэтому в первые годы существования христианства никто не интересовался датой рождения Христа. Гораздо важнее для первых христиан с вероучительной точки зрения был праздник Воскресения Христова, который ныне известен как Пасха. После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова. По-видимому, единой даты Рождества не было, каждая община выбирала свою дату.
Часто датой Рождества выбиралось 6 января (шестой день года, так как Христос — это новый Адам, а Адам согласно ветхому завету был создан в 6-й день творения). Причем этот праздник идейно совмещал и Рождество, и Крещение (Богоявление), ставшие впоследствии разными праздниками.
В Римской империи был очень популярный праздник — день рождения Непобедимого Солнца (лат. Dies natalis Solis Invicti) 25 декабря (день зимнего солнцестояния). Его праздновали представители многих религий: германские язычники (под названием Йуль), поклонники культа Митры, и др. По решению отцов Церкви было решено праздновать в этот день и Рождество Христово. Таким образом, 25 декабря — это условная дата [8]. К дате Рождества привязана и дата празднования Благовещения: за 9 месяцев до Рождества — 25 марта = в день весеннего равноденствия (когда день равен ночи, что символизирует равноправие природ Божественной и человеческой в воплотившемся в этот день Христе).
Формально решение о праздновании Рождества Христова 25 декабря было принято на Эфесском (Третьем Вселенском) церковном соборе в 431 году.