Мы часто вспоминаем слова, принадлежащие Федору Достоевскому: «Красота спасет мир» - так часто, что, откровенно говоря, они грозят превратиться в клише. Надо однако помнить, что имел ввиду великий писатель. Он считал, что «люди могут быть прекрасны и счастливы», а для этого должны согласиться с мыслью о том, что Зло «не может быть нормальным состоянием людей», что каждый в силах от него избавиться. И тогда, когда люди будут руководствоваться лучшим, что есть в их душе, памяти и намерениях (Добром), то они будут по-настоящему прекрасны. И мир будет спасен, и спасет его именно такая красота (то-есть лучшее, что есть в людях)».
Вдумываясь еще и еще раз в мысль Достоевского, мы однажды должны спросить себя: «А от чего, собственно, красота должна спасать мир? Или от кого?». В наше тревожное время ответить на этот вопрос не трудно: понятие о красоте человечество всегда связывало с искусством. Сложнее ответить на другой вопрос: а является ли современное искусство той субстанцией, которая ассоциируется с понятием «красота»? Увы, далеко не всегда! Современное искусство далеко не всегда выдерживает натиск кича, порнографии, коммерциализации, политических спекуляций. В наши дни все эти факторы активизировались, а что касается политических спекуляций на искусстве и художниках, то они, спекуляции, инициируемые лидерами ведущих стран мира, напрямую пытаются раздавить робкие ростки глобализации культуры как будущего праздника наций. Те ростки, что появились было после окончания «холодной войны» и падения пресловутого «железного занавеса», но которые в России были легко наклонены к земле рублевым ветром. Попытки двигаться по пути интерграции мирового искусства вперед возникали вновь и вновь, но для того чтобы все-таки верить, что красота спасет мир от этих негативных тенденций, для того чтобы спасать самую красоту, сегодня нужны подлинные подвижники. И такие подвижники, к счастью, есть. Один из самых серьезных российских кинорежиссеров Александр Сокуров еще в 2008 году сказал: «До тех пор, пока главной конструктивистской задачей России не станет культура, которая должна пронизывать все инструменты для жизни: промышленность, идеологию, бюрократию чиновников, армию и все другие институты; до тех пор, пока эти инструменты не будут настроены на культуру, наша жизнь решительно не изменится, трагедии и стрессы будут продолжаться».
Доктор философских наук, профессор Рязанского Госуниверситета имени С. А. Есенина в своей книге «Культура информационного ощества» (2013) заметил, что в «контексте культурной динамики информационного общества искусство рассматривается нами как социальный, чрезвычайно важный проект, или общественный Институт, а не чисто эстетический опыт». Я не случайно упомянул имя рязанского ученого, потому что, как оказалось, в этом городе, если говорить о современной России, интеллигенция как носитель культуры, выглядит дальновидной.
Подвижники все еще верят, что красота реально спасет мир, и их идея объединить с этой целью достижения разных культур на планете не исчезает, и мы можем о них сказать словами поэта: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто каждый день идет за них на бой».
Вот уже более 9 лет на этом направлении ведет бой житель Америки российского происхождения Владимир Андреев. Он создал и успешно возглавляет международную организацию «Искусство вдохновения - Владимир Андреев и его Друзья». За эти годы организация выросла в уникальное объединение художников, фотографов, музыкантов и актеров. Объединение, по своей сути интернациональное, стало инициатором проведения в городах США и России выставок произведений его членов, среди которых есть и мастера мирового уровня, и скромные, но талантливые художники, фотографы, скульпторы, дизайнеры. И в каждом городе, большом или малом, обязательно находились люди талантливые, творческие, чьи возможности нередко раскрывались именно благодаря проведению подобных акций, со временем превратившихся в своеобразные фестивали искусства.
Такой первый крупномасштабный международный фестиваль, организованный Владимиром Андреевым, начался 18 апреля в Рязани и продолжился также в городах Сычевка на Смоленщине – малой родине Владимира Андреева, и в Воркуте, до 15 июня.
Рязань – старинный город, как и многие провинциальные города старой России – очаг самобытной культуры, сохранивший свое приоритетное значение. В Рязани находятся старейшее художественное училище имени Г.К. Вагнера, которым руководит известный художник Василий Колдин, человек передовых современных взглядов; Рязанский художественный музей с богатейшим собранием произведений мастеров мирого и рязанского народного искусства, директором которого является искусствовед Марина Котова.
По замыслу Владимира Андреева, Разань станет пилотной площадкой Фестиваля
России и США. Надо сказать, что для всего культурного мира Рязань – это прежде всего малая родина великого Сергея Есенина, одного из самых любимых поэтов Владимира Андреева, в прошлом актера, не раз исполнявшего стихи и поэмы Есенина со сцены. Сергей Есенин был, вероятно, среди первых рязанцев, вступивших на «культурный мост»
Россия – Америка…
2 октября 1922 года на пароходе «Париж» Сергей Есенин и его молодая жена, американская танцовщица Айседора Дункан, прибыли в Нью-Йорк, чтобы совершить путешествие по Соединенным Штатам. Великий русский поэт, родом из села Константиново Рязанской губернии, записал тогда в своем дневнике: «На шестой день, около полудня, показалась земля. Через час глазам моим предстал Нью-Йорк. Мать честная! До чего бездарны поэмы Маяковского об Америке! Разве можно выразить эту железную и гранитную мощь словами?! Это поэма без слов. Рассказать ее будет ничтожно. Милые, глупые, смешные российские доморощенные урбанисты и электрификаторы в поэзии! Ваши «кузницы» и ваши «лефы» как Тула перед Берлином или Парижем». Через 90 лет после визита своего великого земляка группа рязанских художников и фотографов прилетела в Нью-Йорк, чтобы сделать свое собственное открытие Америки и, возможно, хотя бы чуть-чуть, через свое искусство, приоткрыть жителям города на Гудзоне вид на то, как живут сегодня в Рязани – городе на Оке.
Фестиваль этого года в Рязани начался для его организатора Владимира Андреева с посещения Дома-музея Сергея Есенина в Константиново. Владимир Андреев подарил музею раритетное прижизненное издание Есенина общества «Круг» и редкое издание его стихотворений и поэм 1958 года, когда поэт в Советском Союзе был фактически запрещен.
- Я всегда хотел приехать сюда, в этот храм поэзии, - сказал Владимир, - и мечтал прочитать именно здесь стихи моего любимого поэта:
...Куда они? И где война?
Степная водь не внемлет слову.
Не знаю, светит ли луна,
Иль всадник обронил подкову?
Все спуталось...
Но понял взор:
Страну родную в край из края,
Огнем и саблями сверкая,
Междоусобный рвет раздор.
В Рязани Владимир встретился также со своим первым учителем актерского мастерства Сергеем Леонтьевым. (Владимир жил и работал в городе Мурманске 48 лет назад и поступил в студию Мурманского областного театра, мастером которой и был Сергей Михайлович Леонтьев, ныне Народный артист России, актер Рязанского драматического театра) и новыми друзьями – участниками и организаторами художественных акций: педагогом и фотографом Владимиром Ковановым, профессором Александром Соловьевым, кинооператором и фотографом Валентином Евкиным – теми, чьи мужественные и бескорыстные усилия помогли провести Рязанский международный фестиваль «Вдохновение». Состоялся заинтересованый разговор и с губернским министром культуры Виталием Юрьевичем Поповым. Владимир Андреев побывал также в Рязанском художественном музее и передал в дар музею работу художника из Нью-Йорка Артема Миролевича. В рамках фестиваля «Вдохновение», который проходил в помещении Музея истории молодежного движения, была представлена экспозиция живописных и фото-работ участников фестиваля, состоялись концерты с участием молодых театральных актеров, творческие встречи и мастер-классы с известными российскими музыкантами и людьми искусства, показ моделей одежды местного кутерье Евгении Семеновой.
В концерте, посвященном открытию фестиваля, приняли участие рязанская джазовая группа «Feelin's» Геннадия Филина, группа «Чуда» Екатерины Шеверевой, «Оркестр летучих барабанщиков» Михаила Крылова и другие рязанские музыканты. Кроме того, в фестивале приняли участие московские музыканты - автор и исполнитель Руслан Силин и Роман Ершов.
19 апреля в Рязанском Дворце молодежи прошло подведение первых итогов и награждение участников Международного фестиваля искусств «Вдохновение».
В фестиваля приняли участие более 40 творческих личностей. Первые дипломы фестиваля получили Галина Каплинская, Дарья Лысенко, Анастасия Кельцина, Алексей Афанасьев и Евгения Семенова.
Организаторами этого претенциозного проекта стали международное творческое объединением «Art of Inspiration», Рязанское художественное училище, Рязанский дом фотографии, творческий центр «Feelin’s», Рязанский музей истории молодежного движения.
- Фестиваль прошел в нашем городе впервые - сообщил публике Геннадий Филин. - Но я надеюсь, то, что называется «Искусством вдохновения», появится в сердце у каждого, кто присутствует сегодня в этом зале.
Восемь дипломантов фестиваля направились в Воркуту – еще один город, где также проходит международный фестиваль «Вдохновение», который открылся 17 мая.
- Сегодня наш проект «Искусство вдохновения» объединяет около ста двадцати человек в пятнадцати странах мира, - сказал Владимир Андреев собравшимся. - Это художники, музыканты, фотографы, писатели, поэты. Я рад, что теперь к нашей компании присоединилась и Рязань.
Фестиваль «Вдохновение» готовился достаточно долго, - рассказал Владимир, возвратившись из России. – Мы вообще сомневались, удастся ли его провести: политическая ситуация в мире сложная, денег никто не дает, и все, что в результате сделано – это только добрая воля, энтузиазм и средства самих участников. Новое поколение хочет быть причастным к мировому творческому процессу, оно хочет знать, как развивается культура в других странах. Эти молодые люди свободны и хотят вести открытый диалог с Миром Искусства. Для ведения такого диалога я оказался для многих россиян полезным и нужным человеком.
Говоря о создании художественных выставок, как составных частей фестивалей искусств в городах России, уместно будет отметить, что серьезному их успеху они в большой степени обязаны не только участию в них членов объединения «Искусство вдохновения», но и профессиональным знаниям самого Владимира Андреева в области науки выставочного дизайна и организации Международных Фестивалей и Выставок. Владимир пообещал провести такой же фестиваль в Нью-Йорке и представить многообразное творчество России многонациональной американской публике
Как раз в эти дни, 21 мая, отмечается установленный ООН «Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития». Цель его: содействовать с помощью просвещения и средств массовой информации осознанию позитивной роли культурного разнообразия.
Именно в этом смысле воспринимается празднование 21 мая, которое должно объединять нас сегодня. В этом же ключе должна восприниматься нами и «Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии» – прекрасный инструмент диалога и развития: «Мы должны стремиться к тому, чтобы плюрализм культур, благодаря установлению диалога, стал нашим общим богатством. Только таким образом мы сможем избежать трагических конфликтов и гарантировать устойчивость разнообразия культур и продолжение конструктивного и бдительного диалога».
В России Международный фестиваль «Вдохновение» - заметная акция на этом пути.
Виталий Орлов