-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в amira22

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.09.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 784


Цветы из прически княгини Голицыной

Четверг, 01 Марта 2012 г. 15:39 + в цитатник
006530009 (543x700, 32Kb)
Ротари П. Портрет княгини А.А. Голицыной. 1759. Государственная Третьяковская галерея.

В 1759 г. итальянский художник П. Ротари написал портрет княгини Анны Александровны Голицыной, урожденной Строгановой (1739-1816). Анна Александровна приходилась внучкой Григорию Дмитриевичу Строганову, одному из богатейших людей петровского времени. В 1757 г. она стала женой Михаила Михайловича Голицына (1731-1804). На портрете изображена двадцатилетняя женщина. Вполне вероятно, что в момент создания картины, Анна Александровна ждала ребенка, поскольку 16 августа 1759 г. она родила сына Михаила. На ней зеленое платье, к корсажу приколота розовая роза (тут мне вспоминается портрет Марии-Антуанетты 1783 г., на котором она тоже в положении и там тоже зеленый цвет ленты и лилово-розовая роза). На плечах накидка. На шее кружевная бархотка. Голову украшает что-то похожее на букетик маленьких синих и голубых цветов. В целом портрет одновременно и типичен, и индивидуален. Как ни приглядывалась, я не могла определить, что за цветы украшают прическу Анны Александровны. Тогда я решила посмотреть русские и европейские женские портреты того времени, а особенно полотна 1759 г. Перечень найденных мной портретов не претендует на полноту. Однако он все-таки дает возможность сделать кое-какие выводы. Итак, в 1759 г. разные художники запечатлели следующих соотечественниц Анны Александровны: Е.Н. Тишинину с драгоценными камнями в прическе, М.И. Татищеву с букетом, скорее всего, живых цветов, Е.А. Лобанову-Ростовскую с розой. В том же году были написаны портреты мадам де Помпадур с украшением из жемчуга и, кажется, бантов из синей ленты, маркизы d'Aguirandes с мелкими разными цветами. Теперь посмотрим на картины, написанные несколькими годами раньше или позже. 1756 г. - портрет Марии-Аделаиды Французской. На голове у нее украшение из тех же материалов, что и на платье. 1757 г. - портрет жены французского литератора Madame Ch. S. Favart. (M.-J. Веnoite Duronceray). Портретируемая изображена с голубым и белым украшением на голове. По всей видимости голубое-это перья, а белое - либо кружево, либо тоже перья. 1758 г. - портрет А.И. Яньковой с розой и портрет мадам де Помпадур с незабудками, сидящую перед туалетным столиком. 1760 г. - портрет неизвестной в темно-голубом платье работы И.П. Аргунова с розой. 1762 г. - портрет Д.П. Салтыковой-Чернышовой с нитями жемчуга. Тем же годом датируется портрет Е. П. Хольстейн-Бек работы П. Ротари, на котором в волосах у модели украшение в виде цветов. 1763 г. - портрет С.Д. Матюшкиной в детстве: с лентами, кружевом и, если не ошибаюсь, пером. Тот же 1763 г. - портрет Марии-Аделаиды Французской, снова с аналогичным украшением, как на полотне 1756 г. С 1763-1764 г. происходит небольшое изменение в моде, когда становятся популярны украшения из тканевых цветов, располагающиеся на голове, бархотке и платье. В этом плане все нижеперечисленные картины однотипны: F.-H. Drouais (Друэ). Lady Amelia Darcy, 1764; Крафт, Пер Старший. Портрет Н.А. Репниной. 1767-68. Voiriot G. Portrait of a lady. Не датирован (данный портрет может относиться и к более раннему периоду начала 1760-х). В целом портреты демонстрируют нам использование живых цветов, драгоценностей и тканей в украшении прически. При этом, каким бы не был материал украшений, почти все они тяготеют к имитации цветка или букета цветов. В 18 в. в украшении нарядов использовали как живые, так и искусственные цветы. Если судить по портретам, то пик популярности
цветов из ткани пришелся на середину 1760-х гг. Однако и портреты 1750-х гг. свидетельствуют о том, что доля искусственных (не обязательно тканевых) цветов в прическах достаточно велика. Вероятно, ими часто убирали голову в повседневной жизни. А вот живые цветы в волосах попадаются гораздо реже, чем можно было бы предположить. Я, к примеру, сомневаюсь, что в волосах у Лобановой-Ростовской, Яньковой и маркизы d'Aguirandes живые цветы. У первых двух дам розы выглядят слишком одинаковыми и грубоватыми. Можно на это возразить, что сказывается манера
художника, однако тот же Людерс иначе изобразил розу у Татищевой.
Что касается маркизы d'Aguirandes, то ее украшение кажется очень аккуратным и декоративным. Исходя из всего вышесказанного, я прихожу к выводу, что прическа княгини Голицыной украшена синей и голубой лентами, шнурами или другими подобными материалами, собранными в небольшой "букет цветов".


Портрет Е.Н. Тишининой. 1759 (524x700, 41Kb)
Березин И.К. Портрет Е.Н.Тишининой.
1759. Государственная Третьяковская галерея.

0097-137 (418x550, 31Kb)
Людерс Д. Портрет М.И. Татищевой. 1759. ГТГ.
0108-172 (406x550, 30Kb)
Людерс Д. Портрет Е. А. Лобановой-Ростовской. 1759. Гос. Русский музей.
Madame_de_pompadour (473x700, 85Kb)
Буше Ф. Портрет мадам де Помпадур. Фрагмент. 1759. Wallace collection.
1759_marquise_daguirandes-2 (565x700, 504Kb)
Друэ Ф.Ю. Портрет маркизы d'Aguirandes. 1759. Cleveland Museum of Art.


Jean-Marc_Nattier,_Madame_AdГ©laГЇde_de_France_faisant_des_nЕ“uds_(1756)_-_002 (616x700, 154Kb)
Ж.М. Натье. Мария-Аделаида Французская. 1756. Версаль.

Francois-Hubert-Drouais-XX-Madame-Charles-Simon-Favart (300x374, 21Kb)
Ф.Ю. Друэ. Madame Ch. S. Favart. (M.-J. Веnoite Duronceray). 1757. Музей Метрополитэн.

0097-136 (408x550, 28Kb)
Д. Людерс. Портрет А.И. Яньковой. 1758. ГТГ.

madame-de-pompadour-1a (696x700, 531Kb)
Ф. Буше. Портрет мадам де Помпадур. Фрагмент. 1759. Wallace collection.

I0A6DCV5RAFB04$13 (454x575, 95Kb)
Аргунов И.П. Портрет женщины в голубом платье. 1760.Холст, масло. Гос. Эрмитаж.


0bb8b5b68c08 (566x700, 133Kb)
Ф.Ю. Друэ. Портрет Д.П.Салтыковой-Чернышовой. 1762. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

6ea491243aaf (500x635, 26Kb)
Ротари П. Портрет Е. П. Хольстейн-Бек. 1762. Norton Simon Museum.

002080003 (515x700, 32Kb)
Головачевский К.И. Портрет С.Д. Матюшкиной в детстве. 1763. ГТГ.

598px-Marie_Adelaide_de_Bourbon_04 (598x600, 54Kb)
Школа Друэ. Мария-Аделаида Французская. 1763. Версаль.

1764_lady_amelia_darcy_9th_ (579x700, 141Kb)
F.-H. Drouais. Lady Amelia Darcy. 1764.

repnina (519x700, 39Kb)
Крафт Пер Старший. Портрет Репниной. 1767-68. Гос. Эрмитаж.

portlady (584x700, 49Kb)
Voiriot G. Portrait of a lady. Не датирован.Частная коллекция.

Серия сообщений "Цветы на портретах кон. 18 - нач. 19 вв":
Часть 1 - Розы Боровиковского
Часть 2 - Роза Гро
...
Часть 4 - Две "Флоры" Виже-Лебрен
Часть 5 - Мужчины и цветы
Часть 6 - Цветы из прически княгини Голицыной
Часть 7 - Надпись на дереве

Серия сообщений "Кузьминки":
Часть 1 - Две "Флоры" Виже-Лебрен
Часть 2 - Цветы из прически княгини Голицыной
Часть 3 - Картинки и виньетки
Часть 4 - Музыканты
...
Часть 22 - Фото для буклетов
Часть 23 - Концерт гобой 15 февраля 2015
Часть 24 - Артишок


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку