Слава Медвепуту!
Дочь |
Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, то есть говорили, как думали? По крайней мере я люблю сии времена; люблю на быстрых крыльях воображения летать в их отдаленную мрачность, под сению давно истлевших вязов искать брадатых моих предков, беседовать с ними о приключениях древности, о характере славного народа русского и с нежностию целовать ручки у моих прабабушек, которые не могут насмотреться на своего почтительного правнука, но могут наговориться со мною, надивиться моему разуму, потому что я, рассуждая с ними о старых и новых модах, всегда отдаю преимущество их подкапкам,[1] и шубейкам перед нынешними bonnets[2] a la… и всеми галло-албионскими нарядами[3] блистающими на московских красавицах в конце осьмого-надесять века. Таким образом (конечно, понятным для всех читателей), старая Русь известна мне более, нежели многим из моих сограждан, и если угрюмая Парка еще несколько лет не перережет жизненной моей нити, то наконец не найду я и места в голове своей для всех анекдотов и повестей, рассказываемых мне жителями прошедших столетий. Чтобы облегчить немного груз моей памяти, намерен я сообщить любезным читателям одну быль или историю, слышанную мною в области теней, в царстве воображения, от бабушки моего дедушки, которая в свое время почиталась весьма красноречивою и почти всякий вечер сказывала сказки царице NN. Только страшусь обезобразить повесть ее; боюсь, чтобы старушка не примчалась на облаке с того света и не наказала меня клюкою своею за худое риторство… Ах нет! Прости безрассудность мою, великодушная тень, – ты неудобна к такому делу! В самой земной жизни своей была ты смирна и незлобна, как юная овечка; рука твоя не умертвила здесь ни комара, ни мушки, и бабочка всегда покойно отдыхала на носу твоем: итак, возможно ли, чтобы теперь, когда ты плаваешь в море неописанного блаженства и дышишь чистейшим эфиром неба, – возможно ли, чтобы рука твоя поднялась на твоего покорного праправнука? Нет! Ты дозволишь ему беспрепятственно упражняться в похвальном ремесле марать бумагу, взводить небылицы на живых и мертвых, испытывать терпение своих читателей, и наконец, подобно вечно зевающему богу Морфею, низвергать их на мягкие диваны и погружать в глубокий сон… Ах! В самую сию минуту вижу необыкновенный свет в темном моем коридоре, вижу огненные круги, которые вертятся с блеском и с треском и, наконец, – о чудо! – являют мне твой образ, образ неописанной красоты, неописанного величества! Очи твои сияют, как солнцы; уста твои алеют, как заря утренняя, как вершины снежных гор при восходе дневного светила, – ты улыбаешься, как юное творение в первый день бытия своего улыбалось, и в восторге слышу я сладко-гремящие слова твои: «Продолжай, любезный мой праправнук!» Так, я буду продолжать, буду; и, вооружась пером, мужественно начертаю историю Натальи, боярской дочери. – Но прежде должно мне отдохнуть; восторг, в который привело меня явление прапрабабушки, утомил душевные мои силы. На несколько минут кладу перо – и сии написанные строки да будут вступлением, или предисловием!
В престольном граде славного русского царства, в Москве белокаменной, жил боярин Матвей Андреев, человек богатый, умный, верный слуга царский и, по обычаю русских, великий хлебосол. Он владел многими поместьями и был не обидчиком, а покровителем и заступником своих бедных соседей, – чему в наши просвещенные времена, может быть, не всякий поверит, но что в старину совсем не почиталось редкостию. Царь называл его правым глазом своим, и правый глаз никогда царя не обманывал. Когда ему надлежало разбирать важную тяжбу, он призывал к себе в помощь боярина Матвея, и боярин Матвей, кладя чистую руку на чистое сердце, говорил: «Сей прав (не по такому-то указу, состоявшемуся в таком-то году, но) по моей совести; сей виноват по моей совести» – и совесть его была всегда согласна с правдою и с совестию царскою. Дело решилось без замедления: правый подымал на небо слезящее око благодарности, указывая рукою на доброго государя и доброго боярина, а виноватый бежал в густые леса сокрыть стыд свой от человеков.
Еще не можем мы умолчать об одном похвальном обыкновении боярина Матвея, обыкновении, которое достойно подражания во всяком веке и во всяком царстве, а именно, в каждый дванадесятый праздник[4] поставлялись длинные столы в его горницах, чистыми скатертьми накрытые, и боярин, сидя на лавке подле высоких ворот своих, звал к себе обедать всех мимоходящих бедных[5] людей, сколько их могло поместиться в жилище боярском; потом, собрав полное число, возвращался в дом и, указав место каждому гостю, садился сам между ими. Тут в одну минуту являлись на столах чаши и блюда, и ароматический пар горячего кушанья, как белое тонкое облако, вился над головами обедающих. Между тем хозяин ласково беседовал с гостями, узнавал их нужды, подавал им хорошие советы, предлагал свои услуги и наконец веселился с ними, как с друзьями. Так в древние патриархальные времена, когда век человеческий был не столь краток, почтенными сединами украшенный старец насыщался земными благами со многочисленным своим семейством – смотрел вокруг себя и, видя на всяком лице, во всяком взоре живое изображение любви и радости, восхищался в душе своей. – После обеда все неимущие братья, наполнив вином свои чарки, восклицали в один голос: «Добрый, добрый боярин и отец наш! Мы пьем за твое здоровье! Сколько капель в наших чарках, столько лет живи благополучно!» Они пили, и благодарные слезы их капали на белую скатерть.
|
Сталин и карикатуры |
Сталинский министр финансов г-н Брюханов изображен голым, подвешенным за половые органы
Москва, 8 июля 2001 года. Недавно обнаруженные рисунки и карикатуры, автором которых считается Иосиф Сталин, возможно, позволят лучше понять склад ума одного из самых безжалостных диктаторов 20-го века. По свидетельству историка, члена Российской Академии Наук Бориса Илизарова, во время заседаний Политбюро ЦК ВКП(б) Сталин нередко рисовал оскорбительные карикатуры на некоторые из своих будущих жертв. На одной такой карикатуре, которая, по мнению г-на Илизарова, датирована примерно 1930-м годом, сталинский министр финансов Николай Брюханов изображен голым, подвешенным за половые органы. Этот рисунок был найден вместе с запиской, написанной и подписанной Сталиным, в которой этот тиран не пытается скрывать своего удовлетворения в связи с той участью, которую он предопределил для г-на Брюханова, к тому времени уже четыре года являвшегося членом Политбюро. В записке, вверху которой стоит гриф "Особое досье", говорится: "Всем членам Политбюро. Брюханова за его нынешние и будущие прегрешения следует подвесить за яйца. Если они выдержат, тогда следует признать его невиновным, все равно что оправданным по суду. Если они оторвутся, его следует утопить в реке". Г-н Брюханов был казнен по приказу Сталина в 1938 году по сфальсифицированному обвинению. В 1956 году, через 3 года после смерти Сталина, он был реабилитирован.
Копию карикатуры и записки г-н Илизаров взял из государственного архива. Не так давно он также обнаружил документы КГБ СССР, из которых следует, что у Сталина был незаконнорожденный сын от 14-летней девушки. Эту любовную связь Кремль держал в тайне многие десятилетия. Сотни архивных томов по Сталину, который правил Россией с 20-х годов до самой своей смерти в 1953 году, остаются закрытыми даже для ученых.
"Эти рисунки предоставляют нам уникальную возможность заглянуть в его изощренный ум, - заявил г-н Илизаров, который сейчас пишет книгу о Сталине. - Не сомневаюсь, что есть еще множество подобных карикатур, которые высвечивают глубину его души". В архивах хранятся более 500 рисунков и карикатур. Десятки из них были нарисованы членами ближайшего окружения Сталина, в том числе портреты Николая Бухарина, доверенного лица Сталина, который также был казнен в 1938 году. Еще одним плодовитым рисовальщиком карикатур в Кремле был Валерий Межлаук (Valery Mezhlauk), правая рука Сталина, который умер в тот же год.
Но г-н Илизаров считает, что многие из рисунков исполнены лично Сталиным в годы, когда его репрессивная политика унесла 20 миллионов жизней. Несколько экспертов подтверждают, что записка о г-не Брюханове написана рукой Сталина. "Рисунок и записка взяты из одного и того же досье, и я не сомневаюсь, что обе работы принадлежат Сталину", - сказал г-н Илизаров, отметив при этом, что на карикатуре г-н Брюханов изогнулся, как кошка. Г-н Илизаров считает, что эта карикатура является отражением ранних лет жизни Сталина, когда он наблюдал и, возможно, сам помогал другим детям мучить кошек. "Будучи ребенком, он присутствовал на нескольких казнях преступников через повешение, - сказал он. - У него было чувство юмора хулигана. Он любил унижать и высмеивать тех, кто его окружал. Он был садистом, особенно с людьми, которые над ним посмеивались". Сталин во время долгих заседаний Политбюро нередко рисовал синим карандашом.
В архивах имеются также десятки книг из его личной библиотеки, на полях которых он делал надписи и нередко рисовал оскорбительные силуэты людей, о которых читал. В его экземплярах ленинских трудов он делал комментарии, оскорбительные для отца русской революции, рисовал огромные знаки вопроса и рядом писал "Ха-ха-ха!". "Сталину очень нравилось черкать свои книги и документы, - заявила архивариус Лариса Роговая, которая имела доступ к сталинским архивам. - Он также рисовал на полях своих книг. И в приписках он не обращал внимания на свой язык. После разгрома фашистов он стал еще большим мегаманьяком. Он писал речи и по тексту делал разметки, где и как долго аудитория должна была, по его мнению, ему аплодировать".
|
Сухое дерево |
Гаджет рабочего стола выдает очередной афоризм: «Человек без любви, как сухое дерево». И вправду сухое, вроде ты как бы и есть, а вроде тебя и нет. Без любви наша жизнь теряет яркость, словно наступила зима. Не даром говорят у меня «зима в сердце», ощущение пустоты и тоски гложет нас изнутри, условно ты превращаешься в зомби.
Вроде рядом есть и близкие люди и друзья, они стараются не оставлять тебя в одиночестве, вытаскивают в гости, ночные клубы и толпами приходят поздравления с днём святого Валентина и восьмым марта, но ощущение, что что-то не так, тебя не покидает. Как только на рассвете поворачивая ключ родной квартиры, где абсолютно пусто и никто тебя не ждёт, ты начинаешь в полной мере осознавать насколько сильно твое одиночество.
Каждый крупный город насчитывает сотни одиноких женщин. Так в чем же причина, их одиночества, ведь с ними по соседству живут такие же свободные мужчины, которым тоже свойственно страдать от одиночества? Они успешны, строят планы на жизнь, карьеру, могут самостоятельно позволить себе шалость в виде дорогой покупки, прекрасно готовят и всё чего им не хватает — это любви. Почему так трудно найти настоящую любовь, которой мы так жаждем. Мы смотрим очередную мелодраму «Сумерки» или «Семь жизней» и в глубине души мечтаем любить так же, по-настоящему, без фальши, и глупо роняем слёзы и думаем, что готовы отдать всё на свете, лишь бы так любить.
Но, увы… Времена «Ромео и Джульетты» давно остались в прошлом. Принцип Мегаполиса: «Если не ты, так тебя», и тут уже другие правила. «Правила» и слово «надо» составляют большую часть нашей жизни. Женщине надо строить карьеру, надо получить высшее образование, надо уметь готовить, надо выглядеть на все сто и одни надо, надо. И главное надо — это надо обзаводиться семьёй после тридцати, когда ты закончила университет, сделала карьеру, заработала себе на машину, вот после всего этого можно задуматься и о любви.
Вы помните свою первую любовь? Скорее всего впервые вы влюбились, будучи в старших классах или на первых курсах в институте. Ох уж эти беззаботные времена, тогда мы как то легче относились к слову «надо», прогуливая уроки и презирая правила. А сейчас в предвестии получения диплома о высшем образовании и отпахав пару-тройку годков за сущие копейки в какой-нибудь организации ради очередной «галочки», я думаю обидно будет остановиться на полпути… Так вот и получается что для той самой любви мы и не готовы бросить всё. Хоть любовь и затмевает рассудок самых трезвых умов, но всё же вопрос: «А не пожалею ли я потом?» или страх совершить непоправимую ошибку в жизни, возвращает нас с небес на землю и мы начинаем сомневаться, а сомнения сами знаете хуже всего…
Даже казалось бы девочка из обеспеченной семьи, зачем ей задумываться о будущем, когда родители за неё всё сделали. А я вот начинаю понимать о чём она думает, когда очередной претендент предлагает «руку и сердце». И думает она о том же «надо», чтобы не упасть в грязь лицом. Прежде всего её страх заключается в том, одобрят ли её выбор родители, ведь если они так много вложили в своё сокровище, то и ожидают большего…
Да, каждый из нас ждёт большего. Мы все живем в ожидании чуда и мгновения когда оно произойдет. Но зачастую мы мечтаем о любви как о спасении, которое однажды постучится в наши двери.
И вот в воскресенье утром, когда опустеют помещения массового скопления народа, на эскалаторе, в вагоне метро, в такси или в маршрутке сотни одиноких людей лениво разбредаются по домам. Но входя в очередной раз в пустующую квартиру невольно начинаешь задумываться, что скорее всего мы сами заложники своего одиночества, мы сами выбрали и расставили для себя приоритеты. Не «спроектированная» любовь может внести за собой серьёзные изменения и нарушить планы на жизнь, чего мы так хотим избежать. Вот и выходит мы так хотим любви, но так предательски её боимся.
Жизнь сама расставит всё по местам. Рано или поздно одинокое существование всё равно закончит свою жизнь, главное запечатлеть этот момент жизни, очень надёжно в своей памяти. А когда через много, много лет у вас наступит кризис в отношениях, остыньте и попробуйте воспроизвести этот фрагмент и прежде всего спросите себя: «Готовы ли Вы ещё раз прожить этот момент и отпустить этого человека?».
|
Снова об Америке |
Америка, и это может быть новостью даже для просвещенных умов, есть часть человеческого бытия, включающего огромное разнообразие интересов, развлечений, добра и зла, юмора, абсурда и всего прочего, присущего человеку.
Алистер Кук
ТИПИЧНО АМЕРИКАНСКИЙ?
Мало кому нравится, когда его считают середнячком, и американцы не исключение. Еще хуже, когда говорят, что мы сами или то, что мы делаем, типично для нашей нации. Утверждение "о, это так по-американски (по-английски, по-французски и т. д.)" вызывает у людей протест. Обобщения, касающиеся национальности (американцы — неизлечимые оптимисты, немцы — прирожденные пессимисты, а итальянцы посмеиваются над теми и другими), не встречают обычно положительной реакции, даже когда они справедливы по сути.
В случае с американцами эта реакция может быть и более серьезной. Одно из обобщений, относящихся к американцам, состоит в том, что они высоко ценят свою индивидуальность. Они придают огромное значение разнице между людьми, ценят свободу выбора и возможность делать то, что им хочется. Может быть, поэтому американцам часто не нравятся какие-либо обобщения относительно их образа жизни. Отчасти американец и является таковым лишь в силу того, что не хочет быть типичным.
Есть и другие трудности на пути создания общего представления об американском образе жизни и склонностях. Если итальянцы или немцы образуют довольно однородное общество — белых, христиан, говорящих на одном языке, то с американцами все обстоит иначе. И если такая страна, как Великобритания, неодинакова по своим природно-климатическим условиям, то в континентальной части США эти различия бросаются в глаза.
Громадное разнообразие, присущее и американцам, создает свои очевидные трудности. Менее очевидно, на первый взгляд, другое: многое из того, что некогда считалось типично американским, уже не является таковым. После второй мировой войны социальные и культурные приметы "американского" все в большей степени укореняются в Европе — от кукурузных хлопьев и теленовостей на завтрак до вечеринок с барбекю или мясом, которое жарится в присутствии гостей.
В начале 60-х гг. от американца можно было услышать шутку: "В США принимают душ каждый день и ходят по магазинам раз в неделю, а в Европе делают то же самое, но в обратном порядке". Сегодня этого уже не говорят. Американские обычаи изменились незначительно, а европейские — с ростом числа супермаркетов и торговых центров, количества машин и модернизацией жилищ — очень сильно. Так называемые удобства и свежезамороженная еда стали так же популярны в Европе, как и в Америке. Бессмысленно вести разговор о культуре автомобиля, о товарах одноразового пользования и о несовместимости поколений применительно только к Соединенным Штатам, как и говорить сегодня о "чисто американских" заботах. Теперь все они знакомы и европейцам: что делать с пробками на автодорогах и банками из-под пива, как контролировать чистоту воздуха или ограничивать звук портативных радиоприемников.
Что касается американцев, то они сейчас покупают небольшие автомобили и чаще ходят пешком. Растет число тех, кто готовит пищу из натуральных продуктов, а не из полуфабрикатов. И конечно, итальянская мода и французские вина (и наоборот), германские автомашины и голландский сыр пользуются большим спросом в Соединенных Штатах. В целом же компоненты жизненного стиля перемещаются через Атлантику, с запада на восток. В Европе говорят: "То, что сегодня делают в Калифорнии, мы, вероятно, будем пытаться сделать завтра".
В общем, можно сделать два практически бесспорных обобщения. Первое: основные направления теперешнего стиля жизни определяют, по-видимому, американцы. Второе, то, что считается сугубо американским сегодня, едва ли останется таким надолго. Поэтому те традиции и отношения, привычки и обычаи, которые постоянно соблюдаются в Америке, представляют наибольший интерес.
ПРИВЕТ, НЕЗНАКОМЕЦ
Это банальное выражение — "привет, незнакомец" — известно большинству американцев, хотя широко не используется. Кроме того, американцы больше слышали его во всевозможных вестернах и фильмах о покорении Запада. Это дружеское приветствие, с которым местный житель обращается к незнакомцу, "просто идущему мимо". Оно означает: "присядь и расскажи нам, кто ты, откуда и куда идешь". Конечно, голливудское изображение жизни переселенцев зачастую далеко от исторической действительности, но в данном случае оно достаточно правдиво.
Одна из наиболее устойчивых картин американской жизни, которая создавалась многими поколениями иностранцев, относится ко временам "пограничников" и освоения обширных невозделанных земель волнами переселенцев, устремившихся на Запад. Три американские "национальные черты", упоминаемые чаще всего, верно отражают их основные жизненные принципы. Это дружелюбие по отношению к незнакомцам, сильное чувство соседства и своей общины, простота в общении.
ДРУГ В БЕДЕ
Люди, посетившие Америку, возвращаются домой под сильным впечатлением дружелюбия, общительности и учтивости американцев. По правде говоря, то же самое можно сказать и о канадцах, т. е. эти качества присущи североамериканцам в целом. Конечно, бывают и исключения. В США можно встретить и тупоголового чиновника, и грубого официанта, и невоспитанного таксиста. Но это не меняет общего впечатления, которое, в свою очередь, требует объяснения.
В течение долгого времени во многих районах страны путешественник был "лучом света" в тусклой жизни. "Унылый" — это слово часто используется для описания жизни переселенцев. Однообразие и замкнутость были типичными проблемами семей, живших, как правило, далеко друг от друга. Появление незнакомцев и путешественников становилось источником развлечений и новостей о внешнем мире.
Грубая проза жизни "пограничников" также формировала традицию гостеприимства. Одинокому путешественнику, если он был голоден, ранен или болен, часто некуда было обратиться за помощью, кроме как в ближайшее селение или хижину. Это было не прихотью путешественника или благодеянием по отношению к нему, а законом суровой повседневной жизни. Если не принять незнакомца и не позаботиться о нем, то он мог остаться вообще без всякой помощи, а в такое положение мог попасть и местный житель.
Сегодня существует множество благотворительных организаций, которые помогут усталому путешественнику. И все же старая традиция гостеприимства в отношении незнакомцев все еще очень сильна в Соединенных Штатах, особенно в маленьких городках и поселках вдали от оживленных туристических маршрутов. "Я просто ехал мимо, заговорил с этим американцем, и вскоре он пригласил меня к себе домой на обед — удивительно". Такие наблюдения, вынесенные из поездок в США, довольно часты, но их не всегда правильно понимают. Дружелюбие, проявляемое многими американцами, нужно рассматривать не как нечто неестественное или показное, а как результат исторически сложившейся культурной традиции.
В Америке, как и в любом развитом обществе, существует сложная система культурных символов, условностей и правил, которые пронизывают все общество. Разумеется, знание языка не всегда приводит к их пониманию. Путешественники, которые не могут истолковать их надлежащим образом, часто делают неверные выводы. Например, когда американец говорит слово "друг", он может вкладывать в это понятие совсем иной смысл, чем тот, что присущ языку и культуре прибывшего в страну путешественника. Требуется нечто большее, чем короткая встреча в автобусе, чтобы отличить вежливую условность от истинного интереса, хотя дружелюбие считается добродетелью, которую американцы высоко ценят и ожидают того же от соседей и незнакомцев.
Американцы также приучены быть вежливыми гостями и путешественниками. Отвечая на стандартный вопрос "Как вам здесь нравится?", они помнят усвоенное в детстве правило: "Если ты не можешь сказать что-нибудь хорошее, лучше не отвечай совсем".
В других культурах существуют другие нормы вежливости, основанные на принципе "быть честным". Хотя, когда эти нормы применяются в Америке, американцы, естественно, интерпретируют их по-своему, считая это признаком грубости и дурных манер.
ПИЛУ НЕ ОДОЛЖИШЬ?
Добрососедство — умение ладить со своими соседями и помогать друг другу в разных мелочах — тоже можно увидеть на примере долгой истории американских поселений. Заселявшиеся районы и только что выстроенные города нуждались в фермерах, торговцах и лицах свободных профессий. "Приезжай в Гринсберг и обустраивайся вместе с нами" — было типичным лозунгом того времени. Приезжающим радовались, и соседи помогали им как могли в непростом деле возведения дома и хозяйственных построек, распашки земли или открытия собственного дела.
В наши дни обычаи добрососедства в Америке не исчезли и выражаются привычным, хотя и довольно сложным путем — когда соседи предлагают или просят друг у друга те или иные инструменты, помощь или совет. Машинка для стрижки газона у вашего соседа сломалась — и он пользуется вашей. Вы используете его стремянку (и опыт), чтобы поставить новую телевизионную антенну. В офисе женщины, живущей напротив, работает копировальный станок. Не* могла бы она сделать ксерокопию нескольких страниц из школьной пьесы для вашей дочери? Она или сын с удовольствием посидят с ее детьми в воскресенье вечером. Это дерево во дворе чересчур разрослось. Кажется, Джек с другого конца улицы купил прошлой зимой новую пилу. Интересно, понадобится ли она ему в выходные дни? Приехала новая семья, и через несколько дней ("пусть они немного обустроятся") соседи остановятся, чтобы поприветствовать их. Будут они друзьями или нет — еще неизвестно, но этот дружественный жест необходим. Такие обычные вещи, как прийти в гости, дать взаймы, предложить и получить помощь, типичны для американцев, являющихся соседями.
Как и следовало ожидать, такого рода отношения более характерны для жителей небольших городов и предместий, чем для обитателей квартир в городских центрах. Многие американцы покинули малые города, чтобы избавиться от атмосферы замкнутой общины, где каждый знает, что делает другой. В крупных городах больше анонимности и уединения, но, с другой стороны, больше враждебности и изолированности. Сегодня, кажется, многие люди стремятся вернуться к образу жизни маленького города.
У добрососедства две стороны. В стране, где люди часто и свободно передвигаются как в географическом, так и в социальном смысле, стало привычным заводить новые знакомства и приобретать новых друзей. Однако многие американские дома отделены друг от друга оградой, изгородью или в некоторых районах, таких как Новая Англия или Юго-Запад, кирпичными стенами. Даже там, где нет физических преград, где лужайки простираются от дома к дому, "незримые барьеры" хорошо воспринимаются и соблюдаются. В поэме Роберта Фроста "Ремонт стены" описана и обратная сторона отношения американцев к проблеме добрососедства. Один сосед думает: "В этой стене есть что-то неприятное", в то время как другой считает: "Соседи хороши при хороших заборах".
Многих американцев шокирует мысль, что сосед умрет, об этом месяцами могут не знать живущие рядом. Подобное случается, скорее всего скажут они, только в таких больших бездушных городах, "как Нью-Йорк". Только "не здесь", не в пригородах и маленьких городах, где живет большинство американцев. Обе точки зрения уравновешивают друг друга. С одной стороны, можно быть в дружеских отношениях с соседом, с другой — не совать нос в его дела. Разделительная линия очень тонка, но, как граница между соседними газонами, она существует, даже если невидима.
ПРИВЕТ, МЕНЯ ЗОВУТ МЭРИ!
Непринужденность американцев навевает воспоминания не только о жизни на "границе", но и о последствиях иммиграции. Собранные вместе в новом мире, большинство иммигрантов видели, как стираются в их среде привычные социальные грани. Революция XVIII в. ликвидировала дворянские титулы, а государственные законы отменили традиционное наследование богатства и земель отца старшим сыном. В результате в Америке не сложилась наследственная аристократия. Существовавшая веками классовая система, при которой люди высокого и низкого происхождения "знали свое место", была в основном уничтожена, хотя Америка вовсе не превратилась в полностью бесклассовое общество. Однако по сравнению со Старым Светом, особенно в XVIII и XIX веках, социальные различия в США были не столь выражены.
В многочисленных письмах на родину иммигранты чаще всего упоминали о том, что в Америке "мы ни перед кем не снимаем шляпы". Иммиграция, революция и освоение Запада разрушали традиционные классовые барьеры, которые в других местах сохранялись значительно дольше. В результате американцы всегда чувствовали себя более раскованно как в обществе, так и в профессиональной деятельности. Другими словами, у них было более двух столетий, чтобы забыть о том, что "вы можете говорить только тогда, когда вас спрашивают".
Привычка к непринужденному общению, легкость, с которой американцы вступают в разговор со случайно встреченными людьми, все еще удивляет многих. Одна из причин — менее очевидные формальные признаки того, "кто есть кто" в Соединенных Штатах, а сами американцы о них, к сожалению, иногда начисто забывают. Часто понятия, получившие в Америке новый смысл, воспринимаются иностранцами в их прежнем значении. Так, среди американцев примерно одних возрастных групп и социального положения принято обращение друг к другу по именам. Однако немец или француз, который сочтет это переходом на дружеское "ты", сделает большую ошибку. Ему может показаться, что американцы следуют немецким или французским правилам общения. Равным образом, когда американец говорит: "Если будете когда-нибудь недалеко от Чикаго, заходите нас повидать", он вовсе не ожидает, что иностранец воспримет это в прямом смысле, и едва ли будет счастлив видеть его без предупреждения на своем пороге. Обычное письмо, выражающее благодарность хозяину за гостеприимство, является важным и вежливым жестом. Однако в нем также не следует искать глубокого смысла или какого-либо подтекста.
Существуют общепринятые правила, дополняющие эту непринужденность. Такие темы, как доход, религия, политика, по мнению многих американцев, не должны обсуждаться в случайной беседе. Тех же, кто настаивает на официальном обращении или упоминании своего титула в разговоре — словом тех, кто чересчур важничает, иногда считают слишком претенциозными или неискренними. Неудивительно, что они зачастую становятся объектом насмешек.
ТЫ ЧТО, ШУТОК НЕ ПОНИМАЕШЬ?
Как и англичане, американцы любят тонкий розыгрыш, каламбур или шутку. Розыгрыши предпочитают студенты американских колледжей. Заголовки в газетах и еженедельниках, особенно в "Тайм", — нередко являются каламбуром, а юмор "Нью-Йоркера", наверное, самый известный пример шутки. Глубокое влияние на американский юмор оказали традиции еврейских рассказчиков, потешавшихся над самими собой, — что-то вроде "поглядите, как я влип". Существует также традиция фарса, "торта в физиономию" и "банановой шкурки на полу".
Эти разновидности американского юмора без труда замечаются иностранцами, если не всегда понимаются ими. Другая, сугубо американская разновидность юмора зачастую и не замечается, и не воспринимается.
В общепринятых выражениях такой юмор называется "дурачеством" или "розыгрышем". Эта часть каждодневного общения многих американцев сплошь и рядом служит фоном в обычном разговоре. В то же время шутка, взаимное подтрунивание и остроты — не просто развлечение. Зачастую их цель вполне серьезна. Они являются способом определения социальных качеств собеседников или выражением собственного мнения. Многие американцы полагают, что людей можно распознать по тому, как они воспринимают шутку в свой адрес. Иногда мысль, переданная не напрямую, а через шутку или какой-либо другой вид "мягкого" юмора, помогает выпутаться из деликатной ситуации или предотвратить спор.
Некоторые исследователи американского юмора находят истоки розыгрыша в традициях первопроходцев. Так называемый длинный рассказ, излагаемый с умным лицом и без улыбки какому-нибудь наивному приезжему из восточных штатов или из Европы, был и остается сейчас любимым видом развлечения. Смысл таких рассказов в том, что новичок никогда не знает наверняка, разыгрывают его или нет, а у всех остальных на этот счет нет сомнений. Преднамеренная и чрезмерная Ложь — более очевидная и грубая форма такого юмора. Когда торговец подержанными машинами заявляет, например, что эта машина "выезжала только по воскресеньям в дневное время и за рулем был застенчивый балетный танцор", любой американец поймет, что он шутит и, по всей вероятности, намекает на что-то еще. Например, он хочет сказать: "Если я занимаюсь продажей подержанных машин, то не думаете ли вы, что я должен вас уверять, что все они в идеальном состоянии?"
В силу этого многие американские шутки следует постоянно осмысливать и переосмысливать. Если сослуживец говорит, "какой красивый у тебя галстук", это еще не значит, что он думает именно так или наоборот. Скорее всего, такая шутка позволительна лишь с друзьями. Преднамеренная недосказанность требует такого же отношения. Фразы "я немножко играю в теннис" или "я беру в руки книгу, как только выпадает время" нужно понимать наоборот, если первый говорящий является классным игроком, а второй — профессором литературы. В целом американцы склонны преуменьшать свои достижения или способности, не выставлять их напоказ, подшучивать над ними, а затем смотреть на реакцию собеседников. Правила этой игры очень трудно постигнуть, особенно людям, которым даже невдомек, что идет игра.
Надо ли говорить, что временами это может приводить к недоразумениям. Например, американскому песенному композитору Рэнди Ньюмену пришлось однажды объяснять европейским зрителям, что его песня "Маленькие люди" — вовсе не насмешка над низкорослыми, песня "Красношеие" не является расистской, а слова песни "Политические науки" не содержат призыва к американцам сбросить атомные бомбы на европейские города. Многие слушатели, особенно за пределами США, совершенно не поняли черного юмора и сатирической направленности этих песен.
ОБЫЧНОЕ И ЭКСТРАОРДИНАРНОЕ
Средства массовой информации в Соединенных Штатах и за границей, естественно, сосредоточивают основное внимание на тех или иных крайностях американской жизни. Репортажи о преступлениях и коррупции, о трагическом и необычном гораздо интереснее, чем описания повседневной жизни. Поэтому большая часть информации, получаемой зарубежными обозревателями, взгляды и позиции, которые они формируют у людей, основываются больше на сенсациях и экстраординарных явлениях, чем на простом и обыденном материале.
Возьмем, например, такую обыкновенную вещь, как статистика домашних животных в Соединенных Штатах. Сама по себе она не имеет особого значения, однако дает представление о повседневных увлечениях многих американцев. Может показаться удивительным тот факт, что у американцев больше собак и кошек на душу населения, чем, например, у французов или англичан. То, что более 33 млн американских семей имело в 1985 г. свои огороды, также не соответствует привычному представлению о горожанах. На самом же деле очень многие жители США проводят свое свободное время, копаясь в земле и занимаясь посадками и прополкой или беспокоясь по поводу кротов, подкапывающих лужайку. Для "нации фермеров", перебравшейся в города и пригороды, совершенно естественно было прихватить с собой любовь к огородам, животным и жизни на природе.
ЖИЛИЩЕ И ДОМ
Жизнь большинства американцев сконцентрирована вокруг их дома. В США процент имеющих собственные дома или квартиры является самым высоким в странах Запада. Большинство американцев все еще живут в "домах для одной семьи" (при них обычно имеются палисадник и двор). Вопреки расхожему мнению, лишь около 5% американцев живут в "мобильных" домах, причем большинство этих домов в действительности не передвижные, а собраны из блоков фабричного изготовления, установленных на постоянном фундаменте.
Климат большей части территории США более или менее соответствует смене четырех времен года, которым следует и ритм домашнего хозяйства. Весной надо снять двойные рамы в тех районах, где холодная зима. Сетки на окна, которые защищают от насекомых, требуется вымыть, покрасить и установить. После зимы бывает много дел в саду. Летом необходимо примерно раз в неделю подстригать лужайку. Это хорошее время для того, чтобы почистить и покрасить все, что есть деревянного в доме. Машину моют примерно раз в неделю, обычно выезжая для этого из дома. Как только начинают падать осенние листья, их необходимо сгрести, подготовить зимние рамы и вновь их установить. Зимой дорожки и подъезды к дому необходимо содержать в чистоте, убирая снег и лед. Все, что вы не успели сделать — вымостить лужайку перед домом или пристроить новую комнату, закончить работы на чердаке и в подвале, — откладывается до следующего лета. В доме холодно, а печь, как выяснилось, неисправна. В доме всегда находится работа, и большинство американских домовладельцев делают ее собственными руками.
Запас продуктов на неделю делается в местном супермаркете. Одно из преимуществ экономики, ориентированной на предоставление услуг (о чем часто упоминают иностранцы), заключается в том, что многие магазины, где продавцы работают посменно, открыты допоздна. Большинство американцев, как и большинство жителей других стран, стараются уложиться в рамки своего бюджета, но всегда тратят больше. За продукты часто расплачиваются чеками. Это удобно, а поскольку все чеки оплачиваются банками, вы можете также контролировать свои расходы. В большинстве магазинов ваши покупки будут упакованы и отнесены в вашу машину. Большие коричневые бумажные пакеты, куда уложен купленный товар, можно потом широко использовать для изготовления масок для детей, сбора отходов, а также как упаковочный материал. Упаковывают продукты почти всегда подростки, которые таким образом подрабатывают.
В американских семьях от детей, как правило, требуют помощи по дому. Им поручают пропылесосить коврики, вымыть и натереть воском полы, вымыть окна, постричь лужайку, расчистить снег, содержать машину (машины) в чистоте, приглядывать за домашними животными и т. д. В некоторых семьях за эти и подобные услуги им дают небольшие карманные деньги. В других семьях просто считается, что подобная работа должна выполняться всеми ее членами ("Ты мне платишь за то, что я стираю твое белье?").
В то же время во многих семьях среднего достатка принято, чтобы дети подрабатывали, особенно когда становятся подростками. Это может быть работа в местном супермаркете или на станции обслуживания автомобилей, стрижка газонов, доставка газет или присмотр за малышами. Около 75% учащихся старших классов работают во время обычной школьной недели. В большинстве случаев они делают это вовсе не потому, что их родители не могут обеспечить их всем необходимым. Смысл их труда в том, что такой опыт (как любят говорить детям родители) "полезен каждому".
В результате дети в таких семьях не чураются и физического труда, который иногда становится началом пути к завоеванию положения в обществе. Этот труд облагораживает и отношения между покупателями и продавцом: подросток, который только что упаковал ваши покупки или заправил вашу машину, может оказаться сыном или дочерью соседа. В общем, молодое поколение приучают ценить труд и уметь "вставать на собственные ноги".
Большинство американцев исходят из того, что их дети покинут родительский дом гораздо раньше, чем принято в других западных странах, а по достижении определенного возраста они должны вносить свой вклад в семейный бюджет или платить за все, кроме еды, одежды и жилища. Представление о том, что американские подростки "получают все, что хотят" от своих родителей, относится к тем временам, когда условия жизни в США были значительно лучше, чем за рубежом. Студенты высших учебных заведений часто имеют свои машины, но многие покупают их сами (выплачивая и обязательную страховку, которая для подростков особенно высока).
По рабочим дням семья обычно собирается за столом вечером. Время ужина различается в силу семейных традиций и зависит от распорядка дня ее членов. Как правило, это время, когда все собираются дома. Если оба родителя работают, то по утрам все уходят кто на работу, кто в школу или отсыпаются после ночной смены. Большинство взрослых уезжают на машинах, а дети идут в школу пешком или используют общественный транспорт. Желтые школьные автобусы обслуживают в основном сельские районы и школы, ученики которых живут в разных концах города.
Многие американцы работают не более 8 часов в день, пять дней в неделю. В 1986 г. 31% всех занятых имел менее 40 часов рабочей недели. Около 44% всех компаний предлагают "скользящий график", т. е. различные режимы работы или работу на полставки. В том же году около 70% американок в возрасте от 20 до 44 лет работали. Широкая доступность дошкольных детских учреждений, а также то, что дети находятся в школе до 3—4 часов дня и там же обедают, дало возможность женщинам с детьми работать вне дома.
В общем, домашняя жизнь в Америке протекает очень бурно — домочадцы то приходят, то уходят, и все происходит одновременно. Родители могут посещать курсы в местной вечерней школе или колледже. Есть клубы бриджа и боулинга, гольф-клубы. Действуют также различные общественные организации, ложи, общества и лиги, которые проявляют большую активность, в основном связанную с благотворительностью. Проводятся встречи ПТА (Ассоциация родителей и учителей). Церкви или синагоги организуют продажу выпечки, мытье машин или обеды, где каждый готовит и приносит с собой какое-либо блюдо. В старшем классе проводится "аукцион рабов" (они предлагают свои услуги по работе на дому и во дворе), чтобы заработать деньги для путешествия всем классом. Каждый четверг во второй половине дня проводится матч по софтболу между командой местного отделения полиции и командой местной ассоциации гриль-баров, имеющей на своих пиджаках и свитерах эмблему в виде голубой луны.
Многие американские дети учатся (или их заставляют учиться) игре на пианино или на другом музыкальном инструменте, берут уроки бальных танцев, верховой езды, гольфа, тенниса, плавания, катания на коньках и всего того, что их родители считают полезным. Общественная жизнь также бьет ключом. Один ребенок идет на вечеринку, другой — в библиотеку, кто-то — в кино. Заходят соседи, и телефон звонит не переставая. Записки (часто прикрепляемые к холодильнику) напоминают членам семьи о необходимости сделать то-то и то-то, отвезти Мэрилин в понедельник на урок скрипки (ее отец должен быть судьей на бейсбольной игре Детской лиги) или испечь торт для церковной трапезы.
Многие взрослые и подростки занимаются общественной деятельностью. Согласно недавнему опросу института Гэллапа, около 84 млн американцев, т. е. почти каждый третий, уделяют часть своего времени общественным делам, и более половины из них — свыше 100 часов в год. Часть этой работы проводится с помощью так называемых сервисных организаций и клубов — "Лайонс", "Ротари", "Шринерс" и других, которые собирают деньги на благотворительность, часть — по личной инициативе. Например, подростки добровольно работают в больницах за униформу с нашивками (их прозвали "полосатыми леденчиками"). Многие адвокатские конторы предоставляют своим служащим свободное время, чтобы они могли оказывать бесплатное юридическое содействие в решении важных общественных проблем.
В США существует такое великое множество разнообразных видов деятельности — клубов, групп, добровольных организаций, курсов и занятий по интересам, что большая часть населения участвует одновременно в нескольких. И конечно, у них есть основная работа, учеба и домашние дела. В этой связи американцы поговаривают о стрессе. Жизнь суматошна, человек находится в постоянном напряжении на работе * в школе, испытывает сильную конкуренцию. Работы много, и у американцев часто почти не остается времени, чтобы просто посидеть, ничего не делая. Всю неделю они на ногах, и выходные дни тоже заполнены. В США праздников и каникул меньше и они короче по сравнению с большинством других индустриальных стран, за исключением Японии. Жизнь заставляет американцев хорошо сдавать экзамены и поступать в хороший университет, получать лучшую и высоко оплачиваемую профессию, работать над собой, укреплять здоровье, сбрасывать вес или учиться расслабляться. Однако опасность стресса часто преувеличивается самими американцами, которым иногда нравится рассказывать другим, насколько они заняты.
На самом же деле за последние 10—15 дет сократилось число осложнений, связанных со стрессом, таких как
сердечные приступы. Оптимизация диеты и физические нагрузки привели к тому, что количество сердечных приступов у американских бизнесменов сокращается, хотя в других западных странах оно все еще растет. В Соединенных Штатах должным образом воспринимаются и правила конкуренции. Есть много ярких описаний "крысиных гонок", так что те, кто не хочет в них участвовать, могут наблюдать за ними со стороны. Одна крайность в американской жизни накладывается на другую. В данном случае это отход от образа жизни 1960-х гг., который устарел уже в 70—80-х гг.
На каждого американца, который работает по ночам, пытаясь выдержать конкуренцию, приходится другой, который зарабатывает столько денег, сколько ему нужно, а затем закрывает дверь офиса и идет пешком. Он или занимается легким бегом, или готовит себе коктейль и берет в руки роман, открывает банку пива и следит за бейсбольной игрой по телевизору. Правда, стойкое убеждение американцев, что почти каждый может достичь успеха, работая много и настойчиво, давит на психику тех, кто не способен или не может бежать вровень с другими. По мере того как возрастают возможности для успеха, накапливается потенциал и для неудач. Но большинство американцев это понимают — в конце концов, пьеса "Смерть торговца" широко известна, и они чаще выбирают облегченный вариант. Доступность образовательных программ и курсов переквалификации, как и традиция социальной, профессиональной и территориальной мобильности могут иногда означать, что прекращение деятельности в одном месте — это ее начало в другом. Как говорят американцы о спорте, "нельзя победить во всех его видах", но вам это и не нужно.
Американцы всегда уделяли внимание тому, чтобы скрасить свою повседневную жизнь, сделать ее более привлекательной и менее утомительной. Изобретатели, бизнесмены, художники-декораторы и заинтересованные группы, общественные деятели и рядовые граждане — все стараются, чтобы она стала лучше, полезнее и удобнее для всех. От торговли по почтовым заказам к банковскому обслуживанию прямо в автомобиле, от прочных материалов для одежды до компьютерных услуг и готовых блюд на вынос — всем этим пользуются американцы, предпочитающие комфортабельный образ жизни. Во многих общинах почтальон сам забирает вашу почту, освобождая вас от похода к ближайшему почтовому ящику. И зачем носить с собой наличные деньги, когда пластиковую карточку можно с успехом использовать в этих же целях? В одежде американцы тоже оказывают предпочтение удобству перед условностями и "приличиями".
Европейские обозреватели нередко обращают внимание на такую черту американской жизни, как частое вывешивание флагов и других национальных символов. Гордость американцев за свою страну, вероятно, не сильнее того чувства, которое испытывают жители других стран, но она чаще демонстрируется. Звездно-полосатый флаг и флаги других штатов видны во многих местах и вывешиваются по разным случаям, не исключая, что необходимо подчеркнуть, и в случаях демонстрации против правительства. Реклама также вносит свой вклад в укрепление чувства национальной гордости. Для американцев патриотизм — это главным образом естественная реакция на национальную историю и ее идеалы. Америка не отмечает свой День независимости массовыми парадами с участием танков и войск. В течение всей истории Соединенных Штатов — и в хорошие, и в плохие времена — у них была только одна, демократическая форма правления. Следовательно, большинство американцев не связывают публичное выражение патриотизма с тоталитарным режимом.
Картина, приведенная выше, — конечно, обобщение. Домовладелец в Аризоне может иметь вместо лужайки площадку, покрытую гравием, и вымощенный камнем двор, на который не нужно тратить драгоценную воду. Другим не нужно вставлять двойные рамы, так как климат достаточно теплый или потому что в доме есть кондиционер. Когда температура поднимается до 90* по Фаренгейту*, а влажность достигает 90%, вам не захочется жить без кондиционера. Одни дети возвращаются из школы в пустые дома или квартиры. Другие получают свои первые жизненные уроки на улицах, и дорогой ценой. Тревоги и радости строительного рабочего в Батон-Руже (штат Луизиана) или фермера, выращивающего пшеницу в Канзасе, часто сильно разнятся с чувствами адвоката из Коннектикута, разведенной матери троих детей из Чикаго или врача из Южной Калифорнии.
Некоторые американцы презирают клубы и организованную деятельность и не подумают посетить заседания ПТА. Для других соседи и отношения с ними почти ничего не значат. Кому-то из американцев не нравятся дурачества или грубый юмор. Другие не были в церкви со дня свадьбы и не пойдут туда до самой смерти. Кто-то меньше всего на свете хочет жениться, потому что могут появиться дети. Некоторые подростки не могут найти никакой работы, а другие дети из более богатых семей даже и не пытаются сделать это. Одни американцы рады тому, что проводят рабочие дни на работе, а на уик-энд ездят на рыбалку. Другие чувствуют себя "загнанными в клетку" и ожесточившимися, ибо никогда не могли достичь успеха, или успех просто подразнил их и уплыл из рук. Большинство американцев ожидают рождественских праздников или встречи всей семьей Дня благодарения или любят вспоминать, как они детьми праздновали Хэллоуин и радостное возбуждение, испытанное во время колядок на этом празднике. Другие не любят праздники, так как чувствуют себя в эти дни особенно одинокими. Многие американцы совершенно равнодушны к публичному выражению патриотизма: размахивание флагами и парады их не волнуют.
В целом, однако, это обобщение соответствует действительности настолько, насколько оно вообще уместно с учетом разнообразия Америки и американцев. Оно более или менее характеризует жизнь среднего класса в ее американском выражении, с ее повседневными заботами. Крайности, часто демонстрируемые в кино и по телевидению, имеют мало общего с жизнью огромного большинства жителей США, с тем, что такое средний американец и о чем он думает. Мечтает он о летнем отпуске, но сейчас болеет его собака, а плита на кухне требует ремонта.
ПРАЗДНИКИ
Каждый из 50 штатов устанавливает свои собственные праздники. Правительство США в лице президента и конгресса имеет полномочия устанавливать их только для федеральных служащих и для федерального округа Колумбия. Однако большинство штатов соблюдает узаконенные всеамериканские праздники, обязательные для всех федеральных служб, органов власти всех уровней и для многих (но не всех!) предприятий и учреждений. Это следующие праздники:
Новый год (1 января)
День рождения Мартина Лютера Кинга (3-й понедельник января)
День рождения Джорджа Вашингтона, иногда называемый "президентский день" (третий понедельник февраля)
День поминовения (последний понедельник мая)
День независимости (4 июля)
День труда (первый понедельник сентября)
День Колумба (второй понедельник октября)
День ветеранов (11 ноября)
День благодарения (четвертый четверг ноября)
Рождество (25 декабря)
В большинстве штатов есть праздники, которые "соблюдаются", но не "по закону". Название такого праздника (например, День конфедерации) может быть включено в календарь, как последний понедельник апреля, в штатах Алабама и Миссисипи, хотя учреждения в тот день открыты и дети учатся. В большинстве штатов существуют особые дни (как, например, День пожарника — 2-е воскресенье января — в Нью-Джерси), которые объявлены праздниками, но не имеют никакого общественного значения. Это правило действует и на национальном уровне. Президент или конгресс могут провозгласить особый день или неделю (например, Неделю трудоустройства инвалидов, 1-я неделя октября), чтобы привлечь внимание к определенной проблеме или заинтересованной группе.
Верующие соблюдают многие религиозные праздники, такие как Святая пятница, Ханука, Рамадан, но у этих праздников нет национального или другого официального статуса. Более того, каждый штат устанавливает свои законы на этот счет, а выходные дни работающих зависят также от трудовых соглашений.
Многие американцы празднуют традиционные праздники, которые тоже не являются официальными. Среди них День крота, День Святого Валентина, День Святого Патрика (в этот день, 17 марта, не только люди ирландского происхождения "одеваются во все зеленое", День матери и Хэллоуин (последний день октября).
Три праздника, 'которые вначале отмечались только в Соединенных Штатах, сейчас празднуются и в других странах. Это День труда (везде, кроме США, отмечается 1 мая), День благодарения Чего празднуют в Канаде) и День матери (отмечаемый повсюду, где имеются продавцы цветов, компании, выпускающие поздравительные открытки, изготовители сладостей и, конечно, матери).
Вероятно, два "самых американских" праздника — это День независимости 4 июля и День благодарения. 4 июля — грандиозный День рождения всей нации. Его отмечают на вечеринках вместе с соседями, на пляжах, в парках или на лужайках по всей стране. В некоторых городах и поселках проводятся шествия с флагами и оркестрами, и политики пытаются сказать патриотическую речь, если их кто-нибудь слушает. Но что характерно для 4 июля, так это приподнятое настроение, семейные выезды на пляж с хотдогами и гамбургерами, игры в волейбол и софтбол, ночной фейерверк и запуск ракет. Торжества нередко сопровождаются солнечными ожогами и головной болью по утрам. Национальный День рождения — это крупнейший летний праздник в Америке.
Как и на Рождество, в День благодарения семьи собираются вместе. Готовится традиционное угощение — индейка или ветчина, клюквенный соус и блюда из кукурузы, хлеб и булочки, тыквенный пирог. В то же время День благодарения — торжественный праздник, день, когда вспоминают о бедных в Америке и во всем мире.
|
Америка рай. Миф или реальность? |
|
Мавроди о новом МММ-2011 |
Мария Селиванова, Владислав Гринкевич, РИА Новости.
Один из самых известных мошенников России 90-х годов Сергей Мавроди создает новую пирамиду. Он не скрывает и, похоже, наоборот играет на своем криминальном финансовом опыте. Раскрывая технологию привлечения участников и выплаты средств, Мавроди рассчитывает уже в 2012 году увеличить количество игроков до миллиона. Госструктуры признаются, что пока не могут пресечь новую деятельность Мавроди. Защищая свои деньги, россиянам придется рассчитывать только на свои экономические познания, инстинкт самосохранения и элементарный здравый смысл.
О начале деятельности финансовой пирамиды МММ-2011 Сергей Мавроди объявил в своем блоге. Название новой системы расшифровывается весьма неоднозначно: "Мы можем многое". Участникам системы (Мавроди избегает слова "вкладчик") отсидевший за мошенничество Мавроди обещает прибыль в 20% ежемесячно, пенсионерам и инвалидам и того больше – 30%. Основатель очередной МММ предлагает открывать долларовые счета в электронных платежных системах, например, в WebMoney, и покупать виртуальные билеты, которые, возможно, будут расти в цене. Уже в наступившем году Мавроди надеется привлечь в проект сто тысяч человек, а в следующем – увеличить число адептов в десять раз.
МММ иногда возвращается
РИА Новости. Евгений Иванов | Купить иллюстрацию
Объединение «МММ» было зарегистрировано в 1989 году в Москве как кооператив, и начало свою деятельность с торговли компьютерами и оргтехникой. Затем Сергей Мавроди решил создать финансовую пирамиду, вложение средств в которую давало высокие проценты – до 1000% годовых
МММ-2011 по своей схеме похожа на прежний проект Сергея Мавроди. Участники, как ее называет сам основатель, "социальной структурированной финансовой сети", приобретают за электронные деньги некие условно "ценные" бумаги, которые, как предполагает, но не гарантирует Мавроди, принесут баснословные прибыли. Все "пользователи сети" поделены на десятки, сотни и тысячи. Прибыль выплачивают соответственно "десятники", "сотники" и "тысячники". Проценты, как предполагает Мавроди, идут из денег "десятки" или "сотни" участников пирамиды. То есть, как было полтора десятка лет назад в МММ, новые участники пирамиды будут своими деньгами выплачивать прибыль старым членам "сети".
Это означает, что получить назад хотя бы вложенные деньги смогут лишь те, кто вошел в "игру" в самом начале. Это в лучшем случае. Но "игра" очевидно не бесконечна. А значит, те, кого халява привлечет на поздних сроках "игры", не получат ничего.
Они станут своего рода преемниками обманутых вкладчиков 1990-х годов. Правда, сейчас проект Сергея Мавроди действительно похож на рискованную финансовую игру, когда никто не знает сроков ее окончания. Тот, кто не успеет забрать свои средства вовремя, гарантированно их потеряет.
Сам Мавроди обещает, что к деньгам не притронется, и уверяет, что схема законна и надежна. К сожалению, предложенная им схема, похоже, действительно и законна, и надежна. Виртуальные "билеты", которые Мавроди планирует продавать за реальные деньги, он не называет ценными бумагами. Ведь для того чтобы выпустить ценные бумаги и стать профессиональным игроком на этом рынке, нужно иметь лицензию регулирующих органов.
Все операции граждане должны будут совершать исключительно добровольно.
Никаких бумаг, подтверждающих участие в пирамиде, предусмотрительный основатель выдавать не будет. Это значит, что участник пирамиды никогда не сможет доказать, что он потерял деньги, вложив их в МММ-2011.
Основатель "сети" откровенно заявляет, что его новое детище – пирамида. Полученные деньги никуда вкладываться не будут, то есть не будут работать.
В поисках защиты
Пока ни антимонопольная служба, ни ФСФР, ни прокуратура не могут пресечь строительство новой пирамиды "МММ".
РИА Новости. Владимир Федоренко | Купить иллюстрацию
Человек держит в руках несколько акций нового выпуска АО "МММ"
Представители МВД утверждают, что в настоящий момент оснований для проверок ее деятельности нет. Проверка пирамиды может начаться лишь после того, как пострадавшие обратятся с жалобами в милицию.
Реальная возможность пресечь деятельностью нью-МММ пока может быть лишь у международной платежной системы WebMoney, пользоваться которой намерен Мавроди. Пиар-директор WebMoney Ксения Великина заявила, что компания будет препятствовать нелегальному использованию "кошельков", то есть использованию их для какой-либо иной цели, кроме оплаты товаров и услуг и перевода средств, не предполагающего извлечения прибыли. "Наши правила запрещают использовать систему в схемах многоуровнего маркетинга, финансовых пирамид и "матриц", – говорится в сообщении пресс-службы WebMoney.
Правда, чтобы не вызывать подозрений, Мавроди уже рекомендовал новым адептам не сообщать в Интернете о своем участии в МММ-2011 и обозначать платежи обычным словом "перевод".
Баснословная прибыль
Трудно представить, что после краха МММ новое начинание Мавроди будет востребовано. Тем не менее, это скорее недостаток нашей фантазии. В действительности азартные любители увеличить свои капиталы в разы и быстро скорее всего найдутся. Уж слишком высока обещанная прибыль.
Если верить Мавроди, то, вложив 100 долларов под 30% ежемесячно, через год в руках нового Лени Голубкова может оказаться 2.329,8 доллара.
Для справки: сейчас банки готовы платить по рублевым депозитам (наиболее привычному способу хранения сбережений россиян) не более 12% годовых, причем с условием приобретения у них дополнительных продуктов – негосударственного пенсионного страхования, страхования жизни или вложения денег в ПИФы.
Проблема в том, что, играя в подобные "игры", каждый верит, что он успеет вовремя "соскочить". Потому тем, кто все же решит рискнуть, нужно помнить, что число пострадавших от прошлого детища Сергея Мавроди – компании МММ – по разным оценкам составило 10-15 млн человек. Ущерб, по экспертным оценкам, достигал 100 млн долларов. Сам Мавроди был приговорен к 4,5 годам лишения свободы за мошенничество путем хищения денежных средств.
Поэтому прежде, чем вложиться в пирамиду, нужно призвать на помощь здравый смысл (чтобы четко отдавать себе отчет в том, с кем вы имеете дело) и все экономические познания (чтобы четко понимать, что получить обещанную прибыль будет невозможно).
Почему Мавроди не Мэдофф?
Обещания Мавроди ничего кроме недоумения не вызывают. Вопросы вызывает другое: почему человек, обманувший миллионы россиян, сейчас имеет возможность организовать новую пирамиду? И ни одна госструктура не может ему запретить создание нового лохотрона.
И почему за масштабное мошенничество Мавроди отсидел лишь 4,5 года?
К примеру, основатель и бывший глава фондовой биржи Nasdaq Бернард Мэдофф, который за 20 лет привлек в финансовую пирамиду 64,8 млрд долларов, был приговорен в США к 150 годам тюремного заключения и штрафу в двойном размере причиненного ущерба. Число обманутых им инвесторов составило около трех миллионов. Мэдофф также не совершал никаких сделок, а просто перечислял все деньги на свой банковский счет, выдавая из него средства по требованию клиентов в виде "прибыли".
Если МММ-2011 привлечет инвесторов, кто и за чей счет будет заниматься решением их проблем в будущем? Тем более, кто будет урегулировать возможные проблемы с обманутыми в своих ожиданиях участниками в предвыборный и тем более 2012 год? Ведь это только вложения в "бумаги" МММ могут быть виртуальными, а демонстрации россиян, потерявших свои деньги в очередной пирамиде, будут вполне реальными.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции
|
Альпинист Иван |
«Ну, какой из меня альпинист?!» - со вздохом думал Иван, большой парень, увалень. Он поехал в горы под настойчивым давлением своего единственного друга – Сашки-«вырви глаз».
«Да, такой крендель кого хочешь, укатает» - опять тяжело вздыхал белый гигант.
На самом деле, в Тибете чудес мало, а труда много. Щебень, камни и ничего живого, ни ручейка, ни зеленной травки. Да еще бесконечные головокружительные дороги по горам.
В общем, маета, конечно.
- О-хо-хо! И чего я сюда поперся.
- Вон они какие все, сухие, загорелые да выносливые, и еще с каким-то наркотическим блеском в глазах.
Да, так оно и есть. Для настоящих альпинистов восхождение и есть настоящий наркотик. Эти люди целый год с вожделением ждут похода, копят деньги и идут вверх, в горы, чего бы им этого не стоило. Иван стал смотреть сквозь щель в брезенте грузовика вверх, в небо, где парят орлы. Вдруг пестрый грузовичок остановился. Оказывается, уже сложилась такая традиция у альпинистов - перед восхождением зайти в местный храм, ну типа причаститься.
Храм был маленький, ухоженный и немножко сказочный. Ребята здесь были уже не впервой. Они веселой гурьбой вошли в храм небольшого горного монастыря. Иван же застрял в воротах, стоял и улыбался, ему здесь нравилось. Очень. Теперь он знал, зачем он поперся в эти горы.
- Ребята! Вот что! Никуда я с вами не поеду! Я Вас буду здесь ждать!
И всем стало ясно, что никто и ничто не сможет сдвинуть Ивана с этого места. Даже единственный друг Сашка-вырви глаз, не суетился. Понимал.
Монахи знали английский также хорошо, как и Иван - плохо, и они нашли общий язык. Маленькие, стриженные, как стрижи, буддистские монахи во все глаза смотрели на русского великана, а тот лишь улыбался большими, круглыми глазами. Для жителей востока наши глаза неправильные – прозрачные, круглые, наглые, и вообще как глаза у зверя.
Иван стеснялся. И поэтому сразу же попросил у настоятеля какую-нибудь полезную работу. В сам храм он так и не зашел, решил, «как-нибудь потом, когда созрею». Ему доверили носить на спине большие камни, и Иван с радостью выполнял эту работу. Немного успокоился. Он строил опорную стену от оползней.
В первую ночь он не смог заснуть, его не покидало чувство нереальности. «Это просто какая-то сказка» - думал Иван. Вечернее Небо в горах темно- фиолетовое, а звезды неправдоподобно огромные и даже не мерцают. Смотрят.
По уступам, не спеша, он поднялся вверх, выше монастыря и здесь застыл как столб, наблюдая это необычное для него зрелище. Смотрел.
Внизу темнеет правильными квадратами монастырь, вдали контуры гор, а прямо над головой непостижимое, неземное Небо.
Иван переполнился и заструился счастливыми слезами. Абалдеть!!!
«Спасибо тебе Сашка, ты настоящий друг. Ты настоял, хоть я так сопротивлялся этой поездке» - он стоял как столб и шумно дышал, пытаясь унять непривычную, крупную дрожь.
«Это от холода», - сам себя успокаивал Иван.
Под утро он заснул в своей келье, но с первыми лучами его подкинуло и понесло во двор храма. Там, в закоулке, он нашел длинную метлу и стал медленно и осторожно ласкать ею истертые плиты двора. Он дрожал от счастья, от внутреннего драйва – у него получилось. Он слышал слово медитация, но толком не понимал, что это такое. А это оказывается так же, как ездить на велосипеде. Надо лишь научиться держать внутреннее равновесие и отпустить ум. Само получится, само поедет. И Иван стремительно несся на какой-то солнечной волне.
Гудящий Небесный поток создает равновесие, держит, а рассудок ума не мешает. И тогда все получится. Покатит.
«Получилось!»- пело его сердце. Когда он в детстве катался на велосипеде первый раз, было – радостно и страшно, но уже было не больно падать, потому что уже есть вера. Вера в себя, в чувство равновесия.
Иван медленно и осторожно ласкал длинной метлой плиты и они отзывались, не могли не отозваться. Звучали.
|
Семь причин не пережить 2012 год |
Если вы ещё не знаете, то в 2012 году мы всё умрём.
Тому несколько причин.
Так что не планируйте свернуть горы, всё это напрасный труд, а лучше живите в своё удовольствие. Или не живите и не в удовольствие.
Как-то так. Парад планет в 2012 году приведет к концу света, но еще до этого с нами случатся интересные события.
Как пережить апокалипсис?
2012 год - самая насыщенная глобальными предсказаниями дата в ближайшем будущем. Давайте посмотрим, чем он нам грозит.
1. 21 декабря 2012 года будет парад планет. Причем в одну линию выстроятся не только планеты Солнечной системы, но и других звездных систем – от самого центра галактики.
2. На 2011-2012 годы придется пик очередного 11-летнего цикла солнечной активности.
3. В период от 12 до 24 декабря 2012 года произойдет Квантовый скачек и начнётся Великий Переход Человечества в Шестую расу и другое измерение.
Это изменение затронет всё и всех: людей, Землю, Галактики и всю Вселенную.
В 2012 году заканчивается эпоха «Пятого солнца» по календарю майя. При вступлении в новый цикл существующая цивилизация будет уничтожена.
4. С 2012 года начнется эпоха глобального похолодания.
5. 2012 год – это пик мирового экономического и политического кризиса согласно расшифровке катренов Нострадамуса.
6. В 2012 году согласно расчетам Александра Филатова близко с Землей пройдет планета Нибиру, которая станет причиной всемирного потопа, смещения полюсов и изменения климата.
7. В ближайшие 10 лет в связи с укреплением России, Китая и Индии и усилением конкуренции за ресурсы вероятность международного конфликта повысится. Неизбежен передел влияния крупнейших стран мира, что обернется III мировой войной.
|
смешные девчонки |
Вот, например, можно представить такую вот "смешную" девчонку- школьницу.
А это уже на тему "Таня Власова"
Была в нашем классе одна девчонка , не то что бы хулиганка , а так любила мальчишек подразнивать. Зачем , сам не знаю. Таня ее звали. Ну , значит на школьной перемене как обычно мальчишки в своей кучке , девчонки в своей. А в нашем классе был один мальчишка толстый такой , Антон. Его еще во дворе дразнили. Ну , значит мы своим делом заняты , а Таньке в голову мысля пришла нас дразнить. Танька подходит к нам и говорит : "Толстый Антон проглотил лимон , живот распух , и остался только пух". А Антон естественно рассердился и говорит " Я тебе сейчас.... Танька бежать. А я с Антоном и с Генкой за Танькой побежали. Танька добежала до конца коридора ..... бежать некуда. Тут мы ее поймали. Антон схватил Таньку за кисти рук. "Ну , что ты зачем обзывалась?..... Танька растерялась и говорит : "Я не обзывалась... Пусти .... Шуток не понимаете? . Антон говорит : "Я тебе пошучу.... Что будем с ней делать? "Давай ее в шкаф запехнем"-, сказал Генка. "Давай , сказал Антон. Антон схватил Таню сзади и говорит : "Давай бери ее за ноги.." Генка схватил Таню за ноги ( Я просто наблюдал со стороны) и они её за руки и за ноги втащили ее в шкаф , который выставили в коридор из какого-то класса. И стали держать дверь. Но тут звонок прозвенел , и пришлось Таньку в покое оставить.
|