-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в alex-boo

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) pravoslavie

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.08.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 364


Гностическая космогония

Пятница, 12 Октября 2012 г. 07:00 + в цитатник
Гностическое предание I

В непознаваемой глубине пребывал Первоначальный Свет: Безграничный, Непостижимый, Отец всего сущего, которому присущи Мысль Его, называемая также Его Сыном, и Дух, именуемый Первой Женой и Матерью всего живущего. Над бездной бесформенного материального начала, образующего Воду, Тьму, Глубину и Хаос, проносилось недоступное воображению проявление Божественной Животворной Силы. Неизреченный Отец и предвечный Сын Его, радуясь красе Духа-Жены, озарили Ее Своим Светом; из этого сочетания явился новый Нетленный Свет, именуемый Христом, немедленно слившийся с Божественным Первоисточником. Но когда Превысшие Отец и Сын вступали в общение с Духом, то переполнили Собою Духовную Сущность (ибо полнота непостижимого Божества далеко превышает все потенции Божественной Творческой Силы и не вмещается ими) и Божественный Свет перелился из нее, как через край сосуда, и озарил низшую бездну, - первичный хаос материи, в которой вызвал брожение жизни. Частица Предвечного Света, коснувшись Хаоса, создала себе из него тело. Это – Мировая Душа, именуемая Премудростью (Софией) и мужеско-женским началом Пруникос. Произведя мир, она сама оказалась заключенной в созданной ею материи, ибо частицы Хаоса, приведенные ею в движение, страстно тянулись к ней и, прильнув к ней, отягощали ее. Но низший Хаос не мог удержать Пруникос: сначала ей удалось создать из своей материальной сущности небесную твердь как грань между познаваемым миром и областью Непостижимого Света; затем, окрепнув в своем стремлении к Высшему Свету, она совершенно освободилась от материи. Но от временного сближения Пруникос с бездною Хаоса был произведен Сын, оставшийся в нижнем мире и не знавший матери, хотя и получивший от нее дыхание нетления. Этот Сын, называющийся Иалдаваоф [Иегова Ветхого Завета] есть Мировое Творческое Начало, т.е. космическая сила, направляющая эволюцию материи. Из себя он производит сына Иао, через которого рождает Саваофа и далее Адоная, Элоя, Орея и Астафея. Так создается седьмица Архонтов или Мировых Начал, управляющих вселенною. Семь Архонтов борются между собою за власть, и из их борьбы происходит все сущее в мире [Офиты].



Гностическое предание II

II. Душа, т.е. прачеловеческое начало, была, как дух и материя, одной из первооснов бытия, и она обладала жизнью, но не обладала знанием. Пребывая вблизи бога, в горнем мире покоя и счастья, она беспокойно склонилась к бесформенной еще материи, одержимая желанием слиться с ней и произвести из нее формы, которые доставили бы ей, душе, плотское наслаждение. Однако после того, как душа поддалась соблазну и спустилась с отечественных высот, муки ее похоти не только не унялись, но даже усилились и стали настоящей пыткой из-за того, что материя, будучи упрямой и косной, держалась за свою первобытную беспорядочность, отказывалась принять угодную душе форму и всячески сопротивлялась организации. Тут-то и вмешался бог, решив прийти на помощь изначально существовавшей с ним рядом, а теперь сбившейся с пути души. Он помог ей в любовном борении с неподатливой материей; он сотворил мир, т.е. создал в нем, в угоду прачеловеческому началу, прочные, долговечные формы, чтобы от этих форм душа получила плотскую радость и породила людей. Однако, следуя замысленному плану, бог из субстанции своей божественности создал и послал в этот мир дух, чтобы тот разбудил уснувшую в человеческой оболочке душу и разъяснил ей, что в этом мире ей делать нечего, что, если бы не ее соединение с материей, мир не был бы сотворен и что, когда она отделится от материи, мир форм сразу же перестанет существовать. Задача духа состоит в том, чтобы убедить душу устремиться в отечественную сферу покоя и счастья. В тот миг, когда это случится, материи вернется ее косное упрямство; не связанная больше формами, она сможет, как и в правечности, наслаждаться бесформенностью [Манн Т.].

Серия сообщений "Космогония":
Часть 1 - Индийская космогония
Часть 2 - Египетская космогония
Часть 3 - Вавилонская космогония
Часть 4 - Ветхозаветная космогония
Часть 5 - Гностическая космогония
Часть 6 - Триалектическая концепция Мироздания
Часть 7 - О творении мироздания

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку