Поиск сообщений в Akylovskaya

Создан: 02.01.2011

Светлана Ноакес. Поездка в Россию, в Москву.

Пятница, 07 Августа 2015 г. 14:03 + в цитатник
We2lTsFfaQ0 (604x403, 56Kb)
Посетила Москву три года назад. Это была первая поездка в Россию. Боялась увидеть столицу такой, как современный Лондон: большой и холодный, цивилизованный мир. Только старые стены домов да улицы хранят английскую историю. Начинка всех европейских городов почти одинакова. Москва поразила меня теплотой и красотой. Это ж не Европа - Россия! Более всего впечатлили храмы и зелень, леса вокруг Москвы. Древние православные святыни вырастали внезапно среди шумных, широких, современных магистралей как острова тихой, светлой жизни. Посетила Красную Площадь. В первую очередь храм Василия Блаженного. Исполнилась мечта номер один! Затем храмы Кремля. Ступала и моя нога в Донском, Новодевичьем, Сретенском монастыре, ездила в Сергеев Посад. Описывать впечатления не буду. Красота, она и есть красота. Её надо видеть. Рассказать подробней хочу о моей второй поездке в Россию. Она более насыщенна и глубока. Думаю, что духовная жизнь повлияла на горизонты мышления и видения русского мира.
Отпуск за свой счёт. Всего десять дней. Два из них вычитаем на дорогу. Остаётся полных восемь.
Цель: встретиться с людьми, с которыми сдружилась, познакомившись по интернету, посетить святыни Москвы, поехать в даль дальнюю (для меня) на север, в Ярославль. До Архангельска пока смелости не хватает. Хотела узнать русских людей. Хотела увидеть Россию. Потрогать руками деревянную избу и уютно посидеть там за чашкой чая.
Люблю путешествовать, но путешествие к людям для меня намного интересней и ценней. Встреча с Леной. Потрясающий человек! Мама 4 детей. Двое родных, двое приёмных. Разве это не подвиг? Я бы тоже хотела взять дитя, только заграничная жизнь меня сдержала. Жаль, очень жаль... Компенсирую молитвами за крёстных детей. Лена ещё прекрасно шьёт, мастер по шитью сарафанов, великолепный садовод-огородник, знает в совершенстве английский язык. Обладает многими талантами. Но дар любви и воспитания деток, думаю, самый главный у неё. Мы не встречались раньше, только в скайпе общались. И вот первая встреча. Леночка не высокая, как оказалось, худенькая. Очаровательные светлые, красивые глаза. Лицо княгини, а руки назвала бы повивальными. Крепкие, жилистые, заботливые, тёплые. Лена прекрасно знает Москву, любит столицу, она же выбрала маршрут. Я полностью подчинилась. Когда есть доверие и любовь, можно идти за человеком, не глядя. В этой поездке неоднократно доказала свою теорию, о чём написано ниже. Встретились мы возле памятника святым Кириллу и Мефодию, напротив церковь Всех Святых на Кулишках. Зашли, там храмовая икона Кикской Божьей Матери. У меня три иконы таких, они подписаны на греческом, поэтому не знала название. Удивлял всегда вид Богомладенца, как бы бегущего в руках Божьей Матери. Поклонились святыням и пошли по Варварке. В переходе Лена показала мне фундамент Всесвятских ворот 16 века, с которых начинается улица в честь святой Варвары. Не зря Леной был выбран именно этот маршрут. Святая Варвара для меня близкая святая. Любимейшая. Был случай, вела письменно беседу о святой с моей подругой из Киева, где почивают мощи святой в захваченном раскольниками соборе святого Владимира. Можно сказать несколько дней была увлечена мыслями о святой, погружена в печальное событие раскола. Захожу в антикварный магазинчик, а там вдруг среди всякой мелкой всячины стоит иконка. Да такая красивая, золотом писаная, греческая. Явно наша православная, беру в руки, глазам не верю - святая Варвара. Как будто сама явилась мне, чтоб поддержать. Когда был Великий Пост, пригласила на ужин к себе студентку, прихожанку Антиохийского прихода. Девочка родилась на Кипре. Славная, скромная, с огромными, красивыми, глазами, настоящая гречанка. Хоть икону пиши. Оказывается, она из семьи священника, у них пятеро детей. Папа служит в храме святой Варвары. Вот и сошлось всё.
Лена особо хотела мне показать шедевр средневековой русской культуры храм Живоначальной Троицы в Никитском переулке. Он был построен в 1631-1634 года на средства ярославского купца Григория Никитникова. Это мне близко. Город Ярославль у меня давно в мечтах. Вот тебе и герой этих святых мест, купец Григорий, прославившийся в веках добродетелью. Храм поразительно красив, просто сказочный терем. Зелёные луковки пяти куполов (символ Христа и 4-х Евангелистов) и пирамида кокошников, расцвеченных изразцами. Жаль, зайти не удалось. Храм работает, но не часто открыт. Лена рассказывала и показывала особенные места, историю появления, период запустения, и нынешний подъём. Прошли храм в честь святого Георгия Победоносца. С этим святым у меня связано всё, муж в крещении Георгий, Крымский монастырь святого Георгия на мысе Фиолент, посещение израильского города Лиида, усыпальница и монастырь святого Георгия.... много историй. Неожиданно возникла белая стена братского корпуса Знаменского мужского монастыря 1631 год создания. Основан первым русским царём Михаилом Фёдоровичем из династии Романовых на месте родовой усадьбы. С внешней стороны есть небольшой монастырский магазинчик и кафешечка одновременно. Зашли с Леной, передохнули, подкрепились, съев пару пирожков монастырской выпечки. Обменялись подарками, и пошли в храм Собора Божьей Матери \"Знамение\". Как радостно видеть Промысл Господний! Целый год неотступно молюсь Богородице, Ея иконе \"Знамение\", которую получила из Крымского монастырского храма в с.Грушевка в честь этой иконы. Молюсь о Родине, о братьях и сёстрах. Чем я могу им помочь? Мы крепко разошлись во мнениях на кровавые события в Украине, жаль! Только терпение, вера и молитва могут спасти нас. Молитва близких духовно объединяет. А Дух, как мы знаем, творит что хочет и где хочет. Наше дело трудиться.
Прошли немного, тут мне «послание» из любимой Англии. Перед нашими взорами предстал старинный Английский двор 15 века. Основатель палат в Зарядье был постельничий (особо доверенный, отвечал за приготовление постели царю), Иван Бобрищев по прозвищу Юшка. Выходец из Сурожа (Судак). Он же и ещё другие богатые сурожчане заказали постройку храма великомученице Варваре. Опять приятное совпадение: я из Сурожской епархии, что в Великобритании.
Дошли до храма святой Варвары, он был закрыт. Постояли, подняли головы, чтоб увидеть его величие, перекрестились и пошли дальше. Шли неспешно, Лена рассказывала о том, что видели. Пришли к Третьяковской галерее. Дружно решили посетить только зал икон. Икон несколько сотен. Для одного раздела у нас хватит сил, погрузились в Божественный мир. Леночка верующая, немного старше меня по возрасту, плюс человек творческий. Всматривались в иконы, в детали, в цвета. Мы отходили и садились на кожаные кубы, не отрывая взгляда, не дыша. Не было никаких мыслей, только созёрцание с погружением в Божественную Вечность. \"Евангелие научает нас святой жизни, а икона эту жизнь показывает\", – писал один из современных знатоков иконописи. Иконописцы не стремились отобразить реальность, у них была задача – показать мир Божественный. Отсюда и приём обратной перспективы, когда линии к горизонту не сходятся, а расходятся. Это используется не всегда, а только когда художник хочет особо подчеркнуть особую близость объекта к нам. Также в иконе используется и параллельная перспектива - когда линии не сходятся на горизонте, а идут параллельно. Такое вот объяснение получила от художников.
Нельзя выделить особо какие-нибудь иконы, кроме как икона Владимирской Божьей Матери, Донская, Оранта (Ярославская), Спас Нерукотворный, Святая Троица Андрея Рублева. Когда смотрела на икону Успение Богоматери, вспомнила слова основоположника космонавтики академика АН СССР Бориса Раушенбаха: «Успение» – это икона, которой необходимо по сюжету изображение, как нашего мира, так и потустороннего. Вот, например, «Рождество» – это только наш мир, а «Сошествие во ад» – только потусторонний. А чтоб и то, и другое на одной иконе – это «Успение». И посмотрите, как великолепно иконописцы решили эту проблему! Они, великие мастера, проявили, я бы сказал, невероятную учёность и, не зная современной математики, интуитивно всё сделали совершенно правильно\".
Перед «Троицей» Андрея Рублёва мы с Леной замерли. Надолго. Время, время поджимало. Прошли с удовольствием все залы. Купила книгу об иконах. Хочу знать больше, чтобы прочувствовать глубже.
В этом году, как и три года назад, перед тем как ехать в Сергеев Посад, поклонилась святому образу Троицы в Третьяковке.
День второй. Саша. Александра. Это моя настоящая сестра. Притом старшая сестра из детства. Познакомилась с её дочерью в монастыре святого Георгия в Крыму на мысе Фиолент. А потом снова встреча там же, но Оля уже была с мамой. Это был такой всплеск радости, встретились два близнеца. Саша рукодельница, художница, актриса. Саша настоящий профессионал. Разница в возрасте 20 лет, но кто это замечает когда души родные? Саша любит куклы, шьёт прекрасно - на высшем уровне. Рисует акварелью, карандашом, пастелью. Актриса театра \"Современник\". Спросила:
- Саша, как тебе удалось оставаться в артистичном мире православной, доброй, светлой. Ответ:
-Просто я много болела, и Бог отвёл потеряться в мире иллюзий.
Мы с Сашей отправились в Сергеев Посад на два дня. Ночевать собрались у Любы на даче. Вот теперь речь пойдёт о Любе. Она мой Ангел Хранитель. Конечно, верующая, также как Сашенька болеющая. Оттого и близка к Богу - страданиями. Любе нравятся мои куколки. Общались по скайпу. Ровно за пару дней до нашей встречи (она так готовилась, что, не рассчитав силы, упала), поломала палец на правой руке. Левая и так сама по себе на 50% не рабочая. Потом ровно за день до моего приезда сын машину разбил. Все наши планы рухнули. Любочка хотела повезти меня на дачу. Увы, не то, что повезти, ей самой из дому выходить нельзя было ещё полмесяца. Ушиб головы и прочие проблемы сказались. Смирились. Люба стала моим путеводителем в Сергиев Посад через сотовую связь. Первое, Любочка просила заехать в Хотьково. Говорю, у нас не хватит сил и времени. Саша-то не молодая, 70 лет. Любочка говорит:
-Ну как же идти к батюшке Сергию, если не зайти поклониться мощам его родителям? Существует предание, что преподобный Сергий заповедал, прежде чем идти к нему в обитель, помолиться об упокоении его родителей преподобных Кирилла и Марии над их гробом. Вышли в Хотьково. Монастырь неописуемой красоты виден издалека. Рукой подать, минут 20 идти. День светлый, тёплый, воздух исполнен ароматом жасмина. Идём с Сашей, не нарадуемся. Женский монастырь практически весь заново отстроен. Храм в честь святого Николая огромный, там почивают мощи святых родителей отца Сергия. Прочли тропарь, молитву, поклонились, взяли святого маслица. На электричку опоздали. Следующая - через полчаса. Зашли в придорожный магазин-кафе. Пока выбирали что купить, пошутила с продавщицей. Она никак не реагировала, мускул не дёрнулся. Обычно в таких местах люди расслаблены, словоохотливы, но - увы. Не выдержала, сказала:
- Что ж вы такая серьёзная?
Отвечает:
-Я сосредоточенная на вашем заказе.
Это было моё первое удивление о русских. Потом уже не один раз видела благожелательство, внимание, но без юмора, шуток, расположения для беседы. Что весьма удивило меня. Скучаю по человеческому общением, всегда, так сказать, отвожу душу дома на родной Украине. В России по-другому. Народ очень даже сдержанный, северный. У нас, южных, даже в одежде многоцветие и разнообразие.
Приехали в Лавру. От железной дороги до вокзала рукой подать. Зашли на автовокзал узнать, можно ли добраться до Ярославля. В свою сумку на колесиках предусмотрительно взятую, загрузила подарки для Маши и её мужа из Ярославля. Увы, автобус редко бывает, свободных мест нет. На поезде можно, но я не взяла паспорт! Откуда мне знать?
Свято-Троицкая Лавра.... Если не знать историю, а также духовную основу всех святынь, нельзя по- настоящему пережить встречу. Была в Ватикане два раза, но на начальном периоде веры. Сейчас всё иначе бы восприняла.
Троицкий собор нереально красив. Жемчужина России.600 лет текли сюда людские реки со скорбями и радостями. Вот и я русская украинка познавшая Бога в Англии , за тысячи километров от родины,принесла свои благодарности и печали. .Второй раз поклоняюсь мощам святого Сергия Радонежского. Внутри маленькая очень тёмная церковь, ощущение такое, как будто в темнице души мира земного. Но вглядись, открой глаза и душу, увидишь дивный свет Христа, Богородицы и святых земли Русской. Здесь копия иконы Андрея Рублева «Троица». Горят лампады, поют певчие, вечность небесного мира.
Сразу от мощей есть дверь в Серапионову палату и Никоновский придел. Она неприметна, всегда кто-то из монахов или послушников там стоит. Мой друг Любушка, у которой дача в Посаде, имеет возможность часто бывать в Лавре. Она наивно думала, что всегда успеется зайти в палату. Однако, когда направилась, ей попасть туда не удавалось много раз. Не для всех и не всегда вход туда. Нам с Сашей повезло. Может оттого, что я из далека-далёка? Здесь хранится огромное количество православных святынь (более пятисот). Именно здесь располагалась келья святого Сергия Радонежского, здесь, по преданию, ему явилась Богородица. Святыни такие: Крест с частицей крови Господней, кость святого великомученика и целителя Пантелеймона, мощи святителя Николая, Марии Магдалины, частица ризы Богородицы, крест-мощевик преподобного Сергия, мощи Вифлеемского младенца!
Потом мы с Сашей пошли в Успенский Собор на Всенощное бдение. Завтра воскресение. Ну что вам сказать? Я упала каплей в море всеобщего моления к Господу. Неописуемо великолепие храма, пение монахов Свято-Троицкой Лавры... Сложила крылья - меня понесло потоком Божественной благодати к Небу. Радостной болью защемило сердце, полились слёзы. Никто не видит, рыдала столько, сколько хотела, пока могло сердце. Ещё думала:
\"Ах, если бы мои православные англичане здесь побывали\". Невозможно на Божественной Литургии в Лавре зайти и выйти тем же человеком. Невозможно. Подала записки от нашего прихода. Набрала просфор. Вышли из монастыря и направились с Сашей на дачу к Любе. Любочка нас инструктировала по телефону. Вызвали такси и за 30 минут уже были на месте. Дача среди зарослей, возле самого тёмного, густого, настоящего русского леса. Дом деревянный, я первый раз в таком. Чуток сыровато, но уютно, тепло. Мы решили с Сашей не ехать на Утреннюю, хлопотно - с учётом её возраста и здоровья. Устали, упали замертво. Утром всё было не так, как планировали. У меня началась мигрень. Тошнота, рвота, морозит, потеря сил. До 12 дня терпела, а потому думаю: какая разница, где страдать. Надо двигаться. Вышли на трассу, чудом подобрал таксист. Любочка по телефону сказала:
- Светочка, милая, заедь на могилку к батюшке Борису (Храмцову) в Деулено. Знаю о батюшке от Любы, читала книгу. Конечно, возникло своё мнение. Я не одна, с Сашей, а вдруг таксист не захочет? Любу надо слушать. Мы пока ходим-бродим здесь, она за нас дома Псалмы и молитвы читает. Часовенка в Деулино - просто райское место. Аккуратная, из светлого дерева. Внутри могила батюшки обсыпана белым мелким песком. Всюду цветы. Рядом через перегородочку стол. На нём самовар, конфеты, пряники, сладости. Люди, как дивные ангелы, рады нам. Просили присесть попить чаёк. Чада батюшки, по его благословению, принимают всех страждущих. Раздают сладости людям от батюшки для здравия телесного и духовного. Взяла и я несколько конфеток и печенье. Во рту маковой росинки не было. Тошнит, ничего есть не могу. Шатает. Верю, что батюшка не оставит, доеду до Лавры, а там у меня дальше в планах - хоть умри - музей игрушки. Вернулись в город. Опять к Лавре. Купить святынек, иконок на подарки. Меня водит Саша, иду, тащу чемоданчик на колесиках как сомнамбула. Музей игрушки недалеко, но не для больного человека. Саша рядом, она тоже не была в музее. Дотащились до музея. Там купила коллекционную книгу Галины Дайн. У меня все выпуски. Большая, тяжёлая, смогла всунуть в заветный чемоданчик. Музей прекрасный, сколько читала и сколько ещё прочту из 5-ой книги Галины Дайн. Залов немного, места мало, экспонатов много. Жаль - видна бедность и запущенность лучшего и единственного музея такого масштаба в России. Голова по-прежнему болела. Мне было даже больно смотреть на экспонаты через очки. Железнодорожный вокзал недалеко. Пошли не спеша. Взяла в рот конфету от батюшки Бориса. Когда сели в электричку, почувствовала начало облегчения.
Ну что сказать. Нормальное это дело в святом месте испытать искушение. Слава Богу, что так, по силам. В первый раз было много хуже. Полночи в болях и нервах. Не у себя же. Жалко людей тревожить своими проблемами. Обошлось. И в этот раз обошлось. Интересно, что на лице не осталось и следа мук. Уехать в Ярославль не удалось. Вернулась к Любочке. А утром в полшестого встала, к семи была на Ярославском вокзале, ехать в Ярославль! Ура!
Продолжение следует…

ВотТакаяЯТетка   обратиться по имени Вторник, 18 Октября 2016 г. 22:54 (ссылка)
Дорогая Светочка, куда же ты пропала ? Волнуюсь, не случилось ли что?