
МВФ обречён. Что дальше?
Своим бездействием в вопросе о реформе МВФ Соединённые Штаты в первую очередь дискредитируют себя. Во вторую очередь - Фонд. В третью очередь - Большую двадцатку. Репутация Фонда падает особенно быстро на фоне того, что Китай в последние годы предоставляет странам третьего мира кредиты, сопоставимые с объемами займов и кредитов МВФ и МБРР. При этом Пекин в отличие от МВФ политических условий в духе Вашингтонского консенсуса не выставляет.
По данным Rand Corporation, в 2001 году весь объем обещанной зарубежным партнерам помощи из Китая составил 1,7 миллиарда долларов. Спустя десятилетие эта цифра достигла 190 миллиардов долларов. Всего за 10 лет объем обещанной помощи составил около 800 миллиардов долларов, предоставленной - свыше 70 миллиардов. Разница объясняется тем, что подготовка проектов, в которых участвуют китайцы, занимает в среднем шесть лет. Среди регионов-реципиентов первое место занимает Латинская Америка, за ней следуют Африка, Ближний Восток, Южная Азия и Восточная Европа. Самым крупным получателем помощи является Пакистан (89 миллиардов долларов). Среди целей, на которые выделяются деньги, доминируют добыча и переработка природных ресурсов (42 процента), за ними идут инфраструктурные проекты (40 процентов) и гуманитарная помощь (18 процентов). Вся помощь делится на концессионные займы, беспроцентные ссуды и прямые невозвратные гранты. Первая категория обслуживается государственными банками, остальные две проходят непосредственно через бюджет КНР. Подавляющее большинство реципиентов китайской помощи не способны занимать средства на открытом рынке. При этом средняя ставка по концессионным займам составляет всего 2,3 процента годовых, что существенно ниже, чем у стабилизационных кредитов МВФ.
Если решения G20 и МВФ на протяжении четырех лет не выполняются, это серьезный удар по репутации указанных международных организаций. Впрочем, это не первый раз, когда США блокируют реформы Фонда. Яркий пример: решение о 13-й корректировке квот, принятое Фондом в 2001 году. США тянули с их ратификацией до 2009 года. Лишь в самый разгар финансового кризиса конгресс их утвердил. Большинство стран Западной Европы, хотя и ратифицировали корректировку 2010 года, втайне рады бездействию Вашингтона, поскольку вступление в силу 14-ой корректировки привело бы к уменьшению их доли в общем числе голосов.
Многие американские конгрессмены полагают, что у них есть дела поважнее, чем возвращение к вопросу о реформировании МВФ. Если верить их заявлением, следующий раз этот вопрос будет слушаться в конгрессе только в ноябре 2014 года. Однако у многих стран-членов МВФ терпение, кажется, кончается. Особенно у Китая, который уже не раз предоставлял свои средства Фонду на основе соглашений о заимствованиях. Вариантов выхода из тупика не так много.
Некоторые считают, что в МВФ может скоро произойти своеобразная революция: решение о реформировании Фонда придется решать без участия США... Но формально этого не позволяет устав Фонда в том виде, который он имеет после Ямайской конференции 1976 года. Такая революция на деле будет означать не реформирование МВФ, а создание на его базе новой организации с новым уставом - и без участия США.
Возможен и другой вариант. Он уже достаточно проработан и имеет все шансы на успех. Речь идет о Валютном пуле (Пуле валютных резервов) и Банке развития стран БРИКС. Принципиальное решение о создании этих организаций было принято на встрече стран БРИКС накануне саммита G20 в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 года. Валютный пул и Банк развития БРИКС будут иметь капитализацию по 100 млрд. долл. каждый. Начало их работы планируется на 2015 год. В настоящее время решаются такие вопросы, как графики пополнения капитала, доли (квоты) отдельных стран, место расположения штаб-квартир обеих организаций. Указанные международные организации стран БРИКС могли бы стать точками кристаллизации, притягивающими к себе другие страны. Кто знает: может быть, со временем они могли бы стать финансовыми организациями, способными заменить Международный валютный фонд и Всемирный банк?
Как видим, в обоих вариантах выхода из нынешнего тупика Международному валютному фонду места в новом мировом финансовом порядке не находится.
Члены финансовой двадцатки настроены решительно
Часть коммюнике, опубликованного по результатам встречи финансовой двадцатки в Вашингтоне 10-11 апреля 2014 года, посвящена реформированию МВФ. «Мы глубоко разочарованы продолжающимся отсутствием прогресса реформы квот МВФ, решение о которой было принято в 2010 году», - говорится в документе. «Мы вновь подтверждаем важность МВФ как института, основанного на квотах стран-участниц. Реализация реформы квот остается нашей приоритетной задачей, и мы требуем от американской стороны ратифицировать эту реформу при первой же возможности», - указывается в заявлении. «Если реформа квот не будет ратифицированы к концу года, мы призываем МВФ разработать варианты дальнейших шагов, и мы будем работать с МВФК (Международный валютный финансовый комитет, структура Международного валютного фонда - В.К.) и обсуждать эти варианты», - подчеркивается в итоговом документе финансовой G20.
Решения финансового саммита в Вашингтоне прокомментировал в кулуарах министр финансов России А. Силуанов: «Было принято решение, что если в этом году не удастся ратифицировать поправки в устав МВФ, то в конце текущего года будут предложены другие альтернативные механизмы, которые бы учитывали повышение доли emerging markets в мировой экономике», - пояснил министр. Он напомнил, что сегодня МВФ работает на принципах использования заемных средств, где не учитываются в полном объеме мнения стран, которые увеличили свою долю в мировой экономике. «Будут предложены другие меры для учета интересов стран в вопросах политики фонда», - заключил он. Судя по всему, реформирование МВФ может произойти по сценарию «тихой революции».
AI Credit Finance ......... решать ВАМ - мы только направляем в правильном направлении ........
http://www.aicreditfinance.com
http://www.aiark.org
Info@aicreditfinance.net
info@aiark.org