Автор: Ирбе С.
Жанр: Публицистика
Форма: Эссе
Oпубликовано: 06.04.07 02:14
ссылка:
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=129404
Мой любимый поэт Чичибабин.
Так часто приходится слышать, что сегодня поэзия умерла, что вся она, настоящая, живая, осталась во временах серебряного века, а все остальное, особенно после 50-ых годов века 20-ого было лишь жалким подобием, лишь тенью. Это время почему-то неизменно связано в нашем сознании с именем Евтушенко, Ахмадулиной, Рождественского, а далее Кибирова, Пригова и блистающего теперь повсюду перед читательской аудиторией Димочки Быкова (все это люди талантливые, но лишенные «внутренней гармонии музыки», что, по мнению А. Блока, для поэта является основным). Однако почему-то современному писателю свойственно забывать о том, что в это же время писали и Н. Рубцов и Б. Чичибабин. С творчеством последнего я познакомилась несколько лет назад, когда в руки мои попал его сборник «Колокол» и практически сразу он стал одним из моих самых любимых поэтов.
Родился он в 1923 г. на Украине. В 1940 г. окончил школу и поступил на исторический факультет ХГУ. Война прервала учебу, и с 1942 по 1945 гг. Чичибабин проходил воинскую службу в Закавказском военном округе. В 1945 г. демобилизовался и поступил на филологический факультет Харьковского университета, но в июне 1946 г. был арестован в Харькове, отправлен на Лубянку в Москву, а оттуда (через Лефортовскую тюрьму) в Вятлаг (Кировская область, Россия). Причиной заключения были «еврейские корни»
Освобожденный в 1951 г., зарабатывал на жизнь случайными работами, потом работал бухгалтером. Печатался с 1958 г. В 1963 г. одновременно в Москве и в Харькове выходят сборники его стихотворений. В них, как и в вышедших затем в Харькове до 1968 г. двух сборниках, очень много цензурных правок, а основных стихов Чичибабина с их неизменным обращением к Богу, с трагичностью восприятия русской истории и свей жизни, практически нет. В 1966 г. он был принят в Союз Писателей СССР. С 1964 г. руководил литературной студией, которая была закрыта в 1966 г. по идеологическим соображениям. Чичибабин вынужден был снова устраиваться на конторскую работу и с 1966 по 1989 гг. работал в Харьковском трамвайно-троллейбусном управлении в должности экономиста-товароведа.
С 1968 г., пережив сильный духовный кризис, решает писать так, как ему диктует совесть, не считаясь с усиливающимся идеологическим прессом, оставляя сознательно всякую надежду быть опубликованным при жизни. В Москве в 1972 г. вышел самиздатский сборник его стихотворений. Следствием этого было исключение Чичибабина из СП СССР в 1973 г. и отсутствие каких-либо официальных публикаций в течение 15 лет.
После перестройки его снова начали печатать, а в 1990 г. за книгу «Колокол» получил Государственную премию СССР.
Все его стихи переполнены музыкой, внутренней гармонией и болью. Он работает с традиционными рифмами, размерами, но в то же время это не мешает ему высказать что-то особенное, свое, «чичибабинское». Во многих стихах он просто упивается игрой смысла и звука.
Вот, к примеру, один из самых известных его стихов, страшный по своему содержанию, но открывающий тему смерти так, как не открывал ее еще никто.
Сними с меня усталость, матерь Смерть.
Я не прошу награды за работу,
но ниспошли остуду и дремоту
на мое тело, длинное как жердь.
Я так устал. Мне стало все равно.
Ко мне всего на три часа из суток
приходит сон, томителен и чуток,
и в сон желанье смерти вселено.
Мне книгу зла читать невмоготу,
а книга блага вся перелисталась.
О матерь Смерть, сними с меня усталость,
покрой рядном худую наготу.
На лоб и грудь дохни своим ледком,
дай отдохнуть светло и беспробудно.
Я так устал. Мне сроду было трудно,
что всем другим привычно и легко.
Я верил в дух, безумен и упрям,
я Бога звал - и видел ад воочью,-
и рвется тело в судорогах ночью,
и кровь из носу хлещет по утрам.
Одним стихам вовек не потускнеть,
да сколько их останется, однако.
Я так устал! Как раб или собака.
Сними с меня усталость, матерь Смерть.
С такой же неприкрытой чуткостью он пишет и обо всем остальном. Очень часто техника делает стихи поэтов гладкими, сухими, «прилизанными». Здесь же, не смотря на абсолютно замечательное владение формой и звуком, этого не происходит. Они держаться на одном стержне, к сожалению, присущем всем великим поэтам. И этот стержень называется боль.
Очень много стихов у Б. Чичибабина посвящено теме Родины, Любви, Человечности. Очень часто в них звучит оценка своей жизни с точки зрения Бога.
И были дивные слова,
да мне сказать их не дано
и помертвела голова,
и сердце умерло давно.
Я причинял беду и боль
и от меня отпрянул Бог
и раздавил меня, как моль
чтоб я взывать к нему не мог.
Но уже в следующем стихотворении звучит его призыв, как думается, и к себе, и к своему поколению.
Уже грозой гремит Господь
В глухие уши
Бросайте все! Пусть гибнет плоть!
Спасайте души!
Очень многие его стихи звучат, как монолог со Всевышним. Со временем в стихах его все больше появлялась тема Родины, как самой большой, самой чистой и самой искренней Любви, появлялась тема русской истории и поколения, которое, потеряв в своей душе Бога, идет в никуда.
И хотя сейчас еще мало кто знаком с творчеством Б. Чичибабина глубоко (знают его в основном по поэтическим подборкам, периодически проскальзывающим в различных толстых журналах) я думаю, что придет время, когда его имя окажется в ряду имен немногих классиков – поэтов второй половины 20-ого века.
Стихи Бориса Чичибабина.
x x x
Живу на даче. Жизнь чудна.
Свое повидло...
А между тем еще одна
душа погибла.
У мира прорва бедолаг,-
о сей минуте
кого-то держат в кандалах,
как при Малюте.
Я только-только дотяну
вот эту строчку,
а кровь людская не одну
зальет сорочку.
Уже за мной стучатся в дверь,
уже торопят,
и что ни враг - то лютый зверь,
что друг - то робот.
Покойся в сердце, мой Толстой
не рвись, не буйствуй,-
мы все привычною стезей
проходим путь свой.
Глядим с тоскою, заперты,
вослед ушедшим.
Что льда у лета, доброты
просить у женщин.
Какое пламя на плечах
с ним нету сладу,-
Принять бы яду натощак
принять бы яду.
И ты, любовь моя, и ты -
ладони, губы ль -
от повседневной маеты
идешь на убыль.
Как смертью веки сведены,
как смертью - веки,
так все живем на свете мы
в Двадцатом веке.
Не зря грозой ревет Господь
в глухие уши:
- Бросайте все! Пусть гибнет плоть.
Спасайте души!
1966
КОЛОКОЛ
Возлюбленная! Ты спасла мои корни!
И волю, и дождь в ликовании пью.
Безумный звонарь, на твоей колокольне
в ожившее небо, как в колокол, бью.
О как я, тщедушный, о крыльях мечтал,
о как я боялся дороги окольной.
А пращуры душу вдохнули в металл
и стали народом под звон колокольный.
Да буду и гулок, как он, и глубок,
да буду, как он, совестлив и мятежен.
В нем кротость и мощь. И ваятель Микешин
всю Русь закатал в тот громовый клубок.
1968