-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ada_Peters

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 07.10.2012
«аписей: 32298
 омментариев: 23482
Ќаписано: 58296


Ћюбовь и —мерть. —ара Ѕернар - знаменита€ актриса и неизвестный скульптор

ѕонедельник, 17 »юл€ 2017 г. 17:05 + в цитатник




Ћюбовь и —мерть.
—ара Ѕернар -
знаменита€ актриса и неизвестный скульптор


»сключительный актерский талант принес —аре Ѕернар титул ЂЅожественной —арыї.

ќднако звезда Ђ омеди ‘рансэзї добилась успеха еще в одной творческой профессии, редкой дл€ женщины XIX века Ч она была скульптором.

ћраморный рельеф Ђќфели€ї, представленный среди топ-лотов аукциона эротического искусства SothebyТs в феврале 2017 года (еще один экземпл€р - с 10 марта в  иеве на выставке Ђ÷арство ‘лорыї), возвращает интерес к французской диве как мастеру пластического искусства.


Image Hosted by PiXS.ru


–абота Ђќфели€ї —ары Ѕернар, выставленна€ на продажу аукционным домом SothebyТs с оценочной стоимостью в 50 Ч 70 тыс€ч фунтов стерлингов, была продана за рекордную дл€ наследи€ —ары Ѕернар сумму Ч 308 тыс€ч фунтов стерлингов.


Image Hosted by PiXS.ru
—ара Ѕернар Ђќфели€ї, мраморный рельеф, 1880 год,
фрагмент


¬ наши дни творчество —ары Ѕернар-скульптора практически неизвестно, а в конце XIX века ее работы вызывали большой интерес у коллег, публики и критиков.

¬ 1874Ч1886 годы —ара Ѕернар представл€ла свои работы в ѕарижском —алоне, принимала участие в выставках в Ћондоне, Ќью-…орке, ‘иладельфии, ¬семирной  олумбовой выставке в „икаго (1893) и на ¬семирной выставке в ѕариже в (1900).

—охранились сведени€ о 50-ти произведени€х —ары Ѕернар.



—ара Ѕернар в роли ћелисинды
јльфонс ћуха
1896

Image Hosted by PiXS.ru
—ара Ѕернар в своем кабинете


ЂЁто женщина, насто€ща€ женщина со всеми ее метани€ми и контрастами!.. —о всеми ее крыль€ми и когт€ми! » льстива€, и нежна€, и ласкова€, и вероломна€! » ловкостьЕ и изворотливость ужа!  оварство и самоотверженность!ї Ч драматург ¬икторьен —арду.

Ёти слова словно описывают Ђјвтопортретї —ары Ѕернар в образе —финкса. —кульптор обратилась к мифическому персонажу, чтобы с помощью метафоры передать главную особенность своей профессии Ч умение перевоплощатьс€ как на сцене, так и в жизни.


Image Hosted by PiXS.ru
јвтопортрет в образе —финкса.
‘антастическа€ чернильница
—ара Ѕернар
1880, 31.8×34.9 см


јктриса, блест€ще игравша€ на сцене драматические роли, часто выбирала дл€ своих работ сильные темы.

Ћюбовь и —мерть Ч главные герои ее произведений. ќна создавала бюсты любимых ею людей и сложные скульптурные композиции, раскрывающие трагические сюжеты


—ара Ѕернар,
фото: ѕоль Ќадар


Ќовое призвание —ары Ѕернар помог узнать случай. ¬ конце 1860-х скульптор –олан ћатье-ћенье предложил уже известной актрисе —аре Ѕернар вылепить ее бюст.

ќна дала согласие и во врем€ сеансов давала настолько точные и ценные советы мастеру, что пораженный скульптор посоветовал модели самой попробовать себ€ в ва€нии.

“ак у двадцатип€тилетней актрисы по€вилось новое увлечение и она начала брать уроки у –олана ћатьЄ-ћенье и Ёмилио ‘ранчески.

¬ 1873 году недовольна€ работой в Ђ омеди ‘рансэзї она снимает мастерскую и занимаетс€ скульптурой.

Ђѕоскольку € не могу использовать свой интеллект и мою энергию в создании ролей в театре, как мне хотелось, € посв€тила себ€ другому искусству и начала заниматьс€ скульптурой с неистовым энтузиазмомї Ч —ара Ѕернар



ƒочь –оланда. јвтопортрет
—ара Ѕернар
1876, 19.7×16.5 см


ћастерска€ на площади  лиши станет Ђтихой гаваньюї —ары, позвол€вшей ей укрытьс€ от враждебной атмосферы Ђ омеди ‘рансэзї.

«десь она работает и принимает своих друзей. —овременники актрисы усматривали в ее зан€тии провокацию, нарушение прин€тых норм.

Ќова€ професси€ —ары, железна€ вол€ и упорство, - качества присущие мужскому характеру, Ч нарушали общеприн€тые условности и приписывались тщеславию актрисы, ее желанию заставить публику еще больше восхищатьс€ собой.


—ара Ѕернар
Ђјвтопортретї, 1890


¬ этом предположении есть дол€ истины.

—ара специально пригласила в свою мастерскую профессионального фотографа, который запечатлел актрису в ее новом амплуа -скульптора и художницы.

—ара также зан€лась рисованием, однако ее живописное творчество не вызывало большой интерес у современников.





—ара Ѕернар в своей мастерской


Ђ«а пределами мастерской Ч это женщина, очаровательна€ женщина —ара Ѕернар. Ќо стоит ей переступить порог св€тилища, где она месит гончарную глину, это уже мужчина с резцом скульптора в руках.

¬ самом деле, только мужчина может так пренебрегать своим внешним видом, только мужчина может обладать такой энергией и волей, не зна€ устали. ¬згл€ните на нееЕ простите мне мою ошибку, взгл€ните на него за работойї,

Ч писал литератор ѕьер ¬ерон.



—ара Ѕернар за работой над скульптурой Ђћеде€ї


„ерез некоторое врем€ актриса оправилась от своего мрачного настроени€.

¬ 1879 году труппа Ђ омеди ‘рансэзї отправилась на гастроли в Ћондон, в это же врем€ в Ћондоне открылась выставка в галерее ”иль€ма –ассела на ѕиккадилли, на которой экспонировались п€ть скульптур Ѕернар.

¬ыставку посетили принц и принцесса ”эльска€, —эр ‘редерик Ћейтон, президент  оролевской јкадемии. √азета Ђ“аймсї написала благосклонные отзывы о ее работах.



—ара Ѕернар. Ѕюст Ѕюст Ёмил€ де ∆ирардена, 1878 год,
частное собрание


Ђќфели€ї —ары Ѕернар была впервые представлена публике во врем€ американского турне в 1881 году.

јвтор подарила свою работу  оролевскому “еатру в  опенгагене в знак признательности за гостеприимство, оказанное ей во врем€ первого выступлени€ в этом театре летом 1880 года.

ѕозже —ара Ѕернар создала (из известных на сегодн€) еще две версии Ђќфелииї.


Image Hosted by PiXS.ru
ќфели€
—ара Ѕернар
1880


¬о второй половине XIX века многие художники и скульпторы обращались к шекспировским произведени€м и интерпретировали тему смерти в романтическом свете.

  тому времени, как Ѕернар прин€лась за свою ќфелию, уже были написаны вызвавша€ сенсацию Ђќфели€ї ƒжона Ёверетта ћилле, работа Ёжена ƒелакруа, скульптура ќгюста ѕрео.

ѕроизведение —ары Ѕернар рассматривают как интересное продолжение разработки трагического образа ќфелии, усматрива€ в нем одержимость смертью, безм€тежный переход в другой мир, и в то же врем€ Ч волнующую чувственность.


Image Hosted by PiXS.ru
ƒжон Ёверетт ћилле
ќфели€
1852, 111.8×76.2 см Х ћасло, ’олст


Ёжен ƒелакруа
—мерть ќфелии
1844, 55×64


—ара Ѕернар была одержима идеей смерти и обращалась к этой теме с большой изобретательностью



√равюра Ћеона √ошрел€ Ђƒевушка и —мертьї
по одноименной картине —ары Ѕернар


— рождени€, не облада€ крепким здоровьем, —ара страдала от посто€нных болезней, страшной худобы и посто€нного кашл€, грозившего перейти в туберкулез. ¬рачи не оставл€ли ей надежды и из года в год предрекали неминуемую смерть.

—ара настолько свыклась с этой мыслью, что убедила свою мать купить ей гроб. ќна никогда не расстанетс€ с этим зловещим напоминанием о неизбежном.




ѕозже маниакальные мысли о смерти застав€т —ару обратитьс€ к ћеландри сфотографировать ее лежащей в гробу во всем белом, с закрытыми глазами и большим букетом цветов.

Ётот снимок продавалс€ в виде почтовых открыток во всем мире. —ара продолжала заклинать предсказанную ей судьбу.


Image Hosted by PiXS.ru
ѕосле бури
—ара Ѕернар
1876, 75×61 см


¬ возрасте 18-ти лет от туберкулеза умерла сводна€ сестра —ары Ч –еджина. ”хаживани€ за больной девушкой и мучительна€ агони€ сестры подорвали слабое здоровье актрисы и отразилось на ее психическом состо€нии.

—ара отправилась на лечение в Ѕретань и услышала там трагическую историю об утонувшем в море мальчике. ¬ернувшись домой, —ара Ѕернар создала скульптурную композицию Ђѕосле буриї, вызывающую аллюзию на известное произведение Ђѕьетаї.


Image Hosted by PiXS.ru
ѕьета (ќплакивание ’риста)
ћикеланджело Ѕуонарроти
1499


ѕозже —ара потер€ла вторую сводную сестру ∆анну и ее болезненный интерес к теме перехода в мир иной продолжилс€ с новой силой. ќна посещала ѕарижскую школу анатомии и морг, а в 1894 году присутствовала на казни анархиста ¬ай€на.

¬ своем доме актриса хранила скелет и череп Ч подарок ¬иктора √юго, знавшего о предпочтени€х актрисы.



„ереп, подаренный —аре Ѕернар ¬иктором √юго.
—обрание ћузе€ ¬иктории и јльберта, Ћондон


—ара Ѕернар в своем кабинете, 1893 год, фото: lookandlearn.com


ƒрама ¬иктора √юго Ђ ороль забавл€етс€ї вдохновила —ару Ѕернар на создание скульптуры ЂЎут и —мертьї. √лавный герой произведени€ “рибуле Ч придворный шут французского корол€ ‘ранциска I.

ќн стал невольной причиной смерти своей дочери, в скульптурном воплощении герой держит в руках ее череп. ≈го лик, его маска Ч смеетс€. ≈го сердце Ч рыдаетЕ



Ўут и —мерть
—ара Ѕернар
1877


ј. ћуха "ћеде€"


ј. ћуха "ƒама с камели€ми. –екламный плакат дл€ —ары Ѕернар"


¬о всем мире известны многочисленные плакаты јльфонса ћухи, изображающие великую актрису.

–ассказывают истории о том, как —ара Ѕернар поддерживала художника, среди них Ч немало домыслов и сплетен, но насто€щий герой роковой любви —ары Ѕернар носил другое им€.



—ара Ѕернар Ђѕогребальный портрет ∆ака ƒамалаї,
1889 год


Е¬о врем€ путешестви€ в —анкт-ѕетербург —ара познакомилась с дипломатом ∆аком ƒамалом и влюбилась. ќн был младше актрисы на дев€ть лет, хорош собой и умел произвести впечатление на женщин.

—овременники в нем видели Ќового  азанову. —ара и ∆ак поженились. —упруг оказалс€ зависимым от морфи€ картежником и неверным мужем. „ерез несколько мес€цев пара развелась, но —ара опекала его до самой смерти в 1889 году.


Image Hosted by PiXS.ru
—ара Ѕернар Ђћуза,
венчающа€ лавровыми венками бюсты ћольера и Ўекспираї


” знаменитой актрисы всегда были толпы поклонников, и пресса старалась вы€снить, кто же занимает сердце красавицы. —ара всегда отвечала, что главный мужчина в ее жизни Ч сын ћорис.



—ара Ѕернар Ђ√олова ћориса Ѕернараї, 1920 год


»нтересны два бронзовых медальона, изображающие —ару Ѕернар и художницу Ћуизу јббема. ќни были подругами и выполнили портреты друг друга, хот€ некоторые историки приписывают им любовную св€зь.


Image Hosted by PiXS.ru
Ћуиза јббема Ђѕортрет —ары Ѕернарї, 1875 год,
бронза, ћузей искусств, Ѕостон

Image Hosted by PiXS.ru
ѕортрет Ћуизы јббема
—ара Ѕернар 1875, 21.5×18.1 см


—ара Ѕернар, невзира€ на стойкие прогнозы преждевременной смерти и собственные страхи, прожила 79 лет. ¬озможно, актриса по-насто€щему была одержима жизнью, если каждый день умирала на сцене и затем вновь воскресала дл€ новой роли и новой смерти.



—ара Ѕернар р€дом с бюстом Ёдмона –остана,
который актриса создала в 1900 году.
‘ото: paris.images. 1922 год © Albert Harlingue / Roger-Viollet


¬озможно, ЂЅожественна€ —араї под маской —финкса скрывает еще немало тайн и спуст€ еще несколько дес€тков лет мы узнаем о других талантах удивительной француженки. ѕо€витс€ нова€ легенда, а ЂЋегенда, Ч говорила —ара Ѕернар, Ч всегда берет верх над историейї.


Image Hosted by PiXS.ru
—ара Ѕернар Ђјвтопортрет в образе —финксаї


¬ публикации использованы материалы сайтов nmwa.org, borrowers.uga.edu, и книги —.-ќ. ѕикон Ђ—ара Ѕернарї из серии Ђ∆изнь замечательных людейї, ¬. ¬ульф Ђ¬осхитительные женщины. Ќеподвластные времениї.


јвтор: »рина ќлих

–убрики:   ультура, искусство, истори€
выдающиес€ женщины
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 7 пользовател€м



јЌ“ќЌ»Ќј_ћј“¬≈≈¬Ќј   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 17 »юл€ 2017 г. 22:42 (ссылка)
Ada_Peters, очень интересно. —пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку