-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ada_Peters

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.10.2012
Записей: 32298
Комментариев: 23502
Написано: 58316


Джаз дня

Среда, 30 Ноября 2016 г. 00:03 + в цитатник




Джаз дня

«Prelude to Nightmare» (1949)





В 1946 году почти все большие довоенные оркестры распались: с началом хо­лодной войны и возвращением фронтовиков эра свинга закончилась.

На смену биг-бендам на большую эстраду вышли чернокожие музыканты из маленьких клубов на манхэттенской 52-й улице, играющие странную музыку под назва­нием бибоп (bebop). «Это не джаз!» — говорили в один голос критики по обе стороны Атлантики.

И правда, танцевать под бипоп было невозможно. Невообразимо быстрые темпы, асимметричные, рваные фразы, непривычные уху, сложные гармонии делали эту музыку революционной и по внутренней форме, и по общественной функции.

Джаз впервые стал искусством для искусства и перестал быть при­кладной танцевальной музыкой. Бибоп — символ поколения битников, которые и стали его самыми горячими поклонниками.

Первым вокалистом нового стиля стал поэт-битник Бэбс Гонсалес (настоящее имя Ли Браун). Само название бибоп ведет происхождение от пропевания инструментальных мелодий на случайные, но удобные для вокализации слоги. Еще в двадцатые годы это было распространенной практикой, но только в конце сороковых достигло полного музыкально-семантического безумия.

«Прелюдия к ночному кошмару» хорошо дает прочувствовать атмосферу юности Керуака, Гинзберга и Берроуза, сломавших традиционные рамки и каноны литературы так же, как боперы сломали каноны традиционного джаза и обозначали рубеж эпохи джаза современного.


«April in Paris» (1950)




Чарли Паркер и струнный оркестр, дирижер Джимми Кэрролл. «April in Paris» (1950)


Чарли Паркер, звезда и один из основателей бибопа, музыкант, чьи импрови­зации вошли во все хрестоматии, записывался всего девять лет. Одна из его записей необычна: в отличие от большинства остальных она сделана не в про­куренном подвале с битниками, а в филармоническом зале, а вместо привыч­ных партнеров по ансамблю, которые заряжают музыканта энергией и с кото­рыми он соревнуется в виртуозности и сложности импровизации, с Паркером играет огромный струнный оркестр.

И исполняет он не темы собственного сочинения, а, по его собственному выражению, «заплесневелые» лирические песни 1930-х годов (автор «April in Paris» на записи выше — Вер­нон Дюк, или Владимир Дукельский, русский композитор, друг Прокофьева и Стра­винского, проработавший в Голливуде до конца жизни).

«Parker with Strings», записанный в 1949–1950 годы, — один из самых инте­ресных экспериментов Нормана Гранца — продюсера Паркера и многих других легендарных джазменов. Здесь Паркер, сменяя обстановку, остается как бы один на один с собой и своей музыкой; а слушатель может прочувствовать мельчайшие детали и нюансы этой музыки, которых не различить на многих других записях.


Автор Федор Софронов

.
Рубрики:  Сущность дня
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 5 пользователям

Валентина-л   обратиться по имени Среда, 30 Ноября 2016 г. 11:20 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина_Толстая   обратиться по имени Среда, 30 Ноября 2016 г. 16:42 (ссылка)
Ada_Peters, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку