-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в _Macbeth_

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.08.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 12351


"Готичненько"(с) . Читая "Эстетику Возрождения" А.Ф. Лосева и не только

Пятница, 01 Февраля 2008 г. 20:00 + в цитатник
Готика "вырастала только на одном элементе цельной возрожденческой личности — на аффективном стремлении личности ввысь". Самая точная и ёмкая характеристика готики как раз и дана Лосевым в его "Эстетике Возрождения".

Одно дело — христианское стремление ввысь, взятое как объективный факт. Но совсем другое — рефлексия над тем, что происходит внутри этого «восходящего» и «взлетающего» субъекта. Готика и развилась в виде такого стиля, который пытался изобразить не просто небесные порывы христианской души, но те чувства, те эмоции и те аффекты, которые при этом имели место в глубинах её внутреннего самочувствия. Это индивид, умеющий как растворять себя в своём непрерывном становлении, так и расчленять это становление решительно в каждом пункте его развития.

Ренессанс в готике отрицает сам себя. То и другое выдвинуло на первый план человеческую, а именно личностно-материальную жизнь. Однако Ренессанс подчёркивает в личности её телесно-гармоническую устойчивость и горизонтальную планировку. Готика же старается избавиться и от этой материальности, и от этой уравновешенности, и от этой ясной и спокойной гармоничности. Ренессанс — рациональность материального благоустройства. Готика — иррациональность духовного порыва. Ренессанс — созерцательное совершенство уравновешенной материи. Готика — аффективный вызов и взлёт с целью вообще превратить все материальное в духовную невесомость.

Готика особенно сильно была выражена в искусстве — редко какое философское учение так сильно влияла на архитектуру и живопись. Готического мастера можно охарактеризовать тревожным чувством напряжённого внимания, с которым он подходил к миру.

По другому, с другого угла о том же пишет В. Воррингер в "Истории европейского искусствознания", кажется ( или в "Формальных проблемах готики"?) : «Готическая душа… утратила невинность незнания, но не смогла достичь ни великодушного восточного отказа от познания, ни счастья познания классического человека, и поэтому, лишённая всякого ясного природного удовлетворения, она может изживать себя лишь в удовлетворении судорожном, неестественном. Лишь это могучее восхождение позволяет ей вырваться в те сферы ощущения, где она, наконец, теряет чувство своей внутренней дисгармонии, где она находит избавление от своего беспокойного, неясного отношения к образу мира. Страдая от действительного, не находя выхода к естественному, она стремится к миру сверхдействительному, сверхчувственному. Ей нужно упоённое буйство ощущения, чтобы подняться над самою собой. Лишь в опьянении восторга она находит созерцание вечности. Эта возвышенная истерия прежде всего характерна для феномена готики».

«Тенденции греческой архитектуры к чувственной наглядности противостоит тенденция готической архитектуры к одухотворению… Греческий архитектор подходит к своему материалу, камню, с известной чувственностью, он заставляет поэтому говорить материю как таковую. Напротив, готический архитектор подходит к камню с волей к чисто духовному выражению, т.е. с конструктивными намерениями, художественный замысел которых не зависит от камня и для которых камень представляет лишь внешнее и бесправное средство осуществления.
Тот, кто понял готическую волю к форме, кто проследил её от хаотической неразберихи ранней орнаментики до этого художественного хаоса каменного развёртывания силы, у того перед величием этого выражения классические нормы рассыпаются в руках, и он начинает смутно догадываться о мощном, раздираемом крайностями и потому способном к сверхъестественному напряжению сил мире средневекового ощущения".
Рубрики:  Записки из-под крышки черепной коробки
Ощущение времени

Mumimama   обратиться по имени Пятница, 01 Февраля 2008 г. 23:33 (ссылка)
Печально и ужасно...Я не понимаю. О чем текст - не понимаю. Столько слов, а я так и не поняла - что же такое готика, к какому периоду по времени относится (граница же плавающая), что характеризует конкретно....
Надо работать над собой. Читать больше абстрактной литературы...
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Суббота, 02 Февраля 2008 г. 11:20 (ссылка)
Между прочим, Воррингер был учителем Герберта Рида и оказал на него колоссальное влияние! В частности, его трактовка произведения искусства как равноценного организму. Рид воспринял и развил эту мысль, введя понятие "органическая форма" (точнее, само понятие придумал не он, но Рид наполнил его новым содержанием).
А Воррингер (во многом под влиянием Шопенгауэра и отчасти под влиянием "Творческой эволюции" Бергсона) говорит о готике как высшем проявлении "абстракции", т.е. "формотворческой воли"... Интересный был мыслитель, жаль, что он почти не переведен...
Ответить С цитатой В цитатник
_Macbeth_   обратиться по имени Суббота, 02 Февраля 2008 г. 11:41 (ссылка)
Anna_Livia_Plurabelle, это ж надо же, кого я случайно в интернете почитал... "Запишу себе на память, чтобы в спешке не забыть..." (с)
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Суббота, 02 Февраля 2008 г. 11:45 (ссылка)
_Macbeth_, запиши) Только, повторюсь, что к сожалению, насколько мне известно, его главный и фундаментальный труд - диссертация "Абстракция и вчувствование" - до сих пор не переведен. А жаль...
Ответить С цитатой В цитатник
violet_ladybird   обратиться по имени Воскресенье, 03 Февраля 2008 г. 13:47 (ссылка)
_Macbeth_, Не случайно я так люблю искусство Возрождения и спокойно отношусб даже к прекраснейшим творениям готики. "Созерцательное совершенство уравновененной материи" - Золотое Сечение, которое я ищу, ищу... и, возможно, обрету когда-нибудь...
Ответить С цитатой В цитатник
raven_revenge   обратиться по имени Понедельник, 04 Февраля 2008 г. 21:21 (ссылка)
Исходное сообщение Anna_Livia_Plurabelle
_Macbeth_, запиши) Только, повторюсь, что к сожалению, насколько мне известно, его главный и фундаментальный труд - диссертация "Абстракция и вчувствование" - до сих пор не переведен. А жаль...

Не дай бог,переведут.Я русского Лосева (Эстетику Возрождения) понимаю с пятое на десятое,так что же говорить о переводном философе?
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Вторник, 05 Февраля 2008 г. 15:04 (ссылка)
raven_revenge, ну здрасьте, приехали... Что же, по-твоему, не надо никого переводить из философов?..
Да и смотря кто переводит. Если переводчик компетентен и понимает то, что переводит, то и текст будет удобоваримым.
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Воскресенье, 10 Февраля 2008 г. 22:22 (ссылка)
_Macbeth_, вот тебе!
 (699x467, 69Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Воскресенье, 10 Февраля 2008 г. 22:22 (ссылка)
_Macbeth_, забыла написать, как всегда: не нравится - убери!..))
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку