Помню, я сказал Людивин: «На съемках тебе не придется делать ничего такого, за что потом будет стыдно. Разве что пройтись голой на четвереньках с пером в заднице». Она сказала: «Ну, если только это, то ничего страшного!» Разумеется, я сразу ее утвердил.
Меня всегда занимала человеческая натура. Мне любопытно наблюдать, как люди проживают иногда не свою жизнь, меня завораживает сама идея сопровождать человека в его злоключениях. Проблема, однако, в том, что человеческие отношения нередко бывают чрезвычайно скучны для простых зрителей. Вот почему я заворачиваю их в интригу – как можно более захватывающую. И вот почему я выбрал детективный жанр. Таков мой трюк, на который клюет публика.
Я читаю только детективы, триллеры, полицейские романы... Но для меня это гораздо более широкий жанр, чем для большинства читателей. Любая хорошая книга – для меня детектив. Даже «Анна Каренина».
Когда меня называют французским Хичкоком, я смеюсь. Конечно, мне это льстит, ведь он удивительный режиссер. Скорее я французский Фриц Ланг. Впрочем, оба этих режиссера сильно на меня повлияли. Но пусть уж сравнивают с Хичкоком, чем с каким‑нибудь плохим режиссером.
Об опьянении
Я представитель того поколения, что пережило войну и при этом никогда не видело ни одного американского фильма. И вдруг нам дали возможность четыре года подряд смотреть голливудское кино. Мы были опьянены! Если ни разу не пробовал вина, а тут вдруг дали бутылку – само собой, переберешь лишнего. В 50-х годах мы жили лишь для того, чтобы смотреть кино. Все мы обитали в разных районах Парижа, и по ночам Франсуа Трюффо, Жак Риветт, Жан-Люк Годар и я провожали друг друга домой. Ни на секунду не останавливаясь, мы говорили лишь о кино.
О «новой волне»
Я никогда в нее не верил! Просто возникла необходимость в фильмах, сделанных с большей свободой, но и с большей наивностью. Мы перестали снимать в картонных студийных декорациях, вышли на реальные улицы. Наши диалоги не были такими блестящими, как в голливудских фильмах, но зато напоминали реальную человеческую речь... Но такие фильмы делались и до «новой волны». Нас объединяло не то, что нам нравилось, а скорее то, что мы отвергали.
О большой жратве
Когда наша компания распалась, мы иногда собирались, чтобы вместе поесть. Но общего между нами всегда было мало. Ни Годар, ни Трюффо никогда не умели жрать и пить так, как я!
О современности
Не думаю, что современное американское кино лучше, чем было. Вроде бы вырвалось из лап мейджоров, но более изобретательным так и не стало. Слишком много у них детских фильмов. Есть среди них, конечно, и изумительные, но в целом Голливуд уже не столь обольстителен, как когда-то. Американцы напирают на жизнеподобие, но даже свойственная их картинам наивность только декларируется.
О работе в Голливуде
Мне предлагали ее не раз и не два. Но, к счастью, мой ангел-хранитель меня спас. Сначала он убил в автокатастрофе одного моего соавтора по сценарию. Потом расправился с главой крупной студии, наслав на него ужасную болезнь. Лет восемь назад мне предложили снять картину о Мате Хари и взять на главную роль Джину Дэвис. Мата Хари, как известно, была ростом метр шестьдесят. Джина Дэвис – метр восемьдесят два. Я, конечно, очень хороший режиссер, но даже я не могу превратить великаншу в карлицу.
О юбилеях
В прошлом году Берлинский кинофестиваль отмечал 50-летие моей режиссерской карьеры (в 1959 году Шаброль выиграл Берлинале с фильмом «Кузены». – Прим. ред.). В этом году сам фестиваль праздновал 60-летие. Получается, что Берлинале старше меня. Надеюсь, что на 70-м Берлинале я отмечу 60-летие своей творческой деятельности, а на 80-м – 70-летие. Дальше, боюсь, я уже не смогу продолжать в том же духе.
О ностальгии
Она мне не свойственна. Я ни о чем не грущу и не сожалею. Предпочитаю жить сегодняшним днем, которым я вполне доволен в отличие от людей, обожающих жить прошлым. Если же я вдруг делаюсь недоволен тем, что у меня сейчас, то немедленно стремлюсь поправить что-то в настоящем, а не смаковать ностальгию по ушедшему.
О рекордах
Всегда существует необходимость бить поставленные рекорды. Но что делать в случае, если они еще не поставлены? Я собираюсь побить рекорд Маноэля де Оливейры, которому сейчас 101 год. Но вся проблема в том, что он до сих пор продолжает снимать.
О мужском–женском
Сначала я снимал кино о мужчинах: первые мои 15 фильмов посвящены именно им. В молодости я понимал их лучше, чем женщин. Потом парни мне надоели, и я переключился на женщин. Они не столь просто устроены.
О сексуальности
Если бы секс отнимал у людей не больше 50 процентов жизни, то проблем было бы значительно меньше. Сократилось бы и количество преступлений. Но, увы, в этом вопросе людей захлестывает. Как, впрочем, и во всех других. Страсти должны проходить фильтр разума, иначе они ведут к психическому расстройству. Вот я, например, снимаю целомудренные картины о человеческих извращениях. Будь они менее скромными, это было бы грязное порно. Любое извращение – плод человеческого ума. Это я и показываю почти во всех своих фильмах.
О кухне
Люди делятся друг с другом чем-то, только когда вместе едят, делят друг с другом пищу. За обеденным столом они обмениваются хотя бы словами, если уж не чувствами и не мыслями. Во многих моих фильмах, как и в новом, «Беллами», действие часто происходит на кухне, где приготавливается еда. Но не только еду готовят на кухне мои персонажи.
Об актерских пробах
Часто я приглашаю актрис пообедать. И наблюдаю за тем, как они едят – для меня это очень важно. Людивин Санье (сыграла главную роль в предпоследнем фильме Шаброля «Девушка, разрезанная напополам». – Прим. ред.) сразу мне очень понравилась: она ела с большим аппетитом, а главное, много пила. Помню, я сказал Людивин: «На съемках тебе не придется делать ничего такого, за что потом будет стыдно. Разве что пройтись голой на четвереньках с пером в заднице». Она сказала: «Ну, если только это, то ничего страшного!» Разумеется, я сразу ее утвердил.