Помогая друг другу, без пререканий и споров, они вытаскивали из подвала хлам и безжалостно выбрасывали
его на мусорную площадку.
Это была удивительная солидарность , особенно если вспомнить , какой руганью и скандалами между соседями сопровождался ежемесячно сбор денег на уборку и освещение подъезда.
Действуя ,как говорили на доисторической родине , « методом народной стройки» к полночи подвал был полностью очищен, полы трижды вымыты , с потолка и стен сняты целые слои паутины и пыли ,который накапливался здесь годами.
Затем начались приношения . Каждый приносил в убежище из своей квартиры, что мог .. Кто стулья ,кто столик, кто
«раскладушку» и даже телевизор.
Особенно удивила Циля Гинзбург, когда притащила вместе со своим хромым мужем большой цветастый ковер:
- Пускай дети на нем играют- приговаривала она, расстилая ковер на бетонном полу .
Эта была та самая Циля, которая больше всех скандалила, когда приходилось платить за освещение подъезда.
Свои протест она обосновывала тем ,что живет на первом этаже и освещением подъезда не пользуется .
Жильцы нашего подъезда, а теперь обитатели «миклата» ,в определенной степени, отражали многообразие «избранного народа».
Давние и «свеженькие» репатрианты из различных концов огромного Союза , уроженцы Марокко и Ирана , светские и религиозные , и даже одна семья ортодоксов из Йемена.
Религиозные, после уборки « миклата», в которой активно
учувствовали, сразу отсоединились от нас .
Они заняли дальний западный угол, поставили там свои вещи ; столики, кресла ,коврики и даже тарелки, стаканы и ложки.
-4-
На один из столиков они водрузили серебряную минору со свечами ,на другом положили религиозные книги.
Так как лифта в нашем доме тоже не было, то как только начинала выть серена со всех пяти этажей ,прыгая по ступенькам , неслись жильцы.
Подхватив детишек , и заранее подготовленные сумки , они мчались по лестницам, чтобы в гарантированную минуту достичь заветного убежища .
Эту безопасную минуту , после сигнала тревоги , нам гарантировали словоизвержения израильского радио и ТВ , однако зачастую разрывы «Катюш» начинались еще раньше завывания сигналов тревоги .
Только один человек спокойно стоял на лестничной площадки наблюдая за перепуганными соседями , несущимся мимо него .
Его завали Борис. Шестидесятилетний вдовец и бывший майор советской армии, он выглядел еще довольно браво . Сказывалась армейская закалка.
Он пытался успокоить, охваченных паникой людей :
-Не нужно так мчаться. Нашему дому прямое попадание «Катюш» не угрожает. От осколков спасут капитальные стены. -
Боря был абсолютно прав. Рядом с нашим домом недавно построили девятиэтажную многоквартирную громадину, которая прикрывала наш дом и по ширине и по высоте c северной стороны.
Знакомый с «Катюшами» не понаслышке , он точно определил ,что ракета ,согласно своей траектории, не может попасть в наш дом ,не врезавшись предварительно в соседнюю громадину.
Однако соседи ему не верил :
- Подумаешь , что болтает этот задрипанный старик. - и продолжали мчаться по лестницам ,рискуя сломать себе ноги.
-5-
Чем больше проходило дней после первой тревоги ,тем чаще падали на наш городок «Катюши», и тем чаще радио и ТВ сообщало нам об уничтожении большого количества ракетных установок «Хизбаллы».
Бегать по много раз в день из своих квартир в «миклат» вскоре стало просто невозможно. Поэтому пришлось соседям большую часть светового дня проводили в «миклате» или, чтобы не задыхаться в душном подвале , толпится на площадке вблизи «миклата».
Раздражение и страх людей, согнанных вместе взрывами «Катюш» , изливался в горячее обсуждение невеселых текущих событий. Как не странно, но семейные женщины, которые раньше, чаще всего любят обсуждать семейные и бытовые проблемы , превратились , неожиданно , в страстных политических комментаторов .
Циля Гринберг, её соседка Бетя, бывший научный сотрудник, мадам Шупельмахер, полная дама с благородной осанкой и худенькая Вера ,еще совсем молоденькая ,но уже многодетная мать, стали настоящим политическим квартетом .
В первые дни подвального сидения ,когда «Катюши» падали еще не густо, экран телевизор часто светился изображениями наших «вождей» - премьера Ольмерта и главного защитника, министра обороны - Переца .
Вожди бодро возвещали с экран, что в ближайшее время в пух и прах расколотят «Хизбаллу», а от «Насралы» останется мокрое место.
Эти заявления вызывали бурную поддержку всего населения «миклата», а женский квартет с гневом обрушивался на пессимистов, которые сомневались в столь быстрой победе.
Однако прошла неделя ,другая ,началась третья, ракеты падали все гуще , и «вожди» из телевизора стали петь другие песни ,призывая любимый народ к мужеству и терпению.
-6-
Ракетный дождик и отсутствие блестящих победа израильской армии подействовал в первую очередь на наш женский политический квартет :
- Как это так! – возмущалась интеллигентная Бетя!
Наша армия самая сильная на Востоке ! Имеет столько побед! Неужели она не может быстро раздавить паршивую кучку террористов?
- Наши самолеты должны сравнять с землей эти бандитские города и деревни!- вторила ей темпераментная Циля..
Желчный Сеня, слушая их ,тихо пробормотал себе под нос:
- Еще в детском саду в Советах меня заставляли петь песенку «Несокрушимая и легендарная …..». Потом эта «несокрушимая» драпала тысячи километров ….» -
Борис , стоявший рядом с пенсионером печально покачал головой :
- К сожалению , у нас этих тысячи километров.
В случае чего, нам путь один - в море !-
На следующий день с утра стало неожиданно тихо.
Ни сирен, ни взрывов «Катюш». К полудню стали появляться шальные мысли :
- Может быть нашим ребятам уже удалось справится с бандитами , тем более утром сообщили по ТВ , что Насрала вероятно уничтожен –
Уже раскаленный солнечный диск коснулся морской глади, как все вокруг вдруг завыло, засвистело и задрожало .
Посыпались, зазвенели оконные стекла задрожали , стены дома. Несколько «Катюш» разорвались совсем рядом .
Люди, стоящие в подъезде бросились в «миклат» захлопнув за собой бронированную дверь.
Вскоре взрывы прекратились и Борис ,который так и остался стоять в подъезде , приоткрыл бронированную дверь.
-7-
В «миклат» ворвался ,незнакомый, смешанный с песком и гарью, едкий запах взрывчатки .
Несколько минут напряженной тишины ,и воздух опять взорвался воем полицейских машин. Вскоре к ним добавились серены пожарных машин и машин скорой помощи.
Все-таки любопытство превозмогло страх, и мужчины стали потихоньку выходить на улицу, желая увидеть, что происходит вокруг.
Первым был Борис. Он решительным шагом пересек асфальтовую дорожку , отделяющую наш дом от девятиэтажной громадины. Мы робко последовали за ним.
Когда же перед нами открылся фасад нашего многоэтажного соседа, мы застыли в оцепенении.
Многие окна дома смотрели на мир пустыми глазницами. От взрыва «Катюш» вылетели не только стекла ,но и оконные рамы, а из окон третьего этажа валил густой черный дым..
Весь фасад здания был иссечен следами сотен осколков.
В здание попала три ракеты . Одна из них торчала из углового окна метра на полтора наружу.
Борис вывел нас из состояния оцепенения:
- Смотри-ка! Старая знакомая !- воскликнул он, указывая на хвост ракеты торчащей из окна:
- «Насралы» даже окраску хвостового оперения не поменяли !
Точно , Град-2 ,«Катюша» диаметр 220 миллиметров, мы ими в Афгане «духов» * давили!
Теперь бывшая Родина прислала их нам в подарок! Сразу видно российское производство , каждая третья «Катюша» не взрывается! Когда я узнал из газет, что« Катюши» есть на вооружении « Хизбаллы» - продолжал Борис - я сразу отправил, одно за другим , два письма в министерство обороны ,где разъяснил, как можно подавлять ракетные системы «Град» .
----
«Духи»- Так советские солдаты называли афганских партизан.
-8-
Ведь я пять лет прослужил инженером ракетного дивизиона и
знал по этим делам не мало. Но ответа, конечно, не получил –заключил Борис с тяжелым вздохом.
Неожиданно около нас появились полицейские и потребовали немедленно вернуться в «миклату».
Когда полицейские ушли, все сидельцы «миклата» высыпали в подъезд.
Как раз в этот момент мимо нашего подъезда несли пострадавших из соседнего дома.
Мальчик лет восьми с забинтованными руками и шей,
громко стонал и по его лицу текли слезы . За ним несли женщину. Рука её безжизненно свисала с носилки. Полицейский и санитар вели под руки старуху, пострадавшую от шока. Её губы и щеки передергивала судорога , рисуя на лица страшные гримасы.
Когда эта печальная процессия проследовала мимо нашего подъезда, над столпившимися соседями нависла гнетущая тишина. Только было слышно, как тихо плачет молоденькая Веры , прижав к себе своих притихших детишек.
Опять завыла серена. Все вернулись в «миклат», и хотя разрывов «Катюш» не было слышно, гнетущая тишина продолжала висеть над нашими головами.
Из подавленного состояния обитателей «миклата» вывели насущные житейские проблемы .
Заканчивались продукты питания , хлеб ,колбаса, молоко для детей, а главное питьевая вода. Вода из крана даже по цвету вызывала отвращение.
Все магазины в округе из-за ракетных обстрелов были закрыты . Дня три назад какая то благотворительная организация завезла нам в « миклат» несколько ящиков минеральной воды и основные продукты , но теперь эти подаяния подходили к концу.
-9-
От жителей соседнего подъезда мы узнали , что на окраине нашего городка есть продуктовый магазин ,где торгуют арабы. Этот магазин, невзирая на обстрелы, работает до глубокой ночи.
Почти за месяц совместного пребывания в «миклате» мы, как будто превратились в единую семью , поэтому четверо более менее здоровых мужчин , сочли своим долгом отправится в арабский магазин и купить все необходимое для обитателей «миклата».
Мы прошли километра полтора вдоль побережья по необычно пустынному , освещенному редкими электрическими фонарями, асфальтированному шоссе .
За поворотом шоссе , на холме, располагался поселок израильских арабов ,который на удивления был ярко освещен.
Мы были еще больше удивлены когда, приближаясь к поселку, услышали тягучую и одновременно пронзительную арабскую музыку.
- Что у Вас в поселке свадьба ? - спросил любопытный Петя –Пинхас у араба ,торгующего в магазине.
На лице араба появилась ехидная улыбочка :
- Сегодня у нас другой праздник.-
- Какой же?- поинтересовался желчный Сеня.
Араб отвернулся от нас и сказал с иронией в голосе:
- Посчитайте сколько «Катюш» направил Аллах на Ваши головы ? -
Борис перегнулся через прилавок , пытаясь схватить араба за плечи: - Но ведь вчера « Катюша» убила ребенка в Вашем поселке !- закричал он .
Араб резко повернулся к Борису, и глядя ему прямо в глаза тоже закричал: - Шейх Насрала объявил нашего маленького Али «шахидом» ! Слава Аллаху! Мы празднуем этот день! -
-10-
Погруженные в мрачные мысли мы медленно брели обратно по темному, пустынному шоссе. Морская гладь перед нами , которая раньше сверкала огоньками кораблей , стоящих на рейде у Хайфского порта, теперь также было темна и пустынна.
Только бездонное темно-синее небо было усыпано тысячами ярких июльских звезд. Луна еще не взошла и сияющие звезды, казалось, подмигивали нам вопрошая:
- Что ждет Вас в этой сумасшедшем мире?-
Вдруг на севере , на морем вспыхнула зарница и раздирая тишину завыла серена .
–Ложись!- скомандовал Борис, и мы свалились в придорожную канаву.
В этот миг ,над нашими головами ,пронзая небо огненными стрелами, пронеслась стая ракет.
Через несколько секунд до нас донеслись глухие разрывы, и мы увидели как там, в дали, среди огней Хайфы, вспыхнули ядовито – зеленые языки пламени.
Снова наступила зловещая тишина, и слышались только истерические причитания желчного Сени:
- Боже мой ! Что с нами будет? Кто нас защитит?
Эти арабские бандиты хуже фашистов! Они разорвут нас на куски!-
К нему присоединился и Петя-Пинхас :
- Куда смотрели наши знаменитые премьеры , наши министры. Почему не подготовились к этой войне?
Только и знают , как рвать друг у друга министерские портфели и кресла в Кнессете!
- Бросьте ныть !- резко перервал их Борис.-
Забыли, что деваться нам больше некуда!
Это наша страна, нам с ней жить и умирать! И мы за нее тоже в ответе!
-11-
Чем скулить на плохое начальство, которое сами выбрали, научитесь лучше бороться свои права и выбирать достоиных.-
Взошла луна ,стало светлее . Лунные дорожки упали на морскую гладь . Мы поднялись из придорожной канавы отряхивая от песка и мусора .
Вдруг опять воздух задрожали ,как от раскатов весеннего гром. На секунду в лунном свете мелькнули серебристые крылья .
Израильские «Фантомы» шли на Ливан.
Август –сентябрь 2006 года Израиль, Акко-Крайоты.
Адрес: Михаил Розенбаум . тел. 077-7855494
E-mail - mihailrozenbaum@ mail.ru