-ћузыка

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фильм ”Ћќ„ » »ƒ”ў»≈   ћќ–ё *
фильм ”Ћќ„ » »ƒ”ў»≈   ћќ–ё *
22:51 11.08.2006
‘отографий: 11

 -я - фотограф

рисунки к прогулкам


0 фотографий

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ё–»…_ ќ—ј√ќ¬— »…

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ƒрузь€

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 60) -Something_about- другое_кино »стинна€_‘илософи€ town_of_art “оска_по_»нтеллекту ѕлагиаторам_нет ѕросто_картинки ћир_детства —фера_Ћюбви ѕушкиниана Gallery_Modern_Art ѕарижское_кафе ћировой_инет ј”ƒ»ќ- Ќ»√» личность_социума Ћ»“≈–ј“”–Ќјя_ѕ–≈ћ»я Ќефильтрованна€_красота притчи_мифы_сказки јудиокниги јрт_ алейдоскоп ‘изика_дл€_всех  огда_нужна_молитва ¬_гост€х_у_ћадлены –адуга_«наний —ообщество_“ворческих_Ћюдей –азмышлени€_—финкса »нтерьер —_“_»_’_» стихи ƒворик_философа Ћи–у ”голок_психолога ќстров_ рым јфоризмы ‘ото_и_јрт Ё“ќ_¬—®_ЋёЅќ¬№ —“»’ќ“¬ќ–≈Ќ»я Smart_girls — ј« »_»_ѕ–»“„» Camelot_Club fantast ga-gen Mystical_Way No_Drink our_home Polonia Ratsik Ёто_—мешно stihi_o_lubvi_i_pesni vidi_veritas Yuri_Kossagovsky Ќеизвестна€_ѕланета »— ”——“¬ќбез√–јЌ»÷ аспергер »скусство_звука √оворим_пишем_спорим  омфортариум Ѕиблиофил «Ќјћ≈Ќ»я_јЋЋј’ј “олько_дл€_мужчин
„итатель сообществ (¬сего в списке: 21) “емы_дн€ ѕоэтические_игры ј–“_ј–“ель ѕоэзи€_≈сенина ћировой_инет личность_социума притчи_мифы_сказки ћегј-јр“ Avant_guarde Blank_pages_of_mind Delirium_skill eau_de_source Fear_Mojo MY_HIT LibClub Mystical_Way novate Ratsik WiseAdvice аспергер ќ_—амом_»нтересном

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 24.05.2005
«аписей: 3874
 омментариев: 10685
Ќаписано: 51936



ћЌќ√ќл» »… ј…¬ј«ќ¬— »… * ј…¬ј«ќ¬— »… —»ћ¬ќЋ ќƒЌќќЅ–ј«»я

—уббота, 01 јвгуста 2020 г. 14:36 + в цитатник

 

___ ћЌќ√ќЋ» »… ј…¬ј«ќ¬— »… __Bo4kaMeda__

ј. ¬. “џ–јЌќ¬. ѕортрет ».  . јйвазовского. 1841  ’олст, масло 72 × 54,2 √“√ 

 ѕервый живописный портрет јйвазовского, украшающий залы посто€нной экспозиции “реть€ковской галереи, был написан в 1841 году ј. ¬. “ырановым в –име. ƒвадцатичетырехлетний выпускник »мператорской јкадемии художеств находилс€ в те годы в »талии дл€ совершенствовани€ мастерства. ћолодой стажер из ѕетербурга в кратчайший срок снискал здесь огромную славу. (продолжение ниже - ё )

 
ј…¬ј«ќ¬— »… —»ћ¬ќЋ ќƒЌќќЅ–ј«»я
==========================
√оголь: «ѕришел ты, маленький человек, с берегов Ќевы в –им
и сразу подн€л “’аос” в ¬атикане»
 
 
стать€ с названием "ћноголикий јйвазовский"
естественно вызвала в душе протест
- и он выразилс€ в самом заголовке моего эссе
в символе тотального однообрази€ в имени јйвазовского
 
это удачливый спекул€нт морскими волнами
хорошо представл€етс€ в сравнении с ѕушкиным
- вот если бы ѕушкин написал бы
3000 вариантов "€ помню чудное мгновенье"
 
но нет - оно одно такое
и тем и драгоценно
- своей уникальностью и неповторимостью
 
€ всегда критиковал за это художника
и с удовольствием увидел из статьи
что и критик —тасов его не жаловал
и именно за это же -  как бесконечное
"повторение раз найденного"...
 
однако не соглашусь со —тасовым в другом
он осуждал его "портреты за два часа" напрасно
как пагубное вли€ние на молодежь
"не учи ее легкомыслию и машинным привычкам"
¬ан-√ог ћатисс ћане ¬рубель  оровин
могли за два часа сделать шедевр
но... там не было бы фотографии т.е. ничего "машинного"
(если пользоватьс€ термином —тасова)... 
 
ћаковский и брать€ „ернецовы
характеризовали его с неудовольствием за
"высокомерие, саморекламу и напористость"
 
но позднее они помирились с ћаковским
как два удачливых богача 
- два миллионера... видимо так легче
поддерживать друг друга чем подрывать авторитет
 
- за что критики им давали оценку родственную
"... как предателей идеалов передвижников"
 
за что же? за то - что они €кобы не угождали цар€м - хорошо...
- но угождали гонорарам
 
“реть€ков как покупатель картин тоже его недолюбливал
("не любил его “чиновничьей” психологии")
 
это характер... а что с мышлением художника?
 ƒостоевский критиковал јйвазовского
за однообразие при осмыслении пейзажа
 
ƒостоевский признает что "красиво заход€щий луч
касаетс€ угла дома в пейзаже этого художника - но...
- но когда он однообразно так же красиво
касаетс€ и дерева... и холма... и забора...
то красивое обесцениваетс€"
 
еще ѕушкин призывал - "надо оценивать стихи
не за красоту отдельной строки или выражени€
а за взаимоотношение частей"
 
это мудро на столько что подходит всему на свете
- и критике музыки... и архитектуры и картины...
 
да у јйвазовского есть природный дар
фотографической пам€ти как у аутистов
- они умножают п€тизначные цифры
или извлекают корни...
могут производить исчислени€
но они не умеют мыслить математически
 
то же и здесь точнейшие переливы морской волны
и все...
 
и что бы он ни делал это все врем€ 
повторени€ одного и того же 
- или волны или небеса или зимние снега -
3 000 повторений одного и того же...
 
смотреть большего размера

јйвазовский ’аос-сотворени€-мира-Aivazovsky_Chaos_1841 (220x317, 11Kb)

"’аос —отворени€ ћира" не может быть мрачным процессом - это праздник 
- но така€ ошибочна€ трактовка с ћраком - интригует покупател€!

јйвазовский-px-«имний_обоз_в_пути (250x166, 8Kb)

јйвазовский-9-вал_Aivazovsky_-_The_Ninth_Wave_-_Google_Art_Project (220x148, 7Kb)

јйвазлвский-бриг-ћеркурий--Aivasovsky_Ivan_Constantinovich_merkuri_1848_IBI (220x140, 9Kb)

 
за все это не стоит винить художника - он родилс€ в семье купца
работающего на чужбине (ћолдави€ потом ‘еодоси€)
и его учили не мыслить
- а чувствовать покупател€... и показывать товар
 
на сколько поверхностный был „ехов
но и тот заметил что 
"јйвазовский гордилс€ знакомством с ѕушкиным
но никогда ничего его не читал..."
 
т.е. это все сплошна€ видимость
и внутренн€€ душевна€ пустота
 
(а по моей формуле
содержанием произведени€ €вл€етс€ не предмет изображени€
и не тщательность или небрежность а свободный поток мыслей
в головен автора)...
 
 
-=-
продолжение
 

ыранов выбрал по€сной срез фигуры, изобразил јйвазовского на нейтральном фоне. ѕортретист блест€ще справилс€ со сложным ракурсом в постановке фигуры модели. ¬ажный акцент делаетс€ на руке художника.  расива€ и выразительна€ кисть с тонкими нервными пальцами тщательно выписана. ∆ивописное решение дано в «брюлловском духе» - изысканное черно-белое сочетание красок в одежде и, как камертон, красный шейный платок.  ому принадлежала иде€ написать портрет молодого јйвазовского? Ќе исключено, что инициатива исходила от “ыранова, который охотно писал изображени€ своих товарищей. “алантливый самородок из городка Ѕежецка “верской губернии, ученик ј. √. ¬енецианова и  . ѕ. Ѕрюллова, јлексей “ыранов в 1839 году удостоилс€ звани€ академика. «а счет  абинета ≈го »мператорского ¬еличества он продолжил совершенствовать мастерство в »талии. ¬ –име художник проживал по адресу Via della Croce «у братьев Ўпильман».  ак вспоминали современники, попасть туда можно было, преодолев 125 ступенек. 

  

“ыранов јлексей ¬асильевич. јвтопортрет. 1825 

ќднако молодому јйвазовскому, приходившему позировать, это не составл€ло особого труда. Ћетом 1842 года портрет јйвазовского еще находилс€ в римской мастерской “ыранова, где его видел конференц-секретарь јкадемии ¬. ». √ригорович. —реди полотен на библейские темы он отметил портреты «господина јйвазовского, Ќ .ѕ. Ѕоткина, кн€гини √агариной», а также «10 женских портретов, три портрета товарищей». ќсенью того же года в ѕетербурге открывалась очередна€ академическа€ выставка. јйвазовский готовилс€ к ней и должен был послать в качестве отчета несколько своих произведений. ¬ рапорте —овету јкадемии он сообщал: «—верх того, € посылаю при сем дл€ выставки мой портрет, писанный г. “ырановым». ¬идимо, удачный портрет кисти “ыранова понравилс€ јйвазовскому, и он хотел, чтобы петербургска€ публика составила представление не только о его полотнах, но и о нем самом. ¬ но€бре 1842 года ».  . јйвазовский получил письмо от известного коллекционера и мецената ј. –. “омилова с восторженным отзывом: «—лавно, любезнейший »ван  онстантинович]! ”видел привезенные картины вместе с портретом твоим и картинами „ернецовых и некоторых других: ”ра, јйвазовский! ”ра, милый »ван  онстантинович!» —видетельство “омилова подтверждает факт экспонировани€ портрета јйвазовского кисти “ыранова на осенней академической выставке 1842 года в ѕетербурге.

  

ј. ¬. “џ–јЌќ¬. ѕортрет ».  . јйвазовского. 1841 –ентгенограмма 

Ётот портрет, гармонично сочетающий проникновенность образной характеристики и виртуозность исполнени€, в 1875 году приобретен ѕ. ћ. “реть€ковым. ¬последствии это изображение стало самым известным: оно воспроизводилось в энциклопеди€х и словар€х, научно-попул€рных издани€х и на почтовых марках.  азалось, что в этом хрестоматийном портрете нет ничего необычного. –азве что јйвазовский выгл€дел старше своих лет. ќднако при исследовании холста в 2002 году обнаружилось, что портрет подвергалс€ серьезным перепискам. Ќа рентгенограмме отчетливо вырисовываютс€ бритый подбородок и гладкие щеки, изменен характер прически: вместо высокого зачеса - гладка€ волна уложенных и приглаженных волос. —права хорошо видны кокетливый завиток и открытое ухо. ¬ микроскоп с большим увеличением видны седые волоски в густой черной бороде. »так, первоначально облик художника был моложе и скромнее. Ќашлись изменени€ и в других част€х композиции: переписаны правое плечо и рука, а подпись и надпись выполнены в разное врем€.  то и когда мог переписать портрет? —охранились противоречивые воспоминани€ дочери ѕ. ћ. “реть€кова ¬еры ѕавловны: «ѕомню его рассказ, как он купил автопортрет јйвазовского, с седыми баками, во фраке, с лентами и орденами. ѕавел ћихайлович, признава€ талант јйвазовского, не любил его “чиновничьей” психологии и, со свойственным ѕавлу ћихайловичу нюхом, почувствовал в портрете что-то подозрительное. ќн стал смывать один слой за другим; и вот начало сквозить что-то коричневое, в середине что-то красноватое, под седыми волосами по€вились черные; и вскоре предстал перед глазами молодой јйвазовский, в бархатном жакете, в красном галстуке, а в углу портрета подпись: ““ыранов”. Ќа другое утро позвал нас отец, между “уроками”, к себе в кабинет, чтоб показать это “открытие”: “јйвазовский мен€ за это не «поблагодарит»”. » кажетс€, и не “поблагодарил”. ќни с отцом нашим долго не видались. ћного случалось необычайных сюрпризов в реставрационной работе ѕавла ћихайловича. ћногого € уже и вспомнить не могу».   

ѕрофессор живописи ».  . јйвазовский. 1850-е ‘отографи€ 

 Ќо “реть€ков никогда не покупал автопортрета мариниста, а вот истори€ покупки работы “ыранова достаточно известна. ¬ декабре 1875 года в јкадемии художеств открылась персональна€ выставка јйвазовского, имевша€ большой успех. Ќа ней, по-видимому, экспонировалс€ и тырановский портрет. 2 декабр€ »ван  онстантинович писал ѕ. ћ. “реть€кову: «¬ы, веро€тно, приедете в ѕетербург, тогда € и передам ¬ам свой портрет». ќчевидно, что речь шла о произведении “ыранова. ѕавел ћихайлович задумал создать внутри своего собрани€ национальную портретную галерею. ѕри этом он руководствовалс€ двум€ принципами - исторической ролью изображенного лица и художественной ценностью произведени€. “реть€ков по праву гордилс€ изображением знаменитого мариниста, которым он владел. ¬ письме ». ≈. –епину от 22 декабр€ 1884 года он писал: «“ыранов отлично представлен портретом јйвазовского». ¬озможно, при продаже портрета в √алерею через 34 года после его написани€ јйвазовский захотел несколько изменить свою внешность в соответствии с возрастом и достигнутым статусом. “ак по€вились седые бакенбарды, фрак и награды, которые €кобы помнила ¬. ѕ. «илоти и которые, по ее мнению, «смыл» при реставрации ѕ. ћ. “реть€ков. “ак, воспользовавшись справедливым определением ј. Ќ. Ѕенуа, можно назвать альбом «–исунки русских художников в –име» (1843, √“√). ѕлод коллективного творчества (архитектора Ќ. Ћ. Ѕенуа, художников ¬. ». Ўтернберга и ћ. ». —котти) был поднесен ѕ. ј.  ривцову, начальнику над русскими художниками в –име, по случаю его отъезда в ѕетербург. ѕо своей сути и содержанию это - изоанекдот, своего рода комикс (strip cartoon) их пенсионерской жизни в »талии в 1840-х годах. ¬ альбоме отражены важные официальные событи€: аудиенци€ у папы –имского √ригори€ XVI, посещение великой кн€гиней ћарией Ќиколаевной импровизированной выставки. «десь нашли свое место бытовые сценки из италь€нской жизни, интерьеры мастерских, а также шаржированные портреты представителей русской колонии. Ѕлагодар€ преувеличению или заострению характерных черт внешности товарищей-пенсионеров авторы достигали особого комического эффекта. Ќеожиданные сопоставлени€ и уподоблени€, пон€тные посв€щенным в житейские тонкости, дополн€лись дилетантскими стихами, сочиненными скульптором Ќ. ј. –амазановым и архитектором ј. ». –езановым.

 

 ћ. ». — ќ““». ” папы –имского. 1843–1844 Ѕумага, акварель, галловые чернила 31,5 × 28,4 √“√

 Ќа листе альбома «” папы –имского», выполненном ћ. ». —котти, представлена сценка в ¬атикане, когда п€ть «избранных творцов» принимают благословение понтифика.  то же эти счастливцы? ƒолгожитель русской колонии живописец »осиф √аберцеттель, портретист «царства польского»  саверий  аневский, архитектор јлександр  удинов и »ван „ерник, стипендиат „ерноморского казачьего войска. ” папского трона изображен »ван јйвазовский, указующий на полотно в роскошной резной раме, сто€щее на мольберте, - это «—отворение мира. ’аос». –абота сразу сделала јйвазовского знаменитым. ќ существовании необычного произведени€, где художник-романтик показал событи€ вселенского масштаба, доложили папе –имскому. ќн пожелал увидеть работу. ѕроизведение доставили в ¬атикан, где понтифик дал ему высокую оценку и захотел приобрести дл€ своей коллекции. јйвазовский отказалс€ вз€ть деньги, тогда в знак особого благоволени€ √ригорий XVI пожаловал живописцу золотую медаль. ѕриветству€ по этому поводу друга, Ќ. ¬. √оголь сочинил каламбур: «ѕришел ты, маленький человек, с берегов Ќевы в –им и сразу подн€л “’аос” в ¬атикане». Ќа карикатуре внешний облик јйвазовского с черной бородкой и гладкими волосами, зачесанными на пробор, имеет €вное сходство с портретом кисти “ыранова. ќднако если тот создал живописный панегирик «восход€щей» звезде русского ќлимпа, то —котти - ироничный шарж.  оленопреклоненна€ поза, подобострастное выражение лица - все говорит об јйвазовском как о человеке, «честолюбием томимом, славы жаждою мутимом». ѕлодовитость јйвазовского и необыкновенна€ скорость его работы заставл€ли ревновать многих членов русской колонии в –име. “ак, в своих ««аписках» брать€ √. √. и Ќ. √. „ернецовы выносили порицание јйвазовскому за высокомерие, саморекламу и напористость. ѕравда, после встречи художников во ‘лоренции в конце концов «наступило их перемирие». јйвазовскому даже нашлось место в групповом портрете «–усские художники на ‘оро –омано» (1842, Ќациональный художественный музей –еспублики Ѕеларусь) кисти √ригори€ „ернецова. ѕравда, его маленька€ фигурка, бородатый профиль и щегольской цилиндр едва различимы в глубине среди классических колонн античной постройки. 

  √. „ернецов. –усские художники на ‘оро –омано. 1842 ’олст, масло Ќациональный музей Ѕелоруссии 

 √. √. „≈–Ќ≈÷ќ¬. –усские художники на ‘оро –омано. 1842 ’олст, масло Ќациональный художественный музей –еспублики Ѕеларусь, ћинск ‘рагмент. ‘игура

справа – ».  . јйвазовский ћ. ». —котти оставил еще один костюмированный портрет мариниста. ¬ графическом альбоме (√“√) ћихаила »вановича сохранилс€ рисунок карандашом с авторской надписью: «јйвазовский в ¬енеции 1842»]. ќдетый, как восточный султан, в чалме, жилетке и шальварах, јйвазовский валь€жно развалилс€ в гондоле, мечтательно устремив взор ввысь. «десь маринист - с кудр€вой бородкой и усиками. Ѕлагодар€ письму ».  . јйвазовского ¬. ». √ригоровичу можно уточнить врем€ исполнени€ рисунка. «я уже два мес€ца как в ¬енеции, - пишет маринист 8/26 окт€бр€ 1842-го. - ѕосле четырех мес€цев во€жа отдыхаю в этом тихом городе. «десь в ¬енеции теперь Ѕенуа, —котти, Ёпингер, Ёльс».  

ћ. ». — ќ““». јйвазовский в ¬енеции. 1842 Ѕумага, италь€нский карандаш √“√ 

—охранились и другие графические изображени€ јйвазовского, в том числе выполненные ¬. ». Ўтернбергом, самым близким другом юности мариниста: недатированный рисунок, представл€ющий его бритым, в испанском костюме (Ќациональна€ картинна€ галере€ јрмении), и акварель «јйвазовский в костюме тореадора» (1843, Ќациональна€ картинна€ галере€ јрмении), где художник изображен с бакенбардами.  остюмированные портреты, выполненные друзь€ми художника, запечатлели образ молодого, еще не «забронзовевшего» јйвазовского. Ёти произведени€ отличаютс€ быстротой исполнени€, с долей иронии они фиксируют внешность модели и не претендуют на образное ее обобщение. јйвазовский любил и понимал шутку, был прекрасным собеседником. ¬ одном из писем к ј. –. “омилову художник писал о себе: «...прошу не забыть смешного крымчака». 

 

¬. ». Ў“≈–ЌЅ≈–√. јйвазовский в костюме тореадора. 1843  Ѕумага, акварель Ќациональна€ картинна€ галере€ јрмении, ≈реван

 ¬первые автопортрет јйвазовского встречаетс€ в акварели «ѕредставление русской экспедиции» из альбома великого кн€з€  онстантина Ќиколаевича. ¬ роскошном зале дворца, из окон которого видна панорама  онстантинопол€, собрались многочисленна€ свита турецкого султана и делегаци€ великого кн€з€. √лавный персонаж -  онстантин Ќиколаевич - сидит слева в кресле, напротив его - султан јбде ћеглит. „уть поодаль от великого кн€з€ - российский посол ¬. ѕ. “итов и адмирал ‘. ѕ. Ћитке. —реди российской делегации можно определить јйвазовского. Ќе только благодар€ надписи внизу, но и по характерным бакенбардам. Ќазначенный в 1844 году «первым живописцем √лавного ћорского штаба», художник получил право носить мундир ћорского министерства. ¬ этом мундире, с орденом —в€той јнны 3-й степени на груди он предстает зрител€м. 

 ».  . ј…¬ј«ќ¬— »…. ѕредставление русской экспедиции во главе с великим кн€зем  онстантином Ќиколаевичем и адмиралом ‘. ѕ. Ћитке турецкому султану. 1845 Ѕумага, графитный карандаш, акварель, белила 19,1 × 30,2 √“√ 

јкадемист јйвазовский был известен представител€м ƒома –омановых достаточно давно. ’удожник сопровождал юного великого кн€з€  онстантина Ќиколаевича в его первом практическом плавании по ‘инскому заливу в летние мес€цы 1836 года. ¬есной 1845 года по его желанию живописец √лавного ћорского штаба јйвазовский был включен в плавание к берегам “урции, ћалой јзии и островам √реческого архипелага. Ќачальником экспедиции был назначен адмирал ‘. ѕ. Ћитке. ¬о врем€ этого морского путешестви€ јйвазовский сделал большое количество рисунков карандашом, служивших ему в течение многих лет важным материалом дл€ создани€ картин, которые он всегда писал в мастерской. ¬ альбоме  онстантина Ќиколаевича сохранилось п€ть сепий, выполненных маринистом в 1845 году (две из них имеют подпись: «јйваз Ёфенди»). 

 

∆алованна€ грамота императора јлександра II, выданна€ ».  . јйвазовскому. 4 декабр€ 1864. ќ– √“√

 ¬ начале 1873-го во ‘лоренции состо€лась выставка картин јйвазовского, вызвавша€ восторженные отзывы у зрителей и художников. ќн стал одним из наиболее признанных во всем мире представителей русской школы живописи. ¬ этом качестве јйвазовский был удостоен чести, вторым после ќ. ј.  ипренского, представить во флорентийской √алерее ”ффици автопортрет. ’удожник ∆елезнов сообщал в –оссию: «...профессора флорентийской јкадемии сообщили »вану  онстантиновичу, что, по уставам јкадемии, он, как высокоталантливый иностранный художник, должен написать свой портрет дл€ помещени€ в галерею».  огда «јвтопортрет» јйвазовского попал в ”ффици, точно неизвестно. ¬идимо, он был приобретен в период, близкий дате создани€, указанной самим автором. 

 ».  . ј…¬ј«ќ¬— »…. јвтопортрет. 1874 ’олст, масло 70,5 × 62,5 √алере€ ”ффици, ‘лоренци€ Ќебольшой погрудный

автопортрет дл€ √алереи ”ффици поражает экспрессией. Ётому впечатлению способствуют точно найденный разворот головы и тела, устремленный вдаль мечтательный взгл€д, грозовое небо в качестве фона. ѕеред зрителем - страстный, романтический образ живописца. јвтопортреты, исполненные јйвазовским на склоне лет, можно по праву отнести к парадным. Ёто большие по размеру изображени€ в рост. јйвазовский стал успешным художником, был удостоен признани€ многих европейских академий, награжден российскими и иностранными орденами, поэтому он постаралс€ запечатлеть себ€ дл€ потомков в самом выигрышном свете, при всем параде. 

 

».  . ј…¬ј«ќ¬— »…. јвтопортрет. 1898 ’олст, масло. ‘ √ј 

Ќа одном из полотен (1892, ‘ √ј (‘еодосийска€ картинна€ галере€ имени ».  . јйвазовского) он - в белом адмиралтейском мундире. Ётим автопортретом »ван  онстантинович словно увековечил неразрывную св€зь своей жизни и творчества с ¬оенно-морским флотом –оссии. Ќа более позднем автопортрете (1898, ‘ √ј) он - в гражданском мундире. «а выдающиес€ успехи в живописи јйвазовский был награжден не только многочисленными орденами, но и высшим гражданским чином действительного тайного советника. 

 

¬. ј. “–ќѕ»Ќ»Ќ. ѕортрет ».  . јйвазовского. 1853 ’олст, масло 77 × 62,5. ‘ √ј 

ќсобн€ком стоит картина «јйвазовский в кругу друзей» (1893, ‘ √ј), где живописец изобразил себ€ со спины, сид€щим за столом. “ем самым он как бы подчеркнул свое скромное положение среди «отцов города» ‘еодосии. Ќа самом деле живописец по указу императора јлександра II удостоилс€ звани€ «ѕочетный гражданин города ‘еодоси€». Ћицом к зрителю сто€т важные городские персоны, среди них - купец √устав јнтонович ƒуранте; з€ть художника, предводитель двор€нства ‘еодосийского уезда ћихаил ’арлампиевич Ћампси; председатель ‘еодосийской земской управы јлександр —таврович √рамматиков. ¬се они внимают словам јйвазовского. ћы не видим его лица, не слышим, что он говорит, но выразительно написанна€ спина художника передает энергию человека, счастливо сохранившего до глубокой старости €сность чувств и мышлени€. 

 ».  . ј…¬ј«ќ¬— »…. јйвазовский в кругу друзей. 1893 ’олст, масло. ‘ √ј  

«Ќе передвижник, зато подвижник…» 

“ак, согласно легенде, характеризовал мариниста »ван Ќиколаевич  рамской. ¬прочем, к такому заключению идеолог и организатор “оварищества передвижных выставок пришел не сразу. –омантические «сказки мор€» јйвазовского казались надуманными и неестественными новому поколению русских художников, проповедующих критический реализм. ѕоказателен отзыв  рамского в письме к ѕ. ћ. “реть€кову в 1875 году: «…€ по вашей просьбе осматривал выставку картин јйвазовского в јкадемии и ни одной из них не рекомендовал приобресть… таких чистых и €рких тонов, как на картинах јйвазовского, € не видал даже на полках москательных лавок». ќднако после успеха картины «„ерное море»  рамской загорелс€ интересом к творчеству јйвазовского и к нему самому. Ўироко известно его высказывание: «јйвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во вс€ком случае, и не только у нас, а в истории искусства вообще».

 

 ». Ќ.  –јћ— ќ…. ѕортрет художника ».  . јйвазовского. 1880-е ’олст, масло 93 × 73 √–ћ 

 ак высоко ставил искусство јйвазовского  рамской, можно судить не только по его высказывани€м, но и по изображени€м мариниста.  исти  рамского принадлежат целых три портрета јйвазовского. ѕроизведение из –усского музе€ не датировано, однако оно относитс€ к началу 1880-х годов, когда јйвазовский находилс€ на пике славы, был полон жизненных сил и энергии. ќн представлен с атрибутами художника - в руках карандаш и папка. ќднако живописец одет, как аристократ. Ќа нем элегантный черный костюм и белоснежна€ рубашка, шейный платок-бант, тщательно расчесаны и напомажены густые бакенбарды. ќсобое внимание  рамской удел€ет прорисовыванию деталей лица, подчеркивает его правильные, из€щные черты, умный взгл€д и €сные темные глаза. ƒополн€ют характеристику иронична€ улыбка и взгл€д как бы свысока. ¬се это говорит о том, что јйвазовский зан€л определенное место в российском обществе.  рамской не случайно пыталс€ изобразить јйвазовского за работой. Ћегкость, с которой маринист писал свои полотна, часто воспринималась современниками как несерьезное отношение к творческому труду. « то пишет двухчасовые картины, - восклицал критик ¬. ¬. —тасов, - то про себ€ держи этот несчастный секрет, не выводи его наружу, а особенно не разоблачай его перед учащейс€ молодежью, не учи ее легкомыслию и машинным привычкам». —тасов не мог не чувствовать покор€ющей силы даровани€ јйвазовского, но вместе с тем как бы в оправдание этой «слабости» обычно писал о нем как о художнике, у которого все лучшее в прошлом, а в насто€щем или повторение раз найденного, или упадок. » все же критика —тасова и  рамского была критикой друзей, критикой людей, глубоко люб€щих искусство јйвазовского, болезненно воспринимающих каждый срыв в работе мастера. 

 

ƒ. ћ. ЅќЋќ“ќ¬. ѕортрет художника ».  . јйвазовского (с папкой). 1876 ’олст, масло Ќаучно-исследовательский музей –оссийской јкадемии художеств, —анкт-ѕетербург ‘отографи€ 

«ѕортрет художника јйвазовского» (1881, Ѕашкирский государственный художественный музей имени ћ. ¬. Ќестерова, ”фа) - самый живой и выразительный. —овсем не парадный по форме, он как нельз€ лучше отвечает задаче показать скромный облик знаменитого мариниста. «десь  рамской выступает как глубокий и тонкий психолог, не приемлющий аффектации. “онко разработанна€ светотень создает впечатление легкой, едва уловимой смены выражени€ лица портретируемого.  рамской-портретист показывает внутреннюю жизнь человека.

  

».  . јйвазовский с внуками. 1890-е ‘отографи€ 

Ќа IX ѕередвижной выставке 1881 года в ѕетербурге  рамской экспонировал целый р€д своих произведений, среди них - еще один по€сной портрет ».  . јйвазовского (‘ √ј).  рамской уловил возрастные изменени€ во внешности мариниста. Ќа нейтральном фоне выдел€етс€ худощавое лицо с легкими морщинами и поседевшими бакенбардами. —. Ќ. √ольдштейн считала этот портрет «малоудачным»: «ќстава€сь тонким мастером в передаче внешнего портретного сходства,  рамской не достиг той глубины выражени€ внутренней сущности человека, своеобрази€ его характера, которые были присущи его лучшим произведени€м». ¬ иконографии јйвазовского особое место занимает изображение мариниста, исполненное  . ≈. ћаковским. ¬ 1880-х годах ћаковский стал модным живописцем и, как јйвазовский, одним из самых высокоценимых и высокооплачиваемых российских художников своего времени. ¬месте с тем обоим мастерам доставалось от критиков-демократов, которые рассматривали их как предателей идеалов передвижников. –оскошна€ мастерска€ ћаковского на ƒворцовой площади была чрезвычайно попул€рна среди светской публики, а модные идеализированные портреты, приукрашивающие модель, очень ценились. Ѕлест€ще передава€ обстановку, нар€ды, дорогие ткани и меха, художник старалс€ представить портретируемых в самом выигрышном свете, соблюда€ при этом точное сходство, но не вника€ в психологическую характеристику модели. 

 

 . ≈. ћј ќ¬— »…. ѕортрет ». . јйвазовского. 1887 ’олст, масло 63,5 × 54 јстраханска€ картинна€ галере€ имени ѕ. ћ.

ƒогадина 

 азалось бы, «пленник красоты» должен был написать эффектный образ «певца морских пучин». ћаковский же изобразил своего друга со всей любовью и уважением. јйвазовский представлен в простом черном сюртуке, в темной рубашке, без орденов и наград. ѕоразителен проникновенный взгл€д художника-труженика. Ѕлистательно живописное исполнение портрета. Ћегкие динамичные мазки создают особую пространственную среду. »зобразительна€ «јйвазиана» была бы далеко не полной, если бы мы не упом€нули р€д уникальных фотографий. ¬ 1887 году, когда праздновалс€ юбилей живописца, јйвазовский подарил гост€м (150 персон) свои «карточки». ”беленный сединами художник сидит в студии перед мольбертом, в который вставлены миниатюрные морские пейзажи. Ќаписанные маслом оригиналы практически не повтор€лись и свидетельствовали о колоссальном творческом потенциале 70-летнего мастера. јйвазовский сделал свое изображение не только знаком свидетельства исторического событи€, но и формой художественной подписи. ’итроумна€ выдумка художника стала прекрасным примером саморекламы, а «самоуверенные автопортреты», снабженные автографом, - дополнительным источником коллекционировани€.  

».  . ј…¬ј«ќ¬— »…. ѕейзаж вмонтирован в фотопортрет ».  . јйвазовского.    

теги

из дневника Antiberlioz ћЌќ√ќЋ» »… ј…¬ј«ќ¬— »…, ј…¬ј«ќ¬— »… —»ћ¬ќЋ ќƒЌќќЅ–ј«»я

ћетки:  


ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 7 пользовател€м



отпущенность_момента   обратитьс€ по имени —уббота, 01 јвгуста 2020 г. 17:04 (ссылка)
Ќа сколько же похоже наше видение. ’от€, психика разна€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ё–»…_ ќ—ј√ќ¬— »…   обратитьс€ по имени —уббота, 01 јвгуста 2020 г. 19:34 (ссылка)
»сходное сообщение отпущенность_момента
Ќа сколько же похоже наше видение. ’от€, психика разна€.



интересно...

а в чем различие в психике?


.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јнна_на_шне   обратитьс€ по имени —уббота, 01 јвгуста 2020 г. 20:26 (ссылка)
я читала, что он шпионил дл€ англичан.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ё–»…_ ќ—ј√ќ¬— »…   обратитьс€ по имени —уббота, 01 јвгуста 2020 г. 20:38 (ссылка)
»сходное сообщение јнна_на_шне
я читала, что он шпионил дл€ англичан.


јнна_на_шне да-да и € читал об этом
- вполне возможно


.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Antiberlioz   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 03 јвгуста 2020 г. 08:54 (ссылка)
ћне вас искренне ∆аль! » даже не буду вступать с вами в прени€, так как это бессмысленно, таких пустых людей ничего не понимающих в искусстве не переубедить. Ќо € рада тому, что таких людей как вы мало, о чЄм свидетельствуют последние выставки јйвазовского. ѕрошу впредь не заходить в мой дневник, дл€ вас он закрыт.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку