-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Налаживание_мостов

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.03.2025
Записей:
Комментариев:
Написано: 565


«Blue Origin еще долго не сможет догнать SpaceX по числу пусков, но успешный полет New Glenn открывает ей доступ к тендерам» — эксперт

Суббота, 15 Ноября 2025 г. 03:11 + в цитатник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компания Blue Origin, принадлежащая американскому миллиардеру Джеффу Безосу, провела успешный запуск ракеты New Glenn. Первая ступень многоразового использования приземлилась на специальную башню, а во время полёта были развернуты два аппарата NASA для наблюдения за Марсом — это стало первым случаем, когда Blue Origin доставила в космос научный груз. Об этом сообщает Reuters.

Журналисты агентства отмечают, что этот запуск «стал ключевой вехой для Blue Origin в её стремлении на равных конкурировать с компанией SpaceX Илона Маска», которая сейчас лидирует по количеству пусков многоразовых ракет.

Аналитик ракетных пусков, автор научных статей о космосе и ракетостроении Георгий Тришкин рассказал The Insider, что до полноценной конкуренции со SpaceX ещё далеко, и скорее всего Space X сохранит доминирующее положение.

«В этом году SpaceX проведёт 170 орбитальных пусков, Blue Origin только 2. Поэтому компании Безоса ещё предстоит поработать над тем, чтобы достичь результатов SpaceX хотя бы 5-летней давноcти — 25 пусков. На это уйдут годы агрессивного роста при условии, что не будет серьёзных ошибок. К моменту, когда Blue Origin сможет приблизиться к текущим результатам SpaceX, компания Маска планирует проводить сотни пусков в год, и скорее всего так и останется в своей собственной категории с долей в 90-99% всей выводимой массы в мире. Тем более, многоразовый ускоритель это лишь часть проблемы, у Blue Origin пока что нет своей пилотируемой программы, миссий на МКС и так далее, но они над этим работают. Зато теперь Blue Origin может полноценно участвовать в оборонных тендерах».

Через 10 минут после старта первая ступень ракеты, предназначенная для многоразового использования, приземлилась на палубу баржи, дрейфующей в Атлантическом океане. Ступень получила название «Never Tell Me the Odds» («Никогда не говори мне, каковы шансы») — отсылка к известной фразе Хана Соло из V эпизода «Звёздных войн» «Империя наносит ответный удар».

Георгий Тришкин рассказал, что, несмотря на внешнее сходство с тем, что делают ракеты Space X, между продукцией двух компаний есть множество технических различий:

«Решения двух компаний отличаются почти во всех мелких деталях, но решают одну задачу — удешевление пусков с помощью возвращаемой системы — разными методами. Falcon 9 от SpaceX — ракета средне-тяжёлого класса, New Glenn уже тяжёлого, а Starship Super Heavy (тоже SpaceX) сверхтяжёлого. Хотя к заявленным характеристикам в 45 тонн груза, выводимого на орбиту, New Glenn ещё предстоит прийти, чтобы конкурировать с Falcon.

 

 

New Glenn разрабатывали более 12 лет каскадным методом, SpaceX эксплуатирует итеративный подход с массовым производством, который сложнее и дороже, но если получается — то с большим отрывом от всех. В отличие от Falcon 9 на керосине, ракета New Glenn использует метан на первой ступени и водород на второй в качестве топлива — метан дешевле и меньше коптит, а водород даёт преимущество по эффективности, но сложнее в освоении. Они также отличаются по материалам и конструкции баков, профилю (траектории) полёта, посадочным опорам, аэродинамическим поверхностям & lt;внешние поверхности летательного аппарата, непосредственно взаимодействующие с окружающей средой — примечание The Insider& gt;, конфигурации двигателей и так далее. В общем, совершенно разные и самостоятельные системы со схожим методом посадки на баржу, хотя New Glenn может зависнуть на месте, а Falcon 9 нет. А вот отличий от Super Heavy ещё больше, но обе системы на метане. И Blue Origin также ведёт разработку второй многоразовой ступени, но она будет отличаться от Starship, если когда-нибудь увидит свет».

Во время нынешнего запуска Blue Origin развернула два спутника под общим названием EscaPADE. К 2027 году они должны достигнуть орбиты Марса и начать наблюдения за взаимодействием солнечного ветра с марсианским магнитным полем. Результаты этих исследований помогут выяснить, почему Марс, некогда более тёплый и влажный, превратился в пустынную планету, и как солнечное излучение влияет на марсианскую поверхность. SpaceX же во время нескольких последних запусков тестировала развёртывание спутников Starlink, используемых для обеспечения мобильной связи на Земле. Георгий Тришкин рассказал, что тем не менее приоритетные направления деятельности компаний во многом пересекаются:

«Обе компании грубо разделили между собой сферы освоения — широкополосная связь для низкой орбиты есть у обоих, но Blue Origin делает упор на освоение Луны и утилизации ресурсов на её поверхности и под ней. У них для этого даже есть специальный проект Alchemist по переработке лунного реголита, который прошёл лабораторные испытания. Главный фокус SpaceX, конечно же, Марс. Здесь у Blue Origin также есть предложения по системам связи и поддержке миссий NASA, но пока без собственной независимой программы.

 

 

При этом обе компании являются частью лунной программы Artemis, которую ждут изменения. Сейчас у SpaceX есть контракт на высадку астронавтов в 3 и 4 миссиях на гигантском Starship HLS. У Blue Origin в 5 и 6 миссиях на Blue Moon MK2. Обе компании работают над контрактами для доставки грузов на поверхность Луны. Blue Origin работает над аппаратом для полетов на Луну на базе малого корабля MK1 — это их первый прототип, который полетит в начале 2026 года, и для Artemis 3 есть опция с малым жилым отсеком на манер лунного модуля Аполлон. Кроме того, у них есть шанс забрать у компании Lockheed Martin контракт по запуску к Луне корабля Orion. Для этого будет использоваться новая система Transporter — это продвинутый разгонный блок на водороде с системой дозаправки, переохладителем, большим экраном для выработки энергии и защиты от Солнца».

По данным федеральных закупок, NASA потратило около 55 миллионов долларов на миссию EscaPADE и заплатило Blue Origin 18 миллионов долларов за полёт New Glenn, что значительно дешевле, чем другие космические программы агентства.

 

 

 

 

 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

 

 

«Успешное завершение миссии Flight 11 приближает SpaceX к повторному использованию Starship, что в разы удешевит полеты» — эксперт

 

 

Инженеров в SpaceX переводят на разработку марсианской ракеты Starship, из-за чего откладываются запуски спутников Starlink — Bloomberg

 

 

SpaceX Илона Маска заключила многолетний контракт с Минобороны США на запуски объектов нацбезопасности на сумму $5,92 млрд

 

 

 

 

 

 

 

Источник: https://the-world-today.com/component/k2/item/53998


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку