-÷итатник

“ќѕ-100 самых вли€тельных де€телей современного украинского искусства 2011 ART Ukraine - (0)

—лучайно обнаружила, что € тут на 63 месте: 63. ќльга  озловска€. ∆урналист http://www.artukra...

„удесный пост, прочтите - не пожалеете! - (1)

‘ото из личного архива ‘отографии ровно 50 лет. Ёто 1-й "б" класс 12-...

—овременный –обинзон - (1)

—овременный –обинзон или новый Ќой? «а 13 тыс€ч долларов англичанин Ѕрендон √римшоу купил крошечн...

ѕисьма ¬ан-√ога - (1)

на фото слева ¬инсент примерно в 1866 году  артины - это объекты —илы, которые аккомулируют в с...

≈сли это шанс, то надо его использовать - (0)

—олнечное затмение 20 марта 2015. ќтбросьте иллюзии. ƒелайте ƒеньги ѕолное —олнечное затмение ...

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии  остецкий ¬ладимир Ќиколаевич
 остецкий ¬ладимир Ќиколаевич
15:37 13.03.2013
‘отографий: 3
ѕосмотреть все фотографии серии картины —аши  остецкого и несколько фото наших kid
картины —аши  остецкого и несколько фото наших kid
16:53 11.01.2013
‘отографий: 26
ѕосмотреть все фотографии серии „ернигов
„ернигов
17:40 22.06.2012
‘отографий: 12

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в »валон

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2004
«аписей: 5692
 омментариев: 20018
Ќаписано: 41653


јлександр ћурашко (его дом-пам€тник под угрозой сноса, митинг 12.02 в 12.00

ѕ€тница, 11 ‘еврал€ 2011 г. 19:28 + в цитатник
÷итата сообщени€ ѕарашутов ∆«Ћ (јЋ≈ —јЌƒ– ћ”–јЎ ќ. —¬≈“ќ„ ” –ј»Ќ— ќ… ∆»¬ќѕ»—».)
митинг по спасению усадьбы ћурашко по ћалой ∆итомирской 14 завтра, в субботу, в 12 часов (у майдана, чуть выше остановки 16 тролллейбуса)

ѕервый биограф художника јлександра ћурашко, украинский историк искусства ‘едор Ёрнст в июне 1929 года написал статье по поводу дес€тилети€ смерти художника. ¬ ней он, рассужда€ об известности украинских художников, заметил, что из тыс€чи их имен Ђдо сих пор нет ни одного, назвав которое, мы могли бы с удовлетворением сказать: да, его знают все, он попул€рен, творчество его исследовано, доступно в оригиналах абсолютно всем. » дл€ ћурашко мы также не делаем исключений... Ўироким массам его им€ совсем неизвестно... ¬ лучшем случае знают: ЂЅыл такой!ї
”верен, многие мои читатели, в лучшем случае, слышали фамилию ћурашко, может даже знают о существовании Ўколы рисовани€ его д€ди Ц Ќикола€ ћурашко (кстати, их часто путают!). ѕоэтому захотелось поподробней исследовать биографию этого интересного украинского художника. “ем более, о нем написано несколько больших статей, в каждой из которых есть интересные подробности. Ёти статьи и легли в основу моего Ђисследовани€ї. ћо€ задача состо€ла в том, чтобы систематизировать биографические данные, не пропустив эти самые интересные подробности. ћатериал получилс€ объемным, поэтому до финала доберутс€ истинные любители живописи.
“ак что, как говор€т в ”краине: ЂЋаскаво просимо!ї

јлександр јлександрович ћурашко

25 августа (7 сент€бр€) 1875 Ч 14 июн€ 1919,  иев



јлександр ћурашко јвтопортрет 1918 г.

»звестный украинский живописец, педагог и общественный де€тель.




ƒетство

–одилс€ ћурашко в  иеве. ќн был внебрачным и не очень желанным ребенком.
ћать —аши Ц ћари€ »вановна  рачковска€, дочь св€щенника - была в услужении, поэтому сына отправила к родственникам в местечко Ѕорзна на „ерниговщине, где —ашу воспитывала бабушка.

ѕо одним источникам, его мать жила невенчанной с мастером иконостасов јлександром ћурашко, поэтому фамилию отца мальчику дать не могли, с рождени€ он носил фамилию  рачковский. » лишь спуст€ 16 лет после его рождени€ родители поженились, так что родной отец приходилс€ ему кем-то вроде отчима. ѕо другой версии, јлександр »ванович ћурашко и был отчимом —аши. ¬ общем, €сно, что ничего не €сно.
Ёту тайну, окружавшую —ашу с детства, раскрыл в своих воспоминани€х его друг, художник и искусствовед Ќиколай ѕрахов, сын знаменитого јдриана ѕрахова Ч археолога, историка искусств, критика, автора одной из первых публикаций о “арасе Ўевченко-художнике.

ѕозже мать с отчимом переехала в „ернигов, где тот открыл небольшую иконостасную мастерскую. »менно в ней —аша получил первый опыт рисовани€.
¬ детстве мальчик был очень застенчивым, он даже чуть-чуть заикалс€.
—аша училс€ в духовном училище и помогал отчиму в мастерской, особенно охотно, если это касалось иконописных работ.

ћастер иконостасов и резчик по дереву јлександр »ванович ћурашко был родным братом художника Ќикола€ ћурашко Ч известного киевского живописца и педагога.
Ќ.».ћурашко - основатель и бессменный руководитель Ђ–исовальной школы Ќ.ћурашкої, из которой вышли художники Ќ.ѕимоненко, —. остенко, √.ƒ€дченко, ».»жакевич, в ней учились √.—ветлицкий, ћ.∆ук, ¬.«амирайло, ‘. расицкий и даже ¬.—еров и  .ћалевич.



»ль€ –епин ћурашко Ќиколай »ванович на вечере художеств 1866 г.

»менно от брата, который жил в то врем€ в  иеве, јлександр ћурашко узнал о предсто€щих больших реставрационных работах в восстановленном ¬ладимирском соборе в  иеве.

¬ладимирский собор

¬ 1888 году јлександра »вановича ћурашко пригласили прин€ть участие в отделочных работах в соборе.
—емь€ переехала в  иев, где отчим открыл свою иконописную мастерскую и получил подр€д на грунтовку стен и позолотные работы, а позже Ч и на изготовление церковной мебели. ¬ерхние, мраморные, колонны иконостаса делались в »талии, а нижние, дерев€нные, в мастерской ћурашко.

¬  иеве парн€ отдали в гимназию. Ђ”чилс€ € плохо, т€нуло уже тогда к зан€тию искусством, а рисовальна€ школа д€ди Ќикола€ »вановича казалась недос€гаемым раем, Ч напишет художник много лет спуст€ Ќиколаю ѕрахову.

— семьей ѕраховых была св€зана вс€ дальнейша€ жизнь јлександра ћурашко Ч и творческа€, и лична€. ¬ п€тнадцать лет он вошел в эту семью Ч худой, длинный, лохматый, застенчивый мальчик —аша  рачковский.
ќн часто прибегал к профессору истории искусств  иевского университета јдриану ¬икторовичу ѕлахову, который руководил проектом, за чертежами деталей иконостаса и мебели, выполн€€ поручени€ отца, в то врем€ Ч еще отчима. ѕрахов снимал с семьей квартиру на углу Ѕольшой ¬ладимирской и Ѕольшой ∆итомирской в доме 11/6, сохранившемс€ до наших дней (на первом этаже там нынче аптека). ј мастерска€ ћурашко располагалась напротив, в доме под номером 8 (там теперь многоэтажный дом с гастрономом).

ќтчим забрал мальчика из гимназии и отдал в учение своему старшему мастеру, иконописцу Ќауменко, чтобы подготовил из него Ђпристойного богомазаї. Ќачалась сурова€ жизнь при мастерской.

Ќаблюда€ за росписью ¬ладимирского собора, јлександр познакомилс€ с такими мастерами как ¬иктор ¬аснецов, ћихаил Ќестеров, ћихаил ¬рубель, принимавшими участие в роспис€х собора.



¬иктор ¬аснецов јвтопортрет 1873 г.
Ќестеров ћихаил ¬асильевич. јвтопортрет. 1915 г.
ћихаил ¬рубель јвтопортрет 1882 г.

¬се творцы собора были недос€гаемыми в своем деле. ¬аснецова уже в то врем€ называли русским –афаэлем, Ќестеров и ¬рубель Ч молодые, но признанные мастера живописи, чьи работы одновременно славила и ругала критика и пресса.
ќни ежедневно встречали в соборе высокого застенчивого юношу с растрепанной прической.
  ним и обращалс€ юноша за советами и поддержкой. ќн видел их картины на художественных выставках. ¬ дев€ностые годы, во врем€ строительства собора, и в начале века ими изобиловал  иев. ¬се это и определ€ло душевный строй целеустремленного юноши.

“огда и заметил впервые многообещающего юношу ¬иктор ¬аснецов, разрешив ему копировать свои образа, уже оживающие на стенах ¬ладимирского собора. ѕонемногу юный художник даже вт€нулс€ в эту работу. Ђ¬се же это была живопись, а не стол€рное ремеслої - напишет он позже.
Ќо хотелось не копировать, а писать свое, а главное Ч учитьс€. » не где-нибудь, а в —анкт-ѕетербургской јкадемии художеств!
 стати, именно ¬аснецов посоветовал ћурашко поступать в столичную јкадемию.

Ќо дл€ этого нужна была солидна€ подготовка. ”же тогда —аша стал бегать на зан€ти€ к своему д€де, Ќиколаю »вановичу ћурашко, в открытую им рисовальную школу.
«десь-то и возник конфликт с отцом, который отдал сына на обучение к иконописцу, а о зан€ти€х и об академии и слышать не хотел.
ќдин из журналистов даже написал, что отчим в будущем видел —ашу либо св€щенником, либо коммерсантом. ≈сли бы строгий отчим мог предположить, как пасынок прославит его фамилию, он, наверное, был бы к нему добрее.

—ыновий бунт

Ѕорьба характеров привела к ссоре с отчимом и к тому, что п€тнадцатилетний —аша просто ушел из дому, решив самосто€тельно зарабатывать деньги на учебу.
—амосто€тельна€ жизнь оказалась ой как не легка. ѕришлось жить впроголодь, работа€ грузчиком на баржах, ночу€ где придетс€ Ц в мастерских, в соборе, а часто Ч на баржах, на плотах, в кустах, пр€мо на склонах ƒнепра. ¬месте с бос€ками, на Ђкукушкиной дачеї, как шутил спуст€ годы.
ƒаже крепкий молодой организм не выдержал, јлександр простудилс€ и т€жело заболел.
ƒал знать отчиму, но тот не предложил помощи, даже не проведал больного.

 огда выздоровел Ч пришел к јдриану ѕрахову за советом и с просьбой о поддержке.
Ђћне бы немного денег, поживу в деревне, поправлю здоровье, поработаю, а осенью поеду поступатьї.
Ч Ђ—колько ж тебе надо?ї Ч поинтересовалс€ јдриан ¬икторович.
Ч Ђƒумаю, рублей тридцать хватитї, Ч сказал смущенный юноша.
ѕрахов дал больше. ¬аснецов тоже дал денег на лечение.

¬ дальнейшем они и родной д€д€ Ќиколай ћурашко вс€чески поддерживали будущего художника. ќни и пристыдили отца, уговорили его узаконить отношени€ с матерью —аши, повенчатьс€, сыграть свадьбу и усыновить своего собственного сына, дав ему свою фамилию.
¬скоре даже сыграли запоздалую свадьбу, на которой ј. ѕрахов был посаженым отцом, и присутствовала вс€ мастерска€.
—охранилась фотографи€ той поры Ч отец и мать —аши ћурашко.
ќтец высокий, широкоплечий, крепкий мужик с окладистой бородой, типичный мастеровой или купец того времени. ћать Ч невысока€, тоненька€, нежна€ женщина ћари€  рачковска€, тоже ставша€ теперь ћурашко. Ќаверное, от матери у сына и лиризм, и тонкость души, и кака€-то особенна€ незащищенность. ј отчим, а теперь Ц отец, как говор€т, по характеру был кремень.

јндриан ѕрахов, увидев колоритные персонажи, написанные јлександром "с натуры", вз€тые из окружавшей его действительности во врем€ скитаний, посоветовал ему учитьс€ дальше, что он и сделал, поступив в рисовальную школу своего д€ди. ј отец, возможно, Ђпод нажимомї таких вли€тельных людей, как ѕрахов и ¬аснецов, стал оплачивать подготовку јлександра к поступлению в академию.

ƒ€дина школа

  моменту поступлени€ јлександра Ўкола существовала уже больше дес€ти лет. —начала Ч как частна€ школа Ќ.ћурашко, а потом Ч как городска€, попечителем которой был Ќиколай »ванович “ерещенко. ќн же первое врем€ и финансировал ее, оплачива€ труд преподавателей и внос€ плату за неимущих учеников. —трога€, хоть, может, и несколько консервативна€ академическа€ система обучени€ в школе привлекала не только желающих научитьс€ рисовать, но и многих талантливых людей, мечтающих о поступлении в академию. ѕлата за учебу была небольша€ Ч шесть рублей в мес€ц. ƒл€ Ђлиц успевающих и небогатыхї эта плата могла быть и понижена. ”чеников из бедных семей совсем освобождали от платы.
ƒл€  иева, не имеющего в то врем€ ни одного художественного учебного заведени€, Ђ–исовальна€ школа Ќ.ћурашкої была центром, собирающим талантливую творческую молодежь.



».≈.–епин ѕортрет Ќ.».ћурашко 1881 г.

«десь устраивались выставки, вечера и балы, спектакли. ѕреподавали, кроме ћурашко, такие известные художники, как Ѕудкевич, ѕопов, ѕлатонов, ѕимоненко, —елезнев.
¬ыдающиес€ художники –оссии Ч –епин,  рамской, ѕоленов, ћ€соедов, √е, „ист€ков Ч посто€нно поддерживали рисовальные классы, читали лекции, давали практические уроки.
¬ программу зан€тий входили также истори€ искусств, анатоми€ и перспектива. »х читали профессора  иевского университета.
јлександр ћурашко стал одним из самых успевающих ее учеников. ¬ этот период јлександр буквально жил в школе рисовани€ своего д€ди.
Ќиколай »ванович ћурашко Ц замечательный художник и педагог оказал колоссальное вли€ние на формирование молодого даровани€ плем€нника, јлександр считал его своим учителем.

јкадеми€

√отов€сь к вступлению в академию, летом 1894 года јлександр жил в селе под  иевом, много рисовал с натуры Ч людей, оригинальные, как любил говорить, сельские лица, природу, жанровые сценки с натуры, эскизы, этюды, наброски. ѕри всех недостатках его еще робкой ученической палитры эти работы свидетельствовали о незаур€дном таланте их автора и могли служить неплохой рекомендацией будущему живописцу.
— этим творческим багажом, а также с рекомендательными письмами ѕрахова и ¬аснецова јлександр осенью 1894 года отправилс€ в —анкт-ѕетербург.



јлександр ћурашко фото 1895 г.

ќн нацелилс€ поступать не просто куда-нибудь, а в мастерскую »льи ≈фимовича –епина, тогда уже классика, ставшего профессором академии, некогда однокурсника, и на прот€жении всей жизни друга Ќикола€ ћурашко.  стати, –епин Ц тоже выходец из ”краины, из города „угуева.

Ќо в мастерскую –епина поступить не удалось. ƒомашн€€ подготовка и рисовальна€ школа не давали достаточной основы.
¬ то врем€ при јкадемии было открыто ¬ысшее художественное училище (¬’”), куда и поступил јлександр. ∆илось ему несладко, денег всегда не хватало.
„ерез два с половиной года, в 1896, успешно пройд€ общие классы училища, как один из лучших выпускников ћурашко стал вольным слушателем академии Ц студентом мастерской ». –епина.

 ак позже вспоминал сам ћурашко, –епин не сразу заметил и оценил талант своего нового ученика, земл€ка с твердым характером, хохла, самолюбиво ищущего свой путь в искусстве, слушавшего учител€, а рисовавшего по-своему.
Ђ–епин стал проходить мимо мольберта, за которым € работал, точно мен€ совсем не было в мастерскойї Ч рассказывал јлександр по приезде в  иев на каникулы.
 ончилось тем, что, рассердившись, метр отказал земл€ку в праве работать у него.
“огда тот решил перебратьс€ в другую мастерскую, но выбирал Ч то ли к ћ€соедову, то ли к ћаковскому. «аручилс€ согласием обоих и уехал домой на этюды.

Ћето работал в деревне, не поклада€ рук. ќсенью возвратилс€ в јкадемию, зашел к –епину. Ђѕоказываю ему свои летние работы, а он так небрежно, как-будто ему и дела нет до мен€ никакого, говорит: ЂЅрось там под стол, € потом посмотрю, когда будет врем€, а ты приходи ко мне завтраї. ѕрихожу снова на завтра, а он еще не посмотрел... —трашно мне стало, что теперь со мной будет? ѕрогонит или нет? Ђƒостаньї, Ч говорит мне –епин небрежным тоном. я достал. ќн посмотрел все этюды и сразу переменил тон. √оворит: Ђѕриходите завтра работатьї. я был так счастлив, как в тот день, когда мен€ прин€ли в классы јкадемии художеств. ј другому профессору и ноги не показалї.

–епин стремилс€ своим ученикам привить любовь к человеку, к его внутреннему миру, учил придавать портрету психологическую емкость и выразительность, переносить на полотно характер портретируемого.
”же в годы учени€ были созданы поэтически тонкие работы Ц Ђѕортрет девушкиї, отмеченный академической премией в 1895 году, Ђѕортрет юноши, читающего книгуї, Ђѕортрет художника √ригори€ ÷иссаї, Ђѕортрет «инаиды ≈вдокимовойї и с нее же Ч Ђƒевушка в розовой блузкеї.



јлександр ћурашко ѕортрет художника Ќикола€ ѕетрова 1897-98 г.г.

Ћучшим отчетом о годах учебы стала программна€ конкурсна€ работа-картина Ђѕохороны кошевогої (1900). —южет был выбран, как дань любви к родине и ее истории, а также не без вли€ни€ репинских Ђ«апорожцевї.
Ђѕохороныї были как бы продолжением темы Ч ведь хорон€т кошевого, доблестного »вана —ирко, присутствующего и на картине –епина. Ќо общий тон картины ћурашко и настроение, в отличие от репинского полотна, Ч скорбные. » эта скорбь Ч свидетельство того, как дорог друзь€м-запорожцам человек, уход€щий в последний путь.
ќсобенно выдел€етс€ фигура и лицо старика, несущего булаву, символ власти покойного. ≈сть свидетельства, что дл€ этого колоритного и запоминающегос€ образа старого казака художнику позировал шестидес€тилетний ћихаил —тарицкий Ч выдающийс€ писатель и театральный де€тель, автор известной пьесы Ђ«а двум€ зайцамиї.
Ќужно отметить, что в конкурсе работ выпускников участвовали однокурсники ћурашко -  устодиев и ћал€вин, конкуренты, с которыми он и дружил, и соперничал.



Ѕ. устодиев ј.ј.ћурашко за работой над коллективной картиной ѕостановка натуры в мастерской –епина 1900 г.

Ќо больша€ «олота€ медаль досталась ћурашко. ѕервые биографы ћурашко с удовлетворением отмечали, что украинскому художнику удалось победить Ђћал€винских бабї.
ѕобеда в дипломном конкурсе давала право на трехлетнюю поездку за границу за счет академии.

«аграница

¬ начале 1901 года јлександр ћурашко уезжает за границу, путешествие продлилось три года.
ѕо традиции он посетил –им и ¬енецию, но надолго обосновалс€ в ћюнхене и в ѕариже, где продолжал совершенствовать мастерство, работа€ в мастерских известных европейских живописцев.

 ак-то еще в  иеве, обсужда€ успехи јлександра, јдриан ѕрахов заметил: Ђћазила из —аши выйдет великолепный, но ему необходимо дисциплинировать свой талант. ј дл€ этого сейчас лучша€ школа Ч мюнхенска€. “ам и художники собрались солидные, и жизнь скромнее, чем в ѕариже, где дл€ человека с таким темпераментом, как у —аши, слишком много соблазнаї.
“о же самое советовал и д€д€, ревниво следивший за успехами плем€нника. Ќиколай ћурашко писал ему, что никто не владеет той дисциплиной рисунка, которой владеют Ђнаши мюнхенцыї. Ќашими мюнхенцами были те немногие художники, которые раньше учились в знаменитой мюнхенской школе живописи и рисунка в мастерской словака јнтона јшбэ и выставл€лись на престижном ежегодном ћюнхенском —ецессионе. —реди них был уже ставший одним из самых знаменитых портретистов –оссии ¬алентин —еров.



јлександр ћурашко Ѕлаговещение

 ак рассказывал потом ћурашко, в ћюнхене собирались со всего света Ђд€диї, солидные, с длинными бородами, уже много раз выставл€вшие свои работы, с именами. » учились они, как обыкновенные школьники. ¬ечером отдыхали и веселились, а днем все работали.
ѕопробовал новичок проведать днем одного, другого... Ќе тут-то было. Ќикто не хотел оторватьс€ от мольберта. ѕотом ћурашко сам вт€нулс€ и так же увлеченно сам стал работать.
ѕравда, Ђмюнхенцамї, а потом и ћурашко доставалось из - за пренебрежени€ к социальным мотивам и за то, что чрезмерно увлекались внешней стороной живописи, красками, колоритом.

—амым успешным этапом его командировки стал парижский период. ћурашко удалось удачно синтезировать в своей живописи украинский колорит и отечественные традиции с модными современными ве€ни€ми, попул€рным в то врем€ модерном.
ѕоходы в Ћувр и преклонение перед классической традицией, воплощенной в полотнах ¬еласкеса он совмещает с посещением парижских кафешантанов. »х обстановка и завсегдатаи дали ему материал дл€ создани€ новых образов в новой дл€ него импрессионистической манере.

¬ ѕариже он пишет серию картин, известную под условным названием "ѕарижанки" и массу этюдов. ≈го натурщиками были завсегдатаи кафе и проститутки, напоминающие гротескных див “улуз- Ћотрека, а сюжеты словно фиксировали обычную ночную жизнь парижских кафе и улиц. √лавное, что плен€ло художника в ѕариже Ч был цвет, насыщенность и чистота цвета, позже особенно €рко про€вившиес€ в его живописи. Ёто про€вились и в нескольких портретах, написанных в ѕариже.
ѕортрет Ђƒевушки в красной шл€пеї, написанный в 1903 году в ѕариже, уже свидетельствовал о том, что молодой художник стал зрелым мастером.



јлександр ћурашко ƒевушка в красной шл€пе 1902-03 г.г.

«десь все построено на контрастности двух цветов Ч красного и черного, мастерски передан и завораживающий взгл€д глубоких черных глаз девушки.
¬торой портрет, написанный с этой же модели, Ч Ђ“ать€на. ѕортрет в серомї, Ч привлекает не только этими печальными очами, но и удачно подобранным колоритом серебристо-серых тонов. ќни создают впечатление изысканной гармонии. Ётот серебристо-серый тон в разных сочетани€х и оттенках художник любил использовать и в других своих работах.



јлександр ћурашко ѕортрет девушки в сером

–аботы, представленные в качестве отчЄта о командировке Ц Ђ¬ кафеї, Ђѕарижанкаї, Ђ” кафеї, ЂЌа улицах ѕарижаї, Ђѕарижское кафе. “ри дамыї и другие Ц составили одну из лучших серий всех живописных полотен молодого художника.
ѕарижские картины были выставлены на выставке в јкадемии и тепло встречены зрител€ми, а главное, академическими педагогами.  артину Ђ афеї јкадеми€ приобрела дл€ своего музе€.



јлександр ћурашко ѕарижанки возле кафе

—ам художник не считал законченными свои поиски. ќн попросил продолжить академическое содержание еще на один год, чтобы иметь возможность поработать в –оссии и дома, в ”краине, использу€ опыт, приобретенный в ≈вропе. —одержание ему продлили, но с условием, что он еще год проведет в ѕариже.

ћеждународный успех

¬ 1904 ћурашко вернулс€ в ѕетербург.
ќкрыленный первым успехом, јлександр примкнул к группе выпускников јкадемии художеств, котора€ создала ЂЌовое общество художниковї. —реди учредителей общества были уже известные живописцы ƒ.  ардовский, Ќ. Ћатри, ћ. ѕетров и другие.
¬ феврале 1904 года был утвержден устав ЂЌового обществаї, и прошла перва€ выставка.
«атем выставки стали проводитьс€ посто€нно, причем в различных городах –оссии. »менно эти выставки сделали им€ јлександра ћурашко известным российским ценител€м живописи.



јлександр ћурашко фото 1905-06 г.г.



јлександр ћурашко ¬ глин€ной мастерской. 1905-06 г.г.

¬ 1906 художник написал картину Ђ арусельї, котора€ считаетс€ самой знаменитой картиной јлександра ћурашко. ¬озможно, потому, что она принесла автору мировое признание.
ƒве девочки на дерев€нных лошадках, серых в €блоках, как говор€т в ”краине Ц Ђна коникахї. —колько восторга в их лицах, сколько праздничности в нар€дах, сколько экспрессии в передаче движени€ и настроени€.
∆анровый эпизод, выхваченный из сельской жизни, перерастает в картине в событие.
Ђћне хотелось, Ч скажет сам художник, Ч передать весь вихрь движени€ карусели, весь блеск ее балаганных украшений, стыдливость и радость деревенских девушек, которые впервые попали в город, накупили себе городских обнов, нар€дились и впервые в жизни сели на дерев€нных коней каруселиї.



јлександр ћурашко Ёскиз к картине  арусель 1905 г.

”вы, € нашел только эскиз к картине, который хранитс€ в киевском Ќациональном художественном музее.

¬ 1907 году јлександр ћурашко вернулс€ в  иев. ј через два года, в 1909-м, свою картину " арусель" он представил на дес€той ћеждународной выставке в ћюнхене.  артина была отмечена «олотой медалью и непосредственно на выставке куплена дл€  оролевской галереи Ѕудапешта.
»м€ ћурашко сделалось попул€рным на «ападе. –едакции журнала Ђ»скусство дл€ всехї, ЂЋейпцигские иллюстрированные извести€ї, издательские фирмы в Ћейпциге, Ѕерлине и ћюнхене просили разрешени€ сделать цветные репродукции картины, гарантиру€ ей почетное место на страницах своих изданий.
 омитет Ѕерлинской выставки пригласил ћурашко участвовать в ней, а фирма Ёдуарда Ўульте предложила устроить персональную выставку в √ермании.
¬ этом же 1909 году персональные выставки ћурашко, на которых экспонировались 25 его работ, прошли в Ѕерлине, ƒюссельдорфе,  ельне.
¬ одном из источников € прочел, что в этот Ђтриумфальный годї персональные выставки художника с огромнейшим успехом прошли также в ¬енеции, –име и јмстердаме.

1909 год ознаменовалс€ и переменой в личной жизни художника: он женилс€ на дочери киевского нотариуса ћаргарите јвгустовне  рюгер и породнилс€ с семейством ѕраховых.
–одна€ сестра жены јнна јвгустовна  рюгер Ч художница и скульптор была замужем за сыном профессора ѕрахова - Ќиколаем.



јлександр ћурашко ј. ј.  рюгер-ѕрахова со своим первенцем ¬ладимиром 1900-е гг.

ќтмечу, что ћурашко много и вдохновенно писал жену, котора€ оказалась прекрасной моделью. ¬прочем, с любовью он писал многих своих родственников.



ј.ј.ћурашко. ѕортрет јлександры »вановны ћурашко 1905 г.



јлександр ћурашко ѕортрет ≈лены ѕраховой 1905 г.

¬ √ермании художник получил также почетное приглашение прин€ть участие в дев€той ћеждународной выставке в ¬енеции в апрелеЦокт€бре 1910 года.
ƒве картины Ђ¬оскресный деньї (Ђ“иха€ грустьї) и ЂЌа террасеї были вз€ты на выставку и заслужили похвальные отзывы не только посетителей-знатоков, но и всей европейской критики, не всегда благосклонной к художникам из –оссии.
ќбе картины были проданы, одна Ч в Ѕухарест, друга€ Ч в Ќью-…орк.
¬ 1911 Ц 1912 ћурашко принимал участие в выставках мюнхенского Ђ—ецессионаї.



јлександр ћурашко ƒевочка за столом 1911 г.

≈вропейска€ известность не могла не вызвать отголосков и в –оссии. »меть портрет, написанный јлександром ћурашко, стало престижно. ¬месте с заказами по€вилс€ и достаток, а также возможность работать дл€ души, писать то, что волнует.
¬ этот период художник с удовольствием пишет сельские картины и портреты кресть€н, стара€сь передать их душевную чистоту, житейскую мудрость и нелегкую долю.



јлександр ћурашко ѕортрет старика

ќ творчестве

’удожник работал преимущественно в портретном и бытовом жанрах.
ќн умел соединить в своем творчестве газовые фонари и длинные плать€ дам полусвета с идиллией сельских усадеб и скорбным бытом кресть€н.



јлександр ћурашко ѕрачка 1914 г.

¬ них Ч поиск разгадки внутренней жизни человека.
–езультаты этого поиска €рко переданы и в портретах его друзей-художников –епина, Ќестерова,  устодиева, ѕрахова, —таниславского, и в изображени€х деревенских девушек, открытых в своей душевной простоте, колоритных сельских старух с мудрыми лицами, и светских дам, которых иногда художнику приходилось писать ради заработка.

√лавным дл€ ћурашко всегда были передача душевного состо€ни€ и характера позирующей модели. Ђћелочи, детали Ч не главное, Ч повтор€л художник. Ч √лавное Ч разгл€деть душуї.
—реди известных полотен, написанных за период 1903Ч1910 годов, - Ђ—тарый учитель. ѕортрет художника Ќ.».ћурашкої, ЂЌа террасе. ѕортрет ј.».ћурашкої, ЂЌа каткеї, Ђѕортрет Ћ.‘. уксинойї, Ђѕортрет ¬.ј.ƒит€тинойї, Ђƒевушка в розовом. ѕортрет Ќ. “аранинойї.



јлександр ћурашко —тарый учитель ѕортрет Ќикола€ ћурашко 1906 г.



јлександр ћурашко ѕортрет Ћюдмилы  уксиной 1910 г.

’удожник ћихаил ¬асильевич Ќестеров как-то назвал свое творчество Ђопоэтизированным реализмомї. Ёто определение можно дать и творчеству ћурашко.
¬ св€зи с упоминанием имени Ќестерова, хочетс€ процитировать историю, рассказанную Ќестеровым в своих воспоминани€х "ƒавние дни".

ЂЌаступил 1909 год.  ак-то утром приезжает ко мне взволнованный художник ћурашко, заика€сь и спеша (он сильно заикалс€), передает мне газетную телеграмму о смерти јрхипа »вановича  уинджи. ѕогоревали, обсудили, как лучше почтить нам, киевл€нам пам€ть почившего талантливого художника - прекрасного, великодушного человека. –ешаем пока что от нашего имени послать вдове покойного телеграмму, а в день погребени€, оповестив местных художников, отслужить панихиду во ¬ладимирском соборе. “ак и сделали.
ћурашко вз€лс€ отправить телеграмму и наладить все с панихидой.
Ќа другой день утром ћурашко снова у мен€. ќн возбужден не менее вчерашнего. ќн только что получил ответ: ЂЅлагодарю за телеграмму. я здоров.  уинджиї.
¬от тут и верь столичным корреспондентам.  онфуз конфузом, но и радость наша была велика. Ќе часто род€тс€ столь одаренные и благородные люди, каким был јрхип »вановичї.

 стати, ћурашко написал портрет самого ћихаила Ќестерова и два портрета его дочери ќльги с разницей в четыре года. Ќа втором, малоизвестном портрете, написанном в 1904 году, восемнадцатилетн€€ девушка изображена во весь рост, художник тонко передал нежность и юное оба€ние скромной киевской институтки.

 ак отмечалось выше, еще одна тема творчества ћурашко была посв€щена кресть€нскому быту.
ќдно из самых значительных полотен художника на материале жизни украинского села Ч картина Ђ ресть€нска€ семь€ї (1914 год).



јлександр ћурашко  ресть€нска€ семь€ 1914 г.



јлександр ћурашко «има 1905 г.

Ђяк тебе не любити,  иеве мiйї

ј теперь вернемс€ на несколько лет назад.  ак человека активного и де€тельного, ћурашко занимала не только творческа€ работа.
¬ 1909 он начал преподавать в  иевском художественном училище ( ’”), созданном на базе рисовальной школы д€ди.
ƒиректором училища с 1901 года стал архитектор ¬.Ќиколаев. ¬есь свой талант, опыт и навыки, полученные в ѕетербурге, ѕариже и ћюнхене, ћурашко отдавал, чтобы преодолеть рутину и застой в ведении курса живописи. —пуст€ три года, в 1912-м, художник потер€л надежду оживить учебный процесс и из-за консерватизма дирекции оставил училище.  ак объ€сн€л сам художник, он ушел потому, что "не хотел тратить силы на борьбу с окаменелост€ми".


ќсенью 1913 года, в сотрудничестве со своей сво€ченицей јнной  рюгер-ѕраховой ћурашко открыл свою собственную художественную школу-студию на чердаке 12-этажного дома √инзбурга на улице »нститутской, просуществовавшую с 1913 по 1917 годы.
Ђ’удожественна€ студи€ ј. ћурашкої, как и школа д€ди ранее, была очень известна в городе, она собирала в своих стенах талантливую молодежь. –исунку, живописи и скульптуре в Ўколе одновременно обучалось до ста человек.
ёных художников привлекали талант и известность јлександра ћурашко, программа, им составленна€, его жизнерадостный характер и новые педагогические установки.
ѕо своей программе она действительно была совершенно новым учебным заведением в тогдашней –оссии. √ипсы, над которыми раньше годами корпели ученики, были почти изъ€ты из употреблени€. ”же в младших классах будущие художники начинали рисовать с натуры углем и карандашом: цветы, предметы, овощи.
¬ старшем отделении Ђпереходили к рисованию способами масл€ной краски, фигуры человека обнаженного, а затем и одетого в разные костюмыї, штудировали не только живопись, но и анатомию, историю искусств и философию, которые читали университетские профессора.
∆ивой интерес общественности вызывали вечера Ђсамоде€тельногої искусства.

ј ћурашко в своих мечтах двигалс€ вперед, он хотел превратить  иев в большой художественный центр и открыть в нем јкадемию художеств.

ћечты сбываютс€. ќт “оварищества к јкадемии

ѕерва€ мирова€ война, начавша€с€ летом 1914 года, разрушила планы художника, но не уменьшила энергию и настойчивость его де€тельной натуры.
¬ 1916 году ћурашко выступил организатором и основателем “оварищества киевских художников.
ќпыт организации творческих сообществ имелс€ на примере ЂЌового общества художниковї в —анкт-ѕетербурге, членом которого он был в начале 1900-х.
ћурашко сам разработал устав “оварищества с целью сплотить коллег-земл€ков и подн€ть уровень киевских художественных выставок до уровн€ столичных и европейских.
¬ уставе основными цел€ми и задачами значилось: Ђоказывать как моральную, так и материальную временную поддержку членам товариществаї.
ѕредусматривалось устроить клуб, ƒом художников, членскую платную библиотеку и школу искусств, а как конечную цель Ч создание јкадемии художеств.
Ђћне нужна украинска€ јкадеми€ художеств в родном городе  иеве, где столько света, столько красотыїЧ говорил ћурашко.

¬ архиве художника сохранились проекты устава будущей јкадемии, над которыми он работал вместе с Ќ. ѕраховым и в 1916 году, и в течение 1917.
≈сть в архиве еще один документ, который гласит:
Ђќсенью 1917 года гор€ча€ мечта јлександра јлександровича исполнилась Ч в  иеве открылась јкадеми€ художеств, в создании которой он прин€л самое энергичное участие. ќткрытие јкадемии в конце но€бр€ €вл€етс€ насто€щим праздником дл€ јлександра јлександровича, и он гор€чо принимаетс€ за работу в јкадемии и всеми силами поддерживает ее и защищает от многих разнообразных нападок, которым она не раз подвергалась в это трудное и смутное врем€. ”ченики Ўколы-студии јлександра јлександровича почти все перешли в его мастерскую, где совместно с ним работали до весны следующего года. ѕоследние мес€цы, три-четыре мес€ца до смерти, јлександр јлександрович исполн€л об€занности ректора јкадемииї.



‘отографи€ дев€ти основателей ”краинской јкадемии художеств

»так, свершилось! ћурашко вместе с украинскими художниками и графиками, среди которых √. Ќарбут, ‘.  ричевский, ћ. Ѕойчук и ј. ћаневич, становитс€ профессором ¬сеукраинской јкадемии художеств, возглавив мастерскую живописи, и первым ее ректором.
”точню, что, как иногда бывало при —оветах, факты истории искажались. Ќа фасаде јкадемии искусств ”краины по улице —мирнова-Ћасточкина, 20 висит бронзова€ мемориальна€ доска-барельеф дев€ти ее основател€м. » это справедливо. ј вот первыми ректорами в разных документах названы и јлександр ћурашко, и ‘едор  ричевский, и √ригорий Ќарбут, и ¬асилий  ричевский.  ак объ€сн€ют историки Ђврем€ было трудное, власти мен€лись, и в зависимости от их установок мен€лись и назначались ректорыї. Ќо не думаю, что в городе, переход€щем от белых к красным, Ђпобедителиї мен€ли ректора јкадемии из состава его основателей.

’удожник жаловалс€, что почти все врем€ съедает административна€ работа, св€занна€ с делами јкадемии.   тому же, ћурашко продолжал вести активную гражданскую де€тельность, работа€ в ’удожественном совете при Ќародном комиссариате образовани€.
Ќа творчество времени не хватало, и он все наде€лс€, что вот еще совсем немного - и он сможет забросить все дела и отдатьс€ своему любимому зан€тию.



јлександр ћурашко ƒама с цветами 1918 г.

ќднако этим надеждам не суждено было сбытьс€.

ѕоследние дни

Ёто сама€ длинна€ и трагическа€ глава в моем повествовании.
Ќедавно € прочитал художественный очерк ≈фрема –€бова, посв€щенный ћурашко (в какой-то мере именно он сподвиг мен€ на составление этого материала). Ќо понима€, что рассказ –€бова €вл€етс€ в некотором роде художественным вымыслом (в плане диалогов и даже некоторых событий), € не смог не поместить здесь дл€ полноты картины цитаты, в которых описываютс€ последние дни художника. ¬едь до истины происшедшего так никто и не докопалс€.
Ќо сначала сухие факты.

ќ самых последних дн€х жизни јлександра ћурашко рассказал в своих воспоминани€х украинский искусствовед и художник-архитектор √ригорий Ћукомский.
¬ 1917Ч1919 годах они работали вместе. ¬ двадцатые годы Ћукомский уехал за границу и умер там в 1928-м. ¬ Ѕерлине он издал в издательстве Ђ√раниї небольшую книжечку Ђ¬енок на могилу п€ти де€телей искусства. ѕам€ти √.Ќарбута, ¬.ћодзалевского, ј.ћурашко, ѕ.ƒорошенко и  .Ўероцкогої. ќни все почти в одночасье ушли из жизни. ѕ€ть печальных очерков-некрологов. —амый скорбный посв€щен ј.ј.ћурашко.

Ћукомский видел ћурашко в день его смерти. ЂЅыл жаркий летний вечер. јлександр јлександрович при новой смене властей осталс€ в сущности вне служебных об€занностей в јкадемии, Ч пишет Ћукомский, Ч јнтибольшевистские войска шли уже от ∆итомира на  иев. ¬ „  был изр€дный сумбур. ѕроизошло много Ђошибокї от спешки и неуверенности во власти. » вот то, что постигло бедного ј.ј.ћурашко, Ч несомненно, одна из таких ошибок...ї

¬месте с женой художник возвращалс€ из гостей в свой домик на Ћукь€новке. ќн не бо€лс€ ходить так поздно. ” него был пропуск, выданный Ђ¬сеиздатомї.
¬ час ночи к нему подошла компани€ из трех солдат и за€вила, что он арестован, что может жене отдать все, что при нем есть ценного, и что его немедленно должны повести на суд. ѕочу€в неладное, ћурашко просил, чтобы и жена сопровождала его, но ее насильно заставили идти домой.
ќт себ€ замечу, существует верси€, что люди, остановившие художника, были в форме „ , и что это были переодетые бандиты.

Ђ≈два она дошла до крылечка дома, как увидела, что муж бросилс€ бежать от них. ќчевидно, за эту одну-две минуты јлександр јлександрович определил, что его ведут не в „ , а попросту в поле на расстрел без суда, ибо направление, вз€тое его конвоирами, было как раз в сторону выезда из города, а не на Ћипки. «на€ отлично окрестности и предполага€, что солдаты не знают так хорошо мест этих, он решил добежать до известной ему €мы, канавы, котора€ образовывала под забором щель, в которую он мог бы пролезть, и, попав в сад, скрытьс€ под покровом темноты. Ќо едва он влез в эту €му-канаву, как его пиджак (мне врезалс€ в пам€ть серый костюм, в котором он был днем, за шесть-семь часов до убийства) за что-то зацепилс€, и он застр€л под забором. “ак как он спускалс€ ногами, то голова его осталась по эту сторону, а туловище и ноги были в саду... ≈го настигли. ћомент Ч и он был бы может быть спасен Ч но выстрел в затылок Ч и смерть на месте. Ѕесследно исчезли убийцы, ценные вещи у жены. Ђ—лучайї стоил жизни талантливейшего художника ”краиныї...

Ёто случилось 14 июн€ 1919 года.
ј теперь верси€ –€бова. » хоть в основном, он не опровергает, а в большей части повтор€ет рассказ Ћукомского, есть в описываемых событи€х верси€ причины смерти и интересные подробности:

¬ один из жарких июньских вечеров к ћурашко в гости дл€ серьезного разговора зашел ћихаил Ћьвович Ѕойчук, еще один прославившийс€ украинский художник, живописец и монументалист родом с тернопольщины.
- –ита, организуй нам с ћихал Ћьвовичем чайку,- крикнул ј.ћурашко супруге.
- Ќе извольте беспокоитьс€, ћаргарита јвгустовна,- вежливо отказалс€ ћ.Ѕойчук, статный и красивый 37-летний мужчина. - ” нас с —ашей серьезный разговор,- многозначительно намекнул ћихаил Ћьвович и перешел на мову.
ћаргарита јвгустовна послушно удалилась в спальню. ¬ столовой художники разговаривали на повышенных тонах, до нее долетали слова: "незалежность", "держава", "батькивщина".  ак ни странно, но ћ.Ѕойчук и ј.ћурашко митинговали друг перед другом недолго, через четверть часа ћихайло Ћьвович выскочил из хаты как ошпаренный.
- —аша, что у вас за споры? - недовольно крикнула ћагарита јвгустовна мужу.
- ƒа, ћихайло оседлал своего конька, агитирует мен€ за самостийность,- отозвалс€ ј.ћурашко,- чтобы € изменил свое отношение к большевикам и русским. Ќо ты же знаешь, –ита, € - интернационалист, а по происхождению из бос€ков.  ак € могу не поддерживать большевиков? я дл€ них социально близкий.
- ј почему он такой злой ушел?- спросила супруга.
- –ита, посмотри, что € нашел,- в спальню вошел бледный ј.ћурашко.
- „то? - встрепенулась ћаргарита.
- “ри гвозд€ лежали на столе. ѕосле него осталось,- руки художника тр€слись. - ” нас, у украинцев, три гвозд€ означают смерть. Ёто народна€ примета. “ри гвозд€ забивают в гроб.
- —аша, положи их на место, туда, где он их оставил, - сказала ћаргарита јвгустовна, и лицо ее покрылось красными п€тнами. ѕо национальности она была немка, в глупую символику не верила, но взволнованность мужа передалась и ей.
„ерез п€ть минут в дверь постучали. ќткрывать пошел ј.ћурашко. Ёто вернулс€ взъерошенный и запыхавшийс€ ћ.Ѕойчук с парусиновой шл€пой в руке.
- я тут у вас забыл на столе пакетик,- без лишних церемоний ворвалс€ он в дом и проследовал в столовую.
ќн забрал свои гвозди и также стремительно вышел, растворившись в пыльном облаке лукь€новского переулка.
- —аша, не нравитс€ мне все это,- запричитала ћаргарита јвгустовна. - » мес€ца не прошло со дн€ твоего ареста. „то ты за государственный преступник?
- ¬ремена, однако, нынче беспокойные,- мрачно изрек јлександр ћурашко. - » мне совсем непон€тные. я художник или политик?

ћес€ц назад его арестовали на улице при проверке документов. ќн шел один. ”везли, как потом вы€снилось, в ƒарницу.  огда ночью он не пришел ночевать, ћаргарита јвгустовна побежала, несмотр€ на комендантский час, к многодетной сестре јнне јвгустовне  рюгер-ѕраховой и ее мужу - Ќиколаю јдриановичу ѕрахову на Ѕольшую ∆итомирскую. ”тром они начали совместные поиски пропавшего —ашко. Ѕезрезультатно. ¬ „ека ответили: "Ќичего не знаем. ∆дите. ћожет, найдетс€. «агул€л. ѕо нашей линии не проходил".
„ерез несколько дней ћурашко по€вилс€ у ѕраховых, голодный, пом€тый, обросший щетиной.
- √де? „то? - накинулись близкие с распросами. - ћы уже не знаем, что и думать. ѕочему не дал весточку?
-  ол€,- ответил ћурашко, сверка€ белками на воспаленном лице,- € был в ƒарнице.
- ¬ ƒарнице? - ахнули хором Ќиколай јдрианович и сестры јн€ и –ита.
- «начит, теб€ все-таки арестовало „ека? - возмутилс€ ѕрахов. - ј € уже доложил коллегам в јкадемии художеств о твоей пропаже. ѕодбил их на написание коллективного письма в твою защиту. —обирались уже идти в ревком и губернский отдел народного образовани€. „то случилось с тобой? –ассказывай конкретно.

- ћен€ разбирала тройка,- начал јлександр свой скупой на подробности рассказ. - ƒумаю, был донос. Ќо придратьс€ им не к чему. “ы же знаешь, € из бос€ков. Ёто все ерунда. ћои объ€снени€ их удовлетворили. Ќе это главное. «наешь, кого € там случайно увидел в одной из комнат?
- Ќе т€ни. √овори. ј то начну нехорошо шутить,- занервничал Ќиколай јдрианович.
- я случайно увидел за столом в одной из комнат ћихаила Ћьвовича Ѕойчука,- изрек ћурашко.
¬се ахнули:
- Ќе может быть...
- Ќо он мен€ не узнал,- закончил свой рассказ ћурашко.
- » слава Ѕогу,- заключил ѕрахов. - Ќадо бы держатьс€ подальше от политики. ƒеникинцы наступают на  иев.
¬скоре внезапный и ни чем не оправданный арест и странный приход ћ.Ѕойчука в гости стал забыватьс€. ∆аркий киевский июнь радовал глаз художника буйством красок.

—олнечный день увеличивалс€, и как-то, возвраща€сь из гостей, ћурашко с женой забыли о действовавшем комендантском часе.
- –ита, мы с тобой не припозднились? - внезапно встрепенулс€ ћурашко. ќн полез в карман за часами, щелкнул серебр€ной крышкой: - ќ, уже одиннадцатый час.
ќни уже были на Ћукь€новке. ƒо дома оставались считанные минуты ходьбы.  ак назло из-за угла послышалс€ стук кованых сапог по булыжной мостовой. ѕатруль! Ќарвались на патруль.
—тара€сь сохран€ть спокойствие, прилично одета€ пара, дама в длинном голубом платье с высокой прической и с ней под руку высокий статный шатен средних лет с усами и бородкой, как у товарища “роцкого, одетый в бежевый льн€ной пиджак и такие же брюки, спокойно шли навстречу двум солдатам в гимнастерках с трехлинейками на плечах и старшему патрул€ во френче с наганом на боку. ” всех троих на левых предплечь€х были красные пов€зки. ѕатруль при виде парочки остановилс€ и ждал ее приближени€ у перекрестка, внимательно оценива€ внешность штатских.

- Ќе поздно гул€ем, товарищи? - осведомилс€ старший патрул€. - ”достоверени€ имеютс€?
Ќепри€тный холодок пробежал по телу ћурашко.
- ѕожалуйста,- сказал он, прот€нув начальнику патрул€ пропуск, выданный ¬сеиздатом после предыдущего ареста.
- ќ, да у вас документики не в пор€дке,- закачал головой патрульный. - ¬ам придетс€ проследовать с нами.
- я издалека вижу: контры,- поддакнул красногвардеец.
- ќдну секундочку. я сейчас с женой попрощаюсь,- пром€млил побледневший ћурашко.
- —аша, что случилось? - запаниковала ћаргарита јвгустовна.
- Ќе волнуйс€, дорога€, простые формальности, провер€т документы и отпуст€т,- пыталс€ успокоить жену јлександр јлександрович. - ¬озьми, пожалуйста, часы и деньги.
ќн передал –ите серебр€ные часы с цепочкой и портмоне.
- »ди, € теб€ скоро догоню,- махнул он ей рукой на прощание, повернулс€ и пошел к поджидавшим его бойцам карательного фронта.

ћаргарита јвгустовна проводила взгл€дом удал€вшуюс€ четверку, свернула за угол и быстрым шагом направилась к дому. „ерез несколько секунд она услышала вдалеке топот сапог, крики и несколько выстрелов. «атем все стихло.  рюгер схватилась за сердце, застонала и упала в обморок.
"— —ашей беда, с —ашей беда",- жаркими кров€ными приливами стучало сердце, посыла€ импульсы в мозг. ≈й казалось, что она пролежала вечность на остывающей земле. ѕрошло всего лишь мгновение. ќна очнулась. ѕодн€лась, покачива€сь. Ќичего не видела, перед глазами плыли радужные круги. ѕобежала, задыха€сь, к дому в переулке.
¬сю ночь не спала, успокаивала себ€ надеждами на благопри€тный исход. ”тром подн€ла на ноги сестру и Ќикола€ ѕрахова. Ѕольше рассчитывать было не на кого. —ама побежала по местным власт€м. Ќикого. Ќигде. Ќикто ничего не знает. Ќе было ничего. "Ќо муж-то был! ¬от и его картины остались..."

ѕосле обеда в дверь постучали. ћаргарита јвгустовна побежала открывать.
Ќа пороге сто€л революционный матрос. Ќоги –иты подкосились. ќна оп€ть почувствовала беду.
- Ќу, что? ћужа нашла? - обыденно, как "дай семок погрызть", кивнул мореман и усмехнулс€, не обраща€ внимани€ на ее округлившиес€ глаза.
- я нашел,- отрешенно в пустоту обронил хвастливую фразу матрос и повернулс€ как ботик на стремнине.
–ита исступленно закричала, кулаками вцепившись себе в глаза и щеки. ќна побежала вслед за матросом.
Ѕежать пришлось недолго. “ем же ночным путем. ¬от и перекресток, где они разошлись с мужем, как оказалось, навечно. «десь вот —аша бросилс€ бежать, плута€ закоулками. ќн хорошо знал местность и наде€лс€ использовать это преимущество перед патрулем во врем€ побега. ћатрос привел ее к заброшенному оврагу, где ничком лежал ћурашко. ƒо спасени€ ему не хватило везени€ и нескольких секунд. ¬ последние мгновени€ жизни јлександр јлександрович ћурашко как старый опытный урка с ѕодола, не раз уходивший от погони, бросилс€ под изгородь над оврагом, по-пластунски преодолева€ преп€тствие. ”дача покинула его, он зацепилс€ льн€ным пиджаком за какие-то сучь€. Ётого мгновени€ хватило солдату дл€ того, чтобы прицелитьс€. —оциально близка€ пул€ настигла художника. ѕодбежавшие преследователи выт€нули его за ноги из-под забора.  омиссар добил выстрелом из нагана в затылок.

√роб с телом убитого художника, накрытый Ђчервоною китайкоюї, как Ђтруну кошевогої на конкурсной картине, студенты и художественна€ общественность  иева несли на руках от јкадемии до Ћукь€новского кладбища на руках.

ѕослесловие

¬дова ј.ћурашко пыталась возбудить уголовное дело, она потребовала в „  провести следствие, на что следователь просто отозвал ее в сторонку и пр€мо сказал: "я ¬ам не советую хлопотать. Ќе хлопочите. —леды ведут в высокие сферы".
”точню, что художник ћихаил Ћьвович Ѕойчук был расстрел€н 13 июл€ 1937 г. за контрреволюционную де€тельность. ¬месте с ним погибла его жена и несколько националистически ориентированных художников.
ћаргарита јвгустовна  рюгер через несколько лет после смерти мужа вышла замуж во второй раз за немца-архитектора и переехала в —имферополь. ¬ 1930 г. ее мужа расстрел€ли, а сама она умерла в тюрьме в 1937.
Ёти сведени€, увы, документально не подтверждены, о них рассказывала дочь ћурашко.

” јлександра ћурашко и ћаргариты  рюгер своих детейне было, поэтому супруги решили удочерить девочку-сироту  атю.  огда убили ћурашко,  ате было всего п€ть лет, поэтому многие событи€ она запомнила плохо. ќна рано вышла замуж и уехала в ћоскву, став в замужестве ≈катериной јлександровной √ай.
¬ 1963 году она приезжала в  иев на выставку приемного отца и привезла несколько его работ, которые купил Ќациональный музей.
Ѕольша€ часть творческого наследи€ художника сейчас хранитс€ именно в Ќациональном художественном музее ”краины (Ќ’ћ”), кроме того, работы ћурашко наход€тс€ в собрани€х ƒнепропетровского, ’арьковского и ќдесского музеев, Ќационального музе€ во Ћьвове, Ѕашкирском государственном художественном музее и частных собрани€х в ”краине и за рубежом.

«акончить рассказ о художнике мне хочетс€ стихами —нежаны ћалышевой.

Ђѕам€ти убиенного художника ћурашкої

’рам –астрелли на горе,
» расстрелы во дворе.
ѕо белЄсой по стерне
≈дут всадники в огне.
“ам художник Ц наповал.
 раски, кисти растер€л,
 адмий красный растирал
ѕо рубашкеЕ
 иев, вот переплЄт!
¬осемнадцатый год.
’удожник ћурашко.
ј может, шашкой
ѕолоснул удалой
ѕетлюровец молодой?
ј может, красноармеец?
 то утверждать посмеет?
„то в той кутерьме,
ќтсидев в тюрьме,
»спуганный лицеист
Ќе дыр€вил батист
Ќижней рубашки
’удожника ћурашко.
’рам искусства на горе,
¬ нЄм картины на стене.
» по ранней по поре
Ёкскурсанточки в окне.
 олорит рубашки
’удожника ћурашко
ќбсуждают.

ќсновой материала послужили рассказ ≈фрема –€бова Ђ“ри гвозд€ї, воспоминани€ ћихаила Ќестерова "ƒавние дни", статьи журналистов Ёлеоноры Ѕлажко , ¬ладимира –огозы и јлены √онор , а также статьи из газеты —егодн€ за 21.12.2000 г. и сайтов www.rposter.ru и
www.korners.com.ua .

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку