-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Агапея

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.10.2020
Записей: 8
Комментариев: 24
Написано: 147





ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ ПУШКИНА ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ АНТОНОВОЙ

Воскресенье, 06 Декабря 2020 г. 01:08 + в цитатник
«Я думаю, в первые десятилетия XX века закончился огромный исторический период в искусстве, включающий в себя и тот, что начинался Ренессансом. Мы свидетели действительно большого кризиса художественной системы. И этот кризис может длиться не одно столетие, сопровождаясь реминисценциями. На разных этапах это было: от Античности к Средним векам, от Средних веков к Возрождению. И вот сейчас, захватив почти весь двадцатый, этот кризис, вероятно, продлится и весь XXI век. Меня часто спрашивают, что такое «Черный квадрат» Малевича. Я отвечаю: это декларация — «Ребята, все кончилось». Малевич правильно тогда сказал, суммируя глобальную деформацию и слом, отраженные прежде в кубизме. Но ведь труд
но с этим смириться. Поэтому и началось: дадаизм, сюрреализм, «давайте вещи мира столкнем в абсурдном сочетании» — и поскакало нечто на кузнечиковых ногах. И дальше, и дальше… уже концептуализм, и проплыла акула в формалине. Но это все не то, это упражнения вокруг пустоты: чего бы такого сделать, чтобы удивились и не обсеяли.
Больше того, начиная с XVIII века начался глобальный процесс, который я называю «Гибель богов» — недаром есть такая опера у Рихарда Вагнера. Потому что этот фактор — мифологический — перестал быть главным содержанием и оказывать влияние на пластические искусства. Можно писать «Явление Христа народу» и в тридцатом столетии, но его время, время известного нам великого искусства, кончилось. Мы видим, как разрушается принцип эстетики, духа и принцип идеала, то есть искусства как высокого примера, к которому надо стремиться, сознавая все свое человеческое несовершенство. Возьмите Достоевского. Его Сонечка в совершенно ужасающих обстоятельствах сохраняет ангельскую высоту духа. Но в новом времени, а значит, и в искусстве Дух становится никому не нужен. Поскольку искусство, хотите вы этого или нет, это всегда диалог с миром.
А в мире и сейчас, и в обозримом грядущем осталась только реальность как стена, как груда кирпичей, которую нам и показывают, говоря: вот это искусство. Или показывают заспиртованную акулу, но она вызывает только отвращение, она не может вызвать другое чувство, она не несет ничего возвышенного, то есть идеала. Как выстраивать мир вокруг отсутствия идеала?.. Я не пророк, но мне ясно: то, что сейчас показывают на наших биеннале, это уйдет. Потому что консервированные акулы и овцы — это не художественная форма. Это жест, высказывание, но не искусство.
Пока есть — и он будет длиться долго — век репродукций, век непрямого контакта с художественным произведением. Мы даже музыку слушаем в наушниках, а это не то же самое, что слышать ее живьем. Но репродукция ущербна, она не воспроизводит даже размера, что уж говорить о многом другом. Давид и его уменьшенный слепок — это не то же самое, но чувство «не то же самое», оно потеряно. Люди, посмотрев телевизионную передачу о какой-либо выставке, говорят: «Зачем нам туда идти, мы же все видели». И это очень прискорбно. Потому что любая передача через передачу абсолютно не учит видеть. Она в лучшем случае позволяет запечатлеть сюжет и тему.
Постепенно люди отвыкнут от прямого общения с памятниками. К сожалению, несмотря на туризм и возможность что-то посмотреть, новые поколения все больше будут пользоваться только копиями, не понимая, что есть огромная разница между копией и подлинным произведением. Она зависит от всего: от размеров, материала, манеры письма, от цвета, который не передается адекватно, по крайней мере, сегодня. Мазок, лессировка, даже потемнение, которое со временем уже входит в образ, мрамор это или бронза, и прочее, прочее — эти ощущения окончательно утеряны в эпоху репродукций. Я не мистик, но есть определенное излучение той силы, которую отдает художник, работая над картиной иногда много лет. Это насыщение передается только при прямом контакте. То же с музыкой. Слушать музыку в концертных залах и ее воспроизведение даже на самом новейшем носителе — это несравнимо по воздействию. Я уже не говорю о той части общества, которая читает дайджесты и выжимку из «Войны и мира» на сто страниц.
Вот с этим укорочением, уплощением и обеззвучиванием человечество будет жить, боюсь, долго. Необходимо будет снова воспитать в человеке понимание, что ему необходим сам подлинник как живой источник, чтобы сохранять полноценный тонус эмоциональной жизни.
Власть технологий приведет к тому, что все будет исчерпываться получением информации, но будет ли уметь человек грядущего читать глубину, понимать суть, особенно там, где она не явна? Или он не увидит ничего, например, в суриковской «Боярыне Морозовой», кроме фабулы: на санях увозят женщину, поднимающую свой знак веры, а кругом народ. Но почему сани идут из правого угла в левый верхний? Между тем это не просто так, Суриков долго над этим работал и почему-то сделал так, а не по-другому. Будут люди задумываться над тем, почему тот или иной портрет профильный, а не фасовый? Или почему, например, фон просто черный?
Чтобы содержание искусства было доступно людям будущего, надо смотреть на великие картины, надо читать великие произведения — они бездонны. Великая книга, будучи перечитанной на каждом новом этапе жизни, открывает вам свои новые стороны. Я пока знаю тех, кто перечитывает великие книги. Их еще много. Но все больше будет людей, кто никогда не станет перечитывать ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Гете, ни Томаса Манна. Понимание поэзии тоже уходит. Думаю, в будущем только редчайшие люди будут наслаждаться строками «На холмах Грузии лежит ночная мгла…».
Я не могу предвидеть изменения во всей полноте, как не могла предвидеть интернет. Но знаю, что необходимость в искусстве, вот в этом эстетически идеальном типе деятельности человеческой, снова наберет силу — но мы пока не знаем, в какой форме. И знаете, из чего я делаю такой вывод? Из того, что люди — вы, я, много еще людей — они продолжают рисовать пейзажи, писать стихи, пускай неумелые и незначительные, но эта потребность есть. Маленький ребенок всегда начинает рисовать маму — сначала вот этот кружочек и палочки, потом, когда сможет, он напишет «мама», а потом нарисует рядом домик, потому что он в нем живет. Потом он сам сочинит песенку, потычет пальчиком в клавиши и сыграет мелодию. Первобытный человек лепил Венеру с мощными формами, как Землю, которая рождает. Потом она превратилась в Венеру Милосскую, в Олимпию и Маху. И пока у нас будут две руки, две ноги, пока мы будем прямоходящими и мыслящими, потребность в искусстве будет. Это идет от человеческой природы с начала времен, и все будет так, если ее, конечно, не искорежат совсем.
А пока не появились зеленые листочки, пока не видно новых Рублева, Леонардо, Караваджо, Гойи, Мане, Пикассо, так уж огорчаться не надо — человечество создало столько великого, что и нам с вами хватит вполне, и вообще всем.
Так получилось, что моя специальность подразумевает историческое видение. И в истории уже бывали такие моменты, когда все подходило, казалось бы, к финальной точке, но потом вдруг появлялись новые люди и что-то происходило. На это и следует надеяться. Потому что уж слишком сейчас явственна индифферентность по отношению к искусству. Культуре не помогают. Не помогают даже умереть. Просто совсем игнорируют. Но многие при этом делают очень умный вид и непрерывно кричат: духовность, духовность. Но нельзя же свести духовность только к религиозному мироощущению. Как нельзя не понимать, что плохое образование, несмотря на интернет, только добавляет хрупкости цивилизации в целом».
Антонова Ирина


Понравилось: 2 пользователям

Главное послание художника

Среда, 18 Ноября 2020 г. 01:26 + в цитатник
00E558B5-F514-44B4-AF5E-C270C3BE9295 (589x700, 44Kb)
Ян Вермеер. Аллегория живописи. 1666-1667. Музей истории искусств, Вена. 
 
Известно, что Ян Вермеер (1632-1675) очень дорожил картиной «История живописи». Именно так он ее назвал. Однако в России работа больше известна под названием «Аллегория Живописи». Художник никогда не пытался ее продать, даже будучи полным банкротом. И просил жену оставить картину в семье после его смерти. Почему художник так хотел оставить картину своим потомкам? Что за послание он для них оставил? 
 
Перед нами мастерская. В центре комнаты сидит художник у мольберта. И сразу в глаза бросается одно несоответствие! Очевидно же, что мастер работает в своей мастерской, но при этом одет в парадную одежду. Чего только стоят красные чулки и берет! Не думаю, что он одевался ради девушки. Скорее это попытка подчеркнуть значимость труда художника. Он интеллектуал, а не просто ремесленник. Ему нужно ощущение уверенности и статуса, которые придаёт добротная одежда. А вот передник и домашний халат — для подмастерьев.
 
А теперь посмотрим на модель. Девушка надела венок и накинула ткань поверх повседневного платья. В руки взяла книгу и тромбон – символы музы истории Клио. Она позирует для картины художника. И здесь вот что странно. Она опустила глаза, как будто пытаясь рассмотреть картинки в открытом перед ней альбоме. Можно предположить, что к роли модели она относится не очень-то серьезно. Возможно, в силу своего юного возраста. А может, потому что художник — ее отец. И она позирует лишь для того, чтобы помочь отцу создать картину на продажу. Сама она за работу ничего не получит. Вермеер был отцом многодетным, а денег в семье было мало. Поэтому, скорее всего, для всех жанровых картин ему и правда позировали его дочери и жена.
 
Итак, героев всего двое. Но не все так просто. На переднем плане стоит пустой стул. При этом висящий занавес загораживает пространство картины на одну четверть! Художник как будто приглашает нас присесть. Но при этом просит не шуметь, так как работа мастера непростая.
 
Свет Вермеера
 
Слева мы видим источник света из окна. Он мягко ложится на все поверхности. Но магия в том, насколько по-разному он отражается от предметов и тканей! Достаточно взглянуть на одежду художника. Казалось бы, на нем почти все чёрное. Но при этом берет полностью свет поглощает, не отражая ни одного луча. Вот вам и иллюзия бархата. А вот рубашка свет уже частично отражает. Мы видим, что левая ее часть чуть светлее. Но при этом ткань не блестит. Это явно хлопок.
 
Удивительно ложится свет на карту. По идее, это плоский предмет, речь здесь не идёт об объеме. И тем не менее мы видим каждый залом, каждую складку. Ещё невероятнее ведёт себя свет на занавесе на переднем плане. Здесь мы видим не просто светотеневую моделировку, а очень необычный оптический эффект. Часть ворсинок отражает солнечный свет не так, как большинство из них. В результате ткань как будто покрыта капельками росы! Зачем художник это делает? Почему не обошёлся светом и тенью?
 
Думаю, это в очередной раз доказывает, что Вермеер пользовался линзами и стёклами для создания картины. Когда мы наблюдаем за освещенным занавесом, солнце перемещается, заходит за облака. Крайне сложно вот так увидеть этот эффект. А вот когда вы смотрите на ткань через зеркало и линзы, изображение фиксируется, застывает. Появляются «росинки». К тому же через линзу такой эффект более заметен, чем если смотреть просто глазами.
 
Послание Вермеера потомкам
 
Что же все-таки Вермеер хотел сказать своим потомкам? Я думаю, это его рассказ о том, как он понимал живопись. Для него это умение из плоского холста и красок создать невероятное изображение.  Недаром он показал столько фактур. Тут и дерево, и металл, и гипс (маска на столе), и бумага, и ткань. А ещё живопись способна из простой девушки сделать божественное существо…
 
Он показал все, на что способен, изобразив невероятный свет. Но главное, это его «росинки» на переднем плане. Возможно, это разоблачение самого себя. Если кто-то из потомков захочет стать художником, он поймёт, как важен свет. Не просто тени и объём, а нечто большее. Капли магии.
 
Послесловие
 
Увы, воля художника не была исполнена. Жена очень старалась оставить картину в семье. Даже отдала ее на время родственникам, лишь бы не досталась кредиторам. Они много чего конфисковали в доме разорившегося мастера после его смерти. Прознали и про «Аллегорию живописи». Забрали в счёт долгов.
 
Потомки Яна Вермеера так и не увидели картину – наследство мастера. Она кочевала из одной коллекции в другую. Даже побыла собственностью Адольфа Гитлера. Он неплохо рисовал в юности и оценил картину очень высоко. Поэтому, как только представилась возможность, купил ее в 1940 году. Возможно, рассчитывал на пенсии воспользоваться живописными советами великого мастера. Сейчас картина в Музее истории искусств в Вене. Что ж, по крайней мере потомки Вермеера могут увидеть ее там.
 
Оксана Копенкина
 
 


Понравилось: 1 пользователю

М.Казиник: «Если вы научитесь удивляться – старость отменяется»

Среда, 04 Ноября 2020 г. 20:40 + в цитатник
Оставайтесь ярким, интересным. Вы не читали вслух стихов?
 
Попробуйте! А вдруг откроете для себя что-то. И вы вдруг меняетесь во всех отношениях, вы начинаете говорить актерским голосом, вы идете на танцы неожиданно, кто-то на сальсу, кто-то — на фламенко, вы идете в удивительные места, которые раньше не посещали.
 
Вокруг вас теперь другой мир. Отбросьте все, что было связано с нудной монотонной работой. Теперь вы получили счастливые годы, пусть пять, десять, пятнадцать, двадцать лет. Живите, и вы не заболеете.
 
Самое главное — это самообщение. Самомедитация, любовь к себе. Чем старше, тем больше люби себя. Люби себя, поднимайся с дивана не для того, чтобы дойти до ближайшего стула, а для того, чтоб пошутить. Для того, чтобы порадоваться, ой, какие почки, ой, какой дождик, рисовать попробуй, ты же не знаешь, что ты умеешь, акварель купи, краски, может, ты не Левитан, а абстракционист.
 
Как только вы начинаете удивляться, вы молодеете. Что такое старость? Это неспособность удивляться.
 
Если ты не смотришь на мир голубыми глазами удивленного человека, если ты говоришь сам себе: «Все кончено, все в прошлом, ничего нового мне никто не скажет, не откроет, все глупые, и молодежь не такая, и средний возраст, все не такие, я такой, я сякой», — это все старость. Когда вы говорите, что трава была зеленее — это старость.
 
Надо продлить жизнь так, чтобы душа постоянно получала подпитку от великой культуры, музыки. Для многих это будет звучать пусто, потому что многие этого не знают. А если человек для себя неожиданно откроет прекрасную музыку великих композиторов, научится слушать, понимать и чувствовать, это сразу продляет жизнь автоматически.
 
Потому что эти сигналы идут от вечности, значит, бессмертие — это серьезно, поверьте мне, а та душа, которая не вызрела в теле, а тело погубило ее, она может оказаться не бессмертной. Бессмертие надо заслужить».
 
Автор: Михаил Казиник
kazinik (696x408, 78Kb)


Понравилось: 5 пользователям

Мама - и этим все сказано

Среда, 04 Ноября 2020 г. 20:26 + в цитатник
2_988014 (695x700, 212Kb)


Понравилось: 3 пользователям

Вот и ноябрь пришел...

Суббота, 31 Октября 2020 г. 23:25 + в цитатник
f4d19f4f39125ccfc550177ab35c619d (500x331, 33Kb)
Большие дороги лучатся крестами
В бесконечность между лесами.
Большие дороги лучатся крестами длинными
В бесконечность между равнинами.
Большие дороги скрестились в излучины
В дали холодной, где ветер измученный,
Сыростью вея,
Ходит и плачет по голым аллеям.
 
Деревья, шатаясь, идут по равнинам,
В ветвях облетевших повис ураган.
Певучая вьюга гудит, как орган…
 
Вот он - Ноябрь - сидит у огня,
Грея худые и синие пальцы.
О, эти души, так ждавшие дня!
О, эти ветры-скитальцы!
 
Эмиль Верхарн
 


Понравилось: 3 пользователям

Без заголовка

Суббота, 31 Октября 2020 г. 22:44 + в цитатник



Понравилось: 1 пользователю

Вот и ноябрь пришел...

Суббота, 31 Октября 2020 г. 22:38 + в цитатник



Понравилось: 1 пользователю

Дневник Агапея

Пятница, 30 Октября 2020 г. 21:31 + в цитатник
Привет, друзья!!!


Понравилось: 2 пользователям

Поиск сообщений в Агапея
Страницы: [1] Календарь