-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вольноопределяющийся

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) МДП Yu-Li-ya Kharkov

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.06.2004
Записей:
Комментариев:
Написано: 10194


Присяга в Русской Императорской Армии

Понедельник, 01 Октября 2007 г. 17:48 + в цитатник

 (600x359, 85Kb)

"...Посередине плаца стоят шесть совершенно одинаковых столиков, покрытых белыми скатертями. Перед столиками, на некотором расстоянии, стоит знаменщик полка старший унтер-офицер Артур Степин со знаменем полка и ассистентом. Постепенно, после нескольких перестроений, с другой стороны каждого столика образуются стройные квадраты подтянутых гренадер-перновцев.

Перед каждым столиком появляются священнослужители разных религий. Полковой священник с Крестом и Евангелием становится перед первым столиком, перед которым стоит самый большой «квадрат» новобранцев.Перед вторым столиком становится католический ксендз, перед третьим – лютеранский пастор, перед четвертым – мусульманский мулла, перед пятым – еврейский раввин, а перед шестым, около которого стоят только два гренадера, - нет никого...".

 

 

 

О Присяге

 

Важнейшее место в воспитательном процессе любой армии, а также в плане морально-психологического воздействия на солдата, является принятие Присяги.С 1884г. была введена церемония торжественной присяги нижних чинов при полковом знамени.

Правила о приведении к присяге на верность службы Государю и Отечеству молодых солдат в частях войск.

 

1.По окончании молодыми солдатами одиночного образования и усвоении ими понятия о звании солдата, о значении присяги, знамени и воинской дисциплины, перед тем, чтобы постановить их в ряды и назначить на действительную службу, они приводятся к присяге под знаменами тех частей, в которых они будут служить ; для сего, в назначенный командиром день, выводится в строй часть, если можно, в полном составе ; причем молодые солдаты строятся отдельно.

2.По прибытии знамени, командир части, в нескольких словах разъясняет молодым солдатам значение долга службы и присяги, а затем приказывает прочесть статьи Воинского Устава о Наказаниях, касающихся нарушения обязанностей службы в военное время и статьи Свода Законов и Военных Постановлений, объясняющие, за какие подвиги на поле брани жалуют особые отличия ; после чего молодые солдаты приводятся к присяге по установленным формам духовным лицом того вероисповедания, к которому они принадлежат, а в случае неимения такового лица – командиром части.

3.Если нельзя привести одновременно к присяге всех, то это может быть исполнено в несколько раз.

Дополнение. (по правилам для парадов и церемоний 1902г.)При приведении к присяге в несколько раз, таковую можно производить в последующие разы не в присутствии всей части, а при одной роте со знаменем.

4.В частях войск, не имеющих знамен, присяга молодых солдат должна быть исполнена тем же порядком : в батареях артиллерии – перед фронтом орудий, в крепостной артиллерии – на валгане главной крепостной ограды, а во всех прочих частях и командах – перед фронтом части, куда молодой солдат зачислен.

Примечание. Вышеизложенным порядком отбирается, также, и торжественный обет на верность службы от молодых солдат из язычников и лиц, не приемлющих присяги по их вероучению ; причем, означенный обет читается командиром части и повторяется дающими обет.

 

 

Форма присяги на верность службы лиц христианских исповеданий

 

Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред Святым Его Евангелием, в том, что хочу и должен ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ Николаю Александровичу, Самодержцу Всероссийскому, и ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Всероссийского Престола НАСЛЕДНИКУ, верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови, и все к Высокому ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Самодержавству, силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности, исполнять.ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО  ВЕЛИЧЕСТВА государства и земель Его врагов, телом и кровью, в поле и крепостях, водою и сухим путем, в баталиях, партиях, осадах и штурмах и в прочих воинских случаях храброе и сильное чинить сопротивление, и во всем стараться споспешествовать, что к ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может. Об ущербе же ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать потщуся и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, а предпоставленным надо мной начальникам во всем, что к пользе и службе Государства касаться будет, надлежащим образом чинить послушание, и всё по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды против службы и присяги не поступать ; от команды и знамя, где принадлежу, хотя в поле, обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за оным, пока жив, следовать буду, и во всем так себя вести и поступать, как честному , верному, послушному , храброму и расторопному(офицеру или солдату) надлежит. В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий. В заключение же сей моей клятвы, целую слова и крест Спасителя моего. Аминь.

Присяга для магометан и евреев.

Поступающие на военную службу магометане приводились к присяге по особой форме, на том из принятых в оной пяти языков, какой был известен присягающему.Порядок приведения к присяге магометан следующий : 1) присягающий должен во время присяги держать два перста правой руки своей на раскрытом алкоране, повторять слова присяги, которые ему читает духовное лицо магометанской веры, и по окончании клятвы целовать слова алкорана, 2) лицо, наряженное для присутствования при принятии присяги, обязано : а) поверять правильность выполнения оной по тому столбцу, в которой татарские или другого восточного языка слова присяги изображены русскими буквами, и б) наблюдать, чтобы духовные лица магометанской веры, во время чтения присяги, а в особенности  при окончании оной, отнюдь не произносили фразы по- арабски : инша аллах, а по- татарски : аллах-тилясе (т.е. коли Богу угодно), а также не переменяли своего места и положения, и чтобы после каждого продолжительного с их стороны перерыва чтения, как-то : кашля, обморока и пр., они возобновляли чтение присяжного листа., 3) в тех местах, где не окажется духовного лица магометанской веры, приведение к присяге магометан должно быть возлагаемо на кого-либо из  мусульман грамотных, а если присягающий сам грамотен, то ему самому предоставляется читать слова присяги.За неимением же грамотных мусульман и за безграмотностью приводимого к присяге, лицо, наряженное для привода к оной, должно читать ему слова присяги, написанные русскими буквами.Порядок приведения к присяге евреев, равно форма еврейской присяги, для поступления в военную службу, изложены в Уставе Духовных Дел Иностранных Исповеданий.Согласно указанного устава евреи приводятся к присяге во всякое время, кроме субботних и праздничных дней, в синагогах или молитвенных школах, а где нет синагог и молитвенных школ – в подлежащем присутственном месте, начальствующими лицами и раввином или помощником его, в присутствии двух свидетелей из евреев, где это возможно.

Статьи законов, читаемые при приведении к присяге.

Книги XXII Свода Военных Постановлений

243.Виновный в способствовании или благоприятствовании неприятелю в его военных или иных враждебных против России действиях признается государственным изменником и подвергается : лишению всех прав состояния и смертной казнию.

244.Виновный в личной или через других лиц переписке, или ином сношении, с кем-либо находящемся в неприятельской армии во владениях неприятеля, в местности, занятой войсками неприятеля, или вообще в такой местности, куда будет запрещено писать письма, подвергается : лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных, прав и преимуществ и отдаче в исправительные арестантские отделения на срок от трех до шести лет ; а если при этом виновный сообщил сведения, могущие иметь какое-либо отношение к военным действиям, то лишению всех прав состояния и ссылке в каторжные работы на срок от четырех до двадцати лет, или без срока.

245.Виновный в самовольном оставлении во время боя командования частью, своего места или позиции, по причинам, не вызываемым исполнением долга службы и возложенными на случай боя или во время боя обязанностями, подвергается : лишению всех прав состояния и смертной казни, или ссылке в каторжные работы от четырех до пятнадцати лет.

245.¹ Уклонившийся от исполнения приказания принять участие в бою, или в отдельных боевых действиях, подвергается : лишению всех прав состояния и смертной казни.

246. Виновный в возбуждении во время боя других словами, примером или иными действиями к бегству, сдаче или иному уклонению от боя, хотя бы такое возбуждение и не имело последствий, подвергается : лишению всех прав состояния и смертной казни.

246.¹ Виновный в умышленном распространении среди своих войск слухов, заведомо могущих вызвать робость или беспорядок в войсках, подвергается : лишению всех прав состояния и смертной казни, или ссылке в каторжные работы от четырех до двадцати лет, или без срока.

Если же означенное деяние совершено по неосмотрительности, то виновный подвергается : заключению в крепости от одного года четырех месяцев до четырех лет, или одиночному заключению в военной тюрьме от одного до четырех месяцев.

247.За потерю в бою знамени или штандарта, если команда, коей они присвоены, не употребила всех средств к спасению их, те, коим преимущественно было вверено охранение знамени или штандарта, приговариваются : к лишению всех прав состояния и смертной казни расстрелянием, а прочие, принадлежащие к составу сей команды чины, имевшие возможность способствовать спасению знамени или штандарта, подвергаются : наказаниям по мере вины, на основании правил, постановленных в ст.75 сего устава.

248.Военнослужащий, сдавшийся в плен, или положивший оружие пред неприятелем, не исполнив своей обязанности сражаться по долгу службы и присяги, подвергается : лишению всех прав состояния и смертной казни.

Статьи кн.VIII С.В.П.

149.Жалуемые войскам знамена, штандарты и прочие регалии присваиваются им навсегда, как отличительные знаки, свидетельствующие о храбрости и доблести войск, заслуживших отличия.Посему, каждая часть войск обязана с особенным попечением сохранять свои регалии и в самой древности их находить лестнейшее удостоверение в достоинствах и заслугах тех войск, которыми они приобретены.

150.При самом сформировании каждой отдельной войсковой части, которой присваивается знамя или штандарт, Главное Управление Генерального Штаба представляет особый всеподданнейший доклад, в котором, показав старшинство каждой части, вошедшей в состав вновь сформированной части, испрашивает, какое именно старшинство угодно будет ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ присвоить новой части.Высочайше утвержденное старшинство частей войск объявляется, тотчас по сформировании их, в приказе по военному ведомству.

Далее читались статьи с 67 по 70 статута Георгиевского креста.

Примечание.Высочайшее повеление о том, что каждая отдельная войсковая часть при сформировании в обязательном порядке получала знамя, последовало 6 мая 1897г.

 

Штандартами назывались знамена кавалерийских полков, имеющие квадратную форму и меньшие размеры, чем пехотные знамена.

 

Старшинство- точка отсчета для производства в следующий чин или звание,первое упоминание в каком-либо приказе о данной воинской части,т.е. своеобразный срок давности части.

 

Нельзя не заметить из официальных строчек закона с каким уважением относились в Русской Армии к представителям других вероисповеданий, в том числе к язычникам.В связи с этим хочется привести воспоминания очевидца принятия присяги в одной из частей пехоты : « Полковник Рерберг выводит полк на плац, и перед глазами открывается редкая по красоте картина присяги новобранцев 3-го гренадерского Перновского Короля Фридриха-Вильгельма IV полка.

Посередине плаца стоят шесть совершенно одинаковых столиков, покрытых белыми скатертями. Перед столиками, на некотором расстоянии, стоит знаменщик полка старший унтер-офицер Артур Степин со знаменем полка и ассистентом. Постепенно, после нескольких перестроений, с другой стороны каждого столика образуются стройные квадраты подтянутых гренадер-перновцев.

Перед каждым столиком появляются священнослужители разных религий. Полковой священник с Крестом и Евангелием становится перед первым столиком, перед которым стоит самый большой «квадрат» новобранцев.Перед вторым столиком становится католический ксендз, перед третьим – лютеранский пастор, перед четвертым – мусульманский мулла, перед пятым – еврейский раввин, а перед шестым, около которого стоят только два гренадера, - нет никого.

Начинается чин присяги, и к столику православных гренадер-новобранцев подносит знамя мой друг знаменщик Артур Степин, его настоящее имя Артур Стопинг, и сам он – финн-лютеранин, но свою почетную обязанность знаменщика он исполняет блестяще.

В то же самое время к последнему столику подходит мой отец – командир полка, - и я вижу удивительную вещь, которая могла произойти только у нас, в старой России. Оба новобранца вынимают из карманов маленькие сверточки и тщательно разворачивают тряпочки, в которые они завернуты.Развернув тряпочки, оба вынимают из свертков двух маленьких деревянных «божков», выструганных из дерева и смазанных салом. Оба деревянных «божка-идола» водворяются на столик между моим отцом и двумя новобранцами, и только тогда мой отец, как высший в их глазах начальник, приводит обоих гренадер к присяге служить «верой и правдой» Царю и Отечеству.

После окончания чина присяги, священнослужители удалились, новобранцы возвратились к своим ротам и полк красивой лентой вошел в свои казармы».

Рубрики:  былая Россия

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку