Основное орудие дорожной полиции для ловли превышающих скорость водителей - радар Stalker - незаконно. Потому что до сих пор не приняты правила Кабинета министров, регламентирующие употребление этих приборов с 1 июля 2004 года. Во всяком случае, так аргументирует иски в суд против дорожной полиции известный борец с ее произволом юрисконсульт Эдгарс Джериньш.
Фото Янис Пипарс (A.F.I.).
Оказывается, инспектор вообще не обязан демонстрировать показания радара нарушителю.
Водителей штрафуют на основании несуществующих правил
Ну, что будем делать?
В нашу газету обратился Вадим Максимов. Воспоминания об инциденте с дорожной полицией, происшедшем 25 августа на юрмальской трассе, до сих пор вызывают у него нервную дрожь.
- Я включил круиз-контроль и на скорости 90 км/час ехал в сторону Риги. Возле виадука на Бабите меня остановил дорожный полицейский. И сообщил, что я ехал со скоростью 139 км/час, - рассказал Вадим Максимов.
Дальше инспектор задал Максимову вопрос, который многим из нас не раз приходилось слышать: «Ну, что будем делать?» Будто дальнейшая процедура не регламентирована законодательством. Но предполагаемый нарушитель не собирался ничего делать, поскольку вины за собой не чувствовал.
- Езда на такой скорости не соответствует стилю моего вождения. - сказал «Часу» Вадим Максимов.
В его словах можно было бы, конечно, усомниться. Все-таки BMW Х-5 - мощная машина, не грех и гашетку притопить. Но так же как у банковского клиента есть своя кредитная история, так и у каждого водителя имеется список грехов. Мы читаем бумаги из дорожной полиции, из которых явствует, что в течение года Вадим Максимов к административной ответственности не привлекался.
На юрмальской трассе полицейские ловят нарушителей скоростного режима парами. Один из засады замеряет скорость, другой метров через 300- 500 тормозит нарушителя. Связь между собой они держат по рации.
- Когда инспектор начал вызывать по рации напарника для подтверждения того, что моя машина превысила скорость, тот сначала не стал с ним разговаривать. Инспектор при мне, закрывая рацию, начал набирать какие-то цифры. Только после этого напарник смог назвать ему номер и марку моего автомобиля, который он якобы поймал на радар, - возмущался Вадим Максимов.
Так что представить в качестве доказательств показания радара полицейские Максимову не смогли. Со штрафом в 20 латов за превышение скорости он не согласился и вступил с дорожниками в ожесточенную переписку.
Из главного управления Максимов получил забавнейшую отписку. Где в качестве одного из аргументов вины использовался фантастический довод. Дескать, технические параметры автомобиля БМВ X-5 позволяют ехать со скоростью 139 км/час, поэтому Максимову от сурового наказания не отвертеться. А дорожные полицейские, конечно, сделали все правильно.
Вадим Максимов подал в суд на дорожную полицию.
Вести с той стороны
В центре связей с общественностью дорожной полиции нам пояснили, что инспекторы действуют по закону, в котором сказано, что инспектор вообще не обязан демонстрировать показания радара нарушителю. Если же возникают подозрения в нечистоплотности, то нарушителю необходимы по меньшей мере два свидетеля, для того чтобы оспорить решение дорожника.
Ситуацию Вадима Максимова мы попросили прокомментировать юрисконсульта Эдгара Джериньша. (Здесь надо оговориться, что Вадима Максимова засек радар Stalker, который во избежание ошибки не рекомендуется применять в местах с интенсивным движением.)
- Как правило, полицейские в своих отчетах указывают, что машина ехала одна и ошибки в определении нарушителя быть не могло. Но ведь на юрмальской трассе машины идут сплошным потоком и возможность ошибки многократно возрастает, - заметил Эдгарс Джериньш.
И самое главное, по мнению Эдгарса Джериньша, до сих пор не приняты правила Кабинета министров насчет радаров. Их применение сегодня законом не регламентировано.
Многие предпочитают с дорожной полицией не связываться и платят штрафы, забывая о презумпции невиновности. В суде же дорожной полиции придется доказать, что водитель виноват.
Вот цитата из аналогичных судебных исков: «Данное решение дорожной полиции не имеет силы, потому что оно не подкреплено никакими доказательствами ни по одному из пунктов обвинения. Поскольку нет ни фото, ни видеосвидетельств, ни даже подтверждения независимых свидетелей».
Даниил СМИРНОВ
http://www.chas-daily.com/win/2004/11/22/g_034.html?r=32&
Вложение: 1494576.jpg