-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в МонархистЪ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2004
Записей:
Комментариев:
Написано: 14705


Еще о русском деревянном церковном зодчестве...

Понедельник, 13 Июня 2016 г. 17:40 + в цитатник

DSC06124 (255x383, 23Kb)

Побывали мы в Музее деревянного зодчества Русского севера «Малые Корелы» под Архангельском.

Таких музеев за время правления большевиков образовалось множество. Это и знаменитые на весь мир Кижи, и Витославлицы под Великим Новгородом, и Шевченковский гай во Львове, и многие иные.

В конце 1960 – начале 1970-х годов советские историки архитектуры сумели «пробить» в культурных ведомствах идею о необходимости сохранить для потомков шедевры деревянного зодчества и создании для этого специальных музеев под открытым небом. Туда из окрестностей стаскивались «экспонаты». И это, в общем, была завидная судьба. Сколько сотен, если не тысяч, храмов были просто снесены или определены под «рациональное» использование – в качестве амбаров, сеновалов, клубов и свинарников, и навсегда ушли в небытие в таком неприглядном виде.

И такие музеи всегда вызывают во мне очень двойственное впечатление. С одной стороны, безусловно, неправильно, что церкви выдергиваются со своих мест, как морковка из грядки. Не для того они строились, не в дело, когда храм Божий воспринимается всего лишь, как музейный экспонат.

С другой стороны, в ходе этого путешествия мы в очередной раз имели возможность увидеть, до какого состояния «героическими усилиями» советской власти доведены храмы, оставшиеся стоять на своих местах. Конкретный пример я давеча приводил. Разваливаются храмы в «неперспективных деревнях», упраздненных при большевиках (а таких на севере – множество), в не намного лучшем состоянии и те, что стоят в «живых» деревушках.

Ведь для того, чтобы церкви сохранялись совершенно недостаточно удалить оттуда сено, зерно или сельхозинвентарь и сказать «православным мракобесам»: «да забирайте вы свою рухлядь!». Храмы стоят, когда в них идет церковная жизнь. А многолетнее владычество большевиков и навязанного ими государственного атеизма выхолостили христианское самосознание людей. И коснулось это прежде всего не «угнетаемых окраин», а самых что ни на есть великорусских областей.

Примеры этого мы могли наблюдать всю поездку по Русскому северу. «На вскидку»: в Сольвычегодске до революции было 15 церквей, сейчас – 3, действующая – одна; в Каргополе было 22 храма и 2 монастыря; сейчас – 11 церквей, действует – одна (как и при советской власти). И так везде. Храмы – прежде всего, каменные – используются под музеи, техникумы, склады и т.д.

Причем сейчас если не все, но хотя бы часть из них (пусть даже и находящиеся в наиболее плачевном состоянии) верующие могли бы вернуть себе. Но не стало самих верующих – большевицкий погром убил не только здания, он сильно (если не фатально) изувечил русский дух. И в маленьких городках и селах Русского севера некому возвращать храмы, «малое стадо» не в силах их содержать.

В еще большей степени это касается деревень «на отшибе». Но этим проблемы деревянных храмов не исчерпываются. Благое, казалось бы, дело признания таких церквей памятниками архитектуры, подлежащими государственной охране, на практике только усугубляет положение. Ведь если даже нашлась в деревне группа активных верующих и выразила готовность взять храм, отремонтировать его, вдохнуть в него церковную жизнь, тут же выясняется, что это «объект наследия» и чинить его своими силами православным нельзя. Этим должны заниматься исключительно «высококвалифицированные специалисты-реставраторы». А на них у сельских общин денег, естественно, нет.

Вот и получается, что ремонт («самовольное вмешательство») закон запрещает, а постепенно разрушение, поскольку у государства нет денег на реставрацию – дозволяет. Кстати, по большому счету, реставрация и музеефикация таких объектов проблемы тоже не решит. Их содержание требует расходов, а «обычный» турист не будет мотаться по русской глубинке, чтобы посмотреть на старые деревянные храмы, а значит даже копеечного сбора за посещение, который можно направлять на поддержание объектов, – не будет, и они вновь будут разрушаться.

Поэтому в нынешних условиях музеи деревянного зодчества под открытым небом – не худший вариант. Там за храмами могут наблюдать специалисты, им обеспечена реставрация, а организованный поток туристов обеспечит хоть какую-то рентабельность такой деятельности.

В то же время, очевидно, что все разрушающиеся храмы собрать в такие музеи – нереально. Поэтому, боюсь, что остановить процесс разрушения деревянных церквей сейчас невозможно и если ситуация не будет меняться, то, как я уже писал, скоро мы сможем любоваться только их макетами.

Церковные постройки «Малых Корел»:

1. Часовня во имя Пресвятой Троицы, начало ХVIII века, дер. Вальтево Пинежского уезда Архангельской губернии.

DSC06131 (425x567, 62Kb)

2. Церковь св. Георгия, 1672 год, с. Вершины Сольвычегодского уезда Вологодской губернии.

DSC06146 (425x567, 46Kb)

3. Церковь Вознесения Господня, 1669 год, колокольня, 1854 год, с. Кушерека Онежского уезда Архангельской губернии.

DSC06159 (425x567, 44Kb)

4. Часовня св. Ильи Пророка, XVIII век, дер. Мамонов Остров Каргопольского уезда Олонецкой губернии.

DSC06166 (425x567, 90Kb)

5. Колокольня, конец XVI века, с. Кулига-Дракованово Сольвычегодского уезда Вологодской губернии.

DSC06168 (425x567, 51Kb)

6. Часовня св. Макария Унженского, XVIII век, дер. Федоровская Каргопольского уезда Олонецкой губернии.

DSC06172 (425x567, 105Kb)

Метки:  



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку