Посмотрел недавно кинофильм В.Хотиненко «Поп». Главная тема для размышлений, после увиденного: что хуже – откровенное вранье или лукавая полуправда?
С одной стороны, обыватель «изучает» историю по кино. Так что, вроде, и неплохо, что вместо «классического» советского образа «предателей Родины», Псковская миссия предстает, в общем, тем, чем она была – миссией. С другой, - в фильме масса натянутостей, мелких и крупных передергиваний, фальши, которые искажают исторические реалии. Выявить их, убедительно доказать, что это неправда, гораздо сложнее, чем явную ложь советских агиток.
Не буду подробно и тщательно перечислять фактические «проколы» кинокартины – это уже не раз сделано до меня, и с легкостью отметается доводом, что кино, де, не документальное, поэтому мелкие погрешности неизбежны. Проблема в том, что искажаются не только «детали», но и дух времени, который, на мой взгляд, историческое кино, пусть и художественное, должно отражать.
Лукавство сквозит во всем. Начинается это с картин счастливой и беззаботной мирной советской жизни до войны. Причем эта идиллия распространяется и на описание жизни самого попа. В порядке справки напомню, что до войны (на 1939 г., до захвата большевиками Прибалтики, Западной Польши и Украины, Карельского перешейка и Бассарабии) на всей территории СССР оставались открытыми около 100 приходов, которые решено было ликвидировать в рамках очередной пятилетки (к концу 1943 г.). После захвата вышеозначенных территорий, активные «поповские чистки» начались и там. Далека была жизнь духовенства от предложенной пасторали. О счастливой жизни подсоветских граждан в условиях реального социализма я тоже немало уже писал.
Тут начинается вторая большая ложь фильма. Для огромного большинства подъяремных русских людей советская власть совсем не была «своей», как нас пытаются убедить авторы фильма. Дескать, хоть и не самая лучшая, но «своя». Власть была чужой, воевать за нее не хотели – в этом главная причина массовой сдачи в плен советских бойцов в начале войны. Ситуация стала меняться после проявлений зверств немцев, которые начались после неудач зимы 1941-1942 гг., и усиливались по мере отступления. Но даже после этого отступавших немцев сопровождал огромный вал русских людей, бежавших от «освобождения».
Позиция духовенства в изложенной интерпретации истории выглядит, мягко говоря, неприглядно: оставаясь, де, врагами немцев, оно пользовались расположением оккупантов для своих целей, постоянно держа «фигу в кармане» и являясь на самом деле сторонниками советов. Сопровождается это глупейшей фразеологией. Сейчас, дескать, немцы сделают передышку, а потом «опять (??? – МЪ) начнут кресты вдоль дорог ставить» (??? – МЪ). Или: «Большевиков обманывали (??? – МЪ); неужто с колбасниками не справимся?». Характерно, что и то, и другое верно с точностью до наоборот. Это именно «свои» большевики дали МП «передышку» и именно они регулярно обманывали руководство Церкви.
Все это, в купе с множеством дополнительных деталей (лубочные партизаны с полицаями и пр.) делается только для продвижения одной мысли: контакты с немцами имели либо законченные негодяи и «предатели Родины», либо люди, имевшие «фигу в кармане» и готовые «пожертвовать своим реноме» ради дела, которое считали важнее своей репутации; ни один порядочный человек против «своей» власти выступить не мог; все порядочные так или иначе боролись с оккупантами; ну и т.д., и т.п.
Авторы ни мало не дали себе труда разобраться в реалиях того времени (видимо, и не ставилась задача понять, почему впервые за всю историю России интервентов встречали хлебом-солью, миллионами сдавались в плен, не желая воевать за свою страну, вступали добровольцами во вражескую армию, бежали вслед за оккупантами от «освободителей» и т.д.), и слепили лукавый полуправдивый «лубок» вполне в духе вездесущего ныне неосоветского патриотизма. И разоблачить эту полуложь гораздо сложнее, чем грубую кривду большевицкой пропаганды.
И в заключение еще одна небольшая группа фактов (о немецких «врагах» Церкви и ее советских «друзьях»): За годы оккупации Православная Церковь на занятой немцами территории СССР была восстановлена. Всего за три года было восстановлено более 40% от дореволюционного количества церквей. Существуют разные цифры открытых на оккупированной территории СССР православных храмов. Как правило, говорят о 7547 храмах, ссылаясь на отчет Совета по делам РПЦ о состоянии РПЦ на 1 января 1948 г. Но к тому времени «освободителями» было уже закрыто не менее 850 храмов в РСФСР, 600 – на Украине, 300 – в Белоруссии и 100 – в Восточной Молдавии. Таким образом, общее количество открытых немцами храмов равнялось как минимум 9400. Кроме того, было воссоздано около 60 монастырей – 45 на Украине, 6 – в Белоруссии и 8-9 – в РСФСР (данные крупнейшего современного исследователя вопроса Михаила Шкаровского). Отмечу, что как раз в 1948 г. началась новая волна гонений на Церковь, сопровождавшаяся очередным закрытием храмов и репрессиями против духовенства.