Социальная ответственность бизнеса перед обществом
Размышления на заданную тему
Равноправие и свобода – таковы, на мой взгляд, главные тенденции развития российского общества. В полной мере эти тенденции проявляются в треугольнике отношений власть-общество-бизнес. Период «первоначального накопления», благодаря которому нашу страну порой именовали «Диким Востоком», к счастью оказался недолгим. Уже сейчас это, скорее, тема для воспоминаний. Все громче звучат высказывания о социальной ответственности бизнеса перед обществом. Радует, что эти слова, в первую очередь, звучат из уст самих бизнесменов.
Каков портрет социально ответственной корпорации? Не скрою, что, создавая этот портрет, я в качестве образца избрал Компанию «Мултон», в которой работаю сам, как в силу того, что с ее вкладом в социальное партнерство я знаком наиболее детально, так и по той простой причине, что «Мултон» вдет активную социальную политику.
Итак, социально ответственная корпорация та, которая участвует в федеральных и местных социальных программах, непросто занимается благотворительностью, а поддерживает конкретные проекты, и ждет от них результатов.
Бизнес-деятельность компании и ее социальная ответственность тесно связаны. Едва ли не все сферы бизнес-активности в большей или меньшей степени включают социально-значимые компоненты. Ниже приведен список основных функций бизнеса, имеющих отношение к корпоративной социальной ответственности:
· общая политика и стратегия: насколько политика и стратегия компании служат задачам устойчивого развития и приносят выгоду всем заинтересованным сторонам;
· организация труда и производственный процесс: соблюдаются ли нормы безопасности и экологические нормы при производственных процессах, обеспечиваются ли качество товаров и их безопасность для потребителя;
· закупки и управление поставками: приобретаются ли товары, запчасти и услуги у местных поставщиков, и если да, то помогает ли им компания соблюдать установленные стандарты;
· сбыт и продажа товаров: насколько безопасны технологии сбыта товаров, приносят ли отношения между предприятием и продавцом пользу конечному потребителю;
· продажи, маркетинг и отношения с клиентами: является ли информация в рекламе товара и на его упаковке точной и правдивой, какие механизмы используются для выстраивания отношений между компанией и ее клиентами;
· развитие человеческих ресурсов и трудовые отношения: условия трудоустройства сотрудников (в том числе представителей меньшинств), охрана и гигиена труда, обучение сотрудников, стратегии преодоления негативных последствий реструктурирования, сокращения штатов и т. д.;
· финансовое управление и отношения с инвесторами: эффективность финансового контроля, открытость документации, качество работы совета директоров, отношение к взяткам и внутренним торговым операциям;
· проектно-конструкторские работы: объем вложений, учет социальных/экологических проблем, создание проектно-конструкторских бюро в местах освоения новых рынков;
· отношения с властью: обеспечивается ли открытость и прозрачность в отношениях с властями и в лоббистской деятельности; участвует ли компания в диалоге между частным и государственным секторами для улучшения политики и норм, регулирующих такие сферы, как трудоустройство, природоохранные нормы и т. д.;
· отношения с другими заинтересованными сторонами: как строятся отношения с местным населением, участвует ли компания в общественной жизни, насколько открыты компания и ее подразделения для местного населения;
· меры по охране окружающей среды: имеется ли у компании своя природоохранная политика, проводится ли экологическая экспертиза новых проектов и товаров, отчитывается ли компания перед общественностью о своем воздействии на окружающую среду.
Социальная капитализация
Исследование, проведенные в экономически развитых странах, подтвердили: нематериальные активы большинства зарубежных компаний превышают материальные. При этом в крупнейших из них превышают в разы. Брэнд компании, ее, как в старину говорили, честное имя – пожалуй, самая весомая часть нематериальных активов. В свою очередь, репутация компании во многом формируется именно путем проведения социально ответственной политики. В этой связи даже появился новый термин: «социальная ценность компании». Действительно, сограждане оценивают итоги деятельности той или иной корпорации далеко не только по одним лишь финансовым показателям. Порой реализация проекта, казалось бы, совершенно далекого от сферы деятельности корпорации оказывается в глазах сограждан весомее миллионного годового баланса. Живой пример – участие компании «Мултон» в спасении зубров, животных, стоявших на грани исчезновения.
Проведу цепочку: повышение репутации компании – популяризация брэнда - рост стоимости нематериальных активов – повышение общей капитализации компании.
Будущее - за корпоративным гражданством
Понятие «корпоративный гражданин» стало популярным в последнее время в публицистике. Речь идет о сравнении поведения современных корпораций с поведением граждан. Краеугольным камнем корпоративного гражданства является ответственность компаний за происходящее в стране и взаимная ответственность государства перед бизнесом и обществом
Политологи и экономисты, отшлифовывая это понятие подобно ювелирам, открыли пять граней корпоративного гражданства.
Грань первая, основополагающая: инициатива вложений социальных инвестиций исходит от самого бизнеса.
Грань вторая, актуальная: бизнес находит самые актуальные для общества темы и решает проблемы, волнующие большую часть населения.
Грань третья, меркантильная: социальные инвестиции - не меценатство, должны приносить прибыль.
Грань четвертая, коллективная: решать социальные проблемы вместе с самими людьми.
Грань пятая, принципиальная: бизнес отстаивает интересы граждан перед государством.
Уже сегодня наиболее «продвинутые» корпорации, «принявшие» корпоративное гражданство, заработали кроме моральных вполне весомые материальные дивиденды. Среди них - продвижение товара, расширение маркетинговой ниши, сохранение старых клиентов и завоевание новых, укрепление отношений с партнерами и властью, повышение лояльности сотрудников, развитие новых навыков
В силу всего вышесказанного я читаю, что у корпоративного гражданства большое будущее. Но это явление – лишь составная часть социального партнерства бизнеса и общества, повышения социальной роли бизнеса в обществе. Поэтому, можно с полным основанием прогнозировать повышение социальной ответственности бизнеса перед обществом.