Когда мне говорят: «Я не буду рассказывать своим детям, что такое СССР, кто такой Сталин, почему была война и т.д. ….Зачем им это знать, и зачем нам такое помнить?», мне хочется ударить говорящего по лицу и больше никогда не иметь с ним ничего общего.
Для меня история моей страны – священна. По мере сил стараюсь ее изучать, читаю книги, смотрю документальные и не очень фильмы, авторские передачи. Говорю с отцом. Читаю письма деда, написанные в мае 45-го.
На то есть несколько причин. Во-первых, у меня хорошо развита «генетическая память», т.е. я неплохо себе представляю ТЕ времена, не только со слов родителей и их родителей, но и как бы вспоминая это их глазами. И мне многое в их ТОЙ жизни дорого, просто потому, что это имело значение для них. Равно как и больно, по этой же причине.
Во-вторых, я считаю, что у моей страны (я имею в виду, бывший СССР) – героическая история. Точнее, ее делали люди, которых нельзя забывать. Вопреки всему, во все времена. Глубоко убеждена, что многое из того, что делали наши бабушки и дедушки, никому из нас повторить не под силу: и силы не те, и время не то. Но именно поэтому мы обязаны знать, КАК это было.
Только что посмотрела «Подвійний доказ» (для русскоязычной аудитории: «Двойное доказательство»). Тема: восстание в одном из лагерей СтепЛага, Кенгире, в 1953г. Восстание, которое продлилось 42 дня, и было жестоко подавлено в прямом смысле слова: танками. Раньше я про это читала, но смотрела просто на одном дыхании. В передаче участвовали бывшие политзаключенные, которые сумели выжить, в то время как 900 человек погибли при штурме лагеря. Этим людям тогда было чуть больше 20 лет, а осуждены они были на 10-20. Давно заметила закономерность: участники войны, узники лагерей, вообще, люди, которые в молодости пережили подобный ужас, до конца своих дней обычно сохраняют трезвость рассудка и некую внутреннюю силу. Я знаю это по своей бабушке, например.
И эти пожилые уже люди, рассказывают, что тогда они, заключенные, поднявшие восстание и открыто выступившие против советской власти, чувствовали себя свободнее тех, кто формально находился на свободе.
Вложение: 1535420.jpg