Училище.
В 1939 году мой отец закончил Одесское Педагогическое Училище по специальности “учитель немецкого языка”. Ему было 23 года. Худощавый светловолосый паренёк, самый мягкий среди трёх сестёр и старшего брата, обладающих неслабыми характерами, он был меньше их приспособлен к жизни.
Я, например, никогда не видел и не могу представить, чтобы мой отец взял в руки молоток и прибил гвоздь. Он не мог сделать это по природе, даже, если бы очень захотел.
Вот бывают мастеровитые мужчины, или, хотя бы, ловкие в чём-то другом люди. Мой папа был всему этому полная противоположность. Этакий тонкокостный, рафинированный интеллигент. Он умел хорошо писать чётким, красивым почерком, любил и умел что-нибудь рассказывать, обладал честной логикой и любил читать.
Ни правда ли знакомый по книгам образ?
Ну для меня-то папа ни на каких книжных героев не походил. Он был мой отец. За эту неприспособленность его и любили.
Поэтому, поучившись после школы неуспешно в каком-то техучилище и потеряв в разных начинаниях года два, он наконец попал в педучилище, которое и оказалось для него подходящим.
Печально известные 36-й, 37-й и 38-годы. Наверняка, в училище было большинство девушек. Видимо, стеснительный, немужественный отец, будущий учитель, не котировался, как завидный ухажёр, в городе, полном бравых моряков. По крайней мере, ни о каких романах, я не знаю.
Его несколько длинное, непривычное имя - Елизар, как в семье, так потом и в училище, игнорировали и называли его Люся, чем, как бы, подчёркивали не очень напористую мужественность.
Ещё деталь. Отец мне сам рассказывал. В то время самым большим богатством для молодёжи был патефон. Мечта.
У отцовской компании из училища патефона не было. Зато Люся , обладающий неплохим музыкальным слухом, умел великолепно имитировать патефон губами. Он делал это охотно и всегда был рад угодить подругам-сокурсницам с кавалерами.
Они усаживали его у кого-то дома или в парке на скамейку, по очереди заказывали разные танго и танцевали. Патефон работал без завода, как электрический.
Студ-е-енточка -
Заря вечерняя!
Ля-ля-ля-ля. Ля- ля – ля – ля, ля-ля ля-я!
На берегу-у крутом, где не раз гуляли мы с тобой…
В 1939 году был подписан известный договор Молотов-Риббентроп. Советский Союз занял восточную часть Польши. Был дан приказ, направить в захваченные места свежие кадры, для воспитания и образования.
Отец закончил училище. Он был на пару лет постарше других, мужчина.
Его направили в небольшой польский городок директором школы.

Это единственная фотография отца ещё мальчиком и ещё не облысевшего. Он изображён со средней сестрой Беллой. Я впервые увидел эту фотографию, когда папы уже не было в живых.
(Продолжение следует)
Вложение: 2484243.jpg