Раза два или три по выходным мы встречались в детском садике, где я тогда работал сторожем.
В результате этих встречь родилась рукописная схема некой композиции, состоящей из уже не новых для нас песен, стихов и кратко описанных мизансцен, которые, по нашему замыслу, впоследствии должны были превратиться в небольшой спектакль о грусти, любви, дружбе, радости и надежде.
Именно во время одного из наших тройственных заседаний Полина и выступила со своим, явно провокационным, заявлением о том, что, по её сведениям, венцом развития каждого настоящего поэта является создание венка сонетов.
Не будучи избалованным творческими подначками и вызовами, да и в раздражении от компиляционного характера работы, которую мы совершали, я сразу же с ней заспорил, что это дело не столь уж сложное. Была бы охота. Нужно только взяться. Я, дескать, даже готов настрогать венок сонетов на любую, заданную тему. Дайте только тему и срок.
Интересно, что Ланцберг в спор не вмешивался, а продолжал, усмехаясь, что-то чиркать в тетрадке с черновиком будущего спектакля.
Когда Полина выдала тему и срок в два месяца, мы попросили Володю разбить наши руки и быть свидетелем. Он сделал это совершенно индифферентно, продолжая усмехаться с видом, выражающим ласковое неодобрение двум дурачкам, развлекающимся, в то время, как серьёзные люди заняты важным делом.
Честно говоря, когда я спорил, то и понятия не имел о том, что это такое "Венок сонетов". На следующий день побежал в библиотеку и выписал из энциклопедии определение сонета и венка сонетов.
Впопыхах, некоторые из правил я пропустил.
Веник сонетов, который мне удалось надыбать за два месяца, я уже продемонстрировал в ранних постах этого дневника.
Оказалось, что Ланцберг вовсе не был, как он это изображал, совершенно равнодушным к венково-сонетному спору.
Когда через два месяца я притащил Полине и ему своё произведение, уже зная, что труд мой, увы, не отвечает строгим канонам сонетного венкоплетения, Ланцберг тут же обнародовал свой законченный венок сонетов.
Хотя его сонеты и были напечатаны на машинке в нескольких экземплярах, к сожалению, я не имею копии.
Мне их дали тогда всего на пару дней почитать. Помню только, что в отличие от меня, он сумел выполнить буквально все правила.
Это показало тогда мне насколько он был беспощаден к себе в своей творческой работе.
Помню, как кто-то в те времена в беседе со мной ссылался на его сонеты, как на мудрое жизненное руководство.
Если у кого-нибудь сохранился экземпляр Венка Сонетов Ланцберга, я был бы очень рад их получить и поместить здесь.
Судьба задуманного нами песенного спектакля была забавной.
Уже не испытывая к этому делу нежных, отеческих чувств (всё-таки не оригинальная опера, а монтажная компиляция) и увлёкшись сонетами, я стал редко посещать клуб песни. Мне приходилось тогда работать в трёх местах, собирая деньги на квартиру.
Однажды, явившись в клуб, я обнаружил, что сценарий спекткля уже многократно переделан и получил название "Зримая песня" и что в его подготовке задействованны десятки людей. Главным художественным руководителем оставался Ланцберг, но кроме него появился красивый, молодой, профессиональный режисёр по фамилии Белинский. В спектакль были включены самодеятельные коллективы из других дворцов культуры: мимы, оркестр, хор и, кажется, даже балет.
Как раз и тот период Ланцбергу предложили занять пост Директора, по тем временам самого большого дворца культуры г. Саратова "Россия" того, что на площади Ленина.
Он согласился, хотя это и была для него, инженера, совершенно новая форма деятельности.
Клуб Самодеятельной Песни обрёл помещение, а грядущий спектакль начал раскручиваться в событие общегородского масштаба.
Уже были заказаны декорации на несколько тысяч рублей и расклеены афишы.
Я тоже имел в спектакле какую-то крохотную роль, прохожего, кторый задавал кому-то несколько вопросов, но потом заболел и не появлялся в клубе месяца два.
Вот что об этом написал Миша Бяльский:
"
Но из самого, пожалуй, тут явного и запавшего - инцидент со снятием столь
долго вынашивавшегося, можно сказать - выпестованного, за многие месяцы
(порядка года), клубного спектакля "Зримая песня". Спектакль являл собой
первую крупную работу клуба, как бы подводя некие итоги всей его
деятельности, в то же время будучи попыткой сделать что-то на более
серьезном и сложном уровне, по сравнению с исполнением отдельных песен.
Спектакль был задуман по форме как литературно-песенная композиция,
с элементами пантомимы, хореографии и др. По сути же - декларацией тех
песен-стихов (читай - мыслей-взглядов), которые волновали нас тогда.
Окуджава, Кукин, Дольский, Людвик Ашкенази (стихи), многое еще.
Помимо многих членов клуба, занятых непосредственно в игре на сцене,
привлеченными оказались и профессионалы сочувствующие-друзья клуба.
Режессировал же спектакль Олег Белинский - очень хороший, молодой еще тогда режиссер из драмтеатра Карла Маркса, симпатизировавший клубу и вообще СП.
И как-то на этой почве впрягшийся с нами в общую авантюру. Надеялся он на этой ниве создать свою театральную нетленку. (Через несколько лет, когда в Саратове, и еще где-то на Волге, у него в итоге не сильно пошло, Олег перебрался в Ташкент, режиссером в ТЮЗе).
Вообще же над спектаклем работал и с энтузиазмом, можно сказать, весь клуб, начиная от написания сценария (большая часть - Ланцберг, Воробьев), неоднократно переписываемого, и до многих-многих репетиций-прогонов.
(Скр. автор сего текста принял активное участие в важнейшей части работы - создании фонограммы к спектаклю, записи звуков 'городского шума', дождя, трамвая и тп. :) Делалось это, правда, в облегченных условиях - в звукомастерской театра К.Маркса, под непосредственным водительством О.Белинского..)
Конец же печален. Уже после всех прогонов и ген. репетиций, и сдач-принятий спектакля, и даже после расклеенной по городу афиши:
"СКМП "Дорога", ЗРИМАЯ ПЕСНЯ".
Помню показанное мне Ланцбергом в душевном смятении (ему его тоже кто-то одолжил на время, из хорошего отношения) письмо из гк партии, с каким-то грифом типа "для служебного пользования" и "по исполнению съесть".
Текст-директива гласил: "Городскому рекламному агенству: Заклеить афиши
"СКМП "Дорога", ЗРИМАЯ ПЕСНЯ" повсеместно по месту их расклейки
афишей: "Решения XXV съезда КПСС - выполним!" "
(Необходимое примечание: текст точен, без всяких наложений черного и прочего юмора; скопирован мною вручную на месте как образец непреходящей исторической ценности.)
"Но вы смейтесь.."
"

Рисунок В. Ланцберга.
http://img.liveinternet.ru/images/attach/1/3508/35...uslovimsya_trupov_ne_budet.mp3