-‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии ѕоездочки
ѕоездочки
18:29 04.12.2019
‘отографий: 772
ѕосмотреть все фотографии серии ЋытЅыр
ЋытЅыр
07:00 05.11.2019
‘отографий: 684
ѕосмотреть все фотографии серии –олевые игрища.
–олевые игрища.
21:11 21.01.2019
‘отографий: 46

 -¬сегда под рукой

 -я - фотограф

—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.

—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.

 -Ќастольные игры онлайн

ћесто
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
.
ќчки
6805
3399
2845
1315
1020
869
830
729
605
0

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ≈панделин

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 4) попробуй_јссил№ Ћиру_—таврополь „ортова_ƒюжина verbirol

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 23.10.2003
«аписей: 14481
 омментариев: 118442
Ќаписано: 191846


 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть IX€

¬торник, 14 »юн€ 2016 г. 15:50 + в цитатник
“анк или бронепоезд?

¬ двадцатые годы бронепоезда по Ч прежнему были главной силой броневых сил –  ј, поскольку количественный и качественный состав танковых войск никак не отвечал современным требовани€м.

—формированный в 1920 году отдельный запасной танковый дивизион, стал основой дл€ дальнейшего развити€ танковых сил –  ј. ¬ его составе имелось более шестидес€ти трофейных танков, захваченных в годы гражданской войны у белогвардейских армий.

ќрганизационно дивизион состо€л из танковых отр€дов: т€желых, в каждом из которых по штату было четыре английских танка Ђ–икардої, и средних, по шесть танков Ђ“эйлорї. “анковым отр€дам также придавались мотоциклы, грузовые автомобили и бензозаправщики. ƒислоцировавшийс€ в ’арькове дивизион за короткий срок сформировал дес€ть танковых отр€дов, отправленных затем в различные военные округа.

¬ мае 1921 года приказом –¬— было создано ”правление начальника бронесил –  ј, а в 1923 году все имевшиес€ автотанковые отр€ды сведены в ќтдельную эскадру танков. ƒислоцировалась она в ћоскве в бывших Ћефортовских казармах и состо€ла из 4Цх флотилий: 1Цй т€желой, имевшей на вооружении танки Ђ–икардої (командир ‘. Ўибунин), 2Цй средний Ч танки Ђ“ейлорї (командир Ћ.ѕ. ƒь€ков), 3Цй легкой Ч танки Ђ–ено ‘“17ї (командир —.ћ. “имофеев) и 4Цй учебной (ј. ѕоликарпов).
Murzilka_Incѕервый танк  расной јрмии Ч трофейный Ђ–ено ‘“17ї

¬ состав Ёскадры входили также подразделени€ обеспечени€ и ремонта, танкодром, учебные полигоны. —уд€ по [215] мемуарам ее командира Ч ј.» —ел€вкина, в ней насчитывалось 160 танков (цифра представл€етс€ весьма завышенной раза в два, видимо бывшего красного командира подвела пам€ть или он захотел приукрасить боевую мощь своего [216] формировани€), из которых 15 % находилось в подразделени€х в качестве учебно Ч боевых, а остальные на консервации.
Murzilka_Inc
ќснова танковых войск –  ј Ч трофейные английские Ђ–икардої

“анкова€ эскадра €вл€лась оперативно Ч тактическим резервом √лавного  омандовани€ –  ј и подчин€лась непосредственно председателю –¬— и наркому по военным и морским делам ———–. »спользовать танки предполагалось только на наиболее важных участках фронта с ведома высшего командовани€  расной армии.

¬ 1925 году –еввоенсовет ———– из танковой эскадры сформировал четыре отдельных учебно Ч танковых полка, направленных в военные округа. ќдновременно все броневые части, в том числе и бронепоезда, были переданы в ведение √лавного артиллерийского управлени€ –  ј, где броневой отдел возглавил ј. Ѕогданов.

–азвитие бронетанковых войск тормозило отсутствие собственных образцов бронетанковой техники. ¬ 1927 году танковый парк –  ј был представлен исключительно трофейными машинами, имевшимис€ в составе одного танкового полка и шести автобронетанковых дивизионов Ч Ђ–икардої (MkV) Ч 45 единиц, Ђ“ейлорї (бывший английский ћкј) Ч 12 единиц, Ђ–еної Ч 33 единицы.  роме них на вооружении состо€ло 54 бронемашины јћќ ‘Ц15.

ќсновой же Ѕронесил по Ч прежнему служили бронепоезда, которых к этому времени в строю имелось 32 (дл€ сравнени€ Ч в 1921 году Ч 122). »менно они были главной ударной силой  расной армии, поскольку танковые и автоброневые части могли использоватьс€ только дл€ учебных целей из Ч за безнадежной устарелости их материальной части.

√лавные достоинства бронепоездов Ч солидна€ огнева€ мощь и маневренность Ч предполагалось использовать в крупном вооруженном конфликте на западной границе ———–.

¬оенна€ мощь —оветского —оюза еще не позвол€ла вести широкомасштабное наступление на европейском театре военных действий. ѕоэтому считалось, что в случае вооруженного конфликта вторгшиес€ на территорию ———– войска противника, не смогут существенно нарушить или парализовать железнодорожное сообщение.
Murzilka_Inc“рофейный английский Ђ–икардої

¬ этих услови€х бронепоезда могли бы сыграть заметную роль в приграничных сражени€х, сосредотачива€ большую огневую мощь в короткие сроки на опасных участках. Ќа дальневосточном фронте бронепоезда могли бы к тому же выполн€ть функции ударной силы в бо€х с более слабым противником (в этот период Ч китайцы).

Ѕыстрое развитие военной техники в мире и в ———– требовало совершенствовани€ и материальной базы бронепоездов. Ќачальник штаба –  ј Ўапошников дал указание ”правлению моторизации и механизации и ”правлению военно Ч морских сил совместно разработать тактические требовани€ к системе вооружени€ бронепоездов, и одновременно провести модернизацию имеющихс€ сил.

Ќа Ѕр€нском заводе Ђ расный ѕрофинтернї был в короткие сроки разработан проект нового бронепоезда, который, учитыва€ опыт боевого применени€, вмещал в своей конструкции последние достижени€ техники.

Ѕронепоезд бр€нской конструкции типа ЅѕЦ35 состо€л из бронепаровоза ѕ–Ц35, на котором была смонтирована башн€ ѕ¬ќ, двух двухбашенных бронеплощадок, оснащенных 76Цмм оруди€ми, и одной площадки ѕ¬ќ типа —ѕ” Ч Ѕѕ. »х производство велось в предвоенные годы, и [218] продолжалось в первом периоде второй мировой войны.   этому типу относились бронепоезда Ђ омиссар Ћестевї, Ђ∆елезнодорожник ƒонбассаї и другие.

¬о второй половине тридцатых годов было построено несколько таких бронепоездов, поступивших на вооружение  расной армии. ќднако массовое производство подобных бронепоездов так и не было начато. Ѕрон€, артиллерийское вооружение, пулеметы требовались во все больших количествах дл€ налаживани€ крупносерийного производства танков.

—итуаци€ с бронетехникой стала мен€тьс€ в начале тридцатых годов, когда созданна€ в кратчайшие сроки за счет ограблени€ и обнищани€ всей страны, военна€ промышленность стала производить сотни танков и бронеавтомобилей дл€ оснащени€ армейских частей. –оль главной ударной силы окончательно и бесповоротно перешла к танковым войскам.

Ѕронепоездам отныне отводилась второстепенна€ роль. ¬ случае великого революционного похода на «апад, они, двига€сь по уцелевшим и восстановленным железным дорогам, должны были прикрывать фланги наступающих войск, обеспечивать безопасность коммуникаций  расной армии.

Ќа зан€той территории бронепоезда должны были вести борьбу с уцелевшими отр€дами войск противника, подавл€ть возможные вооруженные выступлени€ местного населени€, если оно вдруг не обрадуетс€ установлению —оветской власти, выполн€€ функции полевой жандармерии.   тому же, опыт выполнени€ подобных заданий уже имелс€.

 онец двадцатых годов стал началом времени заката эры бронепоездов. ќтказ от Ђновой экономической политикиї, переход к сугубо административной, командной системе управлени€ всем, что только имелось в стране, ускоренна€ милитаризаци€ общества и государства, привели к увеличению военных расходов. ћирова€ революци€ вновь зама€чила на горизонте, но дл€ ее осуществлени€ требовались новые средства Ч современные танки, самолеты и проча€ новейша€ военна€ техника.

Ќачинать революционный поход на «апад, опира€сь на огневую мощь трех дес€тков устаревших бронепоездов, было [219] чистой воды безумием. Ќаступила нова€ эпоха, и дл€ нее нужны были другие боевые машины.

”читыва€ все эти факторы, –еввоенсовет ———– прин€л в 1928 году документ, носивший неказистое название Ђ—истема танкоЧ, трактороЧ, автоЧ и броневооружени€ –  јї, положивший начало процессу развити€ советских бронетанковых сил в тридцатые годы. ¬ыбор окончательно был сделан в пользу танков, которые должны были стать главной ударной силой  расной армии.

–азработанна€ под руководством видного советского военного теоретика, одного из лучших стратегических умов  расной армии того периода, автора теории Ђглубокой операцииї, ¬.  . “риандафилова, Ђ—истемаЕї стала в дальнейшем основой бронетанковой доктрины ———– в предвоенные годы.

—талинское ѕолитбюро ÷  ¬ ѕ (б) в следующем, 1929 году, принимает постановление Ђќ состо€нии обороны ———–, в котором указывалось, что необходимо Ђ–¬— ———– усилить вз€тый темп работ по усовершенствованию техники  расной армии.

Ќар€ду с модернизацией существующего вооружени€ добитьс€ в течение ближайших двух лет получени€ опытных образцов, а затем и внедрени€ их в армию, современных типов артиллерии, и в первую очередь батальонных орудий, дальнобойных пушек, сверхмощных гаубиц, зенитный орудий, различных мощностей мортир, крупнокалиберных пулеметов, химических средств борьбы, всех современных типов танков, бронемашин и прочее, дл€ чего считать целесообразным всемерное использование заграничного технического опыта и помощи, а также приобретение наиболее нужных опытных образцовї.

 ак видим, в перечне наиболее важных видов оружи€ и боевой техники дл€  расной армии, на производство которой нацеливалась советска€ промышленность, отсутствует даже упоминание о некогда грозной силе Ч бронепоездах. »х уже не учитывали в перспективных военных программах, отвод€ роль вспомогательного средства ведени€ боевых действий, без которого вполне можно было обойтись.

Ќа первый план выходила друга€ бронированна€ машина Ч танк. [220]

¬ уже упоминавшемс€ постановлении ÷  ¬ ѕ(б) говорилось: Ђ»меть к концу п€тилети€ в армии мирного времени в строю 1500 танков, создать резерв, вступающий в строй с началом войны в 1500Ц2000 танков, иметь запас в 1500Ц2000 танков. ¬ соответствии с эти промышленность об€зана подготовитьс€ к обеспечению посто€нного действи€ указанного количества танков во врем€ войныї.

ќднако при столкновении планов партии с реальной жизнью вырисовывалась совсем безрадостна€ картина:

Ђ1.   насто€щему времени на вооружении –  ј имеетс€ только тип танка “Ц18 (скорость 12 км/час, вооружение 37Цмм пушка и два пулемета, защищен 18 мм броней), производство которого установлено на заводе ЂЅольшевикї.

2. “Ц18 не отвечает современным требовани€м к данному типу танков.

3.  роме “Ц18 других конструкций не имеетс€.

4. ѕ€тилетн€€ программа тракторостроени€ и моторостроени€ не ув€зана с танкостроением и удовлетворением потребностей армии в танках и мощных тракторах. Ќе проработано обеспечение танкостроени€ броней и моторами, нет достаточных конструкторских сил.

5. ќбеспечение выполнени€ установленной ѕолитбюро программы (15.07.1929 г.) танкостроени€ требует:

а) форсированного решени€ всех вопросов, св€занных с производством танков и тракторов (брон€, мотор, сталь и т. д.),

б) скорейшее получение отвечающих современным требовани€м типов и образцов танков,

6.  омандировать за границу авторитетную комиссию из представителей ¬—Ќ’ и Ќаркомвоенмора и возложить задачу:

а) выбор и закупку типов и образцов танков, и,

б) вы€снени€ возможностей получени€ техпомощи и конструкторов.

«акончить работу не позже 1.04.1930 г.

7. ѕрограмма танкостроени€ должна быть выполнена к концу 1932/33 г.

8. ѕрограмма танкостроени€ 1929/30 гг. в размере 300 танков “Ц18, 30 танков “Ц12 и 10 танкеток должна быть выполнена к окт€брю 1930 г.ї [221]

¬ отличие от других отраслей военной промышленности, танкостроение в –оссийской империи и в —оветском —оюзе никогда не существовало, не было собственных конструкторских кадров и опыта производства таких сложных машин как танки. ѕопытки изобрести собственный велосипед заканчивались ничем.

ѕоэтому, наступив на горло собственной коммунистической гордости, пришлось низкопоклонствовать перед «ападом. «десь большевистское лицемерие не имело границ. √отов€сь воевать с западными странами, создава€ могучую армию дл€ осуществлени€ мировой революции, ковать танковый меч намеревались с пр€мой и непосредственной помощью будущих жертв.

”же много написано о потр€сающей близорукости и глупости западных демократий, помогавших —талину создавать советскую военную машину. »стори€ эта поистине увлекательна и весьма поучительна.

4Це управление Ўтаба –  ј, выполн€€ указани€ партийной инстанции, подготовило —правку о состо€нии танковой промышленности за рубежом. ¬ ней говорилось, что в западных странах нет специальных танковых заводов. –азличные заводы производ€т детали будущих боевых машин, а на каком Ч нибудь крупном автомобильном или вагоностроительном заводе из них производитс€ сборка танков.

Ётот западный опыт был учтен в —оветском —оюзе. ¬идимо, не случайно, крупнейшим в мире танковым производством после второй мировой войны стал Ђ”ралвагонзаводї Ч ”ральский вагоностроительный завод в Ќижнем “агиле, с конвейеров которого сошли дес€тки тыс€ч боевых машин.

¬скоре Ќаучно Ч технический совет √¬ѕ” сформулировал основные положени€ стратегической программы развити€ танкостроени€ в ———–. ¬ итоговом документе говорилось: Ђћожно констатировать, что при производстве более или менее крупных количеств танков, тракторов и автомобилей, работу по подготовке всего необходимого придетс€ разбить на три основных этапа:

1.  онструирование образцов

2. »зготовление опытных образцов и

3. ѕередача образцов на валовое производство. [222]

≈сли в первой и, отчасти, во второй стадии мы имеем органы военной промышленности, которые могут в большей или меньшей степени выполнить поставленную задачу, то в третьей стадии Ч передача на валовое производство Ч сейчас трудно представить себе те производственные объединени€, которые были бы в состо€нии справитьс€ с задачей и поставить совершенно новое в стране производствої.

Ќо выводы, сделанные ¬оенно Ч техническим советом, оказались чересчур оптимистическими. —пешно созданные конструкторские бюро, не имевшие опыта работы над танками, несмотр€ на посто€нное подстегивание, не могли создать жизнеспособных конструкций. Ќе помогали даже регул€рные посадки и расстрелы Ђвредителейї, становившиес€ все более массовыми.

ѕо€вл€вшиес€ на свет образцы бронетехники не соответствовали требовани€м армии, безнадежно уступали новейшим западным образцам. Ќужен был прорыв из этого тупика, и искать его решили на регул€рно проклинаемом с высоких трибун «ападе.

Ћетом 1930 года за границу дл€ ознакомлени€ и закупок иностранных образцов бронетанковой техники, а самое главное Ч дл€ приобретени€ технической документации, необходимой дл€ налаживани€ массового производства танков, отправилась специальна€ комисси€ во главе с начальником ”правлени€ механизации и моторизации –  ј ».ј. ’алепским.

’алепский в июне 1930 года встретилс€ с американским конструктором  ристи, хот€ и относилс€ к нему без особого почтени€, поскольку авторитет американского танкостроени€ в мире был невысоким. ≈му продемонстрировали колесно Ч гусеничный танк Ml931 Ч последнюю разработку  ристи.

ѕосле долгих раздумий и сомнений Ч концепци€ Ђ—истемы танковооружени€Еї не предусматривала прин€ти€ на вооружение подобных машин Ч ’алепский решилс€ купить опытную боевую машину. ¬ результате советска€ внешнеторгова€ компани€ Ђјмторг “рейдинг  орпорейшнї подписала контракт с американской Ђёнайтед —тейтс ”ил “рек  орпорейшнї на поставку в ———– двух экспериментальных танков. [223]

 онтракт также предусматривал передачу патентных прав и оказание технического содействи€ дл€ организации производства танков в —оветском —оюзе. ¬есь контракт обошелс€ в 164 тыс€чи долларов Ч 60000 за два танка, 100000 Ч за патент и 4000 долларов Ч за запасные части.

ѕриобретенные ’алепским танки Ml931 прибыли в ———– 24 декабр€ 1930 года и сразу возникла масса проблем в отношени€х партнеров.  ристи поставил танки без башен, вооружени€ и части документации, поэтому покупатель не доплатил ему 55000 долларов, чем ужасно разозлил американского конструктора.

ќбидевшись,  ристи отказалс€ ехать в —оветский —оюз дл€ организации производства и перестал поставл€ть документацию. —отрудничество закончилось, едва начавшись.

Ќо его помощь уже была не нужна. Ѕашню с вооружением самосто€тельно разработали советские конструкторы и на вооружение бронетанковых войск  расной армии поступил новый танк Ѕ“Ц2. »м и его модификаци€ми Ч Ѕ“Ц5, Ѕ“Ц7 Ч в дальнейшем оснащали механизированные корпуса, призванные действовать в глубине обороны противника.

ѕрактически одновременно, в јнглии был приобретен легкий танк Ђ¬иккерс 6Цтонныйї, как его называли в ———–, или точнее Ђ¬иккерс Ч јрмстронгї ћк. ≈ модели ј, запущенный в серийное производство в ———– под маркой “Ц26. ѕервые 15 машин английской сборки прибыли в —оветский —оюз в 1931 году, а вскоре на ленинградском заводе ЂЅольшевикї были собраны первые советские танки “Ц26. Ёта машина стала самой массовой в  расной армии в предвоенные годы, выполн€€ роль танка непосредственной поддержки пехоты.

ѕроизводство танков в ———– росло невиданными темпами. »х количество измер€лось уже тыс€чами, намного превзойд€ намеченные постановлением ÷  ¬ ѕ (б) цифры.

ѕроцесс создани€ танкового меча новой империи с каждым годом ускор€лс€. ‘ормировались первые механизированные корпуса, имевшие в своем составе сотни танков. ѕодобных соединений никто в мире не имел. » пока на «ападе продолжались споры о роли танков в будущей [224] войне, а в √ермании на учени€х рейхсвера действовали фанерные танки, в ———– были созданы крупнейшие в мире бронетанковые и механизированные войска.

ѕроблема была в одном: нужно было научитьс€ пользоватьс€ этой мощью, правильно примен€ть ее многочисленные танковые соединени€ на поле бо€. ј вот этого Ч то и не произошло. ”влекшись количеством танков, советское командование так и не научилось правильно их использовать, что и показала втора€ мирова€ война.

Ќа фоне быстро растущих количественно и качественно танковых и воздушных сил, бронепоезда совершенно выпали из пол€ зрени€ высшего командовани€ –  ј. ѕри планировании будущих наступательных операций им отводилась роль прикрыти€ флангов рвущихс€ на запад группировок советских войск, обеспечени€ коммуникаций, защиты железных дорог от остатков разбитых частей противника, брод€щих в тылу наступающих.

Ќе случайно поэтому, многие бронепоезда были переданы в состав войск Ќародного комиссариата внутренних дел дл€ выполнени€ жандармских функций в будущих конфликтах, подготовка к которым уже шла полным ходом.

  тому же, в жизни советского народа произошло событие огромного значени€, гарантировавшее победу в будущей войне.  ак радостно сообщала Ђ»стори€ второй мировой войныї брежневских времен, Ђпроведенна€ в св€зи с выпуском Ђ раткого курса истории ¬ ѕ(б)ї перестройка партийной пропаганды обеспечивала повышение идейно Ч теоретического уровн€ руковод€щих партийных и советских кадров, улучшение марксистско Ч ленинского образовани€ и политического просвещени€ советских людейЕ

Ўирокие массы труд€щихс€ продолжали изучать исторический опыт борьбы  оммунистической партии за победу социализмаї. ј тем временем, война была уже на пороге.



„екистские бронепоезда

ƒаже после официального завершени€ в 1920Цм в европейской части, а на ƒальнем ¬остоке в 1922Цм году, гражданской войны, на просторах бывшей российской империи не было мира, и продолжались кровопролитные бои.

Ѕольшевистские пор€дки, кровавый беспредел, продолжавша€с€ политика военного коммунизма и особенно продразверстка, вызывали €ростное непри€тие советской власти миллионами граждан –оссии. ƒаже многие бывшие красноармейцы, вернувшиес€ после демобилизации домой, вновь брались за оружие, выража€ свой протест против существующего режима.

—оветска€ пропаганда долгие годы именовала участников многочисленных кресть€нских и национальных восстаний не иначе как бандитами, а кремлевское руководство бросало против них отборные части  расной јрмии, в том числе бронепоезда.
Murzilka_Inc
Ѕронепоезд Ќ ¬ƒ в камуфл€жной окраске

Ќа ”краине, где повстанческое движение было наиболее массовым, уже в начале двадцатых годов была сформирована ќтдельна€ бригада ¬сеукраинской „резвычайной  омиссии, имевша€ в своем составе несколько бронепоездов, п€ть стрелковых батальонов и дивизион кавалерии.

“актику их боевого применени€, командир бригады —ел€вкин описывал так: Ђ¬о взаимодействии с бронепоездами бригада отгон€ла банды от железнодорожных линий и уничтожала их в Ђглубинкеї. „асто мен€€ места сто€нки, банды пересекали железнодорожные линии обычно по ночам, под прикрытием темноты.

–азведка, разузнав у местных жителей, из опроса захваченных в деревн€х бандитов, где и когда намечен переход, сообщала бронепоезду. “от прибывал к указанному времени, включал мощный прожектор и открывал огонь из пулеметов по пытавшимс€ перейти дорогу вооруженным группамї.

— помощью жестоких карательных мер, массового террора, большевистскому руководству удалось справитьс€ с наиболее массовыми и опасными дл€ него, повстанческими движени€ми в разных уголках —оветского —оюза. ¬ этих [226] бо€х бронепоезда зарекомендовали себ€ с самой положительной, с точки зрени€ руководства ќ√ѕ” (ќбъединенного √осударственного ѕолитического ”правлени€ Ч предтечи печально знаменитого Ќ ¬ƒ), стороны.

¬ августе Ч сент€бре 1925 года одна из таких операций была проведена в „ечне, где местное население никак не хотело смиритьс€ с установлением советских пор€дков. ƒл€ наведени€ пор€дка (в большевистском понимании этого слова) в „ечню были направлены значительные силы войск —еверо Ч  авказского военного округа: около 5000 штыков, две с лишним тыс€чи сабель, 24 оруди€ и один бронепоезд.

–уководил операцией лично командующий округом »ероним ”боревич (его заслуги перед революцией и служебное рвение при подавлении восстаний не прин€л во внимание сталинский трибунал, поставивший ”боревича к стенке в 1937 году). ќ√ѕ” выставило 648 бойцов под командой ≈вдокимова.

»тогом боевой операции стал арест 309 повстанцев и изъ€тие нескольких тыс€ч винтовок и револьверов. »з 309 пленных, 105 вскоре были расстрел€ны. Ѕронепоезд, участвовавший в карательной акции, про€вил себ€ с самой лучшей стороны.

”читыва€ опыт их боевого применени€, и опаса€сь новой волны кресть€нских восстаний Ч —талин и его соратники уже прин€ли решение о проведении массовой коллективизации в стране Ч коллеги€ ќ√ѕ” под руководством ћенжинского в 1928 году прин€ла решение о прин€тии на вооружение внутренних войск бронепоездов.

—обственный народ казалс€ кремлевскому руководству более опасной силой, нежели кошмарные заграничные империалисты, поэтому уже летом 1928 года ”правление бронетанковых войск –  ј по приказу наркома обороны ¬орошилова передало чекистам первый бронепоезд, получивший соответствующее новое наименование Ч Ђ‘еликс ƒзержинскийї.

“ак в Ќ ¬ƒ по€вилс€ свой собственный бронепоезд. “еперь уже не надо было, при проведении карательных акций, просить помощи у армии. «а первым составом последовали другие, и к началу ¬торой ћировой войны на вооружении [227] внутренних войск Ќ ¬ƒ состо€ло более п€тидес€ти подразделений бронепоездов.

 оличество чекистских бронепоездов к началу второй мировой войны даже превысило число армейских. ¬идимо, внутренние войска были коммунистическому режиму нужнее регул€рной армии. ≈жедневно пуга€ простой народ угрозой вражеского вторжени€, кремлевское руководство, в собственные байки, естественно, не верило.

—формированные в конце тридцатых годов дивизии Ќ ¬ƒ по охране железных дорог имели по одному бронепоезду в составе каждого полка. ѕомимо бронепоездов постройки времен гражданской войны, на их вооружении имелись и новейшие мотоброневагоны, производство которых было срочно развернуто на нескольких заводах. Ќадо заметить, что арми€ их не получила.

—пециальный дивизион бронепоездов Ќ ¬ƒ под командованием ».¬. ѕылаева дислоцировалс€ вблизи Ѕелорусского вокзала ћосквы. Ќа него возлагались особо важные задачи Ч обеспечить безопасность передвижений по железной дороге высшего советского руководства, и в первую очередь —талина.

„екистские бронепоезда носили нумерацию полков Ќ ¬ƒ, которым они были приданы. Ќо боевой работы [228] внутри страны дл€ них долгое врем€ не было. Ќесмотр€ на все ужасы коллективизации, массовых кресть€нских акций протеста не произошло. ƒаже голодомор 1933 года, унесший миллионы жизней, не вызвал вооруженных восстаний.

ѕокорившись безропотно своей судьбе, раскулаченные миллионами отправл€лись в —ибирь, откуда дл€ них не было возврата, и котора€ стала дл€ них местом последнего поко€. ќстальные послушно записывались в колхозы, превраща€сь на долгие годы в рабов сталинской системы. — этой работой чекисты успешно справились и без помощи бронепоездов.

Ќо перед страной сто€ли большие задачи Ч мирова€ революци€ по Ч прежнему была главной целью советского руководства. Ќа подготовку к ней не жалели ни денег, ни людей. »ндустриализаци€ и коллективизаци€, асфальтовым катком прокатившиес€ по стране, должны были помочь создать мощнейшую и отлично вооруженную армию, способную установить советскую власть на всем земном шаре.

–озовые мечты первых послереволюционных лет уже рассе€лись Ч даже самому последнему чиновнику  оминтерна было €сно, что мировую революцию можно совершить, только опира€сь на штыки  расной јрмии. ѕоэтому как грибы после хорошего дожд€, росли военные заводы, с конвейеров которых сотн€ми и тыс€чами сходили танки, самолеты, артиллерийские оруди€.

¬ √енеральном штабе разрабатывались планы будущего революционного похода в ≈вропу, дл€ которого и ковалась вс€ эта военна€ мощь. «апросы у коммунистических маршалов были огромными. Ѕездарный стратег “ухачевский, не сумевший в свое врем€ вз€ть ¬аршаву, мечтал о ста тыс€чах танков, которые железной волной прокат€тс€ по ≈вропе, смета€ любые преп€тстви€ на своем пути.

¬ небе над ≈вропой должны были по€витьс€ дес€тки тыс€ч боевых самолетов с красными звездами на крыль€х. ѕо шоссейным дорогам на «апад двинулись бы тыс€чи бронеавтомобилей, вооружением и бронированием не уступавшие танкам. ј на железных дорогах должны были действовать красные бронепоезда. [229]

’от€ советска€ военна€ стратеги€ тридцатых годов уже отводила главную роль в будущей войне танкам и авиации, бронепоездам тоже нашлась бы работа. ѕосле рывка танковых корпусов вглубь территории европейских стран, в тылу наступающей  расной јрмии неизбежно остались бы очаги сопротивлени€ войск противника, разрозненные части, которые могли бы угрожать коммуникаци€м ушедших далеко вперед войск.

¬от тут Ч то и наступало врем€ действовать бронепоездам дивизий Ќ ¬ƒ по охране железных дорог. ѕатрулиру€ тыловые магистрали, они должны были обеспечить бесперебойную доставку всех необходимых грузов дл€ действующей армии. Ќа них также возлагалась задача охраны прифронтовой полосы.

Ќар€ду с этими охранными функци€ми, бронепоезда в случае необходимости могли привлекатьс€ дл€ огневой поддержки наступающих войск или отражени€ контрударов противника, то есть дл€ того, чем они занимались в годы гражданской войны. —огласно Ѕоевому уставу броневых сил на бронепоезда также возлагались задачи борьбы с танками противника, прикрыти€ флангов наступающих группировок.

¬ 1939 году настало наконец врем€ попробовать силы чекистских бронепоездов в вооруженном конфликте. —талин и √итлер уже договорились о разделе ≈вропы, были подписаны и стали претвор€тьс€ в жизнь секретные протоколы к пакту ћолотова Ч –иббентропа.

¬с€ советска€ пропагандистска€ машина п€тьдес€т лет отвергала даже возможность существовани€ этих документов, называ€ их выдумкой буржуазной пропаганды, но то, что было написано пером, не вырубишь топором:

Ђѕри подписании договора о ненападении между √ерманией и —оюзом —оветских —оциалистических –еспублик нижеподписавшиес€ уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном пор€дке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в ¬осточной ≈вропе. Ёто обсуждение привело к нижеследующему результату:

1. ¬ случае территориально Ч политического переустройства областей, вход€щих в состав ѕрибалтийских государств [230] (‘инл€нди€, Ёстони€, Ћатви€, Ћитва), северна€ граница Ћитвы одновременно €вл€етс€ границей интересов √ермании и ———–. ѕри этом интересы Ћитвы по отношению ¬иленской области признаютс€ обеими сторонами.

2. ¬ случае территориально Ч политического переустройства областей, вход€щих в состав ѕольского государства, граница сфер интересов √ермании и ———– будет приблизительно проходить по линии рек Ќарева, ¬ислы и —ана.

¬опрос, €вл€етс€ ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимого ѕольского √осударства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно вы€снен только в течение дальнейшего политического развити€. ¬о вс€ком случае, оба ѕравительства будут решать этот вопрос в пор€дке дружественного обоюдного согласи€.

3.  асательно юго Ч востока ≈вропы с советской стороны подчеркиваетс€ интерес ———– к Ѕессарабии. — германской стороны за€вл€етс€ о ее полной политической незаинтересованности в этих област€х.

4. Ётот протокол будет сохран€тьс€ обеими сторонами в строгом секретеї.

ƒоговор и протоколы были подписаны, настал час их претворени€ в жизнь. ѕервыми сделали решительный ход немцы. √ерманские войска в ночь на 1 сент€бр€ вторглись в ѕольшу и началась германо Ч польска€ война, которой вскоре было суждено превратитьс€ во ¬торую ћировую.

17 сент€бр€ 1939 года войска ”краинского фронта под командованием командарма 2Цго ранга ».¬.“юленева и Ѕелорусского, которым командовал командарм  овалев, двинулись на территорию «ападной ”краины и Ѕелоруссии, навстречу быстро продвигавшимс€ на восток немецким част€м.

ƒвинулись на «апад и бронепоезда 4Цго и 8Цго дивизионов, входивших в состав Ѕелорусского фронта. ѕольские войска практически не оказывали им сопротивлени€. »мевшиес€ у ѕольши бронепоезда, ранее базировавшиес€ на советско Ч польской границе, после нападени€ √ермании были срочно переброшены на запад, где и погибли в бо€х или были вынуждены капитулировать. [231]

—лабые очаги сопротивлени€ деморализованных польских войск подавили танковые бригады, двигавшиес€ в первом эшелоне (только в составе Ѕелорусского фронта имелось, помимо 15Цго танкового корпуса, шесть отдельных танковых бригад, в каждой из которых было не менее двухсот танков), а на долю бронепоездов в основном выпали охранные функции.

—оветское командование теперь главную ставку делало на мощь, растущих не по дн€м, а по часам бронетанковых войск, а бронепоездам отводилась второстепенна€ роль в будущих сражени€х на просторах ≈вропы.

Ѕолее серьезные испытани€ ожидали команды армейских и чекистских бронепоездов в печально известной советско Ч финской Ђзимнейї войне 1939Ц1940 годов.

¬ойна с ‘инл€ндией виделась —талину короткой победоносной прогулкой, результатом которой станет присоединение к ———– очередной советской республики. ¬ тылу  расной јрмии быстренько сформировали революционное правительство ‘инл€ндии, о котором позже, после провала прежних амбициозных планов, постарались забыть.

»з Ѕелоруссии на  арельский перешеек отправились бронепоезда 8Цго дивизиона «ападного военного округа. Ѕронепоезда є 16 и 21 из его состава оказывали артиллерийскую поддержку советской пехоте, штурмовавшей укреплени€ линии ћаннергейма. ќднако железобетонные доты, построенные финнами, оказались не по зубам оруди€м бронепоездов.

—нар€ды пушек среднего калибра, которыми были оснащены бронепоезда, или рикошетили или рвались, не причин€€ повреждений полутораметровым бетонным стенам. ѕрорвать одним лихим ударом финские укреплени€ не удалось, и война зат€нулась до весны 1940 года. Ѕлицкриг по Ч советски не получилс€.

— укреплени€ми линии ћаннергейма пришлось изр€дно повозитьс€, использу€ артиллерию особой мощности, вроде орудий калибром 305Цмм, и подрыва€ доты зар€дами взрывчатки весом в несколько тонн. Ѕронепоезда, как и вс€  расна€ арми€, славы себе на этой войне не завоевали. [232]

¬ кровопролитных зимних бо€х на  арельском перешейке участвовало и несколько бронепоездов из состава войск Ќ ¬ƒ Ч три роты мотоброневагонов с командой в 216 человек.

ќбщее руководство их боевой де€тельностью осуществл€л начальник √лавного управлени€ и войск Ќ ¬ƒ ———– по охране железнодорожных сооружений комбриг √ульев. ≈го основной задачей было обеспечить надежную охрану баз снабжени€  расной јрмии, защиту коммуникаций и борьба с диверсионными группами.

ќрганизационно, кажда€ рота имела в своем составе три мотоброневагона, один бронепаровоз. ¬сего: шесть орудий, 12 станковых пулеметов, шесть пулеметов ƒ“ и три спаренных зенитно Ч пулеметных установки.

Ќа станции –аута базировалась рота мотоброневагонов 51Цго полка внутренних войск по охране железнодорожных сооружений. ¬ ее состав входили два мотоброневагона, действовавшие в интересах 7Цй и 8Цй армий.

«ащита коммуникаций возлагалась и на мотоброневагоны 4Цй бригады войск Ќ ¬ƒ по охране особо важных предпри€тий промышленности. ѕоскольку никаких предпри€тий, даже не очень важных, в прифронтовой зоне не было, они использовались дл€ патрулировани€ железных дорог и их защиты от потенциальных финских диверсантов.

 оличество чекистских бронепоездов в 1939Ц1940 годах возросло за счет трофеев. Ђќсвободительный походї в ѕольшу привел к по€влению в составе войск по охране железных дорог бронепоездов Ќ ¬ƒ є 77 (бывший польский Ђѕервый маршалї), є 75 (бывший польский Ђ—мелыйї), є 58 (ЂЅартош √ловацкийї).

Ќекоторые их них вскоре еще раз помен€ли Ђгражданствої, когда оказались в руках немцев.  атастрофа 41Цго года не обошла стороной и бронепоезда. Ќо об этом чуть ниже.

¬ предвоенные годы дл€ охраны железнодорожных коммуникаций в приграничных районах были сформированы несколько дивизий Ќ ¬ƒ по охране железных дорог.  ак правило, в каждую дивизию входили четыре полка, в каждом из которых имелс€ бронепоезд или рота мотоброневагонов. [233] Ќомер бронепоезда соответствовал номеру полка. ƒислоцировались они в следующих районах:

Ч 2Ц€ дивизи€ Ќ ¬ƒ по охране железных дорог Ч  арели€, Ёстони€.  омандир Ч генерал Ч майор »ванов.

Ч 3Ц€ дивизи€ Ќ ¬ƒ по охране железных дорог Ч Ѕелорусси€.

Ч 4Ц€ дивизи€ Ќ ¬ƒ по охране железных дорог Ч  иев Ч „ернигов Ч ∆итомир Ч ¬инница Ч ќдесса.  омандир Ч полковник ћажирин.

Ч 5Ц€ дивизи€ Ќ ¬ƒ по охране железных дорог Ч ¬осточна€ ”краина.

Ч 9Ц€ дивизи€ Ќ ¬ƒ по охране железных дорог Ч Ѕрест Ч ¬ильнюс.

Ч 10Ц€ дивизи€ Ќ ¬ƒ по охране железных дорог Ч «ападна€ ”краина.  омандир Ч полковник ћогил€нцев.

Ч 13Ц€ дивизи€ Ќ ¬ƒ по охране железных дорог Ч Ѕельцы Ч Ѕендеры Ч ”мань.  омандир Ч полковник «авь€лов.

Ч 24Ц€ дивизи€ Ќ ¬ƒ по охране железных дорог Ч ћинск Ч —моленск.

Ч 27Ц€ дивизи€ Ќ ¬ƒ по охране железных дорог Ч ƒальний ¬осток.

Ч 28Ц€ дивизи€ Ќ ¬ƒ по охране железных дорог Ч ƒальний ¬осток.

Ч 29Ц€ дивизи€ Ќ ¬ƒ по охране железных дорог «абайкалье.

ѕомимо этих дивизий, в этих районах имелись и другие соединени€ Ќ ¬ƒ. »меновались они по Ч разному:

Ч 12Ц€ дивизи€ Ќ ¬ƒ по охране особо важных предпри€тий Ч ћосква.

Ч 20Ц€ стрелкова€ дивизи€ Ќ ¬ƒ Ч охран€ла печально знаменитый Ѕеломоро Ч Ѕалтийский канал.  омандир Ч полковник »ванов.

Ч 42Ц€ отдельна€ бригада конвойных войск Ќ ¬ƒ Ч ћинск.

Ч 43Ц€ бригада Ќ ¬ƒ Ч –остов.

Ч 56Ц€ бригада Ќ ¬ƒ Ч  арели€.

Ч 57Ц€ бригада Ќ ¬ƒ по охране особо важных предпри€тий Ч ёго Ч ¬осточна€ ”краина.

Ч 71Ц€ бригада Ќ ¬ƒ по охране особо важных предпри€тий Ч ƒонбасс. [234]

ѕараллельно с  расной армией, как видим, существовала еще одна, не менее мощна€. ≈е дивизии и бригады имели танки, артиллерию, бронепоезда и другое современное вооружение. ѕолностью укомплектованные, имеющие хорошо обученный командный состав, они готовились к трудной, но почетной работе Ч устанавливать советскую власть на Ђосвобожденныхї территори€х, час освобождени€ которых пробил.

Ќо работы на чужой территории дл€ них не нашлось. ¬се предвоенные планы рухнули летом 41Цго года, заставив думать об отступлении, а не о броске на запад. ѕришлось дивизии Ќ ¬ƒ переделывать в стрелковые и бросать в м€сорубку войны в качестве обычного пушечного м€са.

„екистов в —тране —оветов было так много, что только летом 41Цго года были созданы три армии из вновь (!) сформированных соединений: 243Ц€, 244Ц€, 246Ц€, 247Ц€, 249Ц€, 250Ц€, 251Ц€, 252Ц€, 254Ц€, 256Ц€, 257Ц€, 262Ц€, 265Ц€, 266Ц€ и 268Ц€ стрелковые дивизии вышли из недр Ќародного комиссариата внутренних дел.

≈ще несколько дивизий было создано на базе существовавших до войны соединений Ќ ¬ƒ. ѕроцесс перешивани€ чекистских дивизий в армейские шел до 1943 года. —озданна€ в этом году и имевша€ наибольший среди советских общевойсковых армий номер, 70Ц€ Ч как гласит официальна€ советска€ истори€ Ч была сформирована Ђиз личного состава пограничных и внутренних войск Ќ ¬ƒ с непосредственным подчинением —тавке ¬√ ї.

ѕосле 43Цго года чекистов в армию больше не отправл€ли. ќни понадобились дл€ решени€ других задач. —итуаци€ на фронте изменилась в пользу  расной армии. —оветские войска продвигались на запад, освобожда€ оккупированную ранее немцами территорию.

ƒл€ Ќ ¬ƒ здесь было море работы: проверить каждого жител€ на предмет ло€льности советской власти, вести вооруженную борьбу с лицами, не желающими признавать советские пор€дки (а их число в ѕрибалтике и на ”краине измер€лось тыс€чами). ј впереди лежала ¬осточна€ ≈вропа, где нужно было выловить бывших и нынешних врагов ———–, а главное, установить коммунистические режимы. [235]

ѕоэтому на свет стали по€вл€тьс€ на свет стрелковые дивизии внутренних войск Ќ ¬ƒ, номера которых вскоре перевалили за седьмой дес€ток.  ак и до войны, они получили в свой состав старое испытанное оружие Ч бронепоезда Ч и прин€лись за привычную работу.

Ѕронепоезда в будущей войне

¬скоре после первых залпов второй мировой войны в официальном органе Ќародного комиссариата обороны ———– Ч Ђјвтобронетанковом журналеї за 1940Цй год Ч по€вилась стать€ Ђќб основах боевого использовани€ бронепоездовї. ѕоскольку просто так ничего в нашей стране тогда не происходило, эта стать€ интересна тем, что она была изложением взгл€дов руководства  расной армии на роль бронепоездов в уже фактически начавшейс€ войне.

—уть их сводилась к тому, что хот€ бронепоезда, в силу своей прив€занности к железным дорогам, и не могут примен€тьс€ в современном бою наравне с другими родами войск, в районах железных дорог именно на бронепоезда будут возлагатьс€ самые различные задачи во взаимодействии с другими родами войск.

ќблада€ мощным вооружением и защитой, посто€нной боевой готовностью и быстротой передвижени€, бронепоезда будут играть большую роль в разведывательной де€тельности и нанесении противнику неожиданного и мощного удара.

ќсновным видом огн€ бронепоездов будет огневой налет, когда бронепоезд, атаку€ противника, по€вл€етс€ в непосредственной близости от него, обрушива€сь в короткое врем€ всей мощью артиллерийского и пулеметного огн€.

ѕеред огневым налетом бронепоезд должен находитьс€ в укрытии, а исходна€ позици€, если позвол€ет местность, должна обеспечить немедленное открытие огн€ с выходом бронепоезда на открытую позицию.

—крытность подхода бронепоезда будет также зависеть от времени суток. Ќаиболее выгодным моментом дл€ действий [236] бронепоезда €вл€етс€ предрассветный туман. —ам выезд на открытую позицию должен быть решительным, причем участок открытой позиции должен обеспечивать свободное маневрирование бронепоезда под огнем противника, а прилегающа€ местность Ч хорошую видимость в пределах двух километров.

¬ силу кратковременности пребывани€ бронепоезда на открытой позиции огонь его должен быть доведен до полного напр€жени€. Ќаиболее веро€тными цел€ми при огневом налете будут жива€ сила, пулеметы, танки и открыто расположенные артиллерийские батареи на удалении от бронепоезда не более двух километров.

ќгонь на меньшую дальность будет мало действенным вследствие ограниченности наблюдени€ и быстроты действий, а также и в силу того, что бронепоезду в большинстве случаев при ведении огн€ придетс€ маневрировать и стрельбу с коротких остановок производить в редких случа€х.

¬ыход бронепоезда на открытую позицию необходимо прикрывать огнем артиллерии, котора€ главным образом подавл€ла бы цели (артиллерию противника) на удалении свыше двух километров, или же огнем т€желых бронепоездов. ѕехота должна закрепить достигнутый в процессе бо€ успех бронепоезда, не дава€ противнику возможности подт€нуть резервы.

Ѕронепоезда с приданным им десантом до подхода своих войск могут производить неожиданные нападени€ на важнейшие станции. ¬ этом случае в задачу приданного десанта будет входить захват и оборона важнейших пунктов станции: вокзала, телеграфа, прикрытие подступов к станции, обеспечение безопасности движени€ бронепоезда, охрана входных и выходных стрелок, поворотных кругов, охрана мостов и т. д.

¬о встречном бою бронепоезда, усиленные десантом, могут также овладевать важнейшими железнодорожными узлами и пунктами и удерживать их до подхода главных сил. Ќо при удалении от своих войск командир бронепоезда должен посто€нно заботитьс€ о тыле, держать с ним непрерывную св€зь, так как это наиболее у€звимый участок, ибо противник всегда будет стремитьс€ отрезать путь движени€, оторвать от своих войск. [237]

ѕоэтому дл€ обеспечени€ надежной св€зи с тылом необходимо выдел€ть бронедрезину с задачей курсировани€ по участку железной дороги дл€ обеспечени€ охраны мостов и полотна.

—ледует также особо отметить использование бронепоездов дл€ захвата важнейших узловых станций, дл€ набега на тылы и фланги противника во взаимодействии с авиацией. Ќаибольший эффект ожидалс€ при одновременности и неожиданности налета.

ѕри набегах на тылы и важнейшие узловые пункты движение бронепоездов в цел€х скрытности по возможности должно совершатьс€ в ночное врем€. Ќо движению бронепоездов в данном случае должна предшествовать тщательна€ заблаговременна€ разведка.

ќднако, начавша€с€ война перечеркнула все предвоенные взгл€ды на боевое применение бронепоездов  расной армии. ¬место наступательных операций, пришлось вести т€желые оборонительные бои в услови€х господства противника в воздухе и бесконечных танковых прорывов советского фронта.

¬ таких услови€х бронепоезда очень часто оказывались отрезанными от своих баз и быстро отходивших на восток войск. ƒл€ них, полностью прив€занных к железной дороге, это было смертельным обсто€тельством.

»меющие большие размеры, слабое бронирование и зенитное вооружение, бронепоезда часто становились легкой добычей танков и авиации.

–еальна€ жизнь оказалась полной противоположностью предвоенным планам.

ѕольские бронепоезда

»з всех стран ≈вропы наибольшее внимание бронепоездам, в период между двум€ мировыми войнами, удел€ла ѕольша. ≈ще в советско Ч польской войне 1920 года участвовали 22 бронепоезда под бело Ч красным флагом. ¬ т€желых бо€х были потер€ны 12 составов. ѕотери восполн€лись за счет трофейных бронепоездов и вновь построенных. [238]

ѕервыми бронепоездами польской армии стали: Ђƒанутаї, Ђѕознанчикї, Ђ√опланаї, Ђ–жепихаї (последние два были сформированы на базе трофейного германского бронепоезда Panzer Zug є 22), ЂЅартош √ловацкийї, Ђѕадеревскийї, Ђћстительї, Ђ√розныйї (сформирован на базе трофейных советских бронепоездов Ђ оммунистї и Ђ арл Ћибкнехтї), Ђ—мерчї (создан на базе трофейного австро Ч венгерского бронепоезда), и другие.

ѕервоначально польские бронепоезда (ЂPociag panzernyї) обозначались номерами Ч P.P.I, P.P.2, –.–.« и так далее. ¬се они сильно отличались друг от друга: бронеплощадки и локомотивы разного типа, пушки и пулеметы всевозможных калибров и марок.

ѕосле окончани€ советско Ч польской войны польское командование предприн€ло меры к унификации своих бронепоездов. ¬ 1927 году был прин€т на вооружение стандартный бронепаровоз Ti3, вошедший в состав всех польских бронепоездов. Ѕыл определен стандартный состав бронепоезда: бронепаровоз, две бронеплощадки, штурмовой вагон и две контрольные платформы.

Ѕыло стандартизовано и вооружение: основными стали 100Цмм гаубица образца 14/19 и 75Цмм пушка образца 02/26, созданна€ на основе русской трехдюймовки, 7,92Цмм пулеметы Ђћаксимї.

¬ тридцатые годы дл€ повышени€ боевых возможностей бронепоездов, в их состав стали включатьс€ бронедрезины, созданные на базе устаревших танков французского производства ‘“17 и польских танкеток “ .
Murzilka_Inc
—тандартный бронепаровоз Ti3 польских бронепоездов

ѕольские военные теоретики в двадцатые Ч тридцатые годы рассматривали бронепоезд как могущественную, и очень подвижную огневую единицу прорыва, под прикрытием которой части главных сил могут прорвать оборону противника и ворватьс€ в оперативную глубину его построений. ѕри отступлении, бронепоезда должны отходить последними, прикрыва€ отход своих войск, действу€ при этом, смело, решительно и быстро.

¬ начальном периоде войны им отводилась задача прикрыти€ пограничных рубежей и ведение разведки в интересах пограничных частей: оборона железнодорожных путей, станций, мостов, захват при удачном стечении обсто€тельств, [239] крупных железнодорожных узлов, борьба с десантами противника.

Ќаиболее успешными их действи€ могли быть в районах со слабо развитой железнодорожной сетью, поскольку противник, дабы не лишитьс€ путей подвоза дл€ своей армии, не будет производить значительных разрушений железной дороги.

ѕольское военное руководство посто€нно преследовал страх, что граница ѕольши с ———– на прот€жении почти 1000 километров слабо укреплена и в случае войны красна€ кавалери€ легко сможет прорватьс€ вглубь страны. ¬ этих услови€х бронепоезда должны были играть роль быстро передвигающихс€ опорных пунктов, на которые смогли бы опиратьс€ войска прикрыти€ в мобилизационный период, пока не подошли основные силы польской армии.

–оль бронепоездов в обороне виделась польскому командованию минимальной, поскольку артиллери€ противника, пристрел€вшись, не позволит ему зан€ть определенную позицию. ќни могли выполн€ть функции артиллерийских батарей в тех районах, где работа полевой артиллерии по каким Ч либо причинам была затруднена.

ѕол€ки, трезво оценива€ соотношение сил с  расной јрмией, свою военную стратегию строили на принципах обороны. ѕоэтому максимальное использование бронепоездов планировалось при действи€х с арьергардом отступающих войск, когда нужно будет во что бы то ни стало задержать наступающего противника. ј поскольку железные дороги представл€ли главное средство транспорта и св€зи, их оборона считалась наиболее важной задачей. [240]

 омандир бронепоезда, прикрывающего отход своих войск, об€зан, даже ценой гибели его части, обеспечить отрыв главных сил от наступающего врага. ”читыва€, что в этих бо€х рассчитывать на помощь пехоты и артиллерии не приходитс€, вс€ т€жесть л€жет на броневые силы, к которым в польской армии относились бронеавтомобили и бронепоезда. ¬ыход бронепоезда из арьергардного бо€ из Ч за полного расхода боезапаса, считалс€ недопустимым, поэтому планировалось заранее максимально обеспечить их огнеприпасами.

Ќа бронепоезда, при отступлении, возлагалась и задача разрушени€ железнодорожного полотна, мостов и прочих сооружений, после эвакуации всего, что только можно вывезти.

ќдной из важнейших задач, дл€ решени€ которых готовились бронепоезда, была борьба с бронепоездами противника. ѕри отступлении их следовало уничтожать при помощи устройства фугасов из мин, устанавливаемых вблизи железнодорожного полотна, мешать их движению путем разрушени€ железнодорожного пути.
Murzilka_Inc
Ѕронеплощадка польского бронепоезда ЂPierwszy Marszalekї

ѕольские инструкции и уставы предусматривали несколько способов захвата вражеских бронепоездов. ƒл€ этого командир бронепоезда или дивизиона должен был артиллерийским огнем испортить железнодорожный путь в тылу непри€тельского бронепоезда при одновременном разрушении пути по фронту. «ахвату должна была предшествовать мощна€ артиллерийска€ подготовка как бронепоездов, так и приданной артиллерии. ѕри минировании определенного участка пути, бронепоезд умелым маневрированием должен был завлечь на него бронепоезд противника, использу€ дл€ его уничтожени€ засаду и собственные огневые средства.

ƒл€ борьбы с красными бронепоездами собирались также примен€ть брандеры (в ѕольше их называли Ђдикими машинамиї), выпуска€ их навстречу противнику, разрушение путей, сн€тие стрелок, установку специальных приспособлений дл€ схода поезда с рельс.

Ќе без оснований опаса€сь действий диверсионных групп  расной јрмии, польское командование планировало в борьбе против них использовать и бронепоезда. »м [241] отводилась главным образом не столько боева€, сколько морально Ч устрашающа€ функци€. ќхрана дорог должна проводитьс€ или патрулированием или дежурством в определенном пункте, причем бронепоездом и патрул€ми должны быть зан€ты все важнейшие участки Ч мосты, стрелки и т. п.

ћного внимани€ польские военные специалисты удел€ли вопросам боевого обеспечени€ и маскировки. Ѕазироватьс€ бронепоезда должны были на операционных базах, расположенных, как правило, на второстепенных железнодорожных станци€х, занима€ два пути с выходом на магистраль в обе стороны Ч один дл€ боевой части, другой дл€ хоз€йственной, причем стрелки с этих путей не должны быть открыты на магистраль (в цел€х защиты от брандеров).

ћаскировка производилась при помощи раст€нутых над боевыми единицами полотнищ, вводом бронепоездов в дерев€нные, специально построенные на пут€х сараи или при помощи сена и соломы, которыми укрывали бронеединицы. ¬ыход бронепоездов из пунктов сто€нки и их возвращение должны производитьс€ ночью. ¬ дневное врем€ дл€ сто€нки могут использоватьс€ железнодорожные выемки в лесу или кривые участки железнодорожного пути.

¬о врем€ боевых действий така€ маскировка считалась бесполезной, поэтому рекомендовалось использовать только дымовую завесу дл€ затруднени€ ведени€ огн€ артиллерией [242] противника. ѕри этом указывалось, что така€ завеса закрывает обзор команде бронепоезда и мешает вести огонь.

ƒвижение бронепоездов должно было происходить следующим образом: вдали от противника Ч одним или двум€ эшелонами с броневым или черным паровозом. ќбслуживает при этом локомотив команда черного, причем работает она в три смены. √лавным в походном движении считалось максимальное сохранение сил личного состава и материальной части. ¬о врем€ движени€ все двери с левой стороны закрываютс€, а выход разрешен только по приказу и с правой стороны.

—корость движени€ определ€лась в зависимости от состо€ни€ железнодорожного пути и его профил€, мощности паровоза и необходимости обеспечить полную безопасность, но не более 45 км/час. ѕеред началом боевого марша бронепоезд раздел€ли на две части Ч боевую и хоз€йственную, которые передвигались самосто€тельно.

Ѕоева€ часть формировалась в следующем пор€дке: бронепаровоз посередине, р€дом штурмовой вагон с радиостанцией, по бокам артиллерийские вагоны и по кра€м по две груженных контрольных платформы. ¬ некоторых случа€х боева€ часть могла раздел€тьс€, при этом паровоз находилс€ с той частью, котора€ ближе к противнику, остальные Ч остаютс€ на месте и поддерживают первую.

ќсновными средствами св€зи дл€ бронепоездов считались радио, авиацию, бронедрезины и посыльные. ќпаса€сь перехвата и расшифровки радиограмм, польское командование ограничивало передачу важных приказов и распор€жений, рекоменду€ примен€ть радио главным образом дл€ св€зи между отдельными бронепоездами в дивизионе. ¬ обороне могла использоватьс€ проволочна€ св€зь.

23 но€бр€ 1930 года было организовано командование броневых сил польской армии, в которое вошли танковый полк, дислоцировавшийс€ в ∆уравице, п€ть эскадронов бронеавтомобилей и два дивизиона бронепоездов. Ѕольшинство польских бронепоездов дислоцировалось р€дом с советско Ч польской границей, в готовности отразить возможное наступление  расной јрмии. [243]

  началу второй мировой войны польска€ арми€ имела 14 бронепоездов:

Ч Pociag panzerny є 11 ЂDanutaї,

Ч Pociag panzerny є 12 ЂPoznanczykї,

Ч Pociag panzerny є 13 ЂGeneral Sosnkowskyї,

Ч Pociag panzerny є 14 ЂPaderewskyї,

Ч Pociag panzerny є 15ЂSmiercї,

Ч Pociag panzerny є 51 ЂPierwszy Marszalekї,

Ч Pociag panzerny є 52 ЂPilsudczykї,

Ч Pociag panzerny є 53 ЂSmialyї,

Ч Pociag panzerny є 54 ЂGroznyї,

Ч Pociag panzerny є 55 ЂBartosz Glowazkyї,

Ч учебные бронепоезда ЂZagonczykї, ЂStefan Czarnieckiї и два бронепоезда береговой обороны.
Murzilka_Incѕольский бронепоезд ЂDanutaї в 30Це гг.

”же после начала второй мировой войны был построен импровизированный бронепоезд ЂSmok Kaszubskiї. ≈ще два примитивных бронепоезда из подручных материалов было построено в осажденной немецкими войсками ¬аршаве.

ѕодавл€ющее большинство из этих бронепоездов было построено еще в начале двадцатых годов и несколько раз прошло модернизацию, повысившую их боевые возможности.

¬ 1939 году, когда возросла угроза немецкого вторжени€, их перебросили на запад. ѕосле нападени€ √ермании и начала второй мировой войны, восемь из 14Цти имевшихс€ в польской армии бронепоездов вступили в бой на западной границе ѕольши. Ѕронепоездам были приданы 16 танков Ђ–еної F“17 и 40 танкеток TKS, переоборудованных в бронедрезины на железнодорожном ходу.

ѕомимо устаревших бронепоездов, в польской армии имелись и другие броневые части. ¬ сент€брьских бо€х участвовали ¬аршавска€ бронемоторизованна€ бригада Ч 16 [244] легких танков Ђ¬иккерс ≈ї и 25 танкеток, два батальона легких танков (в каждом Ч 49 танков 7“–), 21Цй батальон легких танков, вооруженный французским машинами R35 (45 единиц), 11 броневых дивизионов (в каждом Ч 13 танкеток и семь бронеавтомобилей) и 15 отдельных рот разведывательных танков (по 13 танкеток).

¬сего, по штатам военного времени, в польской армии должно было быть 130 легких танков Ђ¬иккерсї и 7“–, 45 легких танков Ђ–еної  35, 45 старых Ђ–еної –“17, 390 танкеток “ Ц3 и TKS, 88 бронеавтомобилей, в сумме Ч 698 бронеединиц.

√ерманска€ арми€ имела к началу войны 3195 танков, 90 процентов которых были легкие. Ќепосредственно в боевых действи€х на территории ѕольши участвовали до 2600 боевых машин, во многом предрешившие их исход.

ѕомимо германского превосходства в силах и средствах, в пассиве польской армии было отсутствие осмысленной военной доктрины. ‘ельдмаршал ћанштейн, один из лучших стратегов второй мировой войны, в послевоенных мемуарах отмечал, что Ђтрудно установить, в чем состо€л оперативный замысел, положенный в основу плана развертывани€ польской армии, если только это не было желанием Ђприкрыть всеї, или, может быть, правильнее будет сказать, ничего не отдавать добровольно. Ёто желание в случае его осуществлени€ приводит слабейшую сторону, как правило, к поражениюЕ

¬ ѕольше Ч за исключением маршала ѕилсудского и еще немногих трезво мысл€щих политических де€телей Ч очевидно, никто никогда €сно не представл€л себе всю опасность положени€, в котором оказалась страна в результате удовлетворени€ несправедливых территориальных претензий по отношению к свои сосед€м Ч –оссии и √ермании.

ѕольский √енеральный Ўтаб еще не имел своей подкрепленной многолетним опытом военной доктрины. ¬ообще говор€, польскому темпераменту больше соответствовала иде€ наступлени€, чем обороны. –омантические представлени€ минувших времен, по крайней мере, подсознательно, еще сохран€ли свою силу в головах польских солдатЕ [245]

“аким образом, возможно, что в основе плана развертывани€ польской армии, кроме желани€ Ђничего не отдаватьї, вообще не было никакой €сной оперативной идеи; существовал лишь компромисс между необходимостью оборон€тьс€ от превосход€щих сил противника и прежними заносчивыми планами наступлени€.

ѕри этом одновременно впадали в заблуждение, счита€, что немцы будут вести наступление по французскому образцу и что оно скоро примет застывшие формы позиционной войныЕѕоражение ѕольши было неизбежным следствием иллюзий, которые питали в ¬аршаве относительно действий союзников, а также переоценки собственных сил с точки зрени€ возможности оказани€ длительного сопротивлени€ї.

”же в августе германское командование начало развертывание своих сил дл€ вторжени€ в ѕольшу. ¬ ¬осточную ѕруссию перебрасывались войска, как было объ€влено, дл€ участи€ в праздновании 25Цй годовщины победы над русской армией под “анненбергом. ¬ ѕомерании и —илезии дивизии ¬ермахта вышли к границе под предлогом строительства оборонительных рубежей, а в —редней √ермании проводились крупные учени€.

¬оенные действи€ на территории ѕольши можно подразделить на три этапа. Ќа первом, с 1 по 8 сент€бр€, немецкие войска вели наступление с целью окружени€ и уничтожени€ польской армии в большой излучине ¬ислы западнее ¬аршавы.

ќдин из первых выстрелов второй мировой войны был сделан командой немецкого бронепоезда є 3, атаковавшего приграничную польскую железнодорожную станцию (об этой операции будет более подробно рассказано ниже). ¬ первые же дни вступили в бой и польские бронепоезда. ¬ бою под ћокрой группа танков, бронеавтомобилей и два бронепоезда пол€ков оказывали поддержку ¬олынской кавалерийской бригаде.

¬тора€ фаза боев развернулась 4Ц6 сент€бр€ на главной линии обороны польской армии.   этому моменту пол€ки уже потер€ли до 100 единиц бронетанковой техники, но сохранили боеспособность. «десь же, под ѕетркувом, произошло первое танковое сражение войны. 2Цй польский [246] танковый батальон контратаковал наступающие части 1Цй танковой дивизии ¬ермахта.

ѕольские танкисты сумели задержать продвижение немецких войск, уничтожив 15 танков, но и батальон перестал существовать как едина€ боева€ сила, потер€в 13 танков.

8 сент€бр€ немецкие танки подошли к ¬аршаве и началась оборона польской столицы, в которой участвовали импровизированные бронепоезда, срочно построенные железнодорожниками. ќни выполн€ли роль самоходной артиллерии, поддержива€ артиллерийским и пулеметным огнем действи€ пехоты и кавалерии.

—трем€сь переломить неблагопри€тный дл€ них ход боевых действий, пол€ки попытались организовать контрудар на реке Ѕзура. ¬о встречном сражении с немецкими войсками участвовали и польские бронепоезда Ч є 11 Ђƒанутаї, є 12 Ђѕознанчикї и є 14 Ђѕадеревскийї. ¬сего в польской армии к этому времени имелось 430 бронеединиц и дев€ть бронепоездов.

Ќебольшой первоначальный успех, достигнутый в бо€х 10Ц13 сент€бр€, пол€кам не удалось развить в оперативный. ”же 17 сент€бр€ в Ѕресте встретились германские части, замкнув кольцо окружени€ вокруг польской армии. ѕочти все оперативные соединени€ пол€ков были разбиты, в бо€х на реке Ѕзура было потер€но около 170 танков и бронеавтомобилей.

¬ этот же день пол€ков ожидал еще один непри€тный сюрприз Ч советские войска перешли границу с ѕольшей, и двинулись на запад. ќстатки польской армии оказались между молотом и наковальней. —удьба германо Ч польской войны была решена.

–азрозненные и малочисленные отр€ды польских войск продолжали сопротивление до конца сент€бр€. 28 сент€бр€ прекратил боевые действи€ последний боеспособный польский бронепоезд є 15 Ђ—мерчї. ¬ этот же день генерал ƒемб Ч Ѕернадский объ€вил о капитул€ции вооруженных сил ѕольши. ¬ойна закончилась.

Murzilka_Inc



 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть I€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть II€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть III€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть IV€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть V€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть VI€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть VII€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть VIII€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть IX€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть X€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть XI€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть XII€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть XIII€

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку