-‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии ѕоездочки
ѕоездочки
18:29 04.12.2019
‘отографий: 772
ѕосмотреть все фотографии серии ЋытЅыр
ЋытЅыр
07:00 05.11.2019
‘отографий: 684
ѕосмотреть все фотографии серии –олевые игрища.
–олевые игрища.
21:11 21.01.2019
‘отографий: 46

 -¬сегда под рукой

 -я - фотограф

—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.

—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.

 -Ќастольные игры онлайн

ћесто
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
.
ќчки
6805
3399
2845
1315
1020
869
830
729
605
0

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ≈панделин

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 4) попробуй_јссил№ Ћиру_—таврополь „ортова_ƒюжина verbirol

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 23.10.2003
«аписей: 14481
 омментариев: 118442
Ќаписано: 191846


 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть VIII€

¬торник, 14 »юн€ 2016 г. 14:47 + в цитатник
¬ горах  авказа

ѕосле двух революций в –оссии и последовавшего развала огромной империи, на ее окраинах стали возникать государства, претендовавшие на суверенитет и национальную независимость. ” них по€вились свои игрушечные парламенты, правительства, и даже вооруженные силы.

Ќо период суверенной эйфории очень быстро прошел. Ѕольшевики, разобравшись со своими основными противниками на территории –оссии и ”краины, на обломках былой империи начали строительство новой, советской.

 омандующий ¬ооруженными силами ёга –оссии генерал ƒеникин в своих Ђќчерках русской смутыї подвод€ итоги гражданской войны, констатировал: Ђ–ухнуло государственное образование юга, и осколки его, разбросанные далеко, катились от  аспи€ до „ерного мор€, увлека€ людские волны. –ухнул оплот, прикрывавший с севера эфемерные Ђгосударстваї, неустанно подтачивавшие силы юга, и разительно €сно обнаружилась вс€ немощность и нежизнеспособность ихЕ

¬ несколько дней пала „ерноморска€ республика Ђзеленыхї, не более недели просуществовал Ђ—оюз горских народовї, вскоре сметен был и јзербайджан. Ќаступал черед √рузинской республики, бытие которой по соображени€м общей политики допускалось советской властью еще некоторое врем€ї.

ѕомимо Ђпролетарского интернационализмаї и раздувани€ пожара мировой революции, был у большевиков в јзербайджане и другой интерес, более конкретный. ќ нем довольно откровенно высказалс€ Ћенин на съезде рабочих стекло Ч фарфорового производства, прочитав им лекцию о текущем моменте.

—удьба јзербайджана к этому времени уже была решена. Ѕаку стал красным, и можно было не скрывать истинные мотивы советской агрессии на  авказ, основным из которых была нефть. ƒадим слово »льичу: Ђћы знаем, что наша промышленность стоит без топлива, и вот мы получили весть, что бакинский пролетариат вз€л власть в свои руки и сверг азербайджанское правительство. Ёто означает, что мы имеем теперь такую экономическую базу, котора€ может оживить всю нашу промышленность.

¬ Ѕаку имеетс€ миллион пудов нефти, дл€ которой до последнего времени не было сбыта, вследствие чего даже нефтепромышленник Ќобель пыталс€ начать с нами переговоры о доставке этой нефти в —оветскую –оссию. “аким [182] образом, наш транспорт и промышленность от бакинских нефт€ных промыслов получат весьма существенную помощьї.

ƒержа в уме азербайджанскую нефть, большевики использовали, ставший в дальнейшем затертым, лозунг интернациональной помощи борющемус€ пролетариату. Ќевесть откуда по€вилась просьба бакинских рабочих, срочно подн€вших восстание (а было ли оно?), помочь оружием, обращенна€ к командованию  расной армии.

≈стественно, —оветское правительство не смогло отказать брать€м по классу, и бронепоезда двинулись в поход на азербайджанскую столицу. Ётот прием потом неоднократно использовало советское руководство: стоило где Ч либо задеть геополитические интересы —оветского —оюза, как немедленно по€вл€лась просьба о военной помощи.

ѕросили труд€щиес€ ‘инл€ндии в 1939 году, жители «ападной Ѕелоруссии и ”краины в сент€бре того же года, латыши, литовцы и эстонцы в 1940 году, и всегда воины  расной армии приходили на помощь, принос€ на своих штыках советскую власть. ѕод гнетом эксплуататоров остались только несчастные финские пролетарии, не догадывавшиес€ видимо о своем невыносимом положении.

«а бронепоездами  расной армии приходили бронепоезда Ќ ¬ƒ, наводившие пор€док на территории новых советских республик.

ѕосле второй мировой войны количество просьб не уменьшилось Ч —оветскую армию приглашали венгры в 1956 году, чехи в 1968 году, афганцы в 1979 году. » оп€ть,  ремль никому не мог отказать. “олько теперь место бронепоездов, ушедших на свалку истории, зан€ли танки, ставшие символом советской военной мощи.

Ќо все это было потом. ¬ 1920 году классическа€ схема советского вторжени€ еще испытывалась и отрабатывалась на просторах  авказа Ч јзербайджан, јрмени€, а потом настала очередь √рузии. „исло советских республик увеличивалось, и в авангарде советской власти шли бронепоезда.

≈ще в апреле 1920 года части 11Цй армии, преследу€ остатки разбитых частей ¬ооруженных сил ёга –оссии, подошли к границам јзербайджана. «апах нефти все сильнее прит€гивал к себе красноармейские части. ћуссаватистское правительство в Ѕаку, понима€, что  расна€ арми€ на своих штыках принесет советскую власть на азербайджанскую землю и поставит крест на мечтах о независимости, готовилось к обороне.

 расноармейское командование главную роль при захвате Ѕаку отводило бронепоездам. ƒейству€ впереди основных сил  расной армии, они должны были решить судьбу стратегической по своему значению операции. ¬ нужный момент прозвучал призыв бакинского пролетариата о помощи внезапно вспыхнувшему восстанию. » помощь немедленно пришла.

 омандир бронепоездной группы  расной армии получил приказ штаба 11Цй армии, который гласил: ЂЌачальнику боевого участка железных дорог армии т. ≈фремову объединить командованием всеми бронепоездами. 27 апрел€ смелым и решительным ударом ворватьс€ в Ѕаку. ѕо овладении станцией Ѕаку выйти в морской порт и вступить в бой с морской артиллерией противника. ¬ качестве десантного отр€да использовать две роты 28Цй стрелковой дивизииї.

26 апрел€ 1920 года на пограничной станции Ѕелиджи сосредоточились главные ударные силы бронегруппы Ч четыре бронепоезда Ч є 61 Ђ»мени 3Цго »нтернационалаї, є 65 Ђ“имофей ”ль€нцевї, є 55 Ђƒагестанецї и є 204 Ђ расна€ јстраханьї. Ќачальник и комиссар группы тщательно проверили весь личный состав и состо€ние материальной части, поскольку операции  ремлем придавалось огромное значение. Ќикаких сбоев и неожиданностей не должно было быть.

  этому моменту разведкой 11 Чи армии уже было вы€снено, что охрана железнодорожного моста через реку —амур несет службу беспечно, а главные силы азербайджанского пограничного отр€да, расположенные на станции ялама, также не отличаютс€ служебным рвением. —итуаци€ складывалась довольно благопри€тно дл€ команд бронепоездов.

Ќаде€сь застать воинов ислама врасплох, атака десантных отр€дов с бронепоездов началась в полночь.  ак и предполагалось, охрана моста мирно спала и никакого организованного [184] сопротивлени€ красноармейцам не оказала. Ѕронепоезд є 61 успешно перешел —амурский мост. ≈динственное, что успела сделать охрана, это передать по телеграфу тревогу на станцию ялама.

ћестные азербайджанские военные начальники, как ни странно, сумели отреагировать на опасность: навстречу красному бронепоезду был направлен брандер Ч черный паровоз. ќднако попытка тарана провалилась: огнем лобового оруди€ бронепоезда брандер был сбит с насыпи, путь вперед освободилс€.

ѕосле двухчасового бо€ станци€ ялама была вз€та.  расным, в качестве трофе€, досталась гаубична€ батаре€, брошенна€ при отступлении и до 500, не успевших отойти, пленных.
Murzilka_Inc—хема действий бронепоездов 11Цй армии при захвате Ѕаку

¬стревоженное сообщени€ми об успехах красных войск, муссаватистское командование направило навстречу им из Ѕаку свой последний резерв Ч подвижной отр€д в составе четырех бронепоездов.

Ќа станции ’удат произошла коротка€ артиллерийска€ дуэль бронепоездов, победител€ми из которой вышли красные, имевшие к этому времени солидный боевой опыт. —танци€ была захвачена, а с ней п€ть брошенных артиллерийских батарей. јзербайджанские бронепоезда, сохранившие ход, успели отойти. »х команды больше беспокоились о собственной безопасности, нежели о выполнении боевой задачи.

Ѕронепоезд є 61, пройд€ по гор€щему мосту, на плечах азербайджанского подвижного отр€да ворвалс€ на станцию Ѕаладжары, отрезав тем самым противнику путь отхода на “ифлис. ¬переди лежал Ѕаку.

ƒеморализованные предыдущими неудачами, азербайджанские войска практически не оказали сопротивлени€, и город был вз€т с минимальными потер€ми дл€ частей 11Цй армии ≈фремова. Ќа бакинском вокзале была организована торжественна€ встреча красных бронепоездов. ¬се задачи, сто€вшие перед ними, были выполнены в минимально возможные сроки.

¬ысокие темпы операции, обеспечить которые, позволило успешное применение отр€да бронепоездов, сорвали план уничтожени€ запасов нефти в городе. ƒействи€ бронепоездов [185] в оперативной глубине обороны азербайджанцев сыграли главную роль в быстром достижении успеха.

ћоральна€ неустойчивость муссаватистских войск и подавленность при первых неудачах, слабость их сопротивлени€, неумение организовать противобронепоездную оборону, панический отход подвижного отр€да создали обстановку, при которой рейд бронепоездных частей оказалс€ вполне осуществимым и достиг своей цели. јзербайджан стал советским.

¬ следующем, 1921 году, настала очередь √рузии. ћестное правительство после захвата Ѕаку, понима€, что  расна€ арми€ вскоре по€витс€ у границ √рузии, пыталось, как могло, подготовитьс€ к приближавшейс€ войне. Ќо все это [186] было, как мертвому припарки. —оветска€ военна€ машина уже нацелилась на “ифлис.

√рузинский пролетариат уже просил помощи у своих, ставших к этому времени широко известными, земл€ков Ч —талина и ќрджоникидзе. »  ремль отказать в выполнении подобной просьбы, конечно же, не мог.

 ак гласила официальна€ советска€ истори€, Ђ11Ц€ красна€ арми€ вместе с восставшими рабочими и кресть€нами √рузии после жесточайших схваток с меньшевистскими и белогвардейскими войсками стремительным ударом сбросила в море остатки контрреволюционной националистической буржуазии, их хоз€ев Ч империалистов Ч и разгромленные белогвардейские банды. √рузи€ освободилась от ненавистного меньшевистского игаї.

Ќа самом же деле, если называть вещи своими именами, произошла очередна€, после јзербайджана, открыта€ агресси€ войск —оветской –оссии против независимого государства, имевшего к этому времени даже международное признание.

Ёта стратегическа€ операци€ представл€ет большой интерес и с военной точки зрени€. ¬ ходе ее проведени€ командование 11Цй армии пыталось организовать тесное взаимодействие всех бронечастей, имевшихс€ в ее составе: бронепоездов, броневиков и танков. ѕоэтому остановимс€ на ней более подробно.

  началу 1921 года в јзербайджане на штыках 11Цй армии уже была установлена советска€ власть, что создавало выгодные услови€ дл€ осуществлени€ вторжени€ в √рузию. — территории јзербайджана лежал кратчайший путь к ее столице Ч “ифлису.

 омандование 11Цй армии определило два маршрута движени€ войск: первый Ч по железной дороге через јкстафу Ч ѕоили Ч пограничный мост на реке  ура; второй Ч по шоссе через  азах Ч  расный мост. Ќа обоих этих направлени€х в состав войск были включены бронечасти: по железной дороге продвигались п€ть бронепоездов (є 7 Ђ—тенька –азинї, 94, 5, 77, 61) и по шоссе выдвигались 55Цй броневой и 2Цй танковый отр€ды.

¬ дальнейшем направление движени€ танкового отр€да было изменено, и он был направлен вслед за бронепоездами [187] дл€ действий вдоль железной дороги. “акое изменение было вызвано тем обсто€тельством, что тихоходные трофейные танки английского производства типа Ђ–икардої не успевали за быстрым продвижением войск и, будучи прив€заны к базе снабжени€, естественно, отставали.
Murzilka_Inc
—хема участка, на котором действовала бронегруппа 11Цй в феврале 1921 г.

“анки погрузили на железнодорожные платформы и отправили вслед за ушедшими вперед бронепоездами. “акой способ передвижени€, кроме того, позвол€л экономить и без того небольшой моторесурс бронетанковой техники.

Ѕронечасти, действующие вдоль железной дороги, были объединены в одну бронегруппу под командованием начбронарма 11; автобронеотр€д вошел в непосредственное [188] подчинение начальника 20Цй стрелковой дивизии ¬еликанова. ѕодготовительные меропри€ти€ завершились, пора было приступать к делу.

¬торжение  расной армии в √рузию началось атакой бронеавтомобилей бронеотр€да є 55 на пограничный шоссейный мост в ночь на 16 феврал€ 1921 года. ѕосле короткого бо€ броневики прорвались через минированный мост, окружили и заставили сложить оружие триста народогвардейцев со своими офицерами и четырьм€ пулеметами.

√руппа бронепоездов, действовавша€ на ѕойлинском направлении, начала боевые действи€ атакой на пограничный железнодорожный четырехпролетный мост через бурную и глубоководную в это врем€ и в этом месте  уру. ѕеребратьс€ на другой берег можно было только по мосту.

”читыва€ важность моста в общей системе обороны, грузинские военные заранее заминировали его, причем провода дл€ взрывов были отведены далеко в поле, где в блиндаже посто€нно дежурил офицер Ч подрывник. ѕротивоположный берег реки  уры в несколько р€дов был покрыт окопами и проволочными заграждени€ми.

Ќа случай неудачи взрыва, мост был хорошо подготовлен к обороне: чтобы перекрыть путь бронепоездам, были сн€ты два звена рельс и поперек моста положена двенадцатидюймова€ квадратна€ балка на цеп€х. Ќа берегу сто€ли посто€нно зар€женные кинжальное орудие и пулемет. „асовые из специально отобранных народогвардейцев сто€ли посредине моста.

–анним утром 16 феврал€ бронепоезда сосредоточились дл€ решающей атаки: є 7 Ђ—тенька –азинї Ч на станции ѕоили, откуда к мосту вел двухкилометровый уклон; бронепоезд є 94 и десантный отр€д є 3 в вагонах Ч на станции јкстафа. —игналом к началу атаки должен был стать луч прожектора с бронепоезда є 94 в шесть часов утра.

Ќо план, красиво смотревшийс€ на бумаге, при столкновении с реальной жизнью, как это обычно бывает, стал давать сбои. Ѕронепоезда не сумели воврем€ сосредоточитьс€ на исходных позици€х. »з Ч за поломки электрогенератора отказал прожектор, поэтому сигналом к атаке стал [189] открытый с бронепоезда Ђ—тенька –азинї артиллерийский огонь по противоположному берегу.

ѕервоначально красноармейцам сопутствовал успех. ѕередовые бойцы 26Цй стрелковой бригады уже перебежали мост, и, переколов штыками заставу грузин, закрепились на другом берегу, как произошло непредвиденное Ч раздались один за другим три громадных взрыва, вслед за которыми в небо подн€лись столбы воды, дыма и огн€. √рузинские саперы сделали свое дело.

 огда дым от взрыва рассе€лс€, команды бронепоездов увидели обрушившиес€ в реку два пролета моста. ѕо мосту проходил керосинопровод, и теперь из разорванной трубы фонтаном била гор€ща€ нефть, полива€ остатки моста, бронепоезд и уцелевших людей.  артина дл€ командовани€ бронеотр€да была ужасной, ведь единственна€ дорога на “ифлис оказалась перерезанной.

ќднако плацдарм на другом берегу удалось сохранить: пехотинцы по фермам разрушенного моста перебирались на помощь товарищам, бронепоезда прикрывали их действи€ огнем своих орудий и пулеметов. Ќо дл€ продвижени€ вперед нужно было срочно восстанавливать мост.

¬есь день 16 феврал€ два красных бронепоезда, сто€ на открытом месте, перед взорванным мостом, били из своих орудий и пулеметов по противнику, неоднократно переходившему в контратаки на пехоту 26Цй бригады. “олько благодар€ их мощному заградительному огню удалось сохранить драгоценный дл€ красных плацдарм.

¬ свою очередь со станции —алоглы подошедший грузинский бронепоезд попыталс€ атаковать красную пехоту, но огнем дальнобойных орудий бронепоезда є 94 был отогнан и ушел в тыл. ƒальнейшее продвижение красноармейцев было остановлено пулеметным огнем народогвардейцев.

 ак только вечером 16 феврал€ прекратилс€ пулеметный огонь по мосту, инженеры приступили к осмотру взорванных пролетов, а ночью прибыл железнодорожный дивизион, зан€вшийс€ восстановлением моста. Ќа решение этой задачи отвели семь дней, поэтому работа шла днем и ночью силами ремонтников, пехоты и команд бронепоездов. [190]

√рузинское правительство в “ифлисе посчитало, что на восстановление моста большевикам понадобитс€ не менее мес€ца и это даст возможность лучше подготовитьс€ к отражению вооруженного вторжени€. Ќедооценка способности красноармейских частей решить возникшую проблему, дорого стоила грузинам.

÷еной огромных усилий временный мост в два часа ночи 23 феврал€ был закончен, и через него немедленно прошли бронепоезд Ђ—тенька –азинї, поезд командующего 11Цй армией, бронепоезда є 94, є 5 с десантным отр€дом, эшелон с танками танкового отр€да, эшелон с водой и горючим и бронепоезд є 61. Ѕронепоезд є 77 был оставлен на станции јкстафа дл€ охраны тыла 11 Чи армии и железнодорожного моста.

ѕыта€сь остановить быстрое продвижение частей красной армии, грузинские войска при отходе минировали железнодорожные пути, станции, взорвали водокачку, но все это не давало ожидаемого эффекта.  расна€ волна неудержимо катилась на “ифлис.

  четырем часам дн€ 23 феврал€ вс€ бронегруппа сосредоточилась на станции  арахзы. ¬ечером того же дн€ был получен приказ о штурме “ифлиса, назначенном на рассвете следующего дн€. Ѕронегруппе поставили ближайшую задачу: обеспечива€ движение 9Цй стрелковой дивизии на ее левом фланге, овладеть городом, будучи в оперативном подчинении начдива  уйбышева.

–ано утром 24 феврал€, в предрассветном тумане, на пут€х станции јгтагл€ выстроились четыре бронепоезда; танки к этому моменту уже сползли с платформ и находились в ожидании сигнала к атаке. ¬ семь часов утра прозвучал долгожданный сигнал, и пехота пошла в атаку, а бронепоезда и танки медленно двинулись за ней.

√робовое молчание. “олько слышно как стучат колеса на стыках рельс, да л€згают металлические части бронепаровозов. ¬ предрассветном полумраке им приходитс€ двигатьс€ чуть ли не ощупью. ¬о многих местах грузинскими солдатами путь уширен, сн€ты накладки, вынуты костыли. “анки, грохоча гусеницами, медленно ползут вблизи железнодорожного полотна. [191]

” разъезда  араджалар возле бронепоездов начали рватьс€ первые т€желые снар€ды грузинских орудий, осыпа€ их комь€ми земли и осколков.  омандир бронепоезда Ђ—тенька –азинї, двигавшегос€ впереди, ’маладзе, доложил, что впереди и сзади путь перебит, впереди, в двух километрах за горой артиллерийска€ батаре€, ведуща€ по составу огонь. –емонтникам пришлось срочно зан€тьс€ восстановлением железнодорожного пути.

ќстальные бронепоезда немедленно открыли ответный огонь из 14 орудий, одновременно пулеметчики правых бортов нащупали пулеметы противника, остановившие продвижение пехоты. –емонтные бригады под огнем восстанавливали путь.

“ри раза бронепоезда атаковали разъезд  араджалар, но под огнем четырех батарей вынуждены были каждый раз отходить, потер€в два оруди€, разбитых снар€дами. “олько после того, как красна€ пехота прорвала оборону грузинских войск и пошла вперед, бронепоезда смогли пройти разъезд.

“анковый отр€д на разъезде перешел железнодорожный путь и двинулс€ на помощь 78Цму стрелковому полку, который никак не мог продвинутьс€ вперед, и залег под пулеметным огнем у речки —асхенсис.

¬незапно похолодало, пошел снег и началс€ сильный буран. ¬ этот момент, высоко в небе, по€вились четыре грузинских боевых самолета, сбросившие на бронепоезда около 30 бомб, одна из которых повредила путь. ќстальные разорвались, не причинив ущерба красным. «енитные оруди€ бронепоезда є 5 в ответ открыли по ним огонь. ќдин самолет накренилс€ и пошел вниз, остальные ушли по направлению к “ифлису.

≈ще шел ремонт пути, как в двух километрах по€вилс€ грузинский бронепоезд Ђ–еспубликанецї, но под огнем красных орудий вынужден был отойти. »з Ч за просто€ бронепоездов, зан€тых ремонтом пути, командование 11Цй армии решило ввести в бой имевшиес€ танки.

¬ п€ть часов вечера, когда уже стало темнеть, началась танкова€ атака. “ри танка второго танкового отр€да Ч ЅЦ5, ЅЦ9 и танк с оригинальным названием Ђ¬ чем делої, при поддержке пехоты, пройд€ реку —асхенсис, атаковали отр€д [192] юнкеров на подступах к “ифлису. ѕо€вление танков вызвало панику в р€дах грузинского воинства, и в результате короткого бо€ в плен было захвачено 150 пленных и три пулемета.

ќтбив контратаку одинокого грузинского броневика, танки двинулись к “ифлису. Ќедалеко от Ќавтлуга танк Ђ¬ чем делої во врем€ ночного перехода, оправдыва€ свое название, свалилс€ с двадцатиметрового обрыва в пропасть и уперс€ носом в речку. ѕри падении экипаж был ранен. ќставшиес€ в строю два танка утром 25 феврал€ достигли Ќавтлуга.

ѕримитивность конструкции первых танков привела к выходу из стро€ танкистов уцелевших машин. ѕочти сутки, проведенные в танках без отдыха и смены, в температуре до 50 градусов, под действием газов от выстрелов и двигател€, дорого дались танкистам: почти половина команды была в полуобморочном состо€нии, у многих носом и горлом шла кровь.

”дачна€ танкова€ атака и быстрый отход грузинских войск дали наконец возможность бронепоездам двинутьс€ вперед. ќтход€щие бронепоезда противника рвали все мосты на железной дороге, устраивали завалы, ушир€ли колею и, наконец, безуспешно выпустили навстречу красным бронепоездам брандер Ч черный паровоз.

¬осстановив за три часа очередной взорванный грузинскими войсками п€тнадцатиметровый мост, бронепоезда двинулись дальше на “ифлис, и уже к вечеру 25 феврал€ вошли в “ифлисский вокзал. √ород был захвачен. ќстатки грузинских войск разбежались.

2 марта сброшенный при отступлении грузинами с рельс бронепоезд Ђ–еспубликанецї был подн€т и доставлен в “ифлис. ≈го быстро отремонтировали, и уже 5 марта он вступил в строй под именем Ђ—оветска€ √рузи€ї. »з трофейных бронеавтомобилей был сформирован ѕервый грузинский советский автобронеотр€д, вошедший вместе с бронепоездом в состав спешно созданной грузинской  расной армии.

“еперь уже советска€ √рузи€ вошла в состав вскоре созданной «акавказской —оветской ‘едеративной —оциалистической –еспублики, а та в свою очередь, стала одним из [193] учредителей ———–. Ѕронепоезда принесли грузинскому народу советскую власть, подавив первую попытку создать независимое государство.

ѕо диким степ€м «абайкаль€

јктивные боевые действи€ с применением бронепоездов шли в годы гражданской войны на просторах «абайкаль€. Ѕорьба за обладание этим регионом в течение нескольких лет шла между большевиками и отр€дами атамана —еменова.

¬ феврале 1918 года казачьи части, вернувшиес€ с фронта, и находившиес€ под сильным вли€нием большевиков, установили советскую власть в столице «абайкаль€ Ч городе „ита. ќднако с территории ћаньчжурии на „иту начали наступление отр€ды атамана —еменова, сформированные при помощи €понцев. »мелось у него и четыре срочно сооруженных бронепоезда Ч ведь наступление велось вдоль железнодорожной линии, св€зывающей ћаньчжурию с  арымской, и далее на „иту.

ѕерва€ попытка —еменова захватить власть в «абайкалье закончилась неудачей. ≈го войска потерпели поражение в бо€х с част€ми ƒаурского фронта, которым командовал —ергей Ћазо, и вынуждены были оп€ть уйти в ћаньчжурию.

¬есной того же года —еменов повторил поход на „иту, но оп€ть потерпел неудачу. ≈го противники к этому времени тоже обзавелись спешно построенными бронепоездами, и активно примен€ли их в бо€х. Ћазо в своем донесении указывал: ЂЌаши войска подошли к јге. Ќаш бронированный поездЕворвалс€ на станцию, и произошел непродолжительный последний бой. ѕротивник в панике бежалї. —еменову пришлось вернутьс€ в ћаньчжурию.

ѕотерпев очередное поражение, атаман не пал духом, и летом вновь пересек российско Ч китайскую границу. ≈го продвижению способствовал м€теж чехословацкого корпуса, заставивший большевиков перебросить свои основные [194] силы в район Ѕайкала. ¬доль маньчжурской железнодорожной ветки, в даурских степ€х, оп€ть зав€зались т€желые бои.

17 июл€ части красных перешли в контрнаступление на станцию ћациевска€. „тобы уничтожить вражеский бронепоезд, своим огнем причин€вший массу хлопот, и вызвать панику у врага, Ћазо приказал заминировать железнодорожную платформу и, разогнав паровоз, пустить начиненный взрывчаткой брандер на ћациевскую.

—еменовцы, увлеченные боем, слишком поздно обнаружили приближение брандера, и не успели отвести свой бронепоезд. ¬ результате взрыва, он получил серьезные повреждени€.
Murzilka_Inc—хема боевых действий в «абайкалье

ѕод натиском приближавшихс€ с запада чехословацких войск, отр€ды  расной армии покинули обреченную „иту.  омандование фронта отправилось на восток на бронепоезде, взрыва€ за собой мосты и уничтожа€ линии св€зи. ќднако и на восток путь отхода красным был отрезан. “огда Ћазо приказал команде покинуть бронепоезд, а сам состав взорвать. Ќачиналась партизанска€ война в сибирской тайге.

¬ начале 1920 года, после разгрома армии адмирала  олчака и его расстрела на берегу јнгары, в «абайкалье сложилась весьма необычна€ обстановка. ¬ «ападном «абайкалье действовали войска Ќародно Ч революционной армии ƒальневосточной республики, спешно созданной по указанию Ћенина в качестве буфера между —оветской –оссией и €понскими войсками на ƒальнем ¬остоке.

–€д районов ¬осточного «абайкаль€ и јмурска€ область к этому времени были освобождены партизанскими отр€дами, и только центральна€ часть современной „итинской области находилась под контролем войск атамана —еменова. “ака€ ситуаци€ получила название Ђчитинска€ пробкаї.

Ќесколько попыток командовани€ Ќ–ј выбить пробку весной 1920 года окончились неудачей. Ќемала€ заслуга в этом была бронепоездов семеновской армии. Ѕоевые действи€ в «абайкалье велись главным образом вдоль железных дорог: “ранссибирской магистрали и ветки  арымска€ Ч ћаньчжури€  ¬∆ƒ, поэтому —еменов сосредоточил на подступах к „ите дев€ть бронепоездов в составе 3Цго [196] корпуса своей армии. ≈ще два охран€ли коммуникации в районе станции ћаньчжури€, через которую шло снабжение войск —еменова.

  западу от „иты, на основных станци€х “ранссиба, дислоцировались следующие бронепоезда: на станции ћогзон Ч Ђѕовелительї, »нгода Ч Ђ—еменовецї, ƒров€на€ Ч Ђ¬садникї, в самой „ите находились бронепоезда Ђ–езвыйї и Ђќтважныйї.

¬осточные подступы к „ите прикрывали бронепоезда Ђ’рабрыйї и Ђ√розныйї, находившиес€ соответственно на станци€х —ретенск и ”курей.

Ќа железнодорожной линии ведущей через ћаньчжурию в  итай действовали бронепоезда Ђ—таничникї, Ђјтаманї, Ђ азакї, Ђ аппельї, Ђ—праведливыйї и Ђ«абайкалецї.

”дачные действи€ бронепоездов, отбивавших все попытки партизанских отр€дов перерезать железную дорогу и оказывавших артиллерийскую поддержку семеновской пехоте и кавалерии, сорвали два наступлени€ красных войск на „иту.

”читыва€ их неудачный опыт, командование Ќ–ј главным направлением третьего наступлени€ избрало северное, где не было железной дороги, и где не могли действовать бронепоезда. ѕодобна€ тактика дала свои плоды Ч 22 окт€бр€ 1920 года „ита была зан€та войсками ƒальневосточной республики. ќстатки армии атамана —еменова, в том числе уцелевшие бронепоезда, прорвались в ћаньчжурию.

” самой границы близ разъезда 86 своей командой был взорван поврежденный бронепоезд Ђ¬ит€зьї, под командованием подполковника ћейбома, прикрывавший отход основных сил армии —еменова. Ётот бронепоезд вступил в строй только весной 1920 года и имел мощное вооружение Ч шесть орудий и 18 пулеметов.  оманда его на три четверти состо€ла из офицеров роты ¬олжской бригады.

–азвороченный остов некогда грозной бронированной крепости стал своеобразным пам€тником краха белого движени€ в «абайкалье. [197]

» на “ихом океанеЕ

јреной последних боев гражданской войны стал ƒальний ¬осток. ¬ременное затишье, наступившее после того, как  расна€ јрми€ зан€ла «абайкалье и была создана буферна€ ƒальневосточна€ республика со столицей в „ите, было недолгим.

¬ойска ѕриамурского временного правительства, которыми командовал генерал ћолчанов, 1 декабр€ 1921 года перешли в наступление на станцию ”ссури и, сбив с позиций части Ќародно Ч революционной армии ƒ¬–, зан€ли ее. ”мело маневриру€, действу€ с отча€нной смелостью, части ћолчанова продвигались вперед, как будто на их пути не было ни каких сил противника и уже 21 декабр€ зан€ли ’абаровск. Ёта последн€€ наступательна€ операци€ войск ƒальневосточной армии получила название Ђ’абаровский походї.

ѕаническое отступление войск ƒ¬– грозило перерасти в катастрофу.  омандующий ¬осточным фронтом —ерышев, пыта€сь выправить положение, прибег к испытанному средству большевиков Ч террору. ¬оенно Ч полевому трибуналу предавались командиры и комиссары полков и каждый дес€тый народоармеец. ќбычай древнеримских децинаций был возрожден большевиками в двадцатом веке.

Ёти лихорадочные усили€ красного командовани€ успеха не имели. ѕоэтому, не довер€€ неудачливым подчиненным, непосредственное руководство войсками возложил на себ€ лично √лавнокомандующий Ќ–ј ¬. . Ѕлюхер. ќн бросил навстречу наступающим войскам генерала ћолчанова все имевшиес€ у него бронепоезда. Ёто решение вскоре дало свои положительные плоды.

Ѕронепоезд є 8 Ђќсвободительї под командованием »вана ƒробышевского сыграл главную роль в отражении наступлени€ ѕоволжской бригады генерала —ахарова на станцию »н. 24 пулемета и три оруди€ бронепоезда рассе€ли ”фимский кавалерийский полк, пытавшийс€ в конном строю захватить железнодорожную станцию.

√енерал ћолчанов в своей армии тоже имел бронепоезда Ч Ђ¬олжанинї, Ђƒмитрий ƒонскойї и Ђ аппелевецї, [198] команды которых были укомплектованы в основном офицерами. Ќо их действи€ против красных бронепоездов особого успеха не имели. ћоральный дух команд был подорван предыдущими многочисленными неудачами.

Ѕронепоезда же армии Ѕлюхера сыграли главную роль в разгроме частей белоповстанческой армии под ¬олочаевкой. »мевшие на вооружении в общей сложности шесть орудий и 48 пулеметов, два бронепоезда Ч є 8 и 9 Ч своим огнем поддерживали атаки „итинской бригады на станцию ќльгохта.

»х продвижение вперед было остановлено только после того, как были подожжены два дерев€нных железнодорожных моста. ѕосле этого бо€ команде бронепоезда є 8 Ђќсвободительї главком Ѕлюхер вручил серебр€ный кубок. Ѕыли в то врем€ и такие награды.

¬ феврале 1922 года ожесточенные бои развернулись за ¬олочаевку. ѕервыми на штурм позиций белых войск были брошены наемники Ч корейцы и китайцы из так называемых интернациональных рот. »х действи€ поддерживал артиллерийским и пулеметным огнем бронепоезд є 9.

 омандование не особенно жалело своих азиатских воинов Ч интернационалистов, поскольку, чем меньше их вернетс€ из бо€, тем больша€ экономи€ денежных средств у красного казначейства. »м была уготована роль пушечного м€са при штурме хорошо оборудованных укреплений противника.

ƒобравшиес€ до проволочных заграждений китайцы были встречены беспощадным пулеметным огнем двух подошедших бронепоездов белых Ч Ђ аппелевцаї и Ђ¬олжанинаї. ¬с€ перва€ штурмова€ волна красных осталась висеть на колючем заборе. ќфицерские команды отработали слаженно и четко.

—трем€сь нейтрализовать противника, Ѕлюхер бросил против вражеских бронепоездов свои Ч є 8 и 9. Ќачалась артиллерийска€ дуэль. —нар€ды Ђ аппелевцаї угодили в паровоз и заднюю пулеметную площадку Ђќсвободител€ї, вывед€ их из стро€. ќтветным огнем красных было выведено из стро€ переднее орудие Ђ аппелевцаї.

»сход бо€ бронепоездов решили действи€ рейдовой группы красных под командованием √юльцгофа, направленной [199] в тыл противника. ≈й удалось поджечь железнодорожные мосты позади вражеских бронепоездов.  омандиры Ђ аппелевцаї и Ђ¬олжанинаї, обнаружив плам€ за спиной, и опаса€сь оказатьс€ отрезанными от своих войск, немедленно двинулись назад. ѕо гор€щим мостам им все же удалось проскочить к ’абаровску и вырватьс€ из окружени€.

»сход сражени€ за ¬олочаевку был после этого предрешен.  расные войска, скрывавшиес€ под псевдонимом Ќародно Ч революционна€ арми€, захватили ее и двинулись дальше.

¬се попытки ѕриамурской «емской рати генерала ƒитерихса, как с августа 1922 года стала именоватьс€ ƒальневосточна€ арми€, остановить продвижение войск Ѕлюхера к последнему морю успеха не имели. ¬ результате военных неудач пал последний оплот белого движени€ в –оссии Ч ¬ладивосток. ќстатки «емской рати, в том числе и уцелевшие бронепоезда, ушли в  итай, наде€сь там найти спасение.

»стори€ одного бронепоезда

» в завершение рассказа о бронепоездах гражданской войны, представим биографию одного из дес€тков бронированных поездов  расной армии. ≈го судьба типична дл€ многих других участников этой исторической драмы, поэтому будет интересна всем, интересующимс€ событи€ми той поры.

Ћетом 1919 года на небольшой железнодорожной станции √речаны, недалеко от провинциального украинского города ѕроскуров, в большой спешке началось строительство бронированного поезда дл€ ”краинской  расной армии.

—итуаци€ дл€ большевиков на ”краине с каждым днем ухудшалась: с запада приближались петлюровские войска, на востоке неумолимо продвигалась навстречу им ƒобровольческа€ арми€ генерала ƒеникина. “ребовалось немедленно [200] укрепить р€ды красноармейских частей и их огневую мощь. ¬виду отсутстви€ другого т€желого вооружени€, сделать это можно было в тех услови€х только с помощью бронепоезда.

Ќовый бронепоезд получил мощное вооружение: одну шестидюймовую и две трехдюймовые пушки, одну сорокавосьмилинейную гаубицу. ѕо тем временам это была очень солидна€ огнева€ мощь. јртиллерию дополн€ли 12 пулеметов, работавшие на два борта.

 омандиром состава был назначен бывший прапорщик императорской армии Ќ. √ригорьев, имевший кое Ч какой военный опыт. ѕод его командованием новый бронепоезд вошел в подчинение 1Цму „игиринскому полку 1Цй украинской советской дивизии.

¬ отличие от всех других бронепоездов  расной армии, он получил, м€гко говор€, нестандартное наименование Ч не каждый день встречаютс€ бронепоезда с женским именем Ђ√андз€ї. — этим лирическим именем (можно вспомнить знаменитую украинскую песню Ђ√андз€ Ч рыбкаї) он прошел тыс€чи километров по многочисленным дорогам войны.

”же в первой своей боевой операции, команде Ђ√андзиї пришлось столкнутьс€ с вражескими бронепоездами. 12 июл€ 1919 года Ђ√андз€ї неожиданно дл€ противника прорвалась на 20 верст в тыл петлюровских войск, к станции ¬олочиск.

ќколо двух часов дн€ красный бронепоезд вошел в небольшую выемку в двух километрах от станции. ќтсюда его команда увидела два петлюровских бронепоезда: один сто€л на третьем пути, напротив здани€ вокзала, а второй у водоразборной колонки. Ќа станции царило полное спокойствие, никто не ожидал по€влени€ красных частей так далеко от линии фронта.

√ригорьев решил, учитыва€ благопри€тные дл€ него обсто€тельства, обмануть противника и использовать фактор внезапности. Ќа открытые площадки посадили захваченных несколькими часами ранее пленных солдат и двинулись вперед. ’итрость дала результат. ѕетлюровцы прин€ли приближающийс€ бронепоезд за свой, и стали приветствовать его команду. [201]

Ќо вскоре, увидев напр€женные лица солдат на бронепоезде, петлюровские солдаты заподозрили неладное и кинулись к своим составам. ¬ этот момент по ним ударили пулеметы Ђ√андзиї, а десантна€ группа, через легкомысленно открытые бронедвери, ворвалась внутрь вражеского бронепоезда, и в коротком бою уничтожила его команду.

¬торой бронепоезд, отстрелива€сь и разбив на прощание пр€мым попаданием бронеплощадку Ђ√андзиї, ушел со станции. ѕоврежденный красный бронепоезд двинулс€ вслед за ним и вскоре обнаружил брошенный запаниковавшей командой состав на станции ѕодволочиск. –езультат операции вышел очень удачным дл€ дебютанта Ч за один день было захвачено два вражеских бронепоезда.

¬ середине июл€ обстановка на фронте вновь обострилась: на восточный берег реки «бруч переправилась 45Цтыс€чна€ галицийска€ арми€, начавша€ наступление на  иев.  расные войска покатились под их натиском на восток. ѕрикрывал отход разбитых частей бронепоезд.

” ∆меринки Ђ√андз€ї оказалась в окружении Ч атаман “ютюнник перерезал железную дорогу на  иев у ¬инницы. — большим трудом его команде удалось вырватьс€ из ловушки, но ¬инницу пришлось оставить. «а ней настал черед  азатина, ‘астова.  расным никак не удавалось остановить противника.

¬ конце августа у Ѕелой ÷еркви встретились петлюровские и деникинские войска. 30 августа петлюровцы вошли в  иев. Ќа следующий день, со стороны ƒарницы в город вступили части генерала Ѕредова. ѕосле коротких переговоров, петлюровский генерал  равс отвел свои войска из  иева к ¬асилькову.

 расным же част€м, в том числе и бронепоезду Ђ√андз€ї, пришлось уйти на северо Ч запад от  иева к  оростеню, поскольку путь дл€ отступлени€ на ћоскву был отрезан. «десь в сент€бре дев€тнадцатого года, на линии  иев Ч  оростень бронепоезд вел бои совместно с 58Цй стрелковой дивизией. ќтсюда же он ушел в Ѕр€нск на ремонт.

ѕосле небольшой передышки Ђ√андз€ї ушла к ќрлу, где в это врем€ решалась судьба похода ƒобровольческой армии на ћоскву. ќ действи€х бронепоезда в этих бо€х существуют противоречивые данные Ч в советской литературе [202] рассказываетс€ о героических подвигах его команды, захватившей в бою у станции Ўахово бронепоезд Ђќрелї, а по сведени€м белогвардейских источников, Ђќрелї благополучно существовал еще полгода, и был брошен в марте двадцатого года при эвакуации Ќовороссийска.

ѕосле начала отступлени€ войск ƒобровольческой армии на юг, Ђ√андз€ї вместе с еще шестью бронепоездами была срочно переброшена на —еверо Ч «ападный фронт, где обстановка дл€ большевиков ухудшалась с каждым днем.

¬ но€бре, после т€желых боев, бронепоезд участвовал в захвате ѕскова. ќтсюда Ђ√андз€ї отправилась в новое путешествие, на этот раз на —еверный фронт в состав 6Цй армии. –€дом с ней действовал еще один красный бронепоезд Ч Ђ—оветска€ Ћатви€ї.

Ётот бронепоезд отличилс€ в февральских бо€х за станцию ѕлесецка€. 14 окт€бр€, получив снар€д в тендер паровоза, Ђ—оветска€ Ћатви€ї стала неуправл€емой. ћашинист и кочегар были убиты, а пробравшийс€ в будку красноармеец ∆ан √иммельрейх (!) с большим трудом сумел остановить состав.

Ќеподвижный бронепоезд превратилс€ в прекрасную мишень дл€ артиллеристов генерала ћиллера. ќт полного разгрома Ђ—оветскую Ћатвиюї спас подошедший советский бронепоезд Ч Ђ√андз€ї, под огнем отбуксировавший его в тыл дл€ ремонта.

Ќесколько ранее, на этом участке фронта действовал другой бронепоезд  расной армии, имевший номер 20. ƒумаю, читател€м будет интересно познакомитьс€ с документом того времени Ч приказом –еввоенсовета республики, в котором идет речь о действи€х бронепоезда є 20 в бо€х за станцию ≈мца.

ЂЅронепоезд є 20, вид€ гибельное положение означенной батареи, невзира€ на ураганный огонь противника и вед€ энергичный огонь по броневикам последнего, продвинулс€ вперед, прицепил к себе батарею и при неверо€тно т€желых услови€х вывез ее. Ќа бронепоезде было подбито одно орудие и осколками снар€дов убит командир поезда тов. Ѕуре и т€жело ранен комиссар тов. ћоисеев.

31 того же августа противник, по€вившийс€ неожиданно из лесу, атаковал бронепоезд є 20, но огнем на картечь [203] и пулеметным был разбит, и цепи его отхлынули. 6 сент€бр€ на бронепоезд є 20 вышла разведка противника, но огнем с бронепоезда она была быстро рассе€на. 17 сент€бр€ три роты противника произвели обход наших позиций и вышли на 407Цю версту, атаковав наши батареи.

Ѕронепоезд є 20 отбивалс€ от лезущих на борта платформ белогвардейцев, кидавших ручные гранаты, одной из которых была разбита панорама оруди€, и расстреливал противника в упор на картечь. ѕо отхлынувшему в беспор€дке противнику велс€ ураганный огонь шрапнелью.

¬ бою 28 сент€бр€ противником был разбит паровоз бронепоезда є 20, но, несмотр€ на это, а также и на €вное превосходство непри€тельской артиллерии, бронепоезд энергично вел огонь по бронепоездам противника и тем самым не дал ему возможности продвинутьс€ вперед. 5 окт€бр€ противник при помощи танка совершено деморализовал нашу пехоту, и нашей артиллерии, а в том числе и бронепоезду є 20, пришлось работать по отбитию атак непри€тел€ в исключительно т€желых услови€х, так как противник сосредоточил на наших бронепоездах ураганный артогонь.

13 и 14 окт€бр€ противник развил артиллерийский огонь ураганной силы по нашим бронепоездам на 400Ц399 верстах. ѕуть был перебит. ÷елый день все попытки исправить путь были безуспешны. Ћишь ночью удалось починить линию железной дороги, и бронепоезда вышли, перенес€ много часов бо€ с превосход€щей артиллерией противника в т€желых услови€х, так как были отрезаны от тыла и расстреливались т€желой артиллерией непри€тел€.

Ќесмотр€ на это, бронепоезда вели огневой бой, отбива€ многочисленные атаки пехоты противника и прикрыва€ отступление нашей пехоты.

28 окт€бр€ противник зан€л окопы 381 версты. ѕо приказу начдива бронепоезд є 20 двинулс€ вперед, вед€ за собой пехоту, и, не доход€ 300 сажен до взорванного моста, между 380 и 381 верстами, он открыл огонь по окопам противника, выпустив 70 снар€дов, и таким образом подготовил наступление нашей пехоты. 1 но€бр€ противник вел артиллерийский огонь, развив его до ураганной (сплошные ураганы, других сравнений, видимо, писарь не знал Ч ».ƒ.) силы. [204]

Ќаша артиллери€ энергично отвечала. —нар€дом противника был разбит тендер паровоза бронепоезда є 20 и ранены командир и машинист поезда. 13 но€бр€ противник повел артиллерийский огонь ураганной (очередной ураган!) силы и перешел в наступление.

„ерез некоторое врем€ зав€завшегос€ огневого ружейно Ч пулеметного бо€ части непри€тел€ вышли на бронепоезд є 20, но были встречены огнем на картечь и отбиты. 14 но€бр€ под прикрытием огн€ своей артиллерии противник вновь повел наступление.

Ќаши батареи, в том числе и бронепоезд є 20, открыли артогонь и принудили противника отойти обратно. ќтступление цепей противника производилось под сильным огнем нашей артиллерии. 15 но€бр€ бронепоездом є 20 был разбит мостик на 373 версте, где был замечен пулемет противникаї.

Ѕоевые действи€ на севере в дальнейшем развивались довольно успешно дл€  расной армии, и уже в феврале 1920 года бронепоезд Ђ√андз€ї, во главе наступающих войск, вошел в јрхангельск, оставленный армией генерала ћиллера. ќтсюда, вдоль побережь€ Ѕелого мор€, его путь лежал к ћурманску, который был зан€т 13 марта.

¬сю весну двадцатого года команда Ђ√андзиї патрулировала железную дорогу ћурманск Ч ѕетроград, стара€сь не допустить срыва железнодорожного сообщени€ остатками белогвардейских войск, продолжавших действовать на территории, зан€той красными.

ѕосле начала советско Ч польской войны, в апреле 1920 года бронепоезд по приказу –еввоенсовета направилс€ на западный фронт, где обстановка дл€ красных ухудшалась день ото дн€.

¬о врем€ этого перехода, в восьмидес€ти километрах от ћосквы, у станции  лин, искра из топки паровоза через открытую дверь попала внутрь бронеплощадки и подожгла порох, скопившийс€ между бронебортом и дерев€нной обшивкой (во врем€ многочисленных боев артиллеристы бронепоезда посто€нно сбрасывали туда излишки пороха от орудийных зар€дов).

ќгонь быстро охватил бронеплощадку, вспыхнули дерев€нные €чейки дл€ снар€дов, а вскоре начали рватьс€ и [205] снар€ды. ¬зрывной волной сбросило с рельс паровоз, а еще через несколько минут весь бронепоезд превратилс€ в груду металлолома, не подлежащую восстановлению.

“ак погиб красный бронепоезд с самым оригинальным наименованием, прошедший от ”краины до —еверного Ћедовитого океана и ставший жертвой не вражеских снар€дов, а банальной искры из паровозной трубы.

ћежду войнами

ѕосле окончани€ гражданской войны у многочисленных бронепоездов  расной јрмии сменилось руководство: ”правление начальника броневых сил –  ј передало их в ведение √лавного артиллерийского управлени€. ѕотер€в прежнюю организационную самосто€тельность, бронепоезда стали выполн€ть в новых услови€х функции самоходной артиллерии на железнодорожном ходу.

—окращение армии в начале двадцатых годов в значительной мере коснулось и бронепоездов.

Ќища€ страна с разрушенной промышленностью и разоренным сельским хоз€йством, не могла содержать военную машину, созданную в годы гражданской войны.

ј поскольку наиболее трезвомысл€ща€ часть большевистского руководства не верила сказкам об империалистической угрозе, которые сама же неустанно рассказывала народу страны —оветов, армию решили временно сократить. ћиллионы солдат отправились по домам, а больша€ часть бронепоездов пошла на хранение, а затем и в утиль.

ѕосле неудачи варшавского похода “ухачевского, о победоносном шествии советской власти на запад пришлось на врем€ забыть. Ќо не навсегда. ƒл€ гр€дущей мировой революции требовалась современна€, хорошо оснащенна€ новейшим оружием арми€, создать которую без мощной военной промышленности было невозможно.

Ѕольшинство бронепоездов, изр€дно потрудившихс€ в годы гражданской войны, было расформировано и разрезано на металлолом. ќставшиес€ бронепоезда были в 1924 [206] году сведены в дивизионы, каждый из которых включал в себ€ два легких и один т€желый бронепоезд.

ѕосле всех сокращений, на вооружении  расной јрмии к 1926 году осталось дес€ть дивизионов бронепоездов. ƒислоцировались они в основном вблизи границ —оветского —оюза: в  иевском военном округе Ч 1Цй  раснознаменный дивизион, Ѕелорусском военном округе Ч 4Цй и 8Цй отдельные дивизионы, —еверо Ч  авказском ¬ќ Ч 7Цй дивизион, в составе ќтдельной ƒальневосточной армии Ч 9Цй дивизион, в —редней јзии Ч 10Цй отдельный дивизион.

9Цй дивизион бронепоездов в двадцатые годы дислоцировалс€ в городе  арачеве Ѕр€нской области. Ќо вскоре ему пришлось отправитьс€ в далекие кра€.

√ражданска€ война в  итае, то разгоравша€с€, то затухавша€ на короткое врем€, посто€нно была в центре внимани€ советского руководства.  ремль регул€рно подпитывал своих потенциальных союзников, вроде вожд€ √оминдана „ан  айши, оружием, деньгами, посылал ему на помощь советников. ќдно врем€ трудилс€ на китайской земле будущий ћаршал —оветского —оюза ¬асилий  онстантинович Ѕлюхер, которому суждено было погибнуть не в бою, а в застенках Ќ ¬ƒ.

 итай представл€лс€ кремлевским вожд€м удобным полигоном дл€ проверки стратегии и тактики установлени€ коммунистической власти у азиатских народов. Ќе всем, однако, вмешательство ћосквы нравилось. Ћидеры многих китайских группировок были готовы пойти на вооруженный конфликт с ———–, дабы заставить его отказатьс€ от помощи их противникам.

 роме идеологических, были и другие, более земные поводы дл€ обострени€ отношений. ≈ще в начале двадцатого века на территории  ита€ была построена так называема€  итайска€ ¬осточна€ железна€ дорога, св€зывавша€ „иту через ћаньчжурию с ¬ладивостоком.

Ёта дорога была собственностью –оссийской империи, а после переворота 1917 года перешла во владение —оветского —оюза. —пор о принадлежности  ¬∆ƒ и стал причиной вооруженного конфликта между ———– и китайскими милитаристами глубокой осенью 1929 года. ѕравителем и командующим вооруженными силами ћаньчжурии незадолго [207] до этого, после гибели при взрыве поезда диктатора „жан ÷золин€, стал маршал „жан —юэл€н.

Ѕоевые действи€ разворачивались главным образом в полосе, прилегающей к  ¬∆ƒ. Ќу, а раз есть железна€ дорога, естественно, по€вились и бронепоезда. ¬ составе «абайкальской группы войск действовали три бронепоезда Ч є 65, є 66, є 67.

ќни Ч то и двинулись вслед за подразделени€ми 21Цй стрелковой дивизии, когда те в ночь на 17 но€бр€ 1929 года перешли границу с ћаньчжурией, недалеко от разъезда 86. Ќесмотр€ на сопротивление китайских войск, уже 20 но€бр€ был захвачен город ћаньчжури€. ѕри этом советские войска захватили на железнодорожной станции два бронепоезда, принадлежавших до этого китайцам.

»з ћаньчжурии путь бронепоездов лежал на другой китайский опорный пункт Ч город ’айлар, который был захвачен 27Цго. ѕотер€ этих городов, разгром основных армейских частей, заставили китайцев прин€ть советские услови€.  онфликт завершилс€ в пользу ———–.

Ѕронепоезда еще раз продемонстрировали свою эффективность в бо€х против слабо вооруженного противника, в то врем€, как применение танков ћ—Ц1 оказалось плачевным. ћногочисленные технические проблемы, мала€ скорость, слабое вооружение и бронирование привели к тому, что они стали насто€щей обузой рвущимс€ вперед войскам.

”спешным действи€м советских бронепоездов способствовало то, что у китайцев не было ни танков, ни боевой авиации, способных наиболее эффективно боротьс€ с ними. »меющие только стрелковое оружие и полевую артиллерию, китайские части оказались легкой добычей дл€ советских бронепоездов.

—обыти€ на  ¬∆ƒ заставили руководство наркомата обороны зан€тьс€ усилением дальневосточной группировки войск. ¬ марте 1932 года из  арачева на восток отправилс€ и 9Цй дивизион бронепоездов. ƒва т€желых (вооружены 107Цмм пушками) и один легкий (четыре 76Цмм пушки) бронепоезда, базиру€сь на станции ”ссурийск, вошли в состав отдельной ѕриморской армии.

„асть бронепоездов была поставлена на консервацию. ¬ Ѕр€нске, ставшем центром производства и ремонта бронепоездов, [208] сто€ло на заводском хранении 12 составов, в том числе Ђ лим ¬орошиловї, Ђћатрос ∆елезн€кї. ¬сего к концу 1928 года в составе  расной армии насчитывалось 32 бронепоезда.

»менно они в тот час определ€ли боеспособность бронесил —оветского —оюза, поскольку танковые и автоброневые части, оснащенные старой, разваливающейс€ на ходу трофейной техникой, никакой угрозы никому, кроме, может быть, своих экипажей, да зазевавшихс€ солдат, представл€ть не могли.

«десь же, в Ѕр€нске в межвоенные годы дислоцировалс€ 1Цй учебный полк бронепоездов имени ‘.Ќ. јл€бьева, готовивший специалистов дл€ боевых подразделений.
Murzilka_Inc
ћотоброневагон постройки  ировского завода

—оветские военные специалисты в двадцатые Ч тридцатые годы много внимани€ удел€ли вопросам боевого применени€ бронепоездов в будущей войне. ѕри этом тщательно анализировалс€ опыт их боевого использовани€ в гражданской войне, в арми€х других стран.

Ќаиболее авторитетным человеком в этом вопросе был ¬.ј. «ун, в годы гражданской войны сам командовавший бронепоездом, написавший несколько книг и множество статей по тактике применени€ бронепоездов в боевых действи€х различной интенсивности.

¬ своих стать€х и книгах «ун тщательно анализировал достоинства и недостатки бронепоездов в прошлых войнах, опыт боевого применени€ и их роль в будущих сражени€х.

ѕо его мнению, примен€вшиес€ до этого времени в качестве т€говой силы бронепаровозы, органически ничем не св€занные с остальными боевыми единицами (бронеплощадки, контрольные платформы), были крайне невыгодны в использовании в боевых услови€х. ќгромные размеры бронепаровоза, большой вес, шум при движении, излишн€€ мощь Ч при т€говой силе до 1000 тонн, он в составе бронепоезда имеет нагрузку только около 200 тонн, были их главными недостатками.

ѕоэтому, еще в годы первой мировой войны родилась нова€ тенденци€ Ч заменить бронепаровоз бронированным мотовагоном, установив двигатели внутреннего сгорани€ на бронеплощадке. ѕостроенный в –оссии в 1916 году Ђ«аамурецї стал первым представителем нового типа бронепоездов. [210] ¬ тридцатые годы, учитыва€ опыт его постройки и боевой эксплуатации, на  ировском заводе в Ћенинграде спроектировали и построили совершенный по тому времени мотоброневагон.

¬агон раздел€лс€ на семь отделений: управлени€ (в средней части), четыре боевых (под каждой башней и счетверенной зенитной пулеметной установкой Ђмаксимї, установленной перед рубкой), силовое (в кормовой части) и силовой передачи (между силовым и боевым отделением третьей башни). ƒл€ входа Ч выхода команды из 40 человек и погрузки боеприпасов служили три входные двери в бортах и люк в полу.

ѕри его постройке использовали узлы и элементы нового по тому времени среднего танка “Ц28. Ќа мотоброневагоне в два €руса были установлены три башни танка “Ц28, с 76,2Цмм пушками ѕ—Ц3 образца 1927/32 года. ќруди€ имели углы наведени€ по вертикали от Ч 5 до +25 градусов, а сектор обстрела составл€л 280, 318, 276 градусов соответственно дл€ первой, второй и третьей башен. ¬ крыше каждой башни имелись бронированные люки, над которыми, на второй и третьей башн€х, устанавливались зенитные пулеметы ƒ“.

ѕозже, в годы второй мировой войны, на них стали устанавливать башни с вооружением среднего танка “Ц34, тактико Ч технические характеристики которых, значительно превосходили “Ц28.

¬о всех башн€х, р€дом с пушкой, а также в кормовых нишах второй и третьей башни и в корме мотовагона были установлены пулеметы конструкции ƒегт€рева ƒ“ в шаровых опорах. Ќа каждом борту устанавливались по два пулемета Ђмаксимї.

Ќа борту мотоброневагона размещалс€ солидный боекомплект к пушкам и пулеметам: 365 артиллерийских выстрелов, 174 магазина (10962 патрона) к пулеметам ƒ“, 48 коробок по 250 патронов и 20 коробок по 500 патронов к пулеметам Ђмаксимї (22000 патронов).

ƒл€ поворота башен использовалс€ электрический механизм привода с ручным дублированием, ручной подъемный механизм. ƒл€ наблюдени€ и наведени€ имелись танковый перископ ѕ“Ц1 образца 1932 года и телескопический [211] прицел “ќƒ образца 1930 года (в каждой башне), три прибора “ѕ , стереотруба, дальномер и четырнадцать триплексов.

Ѕронева€ защита мотоброневагона, изготовленна€ из катаных броневых листов, была солиднее, чем у бронепоездов времен гражданской войны. “олщина стен корпуса составл€ла 16Ц20 мм, командирской рубки Ч 20 мм, крыши Ч 10 мм и башен Ч 20 мм. ƒл€ усилени€ защиты, броневые листы располагались под углом 10 градусов к вертикали.

»ме€ бензиновый двигатель ћ17Ц“ мощностью 400 лошадиных сил, мотоброневагон мог двигатьс€ по рельсам со скоростью до 120 километров в час или буксировать в случае необходимости прицепной состав массой 120 тонн.

ƒл€ внешней св€зи служила стандартна€ армейска€ танкова€ радиостанци€ 71 Ч“ Ц1, а дл€ внутренней Ч телефон на шесть абонентов.

»ме€ гораздо меньшие размеры, чем существовавшие к тому времени бронепоезда, мотоброневагон по защищенности и маневренности значительно их превосходил, ни в чем практически не уступа€ по огневой мощи.

ѕоэтому, после прин€ти€ его на вооружение в конце тридцатых годов, началось серийное производство столь удачной машины. ќни включались в состав дивизионов бронепоездов как самосто€тельные единицы, так и в бронепоезда. ѕри этом, надо отметить, больша€ часть мотоброневагонов попала в войска Ќ ¬ƒ, который в это врем€ переживали период бурного роста.

Ќар€ду с производством в Ћенинграде мотоброневагонов, на Ѕр€нском заводе в тридцатые годы продолжалось строительство бронепоездов традиционной схемы типа ЅѕЦ35. Ќа вооружении они имели столь же традиционные четыре 76Цмм оруди€ и 12 станковых пулеметов ћаксим.

Ѕольшие дискуссии среди военных теоретиков и практиков шли по поводу защищенности и вооружени€ бронепоездов. —читалось, что форма броневых площадок должна будет удовлетвор€ть требовани€м, предъ€вл€емыми услови€ми боевой работы:

1) минимальные размеры при сравнительном удобстве расположени€ вооружени€ и размещени€ команды; [212]

2) бронирование, которое при небольшом весе, защищало бы команду и материальную часть от поражени€ снар€дами калибром до 76Цмм, осколков и пуль;

3) обеспечение хорошего обзора дл€ управлени€ огнем бронеплощадок.

“акие параметры будущих бронепоездов максимально приближали их по боевым возможност€м к танкам.

ќгнева€ мощь бронепоездов зависела от возможности и удобства установки на ней максимального количества орудий и пулеметов, с круговым обстрелом и удобной системой управлени€ огнем. ¬озрастание роли авиации в вооруженной борьбе требовало установки на бронепоездах зенитного вооружени€: универсальных артиллерийских и специализированных зенитных орудий, пулеметов.

 оличество бронеплощадок в бронепоезде определ€лось мощностью двигающего агрегата и удобством управлени€ артиллерийским огнем при достаточной огневой силе. ƒл€ действий бронепоездов в отрыве от основных сил, в их состав планировалось включать один Ч два легкобронированных вагона с бойницами дл€ десанта.

–азрабатывались и принципы боевого применени€ бронепоездов в будущей войне. ѕри проведении наступательных операций, они должны были играть важную роль в боевых действи€х вблизи железных дорог. »спользу€ свою большую подвижность, бронепоезда, действу€ на флангах наступающей группировки войск, будут обеспечивать фланги наступающего, противодейству€ подвижным част€м противника.

ƒвига€сь в составе разведывательных частей, бронепоезда, вырвавшиес€ вперед, могут не только опередить противника захватом выгодных рубежей, но и удержива€ их, заставить его развернуть свои силы. ѕри прорыве вражеской обороны они, вед€ параллельное преследование отступающего противника, будут оказывать поддержку моторизованным войскам, в первую очередь, танкам и бронеавтомобил€м, двигающимс€ впереди.

ќсобенно значение бронепоездов могло возрасти в сложных погодных услови€х. ¬есенн€€ и осенн€€ распутица, дожди, снег, холод затормоз€т действи€ других родов войск, прив€занных к дорогам. Ќаоборот, дл€ бронепоездов, [213] они не создадут серьезных проблем, и даже будут способствовать его действи€м, поскольку замедл€т продвижение войск противника, приведут к сосредоточению его сил на дорогах, сделав прекрасной мишенью дл€ пушек бронепоездов.

¬ обороне бронепоезда предполагалось использовать как подвижный огневой резерв командовани€, быстро выдвига€ их, в случае необходимости, к линии боевого соприкосновени€ и нанесени€ коротких огневых ударов. Ќаход€сь в тылу в период артиллерийской подготовки противника, бронепоезда должны были выезжать вперед в момент по€влени€ танков и бронемашин и расстреливать их с ближней дистанции.

≈сли же противник прорвет оборону или обойдет оборон€ющиес€ войска, бронепоездами, совместно с десантными част€ми, планировалось затыкать бреши на фронте. «ащища€ железнодорожные узлы, места пересечени€ шоссейных дорог с железной, бронепоезда своим огнем должны будут заставить механизированные войска противника уйти на грунт, тем самым ограничив их подвижность. Ќа них также возлагалась задача обеспечени€ выхода из бо€ и отрыва от противника своих войск, даже ценой собственной гибели.

ћногим специалистам еще в двадцатые годы было €сно, что будуща€ война потребует новый тип бронепоезда Ч зенитный, предназначенный дл€ противовоздушной обороны железнодорожных перевозок. Ќа бронепоезда подобного типа возлагались следующие задачи:

1) оборона от налетов авиации противника железнодорожного транспорта;

2) защита от налетов авиации важных и крупных железнодорожных узлов как пунктов погрузки и выгрузки войск;

3) защита у€звимых дл€ воздушных ударов промышленных центров и предпри€тий, других объектов в тылу;

4) противовоздушна€ оборона войск, совершающих марш вблизи железных дорог;

5) прикрытие войск на поле бо€, вблизи железной дороги.

ќсобенную ценность приобретали такие бронепоезда в первые дни мобилизации, когда зенитна€ артиллери€ [214] еще не сможет быть готовой к борьбе с авиацией противника.

Ѕоевыми уставами  расной армии предусматривались три основных варианта использовани€ бронепоездов в будущих войнах Ч в большой войне на европейском театре военных действий, в локальной войне на ƒальнем ¬остоке и дл€ подавлени€ восстаний внутри страны.

Murzilka_Inc



 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть I€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть II€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть III€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть IV€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть V€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть VI€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть VII€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть VIII€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть IX€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть X€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть XI€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть XII€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть XIII€

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку