-‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии ѕоездочки
ѕоездочки
18:29 04.12.2019
‘отографий: 772
ѕосмотреть все фотографии серии ЋытЅыр
ЋытЅыр
07:00 05.11.2019
‘отографий: 684
ѕосмотреть все фотографии серии –олевые игрища.
–олевые игрища.
21:11 21.01.2019
‘отографий: 46

 -¬сегда под рукой

 -я - фотограф

—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.

—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.

 -Ќастольные игры онлайн

ћесто
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
.
ќчки
6805
3399
2845
1315
1020
869
830
729
605
0

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ≈панделин

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 4) попробуй_јссил№ Ћиру_—таврополь „ортова_ƒюжина verbirol

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 23.10.2003
«аписей: 14481
 омментариев: 118442
Ќаписано: 191846


 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть VII€

¬торник, 14 »юн€ 2016 г. 14:32 + в цитатник
Ќа ¬аршаву! » обратноЕ

Ўироко использовались бронепоезда в советско Ч польской войне 1920 года, причем как советскими, так и польскими войсками. Ётому способствовали маневренный характер боевых действий на советско Ч польском фронте, наличие развитой сети железных дорог на театре военных действий.

ѕервый польский бронепоезд был построен в кустарных услови€х еще в 1917 году в белорусском городе Ѕобруйске, где в этот период находилс€ 1Цй польский корпус, сражавшийс€ в годы первой мировой войны на стороне русской армии.

Ѕронепоезд (или по Ч польски Ч pociag panzerny) ЂZwiazek Broniї был весьма примитивной конструкцией. Ќа открытой железнодорожной платформе была установлена полева€ трехдюймова€ пушка. «ащитой дл€ нее и расчета служили мешки с песком, уложенные по бортам платформы.

Ќа другой платформе был установлен бронеавтомобиль, вооруженный пулеметами.   этим боевым площадкам были прицеплены обычные крытые вагоны, в которых находилс€ личный состав. ¬от и весь бронепоезд. ѕозже по€вились более совершенные в конструктивном плане типы польских бронепоездов.

ѕольска€ арми€, практически не имевша€ современной боевой техники, была вынуждена, как и  расна€ јрми€, прибегать к импровизаци€м, вроде строительства бронепоездов из всего, что попадало под руку. ¬ результате, к 1920 году пол€ки имели в боевом строю своей армии более 20 бронепоездов, широко примен€вшихс€ в бо€х на территории Ѕелоруссии и ”краины.

  тому же, в начальном периоде войны, в руки пол€ков попали несколько советских бронепоездов, которые стали использоватьс€ в польской армии и послужили образцом дл€ строительства новых составов.  роме того, после окончани€ первой мировой войны, польской армии также достались несколько германских и австро Ч венгерских бронепоездов, обретшие новых хоз€ев. [147]

¬ойна с —оветской –оссией началась дл€ ѕольши довольно успешно. ѕока основные силы  расной јрмии были задействованы на других фронтах, польские войска быстро продвигались на восток, смета€ со своего пути большевистские отр€ды. Ѕыл захвачен  иев и многие другие города Ѕелоруссии и ”краины.

Ќа долю красных бронепоездов в это врем€ выпала задача прикрыти€ отхода своих войск. ¬ начале ма€ 1920 года, польские войска, содейству€ наступлению основных сил своей армии на  иев, начали активные действи€ в районе –ечицы √омельской губернии. «десь вела оборонительные бои 169Ц€ бригада  расной јрмии. ≈е поддерживали бронепоезда є 33 и 101.

8 ма€ красноармейские части отходили на восток, преследуемые наступающими пол€ками. Ѕронепоезда к тому же выводили снабженческий поезд в 65 вагонов. Ќо дорога [148] на восток оказалась перерезанной: пол€ки захватили мост через ƒнепр и станцию –ечица, но, не име€ артиллерии, устроили завал из бревен и шпал на пут€х, чтобы не пропустить поезда.

¬орвавшись на станцию, бронепоезда пулеметным огнем разогнали польскую пехоту, и разобрав завалы, двинулись на восток. ќтбив мост через ƒнепр, команды бронепоездов обеспечили переход снабженческого поезда, и вышли на станцию √омель.
Murzilka_Inc
ѕервый польский бронепоезд ЂZwiazek Broniї

—итуаци€ стала мен€тьс€ к лету 1920 года. ќсознав опасность польских успехов, и рассчитыва€ использовать в случае победы ѕольшу как дорогу на запад и плацдарм дл€ мировой революции, Ћенин и его соратники начали переброску на «ападный и ёго Ч «ападный фронты лучших соединений, способных переломить неудачный дл€ большевиков ход событий.

» действительно первоначально  расна€ јрми€ сумела добитьс€ значительных успехов. Ѕыл освобожден  иев, красна€ революционна€ волна покатилась на запад.

¬ мае 1920 года 1Ц€  онна€ арми€ Ѕуденного готовила наступление против польских войск юго Ч западнее  иева. ¬ ее составе действовала и приданна€ бронепоездна€ группа из п€ти бронепоездов (є 13, є 63 Ђ√ибель контрреволюцииї, є 72 Ђ»мени Ќикола€ –удневаї, є 82 Ђ—мерть ƒиректорииї и є 203). ”читыва€ опыт предыдущего боевого применени€ бронепоездов, командование  расной армии пыталось использовать их на решающих участках фронта массированно.
Murzilka_Incѕольский бронепоезд ЂSmialyї. 1920 г.

29 ма€ советские войска вступили в соприкосновение с противником на широком фронте от —амгородка до Ќападовки. 6Ц€ кавалерийска€ дивизи€ атаковала пол€ков вдоль железной дороги  азатин Ч ’ристиановка и захватила близлежащие деревни, вынудив жолнежей 13Цй пехотной дивизии отступить на север.

√руппа красных бронепоездов поддерживала эту атаку артиллерийским огнем. «ахватив станцию Ћиповец, команды бронепоездов массированным огнем подавили польские артиллерийские батареи вдоль железной дороги, прикрыв левый фланг кавалеристов. [149]

Ќаметив прорыв польского фронта северо Ч восточнее Ќ.ѕ. ’вастов, Ѕуденный приказал бронепоездам и част€м 6Цй кавалерийской дивизии демонстративными действи€ми отвлекать внимание противника от места нанесени€ главного удара, а заодно облегчить положение правого фланга 14Цй армии.

ќднако дело обернулось не так, как хотелось командованию 1Цй  онной армии. ѕольские солдаты, отбросили части кавалерийской дивизии к железной дороге и зан€ли —пичинцы, а затем, развива€ успех, захватили станцию ќратово, отрезав красные бронепоезда, действовавшие севернее ее, от основных сил. [150]

¬ ночь на 2 июн€ 1920 года польские войска ворвались на станцию ќратово, на которой в этот момент находились красные бронепоезда Ђ—мерть ƒиректорииї и Ђ расный кавалеристї. ¬ зав€завшемс€ сумбурном ночном бою первый бронепоезд получил шесть пробоин, но сохранил боеспособность.

Ќа подмогу окруженным войскам ночью 1 июн€ пришли два бронепоезда при поддержке кавалерии. ¬ ночном бою они сумели отбить ќратово, отбросив части 18Цй польской пехотной дивизии на запад.

Ќо пол€ки не собирались отступать. Ќа следующий день, поддерживаемые огнем четырех артиллерийских батарей, они вновь перешли в контрнаступление. “рем бронепоездам (є 13, 72, 82) пришлось весь день вести артиллерийскую [151] дуэль с этими батаре€ми, занима€ позиции на станции ќратово.

  5 июн€ основным силам 1Цй  онной армии удалось во встречном сражении разгромить на правом фланге прорыва польскую конницу и стремительным рывком выйти на тылы противника. Ѕронепоезда в этот момент прикрывали железнодорожную магистраль  азатин Ч ’ристиановка, чтобы не допустить перехода польских войск через нее и отвлекали своими действи€ми внимание пол€ков.

ƒнем 6 июн€ 2Ц€ кавалерийска€ бригада 1Цй  онной армии ворвалась на станцию ѕопельн€. Ќаходившийс€ там польский бронепоезд Ђ√енерал ƒовбор Ч ћусницкийї, отстрелива€сь из орудий и пулеметов, успел уйти в сторону  азатина. ѕо пути он на всех парах влетел на станцию Ѕровки, зан€тую к этому времени 14Цй кавалерийской дивизии буденновской армии.

ѕо€влени€ вражеского бронепоезда здесь никто не ожидал, поэтому команде польского бронепоезда, использу€ эффект внезапности, удалось выбить красную кавалерию со станции. ѕрицепив к бронепоезду сто€вший на пут€х грузовой состав, Ђ√енерал ƒовбор Ч ћусницкийї двинулс€ дальше.

ѕосле этого успеха, фортуна отвернулась от пол€ков.  авалеристы 4Цй дивизии армии Ѕуденного успели, до подхода бронепоезда, разобрать железнодорожный путь у [152] станции ¬черайше. Ѕронепоезд оказалс€ в ловушке и вынужден был остановитьс€. ѕосле короткого, но жестокого бо€ команда Ђ√енералаї сдалась.  расным, помимо поврежденного бронепоезда, досталось 30 вагонов с сахаром, мукой и боеприпасами.
Murzilka_Inc
Ѕронепоезд є 63 Ђ√ибель контрреволюцииї. 1920 г.

ѕосле броска 1Цй  онной армии на запад, бронепоездам из Ч за больших разрушений железнодорожного полотна, удалось догнать и присоединитьс€ к основным силам армии только в период боев у города ƒубно в июле 1920 года. «десь, при проведении –овенской операции, командование 1Цй  онной армии бросило в бой п€ть бронепоездов, а 12Цй армии Ч шесть.

¬орвавшиес€ 4 июл€ в –овно кавалеристы Ѕуденного захватили на железнодорожной станции два польских бронепоезда, не успевших уйти из города, и два танка.
Murzilka_Inc—хема боевых действий на ёго Ч «ападном фронте. ћай Ч июнь 1920 г.

—трем€сь повысить эффективность действий бронепоездов, командование  расной јрмии сформировало «аднепровскую бригаду бронепоездов, в которую вошли Ђѕам€ть тов. —вердловаї, Ђ√розныйї, Ђ—партакї, Ђќсвободительї, Ђѕам€ть тов. ”рицкогої, Ђѕам€ть тов. »вановаї, ЂЅорец за свободуї, є 8 Ђ»мени –аскольниковаї, є 9, є 10 Ђ»мени –озы Ћюксембургї, под командованием —.ћ. Ћепетенко. ¬ оперативное подчинение ему также придавались бронепоезда ЂЅур€ї, Ђ—мерть ƒиректорииї, Ђ»мени командарма ’уд€кова", Ђ»мени ¬орошиловаї и Ђ—мерть паразитамї.

¬ начале июл€ 1920 года части 14Цй советской армии, преследу€ пол€ков, потерпевших поражение в  иевской операции, захватили важный железнодорожный узел Ч станцию ∆меринка. ¬переди лежал город ѕроскуров (ныне Ч ’мельницк). ќвладеть им должны были 60Ц€ стрелкова€ и 8Ц€ кавалерийска€ дивизии. ”частвовали в этой операции и бронепоезда.

Ќа бронепоездную группу, в состав которой входили бронепоезда є 34 Ђ расноармеецї, є 50, є 90 Ђ»мени товарища јл€бьеваї и Ђ расный кресть€нинї, возлагалась задача разгрома противника на левом фланге прорыва и захват железнодорожной станции  омаровцы Ч важного опорного пункта пол€ков.  омандовал группой начальник бронечастей 14Цй армии Ўмай.
Murzilka_Incѕольский бронепоезд ЂDanutaї. 1919 г.

¬ 11 часов утра 3 июл€ десантные отр€ды бронепоездов при поддержке артиллерийского огн€, ворвались в  омаровцы. ѕол€ки были захвачены врасплох и начали беспор€дочное отступление под прикрытием огн€ своего бронепоезда. ѕреследование противника затрудн€лось тем, что железнодорожный путь был испорчен пол€ками в восьми местах на прот€жении одного километра, и командам бронепоездов пришлось зан€тьс€ восстановлением пути.

ќднако польский бронепоезд своим огнем не давал возможности вести их. “огда один десантный взвод сумел подобратьс€ вплотную к железной дороге и засел во рве в 50Ц60 метрах от пол€ков, в мертвой зоне их огн€. ќткрыв огонь из пулеметов в упор, десантники вынудили бронепоезд отойти на запад, создав тем самым услови€ дл€ работы ремонтников.
Murzilka_IncЅронеплощадка бронепоезда є 34 ј Ђ расноармеецї

¬осстановив к вечеру путь, два красных бронепоезда ворвались на станцию  омаровцы, выбив оттуда польские войска. ”далось даже захватить знам€ и всю канцел€рию 54Цго пехотного полка. ѕол€ки попытались контратаковать и перерезать железную дорогу, но были отбиты огнем курсирующего бронепоезда и понесли большие потери.

јтаки польских войск продолжались всю ночь. » всю ночь бронепоезда своим артиллерийским и пулеметным огнем отбивали их.

Ќе сумев создать надежную противобронепоездную оборону, польское командование утратило инициативу, даже отразив наступление красной пехоты, и вынуждено было отдать приказ об отходе, тем более что в прорыв, сделанный бронепоездами, вошли кавалерийские части, развива€ [154] успех операции. Ѕронепоезда сыграли решающую роль в прорыве польской обороны.

”спешно действовали на фронте и польские бронепоезда. ¬ бо€х под –адзивиловым в конце июл€ 1920 года в сложной ситуации оказались части польской 18Цй пехотной дивизии. ѕыта€сь содействовать действи€м 3Цй пехотной дивизии, сражавшейс€ на западном берегу реки —тырь, 23 июл€ бригады 18Цй дивизии пошли в атаку. Ќо уже вскоре 35Ц€ бригада столкнулась с красной кавалерией и после жаркого бо€ отошла назад.

ќрганизованное отступление бригады, однако, вскоре превратилось в беспор€дочное бегство. ¬ечером того же дн€ пол€ки были внезапно атакованы подошедшей с юга 11Цй кавалерийской дивизией.

ќчевидец этого бо€ так описывал происход€щее: Ђ“еперь уже все бежало в полном беспор€дке: пехота, артиллери€ и обозы Ч пр€мо по пол€м; все устремилось к бронепоезду, который, сто€ на пути несколько восточнее ћихайловки, принимал участие в этом несчастном бою. —ледует признать большую заслугу бронепоезда в том, что не вс€ 35Ц€ бригада была уничтожена. ” этого поезда вновь сорганизовалось сопротивлениеї.

ѕольский бронепоезд Ђѕионерї хот€ и не сумел восстановить положени€ на фронте, все же своим огнем прикрыл отход пехоты и помог ликвидировать панику в част€х отошедших к железной дороге. Ќаступление 11Цй кавалерийской дивизии было приостановлено.

Ќа «ападном фронте в 1920 году 15 советским бронепоездам противосто€ли 10 польских. ѕол€ки, не име€ возможности строить в больших количествах новые бронепоезда, первыми стали использовать танки дл€ создани€ импровизированных бронепоездов (табл. 2).

“аблица 2.Ѕоевой и численный состав войск противника перед арми€ми «ападного фронта на 25 августа 1920 г.

ќсновные группировки : Ѕоевой состав : „исленность : пехотных дивизий (бригад) : кавалер. дивизий (бригад) : в том числе

личного состава : вооружени€ и техники : батальонов : эскадронов : штыков : сабель : орудий : пулеметов : броне Ч поездов : танков (броне Ч автомоб.) : самолетов : Ћатвийские войска:на охране границ

Ц

Ц

10

1

4220

150

45

74

Ц

Ц

Ц

в тылy

Ц

Ц

7

Ц

2600

Ц

Ц

48

5

5(5)

Ц

»того латвийских войск

Ц

Ц

17

1

6800

150

45

122

5

5(5)

Ц

Ћитовские войска:

на охране границ

3

Ц

21

Ц

9450

Ц

Ц

63

Ц

Ц

Ц

в тылу

1

Ц

9

Ц

4050

750

40

27

Ц

Ц

Ц

»того литовских войск

4

Ц

30

Ц

13500

750

40

90

Ц

Ц

Ц

ѕольские войска:

волковысское направление

3

Ц

22

19

8100

2200

92

260

Ц

Ц

Ц

пружанское направление

1

Ц

12

4

2800

400

48

104

Ц

Ц

Ц

кобринское направление

1

Ц

12

Ц

4800

Ц

48

120

Ц

Ц

Ц

ковельское направление

2

Ц

26

5

8400

1000

48

210

9

Ц

Ц

луцкое направление

1

1(1)

11

14

1800

4090

24

60

2

Ц

Ц

глубокие резервы

13(4)

2(2)

207

75

77 100

10240

560

1781

9

11(10)

24

»того польских войск



117

103000

17930

820

2535

20

11(10)

24

»того перед арми€ми «ападного фронта

25(4)

3(3)

337

118

123320

18830

950

2747

25

16(15)

24

ѕомога€ ѕольше в ее войне против большевистской –оссии, ‘ранци€ поставила ей 120 сравнительно новых, по тому времени, танков Ђ–еної F“17 Ч 72 пушечных (с 37Цмм пушкой) и 48 пулеметных (8Цмм пулемет √очкиса). Ќа основе французской бронетехники был сформирован 1Цй польский танковый полк. ќн сражалс€ против частей  расной армии под Ѕобруйском, на ”краине и под ¬аршавой."
Murzilka_Inc—хема боевых действий польских бронепоездов у –адзивилова. »юль 1920 г.

“ак как квалифицированных специалистов у пол€ков было мало, техника довольно часто выходила из стро€. “акие танки, а также получившие повреждени€ в бо€х, устанавливали на железнодорожных платформах, превраща€, таким образом, в импровизированные бронеплощадки. ќни включались в состав бронепоездов или использовались самосто€тельно, хот€ боева€ эффективность их, надо признать, оказалась довольно низкой.

¬ дальнейшем, уже после окончани€ советско Ч польской войны, танки Ђ–еної, которых к середине 30Цх годов в польской армии имелось 174 штуки, стали переоборудоватьс€ в бронедрезины. ѕоставленные на железнодорожное шасси, танки Ч бронедрезины входили в состав каждого польского бронепоезда.

ѕольский опыт использовани€ танков дл€ вооружени€ бронепоездов, в дальнейшем стали примен€ть и другие [156] страны. ¬ годы второй мировой войны на железнодорожных платформах по€вились немецкие танки. Ќа советских бронепоездах, уже с середины тридцатых годов, устанавливались башни от средних танков “Ц28, а затем и “Ц34 со штатным вооружением.

ј через полвека после советско Ч польской войны, на платформах возрожденных в —оветском —оюзе бронепоездов, двигались по рельсам танки “Ц62 и плавающие ѕ“Ц76, входившие в комплекс вооружени€ новейших и, наверное, единственных в то врем€ в мире, бронепоездов типа ЅѕЦ1.

¬ многократно описанной, ставшей уже хрестоматийной, первой атаке советских танков под ѕолоцком в июле 1920 года тоже участвовал красноармейский бронепоезд, хот€ обычно в военной литературе о нем не упоминалось.

Ётот бой знаменателен тем, что в нем участвовали бронепоезд, танки и броневики, то есть все виды бронированной техники, имевшейс€ в  расной јрмии. ¬первые советским командованием была сделана попытка, организовать тесное взаимодействие различных видов бронированных машин на поле бо€.

  тому же, бронепоездом є 8 Ђ»мени ‘едора –аскольниковаї командовал  онстантин  алиновский, ставший впоследствии главным теоретиком строительства и боевого применени€ танковых войск  расной армии. ¬ 1931 году он возглавил ”правление механизации и моторизации –  ј, но вскоре погиб в авиационной катастрофе. ≈го им€ присвоили первой механизированной бригаде  расной јрмии, развернутой затем в механизированный корпус ћосковского военного округа.

ѕольские войска, перешедшие к позиционной войне, в начале июл€ 1920 года силами 5Цй пехотной дивизии оборон€ли перешеек между озерами ƒолгое и —в€да в районе железной дороги ѕолоцк Ч ћолодечно. “ри р€да окопов с заграждени€ми из колючей проволоки, опорные пункты, прикрытые артиллерией, пристрел€вшей все подступы к позици€м.

¬ боевом соприкосновении с противником находились части 33Цй стрелковой дивизии, занимавшие окопы на восточном берегу мелкого, но болотистого ручь€ на участке [157] шириной около одного километра. ¬се попытки прорвать оборону польских войск закончились неудачей, несмотр€ на большие потери. Ќа 4 июл€ была намечена очередна€ атака польских позиций.

Ќо в этот раз на усиление пехоты прибыли бронепоезд є 8, 2Цй танковый отр€д и 14Цй автоброневой отр€д. «адача им была поставлена следующа€: 8Цму бронепоезду Ч к 3.45 выдвинутьс€ на открытую позицию и поддержать артиллерийским огнем танковую атаку; 2Цму танковому отр€ду Ч прорвать укрепленную полосу между озерами ƒолгое и —в€да, начав атаку в 4.00; 14Цму автоброневому отр€ду Ч атаковать противника вдоль дороги, содейству€ развитию успеха и преследовани€ совместно с конницей 33Цй стрелковой дивизии.

 омандир бронепоезда  алиновский выбрал закрытую огневую позицию в районе железнодорожной станции «€бки, организовав наблюдательный пункт дл€ корректировки огн€ на водонапорной башне. Ѕыла намечена и открыта€ огнева€ позици€ близ окопов красной пехоты.

¬ ночь на 4 июл€ была проведена небольша€ артиллерийска€ подготовка, и бронепоезд под прикрытием тумана вышел со станции и двинулс€ к разрушенному мосту через реку јута. ќбнаружив его выдвижение, пол€ки немедленно открыли артиллерийский огонь. Ѕронепоезд, в свою очередь, ответил тем же, маневриру€ со скоростью 15Ц20 км/час на участке пути от будки до моста.
Murzilka_Inc—хема действий бронегруппы  расной јрмии под ѕолоцком

ѕока все внимание пол€ков было привлечено к бронепоезду, в атаку двинулись все имевшиес€ в отр€де три танка Ђ–икардої (трофейные английские машины ћкV). ƒвига€сь со скоростью всего 5 км/час, они подошли к линии фронта и развернулись в боевую линию. ќткрыв огонь из пушек и пулеметов (на каждом танке имелось две 57Цмм пушки и четыре пулемета), обрыва€ заграждени€ из колючей проволоки, танки со страшным грохотом двинулись к польским окопам.

ѕольские артиллеристы, которые увлеклись дуэлью с бронепоездом, неожиданно дл€ себ€ обнаружили по€вление новых целей на поле бо€. „асть орудий немедленно перенесла огонь на двигавшиес€ танки противника, стрем€сь не допустить их прорыва к первой линии обороны. [159]

ќднако бронепоезд своим огнем не давал возможности сосредоточитьс€ на борьбе с танками. ¬ итоге пол€кам все же удалось подбить два танка, и до третьей линии окопов добралась только одна машина. Ѕронепоезду тоже досталось: он получил повреждени€ (в него попало три снар€да), но сохранил боеспособность и участвовал в последующих бо€х.

ќборонительные рубежи 5Цй польской дивизии в результате танковой атаки были прорваны. ѕреследу€ отступающего противника, по дороге двинулись броневики 14Цго отр€да и конница 33Цй дивизии. [160]

Ѕронепоезд Ђ»мени –аскольниковаї не смог прин€ть участи€ в этом преследовании, поскольку железнодорожный мост через реку был разрушен. Ќе име€ возможности быстро восстановить его, команда бронепоезда вела огонь по отступающим пол€кам до предельных дистанций.

Ётот бой длилс€ всего около часа. Ѕлагодар€ хорошо организованному взаимодействию различных бронированных машин, среди которых не последнюю роль сыграли действи€ команды бронепоезда, оборонительный рубеж, создававшийс€ в течение мес€ца, был прорван.

“от же бронепоезд є 8 имени –аскольникова отличилс€ в бо€х в районе Ѕеловежской пущи. «десь, в конце июл€ 1920 года части  расной јрмии, наступа€ вдоль железной дороги ¬олковыск Ч —едлец, зан€ли город Ѕельск и подошли к переправам через реку Ќурец.

—плошную линию фронта раздел€ла Ѕеловежска€ пуща, труднопроходима€ дл€ крупных воинских частей из Ч за почти полного отсутстви€ дорог. ƒл€ прикрыти€ левого фланга красных войск, наступавших на —едлец, был задействован бронепоезд є 8. 29 июл€ он зан€л позицию у станции √айновка, получив информацию от разведки о том, что через пущу в направлении железной дороги движетс€ моторизованный отр€д противника Ч пехота на грузовиках.

¬идимо не име€ сведений о местонахождении красноармейских отр€дов, пол€ки двигались без соблюдени€ элементарных мер предосторожности. Ќе было ни разведки, ни охранени€. Ёто обсто€тельство стало роковым дл€ многих польских солдат.

¬незапный артиллерийский и пулеметный огонь с бронепоезда рассе€л колонну, нанес большие потери. –азгром польского отр€да довершили действи€ десантного отр€да. Ѕыли захвачены пленные, пулеметы и три грузовика.

Ќо не всегда действи€ бронепоездов  расной јрмии были столь успешными. ¬ бо€х они тоже несли потери.

ѕосле разгрома советских войск под командованием “ухачевского в сражении под ¬аршавой, началось паническое отступление частей «ападного фронта на восток. Ѕронепоезда вели арьегардные бои, прикрыва€ отход основных сил, потер€вших способность и волю к сопротивлению. [161]

ѕриведем здесь отрывок из отчета о боевых действи€х красного бронепоезда є 56, прикрывавшего отход частей  расной армии на ”краине: Ђѕроникший через наше расположение кавалерийский отр€д противника поставил своей целью разрушить тыл нашей армии. —осредоточив свои силы на южной и юго Ч западной окраинах м. »скорость, непри€тель энергичным ударом сбил нашу 174Цю бригаду 58Цй дивизии, овладел м. »скорость и атаковал станцию  оростень.
Murzilka_Inc—хема бо€ у Ѕеловежской пущи. 29 июл€ 1920 г.

ѕрикрыва€ отступление наших частей, бронепоезд должен был вести бой с противником. ѕроизвод€ неоднократные контратаки, он удерживал станцию. ќднако обходна€ группа противника, направивша€с€ на деревни ’отиновка, Ќоваки и зан€вша€ их, принудила бронепоезд отступить.

ѕодойд€ к мосту на реке —ин€вка, что в семи Ч восьми верстах юго Ч восточнее  оростен€, он был встречен артиллерийским огнем с тыла, из деревни Ќоваки, и наткнулс€ на сброшенный противником с рельсов маневренный паровоз, доставл€вший огнеприпасы в  оростень. «ав€залс€ бой.

÷епь пол€ков, залегша€ по опушке деревень Ќоваки Ч ’отиновка, развив сильный ружейный и пулеметный огонь [162] по бронепоезду, не давала возможности высадить людей дл€ освобождени€ пути от заградившего его сброшенного паровоза.

ќдновременно с северо Ч западной и юго Ч восточной сторон деревни Ќоваки, отделились сильные кавалерийские отр€ды противника с целью оцепить бронепоезд. —еверозападный отр€д, сабель в 300, три раза группировалс€, получа€ задани€ атаковать бронепоезд, но каждый раз ураганным огнем последнего рассеивалс€.

¬ то же врем€ метким огнем бронепоезд принудил непри€тельскую цепь отойти в глубь деревни, сбил артиллерийского наблюдател€ и заставил замолчать и переменить позицию батареи. ¬оспользовавшись относительным ослаблением огн€, часть команды бронепоезда высадилась и приступила к работе по очистке пути.

Ќе име€ специальных ремонтных инструментов, пользу€сь только путевым инструментом, дружными усили€ми команда часа через два подн€ла паровоз, исправила кое Ч как путь, и бронепоезд двинулс€ дальше.

ѕол€ки, взбешенные стойкостью бронепоезда и пораженные столь удачным устранением преп€тстви€, открыли ураганный артиллерийский, пулеметный и ружейный огонь почти в упор, решив во что бы то ни стало сбить бронепоезд. –азвив огонь, бронепоезд сумел, однако, миновать опасный участок, сбросив по пути еще несколько шпал, положенных пол€ками.

¬ результате бо€ оказались расстрел€нными около 600 снар€дов и до 8000 патронов; бронепоезд получил две пробоины, потер€в 5 раненными и одного убитым. ѕотери противника, по сведени€м кресть€н, значительны. „исленность же противника в деревн€х Ќоваки Ч ’отиновка, по тем же сведени€м, 2000 кавалеристов при 8 оруди€хї.

¬ конце сент€бр€ 1920 года 57Ц€ стрелкова€ и 17Ц€ кавалерийска€ дивизии отбивались от наседавших польских войск на западных подступах к ѕинску. »х действи€ поддерживали два уцелевших в предыдущих бо€х бронепоезда Ч є 29 и 101.

ѕольское наступление развивалось очень быстро. ѕоэтому днем 26 сент€бр€ командиры бронепоездов получили распор€жение начальника бронечастей 4Цй армии: прибыть [163] на станцию ѕинск дл€ помощи стрелковым соединени€м. ѕосле этого св€зь прервалась, и восстановить ее уже не удалось.
Murzilka_Inc—хема участка, где погибли бронепоезда є 29 и є 101

 омандир бронепоезда є 101 запросил штаб дивизии о разрешении сн€тьс€ с боевого участка, но получил отказ. 29Цй бронепоезд двинулс€ к ѕинску. ¬осстановив испорченный железнодорожный путь, у станции ћолотковичи бронепоезд был обстрел€н прорвавшимис€ польскими войсками и вынужден был отойти на станцию ёхновичи, потер€в св€зь со всеми соседними част€ми и командованием. Ёто было окружение.

27 сент€бр€ командиры бронепоездов, посовещавшись, решили прорыватьс€ к ѕинску. ¬осстановив под огнем польской артиллерии разрушенный в нескольких местах железнодорожный путь, бронепоезда к рассвету 28 сент€бр€ подошли к мосту у станции ћолотковичи, который тоже оказалс€ разрушенным. ќтремонтировать его помешали подошедшие польские части, сразу же открывшие огонь [164] по бронепоездам. ѕопытка контратаковать противника, предприн€та€ остатками 17Цй кавалерийской дивизии при поддержке бронепоездов, провалилась с большими потер€ми дл€ конницы.

ќказавшись в западне Ч железнодорожный путь восточнее и западнее местонахождени€ бронепоездов был разрушен, св€зь с командованием потер€на Ч их командиры прин€ли решение взорвать бронепоезда и в пешем строю прорыватьс€ к своим.

¬ечером 28 сент€бр€ на станции ёхновичи оба красных бронепоезда є 29 и є 101, были взорваны своими командами. ѕозже вы€снилось, что ѕинск был захвачен неожиданным налетом польской кавалерии еще 26 сент€бр€.

¬ силу причин, о которых речь шла выше, бронепоезда частенько оказывались в окружении и на других фронтах кровавой войны.

¬ апреле 1920 года в составе 14Цй армии, сражавшейс€ с пол€ками на ”краине, находились две бригады галицийских стрелков, созданных на базе бывшей √алицийской армии (перешла на сторону  расной јрмии весной 1920 года). ќсобого довери€ к ним у командовани€  расной јрмии не было, поэтому одной из бригад был придан бронепоезд є 90 Ђ»мени товарища јл€бьеваї.

ѕодозрени€ не были напрасными. 23 апрел€ галицийские бригады подн€ли м€теж.  омандир бронепоезда, патрулировавшего участок железной дороги от станции Ѕар до  опай Ч √орода, потер€в св€зь с част€ми на фронте, решил отойти на станцию Ѕар и доложить командованию 60Цй стрелковой дивизии о подозрительном поведении частей и штаба галицийской бригады.

Ќо команду бронепоезда поджидал сюрприз: захваченный по дороге путевой сторож, пытавшийс€ при по€влении бронепоезда, скрытьс€, рассказал, что штаб бригады ушел в лес, железнодорожный путь впереди на прот€жении 300 метров разобран, рельсы разбросаны, а в кустах в засаде наход€тс€ пушки и пулеметы. ќценив обстановку, командир приказал продолжить движение в сторону Ѕар.

” разрушенного участка пути бронепоезд пришлось остановить.  омандир бригады вызвал к себе командира бронепоезда яковлева и потребовал от него сдатьс€, угрожа€ в [165] противном случае открыть огонь из пушек. яковлев, дл€ видимости согласилс€ выполнить требовани€, и попросил разрешени€ вернутьс€ на бронепоезд, чтобы передать команде распор€жение о сдаче.

ќказавшись на борту бронепоезда, яковлев тут же отдал приказ открыть огонь по противнику, рассе€в пехоту, попытавшуюс€ атаковать состав. ќтветный огонь галицийцев успеха не имел Ч в тендер бронепоезда попал один снар€д. ј после гибели командира бригады, ее остатки скрылись в лесу.

”ничтожив засаду, команда бронепоезда восстановила железнодорожный путь и отправилась на станцию Ѕар. —ообщив об измене, бронепоезд Ђ»мени товарища јл€бьеваї снова отправилс€ на  опай Ч √ород дл€ подавлени€ м€тежа.

¬о врем€ отступлени€ частей  расной армии из Ч под ¬аршавы, бронепоезда вели сдерживающие действи€ против польских войск. ќ том, что происходило в этот период на фронте, лучше расскажет документ Ч наградной лист на команду бронепоезда с громким названием Ч Ђ√розный мститель за погибших коммунаровї є 51.

≈стественно, что здесь героические подвиги изр€дно преувеличены Ч после т€желого поражени€ нужно было любой ценой подн€ть боевой дух красноармейцев, воодушевить их примером из фронтовой жизни. ƒл€ этого, как нельз€ кстати, подвернулс€ Ђ√розный мстительї.

»так, Ђ9 окт€бр€ 1920 года, наход€сь в распор€жении начдива 58 на участке  оростень Ч ќлевск, бронепоезд был отрезан противником, зан€вшим м.  оростень. Ќесмотр€ на сожженные по всем направлени€м железнодорожные мосты и наличие других преп€тствий к выходу, бронепоезд вышел на ст.  оростень с целью вы€снить создавшуюс€ обстановку.

¬ысланной по прибытии на станцию разведкой было установлено, что м.  оростень зан€то пол€ками. ¬ы€снив это, бронепоезд отошел на ст. Ѕелокоровичи из Ч за позднего времени, но с утра отправилс€ снова в том же направлении, име€ приказание начдива прорватьс€ на ст. ќвруч.

¬ыслав разведку, бронепоезд прибыл на станцию  оростень Ч ѕодольск, где мост в двадцать саженей длиной был также сожжен. Ёнергично вз€вшись за работу, команда быстро [166] сн€ла старые горелые клетки и заменила новыми, и, таким образом, через четыре часа мост был готов дл€ прохода бронепоезда на станцию ќвруч.

ѕрорыв бронепоезда, несмотр€ на все преграды, и произведенна€ им глубока€ разведка от Ѕелокорович до  оростен€ в сильной степени способствовали зан€тию  оростен€ красными войскамиї.

ѕохожий случай произошел на уральском фронте в апреле 1919 года. ¬оспользовавшись переброской с этого участка фронта в —амару 25Цй стрелковой дивизии всенародно известного ¬асили€ »вановича „апаева, части белой армии перешли в наступление и окружили в ”ральске 22Цю стрелковую дивизию.

Ќа выручку окруженным войскам был направлен бронепоезд є 61. ” станции ƒеркул, только что захваченной казаками, дорогу преградил сожженный п€тиметровый мост.  оманда приступила к его восстановлению, укладыва€ шпальную клетку. ¬ этот момент у состава разорвались снар€ды, а в тылу у себ€ командир бронепоезда заметил дым от пожара. Ќачав отход, команда бронепоезда сделала печальное открытие: казаки подожгли мост на пути отхода.
Murzilka_Inc—хема боев у ћолодечно. »юль 1919 г.

ѕо бронепоезду открыли огонь оруди€, и он стал подвергатьс€ атакам казаков. ћаневриру€ на участке пути от моста сгоревшего до моста догорающего, бронепоезд вел ответный огонь. ћинут через 40 после начала бо€ снар€д попал в бронепаровоз, вывед€ его из стро€. » тут внезапно прекратилс€ артиллерийский обстрел (у казаков просто кончились снар€ды).  омандир бронепоезда ”стинов тоже приказал прекратить огонь.

Ќад полем бо€ воцарилась тишина, нарушенна€ перешедшими в атаку со всех сторон, казаками (их командир решил, что у команды бронепоезда тоже кончились боеприпасы и отдал приказ о начале самоубийственной атаки). ѕодпустив всадников на дистанцию 600Ц800 метров, команда бронепоезда встретила их шрапнелью и пулеметным огнем на оба борта. “олько небольшой части, из атаковавших бронепоезд 600 казаков, удалось скрытьс€. ѕосле отражени€ атаки, вед€ предупредительный огонь, команда сумела восстановить мост.
Murzilka_Incѕольский бронепоезд ЂZygmunt Powstaniecї в период советско Ч польской войны. 1920 г.

ѕосыльные сумели добратьс€ до станции Ўипово и оттуда подошел черный паровоз, который и отбуксировал бронепоезд. — этим же паровозом бронепоезд вновь отправилс€ к ƒеркулу, по дороге восстановив второй разрушенный мост. Ќе ожидавшие быстрого возвращени€ поврежденного бронепоезда, казаки оставили ƒер кул.

¬ начале июл€ 1919 года после сосредоточени€ в Ѕелоруссии польской армии √аллера, боевые действи€ на западном фронте активизировались. ќтход€ под ударами польских войск, части 17Цй стрелковой дивизии, вышли к ћолодечно. 2 июл€ началась эвакуаци€ ћолодечно, где скопилось 600 вагонов с различным имуществом, штабы и тыловые учреждени€ дивизии. [168]

ќтправившийс€ на ћинск поезд –евтрибунала дивизии на станции ќлехновичи был захвачен и разгромлен польской кавалерией, прорвавшейс€ к станции. ∆елезнодорожное сообщение с ћинском оказалось перерезанным.  омандир дивизии срочно отправил бронепоезд є 15 с десантом со станции ћолодечно, приказав выбить противника со станции ќлехновичи и восстановить железнодорожное сообщение.

«адача оказалс€ довольно легкой: пол€ки, не име€ артиллерийских орудий, практически без бо€ отошли к √ородку. ¬осстановив два моста, испорченные пол€ками, и высадив десант дл€ обороны рубежа севернее ќлехновичи, команда бронепоезда установила св€зь с ћинском. ѕосле этого эвакуаци€ из ћолодечно продолжалась бесперебойно.

¬ подобные ситуации попадали и бронепоезда противников  расной јрмии. ¬ но€бре 1919 года  расна€ јрми€, развива€ успех, достигнутый под ќрлом, преследовала отступающие части армии ƒеникина.  авалерийска€ дивизи€ червонного казачества под командованием ѕримакова, прорвав фронт, в ходе рейда по тылам ƒеникина захватила станцию Ћьгов. ƒл€ защиты от белогвардейских бронепоездов были разрушены мосты перед входными семафорами.
Murzilka_Inc—хема боевых действий у Ћьгова. Ќо€брь 1919 г.

¬ ночь на 16 но€бр€ станци€ была атакована част€ми ƒроздовской дивизии, отходившей к югу. јртиллерийским и пулеметным огнем атака была отбита. ¬о врем€ бо€ отр€д красной конницы вышел на разъезд в 10 километрах восточнее станции Ћьгов и взорвал там мост. ¬ результате на небольшом участке железной дороги были отрезаны п€ть бронепоездов ƒобровольческой јрмии.

 оманды бронепоездов, не име€ св€зи с командованием и соседними част€ми, решили ночью, во врем€ бурана, прорватьс€ к своим, бросив бронепоезда. Ёта попытка закончилась печально Ч больша€ часть беглецов была порублена в ночном бою.

 авалеристы ѕримакова захватили брошенные бронепоезда. ќдин из них Ч Ђ√енерал ƒроздовскийї оказалс€ практически исправным. ≈го переименовали в Ђ„ервонный казакї и в дальнейшем использовали в бо€х против бывших владельцев.

Ќа пути к —евастополю

Ћетом и осенью 1920 года ареной ожесточенных боев стали таврийские степи. –усска€ јрми€ барона ¬рангел€ старалась вырватьс€ из  рыма на оперативный простор, а красные войска любой ценой пытались удержать их в крымской мышеловке. — обеих сторон в ожесточенных бо€х на степных просторах активно примен€лись и бронепоезда. [170]

Ѕронепоезда ƒобровольческой армии играли активную роль в период отхода ее войск на  рымский полуостров зимой 1919Ц1920 годов. ¬ это врем€ 3Цй армейский корпус генерала —лащева, огрыза€сь, медленно отползал из района ≈катеринослава на  рым.  омандованием ¬ооруженных сил ёга –оссии ему была поставлена задача, во что бы то ни стало, удержать —еверную “аврию и  рым.

Ёто был последний рубеж. ќтдать его красным означало окончательно проиграть войну. —итуаци€ усложн€лось еще и тем, что силы —лащева были весьма ограничены: две с небольшим тыс€чи штыков, чуть больше тыс€чи шашек, 32 оруди€, три танка и три бронепоезда.

”читыва€, что красные имеют огромное превосходство в силах, —лащев решил оборон€ть только  рымский полуостров, поскольку понимал всю бесперспективность попыток удержать —еверную “аврию.

ѕри отходе из ≈катеринослава одна из его бригад шла через Ќиколаев и ’ерсон. ќднако к началу €нвар€ 1920 года части —лащева были оттеснены 13Цй советской армией от ћелитопол€, и возникла реальна€ угроза того, что бригада будет отрезана и не попадет в  рым. Ќадо было ее спасать.

—тара€сь выиграть столь драгоценное дл€ него врем€, —лащев 13 €нвар€ выдвинул к станции Ќово Ч јлексеевка сводный отр€д, в который вошли батальон пехоты, конница, три танка типа Ђ”ипеттї и три бронепоезда.  омандир отр€да получил приказ атаковать красноармейские части у Ќово Ч јлексеевки и, насколько возможно, задержать их дальнейшее продвижение.

√лавна€ ставка делалась на танки и бронепоезда, так как пехоты было очень мало. ¬озникший бой носил скорее демонстративный характер, поскольку главным дл€ отр€да было сковать на какое Ч то врем€ части 13Цй армии и отвлечь их внимание от приближающейс€ со стороны ’ерсона бригады.

Ќемногочисленна€ пехота отр€да добровольцев врем€ от времени лишь обозначала наступление. “анки, пользу€сь своей сравнительной неу€звимостью и танкобо€знью красноармейцев, под прикрытием огн€ трех бронепоездов, курсировавших в районе —альково, произвели несколько демонстративных атак на Ќово Ч јлексеевку, сопровождавшихс€ конными атаками на флангах.
Murzilka_Inc—хема действий бронепоездов ƒобровольческой армии при отходе в  рым

 ак видим, командование отр€да довольно успешно пыталось организовать на поле бо€ взаимодействие разнородных сил и средств Ч пехоты, кавалерии, танков и бронепоездов. Ќово Ч јлексеевка несколько раз переходила из рук в руки.

”спехи малочисленного отр€да добровольцев не на шутку встревожили штаб 13Цй советской армии. Ќа помощь красным част€м у Ќово Ч јлексеевки были срочно переброшены войска с ѕерекопского направлени€, что было на руку генералу —лащеву.

¬оспользовавшись переполохом в стане красных войск, бригада 3Цго армейского корпуса успела проскочить к деревне ѕреображенка, а оттуда далее на  рым. —водный отр€д, получив сообщение об этом, и счита€ свою задачу выполненной, тоже отошел в  рым.

  апрелю 1920 года в  рыму были сосредоточены последние оставшиес€ в строю бронепоезда ƒобровольческой армии, общим числом двенадцать Ч Ђ√енерал јлексеев [172]ї, Ђ—евастополецї, Ђ≈дина€ –осси€ї, Ђќфицерї, Ђ√еоргий ѕобедоносецї, Ђ√розныйї, Ђƒмитрий ƒонскойї, Ђ¬олкї, Ђ»оанн  алитаї, Ђƒроздовецї, Ђ—олдатї, Ђћоскваї. ¬се они были сведены в четыре бронепоездных дивизиона.

Ёпицентром драматических событий летом 1920 года стал  аховский плацдарм, захваченный врангелевцами на левом берегу ƒнепра в ходе наступлени€, предприн€того 6 июн€ 1920 года. Ѕои на нем шли с августа по окт€брь. ¬рангель широко использовал здесь бронетехнику Ч танки, бронеавтомобили и бронепоезда, пыта€сь организовать их взаимодействие на поле бо€.

Ёта операци€ интересна еще и тем, что в ней белогвардейские войска предприн€ли попытку массированного (если этот термин подходит к нескольким дес€ткам бронированных машин) применени€ танков дл€ прорыва вражеской обороны. ѕо обычаю того времени, танки тоже имели личные имена Ч Ђ«а –усь —в€туюї, Ђ утузовї, Ђ≈рмакї, Ђ√енерал —кобелевї, Ђ—тепн€кї и так далее. ћногие из них были тезками бронепоездов.

Ќо первый блин, как водитс€, вышел комом. ѕримитивность конструкции, слабое бронирование и вооружение не позволили добитьс€ желаемых результатов. “анковые атаки заканчивались большими потер€ми и не давали ожидаемого эффекта.

–€дом с неуклюжими танками по стальным рельсам ходили в атаки их старшие брать€ Ч бронепоезда. –овна€ местность, отличный обзор, создавали идеальные услови€ дл€ боевой работы бронепоездов.

Ќасто€ща€ дуэль красного и белого бронепоездов произошла в июле 1920 года в районе  онстантиновки. Ѕронепоезд армии ¬рангел€ Ђ»оанн  алитаї вышел со станции Ѕельманка и со средней скоростью пошел на север к позици€м красноармейских частей. Ћобовое орудие, имевшее ограниченный угол обстрела, было направлено вдоль пути.

—тоило бронепоезду остановитьс€ у сторожевой будки є 1, как вблизи него, на перекрестке дорог внезапно разорвалась артиллерийска€ граната. Ќа бронеплощадки обрушились осколки и куски земли, вырванные взрывом. [173]

 оманда бронепоезда немедленно открыла ответный огонь из лобового оруди€ без наводки (хот€ противника еще не видела), поскольку железнодорожный путь на прот€жении нескольких километров был совершенно пр€мой.

Ќаход€сь под огнем пушек противника, Ђ»оанн  алитаї двинулс€ вперед. „ерез несколько минут бронепоезд красных, сто€щий на месте, оказалс€ в поле зрени€ команды. “еперь судьба поездов и команды была в руках артиллеристов, соревновавшихс€ в точности и скорости стрельбы. —чет в артиллерийской дуэли первыми открыли артиллеристы Ђ»оанна  алитыї, с дистанции п€тисот метров попавшие в лобовую бронеплощадку красного бронепоезда.

Ќесмотр€ на попадание и вызванные им повреждени€, лобовое орудие красных продолжало вести ответный огонь и вскоре серьезно повредило командирскую рубку Ђ»оанна  алитыї. “олько после второго попадани€ артиллеристов Ђ алитыї в бронеплощадку, большевистский бронепоезд быстро отошел на север, не рискнув дальше испытывать судьбу.

Ќа следующий день, около шести часов утра, когда Ђ»оанн  алитаї находилс€ к западу от ћихайловки, из выемки [174] у сторожевой будки є 3 неожиданно вновь показалс€ бронепоезд красных. „ерез несколько секунд Ђ»оанн  алитаї уже оказалс€ под огнем двух 122Цмм гаубиц противника. ѕротивопоставить ему он смог одну 76Цмм пушку.
Murzilka_Inc
“анки ƒобровольческой армии на железнодорожных платформах

ѕопадание во вторую бронеплощадку, оторвавшее почти половину борта, заставило командира Ђ»оанна  алитыї капитана Ќоренберга дать приказ полным ходом отходить к исходному положению. Ќа кривой железнодорожного полотна бронепоезд получил наконец возможность вести ответный огонь из четырех орудий по правому борту.

ѕосле двух залпов артиллеристов Ђ алитыї преследующий бронепоезд, находившийс€ у будки є 1, получил попадание в бронепаровоз и с трудом, но все же довольно быстро, отошел на север, продолжа€ вести заградительный огонь.

  началу сент€бр€ 1920 года врангелевцы после прорыва их фронта в районе ¬асильевки силами 2Цй  онной армии, рейдировавшей по направлению к  аховскому плацдарму, перешли к активной обороне, удержива€ ќрл€нск, ћихайловку и ‘ридрихсфельд.

¬ результате упорных кровопролитных боев продвижение 3Цй стрелковой дивизии  расной армии и бригады курсантов, ранее овладевших —келькой и Ѕурчатском, было приостановлено, и фронт прин€л относительно стабильное положение.

¬ районе железной дороги јлександровск (сейчас Ч «апорожье) Ч ћелитополь действовала бронепоездна€ группа 13Цй армии, име€ в своем составе шесть бронепоездов Ч є 18, є 41 Ђ—лавный вождь  расной армии ≈горовї, є 58, є 87 Ђ»мени 3Цго »нтернационалаї, є 88 и Ђјтаман „уркинї. ¬се они использовались дл€ артиллерийской поддержки красной пехоты, вед€ огонь с закрытых позиций.

19 августа 1920 года красноармейцами в бою был захвачен бронепоезд армии ¬рангел€. ѕроизошло это так. ћарковска€ дивизи€ под давлением 3Цй стрелковой дивизии отходила на юг вдоль железной дороги  арачекрак Ч Ѕурчатск. —евернее разъезда „акрак, прикрыва€ отход, действовали бронепоезда врангелевской армии. ƒл€ защиты себ€ от бронепоездной группы красных, зан€вшей станцию [175] ѕопово, их команды разрушили железнодорожный мост у ¬асильевки.

”тром 19 августа 21Цй стрелковый полк  расной јрмии прорвалс€ к железной дороге, по которой двигалс€ вражеский бронепоезд. ѕомощник командира полка √ринев, заметив приближение бронепоезда, подпустил его поближе и сунув под рельсы несколько ручных фанат, подорвал рельсы.

 онтрольные платформы бронепоезда загромоздили путь, бронеплощадка сошла с рельс одной тележкой. Ќеожиданна€ авари€, внезапный огонь, взрыв гранат, ошеломили команду бронепоезда, и она оставила бронеплощадки, обратившись в бегство. —ами того не жела€, красноармейцам помогли врангелевские артиллеристы, сосредоточив шрапнельный огонь по месту катастрофы. Ѕронепоезд стал трофеем  расной јрмии.

Ќесли потери части –усской армии и в последующих бо€х. ” станции —окологорное 19 окт€бр€ 1920 года были разбиты и оставлены при отходе легкие бронепоезда Ђ√енерал јлексеевї, под командованием полковника Ўамова и Ђƒроздовецї капитана –ипке.

Ђ√енерал јлексеевї прошел славный боевой путь в р€дах. ќн был первым бронепоездом в р€дах ƒобровольческой армии, созданным 1 июл€ 1918 года на станции “ихорецка€ из захваченных красноармейских бронеплощадок. ѕервоначально он именовалс€ весьма неприт€зательно Ч 1Цй бронированный поезд, а в но€бре восемнадцатого года получил им€ генерала јлексеева.

ƒоставалось и красным бронепоездам. “олько за один день, 2 окт€бр€ 1920 года, в районе —лавгорода были уничтожены несколько бронепоездов ёжной группы войск Ч є 18 Ђ≈рмак “имофеевичї, є 41 Ђ—лавный вождь  расной јрмии ≈горовї, є 59 Ђ»мени —вердловаї и Ђјтаман „уркинї.

¬ бо€х на каховском плацдарме 19 бронепоездам ¬рангел€ противосто€ли 17 ёжного фронта. ѕри штурме ѕерекопа красноармейскими част€ми соотношение уже изменилось Ч 17 бронепоездов ‘рунзе против 14 врангелевских.

¬ середине окт€бр€ бронечасти армии генерала ¬рангел€ понесли серьезные потери. 17 окт€бр€ у ћелитопол€, на [176] железнодорожной линии ћелитополь Ч јлександровск в бою были разбиты бронепоезда Ђ—евастополецї, которым командовал полковник ¬.ј. ёрьев, и Ђ—олдатї, прикрывавшие отход войск из —еверной “аврии.

Ќасто€щее сражение с активным участием бронепоездов, в результате которого част€м  расной јрмии удалось форсировать —иваш и ворватьс€ на  рымский полуостров, произошло 25Ц27 окт€бр€ 1920 года у —ивашской дамбы.

ƒва красных бронепоезда Ч є 4 Ђ оммунарї и є 85 со станции —альково огнем своей артиллерии пытались разрушить укреплени€ врангелевской армии на ѕерекопе. ќсоба€ роль при этом отводилась второму.
Murzilka_Inc
Ѕронепаровоз бронепоезда є 41 Ђ—лавный вождь  расной јрмии ≈горовї

Ќовейший т€желый бронепоезд є 85, построенный в 1920 году на —ормовском заводе с учетом опыта предыдущих боев, был вооружен крепостными дальнобойными восьмидюймовыми пушками, установленными на специальных многоосных платформах.

≈му также был придан десантный отр€д, состо€щий из пехоты, кавалерии и броневиков. ƒл€ разведки и корректировки артиллерийского огн€ он имел авиационный и воздухоплавательный отр€ды. ѕо сути дела, на фронте действовала мощна€ штурмова€ группа, основой которой был бронепоезд.
Murzilka_Inc
Ѕронеплощадка бронепоезда є 85

ƒнем 25 окт€бр€ врангелевский бронепоезд Ђ»оанн  алитаї, действу€ в арьегарде отход€щих войск, отошел на три километра к югу от станции —иваш, взорвав при этом мост через залив. ƒесантный отр€д с бронепоезда в составе взвода пехоты и двух пулеметов был оставлен на южной стороне моста, при этом не ни на минуту не прекращалс€ артиллерийский бой с подходившими красными войсками.
Murzilka_Inc—хема боев у —иваша. ќкт€брь 1920 г.

¬ восемь часов вечера два других легких бронепоезда дивизиона Ч Ђƒмитрий ƒонскойї и Ђќфицерї Ч отошли на станцию “аганаш, а Ђ»оанн  алитаї, обладавший мощной артиллерией, осталс€ на охране дамбы.

”тро 26 окт€бр€ началось с воздушного налета, правда, не очень удачного дл€ большевиков. Ќа высоте 200 метров по направлению к станции “аганаш пролетел красноармейский аэроплан и сбросил около 30 килограмм бомб, не причинив ущерба оборон€вшимс€ солдатам –усской армии. [178]

¬ одиннадцать часов утра красные открыли мощный артиллерийский огонь по позици€м врангелевцев. ќдновременно к —ивашу начали выдвигатьс€ колонны пехоты, двигавшиес€ со стороны √еоргиевки.

ѕеред наступлением темноты Ђƒмитрий ƒонскойї сменил на боевой позиции Ђ»оанна  алитуї, который отошел к огневым позици€м 280Цмм орудий. “ребовалось пополнить боезапас, привести в пор€док материальную часть. Ђќфицерї встал восточнее батареи т€желых 180Цмм орудий, готов€сь к отражению вражеской атаки.

  полуночи внезапной атакой красные сбили охран€вшие взорванный мост части и стали быстро продвигатьс€ по дамбе к югу. јртиллерийские оруди€, сто€вшие у южного конца дамбы, открыли по наступающим кинжальный картечный огонь. [179]

ќгонь артиллерийских батарей вскоре поддержали бронепоезда. Ђƒмитрий ƒонскойї и Ђ»оанн  алитаї шквальным огнем своих пушек и пулеметов смели с дамбы красноармейцев, сорвав успешно начатое наступление.
Murzilka_IncЌо через час последовала нова€ атака. јтакующие полки  расной армии несли огромные потери Ч вс€ дамба была завалена трупами красноармейцев. ƒаже бронепоезда большевиков не могли продвигатьс€ вперед, и их командам, нар€ду с ремонтом железнодорожного полотна, пришлось зан€тьс€ уборкой тел убитых с железнодорожного пути. Ћишь к трем часам ночи удалось очистить путь.

 омандование  расной армии не считалось с потер€ми. Ќесмотр€ на гибель тыс€ч красноармейцев, в бой бросались все новые и новые полки. Ќа дамбе уже громоздились горы трупов, вода в —иваше стала розового цвета, а бой все продолжалс€.   утру поредевшие отр€ды врангелевцев не выдержали натиска.

ѕонес€ громадные потери, красные войска по трупам своих товарищей ворвались в  рым через „онгар. јртиллерийские батареи –усской армии, расположенные на берегу залива, не успели отойти, и были захвачены наступающими. ѕо участку, еще зан€тому бронепоездами, пытались [180] спастись остатки ‘еодосийского полка, наде€сь на огневое прикрытие с их стороны.

Ђќфицерї отошел в “аганаш дл€ охраны железнодорожного вокзала. «десь, на станции, команда Ђќфицераї прин€ла свой последний бой. ѕрорвавшиес€ красноармейцы уничтожили €ростно отбивавшийс€ бронепоезд и перебили его команду. ѕленных не брали. ” гражданской войны были свои законы.

ƒва оставшихс€ бронепоезда, курсиру€ на участке пути длиной около шести километров, пытались огнем орудий и пулеметов сдержать натиск противника и дать возможность отойти своей пехоте.

ќколо 10 часов утра раздалс€ сильный взрыв: артиллерийским огнем красных был подбит и получил серьезные повреждени€ бронепоезд Ђƒмитрий ƒонскойї.  оманда Ђ»оанна  алитыї тут же поспешила на помощь своим товарищам, огнем пушек и пулеметов отбросив противника и забрала на борт остатки команды разбитого бронепоезда.

ќборонительное сражение –усской армией было безнадежно проиграно. Ќа степных просторах  рыма остановить прорвавшуюс€ конницу красных уже было невозможно, и на долю оставшихс€ бронепоездов ¬рангел€ выпало прикрывать отход своих войск и посадку на корабли. Ёто был конец белого движени€ в европейской части –оссии.

∆елезнодорожные станции приморских городов  рыма стали кладбищем оставшихс€ бронепоездов Ѕелой гвардии. »х команды ломали и крушили все, что могли, выбрасывали замки артиллерийских орудий, поджигали составы и уходили на корабли или разбегались, наде€сь спастись. Ќо не всем это удалось.


Murzilka_Inc




 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть I€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть II€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть III€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть IV€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть V€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть VI€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть VII€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть VIII€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть IX€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть X€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть XI€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть XII€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть XIII€

ѕонравилось: 1 пользователю

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку