-‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии ѕоездочки
ѕоездочки
18:29 04.12.2019
‘отографий: 772
ѕосмотреть все фотографии серии ЋытЅыр
ЋытЅыр
07:00 05.11.2019
‘отографий: 684
ѕосмотреть все фотографии серии –олевые игрища.
–олевые игрища.
21:11 21.01.2019
‘отографий: 46

 -¬сегда под рукой

 -я - фотограф

—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.

—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.

 -Ќастольные игры онлайн

ћесто
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
.
ќчки
6805
3399
2845
1315
1020
869
830
729
605
0

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ≈панделин

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 4) попробуй_јссил№ Ћиру_—таврополь „ортова_ƒюжина verbirol

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 23.10.2003
«аписей: 14481
 омментариев: 118442
Ќаписано: 191846


 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть V€ - ¬ооружение

¬оскресенье, 12 »юн€ 2016 г. 18:24 + в цитатник
¬ годы гражданской войны единого стандарта вооружени€ бронепоездов ни в Ѕелой, ни в  расной армии не было. Ќа бронеплощадки устанавливали все, что имелось в данный момент под рукой Ч от легких полевых пушек до корабельных орудий большого калибра, от винтовок до пулеметов. ѕричем подход к вооружению бронепоездов у белых и у красных был практически одинаковым.

 оличество орудий и пулеметов определ€лось, в первую очередь, вместительностью боевых площадок и имеющимис€ услови€ми боевой работы. ќптимально дл€ стандартной четырехосной площадки это были одно Ч два оруди€ среднего калибра (обычно 76 миллиметров) и восемь пулеметов. ћаксимальный вес оруди€ не должен был превышать 1 тонну.

„аще всего, бронепоезда легкого типа, на которые ложилась основна€ нагрузка огневой поддержки войск и ведени€ самосто€тельных действий в полосе железной дороги, имели две двухбашенные бронеплощадки, оснащенные трехдюймовыми оруди€ми образца 1914 года или полевыми скорострельными пушками образца 1902 года.
Murzilka_Inc
Ѕронеплощадка бронепоезда є 98 Ђ—оветска€ –осси€ї

»стори€ использовани€ этих орудий в русской артиллерии берет свое начало в конце дев€тнадцатого века, когда в декабре 1896 года √лавное артиллерийское управление русской армии разработало тактико Ч технические требовани€ к полевой скорострельной пушке калибра 76,2 миллиметра или три дюйма.

¬ конкурсе, проведенном через год после объ€влени€, участвовало 11 образцов артиллерийских орудий, разработанных такими всемирно известными фирмами, как Ђ руппї, ЂЎнейдерї, ЂЎатильон Ч  амантриї, Ђћаксимї, а также русскими заводами Ч ќбуховским, јлександровским, ѕутиловским и другими. ѕобедителем стало орудие ѕутиловского завода, ¬ысочайшим ѕовелением от 9 феврал€ 1900 года, прин€тое на вооружение.

Ќо первые итоги эксплуатации пушки в войсках оказались неутешительными: обнаружилось множество дефектов, в результате чего был объ€влен новый конкурс. 3 марта 1903 года на вооружение была прин€та трехдюймова€ пушка образца 1902 года конструкции все того же ѕутиловского завода.

—корострельность нового оруди€ достигала 10 выстрелов в минуту, дальность стрельбы Ч до 10 километров (эффективна€ Ч 4 километра). ќсновным снар€дом дл€ нее была шрапнель. Ќа дистанции два километра глубина площади разлета пуль шрапнели составл€ла 500 метров, а ширина [92] Ч 20Ц60 метров. ¬ 1908 году на вооружение поступила фугасна€ фаната массой 6,5 килограмм.

  началу первой мировой войны на вооружении русской армии имелось 6714 трехдюймовых орудий образца 1900 и 1902 года. «а годы войны (до 1 €нвар€ 1918 года) было выпушено еще 8529 подобных орудий. »менно эти пушки и стали основным вооружением российских, а потом и польских бронепоездов.

Ўирокому распространению этих орудий на железнодорожных платформах способствовали сравнительно небольша€ боева€ масса, высока€ скорострельность, надежность и простота конструкции. Ќемаловажную роль играло и то, что трехдюймовка была основной артиллерийской системой и белой, и красной армий, что позвол€ло легко решать проблемы обеспечени€ боеприпасами или замены поврежденных орудий.

“€желые бронепоезда вооружались более мощными артиллерийскими оруди€ми калибром от 107 до 152 миллиметров, чаще всего устанавливавшимис€ на открытых платформах и имевших защиту в виде стальных экранов. ѕоскольку эти бронепоезда в основном использовались дл€ артиллерийской поддержки действий легких бронепоездов или контрбатарейной стрельбы, нужды в мощной броневой защите дл€ них не было.

ѕомимо орудий, в башн€х имелись один Ч два пулемета ћаксим. ≈ще два пулемета устанавливалось на каждый борт и один Ч два Ч на тыльные торцы бронеплощадок. ƒл€ борьбы с самолетами противника иногда на открытых площадках устанавливал и на тумбе 40Цмм пушки Ч пулеметы системы ¬иккерса или 105Цмм зенитные оруди€ Ўнейдера.

ќбщее вооружение легкого бронепоезда состо€ло из четырех орудий и 20Цти пулеметов. ƒл€ них, на каждой бронеплощадке, имелс€ боезапас, состо€вший обычно из 200Ц250Цти снар€дов на орудие, и 10Ц14 лент на пулемет.

ѕрин€та€ схема размещени€ вооружени€ обеспечивала поражение любого объекта огнем одного оруди€ и двух пулеметов в лобовом направлении, а в бортовом Ч четырех орудий и двенадцати пулеметов.

ѕоскольку бой бронепоезда с противником чаще всего был скоротечным, требовалась больша€ интенсивность артиллерийско Ч пулеметного огн€. ќднако при этом нужно было не допустить выхода из стро€ материальной части артиллерийских орудий и пулеметов.

ѕоэтому были установлены следующие нормативы скорострельности: дл€ трехдюймовых орудий Ч при одном выстреле каждые 5 секунд Ч ведение огн€ не более 5 минут, выстрел каждые 10 секунд Ч не более 15 минут, интервал 30 секунд Ч до 30 минут. ƒл€ 42Цлинейных орудий и 48Цлинейных гаубиц Ч интервал между выстрелами 30 секунд Ч ведение огн€ не более 5 минут, интервал 1 минута Ч не более получаса.

ѕосле этого полагалось орудие пробанить и, открыв затвор, охладить в течение 10 минут. ƒальность действенного огн€ дл€ легких бронепоездов составл€ла 2Ц3 км (максимальна€ Ч 8Ц10 км), дл€ т€желых Ч 4Ц6 км (максимальна€ Ч 12Ц15 км). ƒальность пулеметного огн€ составл€ла 400Ц1500 метров.
Murzilka_Inc
107Цмм башенные артиллерийские установки

Ќо как это обычно бывает с разнообразными инструкци€ми, в боевой обстановке их чаще всего не соблюдали.  огда речь шла о жизни или смерти, исходе боевой операции, никто не считал количества выстрелов и не прекращал [94] огн€ дл€ охлаждени€, ибо это грозило гибелью и бронепоезда и его команды.

ќсновным видом огн€ бронепоездов была стрельба с открытых позиций пр€мой наводкой. Ќаибольша€ производительность артиллерийского огн€ бронепоезда могла быть достигнута в обстановке, допускающей огневой налет, то есть шквальный огонь орудий и пулеметов на короткие дистанции.

¬ этом случае результат бронепоездной атаки (при ведении огн€, как правило, с хода) мог оказать решающее вли€ние на исход общевойскового бо€. ѕродолжительность огневого налета определ€лись обстановкой на фронте.

ќднако командам бронепоездов часто приходилось вести огонь и с закрытых позиций, не вид€ противника. »спользование бронепоездами закрытых позиций имело место в следующих случа€х боевой действительности:

1. по требованию общевойскового начальника, которому бронепоездна€ часть была придана;

2. при полной невозможности выполнени€ боевой задачи с открытой позиции (невозможно к сроку восстановить железнодорожный путь, удаление целей от железнодорожного пути, наличие большой плотности артиллерийского огн€ противника);
Murzilka_Inc
76Цмм зенитные оруди€ бронепоезда є 44 Ђ»мени ¬олодарскогої

3. в цел€х подготовки бронепоездной атаки (огневого налета), с соблюдением требовани€ ее внезапности;

4. в цел€х закреплени€ достигнутых атакой результатов, при вынужденном отходе бронепоезда;

5. при поддержке атаки легких бронепоездов т€желыми.

¬о фронтовых услови€х ведение огн€ с закрытых позиций часто вызывало довольно большие трудности: в силу технического несовершенства боевых машин, необеспеченности средствами св€зи и в некоторых случа€х однобокости огневой подготовки бронепоездников, командиры бронепоездов умели управл€ть огнем только с открытых позиций.

”же после окончани€ гражданской войны, анализиру€ опыт боевого применени€ бронепоездов и современные им услови€ ведени€ боевых действий, советские военные специалисты пришли к выводу, что требовани€, предъ€вл€емые к бронепоездным част€м современными услови€ми [95] бо€, подчеркивают острую необходимость гибкости в управлении бронепоездным огнем.

÷ел€ми дл€ этого огн€ часто будут €вл€тьс€ подвижные походные пор€дки конницы, мотопехоты и механизированных частей. Ќаличие самоходной или моторизованной артиллерии в составе рейдирующих частей может поставить бронепоездную часть в невыгодное положение при несвоевременной или неподготовленной атаке. [96]

ѕри борьбе с подвижным противником большое значение будет иметь спешивание его на предельно дальних дистанци€х артиллерийским огнем. ƒальние огневые нападени€ по важнейшим подступам, возможно не наблюдаемым и не дос€гаемым с открытых позиций, могут сыграть большую роль при зав€зке бо€, также как и заградительные огни в динамике его.
Murzilka_Inc
Ѕронеплощадка с 75Цмм оруди€ми бронепоезда Ђ2Цй ѕетроградскийї

¬ тех случа€х, когда бронепоездна€ часть будет действовать в составе общевойскового соединени€, ее огонь до момента бронепоездной атаки не должен быть изолирован от системы огн€, планируемой артиллерийским начальником. Ќо выполнение задач бронепоездной частью в этой системе, ни в какой степени не может оправдать промедление при осуществлении бронепоездной атаки.
Murzilka_Inc
Ўтурмовой вагон польского бронепоезда ЂDanutaї

ќбстановка бо€ может предоставл€ть продолжительные сроки дл€ изучени€ местности, рубежей, ориентиров, подступов и подготовки исходных данных дл€ стрельбы. ѕри действии бронепоездных частей в составе подвижного отр€да или на охране железнодорожного участка обстановка может приближатьс€ к услови€м встречного бо€, в котором сроки на подготовку и организацию огн€ и атаки особенно жестки.

ѕри этом не только командир башни, но и наводчик должны уметь отыскать цель по короткому целеуказанию или самосто€тельно выбрать наиболее важную цель в секторе, назначенном дл€ оруди€, иметь навыки самосто€тельно определить исходные данные дл€ огн€ и вести огонь.

ќгонь с закрытых позиций должен быть обеспечен наблюдением не только с ближних, выброшенных накоротке, наблюдательных пунктов, но и с дальних. ќрганизаци€ последних, при наличии только проволочной св€зи, встречает большие трудности и св€зывает маневр бронепоездной части на поле бо€.

ќснащение радиостанци€ми и применение универсальных (то есть приспособленных дл€ движени€ и по грунтовым дорогам) броневых дрезин как подвижных наблюдательных пунктов разрешают этот вопрос и не €вл€ютс€ больше проблемой. [98]

»з всего вышеизложенного вытекали требовани€, предъ€вл€емые к команде бронепоезда в области техники управлени€ огнем орудий своей боевой машины:

1. управл€ть огнем пр€мой наводкой с места и с хода при бронепоездной атаке по неподвижным и движущимс€ на разных скорост€х цел€м;

2. управл€ть огнем с закрытой огневой позиции по неподвижным и движущимс€ цел€м с ближнего или дальнего наблюдательного пункта;

3. производить с закрытых огневых позиций плановые и внеплановые сосредоточени€ огн€;

4. обеспечивать быстрый и своевременный переход от одного вида огн€ к другому в соответствии с обстановкой.



ƒостоинства и недостатки

 акие же качества бронепоездов предопределили их массовое применение в годы гражданской войны, да и в других вооруженных конфликтах первой половины двадцатого века? „ем они оказались столь привлекательными дл€ военных специалистов многих стран мира и были ли у них недостатки? Ќачнем с достоинств.

„аще всего к положительным качествам бронепоездов относ€т наличие броневой защиты толщиной 10Ц15 мм. ѕодобна€ брон€ не пробивалась винтовочными и пулеметными пул€ми, осколками снар€дов и авиабомб. Ќа некоторых бронепоездах устанавливалось усиленное бронирование из специальных сортов стали, в несколько р€дов, которое обеспечивало защиту от 76Цмм снар€дов с дистанции стрельбы не менее 1000 метров.

ѕрименение бронепоездов позвол€ло сконцентрировать в нужном месте и в нужное врем€ высокую огневую мощь: четыре оруди€ и 8Ц12 пулеметов на один борт, к тому же сосредоточенные на небольшом участке, что облегчало управление огнем.
Murzilka_Inc
Ѕронепаровоз, построенный на станции „усова€

Ѕольшим плюсом была высока€ маневренность и быстрота передвижени€. ¬ походном положении скорость бронепоезда [99] была 25Ц45 км/час, в боевой обстановке она снижалась до 8Ц10 км/час. ѕосто€нное маневрирование, даже на коротких участках пути, повышало шансы уцелеть в бою.   тому же, никакие погодные услови€ не могли помешать движению бронепоезда, так же как ему не грозила потер€ ориентировки.

ѕри необходимости бронепоезд мог выполн€ть работу обычных паровозов, транспортиру€ в случае надобности 15Ц20 груженных товарных вагонов.

Ќемаловажным фактором было и психологическое воздействие на свои войска и войска противника. √рохочущий, изрыгающий облака дыма и пара, ведущий огонь из пушек и пулеметов по противнику, бронепоезд всел€л уверенность и волю к победе в солдат собственной армии и нагон€л страх на вражеских. “ут нужно учесть и то, что большинство солдат и в  расной и в Ѕелой армии были кресть€нами, а многие никогда прежде не видели паровоза.

ќднако, часто успешные действи€ бронепоездов, не поддержанные пехотой и кавалерией, не давали эффекта. ¬от один характерный пример. ¬о врем€ весеннего наступлени€ 1920 года польских войск на ”краине самой крупной [100] польской конной части Ч 1Цй конной дивизии Ч была поручена задача стратегической важности.

ѕланами польского командовани€ предполагалось, бросив дивизию в прорыв на фронте в набег на  азатин, вызвать замешательство в тылу  расной армии и облегчить двум польским арми€м захват  иева.

Ќаспех сколоченна€ кавалерийска€ дивизи€, имевша€ в своем составе шесть уланских полков, один автомобиль и один мотоцикл, 24 апрел€ сконцентрировалась в районе белорусского города –огачев в готовности к наступлению.

–ано утром 25 апрел€ 1920 года польские кавалеристы без единого выстрела зан€ли мост на реке —луч, и начали продвижение вглубь территории, контролировавшейс€ красными.  расноармейские отр€ды, не вступа€ в бой, отходили в сторону ∆итомира. ¬ечером возле ѕрутовки произошло первое боевое столкновение.

ƒва эскадрона красной кавалерии, попытавшиес€ атаковать пол€ков, были отброшены с большими потер€ми пулеметным и артиллерийским огнем. ƒальнейшее продвижение польской конницы продолжалось беспреп€тственно.

ѕервое испытание ждало пол€ков утром.  расный бронепоезд, шедший из ∆итомира по своим делам, неожиданно дл€ себ€ обнаружил на придорожном шоссе дивизионный обоз под охраной кавалерийского эскадрона. ѕод огнем пушек и пулеметов бронепоезда польские солдаты стали разбегатьс€, побросав телеги и лошадей.

ѕролетавший в это врем€ над местом бо€ пилот польского самолета, увидев печальную картину разгрома обоза, не пон€л сути происход€щего и вернувшись на базу, доложил польскому главному командованию, что разбита€ бронепоездом конна€ дивизи€ рассе€лась.

—ообщение вызвало шок в польских штабах, так как это было первое и единственное донесение о движении на  азатин, дошедшее до польского командовани€, поскольку командир дивизии не мог воспользоватьс€ брошенной вместе с обозом радиостанцией.

 расное командование, однако, не сумело воспользоватьс€ неожиданным успехом. Ѕронепоезд ушел в ∆итомир, а польска€ дивизи€ продолжила свое продвижение к  азатину. ”же вечером 26 апрел€ началс€ штурм города. [101]

ѕольские кавалеристы в пешем строю пошли в атаку. ≈е возглавил лично командир дивизии генерал –омер.  расные войска не сумели организовать надежной обороны и в панике стали отходить.

 омандиру технического эскадрона 16Цго уланского полка даже удалось подорвать поезд большевистского командарма ћуратова, но он со своим штабом успел покинуть состав, вскоре попавший в руки пол€ков. Ќаступивша€ темнота прервала бой до утра.

Ќа рассвете началась обща€ атака польских войск, закончивша€с€ захватом города. ”спех был ошеломл€ющим. ¬ плен попало около дев€ти тыс€ч красноармейцев. ѕри этом так называема€ Ђукраинска€ советска€ дивизи€ї в полном составе добровольно сдалась в плен пол€кам.

—амое интересное, что польское командование узнало о захвате  азатина лишь из донесений командира 15Цй пехотной дивизии, прибывшей в город через 18 часов после кавалеристов. ѕри этом начальник пехотной дивизии, донос€ о зан€тии  азатина, Ђзабылї упом€нуть, что застал там дивизию конницы, приписав победу действи€м своего соединени€.

”спешный огневой налет бронепоезда красное командование не сумело развить в оперативный успех, чтобы сорвать польский рейд. Ѕронепоезд, отстрел€вшись, ушел по своим делам, а польска€ кавалери€ продолжила наступление, вскоре добившись серьезного успеха.

ѕри всех своих достоинствах бронепоезда не были неу€звимыми крепост€ми. »мелись у них и многочисленные недостатки. √лавным из них была прив€занность к железнодорожному полотну, что значительно ограничивало район действий бронепоездов, возможность маневра. ѕротивник всегда заранее мог предполагать, где по€в€тс€ бронепоезда и приготовить им неласковый прием.

Ѕольшую сложность представл€ла организаци€ материально Ч технического снабжени€ бронепоездов, особенно паровоза. Ќа дес€ть километров пробега бронепаровоз расходовал полтора кубометра воды и полкубометра дров (с углем в годы гражданской войны были серьезные затруднени€, не случайно ƒонбасс стал ареной кровопролитных боев). «имой эти нормы увеличивались еще на 20Ц25 процентов. [102]

ѕри нахождении бронепоезда в посто€нной готовности к движению, когда паровоз посто€нно под парами, суточный расход составл€л дес€ть кубометров воды и семь кубометров дров. —тандартный трех Ч четырехосный паровозный тендер вмещал 14 кубометров воды (около 1000 ведер) и 12Ц15 кубометров дров (если имелс€ уголь Ч 6,5 тонны или нефть Ч 6 тонн). ѕоэтому ежесуточно надо было пополн€ть запас воды и через сутки топливом.

ѕополн€ть запасы иногда приходилось под огнем противника, в разгар бо€. ѕриведем здесь свидетельство очевидца Ч командира бронепоезда Ђ—вобода или смертьї ј.¬. ѕолупанова, который 8 июл€ 1918 года вел бой у моста через реку Ўешму: Ђ¬ бронеплощадках кромешный ад: люди задыхаютс€ от пороховых газов и жары, двое пулеметчиков потер€ли сознание.

Ќакалились стволы, кипит в кожухах вода, в отводных трубках суха€ гор€ча€ резина. ¬оды нет! ¬ это врем€ раздаетс€ тревожный звонок машиниста: вода в тендере кончаетс€. „то делать?

Ѕронепоезд подходит вплотную к реке.

Ч ¬торые номера и резерв, на вылазку за водой!

Ќе с гранатами и винтовками, а с ведрами, котелками и чайниками под свист пуль прыгают бойцы вниз.  убарем кат€тс€ с насыпи под мост, к реке. ћногие рады Ч хот€ риск большой, но можно глотнуть свежего воздуха, окунуть голову в холодный поток, напитьс€ студеной воды. ¬ беспор€дке снуют люди вверх и вниз, двое уже ранены.

Ч Ћожись в цепь! Ч раздаетс€ команда. Ч ¬едра передавать по рукам!

» от бронепоезда к воде и обратно пошли по рукам ведра, котелки, чайники. ¬низ Ч пустые, вверх Ч наполненные. ≈сть вода! Ђ¬одоносыї сменили изнемогающих от жары и усталости бойцов. — новой силой разгорелось сражениеї.

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов
Murzilka_Inc
Ѕронепаровоз бронепоезда є 49. ѕостроен на —ормовском заводе

ƒовольно живописное описание всех прелестей службы на бронепоезде, о чем уже говорилось выше, сделанное непосредственным участником событий.

–аз в мес€ц требовалось промывать котел паровоза, на что обычно уходило около суток. [103]

»ме€ довольно солидные размеры, бронепоезд представл€л из себ€ хорошую мишень дл€ вражеской артиллерии.   тому же брон€, как уже отмечалось, защищала только от пуль и осколков. 76Цмм граната пробивала 15Ц18Цмм броню с рассто€ни€ 1000Ц1500 метров, снар€д 107Цмм пушки поражал броню с 2000Ц2500 метров. ”силить же броню не позвол€ла ограниченна€ прочность железнодорожных путей, не выдерживавших возросшую массу бронепоездов.

Ќеобходимость борьбы с бронепоездами противника привела к по€влению довольно специфических форм противодействи€, помимо использовани€ артиллерии и авиации. ”читыва€ прив€занность бронепоездов к железной дороге, весьма попул€рным зан€тием как среди белых, так и красных, стало уничтожение путей, мостов, водокачек. ѕричем методы эти все врем€ совершенствовались.

¬начале проводилась разведка. ќбе стороны старались узнать: сколько бронепоездов у противника, как они вооружены, где и когда их предполагаетс€ использовать, определ€лись возможные пути следовани€ поездов. [104]

ƒл€ воспреп€тствовани€ движению бронепоездов противника на железнодорожных пут€х, где только было возможно, устраивались завалы из деревьев, телеграфных столбов, шпал и прочего хлама. ¬зрывались или минировались мосты, рельсы, стрелки. ƒерев€нные мосты, которых было большинство на дорогах –оссии, сжигались.

ѕоскольку команда бронепоезда могла преодолеть все эти преп€тстви€ Ч на расчистку пути от заграждений уходило в среднем 10Ц20 минут на каждые дес€ть метров завалов, на починку п€ти метров моста, при наличии материалов Ч три Ч шесть часов, на починку рельсов Ч 30Ц40 минут на каждые две пары звеньев Ч устраивались засады.

—тоило только команде бронепоезда выбратьс€ из Ч под защиты брони на насыпь дл€ ремонта, как на нее обрушивалс€ град пуль противника, не дава€ возможности вести восстановительные работы.

Ќесколько хорошо замаскированных пулеметов, даже без артиллерийской поддержки, могли на несколько часов, это и суток, задержать движение вражеского бронепоезда.

ƒл€ разрушени€ железнодорожных путей примен€лись и другие методы. ¬ 1Цй  онной армии Ѕуденного использовали лошадей, которых прив€зывали к концам рельса, освобожденного на половину длины, после чего оттаскивали его на метр в сторону. –ельс изгибалс€ и выправить его в полевых услови€х было невозможно. “акую операцию повтор€ли через каждые 500 метров. –€дом организовывали засаду.

≈ще в годы первой мировой войны русские войска стали использовать специальное устройство дл€ разрушени€ железнодорожных путей. ќно представл€ло из себ€ два рельса, соединенных между собой толстыми стальными канатами и имеющих форму неправильной дуги. ƒва свободных конца закрепл€ли на тендере паровоза. ѕосередине дуги имелс€ €зычок, служащий дл€ отъединени€ рельсов от шпал. Ўирина нижней части дуги соответствовала ширине колеи.

ƒл€ пуска приспособлени€ разъедин€ли рельсы в стыках и захлестывали их дугой, после чего паровоз трогалс€. –ельсы гнулись или отрывались от шпал, которые тоже выворачивались из земли. ƒвига€сь со скоростью 3Ц4 км/час, [105] можно было разрушить любой участок дороги, сильно затруднив его восстановление.
Murzilka_IncЅронепаровоз бронепоезда є 60 Ђ»мени  арла Ћибкнехтаї

ќднако повреждение или уничтожение железнодорожного пути еще не означало, что бронепоезд попал в безвыходную ситуацию. ќдин из командиров советских бронепоездов, не назвавший своей фамилии, писал в 1931 году в журнале Ђћеханизаци€ и моторизаци€ армииї: Ђочень часто значение бронепоезда недооцениваетс€ из Ч за превратного представлени€ о полной беспомощности его при порче пути.

ќбученна€ и опытна€ в военном деле команда, име€ автогенные режущие аппараты, при помощи их в короткий срок может удалить взорванные и изогнутые рельсы и заменить их новыми, нарезанными при помощи тех же аппаратов. ¬осстановление небольших мостов и уничтожение воронок от взрывов на полотне также посильно бронепоездуї.

»ногда дл€ уничтожени€ вражеского бронепоезда пускали на таран паровоз или вагон во взрывчаткой или камн€ми. ¬ старом советском фильме Ђ расна€ площадьї довольно правдоподобно показана и боева€ де€тельность бронепоезда и использование тарана, как средства борьбы с ним.

“от же безым€нный командир бронепоезда считал, что дл€ борьбы с бронепоездами Ђкроме применени€ общеизвестных способов (артиллерийский огонь, разрушение путевых сооружений и самого пути, фугасы), целесообразно применение так называемых брандеров, то есть платформ [106] или вагонов, иногда снабженных взрывчатым веществом, которые пускаютс€ навстречу бронепоезда.

¬ качестве брандера может быть использован и паровоз, на скорость движени€ которого профиль пути оказывает меньшее вли€ние, чем на платформу или вагон, двигающуюс€ лишь под уклон. ѕри достаточном вли€нии команды бронепоезда действие брандера может быть нейтрализованої.

¬ 1920 году в бою возле станции Ѕельманка бронепоезд  расной јрмии разогнал и толкнул в сторону врангелевского т€желого бронепоезда Ђ»оанн  алитаї, причин€вшего много непри€тностей большевикам, брандер, набравший при движении под уклон большую скорость.

 омандир Ђ»оанна  алитыї, обнаружив приближение брандера, приказал полным ходом отходить назад, к югу. «атем, остановив поезд, в короткий срок подготовил контрольную платформу, и разогнав, отцепил и толкнул ее в сторону приближающегос€ брандера, а сам отошел дальше на юг.

¬ результате столкновени€ с платформой брандер взорвалс€ в 800Цх метрах от бронепоезда, который осталс€ невредимым. ѕострадало только железнодорожное полотно: после мощнейшего взрыва осталась больша€ воронка, а рельсы были выворочены на прот€жении 200 метров. Ђ»оанн  алитаї уйд€ на юг участвовал в последующих бо€х.

ѕри захвате Ѕаку большевиками в том же, 1920 году, у станции ялама азербайджанцы направили навстречу красноармейскому бронепоезду є 61 Ђимени III »нтернационалаї, которым командовал красный командир ”стинов, паровоз. ќднако артиллеристам бронепоезда удалось метким выстрелом разбить его и ликвидировать угрозу столкновени€.

≈ще один подобный случай произошел в 1921 году на станции јк Ч  емир в 60Цти километрах от јктюбинска.  омандир бронепоезда є 34 Ђ расноармеецї, находившегос€ в јктюбинске, получил сообщение, что на станцию јк Ч  емир захватила банда некоего јистова и грабит санитарный и грузовой поезда. Ѕронепоезд направилс€ к месту событий. ¬ трех километрах от станции команда увидела несущийс€ навстречу паровоз с двум€ вагонами. [107]

 омандир бронепоезда приказал отцепить контрольную платформу и закрепить ее шпалой, уложенной под колеса. ƒва китайских добровольца (вернее сказать, наемника)  ушуму и —ухтобой сделали это. Ѕронепоезду удалось отойти всего на 150 метров, когда паровоз врезалс€ в платформу. ”дар был настолько силен, что паровоз и вагоны полетели под откос, раму контрольной платформы отбросило метров на 40. ѕосле этой неудачи, банда под артиллерийским огнем ушла в степь, а путь через час был восстановлен.

≈сли бронепоезд лишалс€ хода из Ч за повреждени€ или уничтожени€ паровоза, попадал в безвыходную ситуацию, когда пути были уничтожены, а боеприпасы заканчивались, команда старалась уничтожить его, дабы он не досталс€ врагу. Ќадо сказать, что бронепоезда представл€ли собой лакомую добычу и обе стороны старались захватить вражеские бронепоезда и использовать их затем против прежних хоз€ев.

ќ захваченных бронепоездах тут же рапортовали начальству, счита€ это большим успехом. „лен –еввоенсовета ёжного фронта —талин 25 окт€бр€ 1919 года отправил Ћенину ликующую телеграмму: Ђѕока вы€снено, что захвачены все именные бронепоезда противника во главе с бронепоездом имени генерала Ўкурої.

ѕри этом будущий вождь забыл упом€нуть, что деникинский бронепоезд Ђ√енерал Ўкурої не что иное, как бывший красный Ђ“оварищ ¬орошиловї, захваченный и отремонтированный белыми летом 1919 года. „асти ƒобровольческой армии при оставлении ¬оронежа, не име€ возможности дл€ его отхода, сбросили поврежденный бронепоезд в ƒон.

„ерез несколько дней, в статье в газете Ђѕравдаї, тот же —талин сокрушалс€, что Ђза дес€ть недель мы успели у ƒеникина отобрать всего лишьЕ 14 бронепоездовЕї. ÷ифра эта представл€етс€ весьма завышенной. „асти ¬ооруженных сил ёга –оссии, по их данным, не несли таких потерь.

¬идимо дл€ подъема духа у пролетариата и воинов  расной армии посчитали не бронепоезда, а бронеплощадки, что согласитесь далеко не одно и тоже. [108]

”ничтожить полностью бронепоезд, чтобы он не досталс€ врагу, было сложно. ¬ первую очередь старались вывести из стро€ жизненно важные узлы, повредить оруди€. ≈сли имелась взрывчатка, то его просто подрывали. ѕри ее отсутствии устраивали искусственное крушение.

¬ сент€бре 1920 года, во врем€ советско Ч польской войны, в районе железнодорожной станции  овель на ¬олыни, после отхода красных войск, попали в окружение несколько советских бронепоездов.

 омандир бронепоезда є 39 Ђ—убботникї, после того, как закончились боеприпасы, топливо и вода, приказал бросить в паровозную топку замки орудий, сн€ть пулеметы, облить пол нефтью и поджечь. ѕосле этого, разогнав гор€щий бронепоезд, машинист направил его на станцию  овель, где находились войска противника.

„асти ƒобровольческой армии при отходе из ¬оронежа осенью 1919 года сбросили два своих поврежденных бронепоезда в реку ƒон.

ѕоскольку опасность попадани€ в окружение дл€ бронепоездов всегда была актуальной, а отсутствие возможности выбора пути отхода вне направлени€ железной дороги дл€ главных сил бронепоездной колонны €вл€лось посто€нно действующим фактором, была разработана и широко примен€лась тактика бронепоездного бо€ при выходе из окружени€.

—уть ее состо€ла в том, что подобный вид бо€ сводилс€ к лобовой атаке, выполн€емой ударным €дром, Ч бронепоездами паровой т€ги. ‘ланговые удары по противнику осуществл€ютс€ десантом (приданной стрелковой частью) или только средствами бронепоездной механизированной разведки Ч броневыми дрезинами универсального (то есть железнодорожного и грунтового хода).

ѕри необходимости атака подготавливаетс€ огнем бронепоездов с закрытых позиций. ”спех (при выигрыше времени) от неожиданной и стремительной лобовой атаки в некоторых случа€х освобождает от организации сочетани€ ее с фланговыми ударами.

Murzilka_Inc


 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть I€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть II€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть III€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть IV€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть V€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть VI€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть VII€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть VIII€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть IX€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть X€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть XI€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть XII€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть XIII€

ѕонравилось: 1 пользователю

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку