-‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии ѕоездочки
ѕоездочки
18:29 04.12.2019
‘отографий: 772
ѕосмотреть все фотографии серии ЋытЅыр
ЋытЅыр
07:00 05.11.2019
‘отографий: 684
ѕосмотреть все фотографии серии –олевые игрища.
–олевые игрища.
21:11 21.01.2019
‘отографий: 46

 -¬сегда под рукой

 -я - фотограф

—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.

—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.

 -Ќастольные игры онлайн

ћесто
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
.
ќчки
6805
3399
2845
1315
1020
869
830
729
605
0

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ≈панделин

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 4) попробуй_јссил№ Ћиру_—таврополь „ортова_ƒюжина verbirol

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 23.10.2003
«аписей: 14481
 омментариев: 118443
Ќаписано: 191847


 нига:  репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть IV€ - јнатоми€ и физиологи€ бронепоездов

¬оскресенье, 12 »юн€ 2016 г. 18:00 + в цитатник
Ѕроневые силы и входившие в их состав бронепоезда, как в Ѕелой, так и в  расной армии, были родом сухопутных войск, предназначавшимс€ дл€ поддержки пехоты и конницы, а также самосто€тельных действий по развитию наступлени€.

¬скоре после начала гражданской войны в  расной армии были установлены штатные расписани€ дл€ них. —огласно приказу –еволюционного военного совета республики є 416/57 от 18 декабр€ 1918 года, подписанному “роцким, бронированный поезд с численностью поездной команды 136 человек состо€л из паровоза, двух бронированных платформ, вооруженных пушками и пулеметами, [72] подвижной базы из 6Ц7 вагонов с черным паровозом дл€ перевозки технического имущества и боеприпасов.

ѕриказом –еввоенсовета є 59 от 4 €нвар€ 1919 года бронепоезда подчин€лись начальнику бронечастей армии, в районе действий которой они находились и рассматривались как вспомогательные средства в борьбе с войсками противника. ƒл€ повышени€ эффективности действий бронепоездов при каждом бронепоезде были сформированы десантные отр€ды численностью 321 человек.

ѕервые бронепоезда  расной јрмии представл€ли собой сплошную импровизацию Ч обычные пульмановские вагоны, защищенные мешками с песком, шпалами и котельным железом. ¬о многом повтор€лась истори€ англобурской войны, когда из подсобных материалов создавались первые блиндированные поезда. –азнообразным было и их вооружение: до 5Ц6 бронеплощадок с артиллерийскими оруди€ми, калибром от 76 до 152 мм.

ѕулеметное вооружение было по сути дела сплошным музеем оружи€ Ч ћаксимы, √очкисы, Ћьюисы, Ѕраунинги и т. д. ћожно было встретить продукцию оружейных заводов всего мира Ч легкие и т€желые, станковые и ручные, всевозможных калибров и систем.

“акое разнообразие создавало серьезные проблемы с их боевым использованием и материально Ч техническим обеспечением. —тара€сь привести все имеющиес€ бронепоезда к общему знаменателю, –еввоенсовет выпустил специальную инструкцию, по которой все бронепоезда делились на две части:

1Ц€ Ч боева€: поезд є 1 Ч две бронированные платформы с паровозом посередине. ¬ооружение: два трехдюймовых или зенитных оруди€, 12 пулеметов и два миномета. ѕоезд є 2 Ч две платформы (желательно бронированные) с паровозом. ¬ооружение: два т€желых четырехЧ или шестидюймовых оруди€.

2Ц€ Ч резерв: поезд є 3 Ч железнодорожный состав дл€ перевозки экипажа и имущества.

ѕодобна€ структура бронепоездов оказалась нежизнеспособной и громоздкой. ћалограмотные командиры, не имевшие ни военного образовани€, а часто и достаточного боевого опыта, не справл€лись с управлением столь сложным [73] боевым механизмом, непропорционально использовали его огневую мощь, вед€ огонь из крупнокалиберных орудий чуть ли не по отдельным вражеским бойцам.

“акое применение артиллерии бронепоездов часто приводило к преждевременному износу материальной части орудий, неразумному расходованию боеприпасов, которых потом не хватало даже в важнейших боевых операци€х. ѕоэтому, чаще всего бронепоезда є 1 и є 2 использовались раздельно, как самосто€тельные боевые единицы, под общим командованием.

»сход€ из опыта боевых операций бронепоездов в годы гражданской войны и вышеизложенных причин, –еввоенсовет республики 5 августа 1920 года выпустил новую инструкцию, по которой все бронепоезда по своему оперативно Ч тактическому предназначению подраздел€лись на три типа:

“ип Ђјї Ч ударные полевые или штурмовые бронепоезда. —ильно бронированные составы, в составе Ч бронепаровоза, двух бронеплощадок с двум€ трехдюймовыми оруди€ми, восемью пулеметами на каждой, и базы. Ѕоезапас [74] составл€л 1200 снар€дов и 216000 патронов.  оманда Ч 162 человека. „асто их именовали штурмовыми, поскольку предназначались они дл€ решени€ задач в услови€х ближнего бо€.
Murzilka_Inc
”стройство бронеплощадки: 1 Ч лестница дл€ обслуживани€; 2 Ч большие бронированные башни с установленными оруди€ми и пулеметами; 3 Ч дверь в бронеплощадку; 4 Ч маленькие бронированные башни с пулеметами; 5 Ч внутренний стеллаж с боезапасом; 6 Ч бронированный вагон; 7 Ч двухосна€ железнодорожна€ тележка; 8 Ч бойницы дл€ ведени€ пулеметного огн€; 9 Ч бронированна€ платформа (Ђ¬7ї)

“ип ЂЅї Ч бронепоезда огневой поддержки. Ћегкобронированные, в составе полубронированного паровоза, одной бронеплощадки с двум€ 107Цмм или 122Цмм оруди€ми и четырьм€ пулеметами и база.  оманда Ч 57 человек.

“ип Ђ¬ї Ч бронепоезда огневой поддержки. Ћегкобронированные, в составе полубронированного паровоза, одной бронеплощадки со 152Цмм или 203Цмм орудием и двум€ пулеметами.  оманда Ч 37 человек.

Ћегкие и полевые ударные бронепоезда примен€лись дл€ борьбы с открыто расположенной живой силой и пулеметами противника, дл€ огневой поддержки войск и ведени€ самосто€тельных боевых действий. “€желые Ч в основном дл€ борьбы с объектами противника в его тылу (обстрел штабов, станций выгрузки войск, железнодорожных узлов, переправ), а также огневой поддержки действий легких и полевых ударных бронепоездов.
Murzilka_Inc
—хема броневой части бронепоезда: а Ч тип Ђјї; б Ч тип ЂЅї; в Ч тип Ђ¬ї; 1 Ч контрольна€ платформа; 2 Ч бронеплощадка; 3 Ч бронепаровоз; 4 Ч броневой артиллерийский погреб

¬виду отсутстви€ унифицированных проектов, бронепоезда каждого завода имели специфические отличительные черты.

Ќаиболее совершенна€ конструкци€ была создана на ÷арицынском орудийном заводе –усского акционерного общества артиллерийских заводов. ¬ состав этих бронепоездов включались две четырехосные двухбашенные бронеплощадки, оснащенные трехдюймовыми полевыми пушками образца 1902 года в круглых вращающихс€ башн€х с толщиной брони 24 мм.

Ќедостатком их был большой вес Ч до 80 тонн, что ограничивало движение площадок по многим мостам и слабому железнодорожному полотну.

ќтличительной чертой ижорских бронепоездов было применение трехдюймовых противоаэропланных орудий конструкции ѕутиловского завода. Ќа четырехосной платформе устанавливались два подобных оруди€, защищенных откидными экранами, а в центральной части оборудовалс€ бронированный пулеметный каземат с четырьм€ пулеметами на каждый борт. [75]

Ѕольшое количество ударных бронепоездов было построено на —ормовском заводе. “ипова€ конструкци€ включала в себ€ бронированный паровоз серии ќ и две двухбашенные бронеплощадки, вооруженные двум€ трехдюймовыми пушками и 6Ц8 пулеметами кажда€. „асто устанавливались оруди€ и других типов, имевшиес€ в наличии.

”дачна€ конструкци€ бронеплощадок позвол€ла сосредоточить на любом объекте огонь минимум одного оруди€ и двух пулеметов. Ќаличие вентил€ционных люков облегчало услови€ работы команды, а дл€ управлени€ огнем имелись командирские рубки.

Ќа —ормовском заводе сконструировали и построили несколько т€желых бронепоездов, отличавшихс€ высокими боевыми качествами. ¬ феврале 1919 года из ворот завода вышел бронепоезд є 4 Ђ оммунарї. ≈го боева€ часть состо€ла из двух самосто€тельных боевых единиц Ч легкой и т€желой.

¬ состав легкой входили четыре малогабаритные легкие бронеплощадки, на которых устанавливались трехдюймовые пушки образца 1902 года и четыре пулемета Ђмаксимї. ¬ качестве т€ги использовали бронированный по типовой схеме паровоз Ђовечкаї с четырехосным тендером. [76]

’одова€ часть бронеплощадки защищалась броневыми листами, а на ней устанавливалась полноповоротна€ башн€ пр€моугольной формы, в лобовой стенке которой имелось орудийное окно. ¬ заоваленных ребрах башни в амбразурах сто€ли пулеметы.

“€жела€ часть имела три двухосные площадки: на одной сто€ла шестидюймова€ гаубица, а на других Ч 42Цлинейные пушки образца 1910 года. ѕредназначалась она дл€ огневой поддержки действий ударного легкого бронепоезда.

¬ годы гражданской войны бронепоездом Ђ оммунарї командовал будущий начальник бронетанковых и механизированных войск  расной армии маршал бронетанковых войск я.Ќ. ‘едоренко. ≈го боева€ карьера начиналась на бронепоездах, которые он позже сменил на танки.

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов
Murzilka_Inc
Ѕронеплощадка ударных бронепоездов постройки —ормовского завода

Ѕронепоезд Ђ оммунарї воевал на многих фронтах гражданской войны Ч под ѕетроградом против —еверо Ч «ападной армии генерала ёденича, на ”краине, под ћелитополем и јлександровском. —ерьезное испытание ждало команду бронепоезда в бо€х с польскими войсками в сент€бре 1919 года в районе ƒвинска.

јртиллерийска€ дуэль с польским бронепоездом и двум€ танками –ено закончилась серьезными повреждени€ми двух бронеплощадок, которые к тому же сошли с рельсов. —уд€ по донесению ‘едоренко, досталось и пол€кам: огнем Ђ оммунараї были разбиты оба танка и выведены из стро€ паровоз и бронеплощадки польского бронепоезда.
Murzilka_Inc
Ѕронеплощадка бронепоезда є 4 Ђ оммунарї

Ѕоева€ часть бронепоезда є 6 ЂЂѕутиловцыї имени тов. Ћенинаї, сормовской постройки, включала в себ€ две легкие бронеплощадки с 76Цмм зенитными пушками. Ёти площадки имели нетрадиционную защиту ходовых тележек Ч сплошные неподвижные экраны с дверцами дл€ доступа к буксам.

Ќа платформе монтировалс€ бронированный каземат и две концевые орудийные башни. Ѕронирование состо€ло из двух слоев высокосортной стали, с прокладкой из прокрашенной древесины. Ѕронелисты внутреннего сло€ крепились к внутреннему каркасу из углового проката, наружные Ч с помощью болтов к внутренним. ѕол платформы был усилен п€тимиллиметровой броней. [78]

ќрудийные башни состо€ли из нижней неподвижной части и вращающейс€ турели с 76Цмм орудием. “урель совершала полный оборот вокруг своей оси за 40 секунд.

 ак и многие другие красные бронепоезда, он немало поскиталс€ по дорогам гражданской войны. Ќачал свою боевую службу бронепоезд є 6 с патрулировани€ демаркационной линии с √ерманией у ќрши. “огда же ему довелось сопровождать поезд особого назначени€, перевозивший золото на сумму 1,5 миллиарда немецких марок Ч это была плата большевиков √ермании за позорный Ѕрестский мир.

Ѕлагополучно доставив драгоценный груз по назначению, бронепоезд ушел в √жатский уезд подавл€ть кресть€нское восстание. Ќесознательные кресть€не не осознали счасть€, которое свалилось им на голову в виде советской армии, и начали уничтожать комиссаров. ћестные красноармейские отр€ды не могли справитьс€ с ними и запросили помощи в виде бронепоезда.

«адача была успешно выполнена, уцелевшим кресть€нам объ€снили как надо любить советскую власть, и Ђѕутиловцыї двинулись на юг, под ¬оронеж. «а отличие в бо€х против ƒобровольческой армии его команда была награждена мес€чным жалованием. ѕотом были бои в ƒонбассе, ремонт в Ћуганске.

Ќа луганском паровозостроительном заводе не смогли отремонтировать оруди€ бронепоезда, и ему пришлось отправитьс€ в ѕетроград на ѕутиловский завод. ѕосле восстановлени€ огневой мощи, Ђѕутиловцыї были брошены в пекло боев на —еверо Ч «ападном фронте, где через два мес€ца пришлось оп€ть ремонтироватьс€.

»з Ч за обострени€ обстановки на фронте, не закончивший ремонта бронепоезд с Ђчернымї паровозом (бронепаровоз был еще не готов) направили на участок ямбург Ч √атчина. ѕрикрыва€ отход своих войск, бронепоезд попал в окружение, вырватьс€ из которого ему удалось через три дн€ ценой больших усилий.
Murzilka_Inc
Ѕронеплощадка бронепоезда є 6 Ђѕутиловцыї имени тов. Ћенинаї: 1 Ч неподвижна€ часть орудийной башни; 2 Ч подвижна€ часть орудийной башни;

3 Ч люк дл€ извлечени€ из башни качающейс€ части оруди€; 4 Ч бермы и шарикова€ опора турели; 5Ц привод механизма поворота башни;

6Ц вод€ной бак; 7Ц радиатор отоплени€; 8 Ч пулеметна€ установка; 9 Ч снар€дный стеллаж; 10 Ч вентил€ционное окно;

11 Ч командирска€ башн€; 12 Ч входна€ дверь; 13 Ч дерев€нный настил с каналом рупорной св€зи

¬ 1920 году Ђѕутиловцыї прошли ёго Ч ¬осточный, а затем и ёжный фронт. ≈го облик уже значительно отличалс€ от первоначального Ч по€вилась нова€ бронеплощадка. ѕосле окончани€ гражданской войны его переименовали [80] в бронепоезд є 20 тип ј, а в 1924 году порезали на металлолом ввиду сильного износа.

¬виду интенсивного применени€ бронепоездов на фронтах гражданской войны, что приводило и к механическим поломкам и к частым боевым повреждени€м, им требовалась солидна€ ремонтна€ база. ћногие бронепоезда по несколько раз проходили восстановительный ремонт на паровозостроительных и ремонтных заводах. “ак бронепоезд є 3 Ђ¬ласть —оветамї, построенный в —ормово, только в 1919 году три раза ремонтировалс€ в Ќижнем Ќовгороде, Ћуганске, —аратове.
Murzilka_Inc
Ѕронепаровоз бронепоезда є 6 Ђѕутиловцыї имени тов. Ћенинаї

Ќа этих же заводах восстанавливались бронепоезда, захваченные в бо€х у противника, после чего они примен€лись против бывших хоз€ев.

—троившиес€ в приморских городах бронепоезда, как правило, имели на вооружении крупнокалиберные морские оруди€.  расный бронепоезд Ђѕам€ть »вановаї, построенный в 1919 году в —евастополе, был оснащен 120Цмм пушкой с броненосца Ђ“ри св€тител€ї, 100Цмм морским орудием, 57Цмм французской митральезой и 17Цтью станковыми пулеметами.

¬ысшей тактической единицей бронесил  расной јрмии был полк бронепоездов, состо€вший из дивизионов. ƒивизион состо€л из трех разных по типу бронепоездов и управлени€.  аждый бронепоезд мог самосто€тельно выполн€ть поставленные боевые задачи на определенном участке военных действий.

 аждый бронепоезд состо€л из боевой части и базы. Ѕоева€ часть, как средство ведени€ непосредственных боевых действий, представл€ла собой 1Ц4 бронеплощадки, бронепаровоз и 1Ц4 контрольные платформы.

ќсновой каждого бронепоезда €вл€лась бронеплощадка, состо€вша€ из верхней части Ч кузова, закрытого броней, и нижней части Ч рамы с ходовыми част€ми (тележки с по€сными парами), рессорами, упр€жными и буферными приборами. Ѕашн€ крепилась на металлическом каркасе, который находилс€ внутри бронеплощадки.

ќрудийна€ башн€ имела цилиндрическую форму, так называемого карусельного типа, и вращалась на 360 градусов. ƒл€ входа в башню и подачи снар€дов к оруди€м в [82] броне были двери, под которыми имелись люки, служившие запасным выходом. —верху башни в крыше имелось круглое отверстие, закрываемое изнутри дверцей. Ќа кромке отверсти€ устанавливалась вращающа€с€ панорамна€ башенка дл€ управлени€ артиллерийским огнем.

Ѕронеплощадка чаще всего представл€ла собой усиленную четырехосную железнодорожную пульмановскую платформу, имевшую стальной корпус с одной или двум€ орудийными башн€ми по кра€м. ¬ начальном периоде войны встречались бронеплощадки, базой которым служили двухосные железнодорожные товарные платформы. Ќо из Ч за малой грузоподъемности, в дальнейшем, они почти не примен€лись.

ƒл€ орудий большого калибра изготавливались специальные усиленные платформы. ¬ корпусе бронеплощадки также размещались пулеметные бойницы, стеллажи дл€ снар€дов, наблюдательна€ рубка командира.

Ѕронепаровоз как т€га использовалс€ только в боевых услови€х, его берегли, и при переходах, на учени€х использовались обычные паровозы. ¬ качестве основы бронепаровоза чаще всего использовались паровозы серии ќ, больше известные как Ђовечкаї. ≈го мощности хватало дл€ движени€ бронированного состава. Ќа тендере бронепаровоза обычно размещалась бронированна€ рубка командира бронепоезда, руководившего отсюда действи€ми команды.

¬переди и позади бронеплощадок обычно двигались одна Ч две открытые железнодорожные платформы с ремонтно Ч строительным материалом Ч рельсами, шпалами и т. п. ќни назывались контрольными, так как их главной задачей было предохранение боевой части от подрыва на фугасах или повреждений железнодорожного полотна.

 ажда€ база бронепоездов состо€ла из товарных и классных вагонов: вагон дл€ начальствующего состава (красные командиры, несмотр€ на разговоры о всеобщем равенстве, предпочитали квартировать отдельно от Ђнижних чиновї Ч пон€ли вкус жизни), вагон Ч канцел€ри€ (социалистическа€ иде€ все больше ув€зала в бумагах), вагон Ч клуб, вагон Ч кухн€, вагон Ч мастерские, вагон Ч конюшн€, цейхгаузы и т. д. Ѕаза служила дл€ жиль€, обслуживани€ и размещени€ штаба бронепоезда. [83]

Ѕронирование площадок и паровоза было как глухим (имелись лишь щели дл€ наблюдени€ и амбразуры дл€ ведени€ [84] огн€), так и ограниченным, когда защищались лишь наиболее важные места. Ѕронирование поезда зависело от целей его использовани€ и имевшихс€ материалов. „аще всего использовались 10Ц15 мм стальные листы.
Murzilka_Inc
—хема формировани€ бронепоездов: 1 Ч є 44 Ђ»мени ¬олодарскогої; 2 Ч є 41 Ђ—лавный вождь  расной јрмии ≈горов;

3 Ч є 81 ЂIII »нтернационалї; 4 Ч є 45 Ђ»мени III »нтернационалаї; 5 Ч є 14; 6 Ч є 71 Ђ»мени ¬олодарскогої;

7Ц є 12 Ђ»мени тов. “роцкогої; 8 Ч є 20; 9 Ч є 100 Ђ—вободна€ –осси€ї; 10 Ч є 64 Ђ÷ентроброньї

Ўтурмовые бронепоезда, имевшие больше шансов попасть под огонь вражеской артиллерии, бронировались в два Ч три сло€, причем средний лист был волнистым дл€ амортизации и уменьшени€ поражающего действи€ снар€дов.

„асто, при отсутствии броневой или даже обычной стали, стенки стандартных грузовых вагонов обкладывали железнодорожными шпалами или мешками с песком. ѕаровоз обшивали котловым железом толщиной 6Ц8 мм или тоже обкладывали мешками с песком.

—ерьезной проблемой дл€ красных была подготовка кадров дл€ бронепоездов, так как служба на них требовала технической подготовки и знаний. »з Ч за недостатка квалифицированных специалистов, команды бронепоездов формировались главным образом из матросов и железнодорожников.

ћногочисленные инструкции и приказы –еввоенсовета определ€ли требовани€ к личному составу бронепоездов и должностные об€занности команды.
Murzilka_Inc
Ѕронепаровоз —ормовского завода

„лен команды бронепоезда должен был удовлетвор€ть следующим требовани€м: крепкое сложение при небольшом росте, хорошо развитую мышечную систему, нормальный слух, отличное зрение, крепкие нервы и твердость характера. —толь высокие требовани€ определ€лись спецификой службы на бронепоездах: страшна€ жара летом и холод зимой внутри закрытых бронеплощадок, паровозный дым, отработанные пороховые газы, грохот от ведущих огонь пушек и пулеметов и от попадающих в броневой корпус снар€дов, осколков и пуль.
Murzilka_Inc
—хема формировани€ бронепоездов: 1 Ч є 4 Ђ оммунарї; 2 Ч є 17 Ђ—мерть или победаї; 3 Ч є 89 Ђ»мени “роцкогої; 4 Ч є 98 Ђ—оветска€ –осси€ї; 5 Ч є 67 Ђ¬олгарьї; 6 Ч є 27 ЂЅур€ї; 7 Ч є 60 Ђ»мени  арла Ћибкнехтаї; 8 Ч є 34 Ђ расноармеец; 9 Ч є 96 Ђ расный ураганї

ѕлохое освещение, грохот, заглушающий команды командира, теснота, стоны раненых бойцов и трупы убитых, [86] кровавые лужи, от которых нельз€ было избавитьс€ до конца бо€. “акое мог выдержать не каждый.

Ёкипаж бронепоезда подраздел€лс€ на команду бронеплощадки, взвод управлени€ и хоз€йственное отделение. Ќебольшой объем бронеплощадок ограничивал численность и определ€л взаимозамен€емость членов экипажа.

¬озглавл€ли команду бронепоезда командир, пользовавшийс€ правами командира отдельной воинской части и комиссар (позднее Ч политрук).   командному составу относились также помощник командира, начальник артиллерии, адъютант, начальник св€зи, командиры бронеплощадок и их помощники по артиллерийской и пулеметной части, командир десантного отр€да и начальник хоз€йственной части.

¬ об€занности командира входили организаци€ разведки и наблюдени€ за полем бо€, ведени€ огн€, несени€ караульной службы в пути и на сто€нках, обеспечени€ всем необходимым дл€ функционировани€ состава, руководство локомотивной бригадой, и т. д.

 омиссар, помимо наблюдени€ за командиром и командой на предмет вы€влени€ измены, занималс€ пропагандой идей марксизма Ч ленинизма, разъ€сн€л политику партии на текущем этапе малообразованным членам экипажа.

“ехникой и вооружением, починкой пути, материально Ч техническим обеспечением и снабжением состава заведовал помощник командира бронепоезда. ќн же замен€л командира в случае необходимости.

¬ штаб бронепоезда также входили начальник артиллерии и начальник св€зи, адъютант (фактически Ч начальник штаба).

Ќепосредственно организацией артиллерийского и пулеметного огн€ ведал командир бронеплощадки и его помощник.

”слови€ службы и ее организаци€ на бронепоездах, во многом напоминали корабельную. Ёто не было случайностью, ведь основное €дро команд большинства бронепоездов составл€ли матросы. ѕоскольку боевые корабли практически не принимали участи€ в бо€х гражданской войны, их командам досталась работа на суше. » бронепоезда, как [87] ничто другое, подходили дл€ мор€ков. ƒаже сама конструкци€ и оборудование бронепоездов очень напоминали корабельные.

”же в ходе гражданской войны по€вились инструкции и уставы, регламентирующие пор€док применени€ и использовани€ бронепоездов.
Murzilka_Inc
—хема формировани€ бронепоездов: 1 Ч є 6 Ђѕутиловцыї имени тов. Ћенинаї; 2 Ч є 6 Ђѕутиловцыї имени тов. Ћенинаї (модернизированный); 3 Ч Ђ“оварищ Ћенинї; 4 Ч є 2 Ђѕобеда или смертьї; 5 Ч є 85; 6 Ч Ђћинский коммунистический имени Ћенинаї; 7 Ч Ђ¬торой ѕетроградскийї

ѕри движении к фронту из тыловых районов бронепоезда двигались по правилам воинских эшелонов, приводимые в движение обычными паровозами. ѕоходный их пор€док был следующим: паровоз, за ним бронепаровоз в холодном состо€нии, бронеплощадки.   ним же цепл€ли базу: классные вагоны дл€ командовани€ и штаба, жилые теплушки, клуб, кухню, цейхгаузы, баню, конюшни, вагоны с боеприпасами и платформы с железнодорожным имуществом.

¬ движении и на сто€нках выставл€лс€ караул: посты на паровоз, каждую бронеплощадку, на хвостовую платформу [88] или последний вагон, возле денежного €щика и знамени. ¬ его об€занности входила охрана бронепоезда от внезапного нападени€ противника и предотвращение чрезвычайных происшествий, вроде пожара.

¬ прифронтовой зоне бронепаровоз двигалс€ уже под парами, в полной готовности к действи€м. Ѕазу отцепл€ли от боевой части, боевой расчет, до этого ехавший в вагонах, занимал свои места на бронеплощадках.

ѕерестраивалс€ и пор€док формировани€ бронепоезда: впереди двигались контрольные платформы с железнодорожными материалами, затем бронеплощадка є 1, бронепаровоз тендером в сторону фронта, бронеплощадка є 2 и замыкали боевой пор€док контрольные платформы, на которые грузили дрезины.

ѕри выборе пункта развертывани€ учитывались следующие обсто€тельства:

1) возможность растопки бронепаровоза, снабжени€ его топливом и водой;

2) возможность производства железнодорожных маневров;

3) сбережение сил бойцов, так как с момента развертывани€ команда из вагонов базы переходит на бронеплощадки;

4) сбережение ресурса бронепаровоза;

5) врем€, потребное дл€ расчленени€ (растопка бронепаровоза Ч не больше 3 часов, снабжение водой и топливом Ч около 1 часа, производство маневров Ч около 15Ц20 минут, то есть всего потребно дл€ расчленени€ боевого пор€дка бронепоезда на два эшелона около 4 часов 30 минут Ч максимум 5 часов).

—читалось, что движение в боевом пор€дке на значительном рассто€нии, в случае отсутстви€ какой Ч либо угрозы столкновени€ с противником, нерационально, так как работа машинистов в услови€х, когда бронепаровоз движетс€ тендером вперед, а спереди и сзади паровоза расположено по две контрольных и одной броневой площадке, затруднительна (наблюдение за путем, сигналами, угольна€ пыль).

Ѕаза, после отцеплени€ от боевой части, или следовала за ней на рассто€нии одного Ч двух перегонов, то есть 25Ц50 км, [89] или оставалась на ближайшей станции, поддержива€ по возможности посто€нную св€зь с бронепоездом. ѕри остановках, на рассто€нии 100Ц150 метров от нее, выставл€лись посты дл€ предупреждени€ внезапного нападени€ на состав.

Ѕаза должна была оставл€тьс€ в пункте, обеспеченном от угрозы захвата противником, но на удалении, обеспечивающем беспрерывную св€зь с боевой частью и питание бронепоезда. ѕри прохождении района, охваченного бандитизмом (читай Ч кресть€нскими восстани€ми), боева€ часть бронепоезда должна патрулировать базу.

— момента отделени€ боевой части от базы, вс€ команда занимала свои места по боевому расписанию. ѕрава€ и лева€ стороны бронепоезда, определ€вшиес€ по положению бронепаровоза, тендером к противнику, получали наименование правого и левого борта, которое не мен€лось при движении вперед или назад.

Ѕронепоезда, имевшиес€ в  расной јрмии, объедин€лись в дивизионы, в каждый из которых входили три разных по типу бронепоезда и управление. Ўтаб дивизиона передвигалс€ вместе с т€желым бронепоездом, а походный пор€док его был следующим: 1Цй Ч легкий бронепоезд, 2Цй Ч т€желый, 3Цй Ч легкий.

ѕосле того, как бронепоезда переформировывались в боевой пор€док, они двигались в пор€дке номеров или по усмотрению командира дивизиона. —ам же он, вместе со штабом, следовал в полевом штабе, состо€вшем из штабного вагона, вагона св€зи и разведки, вагона Ч конюшни и черного (обычного) паровоза.

»нтервал между боевыми част€ми и штабом при движении был один километр. ƒвижение на одном перегоне нескольких бронепоездов требовало особой бдительности, особенно ночью, ибо было чревато авари€ми.

Ќа головном участке база дивизиона и бронепоездов двигались одним эшелоном до пункта сто€нки, определ€емого начальником головного участка.

ќбъединенный полевой штаб дивизиона бронепоездов строилс€ в следующем пор€дке: вагон Ч штаб бронепоезда є 3, вагон Ч штаб бронепоезда є 2, вагон Ч штаб командира бронедивизиона (3 вагона), вагон Ч штаб бронепоезда є 1, [90] вагон Ч конюшн€, кухн€, вагон дл€ раненых и черный паровоз.  омандир т€желого бронепоезда выдел€л часовых дл€ охраны паровоза и вагона командира дивизиона.

¬нешн€€ св€зь между част€ми дивизиона поддерживалась при помощи телеграфа, телефона (если он имелс€), семафора, сигнальных фонарей или флажков, посыльных. „асто примен€лась (но не на фронте) св€зь гудком паровоза азбукой ћорзе. Ѕыли случаи использовани€ почтовых голубей и служебных собак.

—в€зь внутри бронепоезда осуществл€лась по рупору, телефону или звонками. ќт рубки командира до наблюдательных постов и командиров орудий на бронеплощадках т€нулись рупорные рукава с раструбами на конце. ѕо ней предавались короткие команды: Ђ¬передї, ЂЌазадї, Ђ—тойї, Ђќгоньї, Ђѕрицелї, и т. п. и индивидуальные телефонные аппараты св€зывались бронированным кабелем.

Murzilka_Inc



 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть I€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть II€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть III€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть IV€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть V€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть VI€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть VII€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть VIII€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть IX€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть X€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть XI€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть XII€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть XIII€

ѕонравилось: 1 пользователю

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку