"Пожалуйста, следите внимательно. Я уже сказал, что это
очень серьезный вопрос, гораздо более важный, чем получение диплома. Вы
платите большие деньги за свое образование, полностью это игнорируя. Без
этого жизнь не имеет смысла, а вы даже пальцем не пошевельнете, чтобы
продвинуться в этом направлении. Другими словами, вы даже не затрачиваете
сколько-нибудь значительное количество энергии, чтобы что-то понять. Джимми
говорит: "Я посвящу поиску всю свою жизнь", и это значит, что он готов
пройти весь путь до конца, чтобы что-то понять. Я сказал ему: "Послушайте,
Джимми, вам причинили боль, что дает о себе знать самыми различными
способами. Боль возникает из-за того, что у вас есть образ о самом себе,
который не хочет этой боли". Вы увидели истину этого. Вы готовы углубиться в
проблему, вы поняли заключенную в ней истину и говорите: "Я понял, теперь я
знаю, что с этим делать. Когда бы боль ни возникала, я буду все осознавать,
буду с предельным внимание относиться к каждому мгновению в те минуты, когда
кто-нибудь скажет мне: "Делай так, и не делай по-другому!" Так почему бы вам
не сохранить такое же абсолютное внимание, когда вас называют глупцом? Ведь
в этом случае вы не создаете никакого образа. Только когда вы теряете
внимание, старая привычка заявляет о себе. Ум говорит: "До тех пор, пока
существует какое бы то ни было сопротивление, взаимоотношения не имеют
смысла". Я вижу это абсолютно отчетливо, не только на уровне слов - я могу
до этого дотронуться, я это чувствую. И я говорю, что сопротивление
существует из-за моего пожелания испытать боль. Но почему я испытываю боль?
Потому что у меня есть образ о себе, рядом с которым возникает еще один
образ, призывающий меня избавиться от первого. Таким образом, во мне
сталкиваются два образа - "высший" и "низший". Оба они создаются мыслью. И я
вижу все это так же ясно и отчетливо, как я вижу опасность. Следовательно,
чистота восприятия есть одновременно его действие. И тогда, если я довожу
все в этом отношении до самого конца, прошлое никогда больше не
возвращается.
С тем же самым вниманием я увижу, что когда вы льстите мне или наносите
оскорбление, у меня не возникает образа, потому что в этот момент я
предельно внимателен. Будете ли вы этого добиваться? Что бы мне ни говорили,
я слушаю, у меня не рождаются фразы вроде "Это предубеждение" или "Это не
предубеждение". Я слушаю, потому что мой ум хочет понять, действительно ли
он из каждого слова, из каждого своего контакта создает образ. Я необычайно
чуток, поэтому в самом себе я обнаруживаю невнимательную, сонную,
неповоротливую личность, которая создает образы, испытывает боль, и которая
далека от разумного человека. Поняли ли вы это хотя бы на уровне слов? Если
да, то воспользуйтесь этим. Тогда вы в любой ситуации сохраните
чувствительность, которая сама по себе обладает способностью направлять
действие в нужном направлении. И если кто-нибудь к вам с чем-то обращается,
вы всегда остаетесь предельно внимательным, но не к предубеждениям, а к
своей обусловленности. Следовательно, вы устанавливаете с этим человеком
взаимоотношения, которые являются полной противоположностью его отношения к
вам. Ибо если он находится в плену у предубеждений, то вы от них свободны;
если он что-то не осознает, ваше сознание остается с вами. Поэтому вы
никогда не станете создавать образ этого человека. Вы видите разницу? Будете
ли вы это делать? Вряд ли вы себе представляете, сколько жизненной энергии
это вам дает.
Таким образом, я знаю, что бы я сделал, в том смысле, что я бы сказал
сыну или дочери: "Прислушайся ко всему этому, прислушайся к шуму, который
наполняет мир, не вставай на чью-либо сторону, не делай никаких выводов, а
просто послушай. Не говори, что один вид шума лучше, чем другой; все это
шумы, поэтому, прежде всего, послушай. Прислушайся также к своему
собственному шуму, своей болтовне, к своим желаниям - "Я хочу быть таким, я
не хочу быть другим" - пойми, что значит слушать. Разберись в этом сам, не
жди, что тебе кто-то подскажет. Поговори со мной и, прежде всего, пойми, что
это означает. Узнай, что значит думать, почему ты думаешь, каковы истоки
твоего мышления. Наблюдай за собой, не становись эгоистичным в этом
наблюдении. Во время наблюдения будь чрезвычайно внимательным, что будет
означать дальнейшее развитие тебя самого."
Джидду Кришнамурти