-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в фаррина

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.04.2018
«аписей: 28
 омментариев: 1
Ќаписано: 29


ѕриЄмы психоанализа в советской детской сказке и другие особенности творчества ¬итали€ √убарева

ѕонедельник, 30 јпрел€ 2018 г. 15:18 + в цитатник

ћногие из нас в детстве любили сказку о девочках-Ђпопаданкахї в  оролевство кривых зеркал, ќлю и еЄ близнеца из «азеркаль€ яло. ” этой сказки есть автор, и его зовут ¬италий √убарев. ј у √убарева, конечно, были ещЄ сказки, которые можно сейчас назвать незаслуженно забытыми. » которые, может быть, стоит перечитать (и пересмотреть) со своими детьми. ’от€ бы потому, что старые сказки всегда немного завораживают Ч а советские сказки стали теперь совсем другой эпохой, и даже не каждое слово из них дети понимают.

—ын поповны и певец пионерии

 огда √убарева вспоминают в прессе, то больше, чем творчество, удел€ют внимание происхождению. ќт крепостных он был родом или от помещиков? ¬оевал его отец на стороне белых или сгинул не в бо€х, а от чего-то куда более прозаического, что сопровождает любую гражданскую войну Ч тифа, голода, оказавшись на пути грабител€, от шальной пули на улице? ¬опрос интересный, но творчества писател€ он собой закрывать не должен.

ƒруга€ любима€ тема Ч участие √убарева в создании легенды вокруг ѕавлика ћорозова. ƒействительно, ¬италий √еоргиевич участвовал в освещении жестокого убийства мальчиков ћорозовых и впоследствии написал (а потом и пару раз переписал) книгу и о жизни ѕавлика, и о смерти, и о процессе над убийцами, опира€сь, прежде всего, на официальную версию дела. Ќо всЄ же и эта книга составила лишь малую часть его творчества.

ѕрихоть художника: ѕавлик ћорозов на обложке срисован с молодого ¬итали€ √убарева

¬италий √еоргиевич вырос на хуторе в станице  ущевска€. ≈го мать была дочерью св€щенника, так что, независимо от происхождени€ отца, ¬италию и его семье приходилось скрывать своЄ происхождение. Ѕабушка будущего детского писател€ была начальницей школы на соседнем хуторе, Ѕольша€  озинка. –еволюцию √убарев застал в п€тилетнем возрасте.

ѕервый рассказ ¬итали€, о дружбе в пионерском лагере городских и деревенских реб€т, был опубликован в ростовском журнале Ђ√орнї, когда мальчику было всего четырнадцать. Ќо ничто ещЄ не предвещало, что писательство станет его профессией. ѕубликации не сыпались одна за другой, ¬италий вЄл обычную подростковую жизнь. «акончил дев€тилетку. ѕошЄл работать в газету дл€ деревенских школьников Ђƒружные реб€таї, потом перешЄл в Ђѕионерскую правдуї и даже некоторое врем€ был еЄ главным редактором. ¬ ћоскве увидел свою бывшую одноклассницу, влюбилс€, женилс€.

Ќе у всех детских писателей сложна€ биографи€. Ќе каждый, как†«о€ ¬оскресенска€, работал на советскую разведку в годы ¬торой ћировой, или, как јгни€ Ѕарто, искал (и находил) семьи сотн€м потер€вшихс€ во врем€ войны детей. √убарев был р€довым журналистом, писал рассказы дл€ детей. ƒо 1951 года ничто даже не предвещало, что он войдЄт в историю детской литературы. ¬ 1951 √убарев опубликовал Ђ оролевство кривых зеркалї.

ѕриключени€ девочки, котора€ встретила саму себ€

’от€ ещЄ в двадцатых годах в ———– был провозглашЄн курс на равенство возможностей дл€ мальчиков и девочек, представить себе девочку активной героиней книги или фильма, с приключени€ми сложнее вы€снени€ отношений на дворовой улице, было сложновато. √убарев вз€лс€ за героиню, которой почти не представл€л никто Ч девочку, котора€ может не только гл€деть и удивл€тьс€, но и противосто€ть злоде€м, и спасать от смерти людей. ѕрообразом дл€ персонажа стала его дочка ¬алери€.

—тав отцом дочки, ¬италий √еоргиевич, веро€тно, задумалс€, почему так мало книг о приключени€х девочек, и написал сказку об ќле и яло

—южет о девочке, попавшей в «азеркалье, был бы вторичен, если бы не одна деталь. ѕионерка ќл€ попадает в мир по ту сторону зеркала дл€ того, чтобы, прежде всего, встретитьс€ с самой собой. Ќеизвестно, знал ли √убарев что-то о психоанализе и что именно, но сказка его вышла о классическом познании своей ЂтЄмнойї стороны и признании еЄ своей частью. » о том, что не така€ уж она тЄмна€ и можно с ней сотрудничать. » о том, что в конечно итоге познание и прин€тие себ€ приводит к развитию личности, к обретению своей силы.

—амо собой, дети видели совсем другое. ќл€, оказавшись по ту сторону зеркального стекла, знакомитс€ с яло, своим отражением, и словно со стороны смотрит на все свои недостатки. ¬месте они отправл€ютс€ навстречу приключений в мир внутри картины, мир, где прав€т глупый король и его жадные приближЄнные, где правит ложь, а за правду может ждать смертна€ казнь. ¬ этом мире девочки вовсе не всесильны, им всЄ ещЄ по дев€ть лет, и все их недостатки Ч с ними. Ќо им хватает смелости и смекалки, чтобы среди могущественных интриганов спасти приговорЄнного к смерти мальчика, да и самим много раз спастись. Ќу и, конечно, приключени€ закал€ют характер пионерки, а возможность взгл€нуть на себ€ со стороны даЄт многое пон€ть.

¬стреча јнидаг и ќли с яло глазами советского иллюстратора ”шакова

“рое на острове

 ак и в Ђ оролевстве кривых зеркалї, взрослому человеку в этой повести видна назидательность. —оветские же дети видели необыкновенные приключени€, в которые вв€залс€ главный герой со своими друзь€ми из-за того, что получил волшебную силу, которой не хватило ума распор€дитьс€.

Ўкольник Ѕор€ Ч мечтательный лент€й. ѕро пиратов ему читать интереснее, чем выполн€ть свои об€занности по дому (которые в ином случае л€гут на плечи работающей матери). ќднажды он находит в шкафу платок своей бабушки, который оказываетс€ волшебным. –азвлека€ себ€ и друзей, ёру и ћилу, он превращает ёру в чернокожего, а потом переносит всех на необитаемый остров с, конечно же, пиратами. Ќо платок оказываетс€ утер€н из-за беспечности Ѕори, и трЄм дет€м приходитс€ выживать и разыскивать платок, полага€сь только на свои руки, головы, умение работать сообща и личную отвагу.

¬ восьмидес€тых по сказке о мальчике с волшебным платком сн€ли мультфильм

ѕоисковых систем во времена √убарева не было, что искать в библиотеках, он вр€д ли знал, так что в рассказе можно найти удивительные вещи Ч например, ёра срывает со ствола пальмы трут, а капитан пиратов перед боксЄрским поединком, совсем как на современных соревновани€х, жмЄт руку противнику. » всЄ же рассказ выдержан вполне в духе современного нам фэнтези. „итатель сначала вместе с главным героем восхищаетс€ полученной им силой и досадует на назидательность его товарищей, а потом сопереживает своему ровеснику, у которого только чтобыли все возможности, а теперь остались только вызванные этими возможност€ми проблемы.

≈сть в сказке и то, что сейчас бы мы назвали социальной тематикой. ёра на своей шкуре узнаЄт, что то, что в одной ситуации Ч развлечение (побыть чернокожим, чтобы всех удивить), в другой может стоить свободы и даже жизни. ќбычна€, даже стереотипна€ на первый взгл€д девочка ћила оказываетс€ способна бесстрашно кидатьс€ на защиту друга. ј пираты и им подобные личности, это, конечно, интересно в книжках и кино, но в жизни они, в первую очередь, очень жестокие люди, а не просто персонажи дл€ того, чтобы какой-то персонаж со шпагой мог геройски на их фоне покрасоватьс€.

¬озможно, по современным меркам книга пропагандирует насилие, но детей можно пон€ть. “олько что капитан пиратов пыталс€ повесить ставшего чернокожим ёру!

ѕутешествие на ”треннюю «везду

ѕовесть начинаетс€ как волшебна€ сказка, но волшебство по факту нужно только дл€ того, чтобы забросить трЄх мальчиков, девочку и еЄ дедушку на далЄкую планету в созвездии ¬олосы ¬ероники. “ам они встречают представителей сразу двух вышедших в космос гуманоидных цивилизаций, и фэнтези плавно превращаетс€ в фантастику.

ћальчиков зовут в точности, как трЄх богатырей, девочку Ч ¬ероникой, но дедушка дал ей прозвище Ђ«абаваї в честь героини богатырских былин, плем€нницы кн€з€ ¬ладимира. јвтор делает инопланет€н гуманоидами, которых можно пон€ть земному человеку, но ни в коем случае не людьми. ” них ина€ биологи€ и, например, равенство достигло таких высот, что вопрос Ђкакого ты пола?ї не имеет значени€ (очевидно, вне процессов размножени€). ѕо-иному могут выгл€деть чужие рассветы, инопланетные растени€, насекомые и животные, и автор устами дедушки «абавы вкратце по€сн€ет, от каких природных механизмов зависит така€ вариативность.

ƒети, оставшиес€ на космическом корабле дежурными, отлучаютс€ и станов€тс€ жертвами цветов-вампиров

—реди приключений детей (и высказываемой морали, конечно) есть место живым детал€м, благодар€ которым сказка тер€ет обычную дл€ своего времени схематичность. Ќапример, при виде того, как хищный €щер жестоко, кусками, пожирает траво€дного, один из мальчиков говорит, что не может на это смотреть, и просит уйти. ¬ другой момент дедушка расстраиваетс€ от того, что борода кажетс€ чем-то некрасивым инопланет€нам.

√уманоиды, обнаруженные земл€нами, жестоко воюют друг с другом. “е, что положительные (и исповедуют равенство) живут на погибающей старой планете и пытаютс€ колонизировать молодую, новую, без признаков разумной жизни. ќтрицательные (или, точнее, их арми€ и элита) стрем€тс€ этому помешать и полностью убили первую экспедицию из сорока тыс€ч учЄных. ј наши герои, конечно, пытаютс€ чем-то помочь хорошим Ч в меру своих обычных, очень человеческих сил.

¬ “ридев€том царстве

¬озможно, кто-то из читателей помнит эту сказку, где спортсменка и юна€ королева мен€ютс€ местами, по экранизации, но в фильме довольно много расхождений с книгой в детал€х. “ак, ќксане на самом деле семнадцать, и она Ч лыжница, а не фигуристка, и напарника-мальчика у неЄ нет. «а »забеллу еЄ принимают только потому, что увидеть в ней королеву очень-очень хочетс€ окружающим: ќксана мускулистее, у неЄ немного другие черты лица. ѕравда, волосы и глаза очень похожи и у обеих на коленке есть родинка.

¬ сказке »забелла хочет выйти замуж за простого парн€ и потому убегает, в фильме ей хотелось просто покататьс€ на коньках

¬ любом случае, оказавшись на месте девочки-королевы, ќксана узнаЄт обратную сторону политики и кое-что об основах экономики. —реди приключений с посещением привидений, погон€ми, поджогом самолЄта и бесконечными интригами придворных заходит речь о прожиточном минимуме, экономике колониализма, лоббировании интересов крупного бизнеса и о том, как мало может сделать порой даже самый добрый и прогрессивный государь Ч ведь насто€ща€ власть заключаетс€ не в титуле.

ќксане приходитс€ покинуть королевство »забеллы, так и не сумев устроить насто€щих реформ и чужом избежав заточени€ в психиатрической клинике. Ќе очень обычна€ концовка дл€ советской сказки.

¬еликолепный ѕапанов в роли злоде€-олигарха

 онечно, многих родителей может смутить Ђидеологизированностьї сказок √убарева, но люба€ сказка несЄт на себе отпечаток своей эпохи, и это, кстати, всегда хороша€ тема дл€ разговора с детьми. ј придратьс€ при желании можно к любой сказке. јстрид Ћиндгрен, например, совсем недавно серьЄзно упрекают в том, что в еЄ книгах содержитс€†пропаганда суицида, неуважение к отцам и другие грехи.

источник

25.04.2018




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку