-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2140


АМАЗОНКИ РУССКОГО АВАНГАРДА. АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА ЭКСТЕР (1882-1949). ЧАСТЬ I

Понедельник, 29 Марта 2021 г. 21:20 + в цитатник
ФОТО 1912  Экстер (ОРИГИНАЛ) (700x508, 61Kb)
Александра Александровна Экстер (урожденная Григорович). Фотография ок.1912 г.

Александра Александровна Экстер (1882-1949), художник, дизайнер, знаменитая представительница русского авангарда. Экстер была, пожалуй, самой экспериментальной художницей авангарда. Она свободно черпала вдохновение из других культур и источников, чтобы развивать свой собственный, уникальный стиль. В своей жизни она занимала самые разные должности: от работы в сельских ремесленных кооперативах в крестьянских общинах до ведущего театрального художника многих московских, петербургских, парижских и других театров своего времени.
В 1901-1903 и 1906-1907 гг. Экстер училась в Киевском художественном училище. На протяжении 1907-1914 гг. постоянно курсируя между Киевом, Москвой, Санкт-Петербургом, являлась проводником новых идей европейского искусства в среде русского авангарда. В Париже сблизилась с Пабло Пикассо, Фернаном Леже, Гийомом Аполлинером, также сотрудничала с итальянскими футуристами. Автор одной из первых статей в России о кубизме. После Октябрьской революции в 1924 г. эмигрировала во Францию.


1882 г.

Александра Александровна Экстер (урожденная Григорович) родилась 6 января (19 января по новому стилю) 1882 года в Белостоке Гродненской губернии Российской империи (ныне территория Польши) в семье акцизного чиновника Александра Авраамовича Григоровича. Отец по национальности был белорус, мать - гречанка.
1885-1886 гг.
Семья переезжает на Украину, где А.А. Григорович получил место помощника окружного акцизного надзирателя, поначалу в городе Смела (ныне Черкасская обл.), а затем в Киеве, в губернском акцизном управлении.
Детство и юность А. Экстер прошли в Киеве – городе, открытом для контактов с Западом, имевшем тесные связи с Краковом, Дрезденом, Мюнхеном, Веной и Парижем. Новости с Запада доходили до него так же быстро, как и до Москвы.

1892 г.

ФОТО Киев. Министерская Oльгинская женская гимназия 1 (700x466, 178Kb)
Дом в Киеве, в котором находилась Министерская женская гимназия на ул. Терещенковская, 4
(бывшая ул. Репина), где А.А. Экстер училась с 1892 по 1899 год. В 1909 году гимназия получила
название Св. княгини Ольги. Сейчас здесь расположено одно из подразделений Национальной
академии наук Украины.

В 1892 году отец определяет дочь Асю в Министерскую женскую гимназию Св. Ольги. В заявлении коллежский асессор А. Григорович пишет, что «желает определить в Киевскую Министерскую женскую гимназию дочь Александру, родившуюся в 1882 году января 6 дня и обучавшуюся дома, в число учениц».

1899 г.
В мае 1899 г. Александра получает аттестат об окончании гимназии. «Ученица 7 класса Киевской женской гимназии, вероисповедания православного, получает свидетельство на звание домашней учительницы 26 мая 1899 г.».

1901 г.

ФОТО Бывшее КХУ 2А (700x547, 170Kb)
Дом в Киеве, в котором располагалось Киевское художественное училище на Бульварно-Кудрявской улице, 2 (бывшая ул. Воровского), где А.А. Экстер училась с 1901 по 1906 год. Современная фотография.

В 1901 году Александра Григорович определяется как вольнослушательница в Киевское художественное училище.

1903-1905 гг.

ФОТО С мужем в Киеве 2 (700x511, 107Kb)
А.А. Экстер со своим мужем Н.Е. Экстер в Киеве. Фотография. 1900-е гг.

В эти годы Александра прерывает занятия в училище. Она выходит замуж за своего кузена - киевского адвоката Николая Евгеньевича Экстера. Поселяется в собственном доме Экстеров по ул. Фундуклеевской, 27, в мансарде которого устраивает свою мастерскую.
Мастерская становится излюбленным местом встреч творческой элиты города. В разные годы здесь бывали литераторы, художники, режиссеры: И. Эренбург, В. Шкловский, Н. Фореггер, A. Ахматова, Н. Гумилев, Г. Козинцев, С. Юткевич, Б. Лившиц, Д. Бурлюк, В. Чекрыгин и многие другие.

1900-е Натюрморт с фруктами, овощами, миской яиц и бутылкой молока. Х, м. 82 x 54cm. Кристис Лондон 2003. Прод. GBP 57,360 (456x700, 136Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Натюрморт с фруктами, овощами, миской яиц
и бутылкой молока. 1900-е гг. Холст, масло. 82 x 54 см. Аукцион Christie’s,
Лондон, 2003 г. Натюрморт продан за GBP 57.360 фунтов.

1901 Натюрм. с фруктами (Meyveli Natürmort). Х, м. ЧС. (525x700, 185Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Натюрморт с фруктами (Meyveli Natürmort). 1901 г.
Холст, масло. Частное собрание. Istanbulsanatevi.com.

1904 Кубистич. натюрморт.Б.г. Бум, гуашь. 27 x 19.5 cm. Аук 888 Auctions, ОН, Канада 2020. (504x700, 122Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Кубистический натюрморт. Бумага, гуашь. 27 x 19,5 см.
Аукцион 888 Auctions, Онтарио, Канада, 2020 г.

1904 Кубистич. натюрморт.Б.г. Бум, акв. 11,5х8 дюймов. Аук Nico Auctions, Greenville, DE, US 2013 (514x700, 151Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Кубистический натюрморт. Бумага, акварель. 30,7 х 20,3 см.
Аукцион Nico Auctions, Гринвилл, штат Делавэр, США, 2013 г.

1906 г.

А. Экстер возобновляет занятия в училище,
Наиболее авторитетным и влиятельным педагогом в училище был Н.К. Пимоненко.
B училище преподавали также художники B.К. Менк, И.Ф. Селезнев и др. Одновременно c Экстер учились
А. Лентулов, А. Архипенко, A. Богомазов.

1907 г.

В 1907 году А. Экстер совершает первую поездку в Париж. Художественная жизнь Парижа этого года отмечена двумя знаменательными событиями: большая ретроспективная выставка Поля Сезанна и первые выступления кубистов. В течение нескольких месяцев Александра посещает Академию Гранд Шомьер.
«…Экстер ничего не взяла от академического запада - ее кратковременное пребывание в парижской Académie de la Grande Chaumière кончилось скандалом, уже ставшим общем правилом для всякого незаурядного дарования. Маститый профессор, светский портретист (Анри Каро-Дельвай) возмутился колоритом Экстер, уже тогда не похожим на академические рецепты… Но зато самая атмосфера Парижа, как такового, с его музеями, выставками, мастерскими, журналами, книгами и тем особенным je ne sais quoi, которое придает ему столь артистический дух - все это научило ее ориентироваться в бурных течениях современной живописи и находить среди них свой собственный попутный ветер».
Художник Сергей Ястребцов, киевский друг Экстер, знакомит ее в Париже с Гийомом Аполлинером, Пабло Пикассо, Жоржем Браком, Максом Жакобом, Фернаном Леже. Позднее A. Соффичи знакомит ее с футуристами Ф.-Т. Маринетти, Дж. Папини.

1906-1907 Натюрморт с украинским мотивом. Х, м, темп. 27 by 35 cm. Аук МакДуглас Лондон 2008 (700x525, 192Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Натюрморт с украинским мотивом. 1906-1907 гг. Холст, масло, темпера. 27 х 35 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2008 г.

1907 Натюрморт с яблоками, грушами, апельсинами и лимонами. Х, м. 61х49,8 см. Кристис Лондон 2005 (573x700, 148Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Натюрморт с яблоками, грушами, апельсинами и лимонами.
1907 г. Холст, масло. 61 х 49,8 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2005 г.

1907 Натюрморт с бутылкой и фруктами. Х, м. 54 x 45.7 cm. Кристис Лондон 2004. Прод. GBP 71,700 (601x700, 159Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Натюрморт с бутылкой и фруктами. 1907 г. Холст, масло.
54 x 45,7 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2004 г. Натюрморт продан за GBP 71.700 фунтов.

1907 Натюрморт со сливами. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых2 (700x436, 163Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Натюрморт со сливами (и бананами). 1907 г. Холст, масло. 38 х 61 см.
Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых.

1908 г.

А. Экстер возвращается в Россию. Живет в Киеве, Москве, Петербурге.
Впервые выставляет свои работы на выставке картин, организованной киевским журналом «В мире искусств». В Москве знакомится с художниками Давидом Бурлюком, Hатальей Гончаровой, Михаилом Ларионовым.
Актриса Aлиса Коонен позднее вспоминала об Экстер: «По своему складу она была западницей, подолгу жила за границей - в Италии, в Париже, где училась живописи, была ученицей Фернана Леже, дружила с Пикассо. Ее муж был известный адвокат, жили они на широкую ногу. Правда, друзья Экстер - Давид Бурлюк и другие футуристы, часто у нее гостившие, вносили резкий диссонанс в светский тон их дома, но хозяин, уступая богемным привычкам жены, в ее жизнь не вмешивался и ничему не препятствовал».

1908 Натюрморт с вазой и цветами. Холст, масло 80,5х65 Государственный Русский музей (550x700, 184Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Натюрморт с вазой и цветами. 1908 г. Холст, масло. 80,5 х 65 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1908 году А. Экстер участвует в организованной Николаем Кульбиным «Выставке современных течений в искусстве» в Петербурге (кат. наз. «Швейцария»). Среди других участников: Б. Фердинандов, Л. Бакст, А. Бенуа, И. Билибин, А. Остроумова-Лебедева, E. Лансере, H. Калмаков, H. Кульбин, В. и Д. Бурлюки, А. Лентулов, Э. Спандиков, И. Школьник и др.
Совместно с Д. Бурлюком и Н. Кульбиным организует в Киеве выставку «Звено», на которой выставила несколько своих последних работ (Кат. Бретань; Сирень; Мертвая натура (2); Цветы; Швейцария (акварели); Энеадин (темпера); Париж; Вышивка; Подушки). Посетителям выставки раздавали опубликованную в виде листовки декларацию Д. Бурлюка «Голос импрессиониста в защиту живописи» - первое его «теоретическое» выступление.
Д. Бурлюк: «В начале января на «Стефанос» зашли A. Экстер и Давыдова. Я понравился тогда «видимо» Экстер. Она была молода и красива. Таким образом, зародилась выставка в Киеве. Ранее я съездил в Москву и привез оттуда через Ларионова картины москвичей… Выставка открылась в магазине Йиндржишека в Киеве и названа была «Звено». Александра Александровна выставила «Швейцарию». В ее холстах была зеленая холодность».

1909 Натюрморт. Холст, масло 24х21 Киевский музей русского искусства 2 (552x700, 213Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Натюрморт. 1909 г. Холст, масло. 24 х 21 см. Национальный музей
«Киевская картинная галерея» (б. Киевский музей русского искусства)

«А. Экстер начала с неоимпрессионизма, т. е. с чисто живописных исканий, которые благодаря разложению цвета на отдельные элементы обеспечивали наибольшую светлоту и воздушность колорита. Таковы были первые натюрморты и парижские пейзажи, а затем и большие панно ее, изображающие природу Швейцарии и Бретани. Уже в этих прозрачных светло-зеленых гармониях обнаружились декоративные наклонности художницы, ее забота об общем впечатлении, об «ансамбле» картины. Но пока еще этот ансамбль в силу дробности самой пуантилистскои манеры носил иллюзорный, узорно-кружевной характер» (Я.Тугендхольд).

H. Пунин: «Как известно, влияние французского искусства не только на русскую школу, но и на все мировое искусство тех лет, было не ограничено. Нет почти ни одного большого художника из тех, которые родились в последние десятилетия XIX века, который не был бы обязан Парижу своими наиболее сильными художественными впечатлениями в наиболее ответственный период творческого созревания».
В 1908 году в Киеве выходит книга Ольги Форш «Рыцарь из Нюрнберга», оформленная А. Экстер.

1908 ФОРШ, ОЛЬГА.- Рыцарь из Нюрнберга. Обл. и две илл. Экстер. Киев. Изд. Петр Барский (462x700, 192Kb)
Ольга Форш. Рыцарь из Нюрнберга. Повесть. Обложка и две иллюстрации А. Экстер.
Киев, Типография «Петр Барский», 1908г.

1909-1914 гг.

А. Экстер в эти годы живет в Киеве, Москве, Петербурге, подолгу бывает в Париже, где она снимает мастерскую - сначала на бульваре Распай, а затем на улице Буассонад.
«Очень знаменательно, что художница, столь современная по своим чувствам, живя в Париже, увлекалась музейными картинами Пуссена и старательно изучала их композицию. Этот перевес интереса к проблеме формы… за счет интереса к «живописности» определился в искусстве Экстер к 1910 году» (Я.Тугендхольд.).
В 1909 году Ф.-Т. Маринетти выступает с первым «Манифестом футуризма».

1909 г.

А. Экстер участвует в выставке «Венок-Стефанос» в Петербурге. Участники: В. Баранов-Россине, B. и Д. Бурлюки,
Н. Гончарова, М. Ларионов, А. Лентулов и др.

1909-1910 гг.

1909-1910 Натюрморт. Холст, масло 71 х 53,5 см. Серпуховской историко-художественный музей (501x700, 180Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Натюрморт. 1909-1910 гг. Холст, масло. 71 х 53,5 см.
Серпуховский историко-художественный музей, Московская обл.

Декабрь 1909 – июль 1910 г. А. Экстер участвует в «Интернациональной выставке картин, скульптуры, гравюры и рисунка» («Салон Издебского»), организованной скульптором B. Издебским: Одесса, Киев, Петербург, Рига (Кат. Цветы; Этюды). Участники: М. Ларионов, А. Лентулов, М.Матюшин, Ж. Брак, П. Пикассо, В. и Д. Бурлюки, В. Кандинский, Н. Гончарова, П. Боннар, В. Бехтеев, A. Кубин, Н. Крымов, А. Матисс, А. Марке, И. Машков, Г. Нарбут, О. Редон, А. Руссо, П. Синьяк, М. Вламинк, А. Явленский, Н. Кульбин и др. Экспонировались также детские. рисунки.
«…Несомненно талантливы и Гончарова, и Ларионов, и Лентулов, и Бурлюк, и г-жа Экстер, и целый ряд других менее заметных «сезаннистов» и «матиссистов». Но все они, за очень редким исключением, расточают свой дар как варвары… На Салоне Издебского следует отметить еще г-жу Экстер…» (С.Маковский).

1910 г.

1910 Морской вид. Бумага, цветной карандаш, акварель, тушь, кисть 17х21,1 Государственный Русский музей (700x556, 187Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Морской вид. 1910 г. Бумага, цветной карандаш, акварель, тушь, кисть.
17 х 21,1 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

А. Экстер участвует в выставке «Треугольник» в Петербурге вместе с Д. Бурлюком, Н. Кульбиным, Е. Гуро, М.Матюшиным и др.
Участвует в выставке картин общества «Союз молодежи» в Петербурге. В июне выставка открывается в Риге. Участники: В. и Д. Бурлюки, H. Гончарова, Л.Жевержеев, М. Ларионов, И. Машков, Д. Митрохин, Э.Спандиков, И. Школьник и др.
В Италии опубликован «Манифест художников-футуристов».

1910 Поле нарциссов. Иллюстрация к стихотворению В.Аренс Прогулка. Бумага, тушь, акварель17,0х21,2. Музей А.Ахматовой в Фонтанном доме. (700x571, 258Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Поле нарциссов. Иллюстрация к стихотворению Веры Аренс «Прогулка». 1910 г.
Бумага, тушь, акварель.17 х 21,2 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

А.А. Ахматова в письме к В.Я. Брюсову посылает стихотворение «Старый портрет» с посвящением А.А. Экстер:

«Сжала тебя золотистым овалом
Узкая старая рама,
Негр за тобой с голубым опахалом…
Стройная белая дама.

Тонки по-девичьи нежные плечи.
Смотришь надменно-упрямо…
Тускло мерцают высокие свечи,
Словно в преддверии храма.

Возле на бронзовом столике цитра,
Розы в граненном бокале.
В чьих это пальцах дрожала палитра
В этом торжественном зале?

И для кого твои жуткие губы
Стали смертельной отравой?…
Негр за тобою, нарядный и грубый
Смотрит лукаво…»
(Осень 1910 г. Киев)

Анна Ахматова вспоминала об Экстер: « Художница, из школы которой вышли все левые художники Киева».

1910-1911 Три Женские Фигуры (Александра Экстер и две ее подруги художницы Е.Прибильская и Н.Давыдова с собачкой на руках) (647x700, 172Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Три женские фигуры (Александра Экстер и две ее подруги художницы
Е. Прибильская и Н. Давыдова с собачкой на руках). 1910-1911 гг. Холст, масло 60 х 63 см.
Национальный художественный музей Украины, Киев.

Декабрь 1910 – январь 1911 г.

ФОТО Афиша выставки Бубновый валет, 1910-1911 (566x700, 185Kb)
Афиша Первой выставки картин «Бубновый валет». Москва, декабрь 1910 г.

В ноябре 1911 г. организуется общество художников «Бубновый валет». Члены-учредители: П. Кончаловский, А. Куприн, И. Машков, В. Рождественский. «Общество художников «Бубновый валет» имеет целью распространение современных понятий по вопросам изобразительных искусств. Район деятельности - город Москва. Для достижения указанной цели Общество имеет право устраивать в Москве: а) художественные выставки, и б) лекции, рефераты, курсы, музеи и. т. п.». Экстер вступает в члены общества и участвует в первой выставке картин «Бубновый валет» в Москве (Кат. Сосны; Nature mortes; Озеро; Пейзаж; Вечерний пейзаж). Участники: В. и Д. Бурлюки, B. Бехтеев, Н. Гончарова, П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, И. Машков, М. Ларионов, В. Кандинский, К. Малевич, Р. Фальк, А. Явленский и др.

1911 Мост в Севре и медонские высоты (Le pont de Sèvres et les hauteurs de Meudon). Х, м. 70.2x54 cm. Кристис Лондон 2005.£140-180 тыс. (598x700, 125Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Мост в Севре и медонские высоты. 1911 г. Холст, масло.
70,2 x 54 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2005 г. Эстимейт £140.000-180.000 фунтов.

«36 художников по числу карт в колоде объединились под вывеской «Бубнового валета» и решили «эпатироватьбуржуев» самоновейшими открытиями. Трудно теперь эпатировать нашего брата. «Видали виды!» Не стоило выставку городить, не стоило цветную капусту на холстах сажать. Знаем! Привыкли! «Не запугаете»!…но погодите: москвичи еще узнают «последнее слово», не в этом году, так в следующем они хлынут на выставку и раскупят всю колоду» (П. Перцов. Бубновый валет.-Новое время, 1910, 16 декабря).
«Уже на следующее утро газеты запестрели фельетонами, в которых на все лады склоняли все то же ошеломляющее название. Живописцы назывались «целой колодой бубновых валетов», «Не с чего - так с бубен!» - ВОСКЛИЦал один из фельетонистов «Русского слова». Эта беззастенчивая карта…напоминает скорее лечебницу для душевнобольных чем выставку художественных произведений» - вторил другой обозреватель…» (Г.Поспелов. О «валетах» бубновых и валетах червонных. - В сб. Панорама искусств. М., 1978)

1911 г.

1911 Охота (700x526, 165Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Охота. 1911 г.

А. Экстер участвует в выставке живописи и скульптуры общества художников «Московский салон» (Кат. Мальчик с вазой; Nature morte). Участники: Н. Гончарова, А. Голубкина, П. Кончаловский, И. Машков, К. Малевич и др.
Б. Лившиц: «Однажды вечером, когда я уже собирался лечь в постель, ко мне в дверь неожиданно постучалась Александра Экстер. Она была не одна. Вслед за нею в комнату ввалился высокого роста плотный мужчина в широком, по тогдашней моде, драповом, с длинным ворсом, пальто. Протянув мне непропорционально малую руку со слишком короткими пальцами, он назвал себя: - Давид Бурлюк. Приведя его ко мне, Экстер выполняла не только мое давнишнее желание, но и свое: сблизить меня с группой ее соратников, занимавших вместе с нею крайний левый фланг в уже трехлетней борьбе против академического канона. Он сидел, не снимая пальто, похожий на груду толстого ворсистого драпа, наваленного приказчиком на прилавок.
Держа у переносицы старинный с круглыми стеклами, лорнет-маршала Даву, как он с легкой усмешкой пояснил мне, - Бурлюк обвел взором стены и остановился на картине Экстер. Это была незаконченная темпера, intérieur, писанный в ранней импрессионистской манере, от которой художница давно уже отошла. По легкому румянцу смущения и беглой тени недовольства, промелькнувшим на ее лице, я мог убедиться, в какой мере Экстер, ежегодно живавшая в Париже месяцами, насквозь «француженка» в своем искусстве, считается с мнением этого провинциального вахлака» (Б. Лившиц. Полутораглазый стрелец)

1912 г.

1912 Вид Парижа 2 (700x441, 125Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Вид Парижа. 1912 г. Холст, масло.

В 1912 году А. Экстер участвует во второй выставке общества художников «Бубновый валет» в Москве (Кат. Охота; Благовещение; Nature morte; Пейзажи; Фрагмент; Nature morte). Участники: К.Ван Донген, А. Дерен, Р. Делоне, П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, А.Матисс, И. Машков, А.Мильман, П. Пикассо, Р. Фальк, Э.-О.Фриез, Э. Кирхнер, Г. Мюнтер, М. Пехштейн, А. Ле Фоконье, Ф. Марк, А. Макке, Ф. Леже, А.Глез, В. и Д. Бурлюки, Н. Кульбин, B. Кандинский и др.

1912 Мост (Севр) Холст, масло 145х115 см. Гос. музей украинского изобразительного искусства, Киев  (539x700, 153Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Мост (Севр). 1912 г. Холст, масло. 145 х 115 см.
Национальный художественный музей Украины, Киев.

1912 Пейзаж. Карт, акв. 40 x 32 cm. Аук The Bru Sale Gallery, Брюссель 2018 (525x700, 129Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Пейзаж. 1912 г. Картон, акварель. 40 x 32 см.
Аукцион The Bru Sale Gallery, Брюссель, 2018 г.

1912 Рисунок к картине Мост (Севр) Бумага, цветной карандаш 33,5х25 Собрание З.Кучеренко, Киев (511x700, 153Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз к картине «Мост (Севр)». 1912 г.
Бумага, цветной карандаш. 33,5 х 25 см. Собрание З. Кучеренко, Киев.

В Москве М. Ларионов устраивает выставку «Ослиный хвост». В конце 1911 года он вышел из «Бубнового валета». Внешний причиной раскола послужило желание П. Кончаловского, И. Машкова и др. организовать на основе выставки 1910 года Общество художников «Бубновый валет».
В Москве в Политехническом музее состоялись первые диспуты общества художников «Бубновый валет» о современном искусстве. С докладами выступили: Н. Кульбин («Новое искусство как основа жизни»), B. Кандинский («Эпоха великой духовности»), Д. Бурлюк («Кубизм» и «Эволюция понятия красоты в живописи кубизм»), М. Волошин («Сезанн, Ван Гог и Гоген как провозвестники кубизма»). П. Кончаловский: «Основывая «Бубновый валет», наша группа ничем не думала «эпатировать» буржуа, как теперь принято говорить. Ни о чем, кроме живописи, кроме решения своих задач в искусстве, мы не думали».

1912 Гавань Музей Людвига, Кёльн (700x454, 159Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Дьепп. 1912-1913 гг. Холст, масло. 129 х 200 см. (!) Музей Людвига, Кёльн.

1912 Композиция.  (Собр. Уманских, Украина) (429x700, 104Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Город. 1912 г. Холст, масло. 80 х 50 см.
Собрание семьи Уманских, Украина.

1912 Город. Бум, акв, гуашь, тушь, кар. 69 x 50.5 cm. Кристис Лондон 2005 (505x700, 150Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Город. 1912 г. Бумага, акварель, гуашь, тушь, карандаш.
69 x 50,5 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2005 г.

1912 Кубистич. обнага. Х, м. 149 x 108.9 cm. МОМА (522x700, 105Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Кубистическая обнаженная. 1912 г. Холст, масло.
149 x 108,9 см. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

В киевском журнале «Искусство» А. Экстер публикует статью «Новое во французской живописи». Экстер: «Эти художники (Ле Фоконье, Метценже, Глез) стремятся выражать свои намерения исключительно средствами одной живописи и не допускают между своим воспроизведением и восприятием зрителя никакого другого посредника, кроме линий, форм и красок… они решительно переходят от привычного для нас красочного равновесия к равновесию пропорций… Форма, как расчленение предмета на отдельные, упрощенные и синтезированные плоскости».

ФОТО Арденго Соффичи (1879-1964). Фотография 1900-1906 гг. (700x490, 78Kb)
Арденго Соффичи (1879-1964). Фотография 1900-1906 гг.

В 1910 в Париже Экстер сняла мастерскую, расположенную в доме 10 по улице Буассонад, в самом центре модного квартала Монпарнас. Личное обаяние и тонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. Она была вхожа в парижский салон Е.И. Эпштейн, русской ученицы Анри Матисса и подруги В.В.Кандинского и Сони Делоне, часто бывала у Сержа Фера (С.Н.Ястребцова), знакомого Экстер ещё по Киеву, спонсировавшего журнал «Парижские вечера», руководство которым он поручил Гийому Аполлинеру (1912–1914). Благодаря дружбе с Робером и Соней Делоне она познакомилась с искусствоведом и коллекционером кубизма Вильгельмом Уде и берлинским галеристом Хервартом Вальденом. Тогда же встретилась с итальянским художником-футуристом и искусствоведом Арденго Соффичи (1879-1964). В период «Парижских вечеров» между ними возникла бурная, но непродолжительная связь.

А. Соффичи. Натюрморт. 1914 г. Коллаж. Галерея Пегги Гуггенхайм, Венеция.  (546x700, 178Kb)
Арденго Соффичи (1879-1964). Натюрморт. 1914 г. Коллаж.
Галерея Пегги Гуггенхайм, Венеция.

A.Соффичи: «… наши встречи происходили в маленькой студии, которую Аисса имела на улице Буассонад дверь в дверь с мастерской моего друга, художника Charles Guerin. Почти всегда я заставал ее одетой в белую блузу, с палитрой в руках и погруженной в работу (…) Она была умна, но ее вкус был еще неустойчив. Она оказалась захвачена французским искусством так называемого авангарда, знала Леже, и он помогал ей кой-какими советами. Но ее собственное видение вещей и слабая техника напоминали постоянно плохую эстетику и живопись ее страны. Я по-дружески указывал ей на это и давал рекомендации, сообразуясь с моим собственным опытом. Она принимала их охотно, была мне благодарна… и постепенно исправлялась…Аисса была хороша собой, обладала веселым нравом, характером покладистым и живым одновременно (…) Часы, проведенные с ней (…) были полны спокойствия и радости».

1912-1913 Натюрморт. Х, м. темп, текстиль, коллаж. 50 by 35.5 cm. Аук МакДуглас Лондон 2008 (498x700, 211Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Натюрморт. 1912-1913 гг. Холст, масло, темпера, коллаж.
50 х 36 cm. Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2012 г.

1912-1913 Натюрморт. Холст, масло 49,8х35,7 Частное собрание (517x700, 128Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Натюрморт. 1912-1913 гг. Холст, масло. 49,8 х 35,7 см.
Частное собрание.

В 1912 году в Париже проходит большая выставка футуристов. В этом же году в Салоне Независимых Р. Делоне выставляет первые «симультанные» композиции.
В том же 1912 году А. Экстер участвует в 28-й выставке Салона Независимых в Париже вместе с другими русскими художниками - А. Архипенко, М. Шагалом, В. Кандинским, П.Кончаловским, И.Машковым и др.
Участвует в выставке кубистов «Золотое сечение» в Париже.

1913 г.

1913 Ваза с цветами. Холст, масло 79х100 Краснодарский краевой художественный музей (700x564, 137Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Ваза с цветами. 1913 год. Холст, масло. 79 х 100 см.
Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко.

В 1913 году А. Экстер участвует в выставках картин общества художников «Бубновый валет» в Москве. Участники: Ж. Брак, В. и Д. Бурлюки, А. Дерен, П.Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, И. Машков, А. Мильман, П. Пикассо, В. Рождественский, А. Руссо, П. Синьяк, В. Татлин, Р. Фальк, М. Вламинк и др.
Критик и поэт И. Аксенов: «Что до творчества А. Экстер, то его полемический период видимо кончился: композиция приобрела уверенную спокойность, несмотря на возросшую сложность; краски стали легче, живопись достигла тонкости, редко встречаемой в картинах наших художников. Наше время вынуждено силой вещей доделать оставленное предшественниками. Дорога исканий, уходящая в этом направлении широка, излучины ее многообразны, разветвления многочисленны: решений будет много. В числе их те, что связаны в нашем искусстве с именем А. Экстер, останутся примером смелости, свободы и тонкости».
А. Экстер вступает в члены общества художников «Союз молодежи».

1913 Кубофутуристическая композиция. (504x700, 136Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Кубофутуристическая композиция. 1913 г.

1913 Натюрморт (оригинал). Collage y óleo sobre lienzo. 68 x 53 cm. Музей Тиссена-Борнемисы (530x700, 180Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Натюрморт. 1913 г. Холст, масло, коллаж. 68 x 53 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

1913 Город (Киев). Холст, масло 88,5х70,5 Вологодская областная картинная галерея (2) (551x700, 171Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Город (Киев). 1913 г. Холст, масло. 88,5 х 70,5 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1913 Город ночью (Фундуклеевская улица). Холст, масло 88х71 Государственный Русский музей (559x700, 174Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Город ночью (Фундуклеевская улица). 1913 г.
Холст, масло. 88 х 71 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1913-1914 гг.

Ноябрь-январь. А Экстер участвует в выставке картин общества художников «Союз молодежи» в Петербурге (Кат. Киев; Фундуклеевская вечером; Сквер в Генуе; Лигурийское побережье). Участники: Н. Альтман, В. и Д. Бурлюки, А. Моргунов, М. Матюшин, К. Малевич, И. Пуни, О. Розанова, М. Синякова, Э.Спандиков, В. Татлин, П. Филонов, E. Гуро, В. Ходасевич, И. Школьник и др.

1913-1914 Городской пейзаж. Бум на карт, смеш. техн. 56x37 см. Аук Itineris, Милан 2018. Estimate €100,000 - €150,000 (472x700, 138Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Городской пейзаж. 1913-1914 гг. Бумага на картоне, смешанная техника. 56 x 37 см. Аукцион Itineris, Милан, 2018 г. Эстимейт €100.000 - 150.000 евро.

1913-1914 Генуя. 115 x 86,5 смКубистический интерьер. Музей Людвига, Кёльн (524x700, 199Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Генуя. 1913-1914 гг. Холст, масло. 115 x 86,5 см.
Музей Людвига, Кёльн. Из собрания Георгия Костаки.

1914 г.

Январь-февраль. По приглашению Н. Кульбина в Россию приезжает Ф.Т. Маринетти. Кульбин организует несколько выступлений Маринетти в Петербурге и Москве, и по его рекомендации Маринетти приглашает участвовать в футуристической выставке в Риме О. Розанову, А. Архипенко и А. Экстер.
Выходит сборник футуристов «Гилея» - «Молоко кобылиц» со стихами В. Хлебникова, В.Маяковского, В. Каменского
и с рисунками А. Экстер, Д. и В. Бурлюков.
А. Экстер принимает участие в оформлении «Первого журнала русских футуристов» (Москва, 1914).

1914 Первый журнал рус. футуристов (д.Бурлюк, Экстер, Каменский и др.) Обложка Владимира Бурлюка. МОМА (532x700, 77Kb)
Первый журнал русских футуристов (Д. Бурлюк, А. Экстер, В. Каменский и др.) Обложка
Владимира Бурлюка. Москва, 1914 г. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

В 1914 году А. Экстер участвует в очередной выставке картин общества художников «Бубновый валет» в Москве (Кат. Киев; Фундуклеевская вечером; Сквер в Генуе; Лигурийское побережье; Генуя; Nature morte; Цветы в вазе; Цветы; Москва; Эскиз движения города в плоскостях). Участники: Ж. Брак, А.Дерен, П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, K. Малевич, И. Машков, А. Мильман, Н. Удальцова, Р. Фальк, А. Ле Фоконье, М. Вламинк, А. Моргунов, П. Пикассо, Л. Попова и др.

1914 Москва. Синтетический город. Холст, масло 110х100 Собрание И. и Т.Манашеровых (637x700, 179Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Москва (Синтетический город). 1914 г. Холст, масло. 110 х 100 см.
Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых.

1914 Натюрморт. (595x700, 240Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Натюрморт. 1914 г.

1914 Натюрморт (Ваза с вишнями) Холст, масло 89х72 см. Государственный музей-заповедник Ростовский Кремль (588x700, 251Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Натюрморт (Ваза с вишнями). 1914 г. Холст, масло. 89 х 72 см. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ярославская обл.

Февраль – март 1914 г.

А. Экстер организует вместе с А. Богомазовым в Киеве выставку картин группы художников «Кольцо» (Кат. Nature morte; Город). Участники: A. Богомазов, Е. Васильева, С. Шор, Н. Шифрин, K. Мальцев, И. Рабинович, М. Денисов и др.
H. Кульбин: «На выставке есть ценные произведения Александры Экстер. О них я не буду много говорить, потому что они уже пользуются широкой известностью. Успехи Экстер в России, Франции, Италии - начало самостоятельной новой деятельности киевских живописцев. В ее произведениях убедительная, спокойная сила формы дружно соединилась с большими ценностями цвета и ритма».
Участвует в выставке группы М. Ларионова «№ 4» (футуристы, лучисты, примитивисты) в Москве (Кат. Прогулка в лесу; Город в круге; Киев; Генуя). Участники: М. Ларионов, Н. Гончарова, К. Зданевич, В. Каменский, М. Ле-Дантю, В. Чекрыгин, А. Шевченко
и другие.

1914 Натюрморт с яйцами. Холст, масло 88х70 Государственный Русский музей (3) (564x700, 154Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Натюрморт с яйцами. 1914 г. Холст, масло. 88 х 70 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1914 Вино. ЧС (700x560, 210Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Вино. 1914 г. Частное собрание.

А. Экстер участвует в 30-й выставке Салона Независимых в Париже (Кат. «Москва») вместе с русскими художниками - А. Архипенко, В.Барановым-Россине, В. и Д. Бурлюками, М. Шагалом, К.Малевичем, И. Пуни и др.

Апрель – май 1914 г.
А. Экстер участвует в Интернациональной свободной футуристической выставке картин и скульптуры в Риме (Кат. «Ритмы кафе»; «Светильники итальянского бульвара»; «Композиция с вазой и цветами»). Среди участников русские художники: А. Архипенко, Н. Кульбин, О. Розанова и др.

Май – июнь 1914 г.
А. Экстер участвует в выставке парижского Салона Независимых в Брюсселе (Кат. «Москва»).
Возвращается в Киев. Начало Первой мировой войны.

1914 Флоренция. Холст, масло 109,6 х 145,5 см. ГТГ. Из сообр. Г.Костаки (700x528, 165Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Флоренция. 1914 г. Холст, масло. 109,6 х 145,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Из собрания Георгия Костаки.

1914 Флоренция. АТТР. Б.г. без названия. Кол. Игоря Топоровского, Бельгия (700x466, 170Kb)
А.А. Экстер (1882-1949), атрибуция. Без названия (Флоренция). Коллекция Игоря Топоровского, Бельгия.

1914-1915 paysage avec maison (480x700, 113Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Пейзаж с домами. 1914-1915 гг.

1914-1915 Берег Сены. Холст, масло 80,5х64,5 Ярославский художественный музей (558x700, 148Kb)

А.А. Экстер (1882-1949). Берег Сены. 1914-1915 гг. Холст, масло. 80,5 х 64,5 см.
Ярославский художественный музей.

Из черновиков воспоминаний Анны Ахматовой о Модильяни: «Ася Экстер, которая дружила в Париже с итальянцем художником Соффичи и постоянно жаловалась на Г. Аполлинера (1914). Это она, показывая мне (в Киеве летом 1914 г.) какие-то парижские тряпки, сказала: «Мода зашла в тупик – дальше некуда - что-то должно случиться». «Что-то» не заставило приглашать себя дважды. Через месяц загремели пушки, и эпоха была кончена».
Участвует в выставке в пользу Лазарета Деятелей Искусства - Петроград. Художественное бюро Н.Е.Добычиной (Кат. 276. Nature morte). Участники: Н. Альтман, А. Бенуа, М. Добужинский, H. Кульбин, С. Судейкин и др.

1916 Каталог выставки в пользу Лазарета Деятелей Искусства. Петроград. (484x700, 222Kb)
Каталог выставки в пользу Лазарета Деятелей Искусства. Петроград, 1916 г. Обложка.

1915 г.

В 1915 году А. Экстер участвует в 1-й футуристической выставке картин «Трамвай В» в Петрограде (Кат. Флоренция (1); Флоренция (2); Парижские бульвары вечером; Синтетическое изображение города; Город; Цветы; Мертвая натура; Виноград в вазе; Ваза и бутылки; Мотивы витрин). Участники: И. Клюн, К. Малевич, А. Моргунов, Л. Попова, И. Пуни, О. Розанова, В. Татлин, Н. Удальцова и др.
После этой выставки у Экстер сложились привилегированные отношения с К. Малевичем. Он впустил ее в свою московскую студию летом 1915 года, когда в обстановке строжайшей секретности работал над своими первыми супрематическими картинами. По всей вероятности, их дискуссии о кубизме побудили Малевича концептуализировать свой окончательный взгляд на новое беспредметное искусство - супрематизм. Так Экстер впервые представила публике две абстрактные картины Малевича за несколько недель до первой выставки супрематической живописи на революционной выставке «0,10» в декабре 1915 года в Петрограде.

ФОТО 1915 Афиша выставки Трамвай В, Петроград (524x700, 155Kb)
Афиша 1-й футуристической выставки картин «Трамвай В». Петроград, 1915 г.

В том же 1915 году А. Экстер знакомится с Александром Таировым. Начинается их совместная работа над спектаклем «Фамира Кифаред» по пьесе Иннокентия Анненского в Камерном театре.
Из воспоминаний Алисы Коонен: «Как-то Александр Яковлевич (Таиров) был в гостях у Гончаровой и Ларионова. На следующий день, очень оживленный, веселый, он сообщил мне: - Я провел ночь с замечательной женщиной! Этой женщиной оказалась художница Александра Экстер, с которой он познакомился в тот вечер. Александр Яковлевич долго и горячо рассказывал мне о ней, он говорил, что почувствовал в ней художника, близкого его творческим поискам.
- Когда мы вышли на улицу, Экстер затащила меня к себе пить чай, - рассказывал Таиров, - а когда забрезжил рассвет, союз для нашей совместной работы был уже заключен.
…Через несколько дней я (сама) познакомилась с Александрой Александровной. Встреча произошла у Натальи Гончаровой. Эти две замечательные художницы, с которыми мне потом много приходилось встречаться и работать, были абсолютно контрастны и в то же время в чем-то схожи. Среди левых художников обеих их называли амазонками за тот воинствующий дух, который они неизменно проявляли во всех дискуссиях и спорах об искусстве» (А. Коонен. Страницы жизни).

1915 Натюрморт. Картон, масло, темпера, наклейки 68х53 Государственная Третьяковская галерея (536x700, 129Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Натюрморт. 1915 г. Картон, гуашь, масло, коллаж,
темпера, целлулоид. 68 х 53 см. Государственная Третьяковская галерея.

1915 Цветы и фрукты (521x700, 175Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Цветы и фрукты. 1915 г. Галерея «Орландо», Цюрих, Швейцария.

1915 Венеция. Х, м. 123 х 97 см. МСИ, Стокгольм (543x700, 160Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Венеция. 1915 г. Холст, масло. 123 х 97 см.
Музей современного искусства, Стокгольм.

1915 Абстрактная композиция. Б.г.  (composition-abstraite) (483x700, 110Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Абстрактная композиция (Composition abstraite).

1915 Композиция. Картон, гуашь, акварель, тушь, перо, кисть 53х33,5 Государственный музей театрального искусства, Киев2 (440x700, 95Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Композиция. 1915 г. Картон, гуашь, акварель, тушь, перо, кисть.
53 х 33,5 см. Государственный музей театрального, музыкального и киноискусства , Киев

Aлиса Коонен: «Мы с Таировым стали часто бывать у Экстер, иногда просиживали ночи напролет. Она была необычайно гостеприимна. В ее доме, так же как в ней самой, бросалось в глаза любопытное сочетание европейской культуры и украинского быта. На стенах, среди рисунков Пикассо, Леже и Брака, можно было увидеть украинские вышивки, пол был застлан украинским плетеным ковром, к столу подавались горшочки с грибами, баклажанной икрой, яркие майоликовые
блюда с фаршированными помидорами. Все эти закуски, так же как несравненные вареники, готовила знаменитая Аннушка, преданнейшая спутница всей жизни Александры Александровны, восхищавшая своим кулинарным искусством ее друзей и всю кубофутуристическую братию. Я с большой охотой бывала у Экстер. Там можно было встретиться с левыми художниками».

1915-1916 гг.
ФОТО Экстер 2 (450x443, 53Kb)
Александра Экстер. Фотография 1910-х гг.

Декабрь 1915 – январь 1916 г. А. Экстер принимает участие в организации выставки современного декоративного искусства в Москве в галерее Лемерсье. Вышивки и ковры по эскизам художников (Кат. Подушка; Шарф; Пояс; Мешок; Платок; Ширма; Вышивка для тюли; Скатерть; Зонтик; Халат; Эскизы; Для набойки; Скатерть; Вышивки).
Участники: К. Богуславская, Е. Прибыльская, И. Пуни, И. Рабинович, Г. Якулов, Е. Васильева, Н. Давыдова, К. МАЛЕВИЧ и др. Экспонировались также произведения П. Бромирского, М. Врубеля, А. Васнецова, А. Головина, К. Коровина, В. Поленова, Н. Сапунова, В. Серова, П. Трубецкого и др.

Искусствовед Ж.-К.Маркаде: «Она (Экстер) выросла на украинской почве, которая в этом столетии выдвинула так много женских талантов: речь идет о таких самобытных художницах, как Соня Делоне, чья палитра сияет всей цветовой гаммой украинских вышивок и расписных яиц; как Мария Синякова (из Харькова), чей примитивизм произошел из народных икон и печных изразцов, или Анна Старицкая (из Полтавы), коллажи которой пронизаны фантастическим и демоническим миром украинского фольклора. У Экстер футуризм перерастает в своего рода «барокко» (что также имеет украинские корни, так как барочная архитектура является одной из вершин в истории украинского искусства). Барочно-футуристический стиль составляет оригинальность творчества А. Экстер».

1915 Сумка по эскизу А. Экстер.. Частная коллекция. Выставка в галерее Проун. (557x700, 136Kb)
Сумка. Вышивка по эскизу А. Экстер. 1915 г. 18 х 14,5 см. Частная коллекция.
Выставка в галерее Проун, Москва.

Супрематизм ++. АТТР. Б.г. Х, М. 22 x 33 дюйм. Аук Helmuth Stone, Сарасота, Флорида, США 2018 (700x466, 117Kb)
А.А. Экстер (1882-1949), атрибуция. Супрематизм. Холст, масло. 55,9 х 83,8 см.
Аукцион Helmuth Stone, Сарасота, штат Флорида, США, 2018 г.

Супрематич. комп. ++ Карт, гуашь. 72х61 см. Subastas Galileo, Мадрид 2017 (624x700, 196Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Супрематическая композиция. Картон, гуашь. 72 х 61 см.
Аукцион Subastas Galileo, Мадрид, 2017 г.

В конце 1915 года на последней футуристической выставке «0,10» К. Малевич впервые выставил супрематические работы. В следующем году появляются его теоретические сочинения. Под влиянием идей Малевича Экстер обращается к беспредметной живописи.

1915-1916 Афиша выставки 0-10 (506x700, 111Kb)
Афиша Последней футуристической выставки картин «0,10» (Ноль-десять).
Петроград, 1915 г.

Предварительный просмотр, организованный Экстер, открылся в Москве 6 ноября 1915 года на «Выставке современного декоративно-прикладного искусства», так она называлась и проходила в галерее Лемерсье. Выставка выиграла от жизненной силы Экстер и ее модернистских связей, а также от финансовой поддержки Натали Давыдовой, художницы и близкой подруги Экстер из Киева, которая долгое время была покровительницей и пропагандисткой фольклорного декоративного искусства, а позже стала близкой последовательницей Малевича. Корни этой выставки в Москве можно проследить до Парижа, где весной 1914 года планировалось аналогичное мероприятие с целью обоснования нового кубофутуристического искусства» в жизни». Соня Делоне, Джакомо Балла и английские вортицисты уже сделали решительные шаги в этом направлении. Из-за начавшейся войны Франции пришлось ждать десять лет, чтобы выставка «Современного декоративного искусства» (Exposition des Arts décoratifs modernes) открыла свои двери в 1925 году. Экстер, вернувшаяся в то время в Париж, участвовала в этом мероприятии в качестве члена значительной русской секции.

ФОТО Экспозиция картин Малевича на выставке '0.10', Петроград, 1915  г (700x392, 96Kb)
Экспозиция картин Казимира Малевича на выставке «0,10» в Петрограде, 1915 г., где впервые
был представлен его «Черный квадрат».

K. Малевич: «Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение. Наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым. Исчезло все, осталась масса материала, из которого будет строиться новая форма. В искусстве Супрематизма формы будут жить, как и все живые формы натуры. Новый живописный реализм, именно живописный, так как в нем нет реализма гор, неба, воды…До сей поры был реализм вещей, но не живописных, красочных единиц, которые строятся так, чтобы не зависеть ни формой, ни цветом, ни положением своим от другой. Каждая форма свободна и индивидуальна. Каждая форма есть мир. Всякая живописная плоскость живее всякого лица, где торчат пара глаз и улыбка…» (К.Малевич. От кубизма и футуризма к супрематизму (новый живописный реализм). М., 1916.

1916 г.

1916 Каталог футуристической выставки Магазинъ, Москва. (480x700, 118Kb)
Каталог футуристической выставки «Магазинъ». Москва, 1916 г.

Март 1916 г. А. Экстер участвует в футуристической выставке «Магазинъ» в Москве (Кат. 82-88.***). Участники: Л. Бруни, И. Клюн, К. Малевич, А. Моргунов, Л.Попова, А. Родченко, В. Татлин, Н. Удальцова и др.
Родченко вспоминал: «Из других участников ко мне очень тепло отнеслась А. Экстер, которая была старше всех и имела уже имя, так как работала в Камерном театре. Она пробовала меня устроить тоже в Камерный, для чего познакомила с Таировым, но дальше этого не пошло. Она звала меня в гости как-то вечером я пришел, пили водку, и у нее сидел Тугендхольд».

ФОТО 1915 А. Экстер на выставке Трамвай В, Петроград (534x700, 171Kb)
Александра Экстер перед картинами Надежды Удальцовой «Ресторан» и «Скрипка»
на выставке «Магазинъ». Москва, 1916 г.

А. Экстер участвует в 24-й выставке Петроградского общества художников. Участники: В. Татлин, Л. Попова, Н. Удальцова, А. Родченко, К.Малевич, Л. Бруни и др. Помещает два офорта в посвященной ей книге И. Аксенова «Неуважительные основания» (Москва, издательство «Центрифуга»).
Готовит для издательства «Центрифуга» альбом гуашей «Разрыв. Движение. Вес»
(не был издан).

1916 И. Аксенов. М. Центрифуга, 1916. Тираж 200 экз. (442x700, 53Kb)
И.А. Аксёнов. Неуважительные основания. Москва, Центрифуга, 1916 г.
Тираж 200 экз.
Изданный на собственные средства в издательстве «Центрифуга» первый сборник стихов Ивана Аксёнова. В книгу вклеены два авторских офорта с акватинтой А. Экстер. Листы Экстер являются редкими примерами обращения русских футуристов к технике офорта.
1916 Илл. к книге Ивана Аксенова Неуважит. основания (408x525, 81Kb)1916 Неуважительные основания. Илл. для книги Ивана Аксенова. 35.7 x 26.7 cm. МОМА (394x525, 77Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Иллюстрации к книге Ивана Аксёнова «Неуважительные основания». 1916 г.

ЭСКИЗЫ КОСТЮМОВ К СПЕКТАКЛЮ «ФАМИРА-КИФАРЕД» ПО ПЬЕСЕ ИННОКЕНТИЯ АННЕНСКОГО.
МОСКВА, КАМЕРНЫЙ ТЕАТР, 1916 г.

В 1916 году А.А. Экстер выполнила росписи лестницы, вестибюля и портала сцены здания Камерного театра на Тверском бульваре. По эскизу А. Экстер сшит занавес Камерного театра и создала огромное количество эскизов к спектаклю «Фамира Кифаред».
Премьера спектакля «Фамира Кифаред» по пьесе Иннокентия Анненского состоялась 2 ноября 1916 года.

1916 Программа спектакля Фамира Кифаред (322x700, 100Kb)
Программа спектакля «Фамира-Кифаред».
Москва, Камерный театр, 1916-1917 гг.

1919 И. Анненский. Фамира Кифаред. Москва. Обложка. (522x700, 186Kb)
Иннокентий Анненский. Фамира-кифаред. Вакхическая драма. Обложка Н. Радлова,
концовки работы В. Белкина, Д. Митрохина, С. Судейкина. СПб., Изд. З.И. Гржебина, 1919 г.

1916 Афиша к спектаклю «Фамира Кифаред» по пьесе И.Анненского. Бум гр кар гуашь 100х70,8 ГЦТМ (506x700, 167Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Афиша к спектаклю «Фамира Кифаред» по пьесе
И. Анненского. 1916 г. Бумага, графитный карандаш, гуашь. 100 х 70,8 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1916 Эскиз занавеса и портала сцены Московского камерного театра. Бумага, графитный карандаш, акварель, гуашь, бронза 53х73,9. ГЦТМ (700x497, 167Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз занавеса и портала сцены Московского камерного театра. 1916 г.
Бумага, графитный карандаш, акварель, гуашь, бронза. 53 х 73,9 см. Государственный центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1916-1919 Фамира Кифаред (700x152, 47Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Фамира-Кифаред. Фризовая композиция. 1916 г. Бумага, тушь, кисть,
бронза, серебро. 62,5 х 336,5 см.

1918 Фризовая композиция Фрагмент. Бумага, тушь, кисть, бронза, серебро 62,5х336,5 (2) (700x362, 136Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Фамира-Кифаред. Фризовая композиция. Фрагмент (1). 1916 г.
Бумага, тушь, кисть, бронза, серебро.

1918 Фризовая композиция Фрагмент. Бумага, тушь, кисть, бронза, серебро 62,5х336,5 (3) (623x700, 175Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Фамира-Кифаред. Фризовая композиция. Фрагмент (2). 1916 г.
Бумага, тушь, кисть, бронза, серебро.

1916 Greeks (Costume design) (700x689, 149Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Древние греки. Эскиз костюмов. 1916 г.

1916 Вакханка. Б,гр кар, гуашь,тушь,кисть,бронза. 45х42 см.ЧС С.Шустер и Е.Крюковой (643x700, 134Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Вакханка. Эскиз костюма к драме И. Анненского «Фамира-кифаред». 1916 г.
Бумага, графитный карандаш, гуашь, тушь, кисть, бронза. 45х42 см. Собрание С.А. Шустера и Е.В. Крюковой.

1916 Вакханка. Б,гр кар, гуашь,тушь,кисть,бронза. 47,5х41 см. ЧС И.Эзраха (606x700, 129Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Вакханка. Эскиз костюма к драме И. Анненского «Фамира-кифаред». 1916 г.
Бумага, графитный карандаш, гуашь, тушь, кисть, бронза. 47,5 х 41 см. Частное собрание И.М. Эзраха,
Санкт-Петербург.

1916 Вакханка. Б.г. Карт, гуашь,тушь,кисть,бронза. 44,5х37 см. ЧС И.Эзраха (560x700, 110Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). 1916 Вакханка. Эскиз костюма к драме И. Анненского «Фамира-кифаред». 1916 г.
Бумага, графитный карандаш, гуашь, тушь, кисть, бронза. 44,5 х 37 см. Частное собрание И.М. Эзраха,
Санкт-Петербург.

1916 Вакханка. Б,гр кар, гуашь,тушь,кисть,бронза. 44,6х31,6 см. ГЦТМ (490x700, 131Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). 1916 Вакханка. Эскиз костюма к драме И. Анненского «Фамира-кифаред». 1916 г.
Бумага, графитный карандаш, гуашь, тушь, кисть, бронза. 44,6 х 31,6 см. Государственный центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1916 Нимфа. Б,гр кар, гуашь,тушь,кисть,бронза. 48,7х41 см. ЧС И.Эзраха (588x700, 132Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Нимфа. Эскиз костюма к драме И. Анненского «Фамира-кифаред».
1916 г. Бумага, графитный карандаш, гуашь, тушь, кисть, бронза. 48,7 х 41 см.
Частное собрание И.М. Эзраха, Санкт-Петербург.

1916 Менада. Б,гр кар, гуашь,тушь,кисть,бронза. 47,5х41 см. ЧС И.Эзраха (617x700, 139Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). 1916 Менада. Эскиз костюма к драме И. Анненского «Фамира-кифаред».
1916 г. Бумага, графитный карандаш, гуашь, тушь, кисть, бронза. 47,5х41 см. Частное собрание
И.М. Эзраха, Санкт-Петербург.

1916 Фавны. Б,гр кар, гуашь,тушь,кисть,бронза. 47,7х53 см. РГАЛИ (700x614, 131Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Фавны. Эскиз костюма к драме И. Анненского «Фамира-кифаред». 1916 г.
Бумага, графитный карандаш, гуашь, тушь, кисть, бронза. 47,7 х 53 см. РГАЛИ.

1916 Сатир. Б,гр кар, гуашь,тушь,кисть,бронза. 50,3х42,5 см. ГЦТМ (572x700, 118Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Сатир. Эскиз костюма к драме И. Анненского «Фамира-кифаред». 1916 г.
Бумага, графитный карандаш, гуашь, тушь, кисть, бронза. 50,3 х 42,5 см. Государственный центральный
театральный музей им.

Я.Тугендхольд: «Постановка «Фамиры Кифареда», несомненно, самое значительное событие московской театральной жизни в начале сезона. Я вовсе не хочу этим сказать, что спектакль оправдал все возлагавшиеся на него надежды - слишком своеобразен был замысел, слишком сложна драма Анненского сама по себе… Но. даже промахи спектакля интересны, а самый факт его значителен…».

ИСТОЧНИКИ

ФОТО 2003 Амазонки авангарда, 2003 (300x400, 50Kb)
Амазонки авангарда: Экстер, Гончарова, Попова, Розанова, Степанова, Удальцова.
Под редакцией Джона Э. Боулта и Мютью Дратта. Перевод с англ. Москва,
Издательство «Галарт», 2001 г. - Стр. 130-153. На обложке картина Л.С. Поповой
«Композиция с фигурами». 1913 г. Государственная Третьяковская галерея - Дар Георгия Костаки.

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Экстер,_Александра_Александровна
2. Александра Александровна Экстер. Энциклопедия русского авангарда
Рубрики:  Художники русского авангарда
Художники русского авангарда
Бубновый валет
Живопись
Художники русского зарубежья
Живопись
Объединение Союз молодежи
Живопись
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку