-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2188


ХУДОЖНИК БОРИС СЕРГЕЕВИЧ ЗЕМЕНКОВ (1902-1963). ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД

Вторник, 26 Ноября 2019 г. 18:49 + в цитатник
ФОТО Борис_Земенков (430x700, 73Kb)
Борис Сергеевич Земенков (1902-1963)

Борис Сергеевич Земенков (1902-1963) - известный русский график, живописец, художник книги, поэт, литератор и краевед. Учился в московском ВХУТЕМАСе (1918-1921), одновременно посещал студию стиховедения и слушал лекции В.Я. Брюсова, Андрея Белого. В 1919 г. участвовал на стороне Красной Армии в боях на Восточном фронте. Участвовал в деятельности общества «Старая Москва». В годы Великой Отечественной войны создал серию рисунков «Москва в ноябре-декабре 1941 года». Автор книг и статей о выдающихся деятелях культуры в Москве.


Экслибрис Б. С. Земенкова (474x700, 136Kb)
Ex Libris Бориса Земенкова.

Борис Сергеевич Земенков родился в 1902 году в Москве на Плющихе в семье служащего Московской государственной сберегательной кассы. В 1918 году поступил на графическое отделение Училища живописи, ваяния и зодчества (с 1920 г. ВХУТЕМАС), одновременно посещал студию стиховедения и слушал лекции В.Я. Брюсова, Андрея Белого, В.И. Иванова, увлекался левыми течениями в поэзии и живописи. С 1919 года - участник гражданской войны, в рядах Красной Армии сражался на Восточном фронте, был контужен.

Ещë до ухода на фронт Земенков примкнул к кружку Ипполита Соколова — группе экспрессионистов, издававшей произведения своих единомышленников, однако вскоре вышел из неё и перешëл в «Российское Становище Ничевоков» (С. Мар, Р. Рок, О. Эрберг и др.), провозгласивших лозунг: «В поэзии ничего нет; только – Ничевоки».
«Лица, замеченные в распространении аннулированных знаков поэзии или в подделке знаков Ничпоэзии (Ничевоческой Поэзии), подлежат суду Революционного Трибунала Ничевоков, в составе: Бориса Земенкова, Рюрика Рока и Сергея Садикова». Так начинался Манифест, а заканчивался словами: «Настоящий декрет 17-го апреля 1921 года подписан в Москве экспрессионистом Борисом Земенковым, перешедшим в Российское Становище Ничевоков и вошедшим в состав Творничбюро».
В 1922 году Земенков вошёл в Московское отделение Ордена Имажинистов, но после смерти С.А. Есенина отошёл и от имажинизма. В дальнейшем полностью посвятил себя живописи.

1924 Картина наз-ся 18 год. Бумага, тушь, акварель. 19 Х 23 см (в свету). Аук дом №1, 2018 (700x663, 173Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). «1918 год». 1924 г. Бумага, тушь, акварель. 19 х 23 см (в свету).
Аукционный дом №1, Москва, 2018 г.

1926 Сорок сороков. Б. Тушь. 22х33. ГТГ (700x437, 141Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Сорок сороков. 1926 г. Бумага, тушь. 22 х 33 см.
Государственная Третьяковская галерея.

1928 Для некурящих. Место неизвестно (700x504, 163Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Для некурящих. 1928 г. Бумага, тушь. Местонахождение неизвестно.

1920-е конец. Фары. 19х21 см. (700x650, 147Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Фары. 19 х 21 см.

ФОТО grottesco_Бум, см. техн. 28х23 см. Аук Pandolfini, Флореция, 2019 (656x700, 155Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Гротеск (Grottesco). Бумага, смешанная техника. 28 х 23 см. (в раме).
Аукцион Pandolfini, Флоренция, 2019 г.

1920-е конец. Москва. Эскиз афиши для конкурса балета. Бумага, гуашь, тушь, кисть. 28,4 х 21,7 см. Аук дом Егоровых, 2017 (518x700, 152Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Москва. Эскиз афиши для конкурса балета. Конец 1920-х гг.
Бумага, гуашь, тушь, кисть. 28,4 х 21,7 см. Аукционный дом Егоровых, Москва, 2017 г.

1920 Б. Земенков. Стеорин с проседью. Первая книга. Военные стихи экспрессиониста. М. Б.и. 1920. (444x700, 112Kb)
Борис Земенков. Стеарин с проседью (Военные стихи экспрессиониста). Первая книга. Москва, 1920-г. Обложка.
«Знаю завтра в цинизме,
Напудренный пошлостью не я, не сам,
Буду паясничать, повиснув на «изме»,
Скрыв души перемученный шрам»

В начале 1920-х гг. Б.С. Земенков выступал на поэтических вечерах в Политехническом музее и Доме печати, посещал литературные кафе «Домино» и «Стойло Пегаса», позднее изобразил их в серии «акварелей-воспоминаний», был знаком с Н.Н. Асеевым, С.А. Есениным, В.В. Маяковским, С.Д. Спасским и др. В 1920 году издал первую книгу стихов «Стеарин с проседью. Военные стихи экспрессиониста». За ней последовали «Корыто умозаключений (Экспрессионизм в живописи)» и «От мамы на пять минут» (обе 1920 г.)
В середине 1920-х гг. вошёл в объединение художников «Бытие», отвергавшее крайности авангардизма. В 1926 году участвовал в выставке «Бытия» (московские пейзажи «Сорок сороков», «Говорящие камни» и др.). В 1927-м выполнил «по заданию и коррективам автора» рисунки для поэмы конструктивиста А.Н. Чичерина «Звонок к дворнику».

1920 Земенков, Б.С. Корыто умозаключений (Экспрессионизм в живописи)  Борис Земенков. [М.], Аук дом Империя, 2013 (700x496, 106Kb)
Борис Земенков. Корыто умозаключений (Экспрессионизм в живописи). Без указания места и издательства.
Москва, 1920 г. Обложка и 1-я страница.

102914_2 (400x505, 69Kb)102914_17 (400x505, 68Kb)
Борис Земенков, Александр Краевский, Вадим Шершеневич. «От мамы на пять минут». Редактор Б. Земенков. (Книга стихов). «Фаршированные манжеты» ХОЛОДНО, XX-й век; без указания года и места издания на обложке и титульном листе. Москва, 1920 г.
Книга включает cемнадцать произведений: 7 стихотворений - Б. Земенкова, 9 - А. Краевского, а также знаменитую поэму-завещание В.Шершеневича «Я минус все» (впоследствии многие литературные критики часто сравнивали её с поэмой Сергея Есенина «Чёрный человек»).

БОРИС ЗЕМЕНКОВ
СЮДА
«Трескают снаряды, как хохол от гороха...
Удивительно смешно! "Звезды" - лилии в пруду...
Это можно, когда языком затыкают подобные пене шампанского пробкой - вздохи,
И пальцы проползают рудокопами, ищущими руду.
Курбеты передергиваний уже нечестней, чем недельный прогул.
Слышите! Мы - на фронте тогда успокоимся, когда голубиными крыльями сизого дыма
Восклицательные знаки вставятся над точками винтовочных дул.
А когда на бугристом, как луна на снимке,
Оштукатуренном пергаменте стенки
Парашютами одуванчиков запрыгают пули,
Разроются, раскроются новые ужимки.
Характерно расставятся прибывшими из Китая кули
Потому, что вы заиграли необходимой монетой о пристенок».
1919 г.

102914_5 (557x700, 85Kb)
Борис Земенков, Александр Краевский, Вадим Шершеневич. «От мамы на пять минут».
Редактор Б. Земенков. (Книга стихов). Москва, 1920 г.

102914_7 (583x700, 124Kb)
Борис Земенков, Александр Краевский, Вадим Шершеневич. «От мамы на пять минут».
Редактор Б. Земенков. (Книга стихов). Москва, 1920 г. Рисунок Б. Земенкова «СКРИП».

102914_14 (546x700, 107Kb)
Борис Земенков, Александр Краевский, Вадим Шершеневич. «От мамы на пять минут».
Редактор Б. Земенков. (Книга стихов). Москва, 1920 г. Рисунок Б. Земенкова «ГУДОК АВТО».

1920 Сидоров, Г. Ходули Стихи  Гурий Сидоров. - М. К-во при Всероссийском Союзе поэтов, [1920]. (470x700, 160Kb)
Гурий Сидоров. Стихи. Москва, Книжное издательство при Всероссийском Союзе поэтов, 1920 г.
В литографированной издательской обложке работы Б. Земенкова.

1930 Графика в быту. М. худ. изд. акц. о-во АХР, 1930.— 83, [1] с. ил.; 1813,2 см. (423x575, 117Kb)1930 Графика в быту. М. худ. изд. акц. о-во АХР, 1930.— 83, [1] с. ил (399x575, 65Kb)
Борис Земенков. Графика в быту. Художественное издательское акционерное общество АХР. Москва, 1930 г.
Обложка и титульный лист.
Теоретическая работа Б.С. Земенкова о советской декоративной графике. Эпоха военного коммунизма и НЭП по своему влиянию противопоставляются в ней друг другу. Также внимание уделяется требованиям первых лет сталинской эпохи (1928-1930 годы).

1930-е Из серии иллюстраций к произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1930-е. Бумага, акварель. Коллекция Мкртича Окрояна 1 (700x511, 120Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Из серии иллюстраций к произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина (1).
1930-е гг. Бумага, акварель. Коллекция Мкртича Окрояна.

1930-е Одиннадцать Иллюстраций Для Салтыкова-Щедрина, (700x511, 53Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Из серии иллюстраций к произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина (2).
1930-е гг. Бумага, акварель. Коллекция Мкртича Окрояна.

1930-е Из серии иллюстраций к произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1930-е. Бумага, акварель. Коллекция Мкртича Окрояна 3а (700x511, 143Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Из серии иллюстраций к произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина (3).
1930-е гг. Бумага, акварель. Коллекция Мкртича Окрояна.

1930-е Из серии иллюстраций к произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1930-е. Бумага, акварель. Коллекция Мкртича Окрояна 2 (700x510, 125Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Из серии иллюстраций к произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина (4).
1930-е гг. Бумага, акварель. Коллекция Мкртича Окрояна.

1930-е Из серии иллюстраций к произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1930-е. Бумага, акварель. Коллекция Мкртича 4Окрояна 3 (490x700, 96Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Из серии иллюстраций к произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина (5).
1930-е гг. Бумага, акварель. Коллекция Мкртича Окрояна.

1930-е Из серии иллюстраций к произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина .Господа Головлевы (700x462, 138Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Из серии иллюстраций к произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина.
1939 г. Господа Головлевы.

1930-е Из серии иллюстраций к произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина. Иудушка Головлев (491x700, 188Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Из серии иллюстраций к произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина.
1939 г. Иудушка Головлев.

1930-е Из серии иллюстраций к произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина. Конец  Иудушки Головлева. 1939 (700x457, 167Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Из серии иллюстраций к произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина.
1939 г. Конец Иудушки Головлева.

1930 Земенков, Б.С. Ударное искусство окон сатиры. М. АХР, (400x550, 110Kb)1930 Земенков, Б.С. Ударное искусство окон сатиры. М. АХР, (2) (390x550, 27Kb)
Борис Земенков. Ударное искусство Окон Сатиры. Художественное издательское акционерное общество АХР. Москва, 1930 г. Обложка и титульный лист.
Очерк посвящен деятельности «Окон сатиры» РОСТА в 1918-1922 гг. В качестве иллюстраций в книге использованы репродукции плакатов В. Маяковского, В. Лебедева, И. Малютина, М. Черемных, А. Нюренберга и др.

1930 Вл. Маяковский. Окно сатиры. (495x700, 148Kb)
Вл. Маяковский. «Окно сатиры». Иллюстрация из книги Бориса Земенкова
«Ударное искусство Окон Сатиры». Москва, 1930 г.

1936 Укрепляют своды. Бум, литография. 48,5 x 35,5 см. Аук дом Егоровых, 2018 (513x700, 172Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Укрепляют своды. 1936 г. Бумага, литография. 48,5 x 35,5 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2018 г.

1930-е нач. Мопровская установка в сквере, холст; масло, 45 х 53 см. Музей Москвы (700x591, 160Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Мопровская установка в сквере. 1930-е гг. Холст, масло. 45 х 53 см.
Музейное объединение «Музей Москвы».

1930Оформление советских карнавалов и демонстраций. Методич. пособие для изо-кружков города и деревни. 3 (700x541, 68Kb)
Борис Земенков. Оформление советских карнавалов и демонстраций. Методическое пособие
для ИЗО-кружков города и деревни. Художественное издательское акционерное общество АХР.
Москва, 1930 г. Разворот титульного листа.

1930Оформление советских карнавалов и демонстраций. Методич. пособие для изо-кружков города и деревни. М., художественное издательское акц. о-во (400x565, 116Kb)1930Оформление советских карнавалов и демонстраций. Методич. пособие для изо-кружков города и деревни. 2 (413x565, 69Kb)
Борис Земенков. Оформление советских карнавалов и демонстраций. Методическое пособие для ИЗО-кружков города и деревни. Художественное издательское акционерное общество АХР. Москва, 1930 г. Первая и последняя страницы обложки.

1930-е Натюрморт с садовыми гвоздиками. Бумага, акварель. 19,5 х 26,5 см (в свету) Аук дом №1, 2019 (700x515, 126Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Натюрморт с садовыми гвоздиками. 1930-е гг. Бумага, акварель.
19,5 х 26,5 см. (в свету). Аукционный дом №1, Москва, 2019 г.

1927 владычина-необычайная-01 (506x700, 94Kb)
Галина Владычина. Необычайная история об изобретении воздушного шара,
о великом ученом Монгольфье, о шелковой юбке и горящей жаровне. Рисунки Бориса Земенкова.
Государственное издательство, Москва-Ленинград, 1927 г. Обложка.
Весьма ироничная и даже сказочная интерпретация истории воздухоплавания - в книге Галины Владычиной «о великом ученом Монгольфье». Интересно, что Борис Земенков, сделавший иллюстрации для этой книги, частично «нарисовал» и сами тексты стихов - то, что сейчас можно делать в «артбуках». Вообще, среди тотальных лозунгов других книг, эта тоненькая, со вкусом нарисованная книжица - словно глоток свежего воздуха. Ну, не без примет эпохи…

владычина-необычайная-02 (506x700, 95Kb)
Галина Владычина. Необычайная история об изобретении воздушного шара,
о великом ученом Монгольфье, о шелковой юбке и горящей жаровне. Рисунки Бориса Земенкова.
Государственное издательство, Москва-Ленинград, 1927 г.

1928 владычина-поедем-01 (600x700, 122Kb)
Галина Владычина. Поедем-ка, друг, на жаркий юг. Рисунки Б. Земенкова.
Государственное издательство, Москва-Ленинград, 1928 г.

1939 Веселый слоник. Бум, смеш. техн. 30х41,3 см. Аук СОВКОМ (700x509, 123Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Веселый слоник. 1939 г. Бумага, смешанная техника. 30 х 41,3 см.
Аукцион СОВКОМ, Москва, 2018 г.

1928 Владычина, Г. Морское дно.  рис. Б. Земенкова (609x700, 161Kb)
Галина Владычина. Морское дно. Рисунки Бориса Земенкова. Государственное издательство,
Москва-Ленинград, 1928 г.

1939 Дорога в деревню. Бум, гуашь. 21х29,1. Аук СОВКОМ (700x513, 100Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Дорога в деревню. 1939 г. Бумага, гуашь. 21 х 29,1 см. Аукцион СОВКОМ,
Москва, 2018 г.

«Сквозные линии» у Бориса Земенкова пойдут на 30-40 лет вперед. Но одна – живопись – бесповоротно прервется накануне 1930-х годов. Финальный аккорд Земенкова-живописца «Новая Москва» (1929) – метафора бедлама на катастрофическом вираже истории России. В наэлектризованном зарядами цветовых противоборств, скосами плоскостей, синкопами ритмов города по вздыбленной мостовой, как в калейдоскопе, мечутся люди, Домики, авто и извозчики вовлечены в лихорадочный круговорот. После этого на рубеже 1920-х - 1930-х годов Б.С. Земенков перестал заниматься живописью.

1929 Новая Москва. Х.М.61.7х53.7 см. ЧС Москва (572x700, 237Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Новая Москва. 1929 г. Холст, масло. 61,7 х 53,7 см.
Частное собрание, Москва.

В годы Великой Отечественной войны Б.С. Земенков создал большую серию рисунков «Москва в ноябре-декабре 1941 года», плакаты для «Окон ТАСС»: «Кремль со стороны Манежной площади в ноябре 1941 г.», «Аэростаты на площади Свердлова в ноябре 1941 г.», «Баррикады на Смоленской площади, ноябрь-декабрь 1941 г.», «Манеж в декабре 1941 г.», «Домниковская улица. Дядя! Расскажи, как ты бил немцев», «Зенитное орудие на площади Свердлова, декабрь 1941 г.», «Кузнецкий мост. Окна ТАСС», «Московский университет после налета немецкой авиации. 1941 г.», «Земляной вал. Они бьют по жилым домам». 1941 г.» и др. Тогда же Б.С. Земенков написал статью «По литературной Москве, пострадавшей от фашистских бомб» (1942; не опубликована).

1941 Московский университет после налета немецкой авиации. 1941 год. Бум, акв, гуашь. Музейное объединение Музей Москвы (700x471, 150Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Московский университет после налета немецкой авиации. 1941 год.
Бумага, акварель, гуашь. Музейное объединение «Музей Москвы».

1941 Аэростаты на площади Свердлова в ноябре 1941 года. Бум, акв, гуашь. Музейное объединение Музей Москвы. (700x458, 88Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Аэростаты на площади Свердлова у Большого театра в ноябре 1941 года.
Бумага, акварель, гуашь. Музейное объединение «Музей Москвы».

1941 Москва в ноябре-декабре 1941 года. Кузнецкий мост. Окна ТАСС. Бум, акв, гуашь. Музейное объединение Музей Москвы (700x518, 118Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Москва в ноябре-декабре 1941 года. Кузнецкий мост. Окна ТАСС.
Бумага, акварель, гуашь. Музейное объединение «Музей Москвы».

1941 Баррикады на Колхозной площади. Декабрь 1941 года. Бум, акв, гуашь. Музейное объединение Музей Москвы (700x483, 97Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Баррикады на Колхозной площади. Декабрь 1941 года. Бумага, акварель, гуашь.
Музейное объединение «Музей Москвы».

1941 Кремль со стороны Манежной площади в ноябре 1941 года. Бум, акв, гуашь. Музейное объединение Музей Москвы. (700x489, 83Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Кремль со стороны Манежной площади в ноябре 1941 года. Бумага, акварель, гуашь.
Музейное объединение «Музей Москвы».

1941 Манеж в декабре 1941 года. Бум, акв, гуашь. Музейное объединение Музей Москвы (3) (700x490, 127Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Манеж в декабре 1941 года. Бумага, акварель, гуашь.
Музейное объединение «Музей Москвы».

1941 Баррикады на Смоленской площади, ноябрь-декабрь 1941. Бум, акв, гуашь. Музейное объединение Музей Москвы. (700x490, 116Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Баррикады на Смоленской площади, ноябрь-декабрь 1941 года.
Бумага, акварель, гуашь. Музейное объединение «Музей Москвы».

1941 Дом Голицыных на Волхонке, декабрь 1941г. (700x511, 119Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Дом Голицыных на Волхонке, декабрь 1941 года. Бумага, акварель, гуашь.
Музейное объединение «Музей Москвы».

1941 Баррикады на ул. Кирова в ноябре-декабре 1941. Бум, акв, гуашь. Музейное объединение Музей Москвы. (700x483, 102Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Баррикады на ул. Кирова в ноябре-декабре 1941 года. Бумага, акварель, гуашь.
Музейное объединение «Музей Москвы».

1941 Зенитное орудие на площади Свердлова, декабрь 1941г. (700x483, 126Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Зенитное орудие на площади Свердлова, декабрь 1941 года. Бумага, акварель, гуашь.
Музейное объединение «Музей Москвы».

1941 Домниковская улица. Дядя! Расскажи, как ты бил немцев. (700x501, 122Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Домниковская улица. «Дядя! Расскажи, как ты бил немцев». 1941 год.
Бумага, акварель, гуашь. Музейное объединение «Музей Москвы».

1941 Баррикады у жилого дома Известий у моста метро. Дек. 1941 г. Бум, акв, гуашь. Музейное объединение Музей Москвы. (700x497, 110Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Баррикады у жилого дома газеты «Известий» у моста метро. Декабрь 1941 года.
Бумага, акварель, гуашь. Музейное объединение «Музей Москвы».

1941 Надолбы у Смоленской площади. Ноябрь - декабрь 1941 года. Бум, акв, гуашь. Музейное объединение Музей Москвы. (2) (700x484, 98Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Надолбы у Смоленской площади. Ноябрь - декабрь 1941 года. Бумага, акварель, гуашь.
Музейное объединение «Музей Москвы».

1941 Постройка огневой точки у Кировских ворот. Ноябрь-декабрь 1941 года. Бум, акв, гуашь. Музейное объединение Музей Москвы. (700x481, 117Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Постройка огневой точки у Кировских ворот. Ноябрь-декабрь 1941 года.
Бумага, акварель, гуашь. Музейное объединение «Музей Москвы».

1941 Земляной вал. Они бьют по жилым домам. (700x484, 109Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Земляной вал. Они бьют по жилым домам. 1941 год. Бумага, акварель, гуашь.
Музейное объединение «Музей Москвы».

1946 Троицкое. Сумерки. Бум, гуашь. 30,2х41,5. Аук СОВКОМ (700x510, 131Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Троицкое. Сумерки. 1946 г. Бумага, гуашь. 30,2 х 41,5 см. Аукцион СОВКОМ, Москва, 2018 г.

Экспрессионистские парафразы на темы Гоголя, Гофмана, Салтыкова-Щедрина, Андрея Белого (с которым он, как говорили, был близко знаком), встали в один ряд с изданной в 1920 г. небольшим тиражом его книжкой «Корыто умозаключений (Экспрессионизм в живописи)». Подробности разворошенного быта полустанков прифронтовой полосы рядом с его военкоровским прошлым на Восточном фронте Гражданской войны. Участие в объединении «Ничевоки» и группе поэтов «Конструктивисты» стало плацдармом для многолетней деятельности Земенкова-литератора. Изобилующая деталями разруха городских окраин в картинах 1920-х годов, стала прелюдией к основному делу его жизни – «собиранию по крохам драгоценной мозаики прошлого» - воссозданию в акварелях по старинным чертежам облика памятных мест Москвы и Подмосковья. Как правило, он брал каких-то литературных героев, или деятелей литературы и культуры, выяснял все их места жительства в Москве, и все эти места жительства он реконструировал. В результате создана большая серия акварелей и «рисунков-реставраций» зданий, связанных с жизнью А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.В. Маяковского и других писателей, выполненных для Государственного Литературного музея и Музея истории и реконструкции Москвы.

1959  Б.С. Земенков «Памятные места Москвы». М, Изд. Моск. рабочий (400x600, 120Kb)1959  Б.С. Земенков «Памятные места Москвы». М, Изд. Моск. рабочий 2 (400x600, 62Kb)
Б.С. Земенков. Памятные места Москвы. Страницы жизни деятелей науки и культуры. Москва, Издательство «Московский рабочий, 1959 г. Обложка и титульный лист.

Здание Петровского театра Медокса на месте нынешнего Большого Театра. Выполнено в 1947 году по источникам Реставрация по чертежам, изданным Медок (700x518, 119Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Здание Петровского театра Медокса на месте нынешнего Большого Театра.
Выполнено в 1947 году по источникам: «Реставрация по чертежам, изданным Медоксом в 1797 году».
Бумага, акварель, гуашь. 31,5 х 43,5 см. Музейное объединение «Музей Москвы».

Пушкин - «План владения Волкова в Б. Харитоньевском переулке, где жил А.С. Пушкин в 1801 г.» (700x545, 110Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). План владения Волкова в Б. Харитоньевском переулке, где жил А.С. Пушкин в 1801 г.

1940-е Дом графа П.Л. Санти в Большом Харитоньевском переулке. Здесь с середины 1803-1807 г. жил Пушкин. Бум, акв, тушь. (700x517, 116Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Дом графа П.Л. Санти в Большом Харитоньевском переулке. Здесь
с середины 1803-1807 г. жил А.С. Пушкин. 1940-е гг. Бумага, акварель, тушь.

Пушкин - Дом В.Л. Пушкина, дяди поэта, на Ст.Басманной, 28. (700x466, 33Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Дом В.Л. Пушкина, дяди поэта, на Старой Басманной улице, д. 28.

Пушкин Дом в Б. Харитоньевском переулке, описанный А.С.Пушкиным в Евгении Онегине, так называемый Ларинский домик. (700x486, 90Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Дом в Б. Харитоньевском переулке, описанный А.С. Пушкиным в поэме «Евгений Онегин»,
так называемый Ларинский домик. 1940-1950-е гг.

ПуДом поэта Д.В.Веневитинова в Кривоколенном пер, д.4. Здесь в 1826 произошло знаменитое чтение только что вернувшимся из ссылки Пушкиным Бориса Год моск (700x497, 39Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Дом поэта Д.В. Веневитинова в Кривоколенном пер, д. 4. Здесь в 1826 году
произошло знаменитое чтение только что вернувшимся из ссылки А.С. Пушкиным «Бориса Годунова»
московским литераторам.

Декабристы - Дом Раевской на Петровке. (700x599, 50Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Дом М.А. Раевской на Петровке, д. 14 (перестроен). Здесь в январе 1821 года
происходил первый день московского съезда «Союза благоденствия» декабристов.
В настоящее время в доме № 14 по Петровке располагается Генеральная прокуратура Российской Федерации.
В бывших флигелях – различные магазины и конторы. До апреля 2015 года в доме № 16 находился Музей ГУЛАГа.

Декабрист - Дом № 25 по Гагаринскому переулку, где жил декабрист Свистунов. Бум, акв, гуашь. Музейное объединение Музей Москвы (700x509, 57Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Дом № 25 по Гагаринскому переулку, где жил декабрист Свистунов.
Бумага, акварель, гуашь. Музейное объединение «Музей Москвы».

Лермонтов - Вид владения Толя со стороны Сенного рынка (ныне Лермонтовский сквер), где родился М.Ю. Лермонтов. (700x504, 42Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Вид владения Толя со стороны Сенного рынка (ныне Лермонтовский сквер),
где родился М.Ю. Лермонтов.

Лермонтов - Дом К.Я. Костомаровой, на ул. Поварская, 8, где жил М.Ю. Лермонтов в 1827-1829 гг. Реконструкция Б.С. Земенкова. Дом-музей М.Ю. Лермонтова (700x487, 120Kb)
Дом К.Я. Костомаровой, на ул. Поварская, д. 8, где жил М.Ю. Лермонтов в 1827-1829 гг.
Реконструкция Б.С. Земенкова. Дом-музей М.Ю. Лермонтова, Москва.

Лермонтов - Дом, где жили Столыпины, Бахметьевы и др. Поварская ул., д. 11. Реконструкция Б.С. Земенкова. Дом-музей М.Ю. Лермонтова (700x503, 138Kb)
Дом, где жили Столыпины, Бахметьевы и др. Поварская ул., д. 11. Реконструкция Б.С. Земенкова.
Дом-музей М.Ю. Лермонтова, Москва.

Лермонтов - Дом Лопухиной на бывшей Поварской улице (ныне улице Воровского) - 24. Здесь в 1827 году жил М.Ю. Лермонтов. (700x513, 43Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Дом Лопухиной на Поварской улице (бывшей улице Воровского), д. 24.
Здесь в 1827 году жил М.Ю. Лермонтов.

Лермонтов - Дом Лопухиной, ул. Поварская, 24. Реконструкция Б.С. Земенкова. Дом-музей М.Ю. Лермонтова (700x505, 151Kb)
Дом Лопухиной, ул. Поварская, 24. Реконструкция Б.С. Земенкова. Дом-музей М.Ю. Лермонтова, Москва.

Лермонтов - Дом Лопухиных на ул. Б. Молчановка. Реконструкция Б.С. Земенкова. Дом-музей М.Ю. Лермонтова (700x522, 118Kb)
Дом Лопухиных на ул. Б. Молчановка. Реконструкция Б.С. Земенкова. Дом-музей М.Ю. Лермонтова, Москва.

Лермонтов - Дом Поливановых на ул. Б. Молчановка, д. 8. Реконструкция Б.С. Земенкова. Дому-музей М.Ю. Лермонтова (700x513, 152Kb)
Дом Поливановых на ул. Б. Молчановка, д. 8. Реконструкция Б.С. Земенкова. Дом-музей М.Ю. Лермонтова, Москва.

Лермонтов - Дом, где жил М.Ю. Лермонтов в 1830-1832 гг. (700x466, 29Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Москва. Дом, где жил М.Ю. Лермонтов в 1830-1832 гг.

Лермонтов - Здание Московского университетского пансиона, в котором учился М.Ю. Лермонтов. (700x550, 47Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Здание Московского университетского пансиона, в котором учился М.Ю. Лермонтов.
Пансион построен в 1791 г. Это был университетский благородный пансион - закрытое учебное заведение для дворянских детей, одно из лучших учебных заведений в России, ставшее центром общественной и литературной жизни Москвы.

Лермонтов - Здание Московского университетского пансиона, в котором учился М.Ю. Лермонтов. (2) (700x448, 155Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Здание Московского Благородного университетского пансиона, в котором
М.Ю. Лермонтов учился в 1828-1930-х гг.

Лермонтов - Московский Университет, в котором учился М.Ю. Лермонтов.  Бум, тушь, акв. Музей Москвы (700x470, 41Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Московский Университет, в котором учился М.Ю. Лермонтов. Бумага, акварель, гуашь.
Музейное объединение «Музей Москвы».

Б.С. Земенков в 1940-е и 1950-е годы публиковал в газетах и различных сборниках свои статьи и книги «Гоголь в Москве» (1954), «Памятные места Москвы» (1959), «Очерки московской жизни» (1962), «М.С. Щепкин в Москве» (1966) и др. Как краевед и москвовед Б.С. Земенков активно участвовал в деятельности общества «Старая Москва».
По рассказам В.Г. Лидина, Б.С. Земенков импровизировал фантастические истории, перемежая их с курьезами из жизни столицы.
«Он (Борис Земенков) вел по улицам и переулкам, и закоулкам, и руинам литературного или театрального прошлого Москвы, и, следуя за ним, мы погружались в историю литературы и театра, но в живом приближении».
(Владимир Лидин. «Борис Земенков»)

1954 Б.С. Земенков (1903-1963) Гоголь в Москве и др .С. Ю. Шокарев и Д. А. Ястржембский (400x630, 111Kb)1954 Титульный лист книги Б. С. Земенкова «Гоголь в Москве». (416x630, 81Kb)
Б.С. Земенков. Гоголь в Москве. Госкультпросветиздат, 1954 г. Обложка и титульный лист.

Гоголь - Дом, где в 1832 году жил С.Т. Аксаков (Большой Афанасьевский переулок, 12). Здесь начались первые литературные знакомства Н.В. Гоголя в Москве. (700x516, 40Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Дом, где в 1832 году жил С.Т. Аксаков (Большой Афанасьевский переулок, 12).
Здесь начались первые литературные знакомства Н.В. Гоголя в Москве.

Гоголь - Дом А. П. Елагиной в Хоромном тупике, 4, в котором Н. В. Гоголь читал «Мертвые души». Акварель Б. С. Земенкова (700x496, 124Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Дом А.П. Елагиной в Хоромном тупике, д. 4, в котором Н. В. Гоголь читал
«Мертвые души». Бумага, акварель.

Гоголь - Дом Перфильевых, в котором часто бывал Н. В. Гоголь (Большая Грузинская, 12). Акварель Б. С. Земенкова (700x486, 116Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Дом Перфильевых, в котором часто бывал Н.В. Гоголь (Большая Грузинская, 12).
Бумага, акварель.

Гоголь -Дом Высоцкого (находился на месте дома № 9 по Филипповскому переулку), в котором у Аксаковых в 1849–1851 гг. собирались Н.В. Гоголь, М.О. Бодянск (650x449, 80Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Дом Высоцкого (находился на месте дома № 9 по Филипповскому переулку),
в котором у Аксаковых в 1849-1851 гг. собирались Н.В. Гоголь, О.М. Бодянский, М.А. Максимович.

Гоголь -Здание Университетской типографии (ул. Пушкина №34). Здесь под наблюдением Гоголя в 1842 печаталось первое издание Мертвых душ и в 1851 1 и 2 ПСС (700x508, 45Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Здание Университетской типографии (ул. Пушкина, 34). Здесь под наблюдением
Н.В. Гоголя в 1842 году печаталось первое издание «Мертвых душ» и в 1851 году 1 и 2 тома его
Полного собрания сочинений.

Гоголь - Дом Мещеринова, в котором жили друзья и знакомые Н. В. Гоголя — О. М. Бодянский, Л. И. Арнольди, А. О. Россет (700x487, 111Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Дом Мещеринова, в котором жили друзья и знакомые Н.В. Гоголя -
О.М. Бодянский, Л.И. Арнольди, А.О. Россет.

Гоголь - Дом Самариных, в котором бывал Н. В. Гоголь. Находился на месте дома № 6 по Тверской улице. Акварель Б. С. Земенкова (700x468, 93Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Дом Самариных, в котором бывал Н. В. Гоголь. Находился на месте дома № 6
по Тверской улице. Бумага, акварель.

Гоголь - Особняк на Никитском бульваре, 7а, где прожил последние годы и умер Н. В. Гоголь. Акварель Б. С. Земенкова (700x495, 125Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Особняк на Никитском бульваре, 7а, где прожил последние годы и умер Н.В. Гоголь.
Бумага, акварель.

ФОТО Памятник Гоголю во дворе (491x700, 179Kb)
«Пессимистический» памятник Н.В. Гоголю во дворе дома на Никитском бульваре, 7а,
где он умер. Установлен в 1909 году, скульптор Николай Андреев. Ранее до 1952 года
находился на Гоголевском бульваре.

ФОТО Н.В. Гоголь. Барельеф на доходном доме Г. Е. Бройдо в Плотниковом переулке, 4-5. 1907 г. (525x700, 103Kb)
Н.В. Гоголь с музами. Барельеф на доходном доме Г.Е. Бройдо в Плотниковом переулке, д. 4/5.
Москва, 1907 г. Скульптор точно неизвестен (возможно Л.С. Синаев-Бернштейн). Считается, что первоначально фризы предназначались для Музея изящных искусств на Волхонке, но были отвергнуты И.В. Цветаевым из-за фривольного содержания.

Толстой - Дом Ростовых из Войны и мира. Музей Москвы (700x525, 128Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Дом Ростовых по роману Л.Н. Толстого «Война и мир», ул. Поварская, д. 52/55.

Толстой-Юсуповский работный дом в Б. Харитоньевском пер, куда полиция доставляла людей, задержанных полицией на ул-х Москвы за прошение милостыни. сюда п (700x507, 53Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Юсуповский работный дом в Б. Харитоньевском переулке, куда
полиция доставляла людей, задержанных полицией на улицах Москвы за прошение милостыни.
Сюда приходил Л.Н. Толстой в поисках своих сюжетов.

Чехов - Дом № 45 на Б. Якиманке, где жил А.П. Чехов. (700x602, 48Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Дом № 45 на Б. Якиманке, где жил А.П. Чехов в 1885-1886 гг.

Чехов - Флигель дома Фирганта на Дмитровке, где жил А.П.Чехов после приезда с Сахалина до покупки Мелихова. (700x511, 55Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Флигель дома Фирганта на Дмитровке, где жил А.П. Чехов после приезда
с Сахалина до покупки имения в Мелихово.

Маяковский - Гостиница Сан-Ремо в Салтыковском переулке, где жил В.В. Маяковский в 1918 году. (700x490, 67Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Гостиница «Сан-Ремо» в Салтыковском переулке, где жил В.В. Маяковский в 1918 году.

Маяковский Дом в Водопьяновом переулке, где жил В.В.Маяковский (700x511, 60Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Дом в Водопьяновом переулке, где жил В.В. Маяковский.

Маяковский - Дом, где жил В.В. Маяковский в 1926-1930 гг. (700x491, 56Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Дом, где жил В.В. Маяковский в 1926-1930 гг.

1950-е Шефский дом на Комсомольском проспекте (Союз писателей России. Бум, гуашь.) Гос истор музей, Мск (700x437, 118Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Шефский дом на Комсомольском проспекте, д.13 (ныне Союз писателей России).
1950-е гг. Бумага, гуашь. Государственный исторический музей, Москва.

ФОТО Участники_заседания_учёного_совета_Музея_истории_и_реконструкции_Москвы._1953 (700x457, 61Kb)
В Музее истории и реконструкции Москвы по случаю заседания учёного совета, посвящённого 100-летию
со дня рождения В. А. Гиляровского: (слева направо) В.М. Лобанов, Н.В. Гиляровская-Лобанова,
Б.С. ЗЕМЕНКОВ, Н.С. Ашукин, В.Г. Лидин, Л.А. Ястржембский. Москва, 16 декабря 1953 г.

Б.С. Земенков - художник-реставратор, много работал в жанре городского пейзажа («Булочная», «Огни города», «Дом с колоннами», «Новая Москва»), создал серию зарисовок памятных литературных домов в том виде, который они имели, когда в них жил тот или иной писатель.
Б.С. Земенков участвовал в коллективных выставках: 1939 г. - 6-я выставка МОСХ; Выставка иллюстраций к произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина, 1941 г. – К 100-летию со дня смерти М.Ю. Лермонтова. Персональные выставки «Литературный Петербург и Москва» Б.С. Земенкова прошли в Москве и Ленинграде в 1941 году.
Посмертные выставки: 1986 г. – Этапы большого пути, Третьяковская галерея; 1993 г. – галерея Капитани, Милан; 1994 г. – «20-30-е годы», Музей «Новый Иерусалим».

1950-е Московский фестиваль. Бум, тушь, кисть, гуашь, 28,5 х 22 см. Аук Рус эмаль, 2016 (511x700, 131Kb)
Б.С. Земенков (1902-1963). Московский фестиваль. 1950-е гг. Бумага, тушь, кисть, гуашь.
28,5 х 22 см. Аукцион «Русская эмаль», Москва, 2016 г.

Фотопортрет Б.С. Земенкова. 1963. (544x700, 116Kb)
Борис Сергеевич Земенков. Фотография 1963 г.

По крупицам, по адресу, по обрывку письма восстанавливал Земенков тающую Москву Л.Н. Толстого и Н.В. Гоголя. И что-то сохранил. Он жил в коммунальной квартире — «каюте», как он говорил. Она была забита папками, рукописями, рисунками. На людях он всегда был подтянут, с неизменной бабочкой вместо галстука. Отглажен и начищен, хотя костюм имел один единственный. Он был блестящий рассказчик и всеми своими открытиями с удовольствием делился. Он умер легко, внезапно, просто вышел покурить на балкон дачи.

Борис Сергеевич Земенков умер 12 октября 1963 года в Абрамцево Московской области.

Семья
Жена - Галина Леонидовна Владычина (1900-1970), поэтесса Серебряного века, писательница, драматург, киносценарист.

Работы Б.С. Земенкова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галерее, Государственном литературном музее, Музее истории Москвы, Музее «Новый Иерусалим», Тамбовской областной картинной галерее и Томском областном художественном музее.

ИСТОЧНИКИ:
ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x510, 99Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 359, 372-373.

ФОТО Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…». Из истории художественной жизни. 1925-1935.Москва, Издательство «Галарт», 2008 (504x700, 156Kb)
Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…». Из истории художественной жизни.
1925-1935. Москва, Издательство «Галарт», 2008 г. Стр. 127-129, 137, 496.

1. https://ru.wikipedia.org/Земенков,_Борис_Сергеевич
2. https://artinvestment.ru/auctions/36540/biography.html
3. https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2261584134064911
4. http://www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=1259



Рубрики:  Художники русского авангарда/Русский авангард
Русский авангард
Моя библиотека
Русские и зарубежные писатели и поэты
Метки:  
Понравилось: 4 пользователям

margareetta   обратиться по имени Пятница, 29 Ноября 2019 г. 18:38 (ссылка)
Слава44, благодарю вас за такой интересный и содержательный рассказ о художнике Земенкове! Понравились и иллюстрации к Салтыкову-Щедрину, и Москва 1941 года, и памятные места Москвы, так как интересуюсь архитектурой Москвы. Одна из интереснейших улиц - Поварская, как раз у него хорошо представлена.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Ноября 2019 г. 19:35ссылка
margareetta, Спасибо за отклик на Бориса Земенкова. У него очень много архитектурных зарисовок Москвы, я просто даже не все выложил. Нельзя объять необъятное, но можно просто поискать в Яндексе.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку