"Традиция - это передача огня, а не поклонение пеплу" |
"Традиция - это передача огня, а не поклонение пеплу"
_
Густав Малер.
Традиция — это когда на Литургии все причащаются, потому что Литургия служится для того, чтобы все верные,
которые находятся в храме, приступили к Святым Тайнам.
А «причащаться можно только тем, кто накануне исповедался» — это то, к чему нас приучили.
Это не традиция, это поведенческая вещь, которая не всегда приносит человеку реальную духовную пользу
и, более того может являться препятствием для причастия Святых Христовых Тайн.
Ты хочешь причаститься, а не можешь, потому что надо идти к аналою и что-то о себе говорить, а ты уже исповедовался недавно.
И человек либо не идет к Чаше, либо подходит на исповедь и начинает придумывать что-то, выжимать что-то из себя,
как из старой половой тряпки: «Ну что во мне еще грязного?», либо просто исповедуется формально.
Безусловно, это то, что традицией не является.
За всем этим «надо постоянно исповедоваться» мы забываем о том, что христианин по сути не должен быть грешником — в том смысле,
что ему не должны быть свойственны грубые, тяжелые грехи. Христианин — это тот, кто стремится к святости,
кто выбирает для себя путь борьбы с грехом.
Невозможно все время исповедовать путь борьбы с грехом, потому что есть вещи, которые находятся в процессе.
И человек в этом процессе должен время от времени дозревать до какого-то уровня, когда возникает потребность прийти на исповедь и покаяние как некий результат этой борьбы Богу принести.
А когда человек исповедуется постоянно, он начинает исповедовать не столько грехи,
которые он совершил и в которых он раскаялся, сколько мысли.
У меня в голове каждый день столько проносится разных мыслей, извините меня, и что теперь?
Все это запоминать и исповедовать?
Разве мысли перестанут приходить от этого в голову — осуждающие, скверные, развратные, пустые?
Необходимо изменение жизни.
А когда приходит какая-то ненужная мысль, я просто могу в этом попросить у Бога помощи:
«Господи, что-то я не о том задумался, помоги».
Нужно иметь свой собственный опыт и общения с Богом, и испрашивания у Него прощения, помимо того, что происходит в Таинстве Покаяния.
Ведь когда у нас появляется, к примеру, какая-то грязь на брюках, мы же каждый раз не бежим в химчистку?
Мы можем взять щетку и сами почистить какие-то небольшие загрязнения — и всё.
Конечно, я понимаю, как много людей сейчас возмутятся этими словами, потому что «привычка свыше нам дана».
«А что плохого в частой исповеди? — скажут многие.
— Лучше на всякий случай, а то вдруг…»
— А то вдруг…
Но ведь действительно человек должен задумываться о том, чтобы причаститься не в осуждение?
— Вопрос «не в осуждение ли?» не главный для человека, который идет к причастию, желая соединиться со своим Господом.
Он важный, но не первостепенный.
Если мы веруем, если мы члены Церкви, не надо идти к Чаше и думать:
«Ой, вдруг мне это сейчас будет в осуждение — я ведь то не дочитал, там не достоял, в том не доисповедался…»
На первое место эта мысль выходит тогда, когда причастие воспринимается как приобщение безличной страшной благодати,
которая действует на человека сама по себе и может его либо убить, либо чем-то хорошим и благим наполнить,—
а не как личная встреча с личным Богом — любящим, любимым, дорогим, которой ты жаждешь.
И дело здесь не в том, что эта мысль о причащении во осуждение приходит, а в этой подмене.
_
Протоиерей Алексий Уминский
#ПравославныйКатехизис
Рубрики: | торжество_православия/православный катехизис |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |