от Пасхи до Пасхи |
Вербное воскресенье — это воспоминание о входе Господнем в Иерусалим.
Основной смысл праздника — это попытки осмыслить происходящее:
иногда мы встречаем Бога всем сердцем, а потом от него отворачиваемся.
Те же люди, которые встречали Иисуса на входе в город,
срезали ветви пальм и стелили ему под ноги свои одежды, как царю, – они же через три дня кричали «Распни, распни!»
Вот и наша жизнь — такая же.
Вроде бы все — христиане по крещению, но часто поступаем совсем не по-христиански.
Поэтому этот праздник — повод всем нам задуматься о своей жизни.
Веточки вербы, которые мы приносим в свои дома, должны напоминать — как раз о том, что нужно постоянно помнить о Боге.
Сами по себе они, конечно, не имеют никакого мистического значения, но то, что ты приносишь из храма,
становится в какой-то степени святыней — отсюда и появляется благоговение.
Но не нужно наделять эти ветви никакими особыми свойствами.
Иначе получается уже магия, не имеющая отношения к христианству.
Люди должны прийти с вербой в храм, на службу — как на встречу со Христом.
Есть особая молитва на освящение вербы, именно благодаря ей простая веточка становится святыней,
напоминающей о нашем отношении к Богу.
Если просто купить вербу на улице и поставить дома, она не будет иметь никакого отношения к празднику, кроме символического.
Получается как будто выполнение плана: «Нужно поставить веточку». Но это не правильно.
Это то же самое, что пойти купаться в проруби в Крещение, но не бывать при этом в храме.
Когда вербу надо освятить?
В субботу, за вечерним богослужением — на всенощном бдении, причем в определенный момент.
Но мы понимаем, что не у всех есть возможность прийти в субботу,
священники идут на встречу и разрешают в течение воскресного дня всем приходящим тоже освятить веточки.
Потом вербные веточки можно хранить дома сколько угодно?
Обычно их хранят в течение года — до тех пор, пока не поставят вместо них свежие.
Их ставят рядом с иконами.
Когда вербы собираются менять, старые надо сжечь: следует относиться к ним с благоговением, а не просто как к мусору.
Это святыня, которая была в храме.
Тут примерно тот же принцип, что и со святой водой в Крещение.
Все это вещи, которые сопровождают нас в течение богослужебного года — от Пасхи до Пасхи.
Вход Господень во Иерусалим: Грустный праздник
Сегодня Церковь воспоминает Вход Господень во Иерусалим.
У нас – двунадесятый праздник! Странный, конечно, праздник. Христос входит в город, где Его убьют. Толпа, сошедшаяся, по замечанию евангелиста Иоанна, чтобы поглазеть на Воскресившего Лазаря, и есть толпа – отчего же в толпе не поорать «Осанна». Через пять дней та же толпа будет кричать «распни Его». Грустный праздник… Но раз праздник, нам надо ликовать и умиляться.
Вот два повода к умилению.
Первый: в наших богослужебных текстах, и сегодняшнего дня, и в продолжение всей Страстной Седмицы время от времени гимнописцы будут молитвенно радоваться: «злобные иудеи распяли Тебя, Господи – мы же благословим и превозносим Тебя во вся веки». Преп. Исаак Сирин дал как-то практический совет: «Если тебе плохо, вспомни, что есть люди, которым ещё хуже – и утешишься». Здесь то же самое: «Если ты грешник – вспомни, что есть и погрешнее тебя, и возликуешь».
Но ведь Евангелие – про нас. Ведь каждый из нас может оказаться в такой ситуации, когда сегодня он будет взывать «Осанна» Христу, а завтра распнёт Его – своими мыслями, словами, делами, отношением к ближнему… Одно дело – ликовать в толпе. Совсем другое – делать личный осознанный выбор за Христа, особенно когда Его бьют и осуждают на смерть. Тут и верный и горячий Пётр дал слабину… а мы ликуем: «Это не мы, это иудеи Тебя распяли, Господи, мы же благословим и превозносим во вся веки». А вот как раз может быть и не нужно «во вся веки». С «во вся веки» Господь Сам разберётся, воздавая каждому по делам его. А нужно нам здесь и сейчас блюсти себя, чтобы быть верным Христу; а если не находим в себе такой уж прочной верности – то, может быть, стоит и потише кричать «Осанну»…
А второй повод к умилению – ну как же, конечно: «неискусозлобные дети». Недавно слышал по «Радонежу» – проповедник весь изликовался: «чистые дети, злобные взрослые». Но вся беда в том, что дети-то вырастают. Сегодня их подносят к причастию – ах, милые крошки, как хороши! Вот семи-десятилетние детки стоят в храме – прямо ангелы, аж светятся! К Чаше подходят, ротик открывают, сердечко чистое… а вот шестнадцать-семнадцать – и те же детки такое вываливают на исповеди, что их по букве канонов лет на двадцать нужно отлучать… и это те ещё, кто до исповеди дошёл, а большинство – Церкви ручкой сделали. Злобные взрослые не из кого иного, как из чистых детей получаются. А мы всё ликуем…
Вот и урок нам, и упрёк от сегодняшнего празднуемого события. Поменьше бы нам ликовать, а побольше думать, чтобы со Христом быть. Может, подумав, и к делам перейдём – не только к делам выстаивания величайших служб в году, но и к жизни евангельской.
Чего и, в первую очередь, себе, и всем вам, дорогие братья и сёстры, от души желаю.
Аминь.
Рубрики: | торжество_православия/Вербное Воскресенье торжество_православия/праздник |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |