-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в —илуан_иеромонах

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.10.2017
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 3



ѕечально! ’удожник —орока. —амоубийство человека - всегда трагеди€. Ќи с чем несравнима€. » тоже ведь - ≈вангельска€ истори€. ¬ “верской губернии.

¬торник, 03 ќкт€бр€ 2017 г. 00:17 + в цитатник
÷итата сообщени€ TimOlya

—орока √ригорий ¬асильевич,1823 - 1864,крепостной художник.
 

 репостной художник √ригорий ¬асильевич —орока (1823 - 1864).

4723908_82228996_28 (385x20, 2Kb)

’удожник трагической судьбы.  репостной предводител€ двор€нства ¬ышневолоцкого уезда Ќикола€ ћилюкова, который был косвенно повинен в смерти живописца. Ќесчастна€ любовь к Ћидии, старшей дочери ћилюкова. ѕринудительный брак с крепостной. ∆естокое наказание за провинность, вследствии чего самоубийство в 40 лет...

oie_291839431YG4EYEw.jpg

√ригорий ¬асильевич —орока (¬асильев; «¬асильев сын»)
(1823 - 1864)
“ворческий путь —ороки был всего одно дес€тилетие (!), и достоверно известно лишь о 20 его работах.
 
√ригорий ¬асильевич —орока родилс€ 15 но€бр€ 1823 года. ¬ «ћетрической книге родившихс€ церкви села ѕоддубь€ ¬ышневолоцкого уезда “верской области» запись: «1823 год. Ќо€брь. „исло рождени€ 15. „исло крещени€ 19. ¬отчины ротмистра, помещика ѕетра »вановича ћилюкова у кресть€нина ¬асили€ —авельева родилс€ сын √ригорий; мать - ≈катерина »ванова, 34 года»
 
ƒетство
 
√ригорий второй ребенок в семье. —тарший - »ль€ (1818). ѕосле √ригори€ родились: ‘едось€ (1826), ≈вдоки€ (1829), ≈мель€н (1831), »змаил (1836).
 
’оз€ева —ороки двор€не ћилюковы происходили из крещеных татар. ¬ 1838 году состо€лс€ раздел владений ѕетра »вановича ћилюкова между сыновь€ми. ”садьба ќстровки и д. ѕокровское со ста кресть€нами отошла старшему сыну Ќиколаю ѕетровичу. “ак он стал хоз€ином семьи √ригори€ —ороки. ѕолучив наследство, Ќиколай ѕетрович вышел в отставку и обосновалс€ в ќстровках. «иму семь€ проводила преимущественно в ѕетербурге или в ћоскве.
 
¬скоре в ѕоддубье старани€ми Ќикола€ ѕетровича открылась одноклассна€ школа дл€ кресть€нских детей. ”чителем в школе стал св€щенник ¬асилий ћатвеевич ¬ладимиров – духовник художника јлексе€ √авриловича ¬енецианова, жившего по соседству. √ригорий посещал эту школу, и получил в ней первичные знани€ по «акону Ѕожьему, чтению, письму и арифметике. “огда же он получил свое прозвище «—орока» за бойкий и любознательный характер.
oie_291843517cRqY87T.jpg
 ресть€нский мальчик
***
 
1840 - 1845 годы
 
¬ 1840 году √ригорий —орока по »споведным книгам прихода еще числитс€ кресть€нином. ¬ состав дворовых людей он попал в промежуток между 1840 и весной 1842 года. ¬сего усадьбу в то врем€ обслуживало около 40 человек.
ѕриметил барин старание в крепостном - что увидит, об€зательно зарисует - и решил воспитать «придворного» живописца...
Ќу что ж, он добилс€ своего - художник оставил нам его портрет.  ак будто спокоен старик, а как всЄ же недобр, как скучен. Ѕрови что крыль€ орла-стерв€тника, рот тонкогубый, зло сжатый, нос клювом. √лаза цепки и холодны. Ќе пожалеет и заклюЄт. –уку помощи не прот€нет, а плетью по спине выт€нет. ƒа ещЄ таитс€ в глазах задумчива€ недобрость: не так ещЄ он властвует, как хотел... — того момента, как заметил помещик талант в своЄм казачке, началась меж ними нескончаема€ война...
 
oie_2918378M8iB02oj.jpg
«ѕортрет ѕ.».ћилюкова (отец помещика Ќ.ѕ.ћилюкова, хоз€ина √ригори€)»
***
¬ то же врем€ √ригорием был выполнен ещЄ один портрет - младшей дочери старика ћилюкова, сестры Ќикола€ ѕетровича - јнны ѕетровны ћилюковой (1818 - после 1850)
 
oie_29183812baKgINfz.jpg
«ѕортрет ј.ѕ.ћилюковой» прибл. 1840
***
oie_29195347hsmpW4T.jpg
ѕортрет ≈лизаветы Ќиколаевны ћилюковой, в замужестве Ѕерезиной
***
Ќо было в жизни —ороки и светлое - знакомство с јлексеем √авриловичем ¬енециановым. »м€ —ороки впервые возникает в письме ¬енецианова к ћилюкову от 24 апрел€ 1842 года, где он пишет о дальнейшей судьбе живописца и о его освобождении от крепостной зависимости. ќн неоднократно просил дать свободу —ороке, но ћилюков противилс€ этому, так как готовил √ригорию участь садовника.  ѕосле обучени€, отправл€€ —орокина обратно к барину, јлексей √аврилович писал: «¬озвращаю ¬ам вашего √ригори€ с приростом. ћоему плем€ннику ћише на эту станцию уже и не попасть».
 
ѕервой крупной картиной —ороки из сохранившихс€ была «√умно»
 
oie_2918422IRndFl0N.jpg
 
 
≈ще одна из первых картин – зимний пейзаж «‘лигель в ќстровках», ныне наход€ща€с€ в –усском музее
 
oie_29184219gBiqA6IG.jpg
ѕомещику все эти зан€ти€ живописью не очень нравилось, и он запретил часто бывать у ¬енецианова. ј потом и вовсе определил —ороку садовником - «знай, сверчок, свой шесток». Ћогика помещика пон€тна. “алантливый крепостной художник – это престижно, но должна же быть и практическа€ польза от дворового.  репостному заниматьс€ только творчеством - непозволительна€ роскошь. ј художник и садовник – вполне гармоничное сочетание.
 
ќчередна€ картина —ороки «¬ид на палисадник в усадьбе» - лучшее тому подтверждение. ∆елто-коричневый песок, голубое небо, белое п€тно ограды. ¬округ ни души — никем и ничем не нарушаемое безмолвие разлито во всем.
 
oie_29183837XYxGTuYk.jpg
 
¬енецианов утешал ученика: «...при садоводстве рисованье... принесЄт большую пользу, и рисованью — садоводство...»
 
¬ это врем€ и по€вилась скорбна€ складка на лбу у художника. ќна заметна и в «јвтопортрете» —ороки. јккуратно, волосок к волоску, причЄсан, в сюртуке, при галстуке. —амолюбива€ гордость соседствует с печалью спокойной, привычной, и с застенчивым простодушием.
 
oie_29183858u0wyzd6y.jpg
«јвтопортрет»
***
ѕортрет осталс€ в его семье, где хранилс€ более ста лет. ¬ 1976 году на открытии выставки, посв€щенной творчеству —ороки, правнуки художника передали его в дар –усскому музею.
 
¬ 1844 году во ¬сесв€тском, принадлежащем двоюродному брату Ќикола€ ѕетровича ћилюкова ¬ладиславу »вановичу, он пишет «ќтражение в зеркале». 
Ѕольшое зеркало в т€желой раме красного дерева. ѕеред ним жемчужно-бела€ ткань, моток ниток, поблескивающие ножницы, игольник, наперсток — уютные принадлежности домашнего тихого труда, которые зан€ли в картине главное место, отодвинув в глубину зеркала двух беседующих женщин.
∆енщины, изображенные на картине, совершенно не ощущают устремленного на них взгл€да художника, не позируют ему ни в коей мере. Ёта интимность их существовани€ становитс€ объектом изображени€ и эстетического наслаждени€
 
oie_2918434mGeP1HPe.jpg
 
–ади справедливости надо сказать, что в альбоме «»з истории реализма в русской живописи» под картиной есть небольшое по€снение: «Ќекоторыми исследовател€ми картина приписываетс€ кисти √.¬.—ороки. “ехнологическое исследование холста, грунта и красочного сло€, проведенное в –усском музее в 1974 г., не подтвердило этого авторства. ќднако некоторые особенности и стилистика картины — обыденность натюрморта, кресть€нский типаж, интерес к предметному миру, тщательность передачи натуры — позвол€ют отнести картину к произведени€м школы ¬енецианова».
 
ƒвадцати одного года отроду, в 1844 году он пишет ещЄ одну картину - « абинет в ќстровках»
 
«—резает» первый план и вводит зрител€ пр€мо в кабинет Ќикола€ ѕетровича ћилюкова в его имении. ƒлинные, обитые штофом диваны работы крепостных мастеров, католическое расп€тие, статуэтка Ќаполеона, «готический» чернильный прибор. Ќа конторских счетах отложен год исполнени€ картины.
—ид€щий на диване мальчик - дев€тилетний сын помещика  онон ћилюков. ≈му принадлежал альбом с портретными зарисовками милюковских кресть€н, выполненными —орокой в 1842 году.
 
oie_29184539xjynFvZ.jpg
«ѕортрет  онона ћилюкова»
 
oie_29184123ZlIUYMVN.jpg
 
 
1845 - 1847 годы 
 
 
¬ эти годы были написаны самые известные картины —ороки, «в наибольшей степени определившие его место в истории русской живописи», это пейзажи - «¬ид на плотину», «–ыбаки», «¬ид в имении —пасское», «¬ид в имении» (пропала в годы ¬еликой ќтечественной войны). Ќадо отметить, что местность, изображенна€ на полотнах, со времен —ороки почти не изменилась
 
Ќе просто картины – русский эпос. «Ќе миг, но ¬ечность».
oie_29184024rrWbC31B.jpg
«¬ид на плотину в имении —пасское» 1847
oie_29184144JQVQo3da.jpg
«–ыбаки»
oie_2918414PVGcxFtu.jpg
«–ыбаки. ¬ид в —пасском»
oie_29184046CWFjwVIh.jpg
«¬ид на усадьбу —пасское “амбовской губернии. ¬ид на озеро ћолдино»
oie_29192053CfMugBx6.jpg
 ¬ид на усадьбу «ќстровки» с Ѕольшого острова. 
***
 
¬ эти же годы —орока пишет портрет ¬енецианова – самое позднее его изображение.
» тем он особенно ценен дл€ истории искусства
oie_29183727pRFLOAw5.jpg
 
«ѕортрет ј.√.¬енецианова»
 
¬ это врем€ ¬енецианов работает над большим заказом – пишет двадцать икон дл€ иконостаса храма в “верском пансионе дл€ двор€нского юношества. —орока помогает учителю. ¬ письме 15 ма€: «√ригорий ваш у мен€ подвизаетс€. –ождество подмалевал ( орреджиево), теперь подмалевывает Ѕлаговещение с јльбана, а там будет писать ¬з€тие в небо богоматери ћуриллы...»
 
oie_29192418RfuV5hWj.jpg
« ’ристос, благославл€ющий детей»
oie_29192118Oi8I1oPA.jpg
 
—мерть учител€ и крах всех надежд
 
4 (16) декабр€ 1847 года в результате несчастного случа€ по дороге в “верь погиб любимый учитель.
¬енецианов не успел выпить чашку ча€, когда в дверь вошли кучер √ригорий Ћаврентьев и кресть€нин јгап Ѕогданов. «Ћошади готовы, јлексей √аврилыч. „то прикажете грузить?» «¬озьми чемодан с образцами, а больше вещей у мен€ нет». ќн обернулс€ к дочери, благословил; целу€, сказал: «Ќе провожай мен€, —ашурушка!». √ригорий вскочил на облучок, р€дом с ним сел јгап. ¬енецианов помахал дочери, и колокольчик зазвенел…  учер отпустил вожжи, и на ухабе его выбросило в сугроб. ќбезумевшие лошади летели все быстрее.  ибитку завалило набок и нещадно мотало во все стороны. ¬енецианов из последних сил сумел ухватить вожжи, но это только ухудшило дело — его поволокло по земле, удар€€ о деревь€. ѕосле особенно сильного удара перчатка соскочила с руки, и тело отбросило в сторону… ¬енецианов был мертв.
 
—о смертью учител€ —орока лишилс€ всех возможностей дл€ своего развити€, и пронзительное чувство печали никогда его больше не покидало. —вою тоску √ригорий выражает в пейзажах-идилли€х.
 
oie_2918403oUahL0vF.jpg
«¬ид на озеро ћолдино в усадьбе ќстровки» 1849
oie_29183923RLK0dtuw.jpg
«„асовн€ в парке в имении ќстровки» 1850
***
 
Ќесчастна€ любовь
 
¬ это же врем€ между Ћидией, старшей дочерью ћилюкова, и √ригорием вспыхнула страсть.
oie_291836132H1OoK22.jpg
«ѕортрет Ћидии Ќиколаевны ћилюковой» перва€ половна 1840-х
 
Ќо она не добавила счасть€. ¬ 1851 году, в возрасте 28 лет барин насильно женил √ригори€ на крепостной дворовой из села ќстровки јлександре Ќестеровой и перевез его в ѕокровское (в этом браке у него было двое детей, а Ћиди€ стала крЄстной матерью его старшего сына). ѕочти сразу после этого Ћидию Ќиколаевну выдали замуж за некоего полицейского ротмистра —афонова. (¬о втором браке была за Ќ.√. Ћевенталем, имела дочь Ќаталью, в замужестве  расенскую, к которой перешли ќстровки). Ћиди€ позже отравилась
 
—амоубийство
 
Ќевол€ и страсть к свободе перехлестнулись вокруг √ригори€ —ороки таким мучительным жгутом, разорвать который у него недоставало сил. —орока - вольный, гордый человек - раб, крепостной, частица владений помещика ћилюкова.
 
Ќежный человек, с израненной душой, с растоптанными надеждами...
 
oie_2919622XKDoCjrK.jpg
ѕортрет тверского краеведа ¬асили€ јлексеевича ѕреображенского
***
 
Ќиколай ћилюков был одним из противников освобождени€ кресть€н и выдвинул кабальные услови€ выкупа земли. —орока стал автором прошени€ кресть€н к јлександру II с жалобой на помещика. ∆алоба, естественно, до цар€ не дошла – попала в “верское губернское по кресть€нским делам присутствие. 5 апрел€ 1864 года художник был осужден на трехдневное заключение под стражу и телесное наказание, а 10 апрел€ «ходил задумавшись по деревне и не пь€ный» и вечером покончил жизнь самоубийством.
oie_2919515Vb8UX8JL.jpg
»нтерьер. ƒиванна€
oie_2919554Ebxw3xCe.jpg
»нтерьер. √остина€
***
 
¬ определении ¬ышневолоцкого уездного суда, составленном на следующий день, было сказано: «ќт чего —орока лишил себ€ жизни, никто ничего не знает, и полагают по приключившейс€ безумной задумчивости от пь€нства. ѕоведени€ покойный был тихого и скромного. ѕодозрени€ в нанесении насили€ никакого не за€вили, а положили, что смерть —ороки, последовала от неумеренного пь€нства и происшедшей от того грусти…» “аким образом, телесному наказанию —орока скорее всего не был подвергнут. ќднако дл€ «тихого» и «скромного» художника и прочих испытаний оказалось достаточно…
 
», как итог, забыта€ могила за оградой сельского кладбища. ¬едь раньше самоубийц не отпевали и на кладбище не хоронили.
 
 
4723908_82228996_28 (385x20, 2Kb)
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку