-Рубрики

 -Цитатник

МАКРАМЕ - (0)

Lady Boutique Series № 4796 - Macrame Jewelry 2019 Издательство: Boutique, Inc. Язык: япон...

ИРЛАНДСКОЕ КРУЖЕВО - (0)

Книга: 128 мотивов ирландского вязания (японский язык)   1.  2.  ...

Фаюмские портреты. - (0)

Фаюмские портреты музеев России. О фаюмских портретах не писал только ленивый - огромное колич...

Кельтские узлы и плетение. - (0)

Кельтские узлы и плетение   Ну очень хорошая книжечка)) Вдохновляйтесь))) ...

Китайские когти - Чжидзятао - (0)

Китайские когти - Чжидзятао     УРА! До меня, наконец, дошло как найти китайс...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии "Люблю тебя,Петра творенье..."
"Люблю тебя,Петра творенье..."
03:47 11.03.2017
Фотографий: 20

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Рустана

 -Подписка по e-mail

 


Архитектор Никонов

Суббота, 07 Ноября 2020 г. 17:22 + в цитатник

Архитектор Никонов: самый выдающийся зодчий русского стиля в Петербурге

 

Архитектор Никонов: самый выдающийся зодчий русского стиля в Петербурге

Сегодня я хочу поведать вам о творческом пути одного из самых видных архитекторов Санкт-Петербурга рубежа 19-20 веков, прошедшего долгий путь от обычного крестьянина из глухой деревни до главного архитектора русской православной церкви в Петербургской губернии. В творчестве Никонова излюбленным архитектурным стилем был неорусский (или псевдорусский) - зодчий умело использовал опыт древнерусских зодчих, перенося его на свои, более современные постройки.

Таким образом, Никонов подарил Петербургу множество красивейших церквей в русском стиле и несколько доходных домов, самым интересным из которых является так называемый "дом-пряник", известный любому жителю Северной столицы!

Для начала предлагаю обратиться к биографии Николая Никонова, а уже после этого приступить к рассмотрению самых выдающихся построек, созданных этим талантливым архитектором!Биография

Николай Никитич Никонов родился в 1849 году в маленькой деревушке Онофрево близ города Пошехонье в Ярославской губернии в семье обычных крестьян. Однако, в 23 года Никонов перебрался из своей деревни в Петербург (как он это сделал - история умалчивает) и, по всей видимости, загорелся идеей стать архитектором.

 
Николай Никитич Никонов, фото взято с сайта a-121.ru
 
Николай Никитич Никонов, фото взято с сайта a-121.ru

Самое удивительное, что у столь талантливого зодчего, одного из самых выдающихся мастеров русского стиля, не было академического образования! Конечно, он ходил в петербургскую Академию Художеств в качестве вольнослушателя (мог посещать занятия, но не допускался до экзаменов и практик), но воспринимать это как полноценное образование было бы странно! Впрочем, стоит отметить, что в те времена подобное было вполне возможно - в этом вопросе главным было даже не образование, а стремление к цели и врожденный талант человека (яркий пример - знаменитый московский архитектор-самоучка Фёдор Шехтель).

Именно эти две важные черты и были присущи Николаю Никитичу. Будучи вольнослушателем академии художеств, Никонов получил важные знания и приобрёл несколько полезных знакомств в сфере строительного дела. За счёт этого он смог попасть в помощники архитектора Монигетти. Этот опыт был очень важен для него, так как спустя буквально несколько лет Николай Никитич был задействован в достаточно крупной стройке - он принял участие в проектировании и возведении доходного дома Басина на площади Островского, в самом центре Санкт-Петербурга!

 
Дом Басина - первая серьёзная постройка, в проектировании которой принимал участие Николай Никонов
 
Дом Басина - первая серьёзная постройка, в проектировании которой принимал участие Николай Никонов

После этого карьера Никонова стремительно взлетела вверх. В 1886 году в Петербурге был построен первый храм по его проекту, а в 1893 году Никонов получил должность епархиального архитектора. Тут мне стоит пояснить: епархиальный архитектор - это зодчий, специализирующийся на строительстве церквей, хорошо разбирающийся в традициях и особенностях архитектуры русских православных храмов. Человека на эту должность определял епископ (то есть, глава местного отделения церкви). Таким образом, практически все заказы на возведение религиозных построек адресовались напрямую епархиальному архитектору без проведения конкурса. Николай Никитич занимал эту должность 13 лет: с 1893 по 1906 год. То есть, в это время Никонов был официально признанным главным зодчим русской православной церкви в столице России!

С поста епархиального архитектора Николай Никитич ушёл по собственному желанию: по всей видимости, зодчий хотел отойти от столь активной работы (епархиальный архитектор мог иметь по несколько заказов в год). А в 1910-х годах он переехал в Самару, где продолжил свою архитектурную деятельность, но уже не так активно, как в столице. Умер Никонов там же, в 1918 году.

После того, как я вкратце изложил биографию Николая Никонова, я хотел бы познакомить вас с самыми интересными и выдающимися постройками зодчего в Санкт-Петербурге!

Доходный дом Басина (в соавторстве с Басиным)

Дата постройки: 1878-1879
Адрес: Площадь Островского 5, переулок Крылова 7, метро "Невский проспект"

Сложно сказать, какую роль в проектировании дома Басина сыграл молодой Никонов: может быть, он был простым помощником уже состоявшегося на тот момент архитектора и заказчика в одном лице - Николая Басина, а, возможно (и это наиболее вероятно), именно Никонов спроектировал фасады "дома с петухами" (так его называют в народе из-за характерных узоров на фасаде).

 
Архитектор Никонов: самый выдающийся зодчий русского стиля в Петербурге
 

Почему я предполагаю, что автором внешнего вида здания может являться Никонов? Логика тут проста - всю жизнь Николай Никитич тяготел к русскому стилю, так что и своему первому творению он, вполне возможно, мог придать "русских" черт. А вот архитектор Басин, напротив, никогда псевдорусским стилем не увлекался, и его собственный доходный дом - единственная постройка такого рода в его практике.

 
Архитектор Никонов: самый выдающийся зодчий русского стиля в Петербурге
 

Кстати, дом Басина в Петербурге считается чуть ли не самым выразительным примером нарушения градостроительных норм: яркий и цветастый доходный дом напротив Александринского театра и целого ансамбля домов в стиле классицизм вокруг него.

 
Архитектор Никонов: самый выдающийся зодчий русского стиля в Петербурге
 

Впрочем, дом Басина прошёл проверку временем: спустя годы петербуржцы и гости города уже не воспринимают этот дом как ошибку, а относятся к нему как к интересному и очень красивому памятнику архитектуры.

Подворье Ново-Афонского Симоно-Канатинского Пантелеймоновского монастыря

Дата постройки: 1886-1888
Адрес: 2-ая Красноармейская улица 1, метро "Технологический институт"

Следующее творение Никонова может показаться вам не особо интересным (тем более если сравнивать его с домом Басина). Поясню: я добавил эту постройку в статью по двум причинам: во-первых, это здание является первым самостоятельным творением Никонова в Санкт-Петербурге, во-вторых, этот дом я очень хорошо знаю сам - в течении нескольких лет я ходил мимо него в университет и каждый раз я обращал на него внимание - удивительно узкий центральный фасад (выходящий на 2-ю Красноармейскую улицу) и необычная конфигурация внутреннего двора.

 
Архитектор Никонов: самый выдающийся зодчий русского стиля в Петербурге
 

На самом деле, изначально в этом здании не было ничего удивительного - просто сейчас понять задумку архитектора очень сложно. Дело в том, что раньше на углу 2-й Красноармейской улицы и Московского проспекта была расположена роскошная церковь, построенная Никоновым одновременно со зданием, которое мы можем видеть и в наше время.

 
Архитектор Никонов: самый выдающийся зодчий русского стиля в Петербурге
 

Таким образом, форма рассматриваемого нами дома объясняется его функцией - в прошлом оно являлось пристройкой к церкви, которую в советское время перестроили до неузнаваемости (сейчас в этом здании располагается бизнес-центр). Храм очень жалко, но спасибо, что хоть здание подворья не снесли - небольшое вкрапление русского стиля положительно сказывается на общем облике 2-ой Красноармейской!

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы и дом епархиального братства

Дата постройки: 1889-1893 и 1899-1900
Адрес: Боровая улица 52 и 52А, метро "Обводный канал"

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы является одним из ярчайших представителей неорусского стиля в архитектуре Петербурга, а также знаковым творением архитектора Никонова. Однако, ещё совсем недавно этот храм стоял в непотребном виде и был похож больше на руину, нежели на произведение искусства.

 
Так церковь Покрова Пресвятой Богородицы выглядела изначально. Фото взято с сайта citywalls.ru
 
Так церковь Покрова Пресвятой Богородицы выглядела изначально. Фото взято с сайта citywalls.ru

Данная церковь была построена в 1893 году на пожертвования прихожан и рабочих близлежащих заводов с целью развития церковно-приходских школ и церковного пения (эту роль выполняло здание епархиального братства, расположенное рядом с храмом).

Но всё изменилось после прихода к власти большевиков. В 1936 году церковь была закрыта, а её внешний вид изменён до неузнаваемости. Долгое время храм стоял в руинах. В советское время здание церкви приспособили под багетную мастерскую. В 1989 году здание храма было передано баптистам, в 2012 году ему возвратили его прежний статус православной церкви. И только тогда храм, наконец-таки, стали восстанавливать! А в декабре 2019 года церкви вернулись её прекрасные салатово-белые купола! Так что скоро она снова будет украшать довольно серый и мрачный район Лиговского проспекта южнее Обводного канала!

 
А вот так церковь выглядела в 1985 году (в таком состоянии она находилась вплоть до 2016 года). Фото взято с сайта pastvu.com
 
А вот так церковь выглядела в 1985 году (в таком состоянии она находилась вплоть до 2016 года). Фото взято с сайта pastvu.com

К сожалению, на момент написания статьи церковь всё ещё реставрируется. Но, надеюсь, к 2021 году её восстановят окончательно, и тогда я смогу дополнить эту статью фотографией уже отреставрированного храма!

 
Такой церковь можно было наблюдать в марте 2020 года (впрочем, так она выглядит и на время выхода статьи)
 
Такой церковь можно было наблюдать в марте 2020 года (впрочем, так она выглядит и на время выхода статьи)

Нельзя не обратить внимание и на дом епархиального братства, расположенный по соседству с церковью. Данное здание имеет внешний вид, довольно типичный для архитектуры Никонова - в нём ярко выражены черты неорусского стиля, а также соблюдена любимая цветовая гамма зодчего: красный и соломенно-желтый кирпичи.

Правда заметить это здание с Боровой улицы не так то просто - вид на него перекрыт стоящим по красной линии дороги двухэтажным зданием. Когда и зачем оно было построено - мне неизвестно, но выглядит это как локальная градостроительная ошибка.

В левой части фотографии вы можете видеть здание, перекрывающее вид на епархиальный дом
Ну а в целом хотелось бы выразить благодарность реставраторам церкви и людям, инициировавшим её ремонт - очень важно следить за столь выдающимися постройками и возвращать им первоначальный облик, ведь они являются настоящим украшением Санкт-Петербурга!

Церковь Шестоковской иконы Божией Матери Грузинского прихода

Дата постройки: 1895-1900
Адрес: Старорусская улица 8, Кирилловская улица 2

Ещё один очень красивый храм, выполненный в ярко-выраженном русском стиле (при проектировании церкви Шестоковской иконы Божией Матери Никонов вдохновлялся древними храмами Ярославля и Владимира).

Архитектор Никонов: самый выдающийся зодчий русского стиля в Петербурге
Расположен храм в довольно неприметном месте - в восточной части исторического района Пески - это, казалось бы, центральная часть Петербурга, но буквально в 200 метрах от церкви начинается глухая промзона. Так что туристов в этом районе вы вряд ли встретите, да и не всем петербуржцам известен этот прекрасный храм!
Очень интересной деталью церкви Шестоковской иконы Божией Матери является её колокольня: в ней Никонов напрямую отсылает нас к древнерусской архитектуре шатровых храмов - это видно по форме колокольни. Именно поэтому при внешнем рассмотрении здания, создаётся впечатление, что в Петербург его буквально перенесли из какого-нибудь древнего города вроде Владимира или Суздаля.Архитектор Никонов: самый выдающийся зодчий русского стиля в Петербурге
Кстати, название иконы, по которой был назван этот храм, произошло от слова "шесток". Этим словом именуют пространство между устьем и топкой в русской печке. Как это связано с иконой? А дело вот в чём: согласно официальной истории иконы, она была обретена на шестке печи в доме генерала Скрипицына в Москве. Уж не знаю, каким образом икона материализовалась в печке, чудо есть чудо. Другое дело - верить в него или нет. Так или иначе, название крупной церкви в Петербурге произошло от одной из составных деталей русской печки!Архитектор Никонов: самый выдающийся зодчий русского стиля в Петербурге
 

Доходный дом Никонова ("Дом-пряник")

Дата постройки: 1899-1900
Адрес: Колокольная улица 11, метро "Владимирская"

Пожалуй, самая известная постройка архитектора в Петербурге. Так называемый "Дом-пряник" фигурирует в большей части путеводителей по Санкт-Петербургу: ну а как иначе - такой необычный и выбивающийся из строгого облика центральной части Петербурга!

Доходный дом Никонова ("Дом-пряник")

Дата постройки: 1899-1900
Адрес: Колокольная улица 11, метро "Владимирская"

Пожалуй, самая известная постройка архитектора в Петербурге. Так называемый "Дом-пряник" фигурирует в большей части путеводителей по Санкт-Петербургу: ну а как иначе - такой необычный и выбивающийся из строгого облика центральной части Петербурга!

Архитектор Никонов: самый выдающийся зодчий русского стиля в Петербурге
 

В доме на Колокольной улице Никонов использовал всё характерные черты русского стиля. Не знаю, почему дом прозвали пряником, у меня он все ещё стойко ассоциируется с прекрасным русским теремом, "одетым" в кирпичную кладку. Ну а про различные декоративные детали здания можно говорить долго: всё-таки Никонов умел сделать фасад интересным и запоминающимся!

 
Весь фасад здания украшен разноцветными изразцами
 
Весь фасад здания украшен разноцветными изразцами

Удивительная и нехарактерная для других доходных домов Петербурга черта, присутствующая у доходного дома Никонова - это внешний облик двора, не сильно уступающий по красоте центральному фасаду здания.

Отдельного внимания заслуживает башенка Дома Никонова. Вы удивитесь, но она играет роль...черной лестницы! Да, эта башня была предназначена не для принцессы из сказок (впрочем, вряд ли принцесса решила бы обосноваться во дворе доходного дома в Питере, но всё же), а для прислуги, для обычного народа. Тут можно сказать только "браво" зодчему Никонову - даже утилитарным деталям своего дома он смог придать интересный и крайне необычный облик!

 
 

На самом деле, такой подход Никонова мне кажется правильным: да, большая часть людей не заходит во двор здания и видит лишь его фасад. Однако, придав двору уникальный внешний облик, архитектор (а по совместительству ещё и владелец дома) делает свою постройку гораздо более привлекательной для потенциальных квартиросъёмщиков. Ну а спустя годы, когда системы доходных домов в Петербурге больше нет, можно просто сказать спасибо Никонову за столь внимательный подход к оформлению внешнего вида своей постройки - приятно смотреть на это и в качестве туриста!

 
Одна из стен внутреннего двора. Откровенно говоря, выглядит она не хуже, чем центральные фасады у многих других доходных домов Петербурга
 
Одна из стен внутреннего двора. Откровенно говоря, выглядит она не хуже, чем центральные фасады у многих других доходных домов Петербурга

Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь

Дата постройки: 1900-1902
Адрес: Набережная реки Карповки 45, метро "Петроградская"

Свято-Иоанновский монастырь - один из самых красивых храмов в Санкт-Петербурге и самая интересная постройка Никонова (по моему субъективному мнению, разумеется).

Здание Свято-Иоанновского монастыря было возведено на берегу реки Карповки по инициативе одного из самых известных священников и проповедников своего времени, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Похоронен он здесь же - в усыпальнице монастыря.Архитектор Никонов: самый выдающийся зодчий русского стиля в Петербурге

Эта церковь - единственная религиозная постройка в архитектурной практике Никонова, выполненная не в русском стиле. Думаю, вы и сами заметили, что здание Свято-Иоанновского монастыря обладает всеми отличительными чертами византийского стиля: крупный центральный купол с завершением в виде полусферы, отсутствие ярко выраженной колокольни (псевдорусский стиль предполагает наличие отдельной колокольни, играющей роль архитектурной доминанты храма).

Церковь Казанской иконы Божией Матери в Зеленогорске

Дата постройки: 1910-1914
Адрес: Зеленогорск, Приморское шоссе 547

Церковь в Зеленогорске Никонов возводил уже после ухода с поста епархиального архитектора. По всей видимости, местный заказчик настолько сильно хотел видеть в Зеленогорске (отмечу, что в те времена этот город назывался Терийоки) церковь в русском стиле, что привлёк к её проектированию зодчего, который к тому времени уже, можно сказать, отошёл от дел.

 
Архитектор Никонов: самый выдающийся зодчий русского стиля в Петербурге
Последняя постройка Николая Никитича в Санкт-Петербурге получилась особенно монументальной и помпезной: чего стоит один только её купол, высота которого составляет целых 49 метров!

Но, помимо величественных размеров, церковь в Зеленогорске интересна и своим внешним видом. Никонов не стал отходить от привычных ему канонов неорусского стиля: резные наличники, белый цвет стен, отсылающий нас к "белокаменной" архитектуре прошлого, и т.д.

 
Архитектор Никонов: самый выдающийся зодчий русского стиля в Петербурге
К сожалению, столь высокое здание просто не могло не пострадать от обстрелов во время Великой Отечественной войны. Да и, как известно, после войны церкви восстанавливали крайне редко - вот и за спасение храма в Зеленогорске взялись только в 1970-х годах! Впрочем, Никонов возводил свои постройки "на века" - если их не взрывали намеренно, то они оставались целыми на протяжении долгих лет неправильной эксплуатации и отсутствия ремонта!

Утраченные церкви

Напоследок я предлагаю рассмотреть церкви, построенные Никоновым, и не дошедшие до наших дней. Пару таких примеров я уже приводил по ходу статьи, но там здание либо ремонтировалось (храм на Боровой улице), либо было перестроено, но сохранило хотя бы какие-то напоминания о своём прошлом (здание подворья на 2-ой Красноармейской).

Думаю, что рассказывать о них не имеет смысла - лучше продемонстрировать всё наглядно, в виде коллажей: на первой фотографии изображена церковь до сноса, на второй показано это же место, но уже в наши дни.

Подворье Старо-Афонского Свято-Андреевского мужского скита
Дата постройки: 1889-1893

Подворье Старо-Афонского Свято-Андреевского мужского скита на 5-ой Советской улице, фото взято с сайта pastvu.com

Церковь Святой Троицы
Дата постройки: 1890-1893

Заключение

К сожалению, творческое наследие Николая Никитича Никонова сильно пострадало в советские годы: как вы можете видеть, тенденции по борьбе с религией крайне отрицательно отразились на культуре России. Но, слава богу, в те годы не все храмы были уничтожены, так что в наши дни мы все ещё можем наслаждаться прекрасной русской архитектурой и, в том числе, творениями зодчего Никонова!

Серия сообщений " "Люблю тебя,Петра творенье..."":
Часть 1 - "Люблю тебя,Петра творенье..." - новая серия фотографий в фотоальбоме
Часть 2 - Архитектор Никонов
Часть 3 - Архитектор Косяков: автор самых красивых церквей Петербурга
Часть 4 - Архитектор Лишневский - самый "мистический" зодчий Петербурга
Часть 5 - В.О 1я линия,52
Часть 6 - Атланты Санкт-Петербурга



Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку